Системность в психологии это: 14. Принцип системности в психологии.

Содержание

14. Принцип системности в психологии.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представителигештальт-психологии(см.Гештальт). Представителипсихоанализасвязывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллектаЖ.Пиаже(см.Женевская школа генетической психологии). Внеофрейдизме, а также в символическоминтеракционизмесистема социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению кпсихикеиндивида.

Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин,Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессыобщения.

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами.  Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен      На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. 

Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма. (Петровский)

15. Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Виды направления взаимосвязи:

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Систематизация была придумана философами как методологический принцип. Его использовали на практике во время исследований задолго до того, как он был осмыслен и изучен в теоретическом плане.

Ученые и естествоиспытатели определяли системный подход как рабочий принцип науки, благодаря которому есть шанс обнаружить феномены, сделать важнейшие открытия. В разных науках принцип системности развивался по-разному.

Непоколебимая истина системного подхода в психологической научной области заключается в том, что все психические явления организовывают особую иерархическую систему, состоящую из элементов, которые получают новые свойства относительно ее целостности.

Развитие знаний о психике человека и его поведении повлияли на представление о системной природе психических процессов. В рамках взаимосвязанных событий материального мира психические процессы образуют функциональный организм.

Благодаря ему живые существа, в том числе и человек, способен гибко мыслить, быстро ориентироваться, общаться и действовать в постоянно изменяющемся мире.

Содержание

  • 1 Несистемные теории
  • 2 Как в психологии зародился принцип системности
  • 3 Системный подход в области психоанализа
  • 4 Для чего обращаются к принципу системности
  • 5 Осуществление принципа системности в психологии

Несистемные теории

Такой системный объект как психическая организация абсолютно независим и живет сам по себе.

В течение многих веков развития научного знания появлялись различные объекты теоретического багажа и концепты, которые объясняли строение этой организации, структурные части, из которых она состоит, их связность и координацию.

Цель научной мысли заключается в том, чтобы выстроить это знание по цепочке определенной логики, сложить из всех его частей целостную картину, которая удовлетворяла бы сам принцип системности.

Не каждый концепт способен на такое. Чтобы понять специфику научных знаний, принадлежащих к принципу системности, для начала стоит разобрать несистемные теории.

Существует несколько несистемных теорий

Существует несколько основных таких предшествующих системности теорий:

  1. Холизм. Фактор целостности для холизма – это что-то первичное, начало начал. Такую целостность в психологии представляли, затрагивая темы души и личности. Принцип данной теории заключается в том, что вне целостности пропадает и сама сущность. Душа, личность, сознание – ничто иное как системные целостности. Система научных знаний развивалась путем проведения анализов области явлений этих понятий, уровней организации и т.п.. Ложные версии о первоначалах таким образом постепенно разрушались.
  2. Элементаризм. По данной теории система состоит из определенных элементов. Во время взаимодействия между собой они наделяются новыми качествами и свойствами как части целого и теряют их, когда распадаются. Сущности этих элементов не измеряются целым. Элементаризм не интересует цельность системы. Каждый компонент системы по этой теории несистемности является самодостаточной величиной.
  3. Эклектизм. Эта несистемная теория сочетает в себе абсолютно несовместимые друг с другом идеи, положения и заменяет одни логические основания другими. Научные деятели во время своих исследований неравномерно собирают все больше фактической информации о личности, организме, индивиде и т.д.. В каждом исследовании выдвигаются свои результаты изучения непознанного. Таким образом возникла потребность собрать вместе все эти знания о параметрах объектов, которые сами по себе являются самодостаточным целым. Человек, например, – объект, который также является целостностью. Эклектизм зародила именно эта потребность в объяснении сути целостности при недостатке методологических средств.
  4. Редукционизм. В переводе с латинского означает отодвигание назад. Принцип данной несистемной теории заключается в том, что он сводит или сложные процессы и явления к простым, или целое к частям. Такое сведение и упрощение негативно влияет на системное объяснение целостности и сводит его на нет.
  5. Внешний методологизм. Методологию можно сравнить со скелетом внутри живого организма. Простейшие живые организмы носят свой скелет снаружи как устрица или улитка. Если его отделить, останется только малодифференцированная мякоть. Скелет внутри себя носят развитые животные и делают его опорой, влияя на каждое свое движение. Таким образом, высший методологизм, как скелет в организме, управляет каждым элементом научного знания, каждым мыслительным процессом и добыванием фактов.

Разобрав по полочкам все несистемные теории, далее будет проще проследить развитие концепций, повлиявших на развитие принципа системности и прогресс знания о психологии человека.

Как в психологии зародился принцип системности

Великие ученые, Бернар и Дарвин, вели поиски прямой зависимости ощущений человека от нервных клеток и волокон. Эти поиски были вполне успешны.

Ученые называли человека самоуправляемой машиной

В то же время Гельмгольц разрабатывал теорию цветного зрения и физиологической оптики.

Он, несмотря на свои прошлые утверждения о целостных образах внешних объектов, значительно изменил свое мнение в отношении к этим психическим феноменам.

В связи с этим немецкий физик, психолог и физиолог Гельмгольц выдвинул смелую гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение.

Ее смысл заключался в строении целостным сенсомоторным механизмом целостного психического организма. При том, что строится такой организм благодаря бессознательным умозаключениям. Это был важнейший толчок развития и утверждения принципа системности в психологии.

Знаменитый русский ученый – Иван Петрович Павлов, говоря о человеке как о системе, утверждал, что человек – это, конечно, система или, говоря грубее, машина, единственная по высочайшему саморегулированию, находящаяся в горизонте научного видения.

Метафора «машина» была очень популярна в период развития и триумфа механики. Еще с давних времен образ машины использовали для обозначения автоматизма работы системы.

Тем не менее до Сеченова Ивана Михайловича, знаменитого русского приборостроителя, медика и биолога, образ машины вызывал иные ассоциации, связанные не с механизмом, а с человеком, который приводил его в действие.

Говоря о «машинности мозга», Сеченов преследовал принцип саморегуляции. Этого же принципа придерживался и Павлов. Под образом машины они имели в виду устройство, которое оснащено сигналами.

Теории о том, что эти сигналы передают данные и информацию об устройстве, меняющие поведение системы и различающие свойства среды, в которой оно работает, подготовили почву для совершенно новых идей и концептов.

Именно эти идеи в дальнейшем и привели к разработкам информационных машин.

Системный подход в области психоанализа

Понятие «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, со временем было принято учеными за первичный психический процесс в классическом психоанализе.

Затем зародился концепт о защитных механизмах человеческой психики. Именно благодаря им здоровая личность может выживать в социальном мире без ущерба психическому состоянию.

Существовавшая в то время концепция о динамике нервных процессов торможения и возбуждения, базирующаяся на саморегуляции поведения человека, внезапно стала затрагивать другую сферу.

Ее трактовали на языке постоянного конфликта между биологическими силами, характеризующимися неукротимой сексуальностью, и социальными, заложенными с детства в отношениях с семьей.

Со временем эта идея стала основой для схемы строения психического аппарата человека, который состоит из трех конфликтующих между собой блоков: Оно – Я – Сверх-Я. Создал ту схему никто иной как Фрейд. Так и обстояли дела с системностью в психологии на то время.

Для чего обращаются к принципу системности

Перечислим несколько основных причин обращения ученых к данному принципу:

Историю психологической науки можно трактовать как историю поисков альтернативных вариантов асистемной концепции, связанной с природой психики и поведением человека.

Осуществление принципа системности в психологии

Как психологи реализовывают системный подход в своей отрасли? Давайте разберем несколько путей его реализации:

  • психологи рассматривают психические явления в качестве многомерных. Для таких явлений абстракция, которая реализуется их последовательным рассмотрением с какой-то одной стороны, не избавляет от возможности рассматривать психические явления и с других сторон;
  • рассмотрение психических явлений в нескольких аспектах. Сюда относят микроанализ и макроанализ, характеристика явления как части родовидовой структуры и качественной единицы системы;
  • психические явления рассматриваются учеными как иерархическая и многоуровневая система. Первостепенно важным условием грамотной саморегуляции системы является соподчиненность уровней, их автономия;
  • в системе психических явлений универсальной формы детерминации не существует. В большинстве случаев она рассматривается учеными в разных вариациях: биологическая и социологическая детерминация, казуальный и неказуальный типы связей и т. п.;
  • построение пирамиды множественности отношений, в которых человек существует. Это построение влечет за собой разнопорядковость и кооперацию с другими научными знаниями;
  • осуществление принципа развития. Он влияет на разрешение противоречий между системами и подсистемами, условиями и причинами и другое.

В ученых кругах существуют расхождения на тему реализации данного системного подхода в психологии. Ведутся споры и однозначного ответа пока еще никто не смог дать.

Принцип системности сыграл огромную роль в развитии не только психологии, но и биологии, психоанализе, нейропсихологии и даже медицине.

Саму по себе системность можно назвать принципом научного знания, который настаивает на исследовании различных явлений в зависимости от их внутреннего целого.

Известный афоризм «целое больше своих частей» долгое время вызывал массу вопросов не только философского характера, но и конкретно-научного.

Ответы на такие вопросы сподвигают выяснить, какие критерии способствуют из огромного множества явлений обособлению категорий объектов, обладающих системным характером.

В этом видео вы узнаете о системном подходе в бизнесе:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Системная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Системная психология — раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах. Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, при котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе.

Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 вида системной психологии
  • 4 Связанные поля
    • 4.1 Теория экологических систем
    • 4.2 Эргономика
    • 4.3 Семейная системная терапия
    • 4.4 Организационная психология
    • 4.5 Теория управления восприятием
    • 4.6 Психология процессов
    • 4.7 Психосинтез
    • 4.8 Системная терапия
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Системная психология изучает поведение и опыт человека в сложных системах. Он включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше занимается социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, чем инженерная психология.

[1] В системной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, учитываются в процессе создания эффективной системы. [2] Сам термин «системная психология» был впервые введен Джоном Б. Парри в 1958 году в промышленном контексте. С тех пор системная психология появилась в нескольких областях:

  • В системотехнике и промышленности в контексте эргономики.
  • По школьной психологии и социальной психологии
  • В области психотерапии, также называемой системной терапией
  • В новой области теории семейных систем

Системная психология возникла здесь как новый подход, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. В открытых системах у них есть активный метод сохранения стабильности за счет динамических отношений между частями. Классическим примером этой гомеостатической динамики является «проблемное поведение» ребенка, который мочится в постель и выполняет стабилизирующую функцию сохранения проблемного брака, потому что внимание родителей отвлекается от их конфликта на «проблемного» ребенка.

Системная психология основана на теоретических работах Грегори Бейтсона и других. Терапевтические приложения были разработаны Virginia Satir, Milan Group и другими.

Более поздние разработки системной психологии бросили вызов этому пониманию гомеостаза, поскольку оно слишком сосредоточено на каузальном понимании систем. Это изменение мышления от кибернетики 1-го порядка к кибернетике 2-го порядка повлекло за собой постмодернистский сдвиг в понимании реальности как объективной к тому, чтобы быть социально и лингвистически сконструированным.

Суть этой критики заключается в выводе о прямой причинно-следственной связи между частями системы (например, о том, что проблемное поведение ребенка исчезнет, ​​если родители просто поладят). Вместо того, чтобы искать причины в системах, эта новая школа системной психологии вместо этого стремится изменить деструктивные паттерны в системах (например, в семье), поощряя людей смотреть на вещи с новых точек зрения с помощью таких методов, как круговой опрос, тем самым открывая возможность для сдвиг в силовой динамике.

История

Гештальт-психология, разработанная в 1920-х годах, стала важным примером развития общей теории систем в 1940-х годах. Гештальт-психология — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым с тенденциями к самоорганизации; или, что целое отличается от суммы своих частей. Концепция общей теории систем возникла в дальнейшем из биологических наук. Он пытается отобразить общие принципы работы всех систем, особенно живых систем. Несколько биологов и социологов участвовали в появлении общей теории систем в XIX веке.50-е годы.

В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии. [3] Область системной психологии впервые возникла за пределами академического мира в промышленности. Джон Б. Парри в 1958 году впервые упомянул этот термин в контексте «психологии персонала» как иногда известного раздела «авиационной психологии». [4] Первая книга под названием Системная психология Кеньона Б. Де Грина в 1970 также сосредоточился на системной психологии в контексте инженерии, в частности, в связи с человеческим фактором, теорией систем и системной инженерией. В этом направлении Брюс Кристи исследовал очертания зарождающейся области человеческих факторов, исходя из основ системной психологии, а не классической эргономики.

[5]

В 1960-х годах системная психология получила дальнейшее развитие в новых областях применения. Он был применен для понимания функционирования детей в семейных системах. Психология экологических систем также применялась к другим системам, включая школу и сеть здравоохранения, и этот подход использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами, в частности, социально-экологическая модель развития доказала широкую концептуализацию теории экологических систем. это объясняет несколько контекстов, в которых развиваются дети. [6]

В 1992 году Линда Э. Олдс в «Метафорах взаимосвязи» начала работать над общей системной теорией психологии.

[7] Олдс задавался вопросом, как психология систем или психология процессов удерживает сознание сосредоточенным на целом, а не на частях. Как системная психология может помочь людям переосмыслить себя, придерживаясь концепций, которые радикально меняют их восприятие? (стр. 92) Она заявила о системных подходах к терапии, что системные модели могут присоединиться к другим терапевтическим перспективам, которые делают центральный акцент на важности подчинения большему целому как способу посредничества и преодоления внутренних конфликтов (стр. 9).3) Растущая область трансперсональной психологии может помочь в разработке системной психологии, призывая метафоры выйти за рамки строгой идентификации с нашими личностями, телами, чувствами ума или даже с нашим высшим «я» (стр. 107)

В 2003 году Томас Дж. Пауэр проясняет связь между здоровьем детей и гигиеной в психологии экологических систем. Он представляет основу для систематического удовлетворения медицинских потребностей детей путем интеграции систем здравоохранения, психического здоровья и образования. Согласно Пауэрсу, экологическая системная психология возникла с XIX в.60-х годов и получил дальнейшее развитие в различных контекстах и ​​создал эффективные связи между основными системами, в которых функционируют дети. Этот подход был применен в школах и сетях здравоохранения и использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами и социально-экологическими моделями развития ребенка. [8]

Типы системной психологии

В научной литературе упоминаются различные виды системной психологии:

Прикладная системная психология
Де Грин в 1970 году описал прикладную системную психологию как связанную с инженерной психологией и человеческим фактором.
Теория когнитивных систем
Психология когнитивных систем является частью когнитивной психологии и, подобно экзистенциальной психологии, пытается разрушить барьер между сознательным и бессознательным разумом. [9]
Психология контрактных систем
Психология контрактных систем касается актуализации человеческих систем через организации участия. [10]
Психология семейных систем
Психология семейных систем — это более общее название области семейных психотерапевтов. Например. Мюррей Боуэн, Майкл Э. Керр и Баард [11] и исследователи начали теоретизировать психологию семьи как системы. [12]
Органосистемная психология
Путем применения биологии организменных систем к человеческому поведению Людвиг фон Берталанфи задумал и развил психологию организменных систем как теоретическую перспективу, необходимую для постепенного понимания различных путей, которыми могут развиваться человеческие личности, и того, как они могут правильно развиваться при поддержке целостной интерпретации человеческого поведения. [13]

Связанные области

Теория экологических систем

Основная статья: Теория экологических систем вложенных экологических систем с двунаправленным влиянием внутри и между системами. Теория была разработана Ури Бронфенбреннером, который считается одним из ведущих мировых ученых в области психологии развития. Позже была добавлена ​​пятая система (хроносистема):

  • Микросистема: Непосредственная среда (семья, школа, группа сверстников, соседство и среда ухода за детьми)
  • Мезосистема: система, состоящая из связей между непосредственным окружением (т. е. дом ребенка и школа)
  • Экзосистема: параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
  • Макросистема: более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура)
  • Хроносистема: паттерны событий окружающей среды и переходов в течение жизни.

Собственная биология человека может считаться частью микросистемы; таким образом, эту теорию в последнее время иногда называют «теорией биоэкологических систем». Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно влиять на развитие.

Эргономика

Основная статья: Эргономика

Эргономика, также называемая «инженерной психологией» или «человеческим фактором», представляет собой применение научной информации об объектах, системах и окружающей среде для использования человеком (определение принято Международной Ассоциация эргономики в 2007 г.). Эргономика обычно рассматривается как то, как компании проектируют задачи и рабочие зоны, чтобы максимизировать эффективность и качество работы своих сотрудников. Однако эргономика присутствует во всем, что связано с людьми. Рабочие системы, спорт и отдых, здоровье и безопасность должны воплощать в себе принципы эргономики, если они хорошо спроектированы.

Это прикладная наука о конструкции оборудования, предназначенная для максимизации производительности за счет снижения утомляемости и дискомфорта оператора. Эта область также называется биотехнологией, инженерией человека и инженерией человеческого фактора. Эргономические исследования в основном проводятся эргономистами, которые изучают человеческие возможности по отношению к их рабочим требованиям. Информация, полученная от эргономистов, способствует разработке и оценке задач, рабочих мест, продуктов, сред и систем, чтобы сделать их совместимыми с потребностями, способностями и ограничениями людей.

Семейная системная терапия

Основная статья: Семейная терапия

Семейная системная терапия, также называемая «семейной терапией» и «парной и семейной терапией», представляет собой направление психотерапии, связанное с консультированием по вопросам взаимоотношений, которое работает с семьям и парам в близких отношениях, чтобы способствовать изменениям и развитию. Он склонен рассматривать их с точки зрения систем взаимодействия между членами семьи.

Подчеркивает важность семейных отношений как важного фактора психологического здоровья. Таким образом, семейные проблемы рассматривались как эмерджентное свойство системных взаимодействий, а не как возложение вины на отдельных членов. Брачные и семейные терапевты (MFT) наиболее специально обучены этому типу психотерапии.

Организационная психология

Основная статья: Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология, также известная как «психология труда», «психология труда» или «психология персонала», касается применения психологических теорий, методов исследования, и стратегии вмешательства в проблемы на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи заинтересованы в том, чтобы сделать организации более продуктивными, обеспечив работникам возможность вести физически и психологически здоровый образ жизни. Соответствующие темы включают психологию персонала, мотивацию и лидерство, отбор сотрудников, обучение и развитие, организационное развитие и управляемые изменения, организационное поведение, а также вопросы работы и семьи.

Теория перцептивного контроля

Основная статья: Теория перцептивного контроля

Теория перцептивного контроля (ТКП) — это психологическая теория поведения животных и человека, созданная ученым-индивидуалистом Уильямом Т. Пауэрсом. В отличие от других теорий психологии и поведения, которые предполагают, что поведение является функцией восприятия — что входные данные восприятия определяют или вызывают поведение — ПКТ постулирует, что поведение организма является средством управления его восприятием. В отличие от инженерной теории управления эталонная переменная для каждого контура управления с отрицательной обратной связью в иерархии управления устанавливается изнутри системы (организма), а не внешним агентом, изменяющим уставку контроллера. [14] РСТ также применяется к неживым вегетативным системам. [15]

Психология процесса

Основная статья: Философия процесса

Психология процесса существует для интеграции процессного мышления с областью психологии в широком понимании. [16] Это новая область, возникшая в результате применения философии процесса Альфреда Норта Уайтхеда к психологии. Он обещает объединить разум, тело и дух в строгой и последовательной структуре.

Новаторской работой в этой области является книга «На пути к психологии процессов: модель интеграции » Дэвида Э. Роя, опубликованная в 2000 году. Опираясь на глубины гештальт-психологии и метафизики процессов, Дэвид Рой проливает свет на сложные психологические вопросы, касающиеся символизма. , отношения между разумом и телом и духовные аспекты человеческой жизни. Возникающая метатеория проливает свет как на психологию, так и на психотерапию. Такое переосмысление психологических вопросов и категорий бесценно для дальнейшего изучения человеческой психики и поиска здоровья. [17]

Психосинтез

Основная статья: Психосинтез

Психосинтез — это оригинальный подход к психологии, разработанный Роберто Ассаджиоли. Психосинтез не задумывался как школа мысли или эксклюзивный метод, но во многих конференциях и публикациях он был центральной темой, а центры были созданы в Италии и США в 1960-х годах.

Психосинтез отошел от эмпирических основ психологии в том, что изучал человека как личность и душу, но Ассаджоли продолжал настаивать на том, что он был научным. Ассаджиоли разработал терапевтические методы, отличные от тех, что были найдены в психоанализе. Хотя бессознательное является важной частью теории, Ассаджоли старался поддерживать баланс с рациональной, сознательной терапевтической работой.

Системная терапия

Основная статья: Системная терапия

Системная терапия — это школа психологии, которая стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, как это было в центре внимания более ранних форм терапии, а как к людям в отношениях. , имея дело с взаимодействиями групп и их моделями взаимодействия и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию, или, точнее, семейную системную терапию, как ее позже стали называть. В частности, системная терапия уходит своими корнями в миланскую школу Мары Сельвини Палаццоли, но также восходит к работам Сальвадора Минучина, Мюррея Боуэна, Ивана Босзорменьи-Надь, а также Вирджинии Сатир и Джея Хейли из МРТ в Пало-Альто.

См. также

Связанные поля
  • Настройки поведения
  • Теория Хаоса
  • Теория коммуникации
  • Общественная психология
  • Сложные системы
  • Конструктивистская эпистемология
  • Критическая теория
  • Экологическая психология
  • Теория живых систем
  • Новая кибернетика
  • Нейрокибернетика
  • Процессуально-ориентированная психология
  • Социальная психология
  • Теория социотехнических систем
  • Соматическая психология
Ученые-специалисты
  • Уильям Росс Эшби
  • Грегори Бейтсон
  • Джон Боулби
  • Ури Бронфенбреннер
  • Фритьоф Капра
  • Дональд де Авила Джексон
  • Томас Гомер-Диксон
  • Фред Эмери
  • Клэр В. Грейвс
  • Пим Хазелагер
  • Брэдфорд Кини
  • Курт Левин
  • Умберто Матурана
  • Энид Мамфорд
  • Талкотт Парсонс
  • Гордон Паск
  • Уильям Т. Пауэрс
  • Анатолий Рапопорт
  • Джеффри Сатиновер
  • Эйнар Торсруд
  • Эрик Трист
  • Стюарт Амплби
  • Франсиско Варела
  • Людвиг фон Берталанфи
  • Лев Выготский
  • Кен Уилбер
  • Александр Зелитченко
Связанные понятия

.

  • Осведомленность
  • Развитие ребенка
  • Конатус
  • Концептуальная система
  • Коннекционизм
  • Сознание
  • Культурная система
  • Встроенное встроенное познание
  • Эквифинальность
  • Гомеодинамика
  • Человеческая экосистема
  • Модель иерархической сложности
  • Посткогнитивизм
  • Самоконтроль
  • Социальная сеть
  • Системный интеллект

Литература

  • Людвиг фон Берталанфи (1968), Органическая психология и теория систем , Worcester, Clark University Press.
  • Бреннан (1994), История и системная психология , Прентис Холл, ISBN 0131826689
  • Молли Янг Браун, Психосинтез – «системная» психология? ,
  • Кеньон Б. Де Грин, граф А. Аллуизи (1970), Системная психология , McGraw-Hill.
  • В. Хьюитт (2003), «Системная модель человеческого поведения», в: Интерактивная педагогическая психология , Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты.
  • Джон Миллс (2000), «Диалектический психоанализ: к психологии процесса», в: Psychoanalysis and Contemporary Thought , 23 (3), 20–54.
  • Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязанности: к системной теории психологии , Suny Press, ISBN 0791410110
  • Jeanne M. Plas (1986), Системная психология в школах , Pergamon Press ISBN 0080331440
  • David E. Roy (2000), Apsicology. Модель интеграции . Фресно, Калифорния, Adobe Creations Press, 2000
  • Дэвид Э. Рой (2005), Психология процессов и психология процессов, или разработка психологии интеграции при выходе из дома , Документ для семинара, 2005.
  • Вольфганг Чахер и Жан-Пьер Довальдер (2003) (ред.), Динамический системный подход к познанию: концепции и эмпирические парадигмы, основанные на динамике самоорганизации, воплощения и координации , World Scientific. ISBN 9812386106 .
  • WT Singleton (1989), Разум в действии: психологическая эргономика , Cambridge University Press. ISBN 0521265797.

Ссылки

  1. ↑ Лестер Р. Биттел и Мюриэль Альберс Биттел (1978), Энциклопедия профессионального менеджмента , McGraw-Hill, ISBN 0070054789, стр. 498.
  2. ↑ Майкл М. Берманн (1984), Справочник по микрокомпьютерам в специальном образовании . Колледж-Хилл Пресс. ISBN 093301435X. Страница 212.
  3. ↑ Людвиг фон Берталанфи писал:
    • 1951, «Теоретические модели в биологии и психологии», Journal of Personality, 20, 24–38.
    • 1956, «Биолог смотрит на человеческую природу», Scientific Monthly, 82, 33–41
    • 1966, «Пересмотр разума и тела», Журнал гуманистической психологии, 6, 113–138.
    • 1967, «Общая теория систем: приложение к психологии», Social Science Information, vol. 6, 125–136 (перепечатано в «Социальных науках: проблемы и ориентация», Париж, Ла-Эй, Мутон, ЮНЕСКО, 309–319, 1968).
    • 1967, «Общая теория систем и психиатрия — обзор», Американская психиатрическая ассоциация 176, Ежегодное собрание (опубликовано в Psychiatric Spectator, 4, 6–8, 1967; и в Gray W., Rizzo ND & Dahl FJ, General Systems Theory и психиатрия, Бостон, Little, Brown & Company, 33–46, 19.69).
    • 1968, Органическая психология и теория систем , Вустер, издательство Университета Кларка.
    • 1970 «Общая теория систем и психология», в Royce JR (ed.), Toward Unification of Psychology, Toronto, University Press, 220–223.
  4. ↑ Джон Б. Парри, Сипке Дирк Фоккема (1958), Авиационная психология в Западной Европе и отчет об исследованиях пилота , Мичиганский университет, стр. 4.
  5. ↑ Брюс Кристи (1985), Человеческий фактор информационных технологий в офисе , Уайли, ISBN 0471

    X.

  6. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества . Страница 11.
  7. ↑ Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязи: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110.
  8. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), «Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и общества». Гилфорд Пресс. ISBN 1572308559. стр.11.
  9. ↑ Дэвид Пэрриш (2006), «Ничто из того, что я вижу, ничего не значит: квантовые вопросы, квантовые ответы», стр. 29
  10. ↑ Марсия Гуттентаг и Элмер Л. Стрюнинг (1975), Справочник по оценочным исследованиям . Мудрец. ISBN 08030. стр. 200.
  11. ↑ Майкл Б. Гудман (1998), Корпоративные коммуникации для руководителей , SUNY Press. ISBN 0791437612. Страница 72.
  12. ↑ Сара Э. Купер (2004), Связывающие узы: вопросы семейной динамики и семейного дискурса , University Press of America. ISBN 0761826491. Страница 13.
  13. ↑ Психология органических систем, Берталанфи Центр изучения системных наук, Вена. Проверено 21 марта 2008 г.
  14. ↑ Теория технического управления также использует упреждающее управление, предиктивное управление и другие функции, которые не требуются для моделирования поведения живых организмов.
  15. ↑ Введение см. в статьях Byte по робототехнике и в статье о происхождении цели в этом сборнике.
  16. ↑ Веб-сайт Ассоциации психологии процессов, получено 20 марта 2008 г.
  17. ↑ Обзор На пути к психологии процессов: модель интеграции . Мэри Элизабет Мур, получено 20 марта 2008 г.

Внешние ссылки

  • Ассоциация психологии процессов

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Глобальная структура в системах, теориях систем и системных ученых
Категории Категория:Системы · Категория:Концептуальные системы · Физические системы
Статьи Система · Концептуальные системы · Информационные системы · Физические системы
Области теории Теория катастроф · Теория хаоса · Сложная адаптивная система · Сложные системы · Кибернетика · Многоагентная система · Системная биология · Системная инженерия · Теория систем
Системщики Уильям Росс Эшби · Людвиг фон Берталанфи · Кеннет Э. Боулдинг · К. Уэст Черчмен · Хайнц фон Ферстер · Шарль Франсуа · Джей Форрестер · Никлас Луман · Уоррен МакКаллох · Умберто Матурана · Талкотт Парсонс · Илья Пригожин · Анатол Рапопорт · Франсиско Варела · Норберт Винер
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Системная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Системная психология — раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах. Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, при котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 вида системной психологии
  • 4 Связанные поля
    • 4.1 Теория экологических систем
    • 4.2 Эргономика
    • 4.3 Семейная системная терапия
    • 4.4 Организационная психология
    • 4.5 Теория управления восприятием
    • 4.6 Психология процессов
    • 4.7 Психосинтез
    • 4.8 Системная терапия
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Системная психология изучает поведение и опыт человека в сложных системах. Он включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше занимается социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, чем инженерная психология. [1] В системной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, учитываются в процессе создания эффективной системы. [2] Сам термин «системная психология» был впервые введен Джоном Б. Парри в 1958 году в промышленном контексте. С тех пор системная психология появилась в нескольких областях:

  • В системотехнике и промышленности в контексте эргономики.
  • По школьной психологии и социальной психологии
  • В области психотерапии, также называемой системной терапией
  • В новой области теории семейных систем

Системная психология возникла здесь как новый подход, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. В открытых системах у них есть активный метод сохранения стабильности за счет динамических отношений между частями. Классическим примером этой гомеостатической динамики является «проблемное поведение» ребенка, который мочится в постель и выполняет стабилизирующую функцию сохранения проблемного брака, потому что внимание родителей отвлекается от их конфликта на «проблемного» ребенка. Системная психология основана на теоретических работах Грегори Бейтсона и других. Терапевтические приложения были разработаны Virginia Satir, Milan Group и другими.

Более поздние разработки системной психологии бросили вызов этому пониманию гомеостаза, поскольку оно слишком сосредоточено на каузальном понимании систем. Это изменение мышления от кибернетики 1-го порядка к кибернетике 2-го порядка повлекло за собой постмодернистский сдвиг в понимании реальности как объективной к тому, чтобы быть социально и лингвистически сконструированным.

Суть этой критики заключается в выводе о прямой причинно-следственной связи между частями системы (например, о том, что проблемное поведение ребенка исчезнет, ​​если родители просто поладят). Вместо того, чтобы искать причины в системах, эта новая школа системной психологии вместо этого стремится изменить деструктивные паттерны в системах (например, в семье), поощряя людей смотреть на вещи с новых точек зрения с помощью таких методов, как круговой опрос, тем самым открывая возможность для сдвиг в силовой динамике.

История

Гештальт-психология, разработанная в 1920-х годах, стала важным примером развития общей теории систем в 1940-х годах. Гештальт-психология — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым с тенденциями к самоорганизации; или, что целое отличается от суммы своих частей. Концепция общей теории систем возникла в дальнейшем из биологических наук. Он пытается отобразить общие принципы работы всех систем, особенно живых систем. Несколько биологов и социологов участвовали в появлении общей теории систем в XIX веке.50-е годы.

В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии. [3] Область системной психологии впервые возникла за пределами академического мира в промышленности. Джон Б. Парри в 1958 году впервые упомянул этот термин в контексте «психологии персонала» как иногда известного раздела «авиационной психологии». [4] Первая книга под названием Системная психология Кеньона Б. Де Грина в 1970 также сосредоточился на системной психологии в контексте инженерии, в частности, в связи с человеческим фактором, теорией систем и системной инженерией. В этом направлении Брюс Кристи исследовал очертания зарождающейся области человеческих факторов, исходя из основ системной психологии, а не классической эргономики. [5]

В 1960-х годах системная психология получила дальнейшее развитие в новых областях применения. Он был применен для понимания функционирования детей в семейных системах. Психология экологических систем также применялась к другим системам, включая школу и сеть здравоохранения, и этот подход использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами, в частности, социально-экологическая модель развития доказала широкую концептуализацию теории экологических систем. это объясняет несколько контекстов, в которых развиваются дети. [6]

В 1992 году Линда Э. Олдс в «Метафорах взаимосвязи» начала работать над общей системной теорией психологии. [7] Олдс задавался вопросом, как психология систем или психология процессов удерживает сознание сосредоточенным на целом, а не на частях. Как системная психология может помочь людям переосмыслить себя, придерживаясь концепций, которые радикально меняют их восприятие? (стр. 92) Она заявила о системных подходах к терапии, что системные модели могут присоединиться к другим терапевтическим перспективам, которые делают центральный акцент на важности подчинения большему целому как способу посредничества и преодоления внутренних конфликтов (стр. 9).3) Растущая область трансперсональной психологии может помочь в разработке системной психологии, призывая метафоры выйти за рамки строгой идентификации с нашими личностями, телами, чувствами ума или даже с нашим высшим «я» (стр. 107)

В 2003 году Томас Дж. Пауэр проясняет связь между здоровьем детей и гигиеной в психологии экологических систем. Он представляет основу для систематического удовлетворения медицинских потребностей детей путем интеграции систем здравоохранения, психического здоровья и образования. Согласно Пауэрсу, экологическая системная психология возникла с XIX в.60-х годов и получил дальнейшее развитие в различных контекстах и ​​создал эффективные связи между основными системами, в которых функционируют дети. Этот подход был применен в школах и сетях здравоохранения и использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами и социально-экологическими моделями развития ребенка. [8]

Типы системной психологии

В научной литературе упоминаются различные виды системной психологии:

Прикладная системная психология
Де Грин в 1970 году описал прикладную системную психологию как связанную с инженерной психологией и человеческим фактором.
Теория когнитивных систем
Психология когнитивных систем является частью когнитивной психологии и, подобно экзистенциальной психологии, пытается разрушить барьер между сознательным и бессознательным разумом. [9]
Психология контрактных систем
Психология контрактных систем касается актуализации человеческих систем через организации участия. [10]
Психология семейных систем
Психология семейных систем — это более общее название области семейных психотерапевтов. Например. Мюррей Боуэн, Майкл Э. Керр и Баард [11] и исследователи начали теоретизировать психологию семьи как системы. [12]
Органосистемная психология
Путем применения биологии организменных систем к человеческому поведению Людвиг фон Берталанфи задумал и развил психологию организменных систем как теоретическую перспективу, необходимую для постепенного понимания различных путей, которыми могут развиваться человеческие личности, и того, как они могут правильно развиваться при поддержке целостной интерпретации человеческого поведения. [13]

Связанные области

Теория экологических систем

Основная статья: Теория экологических систем вложенных экологических систем с двунаправленным влиянием внутри и между системами. Теория была разработана Ури Бронфенбреннером, который считается одним из ведущих мировых ученых в области психологии развития. Позже была добавлена ​​пятая система (хроносистема):

  • Микросистема: Непосредственная среда (семья, школа, группа сверстников, соседство и среда ухода за детьми)
  • Мезосистема: система, состоящая из связей между непосредственным окружением (т. е. дом ребенка и школа)
  • Экзосистема: параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
  • Макросистема: более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура)
  • Хроносистема: паттерны событий окружающей среды и переходов в течение жизни.

Собственная биология человека может считаться частью микросистемы; таким образом, эту теорию в последнее время иногда называют «теорией биоэкологических систем». Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно влиять на развитие.

Эргономика

Основная статья: Эргономика

Эргономика, также называемая «инженерной психологией» или «человеческим фактором», представляет собой применение научной информации об объектах, системах и окружающей среде для использования человеком (определение принято Международной Ассоциация эргономики в 2007 г.). Эргономика обычно рассматривается как то, как компании проектируют задачи и рабочие зоны, чтобы максимизировать эффективность и качество работы своих сотрудников. Однако эргономика присутствует во всем, что связано с людьми. Рабочие системы, спорт и отдых, здоровье и безопасность должны воплощать в себе принципы эргономики, если они хорошо спроектированы.

Это прикладная наука о конструкции оборудования, предназначенная для максимизации производительности за счет снижения утомляемости и дискомфорта оператора. Эта область также называется биотехнологией, инженерией человека и инженерией человеческого фактора. Эргономические исследования в основном проводятся эргономистами, которые изучают человеческие возможности по отношению к их рабочим требованиям. Информация, полученная от эргономистов, способствует разработке и оценке задач, рабочих мест, продуктов, сред и систем, чтобы сделать их совместимыми с потребностями, способностями и ограничениями людей.

Семейная системная терапия

Основная статья: Семейная терапия

Семейная системная терапия, также называемая «семейной терапией» и «парной и семейной терапией», представляет собой направление психотерапии, связанное с консультированием по вопросам взаимоотношений, которое работает с семьям и парам в близких отношениях, чтобы способствовать изменениям и развитию. Он склонен рассматривать их с точки зрения систем взаимодействия между членами семьи.

Подчеркивает важность семейных отношений как важного фактора психологического здоровья. Таким образом, семейные проблемы рассматривались как эмерджентное свойство системных взаимодействий, а не как возложение вины на отдельных членов. Брачные и семейные терапевты (MFT) наиболее специально обучены этому типу психотерапии.

Организационная психология

Основная статья: Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология, также известная как «психология труда», «психология труда» или «психология персонала», касается применения психологических теорий, методов исследования, и стратегии вмешательства в проблемы на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи заинтересованы в том, чтобы сделать организации более продуктивными, обеспечив работникам возможность вести физически и психологически здоровый образ жизни. Соответствующие темы включают психологию персонала, мотивацию и лидерство, отбор сотрудников, обучение и развитие, организационное развитие и управляемые изменения, организационное поведение, а также вопросы работы и семьи.

Теория перцептивного контроля

Основная статья: Теория перцептивного контроля

Теория перцептивного контроля (ТКП) — это психологическая теория поведения животных и человека, созданная ученым-индивидуалистом Уильямом Т. Пауэрсом. В отличие от других теорий психологии и поведения, которые предполагают, что поведение является функцией восприятия — что входные данные восприятия определяют или вызывают поведение — ПКТ постулирует, что поведение организма является средством управления его восприятием. В отличие от инженерной теории управления эталонная переменная для каждого контура управления с отрицательной обратной связью в иерархии управления устанавливается изнутри системы (организма), а не внешним агентом, изменяющим уставку контроллера. [14] РСТ также применяется к неживым вегетативным системам. [15]

Психология процесса

Основная статья: Философия процесса

Психология процесса существует для интеграции процессного мышления с областью психологии в широком понимании. [16] Это новая область, возникшая в результате применения философии процесса Альфреда Норта Уайтхеда к психологии. Он обещает объединить разум, тело и дух в строгой и последовательной структуре.

Новаторской работой в этой области является книга «На пути к психологии процессов: модель интеграции » Дэвида Э. Роя, опубликованная в 2000 году. Опираясь на глубины гештальт-психологии и метафизики процессов, Дэвид Рой проливает свет на сложные психологические вопросы, касающиеся символизма. , отношения между разумом и телом и духовные аспекты человеческой жизни. Возникающая метатеория проливает свет как на психологию, так и на психотерапию. Такое переосмысление психологических вопросов и категорий бесценно для дальнейшего изучения человеческой психики и поиска здоровья. [17]

Психосинтез

Основная статья: Психосинтез

Психосинтез — это оригинальный подход к психологии, разработанный Роберто Ассаджиоли. Психосинтез не задумывался как школа мысли или эксклюзивный метод, но во многих конференциях и публикациях он был центральной темой, а центры были созданы в Италии и США в 1960-х годах.

Психосинтез отошел от эмпирических основ психологии в том, что изучал человека как личность и душу, но Ассаджоли продолжал настаивать на том, что он был научным. Ассаджиоли разработал терапевтические методы, отличные от тех, что были найдены в психоанализе. Хотя бессознательное является важной частью теории, Ассаджоли старался поддерживать баланс с рациональной, сознательной терапевтической работой.

Системная терапия

Основная статья: Системная терапия

Системная терапия — это школа психологии, которая стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, как это было в центре внимания более ранних форм терапии, а как к людям в отношениях. , имея дело с взаимодействиями групп и их моделями взаимодействия и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию, или, точнее, семейную системную терапию, как ее позже стали называть. В частности, системная терапия уходит своими корнями в миланскую школу Мары Сельвини Палаццоли, но также восходит к работам Сальвадора Минучина, Мюррея Боуэна, Ивана Босзорменьи-Надь, а также Вирджинии Сатир и Джея Хейли из МРТ в Пало-Альто.

См. также

Связанные поля
  • Настройки поведения
  • Теория Хаоса
  • Теория коммуникации
  • Общественная психология
  • Сложные системы
  • Конструктивистская эпистемология
  • Критическая теория
  • Экологическая психология
  • Теория живых систем
  • Новая кибернетика
  • Нейрокибернетика
  • Процессуально-ориентированная психология
  • Социальная психология
  • Теория социотехнических систем
  • Соматическая психология
Ученые-специалисты
  • Уильям Росс Эшби
  • Грегори Бейтсон
  • Джон Боулби
  • Ури Бронфенбреннер
  • Фритьоф Капра
  • Дональд де Авила Джексон
  • Томас Гомер-Диксон
  • Фред Эмери
  • Клэр В. Грейвс
  • Пим Хазелагер
  • Брэдфорд Кини
  • Курт Левин
  • Умберто Матурана
  • Энид Мамфорд
  • Талкотт Парсонс
  • Гордон Паск
  • Уильям Т. Пауэрс
  • Анатолий Рапопорт
  • Джеффри Сатиновер
  • Эйнар Торсруд
  • Эрик Трист
  • Стюарт Амплби
  • Франсиско Варела
  • Людвиг фон Берталанфи
  • Лев Выготский
  • Кен Уилбер
  • Александр Зелитченко
Связанные понятия

.

  • Осведомленность
  • Развитие ребенка
  • Конатус
  • Концептуальная система
  • Коннекционизм
  • Сознание
  • Культурная система
  • Встроенное встроенное познание
  • Эквифинальность
  • Гомеодинамика
  • Человеческая экосистема
  • Модель иерархической сложности
  • Посткогнитивизм
  • Самоконтроль
  • Социальная сеть
  • Системный интеллект

Литература

  • Людвиг фон Берталанфи (1968), Органическая психология и теория систем , Worcester, Clark University Press.
  • Бреннан (1994), История и системная психология , Прентис Холл, ISBN 0131826689
  • Молли Янг Браун, Психосинтез – «системная» психология? ,
  • Кеньон Б. Де Грин, граф А. Аллуизи (1970), Системная психология , McGraw-Hill.
  • В. Хьюитт (2003), «Системная модель человеческого поведения», в: Интерактивная педагогическая психология , Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты.
  • Джон Миллс (2000), «Диалектический психоанализ: к психологии процесса», в: Psychoanalysis and Contemporary Thought , 23 (3), 20–54.
  • Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязанности: к системной теории психологии , Suny Press, ISBN 0791410110
  • Jeanne M. Plas (1986), Системная психология в школах , Pergamon Press ISBN 0080331440
  • David E. Roy (2000), Apsicology. Модель интеграции . Фресно, Калифорния, Adobe Creations Press, 2000
  • Дэвид Э. Рой (2005), Психология процессов и психология процессов, или разработка психологии интеграции при выходе из дома , Документ для семинара, 2005.
  • Вольфганг Чахер и Жан-Пьер Довальдер (2003) (ред.), Динамический системный подход к познанию: концепции и эмпирические парадигмы, основанные на динамике самоорганизации, воплощения и координации , World Scientific. ISBN 9812386106 .
  • WT Singleton (1989), Разум в действии: психологическая эргономика , Cambridge University Press. ISBN 0521265797.

Ссылки

  1. ↑ Лестер Р. Биттел и Мюриэль Альберс Биттел (1978), Энциклопедия профессионального менеджмента , McGraw-Hill, ISBN 0070054789, стр. 498.
  2. ↑ Майкл М. Берманн (1984), Справочник по микрокомпьютерам в специальном образовании . Колледж-Хилл Пресс. ISBN 093301435X. Страница 212.
  3. ↑ Людвиг фон Берталанфи писал:
    • 1951, «Теоретические модели в биологии и психологии», Journal of Personality, 20, 24–38.
    • 1956, «Биолог смотрит на человеческую природу», Scientific Monthly, 82, 33–41
    • 1966, «Пересмотр разума и тела», Журнал гуманистической психологии, 6, 113–138.
    • 1967, «Общая теория систем: приложение к психологии», Social Science Information, vol. 6, 125–136 (перепечатано в «Социальных науках: проблемы и ориентация», Париж, Ла-Эй, Мутон, ЮНЕСКО, 309–319, 1968).
    • 1967, «Общая теория систем и психиатрия — обзор», Американская психиатрическая ассоциация 176, Ежегодное собрание (опубликовано в Psychiatric Spectator, 4, 6–8, 1967; и в Gray W., Rizzo ND & Dahl FJ, General Systems Theory и психиатрия, Бостон, Little, Brown & Company, 33–46, 19.69).
    • 1968, Органическая психология и теория систем , Вустер, издательство Университета Кларка.
    • 1970 «Общая теория систем и психология», в Royce JR (ed.), Toward Unification of Psychology, Toronto, University Press, 220–223.
  4. ↑ Джон Б. Парри, Сипке Дирк Фоккема (1958), Авиационная психология в Западной Европе и отчет об исследованиях пилота , Мичиганский университет, стр. 4.
  5. ↑ Брюс Кристи (1985), Человеческий фактор информационных технологий в офисе , Уайли, ISBN 0471

    X.

  6. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества . Страница 11.
  7. ↑ Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязи: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110.
  8. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), «Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и общества». Гилфорд Пресс. ISBN 1572308559. стр.11.
  9. ↑ Дэвид Пэрриш (2006), «Ничто из того, что я вижу, ничего не значит: квантовые вопросы, квантовые ответы», стр. 29
  10. ↑ Марсия Гуттентаг и Элмер Л. Стрюнинг (1975), Справочник по оценочным исследованиям . Мудрец. ISBN 08030. стр. 200.
  11. ↑ Майкл Б. Гудман (1998), Корпоративные коммуникации для руководителей , SUNY Press. ISBN 0791437612. Страница 72.
  12. ↑ Сара Э. Купер (2004), Связывающие узы: вопросы семейной динамики и семейного дискурса , University Press of America.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts