Системность в психологии это: 14. Принцип системности в психологии.

14. Принцип системности в психологии.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представителигештальт-психологии(см.Гештальт). Представителипсихоанализасвязывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллектаЖ.Пиаже(см.Женевская школа генетической психологии). Внеофрейдизме, а также в символическоминтеракционизмесистема социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению кпсихикеиндивида.

Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин,Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессыобщения.

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами.  Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен      На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. 

Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма. (Петровский)

15. Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Виды направления взаимосвязи:

7.3. Принцип системности

Системный подход в науке получил широкое рас­пространение начиная с 50—60-х гг. XX в. В его основе были различные общеметодологические теории и схе­мы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различных теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало. В силу этого Г. П. Щедровицкий утверждал, что имеет смысл говорить не столько о системном подходе, сколько о системном движении в науке. В данном раз­деле мы сосредоточимся лишь на конкретно-психоло­гических реализациях принципа системности.

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа­цией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре. Возникновение принципа системности в психоло­гии имеет давнюю историю и начинается с представле­ния о структурной организации восприятия, сформу­лированного в гештальтпсихологии. Представления о структурной организации интеллекта были положены в основу теорий интеллекта Ж. Пиаже. Наиболее распро­страненный вариант реализации системного подхода в современной психологии — иерархические теории психических процессов, например иерархическая кон­цепция интеллекта Р. Стернберга.

Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулиро­ванного Л. С. Выготским положения о системном стро­ении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психоло­гии неоднократно, например, в работах А. Р. Лурии в виде представлений о системно-динамической органи­зации психических процессов. В практической психологии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М. Боуэн, С. Минухин, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская, А. В. Черников и др.).

Возникновение системного подхода в отечествен­ной психологии некоторые авторы связывают с именем Б. Ф. Ломова (1927—1989) — видного отечественного психолога, организатора и первого директора Институ­та психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной пси­хологии был намечен намного раньше в работах Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Что касается работ са­мого Б. Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необхо­димости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — мак­ро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкре­тизации.

В некоторых работах отечественных психологов до­статочно жестко разделялись системный и деятельностный подходы в психологии, осуществлялась критика теории деятельности с позиций системного подхода (например, Пономарев, 1983; Ломов, 1984). Рациональное зерно в этой критике состояло в том, что, как при­знают в настоящее время многие исследователи, невоз­можно построить полноценную общепсихологическую теорию, положив в ее основу лишь одну категорию.

Чтобы преодолеть это преувеличенное противопостав­ление двух подходов, предпринимаются попытки со­здания теорий, совмещающих в себе достоинства деятельностного и системного подходов (например, системно-деятельностный историко-эволюционный подход к изучению личности, сформулированный А. Г. Асмоловым). В этих попытках находит свою реа­лизацию принцип дополнительности, ставший одним из основополагающих в современной науке

Заключение

Завершая рассказ о методологических основах пси­хологии, подчеркнем несколько существенных момен­тов. Прежде всего, автор не претендует на то, что его изложение достаточно полное. В данном пособии не были рассмотрены некоторые категории пси­хологии (например, отражение), в текст не вошли отде­льные методологические принципы (например, прин­цип активности). Мы руководствовались тем, что об этом можно прочитать в других источниках.

Были намечены некоторые наиболее значитель­ные проблемы развития психологии. Одна из них — проблема создания единой психологической аксио­матики. Другая — проблема создания парадигмальной (в том смысле слова, как его понимал Т. Кун) тео­рии. По поводу решения первой проблемы уже было сказано достаточно много. По поводу второй пробле­мы, кроме того, что уже было сказано, хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Данная теоретиче­ская схема Куна была давно раскритикована, в том числе и самим ее автором, однако почему-то до сих пор многие ученые пользуются ею в научной рефлек­сии и получают при этом (особенно в области психо­логии) неутешительные выводы. Если наука не отве­чает этим представлениям о научности, то она от это­го еще не перестает быть подлинно научной.

В данном пособии намечен один из возможных путей развития отечественной психологии. Конкрет­но-научной методологической основой для него стала культурно-историческая теория Л. С. Выготского, ко­торая получила дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лу-рии, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л.

И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.

137

5 важных систем психологии

РЕКЛАМА:

Следующие пункты выделяют пять важных систем психологии. Это следующие системы: 1. Структурализм 2. Функционализм 3. Бихевиоризм 4. Гештальт-психология и 5. Психоанализ.

Система № 1. Структурализм:

Четыре немецких психолога Эрнст Вебер (1795-1878), Густав Фехнер (1801-1887), Герман фон Гельмгальц (1821-1894) и Вильгельм Вундт (1832-1920) были тесно связаны с превращением психологии в экспериментальную науку. Именно благодаря исследованиям в области психологии каждый заинтересовался психологическими проблемами.

Вундт объединил различные направления исследований в своей первой систематической книге по психологии под названием «Физиологическая психология» (1873 г.). Он также основал первую экспериментальную лабораторию психологии в Лейпциге (Германия) в 1879 г. Ранее Уильям Джеймс (1842-1910), американский философ и ученый, в 1871 г. создал в Гарварде небольшую демонстрационную лабораторию, которую он использовал в качестве вспомогательной. к обучению.

РЕКЛАМА:

Получив степень доктора медицины в 1858 году, Вундт начал свою карьеру физиолога, но вскоре заинтересовался более сложными психическими процессами и убедился, что экспериментальные методы физиолога могут быть применены для исследования сознания. Его называют отцом экспериментальной психологии. Психология Вундта была перенесена в Соединенные Штаты его самым выдающимся учеником Эдвардом Брэдфордом Титченером (1867-1819 гг.).27). Другой его блестящий ученик Джеймс Маккин Кеттелл (1860-1944) из Колумбийского университета работал над психологией индивидуальных различий.

Э.Б. Тихенер (1867-1927) проводил систематические исследования в русле вундтовской традиции. Он считал, что наука психология должна иметь дело только с вещами, как они существуют. Главной задачей психологии является изучение и понимание человеческого разума и его структуры, то есть выделение элементарных процессов из сложности сознания.

По его собственным словам, «Никакой конкретный ментальный процесс, никакая идея чувства, которое мы на самом деле переживаем как часть сознания, не является простым процессом, но все они в равной степени состоят из ряда действительно простых процессов, смешанных вместе. Эти простые процессы называются психическими элементами. Их много; их, вероятно, около 50 000; но все они группируются в широкие классы, такие как ощущения и привязанности». Научное исследование идет от «частей к целому». Итак, нужно начинать с атомов целостной ситуации.

Структурализм подвергался критике на том основании, что общая система психологии была слишком узкой, чтобы охватить все аспекты человеческого поведения.

РЕКЛАМА:

Образовательное значение:

1. Поскольку структурализм возник в результате лабораторных экспериментов в Германии, он дал тщательный метод сбора данных.

2. Он подчеркивал дух науки и экспериментирования в решении вопросов образования.

3. Особое внимание уделялось систематическому наблюдению за деятельностью ума.

4. Эксперименты в области педагогической психологии были начаты на основе опытов структурализма.

5. Обеспечивает самоанализ как метод изучения поведения.

Система № 2. Функционализм:

Функционализм — это название, данное системе психологии, изучающей разум, поскольку он функционирует, адаптируя организм к окружающей среде. Корни этой точки зрения восходят к эволюционной биологии Чарльза Дарвина (1809 г.-1882) и прагматической философии Уильяма Джеймса (1842-1910).

Функтиналистская точка зрения пришла в педагогическую психологию и развилась в движение под руководством Джона Дьюи (1859-1952), Джеймса Роула и Энджелла (1869-1949) и Харви Карра (1873-1954).

Уильям Джеймс (1842-1910):

РЕКЛАМА:

Уильям Джеймс, отец американской психологии, провел большую часть своей академической карьеры в Гарвардском университете. Он, в свою очередь, был физиологом, психологом и философом. Его выдающимся вкладом в психологию была его блестящая книга «Принципы психологии» (1890).

Другая его книга «Беседы с учителями» (1899 г.) также имеет большое значение. Джеймс ясно дал понять, что разум, проявляющийся в привычках, знаниях и восприятии, постоянно вовлечен в активные взаимовыгодные отношения с окружающей средой. Таким образом, разум полезен или функционален в приспособлении. Он подчеркивал роль интереса в обучении. Он заявил, что «Самое важное в любом образовании — сделать нервную систему нашим союзником, а не нашим врагом».

Джон Дьюи (1859 г.-1952) был великим философом, педагогом и психологом. Дьюи заинтересовался психологией, работая над докторской диссертацией об Иммануиле Канте (1724–1804). Это было в Мичиганском университете, где он преподавал психологию, а также философию, и написал свой функционально ориентированный учебник под названием «Психология» (1986), который стал очень популярен среди студентов бакалавриата.

В соответствии с его функциональной точкой зрения в психологии, философия Дьюи рассматривала социальные изменения как неизбежные и способные быть направленными на благо человека. Он рассматривал идеи как планы действий, которые помогают человеку решить проблему жизни и приспособления.

В 1896 году Дьюи опубликовал свою знаменитую статью «Концепция рефлекторного акта в психологии», в которой он утверждал, что рефлексы и другие формы поведения следует интерпретировать с точки зрения их значения для адаптации. Он считал, что изучение «организма как целого, функционирующего в окружающей его среде» является подходящим предметом психологии. Со временем Дьюи стал всемирно известен как представитель прагматической точки зрения в философии и за его защиту прогрессивного образования.

Вклад функционализма в образование:

Ниже приводится главный вклад функционализма в образование:

1. Функционализм подчеркивает, что поведение можно адаптировать к новой жизненной ситуации. Соответственно, учителя и директор должны обеспечить такую ​​среду для обучения учащихся, которая способствует пробуждению и поддержанию их мотивации в обучении.

2. Функционализм стремился заменить теоретически перегруженный учебный план практическими подходами.

3. Обучение на практике занимало центральное место в методах преподавания-обучения.

4. Функционализм делал упор на изучение различных проблем личности и их решения.

5. Он внес большой вклад в детскую психологию и умственное тестирование.

6. Он указал на важность понимания потребностей детей разного возраста.

7. Он подчеркнул аспект полезности. Другими словами, в нем указывалось, что в учебную программу следует включать только те предметы, которые полезны в обществе.

8. Это привело к развитию научных исследований в образовании.

9. Он положил начало новым методам преподавания и обучения.

Системный номер 3. Бихевиоризм:

Джон Б. Уотсон (1878-1958) был американским психологом, который стал ярым сторонником бихевиоризма. Будучи аспирантом Чикагского университета, в годы становления функционалистского движения, он заинтересовался исследованиями на животных и основал лабораторию на животных. Он делал упор на изучение поведения с помощью экспериментов. Он объяснил свой бихевиоризм в статье «Психология и бихевиорист», опубликованной в Psychological Review (19).13).

Он объяснил свою точку зрения в трех книгах – «Введение в сравнительную психологию» (1914). Психология с точки зрения бихевиористов (1919) и бихевиоризма (1925). Он считал, что такие понятия, как «разум-сознание» и образ, имеют место. Он утверждал, что психология — это наука о поведении. По его словам, поведенческие акты должны быть объективно описаны в терминах «с точки зрения стимула и реакции, с точки зрения формирования привычки, интеграции привычки и тому подобного».

Уотсон отказался от менталистских понятий, таких как сознание и разум и т. д., и предложил следующие методы исследования поведения:

1. Наблюдение с инструментальным контролем и без него.

2. Метод условного рефлекса.

3. Метод устного отчета.

4. Метод испытаний.

Уотсон показал, как объективные аналитические методы лаборатории на животных могут быть применены к людям, в частности, с помощью условной реакции. В своей книге «Психологическая помощь младенцу и ребенку» (1929) он указывал на использование младенцев и детей в качестве объектов психологического исследования. Уотсон предположил, что бихевиористская психология может многое предложить таким профессиям, как реклама, юриспруденция, промышленность и образование.

Вклад бихевиоризма в образование :

П. Саймондс сделал следующие выводы о применении бихевиоризма для преподавания и обучения: как он это делает, потому что это принятие становится руководством в его дальнейшей деятельности. Это признание со стороны учителя может принимать форму материальных знаков внимания, таких как золотые лестницы, списки с отличием и т. п. Но есть тенденция к короткому замыканию, так что «правильно или верно одинаково хорошо».

Основные вклады бихевиоризма в образование:

1. Бихевиоризм дал новые методы и приемы понимания детского поведения.

2. Это способствовало пониманию эмоций ребенка.

3. Он дал новую методологию обучения, известную как «программированное обучение», которая успешно применяется в нескольких странах.

4. Указывает на то, что все поведение усваивается в процессе взаимодействия с окружающей средой.

5. Он подчеркивает важность окружающей среды и ее влияние на развитие человека.

6. Это привело к разработке новых подходов, методов и приемов борьбы с дезадаптацией у детей.

7. Он вывел психологию из полемики менталистского подхода к человеческому поведению.

8. Он внес большой вклад в психологию обучения.

9. Он указал на важность мотивации.

Система № 4. Гештальт-психология :

Гештальт-психологи ополчились против психологов-бихевиористов и функционалистов. Их представляли Макс Вертгеймер (1880–1943), Вольфганг Келер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941) — все немецкие психологи. Фундаментальный принцип гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы своих частей». Гештальт — это немецкое слово, означающее целое, форму, фигуру или конфигурацию. Гештальт-психологи приняли динамический или полевой взгляд на нервную систему вместо бихевиористского машинного взгляда.

Хотя Вертхаймер родился в Праге (Чехословакия), он связан с немецкими психологами, так как он провел много исследовательской работы в немецких университетах. Он основал гештальт-школу как новое движение, противостоящее как структурализму, так и бихевиоризму. В своей известной книге «Продуктивное мышление» (1945) он подверг критике традиционный взгляд на «ассоциацию» и «механическое заучивание» как на основу мыслительных процессов.

Вертгеймер со значительным успехом продемонстрировал, что, когда учитель упорядочивает задачи, чтобы организовать элементы классных упражнений в осмысленное целое, происходит озарение. Это он резко контрастировал с обычной образовательной практикой муштры и зубрежки. Были расширения точки зрения гештальта на личность, детскую психологию и мотивацию и т. д.

Вклад гештальт-психологии в образование :

1. Гештальтисты придают большое значение восприятию отношений, организации и целостности в обучении. Они утверждают, что именно целое определяет поведение своей части. Это означает, что учитель должен представить свой предмет в классе в целом.

2. Цели и задачи занимают важное место в обучении. Они активизируют учащихся.

3. Учитель должен начинать с восприятия учащегося, а не с его собственного восприятия.

4. Директор, учителя и ученики должны работать как единое целое, чтобы улучшить процесс обучения учителей в школе.

5. Бихевиоризм пролил новый свет на групповое или социальное обучение в классе. Он считает групповое поведение важным фактором в обучении.

6. Гештальтпсихология указывает на необходимость междисциплинарного подхода к проблемам образования.

7. Гештальт-психологи подчеркивают, что обучение через озарение более эффективно.

8. Гештальт-психология подчеркивает важность желаемой среды для обучения.

Система № 5. Психоанализ:

По словам Дж.П. Чаплина и Т.С. Krawiec (1979) «Из всех школ психологии психоанализ настолько захватил воображение широкой публики, что многие неспециалисты ошибочно отождествляют психологию с психоанализом». Это очень влиятельное движение зародилось в Вене в конце 19 века под руководством Зигмунда Фрейда (1856-1919).39).

Фрейд получил степень доктора медицины со специализацией в области неврологии. Как практикующий врач, он осознал, что многие из его пациентов на самом деле страдают от психических конфликтов, которые проявляются в виде физических недугов и расстройств. Он был убежден, что пациенту нужна психотерапия, а не физиотерапия. Он связался с французским практикующим. Дж. М. Шарко (1825—1893) и немец Й. Брейер (1842—1925), применявшие гипнотическое лечение истерических больных.

Фрейд глубоко изучил технику гинотерапии и обнаружил, что ее возможности были ограничены, а в некоторых случаях лечение было поверхностным. Болезнь впоследствии вспыхнула в другой форме с другим набором симптомов. В конце концов Фрейд понял, что реальная ценность заключается в психическом анализе.

Психоанализ обычно состоит из того, что пациент расслабляется на кушетке и свободно рассказывает все, что приходит ему на ум. Это метод свободных ассоциаций. Психоаналитик максимально беспрепятственно выслушивает и наблюдает за пациентом на предмет эмоциональных реакций, признаков дистресса и сопротивления лечению. Из своего клинического опыта Фрейд разработал ряд важных концепций — разделение личности на Ид, Эго и Супер-Эго.

Он подчеркивал важность бессознательного в психической жизни. Он считал сновидение главным путем в бессознательный процесс. Толкование снов стало важной частью как терапевтического процесса, так и теории психоанализа. Фрейд также считал, что сексуальные расстройства лежат в основе истерии и других невротических расстройств. Его выводы о том, что невротические расстройства возникают в раннем детстве, сделали всех, кто занимается уходом, обучением и воспитанием детей, чрезвычайно ориентированными на ребенка.

Влияние фрейдистского психоанализа оказало глубокое влияние на направление психологии развития, которая рассматривает ребенка уже не как миниатюрного взрослого, а как личность со своими потребностями, возможностями и проблемами.

Собрание сочинений Фрейда состоит из двадцати четырех томов.

Его знаковые публикации включают следующее:

1. Толкование сновидений (1900).

2. Психопатология повседневной жизни (1904).

3. Три эссе по теории сексуальности (1905).

4. За пределами принципа удовольствия (1920).

5. Будущее иллюзии (1928).

6. Цивилизация и ее недовольство (1930).

Вклад психоанализа в образование:

1. Психоанализ выявил необходимость дошкольного образования.

2. Фрейд подчеркивал, что бессознательная мотивация играет важную роль в процессе обучения.

3. Психоанализ подчеркивает важность переживаний раннего детства в процессе обучения и воспитания. Эти ранние переживания играют важную роль в закладывании фундамента личности ребенка. Среди основных факторов, ведущих к формированию у ребенка положительного отношения к жизни, можно выделить привязанность, любовь и сочувствие.

4. Психоанализ утверждает, что дети должны иметь возможность свободно выражать свои эмоции в классе и за его пределами. Это очень способствует здоровому развитию детей.

5. Психоанализ проливает свет на причины, приводящие к дезадаптации у детей.

6. Психоанализ призывает учителей быть позитивными в своих взглядах.

Главная ›› Психология ›› Системы ›› Системная психология

Системная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Системная психология — раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах.

Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, при котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 типа системной психологии
  • 4 Связанные поля
    • 4.1 Теория экологических систем
    • 4.2 Эргономика
    • 4.3 Семейная системная терапия
    • 4.4 Организационная психология
    • 4.5 Теория перцептивного контроля
    • 4.6 Психология процесса
    • 4.7 Психосинтез
    • 4.8 Системная терапия
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор[]

Системная психология изучает поведение и опыт человека в сложных системах. Он включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше занимается социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, чем инженерная психология. [1] В системной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, учитываются в процессе создания эффективной системы. [2] Сам термин «системная психология» был впервые введен Джоном Б. Парри в 1958 году в промышленном контексте. С тех пор системная психология появилась в нескольких областях:

  • В системотехнике и промышленности в контексте эргономики.
  • В школьной психологии и общественной психологии
  • В области психотерапии, также называемой системной терапией
  • В новой области теории семейных систем

Системная психология возникла здесь как новый подход, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. В открытых системах у них есть активный метод сохранения стабильности за счет динамических отношений между частями. Классическим примером этой гомеостатической динамики является «проблемное поведение» ребенка, который мочится в постель и выполняет стабилизирующую функцию сохранения проблемного брака, потому что внимание родителей отвлекается от их конфликта на «проблемного» ребенка. Системная психология основана на теоретических работах Грегори Бейтсона и других. Терапевтические приложения были разработаны Virginia Satir, Milan Group и другими.

Более поздние разработки системной психологии бросили вызов этому пониманию гомеостаза, поскольку оно слишком сосредоточено на каузальном понимании систем. Это изменение в мышлении от кибернетики 1-го порядка к кибернетике 2-го порядка повлекло за собой постмодернистский сдвиг в понимании реальности как объективной к тому, чтобы быть социально и лингвистически сконструированным.

Суть этой критики заключается в заключении слишком большого количества прямых причинно-следственных связей между частями системы (например, что проблемное поведение ребенка исчезло бы, если бы родители просто ладили). Вместо того, чтобы искать причины в системах, эта новая школа системной психологии вместо этого стремится изменить деструктивные паттерны в системах (например, в семье), поощряя людей смотреть на вещи с новых точек зрения с помощью таких методов, как круговые вопросы, тем самым открывая возможность для сдвиг в силовой динамике.

История[]

Гештальт-психология, разработанная в 1920-х годах, стала важным примером развития общей теории систем в 1940-х годах. Гештальт-психология — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым с тенденциями к самоорганизации; или, что целое отличается от суммы своих частей. Концепция общей теории систем возникла в дальнейшем из биологических наук. Он пытается отобразить общие принципы работы всех систем, особенно живых систем. Несколько биологов и социологов участвовали в появлении общей теории систем в XIX веке.50-е годы.

В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии. [3] Область системной психологии впервые возникла за пределами академического мира в промышленности. Джон Б. Парри в 1958 году впервые упомянул этот термин в контексте «психологии персонала» как иногда известного раздела «авиационной психологии». [4] Первая книга под названием Системная психология Кеньона Б. Де Грина в 1970 также сосредоточился на системной психологии в контексте инженерии, в частности, в связи с человеческим фактором, теорией систем и системной инженерией. В этом направлении Брюс Кристи исследовал очертания зарождающейся области человеческих факторов, исходя из основ системной психологии, а не классической эргономики. [5]

В 1960-х годах системная психология получила дальнейшее развитие в новых областях применения. Он был применен для понимания функционирования детей в семейных системах. Психология экологических систем также применялась к другим системам, включая школу и сеть здравоохранения, и этот подход использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами, в частности, социально-экологическая модель развития доказала широкую концептуализацию теории экологических систем. это объясняет несколько контекстов, в которых развиваются дети. [6]

В 1992 году Линда Э. Олдс в «Метафорах взаимосвязи» начала работать над общей системной теорией психологии. [7] Олдс задавался вопросом, как системная психология или психология процессов удерживает сознание сосредоточенным на целом, а не на частях. Как системная психология может помочь людям переосмыслить себя, придерживаясь концепций, которые радикально меняют их восприятие? (стр. 92) Она заявила о системных подходах к терапии, что системные модели могут присоединиться к другим терапевтическим перспективам, которые делают центральный акцент на важности подчинения большему целому как способу посредничества и преодоления внутренних конфликтов (стр. 9).3) Растущая область трансперсональной психологии может помочь в разработке системной психологии, призывая метафоры выйти за рамки строгого отождествления с нашими личностями, телами, чувствами ума или даже с нашим высшим «я» (стр. 107)

В 2003 году Томас Дж. Пауэр проясняет связь между здоровьем детей и гигиеной в психологии экологических систем. Он представляет основу для систематического удовлетворения потребностей детей в охране здоровья путем интеграции систем здравоохранения, психического здоровья и образования. Согласно Пауэрсу, экологическая системная психология возникла с XIX в.60-х годов и получил дальнейшее развитие в различных контекстах и ​​создал эффективные связи между основными системами, в которых функционируют дети. Этот подход был применен в школах и сетях здравоохранения и использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами и социально-экологическими моделями развития ребенка. [8]

Типы системной психологии[]

В научной литературе упоминаются различные виды системной психологии:

Прикладная системная психология
Де Грин в 1970 году описал прикладную системную психологию как связанную с инженерной психологией и человеческим фактором.
Теория когнитивных систем
Психология когнитивных систем является частью когнитивной психологии и, подобно экзистенциальной психологии, пытается разрушить барьер между сознательным и бессознательным разумом. [9]
Психология контрактных систем
Психология контрактных систем касается актуализации человеческих систем через организации участия. [10]
Семейная системная психология
Психология семейных систем — это более общее название области семейных психотерапевтов. Например. Мюррей Боуэн, Майкл Э. Керр и Баард [11] и исследователи начали теоретизировать психологию семьи как системы. [12]
Органосистемная психология
Путем применения биологии организменных систем к человеческому поведению Людвиг фон Берталанфи задумал и развил психологию организменных систем как теоретическую перспективу, необходимую для постепенного понимания различных путей, которыми могут развиваться человеческие личности, и того, как они могут правильно развиваться при поддержке целостной интерпретации человеческого поведения. [13]

Связанные области[]

Теория экологических систем[]

Основная статья: Теория экологических систем

Теория экологических систем в контексте» или теории «экологии человека». , определяет четыре типа вложенных систем окружающей среды с двунаправленными влияниями внутри и между системами. Теория была разработана Ури Бронфенбреннером, который считается одним из ведущих мировых ученых в области психологии развития. Позже была добавлена ​​пятая система (хроносистема):

  • Микросистема: непосредственная среда (семья, школа, группа сверстников, соседство и среда ухода за детьми)
  • Мезосистема: система, состоящая из связей между непосредственным окружением (т. е. дом ребенка и школа)
  • Экзосистема: параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
  • Макросистема: более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура)
  • Хроносистема: закономерности событий и переходов в окружающей среде на протяжении жизни.

Собственная биология человека может считаться частью микросистемы; таким образом, эту теорию в последнее время иногда называют «теорией биоэкологических систем». Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно влиять на развитие.

Эргономика[]

Основная статья: Эргономика

Эргономика, также называемая «инженерной психологией» или «человеческими факторами», представляет собой применение научной информации об объектах, системах и окружающей среде для использования человеком (определение принято Международной Эргономической Ассоциации в 2007 г.). Эргономика обычно рассматривается как то, как компании проектируют задачи и рабочие зоны, чтобы максимизировать эффективность и качество работы своих сотрудников. Однако эргономика присутствует во всем, что связано с людьми. Рабочие системы, спорт и отдых, здоровье и безопасность должны воплощать в себе принципы эргономики, если они хорошо спроектированы.

Это прикладная наука о проектировании оборудования, предназначенная для максимизации производительности за счет снижения утомляемости и дискомфорта оператора. Эта область также называется биотехнологией, инженерией человеческого фактора и инженерией человеческого фактора. Эргономические исследования в основном проводятся эргономистами, которые изучают человеческие возможности по отношению к их рабочим требованиям. Информация, полученная от эргономистов, способствует разработке и оценке задач, рабочих мест, продуктов, сред и систем, чтобы сделать их совместимыми с потребностями, способностями и ограничениями людей.

Семейная системная терапия[]

Основная статья: Семейная терапия

Семейная системная терапия, также называемая «семейной терапией» и «парной и семейной терапией», представляет собой направление психотерапии, связанное с консультированием по вопросам взаимоотношений, которое работает с семьями и парами в близких отношениях, чтобы способствовать изменениям и развитию. Он склонен рассматривать их с точки зрения систем взаимодействия между членами семьи.

Подчеркивает семейные отношения как важный фактор психологического здоровья. Таким образом, семейные проблемы рассматривались как эмерджентное свойство системных взаимодействий, а не как возложение вины на отдельных членов. Брачные и семейные терапевты (MFT) лучше всего обучены этому типу психотерапии.

Организационная психология []

Основная статья: Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология, также известная как «психология труда», «психология труда» или «психология персонала», касается применения психологических теорий, исследований методы и стратегии вмешательства в проблемы на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи заинтересованы в том, чтобы сделать организации более продуктивными, обеспечив работникам возможность вести физически и психологически здоровый образ жизни. Соответствующие темы включают психологию персонала, мотивацию и лидерство, отбор сотрудников, обучение и развитие, организационное развитие и управляемые изменения, организационное поведение, а также вопросы работы и семьи.

Теория перцептивного контроля[]

Основная статья: Теория перцептивного контроля

Теория перцептивного контроля (ТКП) — это психологическая теория поведения животных и человека, созданная ученым-индивидуалистом Уильямом Т. Пауэрсом. В отличие от других теорий психологии и поведения, которые предполагают, что поведение является функцией восприятия — что входные данные восприятия определяют или вызывают поведение — ПКТ постулирует, что поведение организма является средством управления его восприятием. В отличие от инженерной теории управления эталонная переменная для каждого контура управления с отрицательной обратной связью в иерархии управления устанавливается изнутри системы (организма), а не внешним агентом, изменяющим уставку контроллера. [14] РСТ также применяется к неживым вегетативным системам. [15]

Психология процесса[]

Основная статья: Философия процесса

Психология процесса существует для интеграции процессного мышления с областью психологии в широком понимании. [16] Это новая область, возникшая в результате применения философии процесса Альфреда Норта Уайтхеда к психологии. Он обещает объединить разум, тело и дух в строгой и последовательной структуре.

Новаторской работой в этой области является « К психологии процессов: модель интеграции » Дэвида Э. Роя, опубликованная в 2000 году. Опираясь на глубины гештальт-психологии и метафизики процессов, Дэвид Рой проливает свет на сложные психологические вопросы, касающиеся символизма. , отношения между разумом и телом и духовные аспекты человеческой жизни. Возникающая метатеория проливает свет как на психологию, так и на психотерапию. Такое переосмысление психологических вопросов и категорий бесценно для дальнейшего изучения человеческой психики и поиска здоровья. [17]

Психосинтез[]

Основная статья: Психосинтез

Психосинтез — это оригинальный подход к психологии, разработанный Роберто Ассаджиоли. Психосинтез не задумывался как школа мысли или эксклюзивный метод, но во многих конференциях и публикациях он был центральной темой, а центры были созданы в Италии и США в 1960-х годах.

Психосинтез отошел от эмпирических основ психологии в том, что изучал человека как личность и душу, но Ассаджоли продолжал настаивать на том, что он был научным. Ассаджиоли разработал терапевтические методы, отличные от тех, что были найдены в психоанализе. Хотя бессознательное является важной частью теории, Ассаджоли старался поддерживать баланс с рациональной, сознательной терапевтической работой.

Системная терапия[]

Основная статья: Системная терапия

Системная терапия — это школа психологии, которая стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, как это было в центре внимания более ранних форм терапии, а как к людям в отношениях, имея дело с взаимодействиями групп и их моделями и динамикой взаимодействия.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию, или, точнее, семейную системную терапию, как ее позже стали называть. В частности, системная терапия уходит своими корнями в миланскую школу Мары Сельвини Палаццоли, но также восходит к работам Сальвадора Минучина, Мюррея Боуэна, Ивана Босзорменьи-Надь, а также Вирджинии Сатир и Джея Хейли из МРТ в Пало-Альто.

См. также[]

Связанные поля
  • Настройки поведения
  • Теория Хаоса
  • Теория коммуникации
  • Общественная психология
  • Комплексные системы
  • Конструктивистская эпистемология
  • Критическая теория
  • Экологическая психология
  • Теория живых систем
  • Новая кибернетика
  • Нейрокибернетика
  • Процессуально-ориентированная психология
  • Социальная психология
  • Теория социотехнических систем
  • Соматическая психология
Ученые, работающие в смежных областях
  • Уильям Росс Эшби
  • Грегори Бейтсон
  • Джон Боулби
  • Ури Бронфенбреннер
  • Фритьоф Капра
  • Дональд де Авила Джексон
  • Томас Гомер-Диксон
  • Фред Эмери
  • Клэр В. Грейвс
  • Пим Хазелагер
  • Брэдфорд Кини
  • Курт Левин
  • Умберто Матурана
  • Энид Мамфорд
  • Талкотт Парсонс
  • Гордон Паск
  • Уильям Т. Пауэрс
  • Анатолий Рапопорт
  • Джеффри Сатиновер
  • Эйнар Торсруд
  • Эрик Трист
  • Стюарт Амплби
  • Франсиско Варела
  • Людвиг фон Берталанфи
  • Лев Выготский
  • Кен Уилбер
  • Александр Зелитченко
Связанные понятия

.

  • Осведомленность
  • Развитие ребенка
  • Конатус
  • Концептуальная система
  • Коннекционизм
  • Сознание
  • Культурная система
  • Встроенное встроенное познание
  • Эквифинальность
  • Гомеодинамика
  • Человеческая экосистема
  • Модель иерархической сложности
  • Посткогнитивизм
  • Самоконтроль
  • Социальная сеть
  • Системный интеллект

Литература []

  • Людвиг фон Берталанфи (1968), Органическая психология и теория систем , Worcester, Clark University Press.
  • Бреннан (1994), История и системная психология , Прентис Холл, ISBN 0131826689
  • Молли Янг Браун, Психосинтез – «системная» психология? ,
  • Кеньон Б. Де Грин, граф А. Аллуизи (1970), Системная психология , McGraw-Hill.
  • В. Хьюитт (2003), «Системная модель человеческого поведения», в: Интерактивная психология образования , Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты.
  • Джон Миллс (2000), «Диалектический психоанализ: к психологии процесса», в: Psychoanalysis and Contemporary Thought , 23 (3), 20–54.
  • Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязанности: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110
  • Жанна М. Плас (1986), Системная психология в школах , ISBN Pergamon Press 0080331440
    9 0261 Дэвид Э. Рой (2000), К психологии процесса: A Модель интеграции . Фресно, Калифорния, Adobe Creations Press, 2000
  • Дэвид Э. Рой (2005), Психология процессов и процесс психологии, или разработка психологии интеграции при выходе из дома , Документ для семинара, 2005.
  • Вольфганг Чахер и Жан-Пьер Довальдер (2003) (ред.), Динамический системный подход к познанию: концепции и эмпирические парадигмы, основанные на динамике самоорганизации, воплощения и координации , World Scientific. ISBN 9812386106 .
  • WT Singleton (1989), Разум в действии: психологическая эргономика , Cambridge University Press. ISBN 0521265797.

Ссылки[]

  1. ↑ Лестер Р. Биттел и Мюриэль Альберс Биттел (1978), Энциклопедия профессионального менеджмента , McGraw-Hill, ISBN 0070054789, стр. 498.
  2. ↑ Майкл М. Берманн (1984), Справочник по микрокомпьютерам в специальном образовании . Колледж-Хилл Пресс. ISBN 093301435X. Страница 212.
  3. ↑ Людвиг фон Берталанфи писал:
    • 1951, «Теоретические модели в биологии и психологии», Journal of Personality, 20, 24–38.
    • 1956, «Биолог смотрит на человеческую природу», Scientific Monthly, 82, 33–41
    • 1966, «Пересмотр разума и тела», Журнал гуманистической психологии, 6, 113–138.
    • 1967, «Общая теория систем: приложение к психологии», Social Science Information, vol. 6, 125–136 (перепечатано в «Социальных науках: проблемы и ориентация», Париж, Ла-Эй, Мутон, ЮНЕСКО, 309–319, 1968).
    • 1967, «Общая теория систем и психиатрия — обзор», Американская психиатрическая ассоциация 176, Ежегодное собрание (опубликовано в Psychiatric Spectator, 4, 6–8, 1967; и в Gray W., Rizzo ND & Dahl FJ, General Systems Theory. и психиатрия, Бостон, Little, Brown & Company, 33–46, 19.69).
    • 1968, Органическая психология и теория систем , Вустер, издательство Университета Кларка.
    • 1970 «Общая теория систем и психология», в Royce JR (ed.), Toward Unification of Psychology, Toronto, University Press, 220–223.
  4. ↑ Джон Б. Парри, Сипке Дирк Фоккема (1958), Авиационная психология в Западной Европе и отчет об исследованиях пилота , Мичиганский университет, стр. 4.
  5. ↑ Брюс Кристи (1985), Человеческий фактор информационных технологий в офисе , Уайли, ISBN 0471
  6. X.
  7. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества . Страница 11.
  8. ↑ Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязи: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110.
  9. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), «Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и общества». Гилфорд Пресс. ISBN 1572308559. стр.11.
  10. ↑ Дэвид Пэрриш (2006), «Ничто из того, что я вижу, ничего не значит: квантовые вопросы, квантовые ответы», стр. 29
  11. ↑ Марсия Гуттентаг и Элмер Л. Стрюнинг (1975), Справочник по оценочным исследованиям . Мудрец. ISBN 08030. стр. 200.
  12. ↑ Майкл Б. Гудман (1998), Корпоративные коммуникации для руководителей , SUNY Press. ISBN 0791437612. Страница 72.
  13. ↑ Сара Э. Купер (2004), Связывающие узы: вопросы семейной динамики и семейного дискурса , University Press of America.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts