Принцип системности в психологии 2, Индивидуальная работа
метки:Система, Системный, Подход, Подсистема, Психический, Явление, Сознание, ИзучениеМетодологические принципы психологии
Применительно к психологии следует назвать следующие методологические принципы:
Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений.
Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).
Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений — это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).
Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность — внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.
Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.
4 стр., 1889 слов
Основные принципы гуманистической психологии
… направление в психологическом консультировании. Основные принципы гуманистической психологии Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического … делают его агрессивным и отчужденным. Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в … Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться …
Принцип системности в психологии
Принцип системности — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.
Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.
Центральной проблемой в развитии системного понимания психического выступает выяснение механизма, порождающего системы.
Формулировка системы как «комплекса элементов» включает образ элемента или компонента как чего-то, изначально объясняющего природу системы.
В понимании системы как «комплекса компонентов» наиболее сложным пунктом становится именно объяснение ее целостности.
Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании». Понятие «связи» выступает обычно вторым моментом, характеризующим системы наряду с понятием комплекса элементов или компонентов.
«Связи» выступают, на первый взгляд, чем-то существенно отличающимся от элементов, что и побуждает использовать их для характеристики именно целостности системы. Но при более внимательном рассмотрении «связи» оказываются тоже элементами, на которые раскладывается сложная внутренняя структура системы.
Идеи системного подхода, т.е. идеи анализа всех открытых самоорганизующихся и саморазвивающихся образований как систем, обсуждаются уже около полувека, начиная с работ Л. фон Берталанфи. В психологии предполагается, что системный подход является обязательным, поэтому исследователи почти всегда декларируют его использование. Предложено несколько критериев для выявления того, в какой степени соблюдается системный подход.
Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает:
1) многомерность образования;
2) его многоуровневость и иерархичность;
3) многомерную классификацию его свойств;
4) признание его полидетерминированности;
5) изучение взятого образования в его развитии.
М.С. Роговик выделил четыре принципа системного подхода:
1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т.е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.
2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т.е. системный подход включает в себя функциональный.
4 стр., 1593 слов
Принцип личностно-деятельностного подхода
… препятствует совершенствованию педагогической практики Системный подход а) акцентирует внимание на целостном и системном видение человека как способе … роль религии в воспитании подрастающих поколений в) система взглядов на воспитание в процессе трудовой деятельности … как важнейшие составляющие человеческих общностей Принцип личностно-деятельностного подхода а) ориентирует педагога-исследователя на …
3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой. То есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.
4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход.
В. А. Ганзен выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный. С точки зрения В. А. Ганзена описание системы должно включать:
1) ее элементный состав;
2) структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами;
3) функции системы, ее подсистем и элементов;
4) интегральные свойства системы;
5) системообразующие факторы;
6) взаимосвязи со средой.
Конкретизации принципов системного подхода в психологии.
I. Принцип целостности системы. Система (или данный тип систем) имеет один или несколько фундаментальных атрибутов, отличающих ее от других систем. Атрибут системы — это ее принадлежность, необходимая для существования в диапазоне экологически нормативных параметров среды, внешней и внутренней, действительной и идеальной, а также для характеристики этой системы. При патологии одной из подсистем (или одного из атрибутов) система теряет свою целостность, и ее функционирование приобретает ауто- и гетеродеструктивный характер.
II. Принцип функциональной детерменированности системы и ее подсистем. Функция системы (или подсистемы) является образующим ее фактором (системообразующим фактором — СОФ).
III. Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации системы.
Принцип структурно-уровневой организации. Следование ему считается необходимым для любого современного исследования, как теоретического, так и эмпирического. Этот принцип предполагает, что любая относительно сложная система имеет несколько уровней организации, у каждого из которых — свое строение и механизмы.
Структурно-генетический принцип сформулирован позже других. В соответствии с ним каждый качественный этап в филогенезе живой саморазвивающейся системы закрепляется в ее строении и представляет собой очередной уровень ее организации.
IV. Принцип вертикальной регуляции генетико-иерархических уровней в системе имеет две составляющих:
а) исходные, более общие законы нижних уровней сохраняются на верхних уровнях с определенными ограничениями. Их сохранение не означает неизменности; накладываемые ограничения порождают частные варианты общих законов. Примерами этого являются знаменитые феномены Пиаже и уровни актуального перцептогенеза, выделенные Беккером;
б) верхние уровни в структурной организации влияют на функционирование нижних уровней. Как правило, осуществляется коррекция по механизму отрицательной обратной связи (положительные обратные связи бывают очень редко).
В неврологии и психической деятельности тормозящее влияние вышележащих образований на нижележащие было открыто И. М. Сеченовым
Общие принципы системного подхода в психологии могут быть дополнены рядом определений, существенных при разработке теории системного объекта.
1. Дефиниция системы в ее оптимальном варианте. Известно, что на начальных этапах распознавания системы не всегда возможно дать полное ее определение и только на зрелых этапах познания возможна дефиниция в виде родо-видовой конструкции с учетом фундаментальных функций познаваемого.
22 стр., 10597 слов
Особенности предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации
… в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста 1.1 Понятие «развивающая среда», принципы организации предметно-развивающей среды Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие … обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и …
2. Компонентами системы являются прежде всего составляющие ее элементы. Это — психические образования, обладающие определенной степенью самостоятельности и поэтому выделяющиеся в системе как ее состав.
3. Структура системы. Под ней понимаются подсистемы, каждая из которых обеспечивает какую-либо фундаментальную функцию и объединяет для этого ряд компонентов психики, появившихся в процессе эволюции.
4. Функции системы — это те отношения системы со средой (или подсистем с метасистемой), которые объясняют цель появления системы (или подсистем).
5. Свойства системы — те качественные признаки, по которым система выделяется из среды (или подсистема из метасистемы).
6. Системообразующие и системоформирующие факторы. Системообразующие факторы, внешние по отношению к системе, детерминируют ее возникновение. Системоформирующие факторы суть те объектные свойства действительности, которые дают возможность системе (или подсистеме) сформироваться.
7. Генезис и эволюция (происхождение и развитие) системы.
404 Cтраница не найдена
- • Библиотека
- • Документы
- • Институты и факультеты
- • Калькулятор пени
- • Обучение
- • Расписание
- • Спортивные новости
- • Иностранным студентам
- • Профком
- • Общежития
- • Охрана здоровья
- • Дистанционное обучение
- • Центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера»
- • КОСС
- • Аспирантура
- • Информация о конкурсах и грантах
- • Дистанционные занятия для иностранных студентов
- • Ресурсный волонтерский центр финансового просвещения ИвГУ
- • Платные образовательные услуги
- • Центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера»
- • Ассоциация выпускников
- • Вакансии
- • Отзывы выпускников
- • Основные сведения
- • Структура и органы управления образовательной организацией
- • Документы
- • Образование
- • Образовательные стандарты и требования
- • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
- • Стипендии и иные виды материальной поддержки
- • Платные образовательные услуги
- • Финансово-хозяйственная деятельность
- • Вакантные места для приёма (перевода)
- • Абитуриенту
- • Международное сотрудничество
- Главная
Исследовательский университет Ульма
Исследовать
Кафедра клинической психологии и психотерапии реализует мультиметодологический, междисциплинарный подход в фундаментальных и прикладных исследованиях депрессии и тревожных расстройств, а также психологических аспектов хронических заболеваний. Исследования проводятся в области профилактики, клинико-психологического и психотерапевтического лечения, а также реабилитации. Исследовательская программа кафедры сосредоточена на электронном психическом здоровье, психодиагностике и компьютерно-адаптивном тестировании (CAT), депрессии и тревожных расстройствах, психологических аспектах соматических заболеваний, исследованиях в области психотерапии и исследованиях в области здравоохранения.
В центре внимания исследований факультета инженерии, информатики и психологии и дочернего психотерапевтического амбулаторного отделения находятся взаимодействия «человек-технология» и «человек-здоровье». Таким образом, создается идеальная основа для исследования взаимодействия человека, технологий и здоровья.
Проекты
Электронное психическое здоровье
Интернет- и мобильные вмешательства (IMI) могут способствовать охране психического здоровья, добавляя экологические, персонализированные вмешательства в повседневную жизнь. Наш отдел изучает эффективность, рентабельность, принятие, использование, а также основные механизмы изменения электронных вмешательств в области психического здоровья. Таким образом, наше внимание сосредоточено на управляемых и неуправляемых онлайн-вмешательствах самопомощи и смешанных терапевтических подходах, то есть концепции, в которой психотерапия и электронные вмешательства сочетаются. Постоянное развитие и оценка технологических инноваций в области здравоохранения направлены на дальнейшее усиление воздействия психологических и психотерапевтических вмешательств на психическое и общественное здоровье.
Проекты Электронное психическое здоровье
Психодиагностика и компьютерное адаптивное тестирование
Надежная и валидная оценка показателей и предикторов психического здоровья необходима для психодиагностики, планирования терапии и оценки лечебного процесса. Исследовательские проекты нашего отдела направлены на внедрение психодиагностических процедур в клиническую практику и разработку диагностических инструментов, основанных на технологиях, таких как компьютерные адаптивные тесты (CAT), основанные на моделях теории ответной реакции, диагностика поведения на основе смартфона, экологические мгновенные оценки (EMA) и подходы интеллектуального зондирования.
Департамент разрабатывает, утверждает и внедряет оценки, например, для депрессия, тревожность, расстройства личности, повседневная деятельность, работоспособность и мотивация к лечению у различных групп соматического и психического здоровья.Проекты Психодиагностика и компьютерное адаптивное тестирование
Психологические аспекты соматических заболеваний
В отделении проводятся исследования психологических аспектов соматических заболеваний с акцентом на сопутствующие сомато-психические заболевания, преодоление и принятие, мотивацию лечения и изменение поведения, самоуправление, расширение прав и возможностей и самоэффективность, а также горе и существование. Таким образом, наше исследование в основном направлено на области психоонкологии, психокардиологии, психодиабетологии и психологических аспектов хронической боли.
Проекты по психологическим аспектам соматических заболеваний
Исследование психотерапии и лечебного процесса
Помимо нашего исследования эффективности и рентабельности, нас особенно интересует дифференциальная эффективность психологических и психотерапевтических вмешательств, а также активных ингредиентов психотерапии и их конкретных компонентов. Таким образом, мы стремимся улучшить наши знания о механизмах изменений, лежащих в основе психотерапии.
Проекты Исследования в области психотерапии и лечения
Исследования в области здравоохранения
Полезность традиционных и новаторских психологических вмешательств определяется их эффективностью и результативностью, а также их охватом. В то время как клинические исследования сосредоточены на эффективности и действенности, распространение и внедрение научно обоснованных вмешательств часто происходят бесконтрольно. Департамент уделяет особое внимание научно обоснованным представлениям о факторах, способствующих реализации, и препятствиям, а также активным стратегиям распространения, способным расширить охват основанных на фактических данных вмешательств.
Проекты Медицинские исследования
Структурно-функциональные параметры гуманистически ориентированной психодиагностики детской одаренности
— Ковальчук, Ю. М. (orcid.org/0000-0001-6686-3579) (2022) Структурно-функциональные параметры гуманистически ориентированной психодиагностики детской одаренности Воспитание и развитие одаренной личности, 2 (85). стр. 35-41. ISSN 2309-3935
Официальный URL: http://otr.iod.gov.ua/images/pdf/2022/2/IOD_285__-…
В статье представлены авторские предложения о путях модернизации психодиагностики одаренных детей, поиске новых теоретических, концептуальных, методологических, психоэкологических, этико-методических подходов к решению проблемы. К определяющим требованиям инновационной направленности таких подходов относится их соответствие структурно-функциональным особенностям характера одаренного ребенка и гуманистическим психологическим нормам. Дано обоснование соответствия этим критериям предлагаемого автором подхода, учитывая, что ядром его теоретической и практической идеологии является ориентация на стратегию учета и применения в распознавании и оценке одаренности ребенка структурно-функциональных параметры гуманистически ориентированной психодиагностики. Автор аргументирует позицию о характере структурно-функциональной организации одаренного ребенка и несостоятельности традиционных психодиагностических подходов. Ключевой закономерностью структурно-функциональной организации одаренности он считает ассоциативный характер структурно-функциональных связей конкретных способностей как формообразующих компонентов одаренности с познавательной, аффективной, личностной, мотивационной (в том числе социокультурной) и другими сторонами психической деятельности человека. системное образование. Этому противоречат подходы к диагностике одаренности, которые ориентированы на выявление одаренности на основе конкретных способностей и определяют формирование содержания стимульного материала анкет и тестов, а значит получение соответствующей психологической информации, направленной на поиск непосредственных признаков одаренности. одаренность. Это связано с тем, что упускается из виду и совокупность сложных психологических свойств одаренного ребенка, которые функционально связаны с конкретными способностями, обеспечивают их работу и влияют на их развитие. Такая позиция диагноста противоречит естественным законам возникновения, развития и действия сложной системы свойств человеческой личности (физических, психических и духовных), которая называется одаренностью. Вместо представления, в основе которого лежит образ одаренности как сложной системы, практикуется упрощенная концепция, по существу отождествляющая одаренность с одной или несколькими специфическими способностями. Такое понимание одаренности существенно ограничивает эвристические возможности психодиагностических средств и процедур. Следствием этого является производство и использование неполной психологической информации, под влиянием которой формируется отрывочное, а потому недостоверное представление о характеристиках феномена одаренности, что снижает степень ее ассертивной достоверности, надежности и предсказуемости одаренной личности. . Содержание основных обобщений, данных автором, состоит в том, что: одаренность может стать и быть действенной в пространстве активного структурно-функционального контекста; ассоциативный структурно-функциональный подход — подход, позволяющий решать проблемы и задачи эффективного распознавания и психодиагностической оценки талантов ребенка; Построенная на принципах ассоциативного структурно-функционального подхода методика должна быть направлена на выявление активного структурно-функционального контекста, формируемого ведущей специфической способностью у одаренного ребенка и в общем контексте его психики.