Системный подход в психологии это: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД это

Содержание

Системный подход к личности / Хабр

Написать компьютерный код может каждый. Но одни программы считаются эффективными и полезными, а другие приводятся в пример, как делать не надо. Эти же принципы свойственны и нашей психике. Применяя алгоритмы в нужное время и нужном месте, мы способны сделать жизнь немного легче и приятнее. В статье, дорогой друг, Вы узнаете как теорию системного подхода к личности, так и применение её принципов на практике. 

От алгоритмов к человеку

Юваль Ной Харари — достаточно известный автор, который просто и наглядно объяснил датаизм. Датаизм, в работах Юваля, это концепция восприятия мира, которая сводит всё к базам данных и алгоритмам их обработки. Рецепт борща — это база данных ингредиентов и алгоритм их объединения. Наше ДНК описывает алгоритм сборки организма и его функционирования. А наше сознание, на основе полученного опыта из набора ситуаций, создает алгоритмы поведения.

Принцип системного подхода

Воспринимая сознание как систему, становится намного проще разобраться в себе. В первую очередь, пропадают всякие «трансцендентные» и «подсознательные» образования, которые придают флер загадочности и таинственности психологии.

Второе — это сознание, которое становится понятным и простым для развития. Судите сами, у нас просто пропадает волшебная таблетка, а приобретение полезных привычек привязывается к понятным и простым действиям. В этом направлении работает принцип постепенных накоплений, с фокусом на результативность. 

Никаких откровений, никаких «делайте всего лишь одной действие и жизнь нормализуется». Системный подход в отношении нашего сознания и мировоззрения действует несколько на иных принципах. Простых, понятных, доступных каждому. И требующих проницательности и рутинного исполнения.

Реализация системного подхода

Метод изменения себя через накопительную систему поступков. На практике это работает следующим образом:

  • Вы, дорогой друг, озадачиваете себя конкретной целью. Довести проект до финала за год. Выучить новый язык за сезон. Привести в порядок организм — как в физическую форму, так и нормализуя принципы ЗОЖ. Цель может быть любой, лишь бы Вы верили и понимали, что её можно реализовать;

  • На втором шаге цель разбивается на составляющие элементы. Оцениваются направления проекта и определяется статус их состояния. Иностранный язык разделяется на лексическую и грамматическую составляющую, а Ваш организм поддается метрике и последующей установкой целей;

  • На третьем шаге создается система. Вы для себя описываете алгоритм достижения промежуточных результатов через ежедневные действия. Закрытие тикетов по проекту, от наиболее простых к сложным. Изучение 2-5 слов в день плюс просмотр роликов или любимого сериала на желаемом языке. И ежедневные занятия физическими нагрузками, соответствующие Вашим целям;

  • Переоценка. Процесс всего этого может быть приятным и затягивающим. Вы начинаете любоваться проектом, выставлять ежедневно посты в Инстаграм с фотографиями словарей и книг на английском, и уже каждый Ваш знакомый знает расписание тренировок и как они проходят. Но разве это было целью? Посмотрите, к каким результатам Вы пришли;

  • Если выбранные действия не приводят к результатам — отредактируйте алгоритм. Как часто это стоит делать? Судите в конкретной ситуации. Постоянно менять лодку — бесполезно, пока Вы не научитесь грести веслами.

В идеале, поддерживая алгоритм, можно путем постепенных изменений редактировать общий образ жизни, мировоззрение, свои возможности и навыки. И, что самое главное, решать психологические задачи. Именно на этом сконцентрирована когнитивно-поведенческая терапия.

Что же такое Когнитивно-поведенческая терапия

Это реализация научного подхода к мозгу, системного подхода к личности и адекватного оценивания поведения человека. Различные инфо-цыгане учат людей тому, что нужно: “создать свой положительный образ”, “ставить огромные цели”, “верить в себя”, “сказать миру Да”! Когнитивно-поведенческая терапия не отрицает этого. Иногда полезно раскрыться возможностям. Но всему свое место и случай.  

Поведенческие принципы

Про КПТ уже писались статьи на Хабре. Общий их посыл сводится к тому, что КПТ — это один из лучших инструментов для приведения в порядок психологического состояния рациональных людей. Ведь ключевой момент кроется в банальном баге интерпретации мозгом банальных событий. Рассмотрим на наглядном примере с фейерверком:

  1. Сам по себе, фейерверк — это просто громкие хлопки, цветные огни и атрибут шоу;

  2. Для большей группы людей он остается ярким шоу, которое дарит эмоции и приятные ощущения;

  3. Но есть категория людей с посттравматическим стрессовым расстройством, для которых фейерверк напоминает о боевых действиях, а не о празднике. Кстати, психолог КПТ чаще всего работает именно с ПТСР случаями;

  4. Сам фейерверк остается простым событием, на которое мозг реагирует болезненно. Устранять само событие — это как пытаться отменить дожди или избегать темноты, из-за страха оказаться во мраке;

  5. Куда проще изменить поведение конкретного человека. Особенно, когда он согласен на это!

Поведение человека остается реакцией, причина которой кроется в сознании. Эти реакции мы можем игнорировать, подавлять, избегать ситуаций, которые их вызывают. Все эти случаи непродуктивны. И тогда имеет смысл проработать проблему в её корне. В когнитивных процессах, которые поддерживают баги сознания.

Когнитивные принципы

Когнитивные принципы КПТ строятся на системном подходе, о котором шла речь выше. Вмешиваясь в тонкие процессы убеждений субъекта, психотерапевт помогает клиенту самостоятельно искать решения проблемы, меняя к ней отношение. И вот как это работает:

  1. Человек находится в условиях, где конкретное действие всегда сопровождается конкретной реакцией. Наглядным примером, дорогой друг, будет случай выученной беспомощности. Это когда ребенок, совершая любое действие, сталкивается с осуждением. Получил на контрольной 4? Почему не 5?! Вон, Паша получил пятерку, а ты — бездарь! Ребенок впервые в жизни решил помыть посуду, но разбил тарелку? Ах ты рукожоп! Зачем вообще ты это трогал! Ребенок пытается выбрать себе новую кофту на деньги, подаренные на День Рождения? Фу, полный кошмар! Как ты только мог выбрать такой ужас! Мы лучше тебя знаем, что тебе нравится!

  2. Такие условия закрепляют понимание того, что какой бы выбор ты не сделал, он всегда будет ошибочным. И тогда человек приходит к выводу, что лучше избегать вообще какого-либо принятия решений, чтобы не столкнуться с порицанием!

  3. С возрастом такой человек боится заводить отношения, боится менять работу, боится говорить о том, что ему не нравится. Так его жизнь будет протекать в комфортных, привычных для него условиях. Но будет ли он счастлив? Вряд ли.

Метод КПТ строится вокруг того, чтобы показать такому человеку зону его ответственности. Например, человек понимает, что хочет зарабатывать, и для этого ему нужно устроиться на работу. Но он боится, так знает, что любое его действие будет подано порицанию. В этом случае психолог КПТ детализирует ситуацию. В частности:

  1. Пробовали ли Вы ранее работать? 

  2. Что, самое худшее может произойти, когда Вы пойдете на собеседование?

  3. Что лучшее произойдет, когда Вы пройдете собеседование?

  4. Стоит ли результат тех страхов, которые Вы испытываете?

  5. Давайте договоримся о награде. Пройдя собеседование — порадуйте себя.

  6. Запишите, что именно Вы чувствовали при прохождении собеседования?

Это минимальный чек-лист, который используется для решения подобных состояний Клиента. Коротко, лаконично, результативно. И самое главное. Основная цель, которую ставит КПТ, это научить Клиента находиться “здесь и сейчас” в любой ситуации. Но об этом в следующем материале.

Спасибо Вам дорогой друг, что уделили свое время. Напишите в комментарии, что Вы думаете о КПТ? Доводилось ли Вам консультироваться с психологом или психотерапевтом? Какой опыт Вы получили?

Также призываю Вас подписаться на Телеграмм канал, на котором регулярно публикуются материалы по нейрохакингу. Способах и инструментах модифицировать, улучшить или просто сделать себя функциональнее. По крайней мере, своего пилота тела, весом в 4,5 кг. 

Читайте, обдумывайте, комментируйте. И будьте психически здоровыми!

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Уинстон Черчилль

1. 1.            Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.

Проблема структурного описания в настоящее время приобрела довольно острый характер. Уже Аристотель описал основные психические образования (компоненты, элементы, части, единицы, ингредиенты психики) и классифицировал их в три структурных блока. С тех пор появились, конечно, многочисленные концепции, чисто философские, не подкрепленные естественнонаучными аргументами, но практически все они имели в своей основе аристотелевскую триаду. В соответствии с парадигмой Просвещения психология начала оформляться в самостоятельную науку — со своей эмпирической базой и естественно-научными парадигмами. Исследователи стали изучать отдельные составляющие психики, не покушаясь на описание ее в качестве целостной системы. И это положение отражало экспериментально-эмпирический этап развития науки, без которого невозможно вторичное обобщение. (Первичным обобщением будем считать аристотелевское обобщение обыденных наблюдений и их философский анализ).

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов [32, 33]. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей [6, 7, 47]. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1)      многомерность образования,

2)      его многоуровневость и иерархичность,

3)      многомерную классификацию его свойств,

4)      признание его полидетерминированности

5)      изучение взятого образования в его развитии.

М. С. Роговин выделил четыре принципа системного подхода:

1.      Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т. е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2.      Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т. е. системный подход включает в себя функциональный.

3.      Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4.      Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход [49].

В. А. Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний и выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный [21]. Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях. Описание системы, с точки зрения В. А. Ганзена, должно включать [21]:

1)      ее элементный состав,

2)      структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами,

3)      функции системы, ее подсистем и элементов,

4)      интегральные свойства системы,

5)      системообразующие факторы,

6)      взаимосвязи со средой.

Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

Таким образом, принцип системности позволяет нам объединять все процессы, явления, свойства, а также информацию, поступающую извне и позволяющую в дальнейшем ее структурировать для дальнейшей работы или обработки информации.

1.2.Системный подход в развитии личности.

В основу гармоничного развития личности положен системный подход с позиции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, который основывается на поэтапном развитии личности [20].

Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает:

1)                 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и многоконфессиального состава российского общества;

2)                 переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3)                 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4)                 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5)                 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения;

6)                 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7)                 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [21].

Все это связано с системой образования личности в процессе его развития, проходя различные этапы развития — детский сад, школа, вуз. Образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С. И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».

Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек-мир». В этом процессе личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Еще Л. С. Выготский говорил, что «мышление и речь» являются неразрывными составляющими между собой понятиями. Развитие в процессе деятельности является основным способом перехода личности на новый уровень развития. Деятельностный подход в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями [31].

Поэтому в процессе нашей педагогической деятельности мы должны получить функционально-грамотную личность. Это человек:

1)                 ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;

2)                 способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

3)                 умеющий отвечать за свои решения;

4)                 способный нести ответственность за себя, своих близких;

5)                 обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

6)                 обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;

7)                 для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление;

8)                 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

9)                 понимающий, что жизнь среди людей — это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;

10)             хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

11)             владеющий современными информационными технологиями.

Личностно ориентированное обучение предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности, задачей которого становится актуализация, стимулирование, создание условий для развития личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс.

Готовность педагога к реализации личностно ориентированного обучения предполагает следующее:

1)      Учитель не должен быть передатчиком информации. Он должен быть носителем техники и способов мышления. Важна готовность самого педагога овладеть этими способами, техникой, технологиями, а также способность уметь отказываться от тотального недифференцированного использования программного обучения, которое нередко приводит к вытеснению мышления как такового.

2)      Необходимо перенести акценты с процесса преподавания на процесс учения. Учитель должен видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Тогда в эпицентре будет находиться развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Только процесс учения, основанный на самодеятельности, саморегуляции, самопознания позволит реализовать задачи личностно ориентированного обучения.

3)      Учитель должен выполнять терапевтическую функцию по отношению к ученикам, выступать как практический психолог.

4)      Для выполнения терапевтической функции недостаточно знаний в области психологии, физиологии, педагогики. Необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные ценностные ориентации, на особое миропонимание и мироощущение, которое может характеризоваться как гуманистическое и ответственное за все, что происходит в этом мире.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать, что процесс развития любого человека всегда связан с трудом. Любая деятельность — физическая или умственная, связана с процессом мышления. Образы, расчеты, которые рождаются у человека в процессе его мышления и подготовки к дальнейшим действиям, позволяют ему более собранно выполнять предстоящую деятельность. Мышление также тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его.

Принцип системности, как высший уровень деятельности, исключает в своей системе алгоритмические принципы, то есть работы по алгоритмам. Поэтому использование его в образовании позволяет создать в человеке определенную систему, позволяющую в дальнейшем человеку иметь целостный подход в рассмотрении им какой-либо проблемы или задачи. Для ее решения не будет использована поверхностная информация, а наоборот, более глубинное изучение проблематики данного вопроса, возникшего перед ним.

Из этого также следует, что педагогическому составу любого учебного заведения необходимо иметь высшее педагогическое образование, позволяющее более корректно проводить любое учебное занятие. Человека, не имеющего данного образования, необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, с помощью которых человек сможет работать адекватно со студентами.

Чем быстрее человек сможет овладевать информацией в сжатые сроки, тем эффективнее будет происходить процесс его профессионального развития. Всегда и везде человек, обладающий информацией, может решать различные по сложности задачи, затрачивая на это меньше времени.

 

Литература:

 

1.      Акмаев И. Г. Взаимодействие нервных, эндокринных и иммунных механизмов мозга //Журнал невропатологии и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1998, N 3. стр.54–56.

2.      Акмаев И.  Г. Современные представления о взаимодействиях регулирующих систем: нервной, эндокринной и иммунной //Успехи физиологических наук, 1996, т.27, № 1. стр.3–20.

3.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — т.1, 230с., т.2, 287с.

4.      Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.

5.      Балин В. Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 376с.

6.      Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики //Психологический журнал, т.23, № 4, 2002. стр.27–38.

7.      Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал, 2003, т.24,..№ 1. стр.29–46.

8.      Беломестнова Н. В. Атрибуты психического //Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии (Материалы научной конференции 23–25 апреля 2002г. ) /Под общей ред. проф. В. М. Аллахвердова, доц. О. В. Защиринской. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. стр.3–4

9.      Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. 288с.

10.  Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349с.

11.  Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем. Сборник переводов /Общая редакция и вступительная статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Изд-во «Прогресс», 1969. стр.23–82.

12.  Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. Н., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. 560с.

13.  Бэр К. М. История развития животных. Т.1, т.2. — М.: АН СССР, 1950, 1953. 466с., 626с.

14.  Васильева Н. В. Некоторые системные принципы структуры психики и функций головного мозга //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999.  — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 1999. стр.23–25.

15.  Васильева Н. В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. стр.18–32.

16.  Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. 685с.

17.  Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. — М.: Информационно- издательское агентство «Русский мир», 2000. 512с.

18.  Веккер Л. М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.

19.  Винер Н. Кибернетика (управление и связь в животном и машине). — М.: Радио, 1966

20.  Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982–84гг.

21.  Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1984. 176с.

22.  Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. педагог. ун-та, 1994. 106с.

23.  Завалишина Д. Н. Принцип иерархии в психологии //Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. с.25–33.

24.  Зинченко В. П. Системный анализ в психологии? //Психологический журнал, т.12, 1991, N4. с.120–138.

25.  Изард К. Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 464с.

26.  Каган М. С. Историческая типология художественной культуры (пять лекций). — Самара, 1996. 86с.

27.  Каган М. С. Философия культуры: становление и развитие. — СПб.: Лань, 1998. 443с.

28.  Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. — Новосибирск: Наука, СО, 1991. 304с.

29.  Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. 414с.

30.  Леонтьев А. Н. Образ мира //Избранные психологические произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: «Педагогика», 1983. — т.II, стр. 251–261.

31.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. 576с.

32.  Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. 444стр.

33.  Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии, 1975, N2. стр.31–45.

34.  Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. — М.: изд.группа «Прогресс, «Универс», 1994. 272с.

35.  Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.

36.  Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. Стр.109–139.

37.  Лурия А. Р. Нейропсихология в локальной диагностике мозговых поражений //Вопросы психологии, № 2, 1964. стр.3–15.

38.  Лурия А. Р. Язык и мозг //Вопросы психологии, 1974, № 1. стр.49–60.

39.  Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320стр.

40.  Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. стр.295–336.

41.  Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека //Вестник СПбГУ, 1999, сер.6, вып.3. — с.73–80.

42.  Ольшанникова А. Е., Поцявичюс И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал, т.2, № 1, 1981. стр.70–81.

43.  Панферов В. Н. Психология человека: Учебное пособие. — СПб., 2000. 160стр.

44.  Панферов В. Н. Основания интегративных моделей психической организации человека //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов Межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.  И. Герцена. стр.3–6.

45.  Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. 266с.

46.  Принцип развития в психологии /Отв. ред. докт. психол. наук Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Наука», 1978 368стр.

47.  Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. 184с.

48.  Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психологический журнал, т.15, 1994, N3. с.3–16.

49.  Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологические основы. — Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79с.

50.  Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: «Наука», 1997. 464с.

51.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. 704стр.

52.  Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. — М., 1947.

53.  Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.  — М.: Изд-во МГУ, 1976. 288с.

54.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Авт.вступ.статья П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1994. 447с.

55.  Хайнд Р. Поведение животных. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Мир», 1975. 855с.

56.  Хомская Е. Д. Сознание как проблема нейропсихологии //Вестник МГУ, сер.14, 1999, вып.4. с.3–19.

57.  Хомская Е. Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии //Вопросы психологии, 1999, N3. с.27–38.

58.  Хомская Е. Д. К проблеме нейрофизиологических основ системной организации высших психических функций человека //Системный подход к психофизиологической проблеме. Сборник статей /Отв. ред. В. Б. Швырков. — М.: Наука, 1982. стр. 23–34.

59.  Хомская Е. Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.

60.  Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — М.,1995. 164с.

61.  Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания //Психологический журнал, 1988, т. 9, № 1. стр.132–149.

62.  Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. — М.: Изд-во «Наука», 1981. 392с

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, образование, ориентированное обучение, мир, педагогическая деятельность, практическая деятельность, предметный мир, принцип системности, процесс учения, терапевтическая функция.

Что такое системная терапия? 7 Объяснение теорий и методов

Семейная терапия часто включает в себя определение способов помешать членам семьи использовать существующие бесполезные решения, чтобы могли появиться новые (Watson, 2012).

Мы часто застреваем на одном месте, повторяя свои ошибки и не в силах вырваться.

Подход Системная терапия исследует элементы семейной системы, включая отношения ее членов и циклы обратной связи, которые увековечивают и усугубляют проблемы. Он формирует новое понимание ситуации и направлен на изменение системы, а не пациента (Rogers & Cooper, 2020; Watson, 2012).

В этой статье представлены концепции и теории, лежащие в основе системной терапии, и определены техники, которые можно опробовать на ваших клиентах.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое системная терапия и консультирование? 3 примера
  • Объяснение системного подхода к терапии
  • 4 Психологические теории поля
  • 3 техники, которые стоит попробовать на сеансах
  • Обучение системной терапии: 4 программы
  • Лучшие книги по теме
  • Релевантные ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое системная терапия и консультирование? 3 Примеры

«Теория систем стремится понять динамическое поведение сложных систем, в том числе то, как взаимодействуют компоненты системы, часто неожиданным и нелинейным образом влияя на поведение системы».

Уотсон, 2012, с. 184

Существует множество методов и приложений теории систем, начиная от физики, биологии, экологии и социальных наук, включая терапию.

Каждая система состоит из множества взаимосвязанных частей, которые со временем формируют свои собственные уникальные модели поведения. Они самоорганизуются и, несмотря на внешние силы, обычно контролируют собственное поведение. Модели поведения системы также трудно или невозможно предсказать, изучая отдельные части, включая их (Rogers & Cooper, 2020; Watson, 2012):

  • Элементы – такие как компоненты компьютера; листья, ветки и корни дерева; дети в школе
  • Взаимосвязи – такие как поток информации в организации; электроны в компьютере; эмоциональная информация в отношениях
  • Функция или цель – например, обучение, обучение и получение информации с компьютера; расти и размножаться как дерево; защищать и воспитывать членов семьи

Семья – это система. Таким образом, трудно предсказать, как он будет себя вести, глядя на его членов по отдельности. Это также составная часть гораздо более крупных систем, включая район, общину, школу или церковь (Brown, 1997).

Хотя системы обычно являются самоорганизующимися и часто устойчивыми, они не являются неуязвимыми, и их может быть трудно понять из-за их сложности. Часть проблемы заключается в том, чтобы распознать влияние в семье поведения каждого человека на другого — известное как петля обратной связи (Watson, 2012).

Что такое системная терапия?

Такое мышление привело к теории семейных систем . Опираясь на подходы, взятые из психоанализа, клинической психологии и социальной психологии, терапевты начали контактировать и взаимодействовать с семьей, а не только с пациентом. Предполагалось, что клиент или пара не могут быть источником проблемного поведения; вместо этого он может возникать из петель обратной связи и взаимосвязей внутри семейной системы (Watson, 2012).

Удивительно, но клиент стал восприниматься как носитель симптомов , что отражало представление о том, что они могут быть просто «человеком в системе, наиболее уязвимым к системному давлению и, следовательно, первым, у кого разовьются эмоциональные, поведенческие или реляционные симптомы как усилилось напряжение в системе» (Watson, 2012, стр. 187).

Системная терапия стала вопросом изменения системы, а не непосредственного изменения пациента. Согласно этому подходу, члены семьи изменятся в ответ на трансформацию семейной системы.

3 Примеры важных концепций и моделей семейных систем

Существует несколько концепций и подходов, которые остаются центральными в основе системной терапии.

Биопсихосоциальная модель , возможно, является скорее структурой, чем моделью. Он направлен на то, чтобы охватить взаимодействие всех уровней жизни путем интеграции «биологических, психологических и социальных сфер человеческого функционирования» (Watson, 2012, стр. 189). Структура особенно полезна при использовании теории систем в психотерапевтическом лечении хронических и неизлечимо больных пациентов и их семей.

Циркулярная причинность признает важность рекурсивной обратной связи циклов внутри системы. На поведение А влияет Б, а поведение А впоследствии влияет на поведение Б. Кроме того, поведение человека может быть непреднамеренно вызвано попытками членов семьи исправить или предотвратить что-то (Watson, 2012).

Эмоциональное отключение происходит, когда семьи отказываются общаться с членами семьи, иногда в течение многих лет или даже десятилетий. Однако такой подход, как правило, не помогает решить проблемы или проблемы и помогает избежать трудных действий, таких как дифференциация себя , примирение , и терпимость к различиям .

В конечном счете, «исправление» ситуации часто требует длительных попыток одной стороны восстановить связь с извинениями или без них (Watson, 2012).

Объяснение системного подхода к терапии

Системная семейная терапия предполагает важность сосредоточения внимания на понимании отношений между людьми и их ситуациями, включая контекст, правила, границы и общение (Evans & Whitcombe, 2015).

Изучая динамическую сложность группы (как члены группы относятся друг к другу), люди рассматриваются как часть системы с входами, выходами, процессами, обратной связью и потребностью в гомеостазе (Watson, 2012).

Системный подход к терапии использует несколько методов для понимания существующей проблемы и последующего определения альтернативных способов помочь клиенту справиться с ней, в том числе (Evans & Whitcombe, 2015; Watson, 2012):

  • Присоединение
    Должны быть установлены комфортные и безопасные терапевтические отношения с семейной группой, которые позволяют терапевту идентифицировать соответствующие эмоциональные обмены.
  • Ориентация на силу
    Способность распознавать ориентацию на силу (а не патологизировать) в проблемах, тупиковых ситуациях и неудачах имеет решающее значение. Истории успеха следует рассказывать в беседе и подчеркивать, а не вовлекать в долгие разговоры о проблемах.
  • Вмешательства, ориентированные на решение
    Сосредоточение внимания на том, где мы хотим быть, может быть важнее, чем то, что привело нас туда, где мы сейчас находимся. Подход, ориентированный на решение, предлагает использовать что-то подобное для решения проблемы сейчас или в будущем, задав вопрос, что сработало в прошлом.
  • Переосмысление
    Взгляд на проблему по-новому может привести к совершенно другому результату. Успешное переформулирование проблемы может вызвать эмоциональный резонанс и лучше вписаться в динамику и петли обратной связи системы.
  • Позитивная коннотация
    Этот метод включает «описание «негативного» поведения или отношения с точки зрения его положительных, адаптивных или полезных аспектов» (Watson, 2012, стр. 191). Например, его гнев может быть вызван его глубокой любовью к дочери и заботой о ее безопасности .
  • Разыгрывание
    Вместо описания проблемы пару или семью просят разыграть, как они общаются или спорят и что идет не так. Этот подход может быть полезен при выявлении факторов, которые не осознаются клиентами.
  • Круговой опрос
    Этот метод может быть полезен для понимания взаимодействий, которые приводят к проблемам, и того, как другой человек видит отношения. Круговые вопросы часто спрашивают, что человек должен сделать, чтобы вызвать нежелательную реакцию у другого человека, или ранжировать членов семьи в соответствии с определенной темой. Например, Кто больше и меньше всего хотел прийти сегодня?
  • Использование себя
    Терапевт должен осознавать себя во время терапии, наблюдая, а не оценивая свои реакции. Терапевтам может потребоваться «копнуть глубже» и выйти за рамки техники и метода, чтобы во время сеансов заниматься самопринятием, творчеством и открытостью.

Хотя приведенный выше список далеко не исчерпывающий, он дает практическое представление о нескольких ключевых системных подходах к терапии.

Загрузите 3 бесплатных пакета инструментов Positive CBT Tools Pack (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

4 Психологические теории

Во второй половине 20-го века появилось несколько различных школ семейной терапии. Некоторые из наиболее устойчивых из них обсуждаются ниже.

Структурная семейная терапия

Структурная семейная терапия основана на идее о том, что поведение системы является результатом ее структуры и может быть лучше понято путем наблюдения во времени и выявления несоответствий в структуре, границах и иерархии внутри семьи.

Структурная семейная терапия способствует «гибкой взаимозависимости и автономии, а не чрезмерному, эмоционально слитному запутыванию или отсоединенному, недостаточно вовлеченному отстранению» (Watson, 2012, стр. 187).

Стратегическая семейная терапия

Стратегическая семейная терапия возникла в результате применения теории систем, кибернетики и теории коммуникации в лечении шизофрении и семейных проблем.

Стратегическая семейная терапия, наряду с краткосрочной терапией (которая фокусируется на конкретной проблеме и использует прямое вмешательство), использует фокус на проблеме, здесь и сейчас (Watson, 2012).

Семейная системная терапия Боуэна

Созданная психиатром Мюрреем Боуэном, эта форма терапии подчеркивает «способность человека поддерживать самостоятельный, основанный на принципах курс действий, поддерживая контакт с эмоционально значимыми другими людьми» (Watson, 2012, p. 188).

В состоянии тревоги человек обычно отказывается от своего я , чтобы поддерживать единство, избегать конфликтов, умиротворять и т. д. Это отсутствие дифференциации может привести к неспособности видеть, когда они слишком остро реагируют, а поведение неразумно. Таким образом, самодифференциация является жизненно важным аспектом решения проблем внутри семейной системы.

Нарративная семейная терапия

Нарративная семейная терапия «сосредотачивается на том, как все люди собирают внутренние нарративы своей жизни, обобщая и сжимая богатство жизненного опыта» в ряд доминирующих тем, получая обратную связь от своих семей, культуры и общества ( Уотсон, 2012, стр. 188).

Нарративная терапия помогает людям вырваться из самоусиливающихся петель и восстановить смысл, сосредоточившись на самом опыте.

Кроме того, терапия внутренних семейных систем полностью обсуждается в нашей специальной статье, в которой также есть упражнения и рабочие листы.

3 техники, которые можно попробовать на сеансах

Для системной терапии доступно несколько инструментов; мы описываем три из наших фаворитов ниже.

Заявление о видении

Заявление о видении может помочь при работе с семьей, чтобы помочь им увидеть себя сейчас и где они хотели бы быть в будущем (Rogers & Cooper, 2020).

Например, если спросить родителей или опекунов, что, по их мнению, скажут о них их дети сейчас и что они хотели бы, чтобы их дети сказали о них через 10 лет, можно получить важные сведения. Благодаря визуализации он предоставляет информацию о пробелах, которые необходимо заполнить, или о цели, к которой нужно стремиться, и определяет, что необходимо изменить.

Заявления о видении являются более позитивным и мотивирующим подходом, чем рассказ терапевта членам семьи о проблемах и трудностях, которые они обнаружили (Rogers & Cooper, 2020).

Циркулярный опрос

Очень полезно заставить клиентов взглянуть на вещи с новой точки зрения. Может быть полезно попросить одного члена семьи или члена пары взглянуть на ситуацию или проблему глазами другого (Rogers & Cooper, 2020).

Например, если спросить сына, почему его отец злится, когда он остается дома допоздна, это может привести к озарениям и более глубокому пониманию того, как родитель воспринимает его действия и их влияние.

Круговые вопросы могут помочь определить проблему, показать, как изменились ситуации, изучить влияние поведения и предложить людям измениться (Evans & Whitcombe, 2015).

Занятие позиции с одним проигрышем

Вместо того, чтобы пытаться получить преимущество над другим человеком или выиграть (воображаемую) битву, может быть полезно отступить. Шаг вниз или назад может помочь как терапевту, работающему с клиентом, так и члену семьи, занимающемуся другим, согласно (Watson, 2012):

  • Разоружение другого человека связанное с потерей господства
  • Не попасть в засаду . Например, пара может решить не пытаться произвести впечатление на трудных членов семьи.
  • Признание бессилия и предоставление клиенту или семье права собственности , когда заявитель неоднократно игнорирует совет. В конечном итоге такой подход повышает воспринимаемую значимость другого человека и позволяет ему сохранить лицо (Watson, 2012).

Системная семейная терапия – TheSynapse


Обучение системной терапии: 3 программы

Существует множество программ, позволяющих узнать больше о системной терапии. Они часто являются частью более широкого изучения семейной науки или терапии; четыре популярных включают:

  • Степень магистра в области супружеской и семейной терапии. Государственный университет Оклахомы предлагает степень магистра, посвященную супружеской и семейной терапии как направлению психотерапии. Направленный на решение проблем в человеческих отношениях, он обеспечивает эффективный путь к лицензированию или изучению доктора философии.
  • Степень магистра в области консультирования пар и семей. Эта степень магистра Университета Северо-Восточного Иллинойса соответствует образовательным требованиям для получения лицензии в штате и для тех, кто рассматривает возможность трудоустройства в клиниках по вопросам брака и семьи. Курс охватывает развитие и теории консультирования, работы с парами и семьями.
  • Магистр системной практики и семейной терапии — Королевский университет в Северной Ирландии предлагает степень магистра, ориентированную на системную практику семейной терапии. Студенты, желающие улучшить свои навыки работы с семьями и парами, могут научиться тому, как помочь им понять и поддержать друг друга.

Лучшие книги по теме

Существует множество книг, объясняющих теорию и практику системной терапии. Мы выбрали несколько ниже, которые обеспечивают обзор и более подробное изучение подхода.

1.

Внутренние семейные системы. Руководство по навыкам терапии пар: Исцеление отношений с помощью близости изнутри наружу  – Тони Хербин-Бланк и Марта Суизи

Это ценное руководство для терапевтов, уже знакомых с системами или желающих начать их использовать. Терапия.

Это необходимое руководство учит читателей, как использовать авторскую модель и, что не менее важно, интегрировать ее в существующие подходы.

Элегантный и глубокий текст помогает читателям улучшить свою терапевтическую направленность и помогает вести исцеляющие беседы.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Вы в целом: переживание личной и духовной трансформации с помощью терапии внутренних семейных систем – Дженна Римерсма

Дженна Римерсма пишет для тех, кто чувствует, что застрял в нежелательных чувствах и поведении.

Она знакомит читателя с терапией внутренних семейных систем и объясняет, почему мы ведем себя разрушительно и как часто мы воюем с собой и своими семьями.

Это полезная книга для всех, кто хочет изменить свою точку зрения и развить новые идеи с целью личного преобразования.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Учебное пособие по внутренним семейным системам: лечение тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и злоупотребления психоактивными веществами с учетом травм  – Фрэнк Андерсон, Ричард Шварц и Марта Суизи

Используйте эту очень практическую книгу, чтобы понять потенциал внутренней семейной терапии для лечения тревоги, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), расстройств пищевого поведения и злоупотребления психоактивными веществами.

Узнайте, как использовать сострадание, чтобы избежать патологизации клиентов и сосредоточиться на исцелении эмоциональных ран.

Благодаря саморазвитию и прислушиванию к себе и другим эта книга показывает, как можно разрешить травму и травму привязанности.

Найдите книгу на Amazon.

Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com

У нас есть множество рабочих листов и инструментов, которые могут помочь в семейной терапии, способствуя пониманию и улучшая общение. Вот лишь некоторые из них, которые помогут вам начать работу:

  • Что работает в семье
    Это занятие помогает членам семьи определить и поделиться тем, что, по их мнению, идет хорошо в семье или домашнем хозяйстве, чтобы отпраздновать успех и развить его. .
  • Помните о разрыве

    Это упражнение помогает членам семьи исследовать разрыв между ценностями, которые они хотят внедрить, и их поведением, создавая возможность жить в соответствии с моральным кодексом, основанным на ценностях.
  • Удовлетворение потребностей нашей семьи
    В этом упражнении представлен ряд вопросов, которые помогут членам семьи распознать удовлетворенные и неудовлетворенные потребности, которые приводят к счастью или конфликту в семье.
  • Рабочая таблица Imago
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить влияние качеств и действий их опекунов на их ожидания в отношении идеального романтического партнера.
  • Созависимые отношения: убеждения, атрибуты и результаты
    В этом контрольном списке представлено определение созависимости и примеры убеждений, действий и результатов, отражающих здоровые и созависимые отношения.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Освободиться от бесполезного, разрушительного и привычного поведения — одна из целей семейной терапии.

Системная терапия предлагает подход к изучению отношений как системы, включая компоненты, части, отношения и цель. В результате проблема человека может быть решена путем рассмотрения семьи как сложной сущности и осуществления изменений на этом уровне (Watson, 2012).

Несмотря на сложность понимания, отношения могут стать ключом к трансформации личности. Этот человек будет носителем симптомов как наиболее восприимчивый человек в этой системе.

Благодаря эмпатии и признанию важности циклов обратной связи в любой системе можно определить источник возникшей проблемы и найти альтернативные пути решения проблемы для клиента и восстановления баланса семьи.

Почему бы не просмотреть некоторые техники и теории системной терапии и не подумать о том, как их можно объединить и внедрить в существующие подходы в вашей практике? Помогите своим клиентам задуматься об их нынешних ситуациях и о том, кем они видят себя в будущем.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Андерсон Ф., Шварц Р. и Суизи М. (2017). Руководство по обучению навыкам работы с внутренними семейными системами: лечение тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и злоупотребления психоактивными веществами с учетом травм. ПЕСИ.
  • Браун, Дж. (1997). Круговой опрос: вводное руководство. Австралийский и новозеландский журнал семейной терапии , 18 (2), 109–114.
  • Эванс, Н., и Уиткомб, С. (2015). Использование циклических вопросов как инструмента качественного исследования. Медсестра-исследователь 23 (3) 28–31.
  • Хербин-Бланк, Т., и Суизи, М. (2021). Внутренние семейные системы. Руководство по навыкам парной терапии: Исцеление отношений с помощью близости изнутри. ПЕСИ.
  • Римерсма, Дж. (2020). В целом вы: переживаете личную и духовную трансформацию с помощью терапии внутренних семейных систем. Сводной пресс.
  • Роджерс, М., и Купер, Дж. (2020). Теория систем и экологический подход. В М. Роджерс, Д. Уитакер, Д. Эдмондсон и Д. Пич, . Развитие навыков и знаний для практики социальной работы (стр. 259–268). МУДРЕЦ.
  • Watson, WH (2012). Семейные системы. В В. С. Рамачандране (ред.), Энциклопедия человеческого поведения (стр. 184–193). Эльзевир Академик Пресс.

Теория систем/терапия

Теория систем , также называемая системной наукой, представляет собой междисциплинарное исследование систем для исследования явлений с целостного подхода. Системы, которые могут быть естественными или искусственными, живыми или неживыми, встречаются во многих аспектах человеческой жизни.

Люди, придерживающиеся системного мышления или системной точки зрения, считают, что невозможно по-настоящему понять явление, разбив его на основные компоненты. Скорее они считают, что для понимания всего явления необходима глобальная перспектива.

Развитие теории систем

Теория систем уходит своими корнями в биологические науки, поскольку некоторые из основателей ее основных концепций, в том числе Людвиг Берталанфи и Умберто Матурана, были биологами. Одной из основных точек зрения теории систем является рассмотрение человека или группы как собственной экосистемы с множеством движущихся частей, которые влияют друг на друга. Принципы теории систем были применены в области психологии для изучения и объяснения моделей поведения. Этот подход был инициирован несколькими людьми, включая Грегори Бейтсона, Мюррея Боуэна, Анатоля Рапопорта, У. Росс Эшби и Маргарет Мид.

Найти терапевта

Концепции теории систем

Система характеризуется группой частей, которые взаимодействуют, образуя единое целое. Системы имеют четкую границу, отделяющую их от внешних элементов и различающую входы или факторы, влияющие на систему, и выходы, или эффекты и продукты системы. Системы также могут иметь петли обратной связи, которые возникают, когда выходы системы возвращаются в качестве входов, образуя цепь. Изменения в одном компоненте системы повлияют на другие компоненты, а также на весь объект в целом. Эта динамика позволяет предсказать, что может произойти, когда в системе произойдет известное изменение.

Теория систем применяется в области психологии, где она называется системной психологией. Люди, рассматривающие психологию через призму системной теории, видят людей, стремящихся к гомеостазу внутри своих систем или групп. Чтобы создать систему, которая работает для всех участников, необходимо учитывать ожидания, потребности, желания и поведение каждого человека в ней. Когда возникают проблемы, они объясняются сбоями в системных взаимодействиях, а не дефицитом одного человека.

Теория систем и семейная системная терапия

В конце 1960-х годов доктор Мюррей Боуэн применил системное мышление к семейной ячейке и разработал теорию семейных систем. Эта теория рассматривает семью как эмоциональную единицу и предполагает, что людей нельзя полностью понять по отдельности. Вместо этого, теоретизировал Боуэн, людей следует рассматривать как часть их семьи происхождения. Позднее концепция Боуэна превратилась в эффективную и широко популярную форму лечения, называемую семейной системной терапией.

В семейной системной терапии семейные отношения, паттерны, общение и поведение изучаются во время сеанса терапии и за его пределами, что позволяет терапевту и другим членам семьи наблюдать, как определенное поведение может влиять на семью. Как только эти модели поведения будут распознаны и поняты, члены семьи смогут научиться новым моделям поведения, которые принесут пользу им самим и остальным членам их семьи.

Теория систем и системная психотерапия

Эффективность семейной системной терапии побудила исследователей и специалистов в области психического здоровья применить ее основные принципы к другим группам людей. Этот новый подход, называемый системной психотерапией или системной терапией, помогает группам понять, как роль каждого члена в группе может повлиять на ее функциональность. Его можно применять к организациям, сообществам или предприятиям. Системная психотерапия превратилась в недирективный, многогранный метод лечения, применяемый в настоящее время в различных обстоятельствах. Системная психотерапия доказала свою эффективность в решении таких проблем, как:

  • Беспокойство
  • Проблемы с изображением тела
  • Проблемы с питанием
  • Депрессия
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Проблемы в отношениях

Заметной динамикой системной психотерапии является акцент на том, что семья или сообщество играют жизненно важную роль в собственном выздоровлении и психологическом здоровье. В результате семьи, пары или члены организации принимают непосредственное участие в собственной терапии для решения проблемы, а отдельные участники могут начать трансформировать свое поведение, чтобы сделать его более адаптивным и продуктивным.

Системная психотерапия помогает членам группы обрести позитивные отношения, сохранить взаимоотношения и общее благополучие. Эффективное общение является ключевым инструментом в этом подходе к лечению. Диалог построен для получения знаний, силы и поддержки для всей сущности. Важно отметить, что тесная связь между системной психотерапией и семейной системной терапией привела к тому, что многие люди используют эти термины взаимозаменяемо.

Проблемы и ограничения

Одна из критических замечаний по поводу системной психотерапии заключается в том, что она игнорирует прошлую перспективу при решении проблем. В некоторых случаях изучение истории болезни человека с проблемами психического здоровья может иметь решающее значение для достижения решения.

Ссылки:

  1. Адамс, К.М., Хестер, П.Т., и Брэдли, Дж.М. (2013). Исторический взгляд на теорию систем. Конференция по исследованиям в области промышленного и системного проектирования. Получено с https://www.researchgate.net/publication/288782223_A_historical_perspective_of_systems_theory
  2. Меле, К., Пелс, Дж., и Полезе, Ф. (2010). Краткий обзор системных теорий и их управленческих приложений. Служба науки, 2 (1-2), 126-135. doi: 10.1287/serv.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts