Системы отношений и типы ведущих деятельностей: Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие

Ведущие формы деятельности в разном возрасте

Адаптация младших школьников к условиям общеобразовательной школы‎ > ‎

Ведущие формы деятельности в разном возрасте

Целостная деятельность ребёнка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти впервые возникшие изменения названы Л.С.Выготским новообразованиями. С ними он связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте. Подобной точки зрения придерживаются А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б. Эльконин и другие.

Д.Б.Эльконин предложил определять психологический возраст на основе следующих показателей:

  • социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период;
  • ведущий тип деятельности, реализующий социальные отношения;
  • психологические новообразования, возникающие в этот период.

При этом понятию ведущей деятельности в теории и периодизации психического развития Эльконин отводил центральное место, полагая, что психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены разных типов ведущей деятельности. В детском возрасте Д.Б.Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности.
1. Младенческий возраст (до 1 года) – непосредственно-эмоциональное общение.
2. Раннее детство (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.
3. Дошкольное детство (3–7 лет) – сюжетно-ролевая игра.


4. Младший школьный возраст (7–10 лет) – учебная деятельность.
5. Подростковый возраст (10–15 лет) – общение.
6. Ранняя юность (15–17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.


Все типы ведущих деятельностей Д.Б.Эльконин делил на две большие группы. Первую группу составляют те из них, на основе которых ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и осваивает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребёнок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.
Во вторую группу входят деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Это деятельность в системе «ребёнок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная деятельность младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек. В ходе психического развития ребёнка происходит закономерное чередование периодов преимущественного освоения предметно-содержательной стороны деятельности (с развитием на этой основе мотивационно-потребностной сферы) и периодов овладения операционно-технической стороной деятельности (с формированием внутри неё интеллектуально-познавательных способностей детей).

Характеристика ведущей деятельности

Непосредственно-эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная
деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки

Способы употребления человеческих орудий и знаков

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Симбиотическое слияние

Буквальная имитация, действия по образцу

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству

Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное)

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру

Речь, предметные действия

Воображение, символическая функция

Рефлексия

Виды ведущей деятельности

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1360


Периодизация психического развития человека Структурные компоненты психики человека

Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это «общественный» взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». В таблице представлены возрастные периоды смены ведущей деятельности.

Все ведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей.
Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, личностное общение подростка. Они отличаются друг от друга содержательно, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие отношение с системой «ребенок — общественный взрослый», или «человек-человек». (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность юноши. Деятельности второй группы имеют дело в основном с системой «ребенок — общественный предмет», или «человек-вещь». В деятельностях первой группы развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы — интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений
Младенческий Раннее детство Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст Общение со взрослым Предметная деятельность Игра Учебная деятельность Общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность человек-человек человек-вещь человек-человек человек-вещь человек-человек человек-вещь

(См. дополнительный иллюстративный материал.)

К каждому очередному этапу своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-вещь». Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.
Сам Эльконин так определяет теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития:

  • во-первых, она позволяет преодолеть существующий в детской психологии разрыв между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторонами развития личности;
  • во-вторых, дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали;
  • в-третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего;
  • в-четвертых, эта гипотеза представляет такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Рассмотренные нами периодизации жизненного цикла человека являются фактически классификациями развития одной из сторон психического развития человека. Видимо, создание целостной, интегративной периодизации психического развития человека — дело будущего. Это потребует не только интенсивных эмпирических исследований и теоретических поисков, но и взаимодействия с другими областями психологии, а также биологией и генетикой.
Анализ приведенных периодизаций психического развития показывает, что, несмотря на разные основания и ограниченность классификаций, многие из них отмечают одни и те же возрастные периоды в жизни человека, которые, по-видимому, являются стадиями развития, имеющими качественные особенности.

Проблемы для обсуждения:
1. Периодизация психического развития человека.
2. Зона ближайшего развития ребенка.
3. Понятие сензитивных и критических периодов.
4. Виды ведущей деятельности.

Список рекомендуемой литературы

  1. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.
  2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
  3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т.1. Ч.2, гл.4 / пер. с фр. Н.Н. Алипова; под ред. Г.Г.Аракелова. — М.: «Мир», 1999.
  6. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика: Учебник.- М.: Аспект-пресс, 1999.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 |

9 типов лидерства и их сильные стороны

  • Существует девять различных стилей лидерства, и тип, который вы используете для управления своей командой, может сильно повлиять на успех вашей организации.
  • Каждый стиль лидерства имеет свои сильные стороны, хотя некоторые из них, такие как трансформационное, демократическое и ситуационное лидерство, обычно считаются более желательными.
  • Поймите и используйте сильные стороны вашего стиля руководства, чтобы эффективно общаться и мотивировать свою команду.
  • Эта статья предназначена для владельцев бизнеса и менеджеров, которые хотят узнать свой стиль руководства и максимально использовать свои сильные стороны.

Независимо от того, руководите ли вы небольшой группой или крупной организацией, ваш стиль руководства может сильно повлиять на эффективность ваших усилий. Хотя существует несколько типов лидерства, наиболее подходящий из них зависит от вас и вашей команды. Кристи Линдор, основатель и генеральный директор Tessi Consulting, рассказала нам о некоторых общих чертах эффективного лидера.

«Эффективные лидеры демонстрируют политическую волю к принятию трудных решений и достаточно ответственны, чтобы выполнять обещания», — сказала она. «Прозрачные стили общения также делают лидеров эффективными».

В дополнение к принятию трудных решений и четкому общению продуктивные лидеры должны периодически проверять свой стиль и оценивать, как его воспринимают подчиненные. Иногда необходимо чередовать стили руководства, чтобы приспособиться к изменяющимся потребностям команды. [Статья по теме: 7 распространенных ошибок в руководстве, которые вы, вероятно, совершаете ]

9 наиболее распространенных типов лидерства

Стили лидерства могут быть уникальными для каждого человека. Однако эксперты сходятся во мнении, что большинство лидеров подходят по крайней мере к одному из этих девяти различных стилей лидерства. Линдор сказал, что когда вы анализируете, какой стиль руководства вы используете, имейте в виду, что нет правильных или неправильных стилей.

«Все дело в сочетании стилей лидерства с правильным соответствием организации, рынка, сроков и потребностей таким образом, чтобы добиться успешных результатов», — сказала она.

  1. Самодержавное руководство: Это один из самых строгих типов. Авторитарные лидеры, как правило, полностью контролируют процесс принятия решений. Этот стиль руководства может быть эффективен, когда принятие решений является срочным или выполнение работы является рутинным.
  2. Бюрократическое лидерство: Хотя они и не такие строгие, как авторитарные лидеры, бюрократические лидеры также склонны строго соблюдать правила и статусы в иерархии. Этот стиль руководства может быть эффективен в сфере здравоохранения и безопасности.
  3. Харизматическое лидерство: Харизматичные лидеры обладают заразительным присутствием, которое мотивирует их команду следовать их примеру. Их симпатия помогает им и их командам добиться успеха в бизнесе. Этот стиль лидерства может быть эффективен в условиях активной работы, требующей большого морального духа.
  4. Демократическое лидерство: В отличие от автократических или бюрократических лидеров, демократический лидер часто приветствует участие подчиненных в принятии решений. Этим стилем руководства часто восхищаются, и он может быть эффективен в творческой рабочей среде, не требующей быстрых решений.
  5. Лидерство по принципу невмешательства: Лидеры по принципу невмешательства используют принцип невмешательства и позволяют своим сотрудникам брать на себя ответственность в процессе принятия решений, хотя они все равно должны определять ожидания сотрудников и контролировать их работу. Этот стиль руководства может быть эффективен при работе с опытными и уверенными в себе сотрудниками.
  6. Лидер-слуга: Лидер-слуга делит власть и принятие решений со своими подчиненными и часто руководит организацией, исходя из интересов команды. Этот стиль руководства может быть эффективен для гуманитарных организаций, некоммерческих организаций и команд, которым необходимо создавать разнообразие, инклюзивность и моральный дух.
  7. Ситуационное лидерство: Ситуационные лидеры применяют ряд типов лидерства и изменяют свой стиль в зависимости от потребностей своих сотрудников и окружающей среды. Благодаря своей универсальности этот тип лидерства эффективен в большинстве организаций.
  8. Транзакционное лидерство: Транзакционный лидер использует систему вознаграждения/последствий, чтобы мотивировать сотрудников к успеху и отговаривать их от неудач. Этот стиль руководства может быть эффективен для команд, мотивированных наградами.
  9. Трансформационное лидерство: Подобно харизматичным лидерам, трансформационные лидеры используют свою вдохновляющую энергию и индивидуальность для создания вовлеченного рабочего места. Этот стиль часто более эффективен, чем харизматическое лидерство, поскольку он также мотивирует команды на укрепление доверия и подотчетности. Он может быть эффективен в организациях с интеллектуальными членами команды, которые преуспевают в интерактивной среде.

«Стиль лидерства, которым я больше всего восхищаюсь, — это трансформационный стиль, который заключается в формулировании вдохновляющего видения и помощи людям в обновлении себя и своей компании; лидерство слуги, которое заключается в заботе о ваших клиентах, сотрудниках и обществе в целом; и ситуационное лидерство, которое заключается в создании гибкого способа лидерства и мышления в зависимости от потребностей организации или рынка», — сказал Линдор.

Ключевой вывод: Каждый стиль руководства имеет свои недостатки и преимущества, хотя некоторые стили считаются более желательными. Например, большинство малых предприятий могут извлечь выгоду из трансформационного, демократического или ситуационного лидерства.

Как определить свой стиль руководства

Изучив различные типы стилей руководства, определите, какой из них кажется вам наиболее аутентичным.

Для этого задайте себе следующие вопросы: 

  • Что я ценю больше – цели или отношения?
  • Верю ли я в структуру или свободу выбора?
  • Принимать решение самостоятельно или коллективно?
  • Должен ли я сосредоточиться на краткосрочных или долгосрочных целях?
  • Мотивация исходит от расширения прав и возможностей или направления?
  • Как мне видится здоровая командная динамика?

На эти вопросы нет правильного или неправильного ответа; Многие люди находят свой стиль руководства методом проб и ошибок. Поэкспериментируйте с различными подходами, чтобы увидеть, какой из них лучше всего подходит для вас и вашей команды. Вы также можете найти наставника по лидерству, который может дать совет о том, как они разработали свой стиль. Запрашивайте отзывы и у людей, которым вы доверяете. Самое главное, будьте аутентичны. Постарайтесь выбрать стиль руководства, который кажется естественным и соответствует вашим сильным сторонам.

Почему важно понимать свой стиль руководства

По словам Линдора, самосознание является основой хорошего лидера. Когда вы понимаете, какой стиль руководства лучше всего подходит вам и вашей команде, становится легче быть эффективным лидером.

«Важно знать, каким лидером вы являетесь (или не являетесь), чтобы эффективно проявить себя в организации», — сказал Линдор. «Знание своего стиля руководства также поможет вам решить, какие организации могут лучше соответствовать культуре».

Нора Николлс, директор Deloitte Tax LLP, сказала, что хорошее понимание вашего стиля руководства может помочь вам более эффективно общаться с вашей командой.

«Важно, чтобы вы сохраняли прозрачность в отношении того, на чем вы сосредоточены как лидер, и помогали согласовать свое видение и цели», — сказала она. «Важно создать культуру, в которой люди понимают сильные стороны, которые они коллективно привносят в команду».

Николлс сказал, что эффективные лидеры способны сформировать видение, привести людей в соответствие с этой точкой зрения и показать им, как они могут вместе достичь этого намерения. Однако для достижения этой цели вы должны использовать сильные стороны своего стиля руководства. «Если вы сможете лучше понять свои лидерские качества и использовать их, вы продолжите расти и добиваться успеха».

Ключевой вывод: Эффективные лидеры понимают, кто они и кем они не являются, поэтому они могут эффективно управлять.

Ежедневное лидерское поведение, которое мотивирует сотрудников

Независимо от вашего стиля лидерства, вы можете демонстрировать лидерские качества, которые вдохновляют сотрудников на мотивацию и успех. Ярким примером является быть положительным образцом для подражания для вашей команды.

«Показывайте своим людям, что вы постоянно сосредоточены на совершенствовании своих собственных навыков — лидерских качеств, отраслевых знаний, технических навыков — имеет решающее значение для хорошего лидерства», — сказал Николлс. «Поощряйте их изучать новые навыки, чтобы убедиться, что они знают, что вы привержены их развитию».

Ключевой вывод: Великие менеджеры каждый день подают пример. Они подлинны, сострадательны и инклюзивны.

Когда вы подаете хороший пример своим сотрудникам и проявляете интерес к их успеху, они с большей вероятностью последуют вашему примеру и будут уважать ваш авторитет. Линдор сказал, что вы также должны ежедневно проявлять искренность, сострадание и участие, чтобы вдохновлять сотрудников. Вы можете завоевать доверие своих сотрудников, если будете проявлять искренние действия и готовы работать вместе со своей командой, когда это необходимо.

«Сотрудникам нравится работать с лидерами, которые, по их мнению, заботятся об их интересах, лидерами, которые встанут и поддержат их, особенно в трудные времена», — сказал Линдор. «Независимо от вашего стиля руководства, всегда помните о своих людях, и они, в свою очередь, позаботятся о вас».

Тьерра Смит участвовала в написании и написании этой статьи. Источник интервью были проведены для предыдущей версии этой статьи.

5 различных стилей лидерства | Малый бизнес

Каждый человек уникален, поэтому подход каждого менеджера к руководству командой уникален. Как правило, то, как человек подходит к управлению, зависит от его личности. Одни лидеры строги, другие снисходительны, одни мягки, а другие раздражительны. Согласно IMD.org, стили лидерства в бизнесе можно классифицировать в соответствии с личностными качествами лидеров.

Стили лидерства в бизнесе можно разделить на пять категорий:

  • Автократический
  • Демократический
  • Laissez-Faire
  • Транзакционный
  • Трансформационный

Каждый из этих стилей лидерства имеет свои преимущества и недостатки, и каждый из них более эффективен на определенных типах рабочих мест, чем другие. Иногда наиболее эффективный стиль руководства на рабочем месте зависит от сочетания личностей сотрудников или уровня опыта на рабочем месте.

Автократический стиль лидерства

Автократический стиль лидерства, также известный как авторитарный стиль руководства, представляет собой стиль лидерства, при котором начальник имеет абсолютный контроль над решениями на рабочем месте. Членов команды не просят внести свой вклад; ожидается, что они будут выполнять все решения и приказы своего лидера.

Автократическое лидерство, как и все другие стили руководства в управлении, имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Преимущества авторитарного лидерства включают экономию времени на процесс принятия решений, каждый член команды знает точно что от него ожидается и как он должен действовать, а также меньше ошибок при реализации стратегии, поскольку в стратегическом планировании участвует меньше людей. процесс. Недостатки включают в себя ощущение сотрудниками, что их лично не ценят, снижение мотивации среди членов команды и повышенный риск восстания сотрудников.

По данным Университета Сент-Томас, на определенных рабочих местах автократический лидер является идеальным типом лидера. Эти рабочие места включают в себя среду с высокими ставками, где человеческая ошибка может означать угрозу безопасности или безопасности, например, в вооруженных силах. В других сферах, таких как образование и творческие услуги, автократический лидер может помешать своей команде и, в конечном итоге, подорвать успех своей организации.

Демократический стиль лидерства

Во многих отношениях демократическое лидерство противоположно авторитарному. Демократическое лидерство, также иногда известное как партиципативное лидерство , — это стиль лидерства, характеризующийся стремлением лидера вовлечь членов команды в процесс принятия решений. Во всех решениях последнее слово за лидером, но он принимает решения в соответствии с мнением, полученным от его команды.

К преимуществам демократического лидерства относятся:

  • Сотрудники чувствуют мотивацию к участию в принятии решений
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад ценится
  • Руководители могут учитывать различные точки зрения

Однако демократическое лидерство — не идеальный стиль руководства. Недостатки включают длительный процесс принятия решений, а также возможность неправильного выбора, если у сотрудников нет опыта, необходимого для предоставления хорошо информированной информации. Демократический стиль руководства может быть отличным выбором для небольшой команды или команды, состоящей из одинаково квалифицированных членов.

Стиль лидерства в условиях невмешательства

Возможно, проще всего понять принцип невмешательства в руководство следующим образом: если демократическое лидерство является умеренной противоположностью автократическому лидерству,0129 крайний противоположный автократическому лидерству. Лидерство по принципу невмешательства — это, по сути, отсутствие четкой роли лидера. В то время как один человек может быть лидером 90 129 по званию, 90 130 реальность в этом типе рабочего места такова, что все принимают решения на равных, 90 129 и каждый 90 130 вклад команды рассматривается в равной степени.

Вместо того, чтобы собирать мнения членов команды и затем учитывать их при принятии решения, лидер невмешательства оставляет принятие решений членам своей команды. Это может привести к чувству важности у каждого члена команды, но также может привести к путанице и узким местам в стратегических процессах.

Стиль лидерства, основанный на невмешательстве, может быть очень эффективным способом руководства командой, состоящей из высококвалифицированных и узкоспециализированных специалистов. В такой среде каждый член команды может взять на себя инициативу в ситуациях, требующих его опыта, и доверить своим коллегам принятие эффективных решений, когда они находятся на «сиденье водителя».

Стиль транзакционного лидерства

По данным Университета Сент-Томас, основными целями транзакционного лидера являются порядок и структура на рабочем месте. Под руководством транзакционного лидера самомотивированные сотрудники, как правило, добиваются наибольшего успеха, потому что лидер создал структурированную, жесткую среду, в которой они используют четкие поощрения и наказания для повышения производительности сотрудников. Например, транзакционный лидер может потребовать, чтобы каждый член отдела продаж разговаривал с пятью потенциальными клиентами каждый день, предлагая обед в пятницу для каждого члена команды, достигшего этой цели с понедельника по четверг.

К преимуществам транзакционного лидерства относятся:

  • Четко определенные краткосрочные и долгосрочные цели
  • Четко определенные вознаграждения и последствия достижения или невыполнения этих целей
  • Оптимизированная и эффективная цепочка команд никаких сюрпризов в отношении ожиданий и результатов

Транзакционное лидерство также может иметь недостатки. К ним относятся:

  • Мало возможностей для гибкости и адаптации
  • Сотрудники чувствуют себя последователями, а не новаторами или лидерами
  • Личная инициатива не поощряется и не ценится
  • Сотрудники могут чувствовать себя подавленными своей рабочей средой

Трансформационный стиль лидерства пожалуй, наиболее ориентирован на личность лидера.

С этим типом лидера сотрудники руководствуются четко определенным видением успеха, которое может быть личным видением лидера или заявлением о миссии компании. По данным Северо-восточного университета, такое лидерство вдохновляет на инновации и в целом создает позитивную культуру на рабочем месте.

Трансформационное лидерство характеризуется:

  • Лидер, являющийся образцом для подражания для сотрудников
  • Пристальное, последовательное внимание к видению компании
  • Высокое значение межличностных отношений
  • Вдохновение как инструмент мотивации сотрудников

Как и у других стилей лидерства, у трансформационного лидерства есть свои преимущества и недостатки. Трансформационный лидер может вдохновить сотрудников на то, чтобы они старались быть лучшими, создать рабочее место, где высоко ценится взаимное уважение, и побудить сотрудников критически относиться к ценностям, которых они придерживаются. Но этот тип рабочего места также может стать культом личности или создать среду, в которой получение одобрения лидера становится приоритетом для сотрудников, отвлекая их внимание от хорошего выполнения своей работы или поддержки друг друга.

Признание стилей лидерства в управлении

Нет двух одинаковых подходов к управлению. Хотя у менеджеров могут быть схожие стили, и люди часто подражают своим наставникам, в менеджменте существует столько же стилей лидерства, сколько людей в менеджменте.

Будучи сотрудником или руководителем лица, которому поручено управлять командой, знание стиля управления руководителя группы может помочь вам понять его образ мыслей, причины, лежащие в основе его решений, и способы наилучшего общения с ним. Нередко человек демонстрирует характеристики двух или более стилей управления, например, лидер, который принимает трансформационные идеи и претворяет их в жизнь демократическими методами. На самом деле очень немногие лидеры могут быть на 100 % отнесены к какой-либо одной категории лидеров.

Также нередко стиль управления руководителя меняется по мере продвижения его карьеры (или по мере продвижения членов его команды).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts