Сказкотерапия в психологии это: Сказкотерапия — Психологос

Что такое сказкотерапия, зачем она нужна и как написать свою сказку

С помощью сказок можно не только уложить ребенка спать, но и научить его справляться со стрессовыми ситуациями, находить новых друзей. Вместе со сказкотерапевтом Анастасией Денисовой разобрались, почему выдуманные истории решают психологические проблемы, и узнали, как сюжеты из детства влияют на взрослую жизнь.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это одно из направлений психологии. С помощью сказок специалисты развивают у пациентов эмоциональный интеллект, улучшают социальные навыки, помогают преодолеть страхи. Сказка в терапии воспринимается как некий код, потому что в каждой истории есть скрытый смысл, мораль. Обычно сказкотерапия проходит в формате групповых занятий или вебинаров, но можно найти и индивидуальные консультации от специалистов, занимающихся сказкотерапией. Как правило, это профессиональные психологи.

Часто к сказкотерапии обращаются с тяжёлыми чувствами у ребёнка (грусть, тоска, страх, обида, чувство вины, стыд). С помощью сказкотерапии можно также выработать или улучшить социальные навыки или примириться со страхами.

Иногда родители приходят в сказкотерапию с воспитательными запросами. Однако такие ситуации скорее манипулятивны. Например, родители пытаются воспитать в ребенке что-то для него неорганичное. Мама с папой считают, что сын должен быть лидером, и пытаются воспитать его таким образом, однако самому ребенку это неинтересно. Многие специалисты сказкотерапии заранее проговаривают, что работают исключительно с интересами ребенка и ничего ему не навязывают.

Почему именно сказки

Дети живут в мире сказок, им проще фантазировать о невероятном. Если взрослому нужно специальное усилие, чтобы представить, что медведь разговаривает, а соринка превратилась в принцессу, то для детей это их вселенная.

Когда взрослый начинает говорить с ребенком на его языке, возникает объединяющее пространство. Сказки помогают немного отдалиться от реальных проблем и говорить как бы не про себя, а про выдуманного персонажа. С помощью создаваемой дистанции можно многое понять, потому что на языке метафор комфортно говорить даже о самых неудобных чувствах. Родитель может получить много информации о ребенке: узнать, о чем он думает, кто его обидел. Выдуманные сюжеты дают ощущение безопасности: даже если история глубоко трогает ребенка, потому что он сталкивается с похожей проблемой, у него есть возможность абстрагироваться: «Все страшное происходит с лисичкой, а не со мной».

Какие сказки используют в терапии

Сказки можно условно разделить на терапевтические и воспитательные. Воспитательные работают на более безопасном уровне и решают менее глубокие проблемы. Например, адаптацию ребенка в новом обществе или преодоление фобий. Терапевтические же сказки помогают работать с более глубокими переживаниями. С их помощью можно пережить утрату или серьезную травму.

Не существует универсальных сюжетов, которые однозначно плохо или хорошо влияют на детей, потому что люди индивидуальны. Бывают очень чувствительные дети. Им не нужны сказки без счастливого конца, где кто-то умирает или превращается в чудовище и не возвращается. Если для кого-то «Русалочка» — слишком трагичная история, то для другого именно она окажется историей, которая поможет преодолеть трудности. Родителям стоит быть внимательными к тому, как дети реагируют на различные истории, и в соответствии с этим выбирать, что они будут рассказывать.

Нужно использовать готовые сказки? Или можно сочинить самому?

Для решения некоторых проблем вполне могут подойти уже известные сюжеты, но так как все случаи индивидуальны, полезно адаптировать истории под проблемы и чувства каждого ребенка. Поэтому часто сказкотерапевты учат родителей самостоятельно составлять истории для своих детей.

Для терапевтической сказки нужен герой, который максимально похож на ребенка или оказался в похожей ситуации. Если ребенок хочет справиться со страхом, нужно выбрать соответствующего персонажа. Можно выбрать зайчика, потому что они ассоциируются с пугливостью, а можно сделать главного героя медведем и в начале истории пояснить, что обычно медведи бесстрашные, а наш боится всего. Сюжет нужно выстроить так, чтобы в финале герой справился с проблемой.

С помощью сказкотерапии родители могут не просто научиться составлять сюжеты для детей, но и понять, как составить терапевтическую сказку всей семьей. Это позволит вовлечь ребенка в процесс и помочь ему обратить внимание на существующие конфликты.

Родители могут проводить сказкотерапию и самостоятельно, если изучат этот метод работы. К специалисту стоит обратиться, если нужно проработать тяжелые чувства. Например, переживание травмы, смерти.

Как сказки влияют на взрослую жизнь

Любимые истории — это индикатор того, что происходит у человека внутри. Сказка — некий сценарий, к которому мы привыкаем в детстве и впоследствии берем с собой во взрослую жизнь. Хороший конец у любимой сказки, где герой справляется с проблемой, дает нам силы и веру в лучшее. Если спросить у взрослого человека, какая у него была любимая сказка в детстве, можно многое узнать о том, какие переживания ему близки.

Сказкотерапия подходит только детям?

Работать в сказкотерапии могут и взрослые, и дети. Однако у них отличаются запросы. Дети в принципе живут в мире сказок, им не нужно учиться писать терапевтические или воспитательные истории. Запрос поступает обычно от родителей, которые хотят научиться сочинять сказки для своих детей. Часто к сказкотерапии обращаются и взрослые. Например, некоторые сочиняют сказки, чтобы улучшить коммуникацию с партнером.

Наталия Немцова, сценарист, кандидат педагогических наук, многодетная мама, писатель:

Сочинение сказок — это высшая степень слова «вместе» для родителей и детей. Это моменты доверия, заботы и единения семьи. Это то самое личное время, которого так не хватает работающим мамам и папам. Совместное придумывание сказки — отличный способ пошалить, подурачиться, поговорить о важном, рассказать о своей любви — вместе. Это одно из самых уютных впечатлений детства.

Как написать собственную сказку

  • Начните с финала. Секрет профессиональных сценаристов: все хорошие истории всегда начинаются с конца. То есть, чтобы сказка получилась, прежде всего придумайте финал. Поймите, к чему вы хотите привести героев, к каким выводам.
  • Сделайте историю героя максимально близкой для ваших детей. Мамы и папы лучше всех знают, из чего складывается день ребенка, о чем он переживает, чему радуется. Сказка, написанная специально для ребенка и максимально похожая на его реальность, поможет разобраться в переживаниях.
  • Сделайте финал сказки добрым, светлым. После хорошего конца истории мы лучше спим и просыпаемся более счастливыми. Смысл истории и имена героев могут забыться, а приятное ощущение после прочтения останется надолго.

Иллюстрации: Shutterstock / Dmitriy Trubin

Сказкотерапия для взрослых: как это работает

С детства мы знаем, что в сказке есть мораль и «добрым молодцам урок». Но современные психологи используют сказки не только для учения, но и для лечения. Сказкотерапия помогает взрослым бороться со стрессом, страхом, негативными переживаниями и душевными проблемами. Как действует этот «волшебный» метод и какую приносит пользу?

Лечение искусством

Сказкотерапия — разновидность психотерапии, одно из направлений терапии искусством. В сказках запечатлен некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. «Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов, — рассказывает специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе Натэла Ханэлия. — Сказки отражают базисные паттерны психики».

С помощью сказки можно найти выход практически из любой трудной ситуации и справиться с решением задачи. По словам специалиста, «в сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если не заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект».

Магия сказки

Сказка соединяет сознательное, рациональное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с глубинными переживаниями. Она нужна для того, чтобы заглянуть внутрь себя, посмотреть на ситуацию как бы со стороны, получить иной взгляд на проблему.

При чтении или при самостоятельном сочинении сказки человек становится наблюдателем за жизнью героев, не пытается решить проблему логическим путем. Такая позиция помогает увидеть нестандартные, скрытые варианты выхода из тупика.

Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике А.Н. Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. «На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить, — поясняет Натэла Ханэлия. — Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы».

Познание себя

Сказки могут вернуть человека к тому знанию о себе, которое недоступно на рациональном уровне. Это помогает осознать те процессы, которые происходят в реальной жизни на данный момент. «Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к „историческим основам“ психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории», — считает эксперт.

Например, сказка «Пастушка гусей» относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.

Сказка является отражением различных психических процессов. По тому, какая сказка любимая у человека, с кем из персонажей он себя ассоциирует, какой отклик находит сказочная история именно в нем, можно глубоко исследовать его внутренний мир. Это хороший инструмент для самопознания.

Мировой опыт

Сказочные сюжеты отражают все основные процессы человеческой жизни: взросление, отделение от родителей, обретение самостоятельности и независимости. Подобрав нужную сказку, связанную с насущной проблемой, можно найти в повествовании варианты преодоления трудностей.

«Конечно, сказка не дает четких инструкций вроде „в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой“. Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? — поясняет Натэла Ханэлия. — Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов».

Активация через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов может объяснить переживания и подсказать область, в которой стоит искать ответы на интересующие вопросы.

Например, на сюжетном уровне сказка «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории («Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек»), когда девушка спасает молодца. «Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас, — объясняет психолог. — В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок».

По мнению психолога, сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.

Лечение без лекарств

Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Посредством работы со сказкой можно осознать какую-то травматическую ситуацию, помочь высвободить свои переживания и поработать с ними. Например, если есть головная боль, которая связана с тем, что некие негативные эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. «Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло, и какие процессы оказывают на нас влияние», — говорит психолог.

Спасительная фантазия

Сказки можно не только читать и слушать, но и писать самому. В этом случае происходит не только развитие творческого потенциала, но и появляется возможность спроецировать реальную ситуацию на воображаемый мир. Написав свою собственную сказку, через сказочный образ можно многое о себе понять: кто я, какой я, что мне особенно нужно, какие у меня сильные и слабые стороны, как я оказался в этой ситуации, на что я надеюсь и могу ли получить это в реальности.

В жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даем волю чувствам. Многие взрослые просто стыдятся своих эмоциональных проявлений. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся, и сказка позволяет освободить их, дав дорогу внутреннему «Я», себе настоящему.

Источники:

Портал РБК-Стиль

Сайт «Мир внутри тебя»

Фото: Коллекция/iStock, Pexels

[PDF] Сказки, арт-терапия и

1 мая 2018 г. | Автор: Аноним | Категория: Наука, наука о здоровье, психическое здоровье

Бегущая голова: СКАЗКИ, АРХЕТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

Сказки, архетипы и самосознание Научная работа, представленная на факультет Адлерской высшей школы ______________________

При частичном выполнении требований к степени магистра Искусство в адлерианском консультировании и психотерапии ______________________

Автор: Конни Векслер Коэн Май, 2013 г.

1

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

2

Аннотация Могут ли сказки и архетипические символы помочь людям осознать себя, наблюдая за движениями? Наблюдение и анализ основаны на исследовании пятнадцати статей, связанных с темой сказок, арт-терапии и психологии Адлера. Сказки будут обсуждаться с точки зрения их универсального применения к большинству человеческих состояний. Будут подчеркнуты сходства между сказками и арт-терапией. Будет обсуждаться обзор того, как искусство и история сыграли роль в адлерианских методах, таких как анализ образа жизни и ранние воспоминания. В целом, исследованные журнальные статьи показывают, что нарративная терапия и арт-терапия хорошо работают вместе, помогая клиенту раскрыть свои бессознательные мотивы. На основании этого открытия было проведено исследование с участием 22 участников с использованием сказки о Гензеле и Гретель и художественной глины. В соответствии с протоколом исследования каждому участнику в ходе процесса был проведен опрос с самоотчетом. Исследование было проведено, чтобы выяснить, будет ли этот метод полезным инструментом в области арт-терапии. Ключевые слова: сказки, арт-терапия, нарративная терапия, психология Адлера, глина, полимерная глина

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

3

Сказки, архетипы и самосознание Может ли использование сказок быть эффективным компонентом в сочетании с арт-терапией и адлерианской психологией? Гипотеза этой статьи касается вопроса и утверждает, что благодаря комбинированному использованию сказок и арт-терапии, используемой в контексте адлерианской психологии, в терапевтической обстановке произойдет движение к пониманию и изменению.

Если эта гипотеза подтвердится, то можно будет изучить возможность разработки новой методики для использования в терапии с помощью сказок и арт-терапии. Основываясь на предыдущем исследовании, проведенном Брауном (2006), в котором и сказки, и арт-терапия давались группе взрослых, есть смысл для дальнейшего изучения. Результаты исследования Брауна (2006) показали, что оба метода помогли выявить проблемы, связанные с личными проблемами клиента. Сочетание рассказа истории и последующего рисования участниками сцены из этой истории помогло им выразить свои личные проблемы и предоставило визуальную форму, которая ранее была им неизвестна и не идентифицирована (Brown, 2006). В этом обзоре будут оценены доказательства того, насколько эффективно сказки использовались в терапии. Будут обозначены сходства между использованием сказок и процессом арт-терапии. Также будет изучено, как сказки и арт-терапия использовались в психологии Адлера. Исследования показали, что арт-терапия и психология Адлера были успешным сочетанием.
Исследования также показали, что использование арт-терапии и нарративной терапии в сочетании с методами Адлера было успешным. Будет выдвинут аргумент о том, как можно использовать сказки вместо повествования 9.0003

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

4

терапия. Наконец, будет рассмотрена необходимость дальнейших исследований комбинированного использования сказок и арт-терапии в сочетании с методами Адлера. Сказки. Сказки, используемые в качестве терапевтического инструмента, могут стимулировать воображение, помогают выявить лежащие в основе проблемы, обеспечивают контекст для взаимоотношений, указывают на возможные решения и обеспечивают модель поведения, которая может помочь укрепить доверие (Ucko, 19).91). Универсальное человеческое состояние Сказки предлагают личное отождествление с универсальным человеческим состоянием. История дает читателю ощущение автономии — общую картину того, что другие испытывают те же чувства, что и они сами. Уже одно это дает клиенту ощущение нормальности.

Возможность пережить персонажей истории и использовать их как зеркало собственной жизни может стать мощным терапевтическим вмешательством (Браун, 2007). Основной принцип сказки состоит в том, что они раскрывают человеческие надежды, страхи и состояния. Установив связь с историей, терапевт может начать достигать клиента на очень глубоком, эмоциональном уровне (Уко, 19 лет).91). Как заявил Дикманн, «Где-то в коллективном бессознательном, помимо наших личных воспоминаний, существует слой общечеловеческой психической энергии, которая имеет потенциал для развития через индивидуума. Сказки раннего детства символически начинают формировать ступени своего рода психической решетки, которые можно рассматривать как отметки стадий в процессе индивидуации; таким образом, человек испытывает возможность познания и получения опыта неизвестного и часто сказочного внутреннего мира, а также внешнего мира. Истории показывают способы переживания

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

5

возможности психического функционирования, выходящие за рамки личного опыта. (Dieckmann, 1997, стр. 255) Сказка не только рассказывает историю о человеческих условиях, но также предлагает потенциальные решения основных человеческих проблем (Meyer, 2009). Преодолеть сопротивление путем экстернализации проблемы Связь с коллективным бессознательным в нашей общей человеческой психической энергии позволяет сказке стать средством, создающим безопасное пространство, в котором можно решать многие деликатные вопросы без необходимости неудобного самораскрытия (Уко, 19).91). Служа внешней структурой, сказка может предложить возможные решения переходных проблем и тревог. Клиент может спроецировать свою личность в историю и, следовательно, может косвенно обратиться к глубинным проблемам (Hill, 1992; Thomas, 1995). В безопасных пределах истории клиент может начать узнавать себя, переопределять проблемы, использовать историю как способ моделировать различные стили общения, уменьшать сопротивление и предлагать возможные решения своих сложных проблем (Уко, 19 лет).91). Выскажитесь о проблемах и коснитесь личных проблем Сказка может стать эффективным инструментом в решении сложных проблем, а также в развитии чувства собственного достоинства.

Он может озвучивать сложные, абстрактные и комплексные проблемы (Браун, 2006). История, выбранная клиентом, становится зеркалом их самих, отражающим поведение, понятное клиенту. Сказка становится переходным языком и моделью потенциальной трансформации (Хилл, 1992). Используя на фоне образов сказки, концентрируясь на сходстве между историей жизни пациента и мотивом сказки, терапевт может начать проливать свет на

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

6

выпуск представлен клиентом. На ранних стадиях лечения это может быть очень полезным инструментом для ориентации клиента (Asper-Bruggisser, 1983). Поскольку сказки говорят о человеческих проблемах, дилеммах и универсальных ситуациях, используемые в качестве терапевтического инструмента, история может затронуть важные личные проблемы (Браун, 2006). Сказка как метафора Как предполагает Уко (1991), метафоры в сказках хорошо подходят для процесса консультирования. И Фрейд, и Юнг описывали народные сказки как «символические изображения жизненных конфликтов, борьбы и решений» (Ucko, 19).

91, с. 414). Реслер продолжает эту мысль, заявляя: «Юнг указал, что личные мифы, которые представляют собой архетипические модели, встречающиеся в мифологии и сказках, могут управлять жизненным курсом людей, в большинстве случаев бессознательно» (Roesler, 2006, стр. 575). Цель терапии — привести бессознательное к сознанию. С помощью метафоры и сказки клиенту могут начать открываться кусочки бессознательного. Резюме Как терапевту, используя образ из сказки, а затем внимательно наблюдая за ролью, которую играет клиент по отношению к этой истории, можно улучшить восприятие (AsperBruggisser, 19 лет).83). Для клиента увидеть отражение своей проблемы в персонажах сказки — мощное терапевтическое вмешательство (Браун, 2006). Это не только дает клиенту ощущение нормальной способности идентифицировать себя с объектом вне себя, но также дает ему ощущение, что он является частью более крупного универсального человеческого состояния. Как внешний объект, история становится зеркалом, отражающим выбор и варианты, которые клиент может исследовать в своей собственной ситуации.
В качестве метафоры история является очень эффективным инструментом, помогающим распутать бессознательное и вывести его на поверхность.

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

7

Было проведено значительное количество исследований по использованию сказок в качестве терапевтического воздействия. Результаты исследования свидетельствуют о положительных результатах. Арт-терапия Искусство, как терапевтический инструмент, предлагает возможность невербальной символической коммуникации. Могут появиться мысли и чувства, которые могут предоставить клиенту альтернативную историю. Используя альтернативную историю, клиент может начать смотреть на свою проблему с другой точки зрения (Маником и Боронска, 2003). Творческий процесс и художественный продукт отражают то, что происходит в жизни заказчика. Искусство воспроизводит или подчеркивает повседневные модели общения. Процесс, когда клиент создает произведение искусства, пусть даже такое простое, как набросок, а затем задает ему общие вопросы об объекте перед ним, дает безграничный диапазон ответов. Ответ, каким бы он ни был, может отражать только внутреннее движение клиента (Sutherland, 2011). Преодоление сопротивления и экстернализация проблемы Когда клиент или семейная группа вовлекаются в задание по рисованию, часто кажется, что они забывают, что терапевт наблюдает за действиями. В результате терапевту открываются поведенческие и коммуникативные паттерны, которые клиент иначе не хотел бы, чтобы посторонние видели или слышали. Очень тонким, ненавязчивым образом терапевт может начать понимать мир, который клиент или члены семьи создали для себя (Sutherland, 2011). Творчество часто имеет успокаивающий эффект и позволяет клиенту расслабиться и начать сбрасывать защитные силы. Рисунки начинают раскрывать историю клиента и представляют собой невербальные конструкции (Хамфрис и Лейтнер, 2006). Значение

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

8

Содержащиеся в искусстве слова развиваются из слов, которые клиент использует для объяснения как процесса, так и продукта. Эти слова будут гораздо ближе к истине, чем все, что может предложить терапевт (Sutherland, 2011). Искусство может быть эффективным способом помочь в процессе экстернализации. Цель экстернализации — отделить жизнь клиента от его личных историй (Carlson, 1997). Арт-терапия и сказки Групповое исследование, проведенное Брауном (2006), объединило арт-терапию с использованием сказок. Экспериментальное исследование началось с рассказа сказки. Затем группу попросили нарисовать для них одну или две сцены, которые выделялись в рассказе. Затем их попросили описать свой рисунок группе. После того, как все индивидуальные описания были объяснены, группе было предложено установить ассоциации и связи между их рисунками. В ходе исследования было обнаружено, что благодаря использованию как искусства, так и сказки клиенты достигли более глубокого уровня понимания и осознания. Сказка затронула вопросы и проблемы внутри группы, и группа смогла продемонстрировать свой опыт общности и универсальности в отношении проблем. История служила основой, а искусство было способом воплотить свои мысли в жизнь с помощью изображения (Браун, 2006). Арт-терапия и нарративная терапия Арт-терапия и нарративная терапия имеют много общих теоретических убеждений, которые согласуются друг с другом. Оба основаны на убеждении, что истории, спрятанные в нашем бессознательном, оказывают значительное влияние на историю жизни человека. Цель обеих терапий состоит в том, чтобы выявить скрытый аспект личности. Искусство служит для клиента средством выявления этих скрытых аспектов (Карлсон, 19 лет).97). Добкин Душман утверждает: «Арт-терапия и

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

9

психодрама быстро и мощно воздействуют на основные проблемы жизни человека, вызывая сильные эмоции и внутренний поиск, которые могут добавить богатое терапевтическое измерение. (Добкин Душман, 1997, с. 461). Искусство придает форму воображаемому миру. Воображаемый мир клиента становится повествованием о том, как он/она активно живет (Хамфрис и Лейтнер, 2006). Арт-терапия как символ и метафора Язык и мысль являются символическими конструкциями разума. Невербальные ощущения, переживаемые на определенном уровне тела, повторяются и переживаются во многих различных контекстах. Затем это ощущение воспринимается и организуется с помощью символов. Затем символ обобщается на будущие события или отношения. Благодаря терапевтическому процессу эти символы появляются в сфере сознания и затем могут быть исследованы. Невербальные инструменты, такие как искусство, помогают терапевту узнать бессознательные аспекты базовой структуры клиента (Humpreys & Leitner, 2006). Используя символы для создания метафор, клиент может исследовать смысл своего мира и выражать свое мнение с помощью практических вмешательств. Это позволяет клиенту работать над личным решением (Chelsey, Gillett, & Wagner, 2008). Творческий акт помогает минимизировать конфликт. Сильные чувства, которые могут быть бессознательными, могут начать проявляться и трансформироваться в картину. Перевод этих образов в метафору может помочь процессу движения, изменения и сублимации (Маником и Боронска, 2003). Метафоры предлагают проникновение в бессознательное клиента как визуально, так и вербально. Отношения и эмоции, которые возникают в процессе создания искусства, легче понять, если рассматривать искусство через призму метафоры (Sutherland, 2011).

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

10

Резюме Арт-терапия может привести к более глубокому пониманию значения, которое человек придает своим жизненным событиям. Это средство, которое может подключиться к чувствам, неизвестным мыслям и убеждениям образа жизни (Добкин Душман и Сазерленд, 1997). Искусство и нарративная терапия — творческие процессы, ориентированные на действия. В сочетании они способны ускорить осознание отношения клиента к жизни. Позволяя творческому процессу породить чувства и яркие переживания, клиент может затем увидеть основу, из которой можно реагировать и делать новый выбор в отношении мыслей, чувств и поведения. Посредством осознания клиент может наблюдать за своим поведением и, в свою очередь, изменять значение, придаваемое его жизненному опыту (Добкин Душман и Сазерленд, 19). 97). Подобно использованию сказок в терапевтическом опыте, искусство может помочь клиенту преодолеть сопротивление, экстернализируя проблему и позволяя искусству быть в центре обсуждения. При этом создаются и затем исследуются новые способы восприятия старой проблемы. Психология Адлера Терапия Адлера богата использованием личных историй. Эти истории не только предлагают возможность изменений, но также предлагают новые инструменты для взаимодействия и преодоления трудностей (Sutherland, 2011). Методы психологии Адлера, использующие историю как способ вмешательства, включают оценку образа жизни и ранние воспоминания. Адлерианская психология и искусство Искусство, инструмент, который подключается к бессознательному, незаметно и визуально раскрывает частную логику, ошибочные убеждения и убеждения образа жизни внутри клиента. Эти понятия являются ключевыми

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

11

к психологии Адлера. Процесс создания искусства предполагает участие и поощряет чувство принадлежности (Sutherland, 2011). Принадлежность — одно из ключевых понятий адлерианской психологии в дополнение к чувству значимости и безопасности. Адлерианская психология и нарративная терапия Адлерианская терапия широко использует личные нарративы. Рассказы являются основным материалом для оценки образа жизни и ранних воспоминаний (Maniacci et al., 19).98). В исследовании, проведенном Maniacci et al. (1998), искусство использовалось с адлерианской техникой ранних воспоминаний. Терапевт попросил клиента нарисовать чувства и наблюдения, возникшие в результате пересказа их истории. Их попросили нарисовать то, что они запомнили, а затем попросили нарисовать так, как они хотели бы, чтобы это было. Когда их попросили нарисовать их историю, процесс создания искусства создал четкую картину реальных и воображаемых аспектов их образа жизни. В искусстве возникли как сознательные, так и бессознательные воспоминания (Maniacci et al., 19).98). Резюме Адлеровские методы анализа образа жизни и ранних воспоминаний легко сочетаются с использованием художественных вмешательств, чтобы помочь описать истории более богатым и полным образом. Опять же, поскольку искусство дает возможность воплотить опыт вовне, у клиента есть возможность глубже погрузиться в смысл и осознание, которые содержатся в образе жизни и ранних воспоминаниях. Ограничения и допущения использования искусства и сказкотерапии. Терапия сказками предназначена для преодоления сопротивления, но сотрудничество основывается прежде всего на клиенте. Иногда это может быть неуловимым (Sutherland, 2011). При использовании искусства и истории

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

12

внутри группового контекста всегда есть вероятность того, что кто-то не захочет в полной мере участвовать и, следовательно, будет подрывным. Для терапевта важно тщательно выбирать историю, принимая во внимание динамику населения. Терапевт должен помнить об общих проблемах клиента (клиентов) и выбирать историю, которая высветит проблемы, не травмируя клиента в процессе. Еще один аспект, который следует учитывать терапевту, заключается в том, чтобы внимательно и осторожно относиться к тому, как представлены мужчины и женщины в сказке (Brown, 2006). Наконец, могут также быть ограничения на то, что клиент может делать с точки зрения физического создания искусства. Терапевт должен тщательно выбирать средство, соответствующее способностям клиента. Анализ находок Символы и мифы, истории, которые мы создаем для себя, являются средствами, с помощью которых мы воспринимаем жизнь и придаем ей смысл. Символ, поднятый на поверхность через искусство или через сказку, может соединить рациональное и интуитивное. Миф, который мы рассказываем себе, также можно понимать как метафору, указывающую за пределы образа. Мы воспринимаем реальность через то значение, которое мы ей придаем (Добкин Душман и Сазерленд, 19).97). Использование историй помогает внести ясность в нашу жизнь и придать ей значимую основу. История служит рамкой, которая создает согласованность во всем разнообразном опыте в нашей жизни (Roesler, 2006). Чтобы усилить отождествление и восстановить связь с самим собой, полезно использовать многие физические чувства. Например, при работе с клиентом совмещение искусства и сказки может помочь создать новые мысли, ощущения и поведение (Hill, 1992).

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

13

Анализ 1 Существует очень мало исследований, подробно описывающих комбинированное использование арт-терапии и сказок. Однако существует значительное количество исследований эффектов арт-терапии при использовании с нарративной терапией. На положительные результаты указали исследования, проведенные по использованию арт-терапии с нарративной терапией. Можно возразить, что сказки — это форма повествования. Аргумент коренится в способности как нарративной терапии, так и сказок экстернализировать внутреннюю историю клиента. Нарративная терапия основана на идее, что люди хранят истории в своем бессознательном и что эта история влияет на их внешнее поведение. Сторонники нарративной терапии утверждают, что процесс исцеления начинается, когда история клиента выводится из его бессознательного и переводится в сознательную форму (Карлсон, 19).97). Сказки, содержащие в сказке общечеловеческие условия, ускоряют процесс экстернализации истории уже тем, что предлагают клиенту историю, к которой он может непосредственно относиться. Обзор литературы показал, что нарративная терапия и арт-терапия дали благоприятные результаты для клиента. Основываясь на этом факте и аргументе, что и нарративная терапия, и сказки являются способом экстернализации проблемы клиента, следует, что сказки, используемые с арт-терапией, будут эффективным терапевтическим инструментом. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы доказать, что этот аргумент открывает дверь для более глубокого разговора о том, что происходит в ее жизни. Второй анализ На основе результатов обзора литературы следующие утверждения верны: 1) исследование показывает, что сказки, арт-терапия и нарративная терапия были эффективны

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

14

инструменты при самостоятельном использовании с клиентами. 2) Психология Адлера использовала комбинацию арт-терапии и нарративной терапии с положительными результатами для клиента. Если бы на самом деле нарративную терапию и сказки можно было использовать взаимозаменяемо (как указано в Анализе 1), то из этого следовало бы, что арт-терапия и сказки, используемые с адлерианскими техниками, давали бы положительные результаты. Этот аргумент требует дальнейших исследований. Резюме Принимая во внимание тенденции, отмеченные в обзоре литературы, имеются существенные доказательства, подтверждающие первоначальный вопрос: «Могут ли сказки быть эффективным терапевтическим компонентом в сочетании с арт-терапией и психологией Адлера?» Сказки и арт-терапия имеют много общих функций. Оба рассказывают историю внутренней психики клиента. По своей природе они без особых усилий экстернализируют насущную проблему клиента, делая терапевтический процесс немного менее опасным на начальных стадиях. И в сказках, и в искусстве символы и метафоры используются как способ понять содержащееся в них сообщение. Психология Адлера использует историю как терапевтический инструмент как в анализе образа жизни, так и в раннем воспоминании. Все три режима — сказки, арт-терапия и адлерианская психология — основаны на истории как средстве, помогающем клиенту достичь более глубокого понимания себя. На основе этого окончательного анализа оправдано дальнейшее изучение исходного вопроса.

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

15

Ссылки Asper-Bruggisser, K. (1983). Пять размышлений о начале анализа. Журнал аналитической психологии, 28(1, 1-15). Браун, Н. (2006). Терапевтическое использование сказок со взрослыми в групповой терапии. Журнал творчества в области психического здоровья, 2(4), 89-96. Карлсон. , Т. (1997).Использование искусства в нарративной терапии: расширение терапевтических возможностей.Американский журнал семейной терапии, 25(3), 271-283.Челси Г., Джиллет Д. и Вагнер В. (2008). ) Вербальные и невербальные метафоры с детьми в консультировании Журнал консультирования и развития, 86 (4), 399-411. Дикманн, Х. (1997). Сказки в психотерапии. Журнал аналитической психологии, 42 (2), 253-268. Добкин Душман, Р., и Сазерленд, Дж. (1997). Адлерианский взгляд на работу со сновидениями и творческую терапию. Индивидуальная психология, 53(4), 461-475. Хилл, Л. (1992). Сказки: видения решения проблем при расстройствах пищевого поведения. Журнал консультирования и развития, 70, 584-587. Хамфрис, К., и Лейтнер, Л. (2006). Использование рисунков для выявления невербальных конструктов в эмпирической психотерапии личных конструктов. Журнал конструктивистской психологии, 20, 125-146. Маниаччи М., Шульман Б., Гриффит Дж., Пауэрс Р., Сазерленд Дж., Душман Р. и Шнайдер М. Ф. (1998). Ранние воспоминания: разработка личной истории в процессе изменений. Журнал индивидуальной психологии, 54 (4), 451-479.

СКАЗКИ, АРХТИПЫ И САМООСОЗНАНИЕ

16

Маником, Х. и Боронска, Т. (2003). Совместное создание изменений в системе защиты детей: интеграция арт-терапии с практикой семейной терапии. Журнал семейной терапии, 25 (3), 217-232. Мейер, В. (2010). Бруно Беттельгейм и его окно в душу. Клинический журнал социальной работы, 38(3), 275-285. Сазерленд, Дж. (2011). Арт-терапия с семьей. Журнал индивидуальной психологии, 67 (3), 292-304. Рослер, К. (2006). Нарратологическая методология выявления архетипических сюжетных паттернов в автобиографических нарративах. Журнал аналитической психологии, 51 (4), 574-586. Томас, В. (1995). О шипах и розах: Использование сказки «Шиповник» в терапии семей одаренных детей. Современная семейная терапия, 17(1), 83-91. Уко, Л. (1991). Кто боится большого злого волка? Противостояние жестокому обращению с женой через народные сказки. Социальная работа, 36(5), 414-419.

Напиши свою собственную сказку

Спящая царевна (1898) Виктор Васнецов (1848-1926)

Источник: Государственная Третьяковская галерея. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва/Общественное достояние

Одним из определений того, что отличает нас от других видов, является наша способность конструировать нарративы из наших случайных мыслей, воспоминаний и воображений. Мы — разновидность рассказчиков. Как и почему мы создаем истории, остается загадкой, которую исследуют биологи, антропологи, психологи, нейробиологи и исследователи в области семиотики и лингвистики. Одной из общих черт исследования является то, что истории помогают нам осмыслить нашу жизнь.

«Лев и охотник» (ок. 1840-х гг.) Грандвилля (1803-1847 гг.)

Источник: Public Domain запрограммирован рассказывать истории. Бойд утверждает, что искусство в целом и художественная литература в частности произошли от когнитивной игры и служат эволюционной функции выживания. Наши самые древние истории, наши мифы и сказки — история об охотнике и крадущемся льве или история о лисе и ее невидимом плаще — могли определить, жили ли наши первобытные предки или умерли. Со временем эти истории прочно вошли в основу нашей культуры, и, хотя опасность хитрого по-человечески льва может больше не соответствовать нашему образу жизни, мы понимаем суть. Если смотреть буквально, львы могут покалечить нас; Взятое символически, понимание и уважение образа жизни разумного и могущественного хищника может помочь нам преодолевать определенные препятствия в нашей жизни.

Недавно я написал несколько блогов о сказках. Сказки представляют собой простые истории, которые до сих пор актуальны в качестве проводников к архетипическим паттернам нашего бессознательного. Они также рассказывают истории и предостерегающие рассказы, которые говорят о мифопоэтическом в нашей душе, той части нашего разума, которая мыслит метафорами и символами. Подобно нашим предкам, которые жили ближе к природе, и подобно космологии многих коренных народов, мы тоже можем воспринимать дерево как духовного помощника, демона или заколдованного принца. Хотя самые ранние народные сказки возникли у народов, которые обладали менее изощренным представлением о мире, их репертуар эмоций и истории, которые они плели вокруг них, не отличались от наших собственных. Жадность, одиночество, ревность, печаль — это продолжает быть нашим человеческим бременем. Золушка, Синяя Борода, Спящая Красавица — наши современники, их пути к самости или самоуничтожению знакомы нашим современным душам.

Рохата Принцесса (Принцесса с рогами) (1920-е) Артуша Шайнера (1863-1938) из книги «Под командованием магии» Й. Ш. Кубин.

Источник: Under Command of/ Magic by J. Š. Кубин (1920-е гг.)/Общественное достояние

Один из способов более полно ощутить мудрость сказок – написать свою собственную. Объективируя содержимое нашего бессознательного посредством рисования, лепки, письма, танцев, мы находим внутри исцеляющие символы. Красная книга — это отчет о собственном погружении Карла Юнга в почти психотическое состояние после его разрыва с Зигмундом Фрейдом в 1919 году.13. Персонажи из его бессознательного всплыли в его сознании. Методично, с ужасом и силой духа он записывал свои диалоги с этими персонажами, как если бы они были плотью и кровью, и Юнг даже рисовал изображения, иллюстрирующие его переживания с ними. В этот период Юнг иногда опасался, что он впадает в психотическое состояние, но, сознательно работая с этими фигурами, он обнаружил, что может слышать их мудрость «с другой стороны». Эти встречи позже привели к его теории Активного Воображения, которую он частично описывает в этом совете анализанду о работе с ее сновидениями.

«Я бы посоветовал вам записать все это как можно красивее — в какой-нибудь книге в красивом переплете», — проинструктировал Юнг. «Будет казаться, что вы делаете видения банальными — но тогда вам нужно это сделать — тогда вы освобождаетесь от их силы. . . . Представьте его в своем воображении и попробуйте нарисовать. Затем, когда эти вещи будут в какой-нибудь драгоценной книге, вы сможете подойти к книге и перевернуть страницы, и для вас это будет ваша церковь — ваш собор — безмолвные места вашего духа, где вы найдете обновление. Если кто-нибудь скажет вам, что это болезненно или невротично, и вы послушаете их, то вы потеряете свою душу, ибо в этой книге ваша душа».

«Взяв ключи от замка, Джек отпер…» Иллюстрация Артура Рэкхема (1867-1939) из «Джек-убийца великанов» (English Fairy Tales, 1918)

Источник: English Fairy Tales, 1918/ Public Domain

Для начала, какая ваша любимая сказка? У большинства из нас есть сказка, оставшаяся с детства, которая вызывает в нас сильный резонанс. Откройте заново историю, которая кажется «вашей», и перечитайте ее. То, что вы предпочитаете одну сказку другой, имеет большое значение. Часть вашего исследования состоит в том, чтобы спросить себя, почему. Этот рассказ говорит что-то о вашей жизни? Это ваш собственный миф об отказе или покинутости? Вы чувствуете себя жертвой и брошенным в пепел, как Золушка? Или вынуждены стать героем и спасти свою семью от бедности, как Джек в «Джек в бобовом стебле»? Прочитав выбранную вами сказку, задайте себе следующие вопросы:

  1. Какова моя реакция?
  2. Что это во мне будоражит?
  3. Жил ли я что-то подобное?
  4. Какие символы есть в рассказе и какие у меня ассоциации с ними?

Возможно, вы захотите записать свои ответы в журнал, который вы создали для этой работы. Магия сказок в том, что они переносят нас в волшебное царство, которое само «отделено» от обычной жизни. Записывая свои ответы на сказку, вы чтите в себе творческого рассказчика. Пытаясь осознать историю, вы обретаете смысл в самом себе.

Вторая часть этого упражнения состоит в том, чтобы переписать вашу любимую сказку, используя историю, которую вы выбрали в качестве отправной точки. Цель здесь — проникнуть «внутрь» истории и написать ее изнутри. «Хороший писатель, — писал Ральф Уолдо Эмерсон, — кажется, пишет о себе, но всегда смотрит на ту нить вселенной, которая проходит через него самого и все вещи». Это упражнение не для того, чтобы придумать историю, которая сделает вас знаменитым писателем, а для того, чтобы открыть для себя богатство, тонкость и поразительную мудрость вашей внутренней жизни.

Однорукая девушка подружилась со змеей. Иллюстрация Х. Дж. Форда из «Однорукой девушки» в «Книге сиреневых сказок» Эндрю Лэнга (1910 г.)

Источник: «Сиреневая сказочная книга» (1910 г.)/общественное достояние

Рекомендации по написанию новой сказки просты:

1. Создайте новую настройку для выбранной истории. Писательница Юдора Уэлти, выросшая и писавшая о Глубоком Юге, напоминает нам, что «чувства связаны с местом». Вместо того, чтобы начинать со слов «Однажды» или «Давным-давно», поместите свою историю в какое-то конкретное место. Нью-Йорк, 2017. Санкт-Петербург при царе Николае. Настройка — это место, период, погода, время суток. Он включает в себя чувственные восприятия — запахи, вкусы, звуки. Как насчет сказки, действие которой происходит в сарае в Висконсине или в баре в Новом Орлеане?
2. Выберите персонажа из вашей любимой сказки и расскажите историю с его точки зрения. Эмпатия — это способность поставить себя на место другого человека. Что бы мы узнали, если бы услышали историю Румпельштильцхена с точки зрения Румпельштильцхена? Дайте волю своему буйному воображению. Что, если сводная сестра Золушки признается, что не хотела выходить замуж за принца, а хотела только носить его великолепный мундир!

Создавая эту новую историю, вы сами удивитесь. Процесс является одним из открытий. Обратите внимание на то, что вам снится во время этого процесса. Внутренним и внешним видением узнайте, какие животные предстают перед вами. Что за песня играет на ветру? Не переусердствуйте, не стремитесь и не беспокойтесь. Правил нет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts