Сказкотерапия в психологии это: теория и практическое применение – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

что это такое, цели, принципы и методы, возрастные особенности

Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это захватывающая история с волшебством и специфическими персонажами, которая всегда заканчивается победой добра над злом. Но мало кто знает, что в последнее время этот фольклорный жанр активно используется в психологии и педагогике как составляющий элемент коррекционного курса. В 1997 году официально было зарегистрировано новое направление в этой области — сказкотерапия, которая на сегодняшний день активно развивается и показывает неплохие результаты.

Что это такое

В психологии есть направление арт-терапии, основанное на применении искусства и творчества в качестве коррекционных методик, так как они мощно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Она владеет разными приёмами: библио-, музыко-, драма-, танц-, кукло-, глино- и сказкотерапиями.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе со взрослыми обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.

Почему мужчины даже в солидном возрасте называют своих женщин принцессами, а последние всю жизнь ищут своего принца на белом коне? Психологи считают, что срабатывают мифологизированные стандартные образы из сказок. Если их правильно использовать, они помогают решить самые сложные и запутанные психологические проблемы.

В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.

Для работы с пациентами чаще всего используются тексты новых сказок, специально разработанных для устранения той или иной проблемы, ориентированных на определённый возраст. Они обычно патентуются в многочисленных авторских школах. Однако некоторые специалисты используют и общеизвестные истории «Репки», «Теремка», «Курочки Рябы», хотя данный подход активно критикуется и не всегда находит поддержку.

Цели

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

В психологии:

  • искоренение страхов;
  • воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
  • активация защитных механизмов психики;
  • помощь в выборе правильного решения;
  • программирование жизненного плана человека на будущее;
  • борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

В педагогике:

  • как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
  • устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
  • коррекция характера;
  • улучшение внутреннего состояния;
  • внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
  • выстраивание «морально правильного» поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение заниженной самооценки;
  • формирование веры в позитивное разрешение проблем.

Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:

  • звуковую и смысловую речь;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляцию;
  • дифференциацию звуков, введение их в речь;
  • слоговую структуру слов;
  • структуру предложений;
  • умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:

  • досочинять предложенную сказку;
  • придумать и рассказать свою от начала до конца;
  • повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
  • изображать звуки природы.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Принципы

Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.

Принцип 1. Ценности

Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.

Принцип 2. Жизненная сила

После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

Принцип 3. Многогранность

Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

Принцип 4. Две реальности

Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

Методы

Для реализации этих принципов используются следующие методы.

  • Рассказ

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

  • Иллюстрация

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых.

После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.

  • Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Если к психологу обратился человек, у которого рушится семья из-за жилищных проблем (молодые супруги вынуждены жить с родителями и постоянно конфликтуют с ними). Читается «Теремок». Проговариваются положительные моменты (как в большом лесу в маленьком теремке нашли кров и ужились совершенно разные звери).

Во время анализа проводится аналогия с общежитием. Почему животные смогли в сказке найти общий язык друг с другом, а люди подчас не могут этого сделать?

Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Психологические школы

Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.

Карл Юнг

Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.

Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.

Эрик Берн

Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно. У некоторых этот путь позитивный, приводящий к успеху (психически и морально здоровые люди), а у других — негативный (под действием психотравм, внутренних комплексов).

Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.

Д. Б. Эльконин

Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».

Виды

Для коррекции используются разные виды сказок.

  • Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания.

Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

  • Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

  • Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

  • Медитативные

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

  • Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с дивиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах. Самые знаменитые — Сакович, Лисиной.

Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы. Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию. На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии.

Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для взрослых, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

Рекомендуемые книги

  1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
  3. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
  4. Ломакина Г. Сказкотерапия.
  5. Прохоров В., Рубанова С., Отраднова А. Исцеляющая сила сказки.
  6. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии.
  7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.
  8. Стишенко И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
  9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем.
  10. Ткачёва Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.

В вышеуказанных книгах можно найти и примеры сказок, и методические рекомендации, как их лучше использовать в работе со взрослыми и детьми. Несмотря на то, что далеко не все психологи разделяют восторг от эффективности данного направления, оно пользуется невероятной популярностью по всему миру и за 20 лет помогло десяткам тысяч людей обрести гармонию в душе и избавиться от фобий.

Институт консультирования и тренинга «Статус»

Курс Сказкотерапия

Продолжительность курса 72 ак

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В её сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа. Само слово «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности. В силу своей многовековой мудрости сказка проникает глубоко в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой выход из проблемного состояния, позволяет не директивно, а мягко подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие, как на поведенческое, так и на глубинном нравственно-ценностном уровне.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Её цель – помочь ребёнку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность – мягкость воздействия и эффективность. С помощью сказкотерапии реализуются потребности в нарушении запретов и правил. Сказка становится посредником между внутренним и внешним миром клиента, развивает воображение, учит видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера людей, лечит особой сказочной обстановкой, которая будит потенциал личности.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

Эффективность сказкотерапии заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимают сказку, не происходит отторженияи внутреннего конфликта. В тоже время идёт воздействие на духовном и моральном уровне.

Цели курса: формирование системы знаний, умений, навыков в области сказкотерапии, знакомство с современными трактовками предмета сказкотерапии, формирование основ психодиагностики и психологического консультирования с использованием сказки.

Задачи курса:

1. Усвоение теории и практики сказкотерапии, её предмета, этапов развития, функций, видов.

2, Основы сказкотерапии: основы работы с метафорой, понятие «проблемы клиента» в сказкотерапии, логика консультирования в сказкотерапии.

2. Формирование представлений и умения работать со сказкой на различных уровнях личности (восемь уровней).

3. Активное использование основных принципов, методик, форм работы со сказкой.

4. Формирование знаний психодиагностики и консультирования с использованием сказки.

5. Усвоение алгоритма сочинения, анализа сказки.

Структура курса:

Содержание темы

Количество часов

1. Основы сказкотерапии

1.1 Что такое сказкотерапия? Привлекательность сказкотерапии.

1.2 Предмет сказкотерапии, этапы развития, принципы работы со сказками.

1.3 Функции сказкотерапии.

10

2.Основы сказкотерапии

2.1 Основы работы с метафорой, свойства метафоры, « формы жизни метафоры».

2.2 Понятие «проблемы клиента» в сказкотерапии. Миф о трёх китах.

3. Логика консультирования в сказкотерапии.

12

3.Основные виды сказок в сказкотерапии

3.1Жанры, используемые в сказкотерапии.

3. 2Основные виды сказок.

10

4. Методические особенности психологической работы со сказками

4.1Понятие сказочной диагностики.

4.2Этапы развития сюжета сказки.

4.3 Психодиагностические методики в сказкотерапии

12

5. Психологическая работа со сказкой на различных уровнях развития личности

5.1 Формы работы со сказкой

5.2 Алгоритм сочинения сказки

5.3 Примеры психологической работы со сказкой на восьми уровнях.

14

6. Психологическое консультирование и сказка

6. 1 Написание своей сказки

6.2 Анализ сказки (на примере своей сказки)

14

Продолжительность курса

72

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для детей — психотерапевтическое воздействие, направленное на коррекцию поведенческих реакций детей, купирование страхов и фобий. Сказкотерапия используется как инструмент изучения первопричин поведенческих реакций и ресурсной практики в психотерапии. Этот метод психологической работы применяется с раннего возраста малышей. Возможности сказок огромны. Сказкотерапия может выступать средством в выяснении глубинных деформаций детской души и способствовать установлению причин внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей — сказкотерапия

Сказка выступает средством передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубокого смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизаны аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих влияние народных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относятся: рассказывание историй, сказочная диагностика, изготовление кукол, сочинение сказки, инсценировка сказки, песочная терапия, рисование сказки.

Метод повествования, как и композиция сказки, сам по себе является терапевтическим. Лучше рассказывать сказочную историю, так как терапевт может зафиксировать, что происходит с ребенком в процессе рассказа.

Ребенок с терапевтом может вместе написать сказочный рассказ, при этом драматизируя его, как целиком, так и отдельные элементы. Малыш может сочинить сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также рассказ ее малышу позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые часто не заметны в поведении, но действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает его окончание, при этом отвечая пониженным голосом, торопливо, с признаком волнения на лице (бледность, покраснение, легкие тики, потливость). Часто ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опередить события и начиная рассказ с самого начала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Способ рисования сказки применяется после ее рассказа. Этот метод воплощает в себе все, что волнует ребенка и что он чувствует. К этому методу относится также работа с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от беспокойства, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок значения не имеет. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей появятся всевозможные чудовища, огонь или темные цвета. На эту же тему новый рисунок будет более спокойным, а краски ребенок нанесет более яркими. Свои чувства, эмоции малышу лучше передать карандашами, гуашью, акварелью.

Одним из следующих методов сказкотерапии является изготовление кукол. Любое изготовление кукол – это своего рода медитация, ведь в процессе шитья происходит изменение личности. Изготовление кукол, а также манипуляции с ними приведут к осознанию проблемы, поиску решения, снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказок с детьми 3 лет заключаются в том, что психолог акцентирует внимание ребенка на приобретении необходимых знаний, связанных с его проблемой. Также важно общение с ребенком, а также выполнение следующих условий: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать ребенка перед собой так, чтобы он видел лицо взрослого и следил за жестами, выражением глаз, мимикой , и может обменяться мнениями. Не затягивайте с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная задача, которую предлагают ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не обязательно должна быть готовой с правильным ответом, ситуация должна быть актуальной для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и структурированы так, чтобы малыш самостоятельно прослеживает причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3 лет запоминает простые действия героев, проявляя интерес. Важно, чтобы сказки были сюжетными и простыми, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо иметь в виду, что у малышей способность отделять действительность от действительности сказочной возникает только на четвертом году жизни.

Примеры сказок для детей

Сказкотерапия буквально означает лечение сказкой. Сказку используют в своей практике психологи, врачи, педагоги, и каждый находит тот ресурс, который позволит ему выполнять свои профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочный проблемный рассказ может начинаться так: «Жил-был ребенок, очень похожий на вас…». Таким образом, можно моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, угнетающие и пугающие его. Такие методики эффективны при первом посещении детского сада, боязни темноты, стрессах, страхах.

Сказкотерапия в возрасте 5 лет эффективна, если ребенок подключен к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детское воображение.

Сказкотерапия в практике обучения использует один из методов, заключающийся в совместном придумывании, когда построение сюжета происходит по частям, каждый участник по очереди. Явлением этой техники является сочинение сказок незнакомыми детьми. На таких тренингах рассказы пишутся по очереди для каждого ребенка. Из своего сказочного сюжета каждый ребенок берет индивидуальное решение задачи.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие будет в том, что от детей не требуется анализировать и делать выводы о происходящем, а вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории превращения, а также превращения может быть сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит для детей с заниженной самооценкой.

Для снятия напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подходят страшные сказки с нечистью. Повторно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают стресс. Для повышения стрессоустойчивости нужно рассказывать страшилки в группе детей 6 лет. При этом соблюдая два правила: рассказывать историю устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказок для обретения жизненной мудрости являются волшебные сказки. Для детей 6 лет они самые увлекательные. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После отработки сказочных смыслов, которые связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать на практике и другие формы работы, например рисование, изготовление кукол, инсценировку, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно используйте сказочную повесть Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история направлена ​​на то, что за свое здоровье, жизнь нужно бороться до последнего, ведь у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, встающими на пути. Использование дидактических сказок эффективно при выполнении учебных заданий, например, малыши в виде дидактических заданий-сказок учатся переписывать математические примеры, данные дома. В этих сказках решением примера является прохождение испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Чтобы сказочная история набрала силу, а также оказала помощь, следует соблюдать определенные правила:

— она ​​должна быть идентична проблеме малыша, но не иметь прямого сходства с его историей;

— у нее должен быть замещающий опыт, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сюжета сказки должно идти в последовательности: «жили-были» — это начало, затем встреча со своими героями.

Психологи рекомендуют детям с 3 лет делать главных героев из игрушек, животных, человечков, а с 5 лет знакомить с принцессами, феями, солдатиками, волшебниками, принцами. С 5 до 6 лет дети отдают предпочтение волшебным историям. В зависимости от решаемых задач в сказках используются как русские народные сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки: «Крошка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки – «Золушка», «Мадам Вьюга», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годенс считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет малышам в кризис, а «Ослиная шкура» эффективно используется для инцеста, «Мальчик с пальчиком» эффективно применять с брошенными младенцами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказки могут оказывать различное воздействие на личность младенца. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Ребенок воспринимает смысл каждой сказки в отдельности, это зависит от личного образа мышления. Если сказки, притчи, легенды подобраны правильно, то они позволят создать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на личные конфликты и найти решение спорных ситуаций, фобий и т. д.

По мнению многих исследователей, сказкотерапия для детей и занятий является не только направлением психотерапии, но и синтезом достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по отдельным проблемам детей.

1. Сказки для детей испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для детей с агрессией.

4. Сказки для детей с нарушением поведения и физических проявлений: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с питанием.

5. Сказки для детей, переживающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появления нового члена семьи.

6. Сказки для детей про пропажу любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр согласно его интересам. Метафора выступает как средство психологического воздействия, являясь основой любого рассказа. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказочно-терапевтических приемов. Жизненная проблема в сказках не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После встречи с малышом и выявления насущных проблем психолог подбирает сказки, которые бы отражали проблемы в качестве обсуждения. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок. Среди них выделяют следующие виды: отношения животных и людей, сказки о животных. Дети пяти лет часто идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них в своих поступках, поэтому именно сказочные истории о животных наиболее удачно передадут малышам жизненный опыт.

Сказкотерапия как средство борьбы с детскими страхами

  • В чем суть сказкотерапии?
  • Сказкотерапия для детей раннего возраста
  • Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.
  • Сказкотерапия для младших школьников
  • Сказкотерапия для подростков
  • Сказкотерапия в других случаях

Страхи и тревоги – естественные эмоции, которые могут возникать у детей в различных жизненных ситуациях. Сказкотерапия – отличный метод психотерапии. В этой статье мы рассмотрим, как помочь детям справиться со своими страхами с помощью этого метода, и рассмотрим его нюансы для всех возрастных групп детей.

В чем суть сказкотерапии?

Пожалуй, каждый ребенок начинает свое знакомство с литературой и миром со сказок. Ведь они служат средством передачи опыта, навыков, умений, понимания добра и зла. Большинство сказок пронизано аллегориями, а также жизненными линиями поведения.

Существует множество методов сказкотерапии, самые популярные из них:

  • Рассказ сказки ребенку. Таким образом, вы сможете проследить, какие эмоции испытывает ребенок, когда ему рассказывают о тех или иных событиях, и отметить, в какой момент ребенок встревожился.
  • Создание сказки с ребенком. Это позволяет определить спонтанные эмоциональные проявления ребенка, часто незаметные в повседневном поведении.
  • Постановка. Отличный метод сказкотерапии в детском саду, где ребенок может участвовать в определенной роли. Суть метода заключается в акцентировании внимания на интонации голоса ребенка во время разыгрывания сюжета. Его или ее беспокойство также может быть подтверждено выражением лица, румянцем, бледностью или нежеланием инсценировать определенную сцену.
  • Рисуем сказку. Этот метод предполагает работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, ребенок освобождается от беспокойства. Качество изображений, поделок, значения не имеет. Если у ребенка сильные чувства, в детских рисунках появятся всякие чудовища, огонь или темные цвета.

Сказкотерапия используется как инструмент для лечения детских страхов. Возможности сказок огромны. Их можно использовать, чтобы раскрыть глубинные проблемы в душе ребенка и помочь определить причины внешних условий, которые беспокоят ребенка. Давайте подробнее рассмотрим лечебные сказки для детей раннего возраста и способы их правильного использования.

Сказкотерапия для детей раннего возраста

Лечебные сказки для детей 3 лет направлены на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой. Важно общаться с ребенком и соблюдать следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать ребенка перед собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо и следить за вашими жестами, выражением глаз, мимикой.

Также важно, чтобы ситуация, описанная в сказке, была актуальна для ребенка, а вопросы были сформулированы таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно проследить причинно-следственные связи.

Сказки для детей 3 лет должны быть сюжетными и простыми, например, «Колобок», «Домик», «Репка». Имейте в виду, что способность детей отличать реальность от выдуманной реальности появляется только в возрасте четырех лет.

Лечебные сказки от 4 лет до дошкольного возраста эффективны, если ребенок занимается продолжением сказки и завершением предложенной сюжетной линии.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.

В этом случае допустима психотерапия в виде легенд, притч, былин или мифов. Каждому ребенку предлагается жанр в соответствии с его интересами. Метафора выступает как средство психологического воздействия. Точно подобранный художественный прием эффективен в преодолении детских страхов.

Пятилетние дети часто идентифицируют себя с животными и стараются подражать им в своих действиях, поэтому сказки о животных наиболее успешно передают детям жизненный опыт.

Сказкотерапия для младших школьников

Лечебные сказки для младших школьников обычно носят фантастический характер.

Такие произведения, как «Золушка», «Мадам Раневская», «Спящая красавица» служат триадой действенных средств. Именно в этих произведениях видны противоречивые отношения между персонажами. Таким образом, школьник может спроецировать сюжет на собственные отношения и сам ответить на многие вопросы.

Сказкотерапия для подростков

Казалось бы, какие сказки могут быть в подростковом возрасте? Однако многие психологические проблемы переходного возраста можно решить именно с помощью этого метода психотерапии. Специалисты предлагают использовать сказкотерапию в форме обучения подростков. Таким образом, дети вступают в дискуссии, освобождаются от внутренних психологических барьеров в общении, помогают друг другу открывать новые истины.

Если ребенок наотрез отказывается читать сказку один на один, можно подойти к его одобрению с другой стороны. Например: «Вы знаете, откуда берутся фламинго? Лично я не знаю. Давайте прочитаем вместе». Любопытство в таких случаях побеждает ребенка, и от интересной информации он точно не откажется.

Сказкотерапия в других случаях

Сказкотерапия для детей с особыми потребностями способствует развитию эмоциональных, социальных и когнитивных навыков. Для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями также отличным вариантом станут обучающие занятия, на которых они смогут разыграть роли или обсудить сюжет и задать вопросы. Чтобы помочь ребенку понять сказку в полной мере, следует приобрести красочные иллюстрированные книги. Также не забывайте о сюжете: избегайте чрезмерно запутанных сюжетных линий.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts