Скептик кто это такой: СКЕПТИК | это… Что такое СКЕПТИК?

Приятно ли быть скептиком? Судьба скептической философии. Конспект лекции лектория Сигнум — Офтоп на vc.ru

Кто такие скептики? Из чего складываются их основные концепции о представлении о мире? Роман Светлов, лектор Сигнум, доктор философских наук, профессор, директор высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им. И. Канта, предлагает поговорить и рассмотреть основные концепции скептического направления в философии.

60 просмотров

В современном мире в обществе сложились определённые представления о скептиках, которые стали не просто обозначением философского направления, а целым типом характера и мышления. Причисляя определённые качества личности, неизбежны стереотипы, которые, зачастую, ошибочны. К примеру, мнение о том, что между скептиком и пессимистом один шаг. Это становится одной из проблем понимания скептицизма.

Р. Светлов говорит об универсалиях скептической философии, о том, какова на его взгляд история возникновения и развития скептической мысли от раннего (античного) скептицизма до современного, и о том, как постоянно воспроизводится система примерно одних и тех же проблем, которых объявляет скептический дискурс.

Какие онтологические обязательства накладывает на нас то, как мы должны жить, если хотим, чтобы наша жизнь советовала нашей мысли?

Само определение скептицизма имеет достаточно поздний характер. Оно пережило многие изменения, имея под собой различные наименования: апоритическая философия (греч. ἀπορία – затруднение), академическая философия.

Как возник скептицизм?

Скепсис – поиск, исследование, наблюдение. Рене Декарт использовал некую методическую практику, которая является, скорее, одним из аспектов скептической деятельности (методическая скептическая практика). Потому как сомнение скептики исследуют не ради сомнения, а в верности какой-то истине. Сомнение – это то, ради чего ищется истина.

Первым скептиком принято считать Пиррона из Элиды. Но пирронизм вскоре исчезает со страниц истории на два столетия. Возвращение к идеям Пиррона произойдет лишь в эпоху правления императора Августа, а в I веке нашей эры возникнут идеи таких мыслителей как Агрипп и Энесидем.

II век нашей эры подарит нам некий свод учений за авторством Секста Эмпирика. Последним же мыслителем в истории античного скептицизма станет Цицерон.

Человечество вернется к скептицизму лишь в эпоху Нового времени. Для Мишеля Монтеня скептический принцип станет главным принципом жизни. Для Монтеня уроком жизни является сама жизнь, её исследование и изучение, это и есть его скептическая практика.

Скептицизм и догматизм: двигатель мысли

Стоит отказаться от представлений о том, скептицизм это лишь некая реакция на догматизм. Скептицизм — это не паразитирование на слабостях, это естественный элемент общего организма. Следовательно, скептики были до скептиков, а скептическая идея до появления слова «скептицизм» всегда являлась естественной для человеческого мышления.

Скептицизм порождается догматизмом. Как только формируется позитивное учение о сущем, ему в противовес возникает скептическая мысль о сущем, тем самым устанавливая границы того самого учения. Споры между скептиками и догматиками порождают новые мысли и выводы приводя к прогрессу человеческую мысль.

«А не спим ли мы?»

Речь идёт о притче о бабочке однодневке. Мы имеем возможность представить, что наш опыт, который мы получили во сне, является опытом, который мы получили наяву. Мы смешиваем две реальности. В таком случае сложно провести границу между сном и явью. В этом и есть парадокс понимания реальности.

Раньше к снам относились более серьёзно, чем сейчас. Знания, полученные во снах, считались серьёзным знанием, но полученным через иную форму. Особенно важен момент пробуждения, ведь именно после него мы осознаём, что спали. Пользование нашим знанием и разумом кажется нам неизменным. Нам кажется, что мы обладаем знанием, но стоит нас спросить, что есть то или иное абстрактное понятие, то мы сразу впадаем в ступор. Это сравнимо с пробуждением от незнания.

«Есть ли внешний мир?»

Данная проблема, скорее, несёт методический характер. Иллюзорность и существование этого мира как нечто реального. Но способность к различию внешнего мира, реального и нереального, уже создаёт нам основу для его существования. Для этого у нас есть эмпирический уровень (различие «сущих», невозможность спутать «сущие» друг с другом) и теоретический (инструмент, который позволяет нам это различие осуществить) и обобщение (исходя из общих правил, по которым мы будем этот многоразличном мире действовать).

И именно в момент обобщения зарождался основной спор академии скептицизма. Они утверждали, что, конечно, мы можем пойти исходя из принципа различения, но этот принцип не работает. Человеческие эпистатические способности слишком слабы для того, чтобы этот принцип довести до конца в каждый настоящий момент своей деятельности. Всё будет схожим друг с другом, и мы не сможем это различить. Следовательно, по утверждению скептиков, каждая из постигнутых истин, которую рядом с ней можно сопоставить, на самом деле ложь. Только если мы научимся различать «сущие» – только в таком случае мир может стать предметом постижения.

Цицерон припоминает учения атомистов. Если мир беспределен и складывается из бесконечного числа атомов, что нам для этого мешает предположить, что есть ещё один мир, где существуют те же самые вещи, копии. Из этого следует, что мир исследуем, но с абсолютной точностью не постигаем.

Есть ли «Я» на самом деле?

Мы можем выдвинуть ряд аргументов, что внешний мир является чем-то проблематичным, но мы в нём прибываем, будто он есть на самом деле. С тем же мы можем ввести скептические рассуждения, против тождества нашего «Я». «Любое наше состояние зависит от прошлого нашего состояния и от приходящих причин, которые определяют нас к нынешнему нашему состоянию». Поэтому, скептик не будет утверждать, что мы являемся тем же самым человеком начиная с нашего рождения.

Кто есть «скептик»?

Скептик – это тот, кто не высказывается по поводу основных метафизических проблем не потому, что он ими не занимается, а потому, что обнаружил их некоторую парадоксальность. Он не говорит о том, о чём говорить не стоит. Поэтому, скептицизм – это не невозможность принятия решения. Скептик не запрещает изучение мироздания. Скептик не запрещает занятия метафизикой. Скептик препятствует результатам, которые требуют неукоснительного подчинения, так как для скептика всё в мире вероятно, имеет возможность на существование и возникновение.

Смотрите полную лекцию на сайте Открытого лектория Сигнум, а так же подписывайтесь на рассылку и становитесь волонтерами гуманитарного проекта.

Философия Стоицизма, Эпикуреизма, Скептиков: основные идеи, учение кратко

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок.360-270 до Р.Х.), учившийся у последователя Демокрита Анаксарха и учивший узкий круг друзей, прозванных пиррониками. Где-то в начале нашей эры угасшее было скептическое учение возобновил критянин Энезидем. Из произведений скептиков до нас дошли только две работы на греческом языке врача Секста Эмпирика, жившего в середине II века н.э. : «Три книги пирроновых положений», излагающие все скептическое учение, и одиннадцать книг «Против математиков», т.е. против ученых вообще, где Секст излагает скептические возражения против того, что скептики называют догматизмом.

Скептицизм обычно трактуют как учение о сомнении во всем, причем сомнение означает лишь нерешительность, шаткое недоумение, колебание в своих мыслях. Напротив, согласно Сексту, начало и причина скепсиса («скепсис» по-гречески означает осматривание вокруг, т.е. рассмотрение того, о чем идет речь) лежит в надежде на невозмутимость, спокойствие духа, атараксию. Скептики поэтому отнюдь не сомневаются. Поскольку любому рассудочному положению можно противопоставить другое, равносильное ему по доказательности, скептики советуют вообще воздержаться от любых утверждений, т.е. догм и спокойно жить, ничего категорически не утверждая, но и не отрицая. «Догма» по-гречески значит «положение», «утверждение», «учение». Догматики верят в существование своих догм (в то, что есть то, о чем они говорят), а когда оказывается, что есть и противоположное, огорчаются.

Скептик же никогда не утверждает догматически «есть» или «не есть», а осторожно говорит: «может быть, есть, а, может быть, и нет» и всегда сохраняет спокойствие. Кредо скептика — жизнь без догм, ибо все они равноценны.

На каком же моменте истины основывается скептический образ мыслей? На том, что, исходя из явлений или ощущаемого, о мыслимом или сущности явлений действительно можно сделать два противоположных, но равно обоснованных утверждения, которые, таким образом, сами себя отрицают, уничтожают. Осознание этого отрывает дорогу к воздержанию от суждений вообще (т.н. «эпохэ») и, далее, к атараксии — к полной невозмутимости покоящегося, ни о чем не судящего духа. «Не судите, да не судимы будете!» – эта максима, несомненно, скептического происхождения, как и вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?». Скептики, безусловно, правы в этом своем положении, и в осознании этого пункта состоит вклад античного скептицизма в историю философии и образования. Кто не осознает этого, тому еще рано судить о науках вообще и тем более — о философии.

Свой принцип скептики подтверждают пятнадцатью «тропами» — пятнадцатью основаниями воздержания от суждений, которые излагает Секст. Первые десять тропов, сформулированные еще Пирроном, сводятся к одному тропу относительности всего, т.е. относительности судящего (все люди разные, у них разные убеждения, обычаи и традиции), подлежащего суждению (вещи находятся в отношении друг к другу по величине, положению, составу и т.п.) и относительности того и другого (цикута, например, отравляет одних и безвредна для других). Из этой относительности скептики, в отличие от софистов, заключают: раз все относительно, следует воздерживаться от суждений о том, каково оно само по себе (утверждать, например, что есть людей нельзя, что этот предмет — велик, что цикута ядовита и т.п.). Нельзя утверждать даже, что человек есть мера или не мера всех вещей! Эти тропы направлены, как видим, против обыденного, наивного сознания, непосредственно принимающего и выдающего за истину свою догму.

Последние пять тропов менее древнего происхождения. Они направлены уже против образованного, искушенного в науках сознания.

Первый троп указывает на расхождение философов во мнениях (например, по вопросу об определении первоначала). Отсюда скептики правильно заключают, что догматически принимать никакое учение нельзя.

Второй троп указывает на уход в бесконечность при рассудочном обосновании любого положения (то, что обосновывает суждение, должно быть, вы свою очередь, обосновано и т.д. до бесконечности). Поэтому следует воздерживаться от согласия с любым суждением как недостаточно обоснованным.

Третий троп — «о гипотезе». Он гласит: когда догматики видят, что они отброшены в бесконечную цепь доказательств, они выставляют что-либо как принцип, который они уже не доказывают, а просто принимают без всякого доказательства как аксиому или, точнее, гипотезу. Но с тем же правом (вернее, с тем же отсутствием права) можно без доказательства выдвинуть и противоположную гипотезу.

Троп о круге в доказательстве указывает на то, что, не желая уходить в бесконечность или опираться на гипотезы, догматики обосновывают определенное суждение тем, что этим суждением обосновывается — отсылают, как говорится, от Понтия к Пилату. Так, стоики основывают свои суждения о видимом на рассудочном мышлении, а оно со всеми своими формальными «законами», в свою очередь, опирается на то, что видимо.

Последний троп об относительности мыслимых определений на примере рассмотрения отношения причины и действия хорошо иллюстрирует скептическую манеру рассуждать. «Есть ли причина чего-нибудь?» – спрашивает скептик и отвечает: вероятно есть, ибо как иначе происходило бы все, если не по какой-то причине. Но если бы не было причины, все происходило бы из всего, как придется (лошади могли бы рождаться от мышей и т.п.). Кроме того, говорящий, что нет причины, сам себя опровергает, ибо если он говорит это без причины, он не достоин доверия, а если по какой-то причине, то причина есть. Но столь же вероятно говорить, что причины нет, ибо невозможно помыслить причину, не восприняв ее действие. Ведь воспринять действие причины как ее действие нельзя, не впав в круг доказательства: причина есть основание для суждения о наличии действия причины, а ее действие есть основание для суждения о наличии причины действия. Из этого следует, заключает Секст, что необходимо воздерживаться от суждения о существовании причины, одинаково признавая как ее бытие, так и небытие, ибо у нас нет общепризнанного критерия и доказательства.

Нужно признать, что в своих возражениях против чувственно-рассудочного критерия истины у стоиков и эпикурейцев скептики совершенно правы: внешнего критерия истины вообще не существует! Но правы ли они против разумного способа познания, уже выступившего в античной философии у Платона и Аристотеля? Можно ли обнаружить догматизм у этих мыслителей?

Судите сами. Сект Эмпирик думает, что подрывает аристотелевское определение первой причины всего сущего (энтелехии как мышления мышления) следующим рассуждением:

«Разум есть целое или часть. Если целое, то ничего не остается на долю постигаемого. Если же часть, постигающая сама себя, то и в этом случае он либо целое, и тогда опять ему нечего постигать, либо часть, но тогда постигающее постигало бы не себя, а другую часть».

Это — весьма характерное для скептиков превращение разума в рассудок с его «или-или» для того, чтобы затем обличить недостатки рассудка, а не разума. Ведь обычно весьма осмотрительный Секст Эмпирик не рассмотрел и не доказал, что к разуму можно применить рассудочное разделение части и целого! Поэтому, несмотря на скептическую критику догматизма, после скептиков на арене философии появились неоплатоники, которых с равным правом можно было бы назвать также неоаристотеликами и отчасти даже неопифагорейцами.

Skeptic » О нас » Краткое введение


Краткое введение

Вся наша наука, по сравнению с действительностью, примитивна и ребячлива — и все же это самое дорогое, что у нас есть.

-Альберт Эйнштейн

Общество скептиков — это некоммерческая научная и образовательная организация 501(c)(3), чья миссия состоит в том, чтобы привлекать ведущих экспертов к исследованию паранормальных явлений, маргинальной науки, лженауки и экстраординарных утверждений всех видов, способствовать критическому мышлению и служить образовательным центром.

инструмент для тех, кто ищет обоснованную научную точку зрения. Наши участники — ведущие ученые, ученые, журналисты-расследователи, историки, профессора и преподаватели — являются ведущими экспертами в своих областях. Мы надеемся, что наши усилия помогут всем людям развивать критическое мышление и любознательность на протяжении всей жизни.

Исполнительный директор Общества, доктор Майкл Шермер, является издателем-основателем журнала Skeptic , ведущим подкаста The Michael Shermer Show и президентским научным сотрудником Университета Чепмена, где он преподает Skepticism 101. В течение 18 лет он был ежемесячным обозреватель Scientific American . Он ведет еженедельную колонку Substack. Он является автором New York Times бестселлеров Почему люди верят в странные вещи и Верящий мозг 9. Он появлялся в таких шоу, как The Colbert Report, 20/20, Dateline, Charlie Rose, Larry King Live, Tom Snyder, Donahue, Oprah, Leeza, Unsolved Mysteries и других.

У него брали интервью в бесчисленных документальных фильмах, которые транслировались на каналах PBS, A&E, Discovery, History Channel, Science Channel и Learning Channel. Подпишитесь на него в Твиттере @michaelshermer.

Я прилагал неустанные усилия не высмеивать, не оплакивать, не презирать человеческие действия, а понимать их.

— Барух Спиноза

Некоторые люди считают, что скептицизм — это неприятие новых идей, или, что еще хуже, они путают «скептик» с «циником» и думают, что скептики — это кучка сварливых скряг, не желающих принимать никаких утверждений, которые бросают вызов статус-кво. Это не верно. Скептицизм – это предварительный подход к утверждениям. Это применение разума ко всем идеям — никаких священных коров. Другими словами, скептицизм — это метод, а не позиция. В идеале скептики не берутся за исследование, закрытое от возможности того, что явление может быть реальным или утверждение может быть истинным. Когда мы говорим, что мы «скептики», мы имеем в виду, что мы должны увидеть убедительные доказательства, прежде чем поверить.

Скептицизм имеет давнюю историческую традицию, восходящую к Древней Греции, когда Сократ заметил: «Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю». Но эта чистая позиция бесплодна и непродуктивна, и ее практически никто не поддерживает. Если бы вы скептически относились ко всему, вам пришлось бы скептически относиться к своему собственному скептицизму. Подобно разлагающейся субатомной частице, чистый скептицизм разворачивается и вращается за пределами смотрового экрана нашей интеллектуальной камеры облака.

Современный скептицизм воплощен в научном методе, который включает сбор данных для формулирования и проверки натуралистических объяснений природных явлений. Претензия становится фактической, когда она подтверждается в такой степени, что было бы разумно предложить временное соглашение. Но все факты в науке условны и могут быть оспорены, поэтому скептицизм есть метод, ведущий к предварительным выводам. Некоторые утверждения, такие как лозоходство, экстрасенсорное восприятие и креационизм, проверялись (и не выдерживали проверки) достаточно часто, чтобы мы могли предварительно заключить, что они недействительны.

Другие утверждения, такие как гипноз, происхождение языка и черные дыры, были проверены, но результаты неубедительны, поэтому мы должны продолжать формулировать и проверять гипотезы и теории, пока не сможем прийти к предварительному заключению.

Ключом к скептицизму является постоянное и энергичное применение научных методов для преодоления предательского пролива между скептицизмом «ничего не знать» и доверчивостью «все возможно». Более трех столетий назад французский философ и скептик Рене Декарт после одной из самых тщательных скептических чисток в интеллектуальной истории пришел к выводу, что одно он знал наверняка: Cogito ergo sum — я мыслю, следовательно, я существую. Но эволюция могла спроектировать нас в другом направлении. Люди эволюционировали, чтобы быть животными, ищущими закономерности, выводящими причины, созданными природой, чтобы находить значимые отношения в мире. Те, кто лучше всех это делал, оставили после себя больше всего потомства. Мы их потомки. Другими словами, быть человеком значит думать:

Sum Ergo Cogito
Я есть, следовательно, я мыслю.

Выдержка из
Как мы верим

«…членство или участие в любом качестве в Обществе скептиков и журнале «Скептик» не является исключением. Нам наплевать на чьи-то религиозные убеждения. На самом деле, по крайней мере двое из наших наиболее видных сторонников — комик и автор песен Стив Аллен и математик и эссеист Мартин Гарднер — верят в Бога. Другие члены нашего правления тоже могут верить в Бога. Я не знаю. Я никогда не спрашивал.

Основная миссия Общества скептиков и журнала Skeptic — расследование противоречий между наукой и псевдонаукой, а также продвижение критического мышления. Мы расследуем заявления, которые можно проверить или проверить. Если кто-то говорит, что верит в Бога на основании веры, то нам нечего сказать об этом. Если кто-то говорит, что верит в Бога и может доказать это с помощью рациональных аргументов или эмпирических данных, то, подобно Гарри Трумэну, мы говорим «покажи мне».

Если в процессе обучения научному и критическому мышлению кто-то придет к выводу, что Бога нет, так тому и быть, но нашей целью не является превращать верующих в неверующих».

— Шермер, Майкл. Как мы верим . (Нью-Йорк: WH Freeman/Owl, 2003.) стр. xiii – xv.

Пожертвовать

Новостная рассылка

Будьте в курсе!

Подпишитесь на e Skeptic: нашу бесплатную рассылку по электронной почте и получайте отличные подкасты, видео, обзоры и статьи из журнала Skeptic , объявления и многое другое на свой почтовый ящик один или два раза в неделю.

Запишите меня!

Скептик Диджитал

Читать Skeptic на устройствах Apple или Android, а также на ПК или Mac через PocketMags.com.

Движение скептиков — Философия жизни

TAM7_crowd

Изображение выше взято с The Amaz!ng Meeting, ежегодного собрания скептиков в Лас-Вегасе. пейзаж. Скептики могут не согласиться с такой принадлежностью, поскольку они часто считают себя сторонниками науки, а иногда и антифилософами. Тем не менее, философы сыграли важную роль в развитии современного скептицизма, и активность движения скептиков дает полезные уроки другим философским группам.

скептикамп

Скептицизм можно рассматривать как чрезвычайно успешное движение неформального обучения, которое доказало, что люди хотят проводить свободное время за учебой, обсуждением идей и общением. Сегодня движение скептиков, по некоторым подсчетам, насчитывает более миллиона членов по всему миру. Существуют крупные и хорошо финансируемые организации скептиков, такие как Комитет по расследованию скептицизма и Образовательный фонд Джеймса Рэнди, а также процветающие массовые организации — около 40 групп Скептиков в пабах по всей Великобритании и до 200 местных групп скептиков в США. и другие группы скептиков в Австралии, Индии, континентальной Европе и за ее пределами. В последние несколько лет движение начало создавать «скептикампы» — небольшие, неформальные и самостоятельные всплывающие конференции. Движение скептиков также проводит несколько крупных конференций, таких как The Amaz!ng Meeting, которые собирают около 1500 участников. Есть несколько популярных журналов и подкастов Скептиков, а посты в ведущих блогах Скептиков регулярно собирают несколько сотен комментариев. Скептические книги Ричарда Докинза, Сэма Харриса, Джона Ронсона и Ричарда Уайзмана возглавляют список бестселлеров.

В более общем плане движение скептиков помогло изменить культурные взгляды и привело к большему общественному признанию научного мышления, интеллекта и «гики» и, возможно, способствовало резкому увеличению числа открыто атеистичных людей в США. Скептицизм, возможно, является наиболее важным сообществом в массовой философии, хотя его рост также принес проблемы с прорезыванием зубов.

Краткая история

Пол-Курц

Современное движение скептиков как организованная сила, возможно, впервые появилось в 1976 году, когда философ Пол Курц предложил создать Комитет по научному исследованию утверждений о паранормальных явлениях (CSICOP) на ежегодном съезде Американской гуманистической ассоциации. CSICOP был создан как комитет, в состав которого вошли основатели, включая фокусников Джеймса Рэнди и Мартина Гарднера. Основатели были поражены популярностью паранормальных явлений и верований Нью Эйдж в XIX веке.70-х годов, и в какой степени паранормальные утверждения таких гуру, как Ури Геллер, беспрепятственно распространялись в средствах массовой информации. Устав CSICOP призывал к созданию сети скептиков для расследования заявлений о паранормальных явлениях, а также к журналу (первоначально называвшемуся Zetetic, затем Skeptical Inquirer) и конференциям для распространения скептического мышления.

Движение скептиков выросло из гуманизма и атеизма, зарекомендовавших себя как социальные движения в середине 19 века. Но в то время как гуманистическое движение пыталось быть позитивной системой убеждений и часто копировало аспекты организованной религии (гимны, ритуалы, святые дни и т. д.), скептицизм ограничивался радостным развенчанием чужих диковинных утверждений об истине, особенно веры в дурацкие явления. как НЛО, Большая Нога, астрология, сгибание ложек, медиумы и так далее. Он был более непочтительным и более агрессивным, чем традиционный гуманизм, а также, возможно, более подкованным в средствах массовой информации и более интересным благодаря магам в его рядах, таким как Джеймс Рэнди, а позже и многим комикам, которые поддержали движение.

ранди2

В 1980-х годах CSICOP начала создавать местные группы: первая была в Остине, штат Техас, в 1981 году, за ней последовали скептики в районе залива в 1982 году. Организаторы CSICOP путешествовали по миру, создавая сети переписки и вдохновляя на создание других организаций скептиков. и местные группы в Великобритании, Австралии и других странах. Фокусник Джеймс Рэнди, в частности, играл неутомимую миссионерскую роль, питая глобальное сообщество скептиков как посредством своих телевизионных выступлений и туров, так и посредством своей переписки со скептиками по всему миру. Его визит в Австралию в 1980, например, вдохновил фонд австралийских скептиков и его журнала Skeptic. Он также поддерживал британское движение «Скептики в пабах» благодаря своей дружбе с Сидом Родригесом (интервью с Рэнди и Родригесом см. в приложении).

В то время как движение скептиков продолжало расти в 1990-х годах, возможно, оно действительно начало развиваться в нулевых благодаря Интернету, который позволил скептикам объединяться в группы и общаться друг с другом через подкасты, блоги, форумы и списки адресов электронной почты. . Низовое движение начало расцветать без какого-либо вмешательства со стороны более крупных организаций, таких как CSICOP. В 19В 99 г. доктор философии по философии Скотт Кэмпбелл запустил Skeptics In the Pub в Лондоне, вдохновленный австралийскими движениями Philosophy In Pubs и Science In Pubs (интервью со Скоттом см. в приложении). На мероприятиях Skeptics In The Pub обычно известный спикер выступает с докладом в течение примерно 40 минут, после чего следует сессия вопросов и ответов, выпивка и общение. Скотт говорит: «События, как правило, были менее серьезными, чем события гуманистов. Они были вовсе не очень торжественны, более веселы и пьяны».

В 2003 году Образовательный фонд Джеймса Рэнди начал проводить ежегодную конференцию под названием The Amaz!ng Meeting, в которой принимали участие ученые, фокусники и комики. С тех пор TAM проводится каждый год, а посещаемость выросла со 150 в 2003 г. до 1650 в 2011 г. Другие конференции скептиков, атеистов и свободомыслящих включают Skepticon, CSICON, Skeptical, Северо-Восточную конференцию по науке и скептицизму (NECSS), Европейские скептики. Конференция и Всемирный конгресс скептиков. Есть даже путевки на круизных лайнерах Skeptic.

Обложка The-Geek-Maifesto

Движение скептиков достигло критической массы за последние пять лет, отчасти благодаря успеху книг «Новый атеизм» таких мыслителей, как Ричард Докинз и Кристофер Хитченс, которые также активно выступали на мероприятиях скептиков. За последние два года по всей Великобритании было создано более 15 групп «Скептики в пабах», в результате чего общее число их достигло примерно 40. Движение превратилось из маргинального в мейнстрим, к большому ужасу некоторых членов.

Скептицизм стал более политизированным — см. The Geek Manifesto для недавнего лозунга — и в Великобритании он успешно провел кампанию по реформированию английских законов о клевете после того, как один из его видных членов, Саймон Сингх, был привлечен к ответственности за клевету британцами. Ассоциация хиропрактики (Сингх выиграл дело). Британское сообщество скептиков также недавно поддержало кампанию «Наука жизненно важна» для защиты государственного финансирования науки и провело публичные кампании против утверждений об истинности гомеопатии.

«Проблемы прорезывания зубов» скептицизма

Хотя ряды скептиков выросли, в них по-прежнему преобладают белые мужчины из среднего класса. Согласно опросу, проведенному Rodridgues, 98% посетителей London Skeptics In the Pub белые, а около 70% — мужчины. Однако за последнее десятилетие возрастная демография, возможно, расширилась: 27% участников моложе 30 лет, 23% моложе 40 лет, а остальные старше 40 лет.91 обнаружил, что 54% ​​читателей Skeptical Inquirer имеют ученую степень, а 27% — докторскую степень. Возможно, оно становится менее академическим по мере того, как превращается в массовое движение, и есть некоторые свидетельства того, что уровень образования многих недавних «обращенных» в атеизм ниже среднего, но исследование лондонских скептиков, проведенное Родригесом в 2010 году, все же показало, что 40 % имели степень и 34% аспирантуру. По словам Родригеса, примерно 80% лондонских скептиков — атеисты, а 8% — агностики.

Успех и быстрый рост движения за последние пять лет принесли некоторые «проблемы прорезывания зубов», по выражению Родригеса. С одной стороны, в сообществе скептиков были опасения по поводу агрессивного тона и грубости дискуссий, особенно в блогах. Пол Курц, основатель движения, ушел «под давлением» из CSICOP (тогда он назывался Центром научных исследований) после протеста против «подлых насмешек и критики» религии со стороны организации, включая ее спонсорство «Дня богохульства». .

Другие жаловались, что движение становится сциентистским, ограниченным, антифилософским и даже антиинтеллектуальным (см., например, озабоченность, выраженную известным скептиком Массимо Пильуччи в интервью в приложении). Движение также переживает внутренние споры из-за продолжающегося гендерного дисбаланса в движении и (предполагаемого) женоненавистничества некоторых мужчин-скептиков в Интернете и на мероприятиях скептиков. Инцидент, связанный с тем, что Ребекке Уотсон сделали предложение в лифте (поскольку он канонизирован как «выход на лифте»), привел к ожесточенным, яростным и непрекращающимся дебатам в сообществе о степени доминирования мужчин и сексизма в сообществе.

Эта критика (или самокритика) не нова. Вскоре после того, как CSICOP был основан почти 40 лет назад, некоторые из его основателей подали в отставку в знак протеста, заявив, что они не занимаются объективным расследованием паранормальных явлений, а вместо этого бьют в барабан за материалистическое мировоззрение, скрывая любые данные, которые не соответствуют этому миру. вид. В 1980-х исследователи экстрасенсов и паранормальных явлений критиковали Скептиков за их агрессивную научность и грубость, а также за доминирование в движении старых белых мужчин из среднего класса. Они также отметили манихейский смысл движения «Мы против Них» и его почти апокалиптическую риторику.

Но, возможно, эти проблемы стали более насущными, поскольку сообщество увеличилось в размерах и стало больше значить для его членов. По мере того, как все больше людей идентифицируют себя как скептики и чувствуют себя эмоционально связанными с «сообществом скептиков», аргументы по поводу идентичности и управления этим сообществом становятся гораздо более эмоциональными. В этом, в некотором роде, парадокс «Сообщества Разума» — как только оно становится подлинным сообществом, оно становится менее рациональным и более эмоциональным и догматичным.

С точки зрения постороннего, сообщество скептиков США может быть более эмоциональным и язвительным по сравнению с европейскими и австралийскими сообществами, возможно, потому, что американские скептики намного меньше, маргинализованы и не нравятся в американском обществе. Это, вероятно, заставит американских скептиков сильнее идентифицировать себя с сообществом скептиков, а также сделает тон американского скептицизма более резким и конфронтационным — в США еще так много есть за что бороться, где Религиозные правые являются серьезной политической силой. .

Также, возможно, существуют явные политические различия между американским и европейским скептицизмом, и эти различия могут увеличиваться по мере того, как движение скептиков становится более политически мобилизованным. Американские скептики, скорее всего, будут либертарианцами или даже объективистами, чьей основной ценностью является свобода, в то время как европейские скептики, скорее всего, будут прогрессистами, чьей основной ценностью является социальная справедливость. Этот раскол можно увидеть, в частности, в отношении движения скептиков к изменению климата, где американские скептики гораздо более склонны к скептицизму, чем изменение климата вызвано деятельностью человека или представляет угрозу для обычного бизнеса.

Каково влияние скептицизма на культуру?

Помимо этих распрей и разногласий, движению скептиков следует приветствовать его успехи в построении динамичного местного сообщества, и другие философские группы могут извлечь уроки из его успеха. Во-первых, сообщество работает через комбинацию хорошо финансируемых национальных или региональных организаций, которые проводят крупные конференции, и небольших местных самоуправляющихся групп. Во-вторых, движение черпает свою энергию из журналов и подкастов. В-третьих, движение смешное, занимательное и непочтительное. Он не воспринимает себя слишком серьезно. В нем много комиков, фокусников и других артистов. Наконец, она начала определять четкие политические цели, а также нашла (некоторые даже сказали бы, взрастила) врагов, которых легко ненавидеть.

Движение, возможно, способствовало резкому росту числа атеистов в США (с 1% в 2005 г. до 5% в 2011 г.) и падению числа тех, кто считает себя религиозным, с 73% в 2005 г. до 60%. в 2011 году. Не быть религиозным в Америке становится менее табу.

040610_bigbang

Движение также способствовало более широкому культурному признанию и прославлению «гиков», «ботаников», «ученых» и так далее — называть себя таковыми стало чем-то вроде знака чести. Есть много причин для этого культурного сдвига, возможно, в первую очередь бум доткомов и восхождение ботаников-гиков, таких как Билл Гейтс и Марк Цукерберг, на вершину мирового списка богачей. В экономике знаний, чем более вы умны и научно грамотны, тем больше вы, вероятно, заработаете и тем более привлекательным вы можете быть как партнер. Это хорошая новость для ботаников.

Вы замечаете культурный сдвиг, особенно в школьных и студенческих фильмах. В Grease (1978) школьный ботаник Юджин по-прежнему вызывает насмешки, а доминирующие мужчины — повстанцы в кожаных куртках. Ко времени 21 Jump Street (2012) или Социальная сеть (2011) ботаники стали доминирующими мужчинами.

Подъем скептиков идет рука об руку с подъемом гик-культуры, такой как комиксы о супергероях, фэнтези о мечах и колдовстве и научная фантастика: многие скептики также фанаты научной фантастики, фэнтези и супергероев, которые посещают как TAM, так и Comic Con (действительно, некоторые комические съезды теперь проводят побочные мероприятия Skeptic). Можно предположить, что скептики, отвергнув организованную религию, вместо этого создают свою собственную одноразовую религию из Бэтмена, Гэндальфа, доктора Спока и других икон поп-культуры.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts