СКЕПТИЦИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Ранний пирронизм.
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. «скепсис» – исследование, рассмотрение) – в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наряду с эпикуреизмом и стоицизмом, скептицизм – одна из ведущих школ античной философии периода эллинизма. Все не-скептические философские учения внутри школы именовались «догматическими». Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух школьных преемствах: Пиррон и его последователи и скептицизм Новой Академии (см. также АКАДЕМИЯ).
Основатель – Пиррон из Элиды (365–275), его продолжатель – Тимон из Флиунта, с возобновлением пирроновской философии в 1 в. до н.э. связаны скептики Энесидем и Агриппа.
Скептическая Академия берет начало со схолархата (схоларх – руководитель школы) Аркесилая (ок. 268) и продолжается вплоть до времени Филона из Лариссы (1 в. до н.э.).
Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа («атараксия»). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения («эпохе») представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и связанному с ним переживанию смятения и неуверенности – следствием эпохе как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность. Таким образом, следствием из теоретического скептицизма по поводу вопросов устройства мира и его познания является содержательный этический вывод об идеале практического поведения. Тем самым, хотя скептики и не ставили в непосредственную связь достижения счастья от глубины теоретического познания, все-таки оставались в рамках традиционного античного рационализма: достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.
Наиболее влиятельными философами-скептиками явились представители Новой Академии Аркесилай и Карнеад, много усилий потратившие на критику стоической философии и гносеологии. В целом пост-пирроновский скептицизм отличает бóльший интерес к логико-гносеологической проблематике, в отличие от морально-этической окраски учения Пиррона. Источники скептицизма сохранились плохо: от сочинений скептиков-академиков остались незначительные фрагменты, Пиррон, наиболее ранний из сторонников скептицизма, не оставил никаких письменных сочинений. Важные сведения об античном скептицизме содержатся в сочинениях Секста Эмпирика (кон. 2 в. н.э.), особенно в Трех книгах Пирроновых положений.
Сочинения: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. М., 1975–1976
Мария Солопова
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Скептицизм: что это такое и кто такие скептики?
Определение скептицизма
Скептицизм (от греч. σκεπτικός — исследующий, задумывающийся) — это направление в философии, которое утверждает, что человек не может ничего знать о мире с уверенностью, нужно ставить под сомнение всё, даже то, что индивидуум изучал или испытывал в прошлом.
Скептически — значит недоверчиво, подозрительно, сомнительно.
Синонимы слова скептицизм — скепсис, пирронизм, подозрительность.
Кто такой скептик?
Скептик — это приверженец древнегреческого учения, суть которого в том, что следует сомневаться в возможности существования реальных знаний.
Ещё скептиками называют людей, которые сомневаются в том, что другие принимают за неоспоримую истину. Им обязательно требуются неопровержимые доказательства.
Скептицизм в философии
Скептицизм появился в философии около 5 в. до н. э. Однако считается, что его создал древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 г. до н. э.).
С древних времён философия скептиков создавала аргументы против догматических утверждений философов, учёных и др. Таким образом, по ходу развития древней философии и науки появлялись сомнения по поводу правдивости основных мировоззрений того периода.
Скептицизм считается одной из самых главных философских школ эпохи эллинизма. Одновременно были очень важны эпикурейство и стоицизм.
Читайте больше про Эллинизм
Представители скептицизма
Среди знаменитых философов скептиков можно увидеть такие имена, как:
- Пиррон из Элиды;
- Тимон из Флиунта;
- Рене Декарт;
- Марк Туллий Цицерон;
- Энесидем;
- Карнеад;
- Секст Эмпирик;
- Аркесилай.
Скептицизм и агностицизм
Связь между скептицизмом и агностицизмом состоит в том, что агностицизм — это будто скептицизм по отношению ко всему, что связано с религией.
Агностицизм — это в основном мировоззрение о том, что знание о существовании или несуществовании Бога (богов) не может быть возможным; на это можно смотреть, как на что-то среднее между теизмом и атеизмом.
Агностицизм защищает мировоззрение, что наше познание ограничено физическим миром, и что оно неспособно познать ничего сверхъестественного.
Узнайте больше про Агностицизм
Скептицизм Юма
Шотландский философ Дэвид Юм (1711 – 1776) оставил свой след в истории философии своим довольно смелым скептическим подходом ко множеству философских тем. Например, в эпистемологии он усомнился в признанных мировоззрениях о личности. По словам Юма, постоянного «я», которое не меняется со временем, не существует.
Дэвид Юм не принимал обычные объяснения причинности, он уверял, что наши идеи причинно-следственных связей построены не на восприятии причинных сил в самом внешнем мире, а на наших стандартах мышления.
Скептицизм Монтеня
В XVI веке французский писатель и философ Мишель де Монтень (1533 – 1592) содействовал возрождению скептицизма.
В своих работах о познании человека Монтень замечает, что «различными способами человек достигает одной и той же цели»:
- одно и то же поведение человека может дать противоположные результаты;
- противоположное поведение может дать одинаковый результат.
Он также считал, что поведением и мыслями человека всегда руководит эгоизм. Ещё Монтень утверждал, что главные цели существования любого человека — достичь гармонию и счастье.
Смотрите также, что такое Софистика.
Дата обновления 15/05/2020.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Агностицизм
- Софистика
- Эмпиризм
- Античная философия
- Парадокс
- Анархизм
- Мировоззрение
- Экзистенциализм
- Метафизика
- Философия
Скептицизм — Философская энциклопедия Routledge
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
1
Философская проблема скептицизма
2
Ответы на скептицизм
3
Соответствующие альтернативы фаллибилизм
4
Modus ponens фаллибилизм
5
Роль интуиции
- Библиография
Тематический
- К
- Коэн, Стюарт
DOI
10. 4324/9780415249126-P045-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
. DOI: 10.4324/9780415249126-P045-1.
Проще говоря, скептицизм — это точка зрения, согласно которой мы ничего не знаем. В более общем смысле термин «скептицизм» относится к семейству взглядов, каждое из которых отрицает, что какой-либо термин позитивной эпистемологической оценки применим к нашим убеждениям. Таким образом, скептические доктрины могут утверждать, что ни одно из наших убеждений не является достоверным, что ни одно из наших убеждений не обосновано, что ни одно из наших убеждений не является разумным, что ни одно из наших убеждений не является более разумным, чем его отрицание, и так далее. Скептические доктрины также могут различаться по типу убеждений, на которые они нацелены. Скептицизм может быть ограничен убеждениями, созданными определенным образом: например, скептицизм в отношении убеждений, основанных на памяти, на индуктивных рассуждениях или даже на каких бы то ни было рассуждениях.
А скептические взгляды могут быть ограничены убеждениями об определенных предметах: например, скептицизм относительно убеждений о внешнем мире, убеждений о других разумах, убеждений о ценности и так далее. Солипсизм — представление о том, что все, что существует, — это «я» и его состояния, — можно рассматривать как форму скептицизма, основанную на утверждении, что нет убедительных аргументов в пользу существования чего-либо помимо «я».Философская проблема скептицизма проистекает из очень веских аргументов в пользу скептических заключений. Поскольку большинство философов не желают принимать эти выводы, возникает проблема, как реагировать на аргументы. Например, один из скептических аргументов пытается показать, что мы ничего не знаем об окружающем нас мире. Аргумент основывается на утверждении, что мы не в состоянии исключить возможность того, что наши мозги в бочке искусственно стимулируются, чтобы иметь именно тот сенсорный опыт, который у нас есть на самом деле. У нас нет оснований исключать эту возможность, поскольку, если бы она была действительной, наш опыт никоим образом не изменился бы.
Затем скептик утверждает, что если мы не можем исключить возможность того, что мы мозги в бочке, то мы ничего не можем знать об окружающем нас мире.Ответы на этот аргумент часто относятся к одной из двух категорий. Некоторые философы утверждают, что мы можем исключить возможность того, что мы — мозги в бочке. Другие утверждают, что нам не нужно исключать эту возможность, чтобы иметь знания об окружающем нас мире.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Коэн, Стюарт. Скептицизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-P045-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/scepticism/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Связанные статьи
- скептицизм чарвака
- Индукция, эпистемологические вопросы в Каплан, Марк
- Интернализм и экстернализм в эпистемологии Вахид, Хамид
- Скептицизм
- Эпистемические принципы и скептицизм
- Скептицизм и эпистемология
- Восприятие, эпистемологические проблемы в Маклафлин, Брайан П.
- Феноменология, эпистемологические проблемы в Ховарт, Джейн
- Эпистемическая проблема, особенно связанная с сохранением памяти
- Релайабилизм Гольдман, Элвин И.
- Скептицизм, Ренессанс Попкин, Ричард Х.
- Солипсизм Крейг, Эдвард
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Скептицизм — Философская энциклопедия Routledge
Тематический
- К
- Коэн, Стюарт
DOI
10.4324/9780415249126-P045-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
DOI: 10.4324/9780415249126-P045-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 14 мая 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/scepticism/v-1
Большинство современных дискуссий о скептицизме сосредоточено на скептицизме в отношении внешнего мира. Мы можем использовать этот тип скептицизма, чтобы проиллюстрировать более широкую философскую проблему, поскольку многие из рассматриваемых нами аргументов могут быть применены с соответствующими изменениями к другим типам скептицизма.
Один тип скептицизма отрицает, что мы знаем что-либо о внешнем мире. Мнение состоит не только в том, что, например, собрав больше свидетельств, мы могли бы узнать. Скорее, это то, что мы не можем достичь знания. При правдоподобном предположении, что знание влечет за собой обоснованное убеждение, скептицизм в отношении знания следует из скептицизма в отношении обоснованного убеждения — взгляда на то, что обоснованное убеждение относительно внешнего мира недостижимо.
Скептицизм представляет интерес с философской точки зрения, потому что существуют очень веские аргументы в его поддержку. Это ставит перед нами проблему, как реагировать на эти аргументы. Одним из способов было бы принять их вывод. Конечно, очень немногие философы готовы это сделать. Настоящих скептиков очень мало. Таким образом, проблема скептицизма заключается в том, как опровергнуть или каким-то образом нейтрализовать или ослабить силу этих аргументов.
В истории философии некоторые скептические аргументы основывались на ненадежности или относительности наших чувств (см. Пирронизм) или на неспособности разума выдвигать бесспорные аргументы в пользу наших убеждений (см. Юм, Д. § 2). Почти все скептические аргументы используют скептические гипотезы или альтернативы. Скептические альтернативы предполагают, что мир сильно отличается от того, во что мы обычно верим на основании наших сенсорных данных. Это означает, что наши сенсорные данные радикально вводят в заблуждение. Точнее, предположим, что мы утверждаем, что знаем предложение q на основании свидетельства e . Пусть (предложение) h будет альтернативой q на тот случай, если h несовместимо с q ( q и h не могут быть оба истинными). Тогда h является скептической альтернативой q при условии, что h является альтернативой q , совместимой с e . Альтернатива такого рода имеет скептическую силу именно потому, что она совместима со свидетельством, которое, как мы утверждаем, дает нам знание
Скептические альтернативы служат основой для очень сильных скептических аргументов. Как именно они это делают, вызывает некоторые споры. Кратчайший путь к скептицизму лежит через то, что я назову принципом следования:
Поскольку скептическая альтернатива по определению является предложением, несовместимым с q , но совместимым с е , это следует из простого существования скептических альтернатив тот вид, который мы рассматривали, заключается в том, что мы не знаем тех эмпирических суждений, на знание которых обычно утверждаем. Но этот аргумент хорош ровно настолько, насколько хорош принцип следования. Должны ли мы принять этот принцип? По сути, принцип говорит, что я могу знать p только в том случае, если мои показания исключают возможность ошибки. Хотя многие философы признают, что этот принцип имеет значительную интуитивную силу, большинство в конце концов сочло, что его следует отвергнуть. Эту позицию иногда называют фаллибилизмом (см. Commonsensism §§1–2; фаллибилизм). Конечно, немногие философы считают, что скептицизма следует избегать любой ценой. Но когда им предоставляется выбор между скептицизмом и фаллибилизмом, большинство философов выбирают фаллибилизм (за счет принципа следования).
Противостоит ли фаллибилизм скептицизму? В конце концов, именно то, что утверждает скептик, заключается в том, что существование альтернатив, согласующихся с нашими данными, подрывает наши претензии на знание. Фаллибилисты просто отвечают, что альтернативы, на которые ссылается скептик, не подрывают наши заявления о знании: то есть мы можем знать, даже когда такие альтернативы существуют. Поскольку это является предметом обсуждения, фаллибилистам, кажется, нужен аргумент в поддержку этого важного утверждения.
Здесь фаллибилисты могут апеллировать к нашей сильной интуиции, что во многих случаях мы знаем вещи, несмотря на существование скептических альтернатив. И неясно, может ли скептик подорвать эти интуитивные представления, кроме как апеллируя к принципу следования, который сам подрывается этими же интуитивными представлениями. Таким образом, ни одна из сторон в дебатах не может защищать свою позицию, не задаваясь вопросом.
К сожалению, скептицизм не так легко рассеять. Скептик может обратить обращение к нашей обычной интуиции против фаллибилизма. Ибо некоторые из этих догадок могут стать основой для нового скептического аргумента. Этот аргумент начинается с вполне правдоподобного утверждения, что, что бы мы ни говорили о значении скептических альтернатив, мы не можем правдоподобно утверждать, что знаем, что они ложны. Например, мы не можем правдоподобно заявлять, что знаем, что мы не мозги в бочке, искусственно стимулированные, чтобы иметь точно такой же опыт, который мы получили бы, будучи нормальными людьми. Ни одно из наших свидетельств не противоречит этой гипотезе, поскольку, если бы она была правдой, у нас было бы именно это свидетельство.
Но как именно это позволяет скептику заключить, что мы не знаем пропозиций, на знание которых обычно утверждаем? Здесь скептик обращается к очень интуитивному принципу, который слабее принципа следования. Этот принцип гласит, что множество известных (по S ) пропозиций закрыто известным (по S ) следствием:
Хотя можно было бы поспорить с некоторыми деталями этого принципа, он (или что-то очень похожее) кажется убедительный (см. принцип дедуктивного замыкания). Из этого принципа и утверждения, что мы не знаем, что скептические альтернативы ложны, следует, что мы не знаем предложений, на знание которых мы обычно утверждаем (поскольку мы знаем, что эти утверждения влекут за собой ложность скептических альтернатив).
Поделиться
Загрузка содержимого
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Коэн, Стюарт. Философская проблема скептицизма. Скептицизм, 1998 г.