Скиннер респондентное и оперантное поведение: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

4.2.2. Понятия респондентного и оперантного поведения

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2.2. Понятия респондентного и оперантного поведения

  Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от Уотсона главным его интересом было не классическое, а так называемое оперантное научение. При классическом научении организм ассоциирует разные стимулы, при оперантном научении организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Оперантное научение подчиняется закону эффекта, который был открыт американским психологом Эдвардом Торндаком в конце 19 века. В своих опытах Торндайк использовал так называемые проблемные клетки, в которые он помещал голодных кошек. Что бы выйти из такой проблемной клетки кошке нужно было потянуть за веревку или приподнять крючок. Наблюдая за животными, Торндайк заметил, что, помещенная в проблемную клетку кошка беспорядочно металась по клетке и, в конце концов, случайно задевала веревку или крючок. Однако с каждой следующей попыткой активность животных все больше сосредоточивались вокруг веревки или крючка и после многократных проб кошка научалась выходить из клетки. Такое научение также называется научением методом проб и ошибок. Это научение подчиняется закону эффекта, согласно которому если поведение приводит к желаемому результату (вознаграждается), вероятность его повторения увеличивается.

  Для своего подхода к пониманию личности Скиннер формулирует положение о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
  Респондентное поведение — подразумевает реакцию, вызываемую стимулом. Стимул всегда предшествует реакции.
  Выделяют два вида респондентного поведения :
  1. условно рефлекторное
  2.
безусловно рефлекторное.
  Понять респондентное поведение можно на примере классического обусловливания Павлова. Безусловный стимул (мясо) и условный стимул (камертон) при длительном одновременном предъявлении формируют в последствии условную реакцию слюноотделение без предъявления безусловного стимула (мяса).

  Если после звонка колокольчика не давать пищу, то условная реакция угасает. Пища выступает как подкрепление.
  И таким образом, подкрепление ответственно за: 1) формирование респондентного поведения; 2) за сохранение респондентного поведения.
  Респондентное поведение — скиннеровская версия Павловского классического обусловливания — это рефлекторное поведение. Скиннер назвал это обусловливание типа С — в данном типе обусловливания стимул всегда предшествует реакции и выявляет её.
  Пример: эксперимент Уотсона и Рейна — выработка обусловленной реакции страха у 11­месячного ребенка (маленький Альберт). Ребенку предъявляли УС — белую крысу, и за спиной раздавался удар гонга БС.

На седьмой удар гонга у ребенка реакция сильного страха УР наступала уже просто на предъявление белой крысы. Через пять дней было отмечено, что реакция страха УР возникала на все стимулы УС, которые были белые и пушистые (кролик, мех, борода деда Мороза, волосы).
  Но все сложные формы поведения человека невозможно объяснить респондентным поведением. Человек формирует своё поведение через активное взаимодействие с внешним окружением. После какого-либо действия (поведения) идет, как правило, следствие или последствие. В том случае если оно благоприятно для организма, то формируется тенденция повторять данное поведение в будущем. Здесь мы видим перевернутую классическую формулу, сначала идет реакция (или поведение), возникновение которой не связано с каким-либо известным стимулом, т. е. стимул, управляющий поведением, не предшествует ему. Вы пришли слушать лекцию — слушаете её, то, что вы её слушаете, на это воздействуют стимулы, которые поступят позже, после действия или этого поведения (слушаете лекцию).
В данном случае экзамен по данной дисциплине.
  Данный тип поведения предполагает активное воздействие организма на окружение с целью приспособления к окружающему миру и обозначается Скиннером как оперантное поведение — или обусловливание типа Р. При таком типе обусловливания поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Оперантное поведение вызывается или формируется оперантным научением. Пример: игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде.
  Оперантное поведение — это действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой, и таким образом, устанавливал связи между различными ситуациями.
  Скиннер разработал способ формирования поведения путем последовательных приближений, составляющих основу оперантного обусловливания.
  Скиннером была описана одна из разновидностей оперантного научения — формирование реакций путем последовательных приближений (шейпинг). При таком научении исследователь вознаграждает только те реакции животных, которые приближают нужное поведение, и игнорирует остальное. В своих опытах Скиннер часто использовал голубей, в частности, он обучал голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку. Что бы достичь этого сначала он вознаграждал голубя (давал ему зерно) каждый раз, когда он подходил к светящемуся кружку. Далее он вознаграждал голубя лишь в том случае, если он еще и поворачивал голову в сторону кружка и так далее. Затем постепенно можно заставить голубя бить клювом по кружку с целью получить зерно. Зашел голубь в половину клетки, где светиться кружок — даем зернышко. Повернул голубь голову к стенке, где кружок — зернышко, касается кружка — зернышко, ударяет по кружку — зернышко. При таком методе обучения переход к следующему этапу происходит лишь тогда, когда сформировалась поведенческая реакция необходимая на предыдущем этапе. Суть способа:
  • путь от исходного поведения до того, которое необходимо выработать разбивается на этапы;
  • на каждом этапе проводят последовательное и систематическое подкрепление и подводят животного к нужной форме поведения.
  Хотя этот вид научения был впервые описан Скиннером, дрессировщики задолго до Скиннера использовали его в своей практике, обучая животных выполнять сложные цирковые номера.
  Скиннер в своей теории вводит понятие «операнты». Операнты — это произвольные реакции (поведение), для которых не существует предшествующего стимула, они происходят спонтанно.
  Так как мы рассматриваем любое поведение с точки зрения адаптации организма к внешней среде, то можно предположить следующее. Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность повторения данного поведения возрастает. Пример: вы сходили пообедать в кафе, если там была вкусно приготовленная еда, и было уютно, то вы ещё туда придете. Мы говорим, что данные реакции (поведение) подкрепляется и имеет место оперантное обусловливание.
  Если последствия поведения, действия для организма не благоприятны, говорят, что данные реакции не подкрепляются и вероятность повторения данного поведения впоследствии уменьшается. Пример: если вы проехали на красный свет и вас оштрафовали, то в следующий раз вы уже с меньшей вероятностью сделаете это.
  Скиннер изучал оперантное поведение на крысах. Крысу помещали в ящик Скиннера: чашка с едой и рычаг. Когда крыса случайно нажимала на рычаг, она автоматически получала пищу. Сначала она нажимала случайно, затем целенаправленно. Это метод научения через кормушку. Пример оперантного обучения — плач у маленьких детей.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.

Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения. Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид.

Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять человеческим поведением.

Обусловить – это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняется состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства. «Оперантное» (от слова «операция») означает действие, имеющее воздействие на среду. Поэтому под оперантным обусловливанием Скиннер подразумевал форму обучения, в которой спонтанное поведение воспринимается как желательное. Главный акцент в оперантном обусловливании Скиннер делал не на реакции человека, а на акции – действии, которое воздействует на человека.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.

Одна из ключевых идей в концепции Скиннера – это подкрепление или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:

  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т.  п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

  • метод проб и ошибок;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!

Ключевые слова:1Психорегуляция

Что такое камера оперантного кондиционирования?

Ящик Скиннера представляет собой камеру, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка.

Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда) или наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует с либо положительное подкрепление, либо наказание.

Ключевые моменты

  • Скиннер-бокс, также известный как камера оперантного кондиционирования, представляет собой лабораторный прибор, используемый для изучения поведения животных в сжатые сроки.
  • В основе разработки ящика Скиннера лежала концепция оперантного обусловливания; тип научения, возникающий в результате поведения.
  • Ящик Скиннера был ошибочно перепутан с воздушной кроваткой Скиннера, что имело пагубные последствия для Скиннера.
  • Комментаторы проводят параллели между ящиком для скинов и современной рекламой и игровым дизайном, ссылаясь на их вызывающие привыкание качества и систематизированные награды.

Содержание

Как это работает?

Ящик Скиннера — это камера, часто небольшая, которая используется для проведения исследований оперантного обусловливания на животных. Внутри этой камеры обычно есть рычаг или ключ, которым отдельное животное может воспользоваться, чтобы получить источник пищи или воды внутри камеры в качестве подкрепления.

Камера подключена к электронному оборудованию, которое записывает нажатие рычага животного или клевание клавиш, что позволяет проводить точную количественную оценку поведения.

До работ Скиннера, тезки ящика Скиннера, инструментальное обучение обычно изучалось с помощью лабиринта или ящика-головоломки.

Обучение в этих условиях хорошо подходит для изучения отдельных проб или эпизодов поведения, а не непрерывного потока поведения.

Ящик для снятия шкур тем временем был разработан как экспериментальная среда, более подходящая для изучения более естественного поведения животных.

Свойства

Конструкция ящика Скиннера сильно различается в зависимости от типа заключенного в него животного и экспериментальных переменных.

Тем не менее, он включает как минимум один рычаг, стержень или ключ, которым может манипулировать животное. Помимо подкрепления и средства отслеживания, скиннер-бокс может включать в себя другие переменные, такие как свет, звуки или изображения. В некоторых случаях пол камеры может быть даже электрифицирован (Boulay, 2019).

Конструкция ящика Скиннера предназначена для того, чтобы животное не испытывало других раздражителей, что позволяет исследователям тщательно изучать поведение в строго контролируемой среде.

Это позволяет исследователям, например, определить, какой график подкрепления — или отношение вознаграждения и наказания к подкреплению — приводит к самой высокой скорости реакции у изучаемого животного (Boulay, 2019).

Подкрепление

Подкрепление — это часть ящика Скиннера, которая, естественно, обеспечивает подкрепление для действия. Например, рычаг может выдавать корм при нажатии на него определенное количество раз. Этот рычаг является подкреплением (Булай, 2019).).

Трекер/Квантификатор

Тем временем трекер предоставляет количественные данные о подкреплении. Например, трекер может подсчитывать количество нажатий на рычаг или количество ударов электрическим током или дозированных шариков (Boulay, 2019).

Схемы частичного подкрепления

Частичное подкрепление происходит, когда подкрепление дается только при определенных обстоятельствах. Например, таблетку или шок можно выдать только после того, как голубь нажмет на рычаг определенное количество раз.

Существует несколько типов схем частичного подкрепления (Boulay, 2019):

  • Графики с фиксированным соотношением , когда животное получает гранулу после нажатия на спусковой крючок определенное количество раз.
  • Схемы с переменным соотношением , когда животные получают подкрепление после случайного числа ответов.
  • Схемы с фиксированным интервалом , при которых животным дают гранулы по истечении определенного периода времени, например, каждые 5 минут.
  • Схемы с переменным интервалом , при которых животные получают поощрение случайным образом.

После получения данных из ящика Скиннера исследователи могут посмотреть скорость отклика в зависимости от графика.

Модифицированные версии камеры оперантного обусловливания, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях.

Скиннер разработал свою теорию оперантного обусловливания, определив четыре различных типа наказания или вознаграждения.

Чтобы проверить влияние этих результатов, он сконструировал устройство под названием «Ящик Скиннера»; клетка, в которую можно было поместить крысу, с небольшим рычагом (на который крысу приучали нажимать), желобом, через который выбрасывались гранулы пищи, и полом, который можно было электрифицировать.

Например, голодную крысу поместили в клетку. Каждый раз, когда он приводил в действие рычаг, в дозатор еды падал шарик с едой (положительное подкрепление). Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как их несколько раз поместили в коробку

Это говорит о том, что положительное подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения.

В другом эксперименте крысу поместили в клетку, в которой они подвергались воздействию неприятного электрического тока (см. схему выше), когда он двигался по клетке, крыса нажимала на рычаг, это немедленно отключало электрический ток (отрицательное подкрепление) ). Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как их несколько раз поместили в коробку.

Это говорит о том, что отрицательное подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения.

Устройство позволило Скиннеру получить каждый из четырех возможных результатов, а именно:

  • Положительное подкрепление : прямое вознаграждение за определенное поведение. Например, крысу можно вознаграждать гранулой еды за то, что она нажала на рычаг.
  • Положительное наказание : прямое негативное последствие определенного поведения. Например, после того как крысу научили нажимать на рычаг, Скиннер научил ее прекращать это поведение, электризуя пол при каждом нажатии на рычаг.
  • Негативное подкрепление : устранение неприятной ситуации, когда совершается определенное поведение (таким образом вызывая чувство облегчения). Например, через пол клетки пропускали слабый электрический ток, который отключали, когда формировалось желаемое поведение.
  • Негативное наказание : лишение награды или устранение приятной ситуации. В ящике Скиннера, например, крысу можно было научить прекращать нажимать на рычаг, выпуская пищевые шарики через равные промежутки времени и удерживая их при нажатии на рычаг.

Коммерческие приложения

Применение оперантного и классического обусловливания и соответствующей идеи ящика Скиннера в коммерческих условиях широко распространено, особенно в отношении рекламы и видеоигр.

Рекламодатели используют ряд методов, основанных на оперантном обусловливании, чтобы влиять на поведение потребителей, например, график подкрепления с переменным соотношением (так называемый «эффект игрового автомата»), который побуждает зрителей продолжать смотреть определенный канал в надежде увидеть желаемый результат (например, выигрыш приза) (Vu, 2017).

Точно так же дизайнеры видеоигр часто используют скиннеровские принципы, чтобы поддерживать интерес игроков к игровому процессу.

Например, во многих играх используются графики подкрепления с переменным соотношением, когда игроки получают вознаграждение (например, очки, новые уровни) через случайные промежутки времени.

Это побуждает игроков продолжать игру в надежде получить награду. Кроме того, во многих играх используется принцип формирования Скиннера, согласно которому игрокам постепенно даются более сложные задачи по мере того, как они осваивают более простые. Это побуждает игроков проявлять упорство перед лицом разочарования, чтобы увидеть результаты.

Существует ряд потенциальных проблем с использованием принципов оперантного обусловливания в коммерческих условиях.

Во-первых, рекламодатели и дизайнеры видеоигр могут непреднамеренно вызвать привыкание у потребителей.

Во-вторых, оперантное обусловливание — явление относительно кратковременное; то есть он влияет на поведение только во время подкрепления.

После удаления поощрения (например, смена телеканала, выключение игры) скорее всего исчезнет и желаемое поведение.

Как таковые, методы оперантного обусловливания могут иметь неприятные последствия, приводя к зависимости, не вызывая игрового опыта, на который надеялись разработчики (Vu, 2017).

Мифы о коробке Скиннера

В 1945 году Б. Ф. Скиннер изобрел надувную кроватку, металлическую кроватку со стенками и потолком из съемного безопасного стекла.

Передняя панель кроватки также была сделана из безопасного стекла, и вся конструкция должна была стоять на ножках, чтобы ее можно было легко перемещать.

Надувная кроватка предназначена для создания здоровой среды с регулируемым климатом для младенцев. Воздушная кроватка не имела коммерческого успеха, но привлекла внимание средств массовой информации. В частности, журнал Time опубликовал статью о воздушной кроватке в 1919 г.47, в котором он описывается как «приспособление для ухода за младенцами», которое «предоставит заботе о младенцах новую научную основу». (Джойс и Фэй, 2010).

Общее отсутствие рекламы вокруг надувной кроватки Скиннера, однако, привело к увековечиванию мифа о том, что надувная кроватка Скиннера была ящиком Скиннера, и что младенцев, помещенных в кроватку, подвергали кондиционированию.

На самом деле надувная кроватка представляла собой не что иное, как простую люльку с некоторыми функциями, предназначенными для облегчения ухода родителей за младенцами.

Нет никаких доказательств того, что Скиннер когда-либо использовал надувную кроватку для кондиционирования детей, и, как он позже сказал, он никогда не собирался этого делать.

Одним из известных мифов, связанных с колыбелью Скиннера, было то, что дочь Скиннера, Дебора Скиннер, выросла в ящике Скиннера.

Согласно этому слуху, Дебора Скиннер стала психически больной, подала в суд на своего отца и покончила жизнь самоубийством в результате пережитого. Эти слухи сохранялись до тех пор, пока она публично не опровергла эти истории в 2004 году (Joyce & Fay, 2010).

Эффективность

Одним из наиболее распространенных критических замечаний по поводу ящика Скиннера является то, что он не позволяет животным понимать свои действия.

Поскольку бихевиоризм не требует, чтобы животное понимало свои действия, эта теория может несколько вводить в заблуждение относительно того, в какой степени животное на самом деле понимает, что оно делает (Boulay, 2019).

Другая критика ящика Скиннера заключается в том, что он может вызывать стресс у животных. Конструкция ящика Скиннера предназначена для того, чтобы животное не испытывало других раздражителей, которые могут привести к стрессу и беспокойству.

Наконец, некоторые критики утверждают, что данные, полученные из ящиков Скиннера, нельзя обобщать на реальные ситуации.

Поскольку среда в ящике Скиннера контролируется таким образом, она может не точно отражать поведение животного в среде за пределами лаборатории.

В реальном мире очень мало обучающих сред, которые воспроизводят идеальную среду оперантного обусловливания с одним действием или последовательностью действий, ведущих к стимулу (Boulay, 2019).).

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Дезфули, А., и Баллейн, Б.В. (2012). Привычки, последовательности действий и обучение с подкреплением. Европейский журнал неврологии, 35 (7), 1036-1051.

Дю Буле, Б. (2019). Побег из ящика Скиннера: аргументы в пользу современной интеллектуальной среды обучения. Британский журнал образовательных технологий, 50 (6), 2902-2919.

Чен, К., Чжан, К.З., Гонг, X., и Ли, М. (2019). Двойные механизмы поощрения и привычки в развитии зависимости от смартфона: роль функций смартфона. Интернет-исследования.

Папа Х., Али Р., Джанджуа М.З.К., Шахзад С. и Хан М.С. (2010). Сравнение частоты и эффективности положительных и отрицательных практик подкрепления в школах. Современные проблемы исследований в области образования, 3 (1), 127–136.

Дидрих, Дж. Л. (2010). Мотивация студентов с помощью положительного подкрепления (докторская диссертация).

Дозье, К.Л., Фоули, Э.А., Годдард, К.С., и Джесс, Р.Л. (2019). Армирование. Энциклопедия детского и подросткового развития, 1-10.

Ферстер, К.Б., и Скиннер, Б.Ф. (1957). Графики подкрепления. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

Гюнтер, П.Л., и Коутиньо, М.Дж. (1997). Отрицательное подкрепление в классе: чему мы начинаем учиться. Педагогическое образование и специальное образование, 20 (3), 249-264.

Джойс, Н., и Фэй, К. (2010). Воздушная кроватка Скиннера. Наблюдатель АПС, 23 (7).

Kamery, RH (2004, июль). Методы мотивации для положительного подкрепления: обзор. Международная конференция союзных академий. Академия правовых, этических и нормативных вопросов. Труды (т. 8, № 2, л. д. 91). Jordan Whitney Enterprises, Inc.

Колер, В. (1924). Менталитет обезьян. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Стаддон, Дж. Э., и Нив, Ю. (2008). Оперантного кондиционирования. Scholarpedia, 3 (9), 2318.

Skinner, BF (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ. Нью-Йорк: Appleton-Century.

Скиннер, Б.Ф. (1948). Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии, 38, 168-172.

Скиннер, Б.Ф. (1951). Как обучать животных. Фримен.

Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека. SimonandSchuster.com.

Скиннер, Б.Ф. (1963). Оперативное поведение. Американский психолог, 18 (8), 503.

Смит С., Фергюсон С.Дж. и Бивер К.М. (2018). Научиться пробивать путь к преступлению или просто хорошо повеселиться? Изучение агрессивной игры с игрушечным оружием и ее связи с преступлением. Преступное поведение и психическое здоровье, 28 (4), 313-323.

Стаддон, Дж. Э., и Черутти, Д. Т. (2003). Оперантного кондиционирования. Ежегодный обзор психологии, 54 (1), 115-144.

Торндайк, Э. Л. (1898 г.). Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Психологические монографии: общие и прикладные, 2(4), i-109.

Ву, Д. (2017). Анализ оперантного обусловливания и его связи с зависимостью от видеоигр.

Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор, 20, 158–177.

Эдвард Торндайк: Закон эффекта

Принцип закона эффекта, разработанный Эдвардом Торндайком, предполагает, что: неприятный эффект становится менее вероятным в этой ситуации (Gray, 2011, стр. 108–109)».

Эдвард Торндайк (1898 г. ) известен в психологии своей работой по теории обучения, которая привела к развитию оперантного обусловливания в рамках бихевиоризма.

В то время как классическое обусловливание зависит от развития ассоциаций между событиями, оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях нашего поведения.

Скиннер был не первым психологом, изучавшим обучение по последствиям. Действительно, теория оперантного обусловливания Скиннера основана на идеях Эдварда Торндайка.

Торндайк изучал обучение животных (обычно кошек). Он разработал классический эксперимент, в котором использовал коробку-головоломку (см. рис. 1) для эмпирической проверки законов обучения.

Рис. 1 : Упрощенный график результатов эксперимента с коробкой-головоломкой.

Он поместил кошку в коробку с головоломкой, которая должна была сбежать, чтобы добраться до кусочка рыбы, лежащего снаружи. Торндайк сажала кошку в коробку и замеряла, сколько времени ей потребовалось, чтобы сбежать. Кошки экспериментировали с различными способами выбраться из коробки с головоломкой и добраться до рыбы.

В конце концов они наткнутся на рычаг, открывающий клетку. Когда он ускользнул, его вставили снова, и еще раз зафиксировали время, которое потребовалось, чтобы ускользнуть. В последовательных испытаниях кошки узнают, что нажатие на рычаг будет иметь благоприятные последствия, и они будут перенимать это поведение, становясь все более быстрыми при нажатии на рычаг.

Эдвард Торндайк выдвинул « Закон эффекта », в котором говорилось, что любое поведение, за которым следуют приятные последствия, с большой вероятностью будет повторяться, а любое поведение, за которым следуют неприятные последствия, скорее всего, будет остановлено.

Критическая оценка

Торндайк (1905) ввел понятие подкрепления и первым применил психологические принципы в области обучения.

Его исследования привели ко многим теориям и законам обучения, таким как оперантное обусловливание.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts