Сложные и простые листья гербарий: Ребят, помогите с летним дз по биологии, плиз! Мне нужно собрать гербарий листья простые и

Содержание

Ребят, помогите с летним дз по биологии, плиз! Мне нужно собрать гербарий листья простые и

Классификация такая и довольно сложная.
На простые и сложные листья делятся по количеству листовых пластинок.
• Простые — одна листовая пластина в листе,
• сложные — несколько листовых пластинок в листе. У каждой пластинки — свой черешок,прикрепляющийся к общему черешку (далее поймёте).
Простые листья.
Делятся на 2 группы:
1. Листья с цельной листовой пластиной,
2. листья с расчленённой листовой пластиной.
Простые листья с цельной листовой пластиной будут различаться по:
• Форме листовой пластины,
• краю листа,
• форме верхушки,
• основанию листа.
Как оно выглядит и примеры растений в файле. Для примера простого листа с цельной листовой пластиной сирень нарвите.
Простые листья с расчленённой листовой пластиной сортируются по следующим признакам:
1. Форма листовой пластинки:
• Если форма округлая и доли листа напоминают расставленные пальцы ладони ,то такие листья — пальчатые.
• Если форма листа овальная и доли листа напоминают перо птицы, то такие листья — перистые.

2. Глубине расчленения:
• Если расчленение происходит на глубину,меньшую,чем половина расстояния от края листа до центра — листья лопастные.
Пальчато-лопастные (клён),
Перисто-лопастные (дуб).
Клён,дуб в подмосковье есть — нарвёте.
• Если расчленение происходит на глубину большую половины расстояния от края до центра — листья раздельные:
Пальчато-раздельные (клещевина),
перисто-раздельные (одуванчик) уж его найдёте явно.
• Если расчление происходит до центра листовой пластины или до центральной жилки (у перистых) листья — рассеченные:
Пальчато-рассеченные (лютик),
Перисто-рассеченные (валериана) вряд ли встретите…
Сложные листья.
1. Тройчатосложные (клевер,земляника) их найдёте,клевер 100% землянику ток если в лесок или парк,
2. Пальчатосложные (конский каштан) простым языком это обычный каштан он на каждой улице,
3.
Перистосложные делятся на две подгруппы:
а) непарноперистые — лист заканчивается непарным листом на верхушке (шиповник,рябина) их тож увидите — нарвёте,
б) парноперистые непарный лист на верхушке отсутствует (акация,горох) горох вряд ли разумеется,а акация белая вроде есть в подмосковье,вы главное на листья смотрите.
Все примеры че да как выглядит в файлах двух.
Первый файл простые с нерасчлененной пластиной,второй с расчленённой,во втором файле внизу сложные листья.

§ 6. Внешнее строение листа

Вопросы в начале параграфа

1. Какие вегетативные органы различают у цветкового растения?

Для цветковых растений характерны вегетативные органы: корень, стебель и лист.

2. На каком органе цветкового растения расположены листья?

Листья у цветковых растений расположены на стебле.

Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме, и по размеру, и по цвету, и по многим другим параметрам. При этом у всех листьев есть много общего.


Лабораторные работы

Лабораторная работа: Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

Главный признак простых листьев — всего одна листовая пластина.

К комнатным растениям с простыми листьями относятся следующие растения:

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

Главный признак сложных листьев — наличие нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

Жилкование у всех отобранных листьев сетчатое — то есть сетчатым жилкованием отличаются листья ясеня, кислицы, земляники, клевера, рябины, шиповника, акации, вязеля, каштана, люпина и фасоли.

На территории России произрастают следующие растения со сложными листьями:

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

  • Очередное — хлорофитум, гибискус, каланхоэ, герань, фикус, аспидистра, сансевиерия, гиацинт, юкка, рябина, шиповник, вязель, люпин;
  • Супротивное — спатифиллум, аукуба, ясень, кислица, земляника, клевер, акация, каштан, фасоль;
  • Мутовчатое — орхидея.

4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».

«Строение и расположение листьев у разных растений»

Название растения

Листья простые или сложные Жилкование

Листорасположение

Хлорофитум

Простые Параллельное

Очередное

Гибискус

Простые Сетчатое Очередное
Каланхоэ Простые Сетчатое

Очередное

Герань

Простые Сетчатое Очередное
Спатифиллум Простые Сетчатое

Супротивное

Фикус

Простые Сетчатое Очередное
Аспидистра Простые Дуговое

Очередное

Аукуба

Простые
Сетчатое Супротивное
Сансевиерия Простые Параллельное

Очередное

Гиацинт

Простые Параллельное Очередное
Орхидея Простые Дуговое

Мутовчатое

Юкка

Простые Параллельное Очередное
Ясень Сложные Сетчатое

Супротивное

Кислица Сложные Сетчатое

Супротивное

Земляника

Сложные Сетчатое Супротивное
Клевер
Сложные Сетчатое

Супротивное

Рябина

Сложные Сетчатое Очередное
Шиповник Сложные Сетчатое

Очередное

Акация

Сложные Сетчатое Супротивное
Вязель Сложные Сетчатое

Очередное

Конский каштан

Сложные Сетчатое

Супротивное

Люпин

Сложные Сетчатое Очередное
Фасоль Сложные Сетчатое

Супротивное


Вопросы в конце параграфа

1. Каково внешнее строение листа?

Листья большей части растений (берёза, вишня, клён, яблоня) состоят из двух частей: листовой пластины и черешка. Это черешковые листья.

Листья некоторых растений (пшеница, цикорий, алоэ, лён) не имеют черешка а прикрепляются к стеблю основанием листовой пластины. Это сидячие листья.

Кроме того у некоторых листьев в основании развиваются небольшие выросты — прилистники.

По форме листья могут быть округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т.д. Также листья могут отличаться по форме края пластины — лист может иметь зубчатый край, пильчатый, городчатый, цельный и т.д.

2. Какие листья называют сложными, а какие — простыми?

Листья называются простыми, если они состоят из одной листовой пластины.

Листья называют сложными, если состоят из нескольких листовых пластин соединённых с общим черешком небольшими черешками.

3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

Для однодольных растений характерно параллельное или дуговое жилкование.

Для двудольных растений характерно сетчатое жилкование.

4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Жилки — это проводящие пучки  листа. Они проводят растворы питательных веществ поступающие из стебля, а также добавляют листьям прочность.


Подумайте

Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное?

Нет, нельзя. И среди однодольных, и среди двудольных растений существуют исключения. Например, у однодольного вороньего глаза жилкование сетчатое, а у двудольного подорожника — дуговое.


Задания

Составьте гербарий листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием.


Словарик

Листовая пластинка — это основная часть листа, выполняющая главные функции листа: фотосинтез, газообмен и испарение воды.

Черешок — это часть листа, которая соединяет листовую пластину со стеблем.

Черешковые листья — это листья, в строении которых есть черешок для соединения листовой пластины со стеблем.

Сидячие листья — это листья, в строении которых черешок отсутствует, а листья к стеблю крепятся основанием листовой пластины.

Простые листья — это листья состоящие из одной листовой пластины.

Сложные листья — это листья состоящие из нескольких листовых пластин и соединённых с общим черешком небольшими черешками.

Сетчатое жилкование — это жилкование листьев, жилки на которых многократно ветвятся и образуют сплошную сеть.

Параллельное жилкование — это жилкование листьев, жилки на которых расположены параллельно друг другу.

Дуговое жилкование — это жилкование листьев, жилки на которых расположены по дуге симметрично относительно центральной линии листа.

» Листья простые и сложные» ( 7класс)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока

по биологии

На тему: «Листья простые и сложные»

для обучающихся 7 класса

Подготовила учитель

биологии высшей категории

Лебедева Оксана Арнольдовна

Цель: Формирование представлений о листьях простых и сложных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить обучающихся с простыми и сложными листьями;

  • Выявить общие и отличительные признаки строения простых и сложных листьев;

  • Учить различать простые и сложные листья на различных объектах;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание, мышление через умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Способствовать развитию навыков самостоятельной работы, совершенствование практических навыков;

  • Развивать познавательную активность, умение работать с гербарием, живыми объектами.

Коррекционно-воспитательные:

  • Способствовать воспитанию природоохранительного поведения;

  • Вырабатывать мотивацию к изучению биологии.

Методическое обеспечение урока:

  • карточки с заданиями разной степени сложности для самостоятельной работы учащихся,

  • гербарий с простыми и сложными листьями,

  • комнатные растения

  • презентация « Листья простые и сложные»

  • карточки с опорными словами

  • конверты с листьями

Тип урока: Комбинированный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

I Организационный момент Психологический настрой

(1-2 мин) Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. Проверка готовности класса.

Встают у парт, приветствуют учителя и гостей.

Рефлексия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

II. Актуализация знаний (1 мин)

Мы продолжаем знакомиться со строением цветкового растения.

1.Загадка

Для того, чтобы узнать о какой части растения мы будем говорить на уроке, отгадаем загадку

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.

Ответы учащихся.

Листья.

Развитие логического мышления, через отгадывание загадки.

III Повторение пройденного материала ( 7-10 мин)

На прошлом уроке мы уже говорили о листьях, прежде чем познакомиться с новым материалом, вспомним, что уже знаем о листьях.

1.Беседа

Лист, это какой орган наземный или подземный?

Где он располагается?

Назовите основные части листа

По наличию черешка, на какие группы делятся листья?

Опорные слова вывешиваются на доске ( черешковые, сидячие)

Лист это наземный орган.

Лист располагается на стебле.

Широкая часть листа- листовая пластинка. Узкая часть листа- черешок.

Черешковые и сидячие.

Коррекция и развитие связной речи (полные ответы учащихся).

Коррекция памяти (выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков).

2.Практическая работа

Определить на примере комнатных растений способы прикрепления листьев к стеблю

(герань, колеус, роициссус, традесканция, сеткреазия, столетник)

Определят черешковые и сидячие листья на примере комнатных растений.

Развитие познавательной активности, через умение работать с живыми объектами

Продолжение беседы

Что можно увидеть на обратной стороне листа?

Вспомните, какие виды жилкования листьев вы знаете?

Опорные слова вывешиваются на доску (сетчатое, параллельное, дуговое)

На обратной стороне листа расположены жилки.

Сетчатое, параллельное, дуговое.

Развитие долговременной памяти.

3.Самостоятельная работа

Определить жилкование листьев

Работа по карточкам

Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями.

Выполняют задание.

Развитие самостоятельности и при выполнении задания.

IV. Изучение нового материала.(15 мин.)

1.Практическая работа

В конверте у детей – листья березы и рябины.

Назвать к каким растениям относятся листья.

Сравните:

Что общего есть у этих листьев?

Чем отличаются эти листья?

Вывод:

Если на черешке одна листовая пластинка—простой лист.

Если на черешке несколько листовых пластинок—сложный лист.

2.Запись темы урока на доске
Листья простые и сложные.

Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать простые и сложные листья.

Узнают и называют, к каким растениям относятся листья

Есть черешок, листовая пластинка, жилки.

Разное количество пластинок на черешке

Слушают и запоминают.

Записывают тему урока в тетради.

Развитие логического мышления, через операции сравнения, обобщения.

Развитие зрительной и слуховой памяти

3.Работа с учебником

Читают текст на стр.71

Рассмотрите простые листья на рис.52

Рассмотрите сложные листья на рис.53.

Читают текст учебника.

Перечисляют, к каким растениям относятся простые листья.

Перечисляют сложные листья.

Контроль посадки за партами, сохранение осанки.

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, активизация словаря.

4.Работа по презентации

Первичное закрепление

Читают текст по презентации

Развитие памяти

5.Фронтальная работа по презентации

Среди представленных листьев выберите номера простых листьев

Называют номера простых листьев

Развитие логического мышления, через операцию выбора.

V. Физминутка ( 1-2 мин)

(отдых для глаз)

Посмотрите в окно, можно ли сейчас увидеть на деревьях листья, если увидели, задержите свое внимание на них, посмотрите вдаль.

Смотрят вдаль.

Здоровьесбережение, профилактика нарушений осанки и зрения; снятие статического напряжения.

VI. Закрепление изученного материала.( 10мин)

1.Работа с гербарием.

В простенках в классе развешены листья из гербария.

Определить по гербарию простой лист или сложный.

Определяют по гербарию, какой лист простой или сложный.

Использование приемов технологии Базарного.

Развитие мышления через операцию классификация по признакам.

2.Самостоятельная работа

а).Для сильных учеников без опоры на наглядность, работа с перфокартой «Простые и сложные листья»

б).Для более слабых учеников, задание на карточке с опорой на наглядность.

Определить простые и сложные листья.

Выполняют задания.

Развитие самостоятельности и наблюдательности при выполнении задания.

Дифференцированный подход: задания разного уровня сложности

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 1мин)

Чему учились сегодня на уроке?

Какое задание понравилось?

С каким настроением уходим с урока?

Учились различать простые и сложные листья.

Отвечают на вопросы.

Развитие мышления, памяти, речи. Развитие умения рассуждать, обобщать, анализировать свою работу на уроке.

Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи.

VIII. Домашнее задание.( 1мин)

Прочитать учебник на стр.71-73.

Письменно выполнить задание №3 на стр.73

Записывают домашнее задание в дневник.

Развитие зрительной и слуховой памяти.

IX. Выставление оценок (1 мин)

Слушают комментарии учителя.

Развитие самооценки.

Лабораторная работа по теме6 «Листья простые и сложные»

Лабораторная работа № 6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Цель:

— изучить строение простых и сложных листьев у различных растений,

— познакомиться с различными типами жилкования листьев

Оборудование: гербарии различных растений, комнатные растения, простые и сложные листья различных растений.

Ход работы

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Дайте ответ на вопрос.

2. Отберите сложные листья. Назовите эти растения.

3. Сделайте рисунок сложных листьев и подпишите название растения и основные части листа.

4. Отберите простые листья. Назовите эти растения.

5. Сделайте рисунок простых листьев и подпишите название растения и основные части листа.

6. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений»:

Название растения

Листья (простые или сложные)

Жилкование

Листорасположение

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Примеры простых листьев у хлорофитума, сенполии, бегонии, колеуса(слева на право).

Простые листья состоят из одной листовой пластинки.

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

У фатсии сетчатое жилкование, у робусты – параллельное.

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Очередное листорасположение имеют фатсия, бегония, сенполия; супротивное – колеус, мутовчатое листорасположение – робуста, хлорофитум.

4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».

1. Каково внешнее строение листа?

Большая часть листьев состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем.

У листьев таких растений, как алоэ, пшеница, цикорий, лён, черешков нет, они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки.

При основании черешка иногда развиваются выросты — прилистники

2. Какие листья называют сложными, а какие — простыми?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

Простые листья состоят из одной листовой пластинки.

3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

Для однодольных растений характерно параллельное и дуговое жилкование.

Сетчатое жилкование типично для листьев двудольных растений.

4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Жилки проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность.

Подумайте

Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное?

Только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное, нельзя, т.к. бывают исключения (например, у двудольного подорожника жилкование дуговое, а листья однодольного растения вороний глаз имеют сетчатое жилкование).

Листья простые и сложные. Листорасположение