Смысл человеческого бытия проблема свободы и ответственности личности: 29.Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.

29.Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.

Вопрос о смысле жизни решается в зависимости от того, как понимается сущность человека.

Буддизм утверждал, что человек, чтобы опастись от цепи перерождения, нужно уйти в нирвану. Нечто подобное существует и в даосизме. Платон говорил, что человек должен стремиться уподобиться богам. Диоган говорил, что нужно отказаться от потребностей, которые богам не сущие.

Если в средние века человек понимался как образ и подобие бога, то христианство утверждает, что смысл жизни заключается в спасении души. Вопрос о смысле жизни возникает потому что человек осознает свою смертность. Все религии отвечают на этот вопрос как способ преодолеть смертность человека.

В новое время человек начинает пониматься как разумное существо, и, по мнению Блеза Паскаля, человек-это мыслящий тростник. С одной стороны, здесь утверждается величие человеческого разума, а с другой стороны – слабость человека перед бытием как таковым. Человек-это дырка в бытии, это то, что должно быть преодолено (Ницше). Несмотря на разумность человека, стремление организовать жить на началах разума, человек рано или поздно осознает, что он все-таки не господь бог и мир существует вне желаний и целей человека.

На смену рационалистическому видению мира приходит иррационализм с его скептицизмом, который сменяет рационалистический оптимизм. Хотя мировоззренческий рационализм преодолен современным человеком, тем не менее сама его жизнь рациональна по своему существу. Цивилизация – это воплощение разума. Именно рационализм жизни в цивилизационном мире является причиной человеческого отчуждения. Отчуждение (по Марксу) имеет место по отношению к природе , другим людям и к самому себе. Именно это делает человека несчастным. Само человеческое существование в философии экзистенционализма, в рамках которого вопрос о смысле жизни выходит на первый план, характеризуется как заброшенность, отчаяние, тревога. Сартр заявляет, что «ад-это другие».

Ощущение бессмысленности жизни связано с суженным мировоззрением людей. То, что человек не может самоопределиться в этом мире, приводит к тому, что его жизнь становится бессмысленной. Самоубийство-не решает вопрос о смысле жизни ,-это способ ухода от жизни. В «бунтующем человеке» Камю рассуждает об абсурдности самоубийства. Тоска человека действует угнетающе на его психику.

Согласно философии экзистенциализма смысл жизни заключается в самой жизни, и он не задан изначально. Человек сам привносит смысл в свою жизнь.

Философское учение о ценностях-аксиология. Возникновение этого раздела философского знания относится к XVIII веку, в рамках новоевропейского рационализма, когда встал вопрос о необходимости обоснования нравственности в мире земного человеческого существования. Бог как источник нравственных чувств человека оказался за пределами мира человека, в связи с чем встал вопрос: «А почему человек должен быть нравственным, в чем смысл нравственного поведения человека?».

Попытка обосновать нравственность рациональна в учении Канта показало, что мир сущего, реальный человеческий мир, и мир должного, т.е. нравственного, не могут быть сведены к единому основанию. Т.е. невозможно рациональное обоснование нравственности. Кант приходит к необходимости признания у человека морального чувства-чувства человеческого, т.е. такого, которое позволяет быть человеком. В обиходе-это врожденное моральное чувство человека принято называть совестью. Поэтому личность человека, который действует вопреки нравственности, принято характеризовать как бессовестный.

Существует особая группа ценностей, связанных с общественным образом жизни человека-справедливость, гуманизм, свобода. Но в конечном итоге все многообразие существующих ценностей можно рассматривать в контексте противоположности добра и зла.

Под ценностями понимается то, что значимо для человека. С этой точки зрения они делятся на духовные и материальные. Материальные блага являются условием физического существования человека, тогда как духовные ценности выступают организующими началами жизни человека как духовного существа.

В осмыслении проблемы смысла жизни человека в философии существуют два подхода. Первый — связывает смысл жизни и соответственно утверждаемые ценности со сферой трансцендентного (запредельного). Второй — рассматривает смысл жизни с точки зрения земного существования человека. Здесь мы имеем противоположные позиции, ориентирующие человека на служение обществу и другим людям и позиции с утверждением значимости отдельного человека. Эпикур полагал, что смысл жизни заключается в получении удовольствия от жизни. Отсюда гедонизм и эвдомонизм.

Свобода – это ничем не ограниченная возможность проявления индивидуумом своей воли. С этой точки зрения иметь свободу в цивилизованном обществе практически невозможно. Более мягкое определение – свобода суть проявление индивидуумом своей воли при условии соблюдения законов общества. Также «свобода» означает независимость и отсутствие моральных или этических ограничений.

Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Отве́тственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическуюматериальную

моральнуюполитическую и др.

Отве́тственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

Философско-социологический факультет ПГНИУ — Свобода и ответственность как сущностные силы человека

УДК 123.1

DOI: 10.17072/2078-7898/2018-1-45-52

Свобода и ответственность как сущностные силы человека

Чернова Татьяна Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры философии

Пермский государственный национальный 
исследовательский университет,
614990, Пермь, ул.  Букирева, 15;
e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-0608-0075

В статье предпринята попытка рассмотрения свободы и ответственности как сущностных сил человека, выражающих производящий способ его бытия. Свобода укоренена в сущности человека как внутренняя активность, т.е. как стремление выйти за рамки освоенного и познанного, расширить относительную независимость от обстоятельств, преодолеть историческую ограниченность. Онтологические предпосылки свободы содержатся в самоорганизации материи, переводящей себя с одного уровня на другой. Человек как существо, обладающее универсальным и всеобщим содержанием, несущее в себе основное богатство содержания всех предшествующих ступеней развития, концентрирует в себе творческую мощь мира — быть причиной самого себя. Преобразование человеком глубинных уровней организации материи — это внешний аспект человеческого существования, но для материи в целом это внутренний аспект ее развития. Материя через человека углубляется в саму себя, в свою сущность и через ступени его (человека) развития выходит на новые более высокие уровни, а человек через преобразование природы развивается в свое собственное бытие, в свою сущность. Поскольку в развитии мира можно обнаружить направленность на проявление человека, а в человеческой истории — направленность, углубление в свою сущность, постольку человек несет ответственность за развитие событий.

Ключевые слова: свобода, ответственность, сущность человека, сущностные силы, исторический процесс.

Особенность человека заключается в специфике, в уникальности способа его бытия — в производстве самого себя, своего бытия и тем самым своей сущности. Поэтому в структуре человеческой сущности главными будут те стороны, которые обеспечивают этот производящий способ бытия. 

Человек — это единственное в мире существо, творящее самого себя, свою сущность, т.е. развивающее свои сущностные силы в процессе создания условий своего существования и создающее условия для перехода на более высокую ступень своего развития. Такая творческая сущность человека есть концентрация творческой сущности мира. Материя, как субстанция, есть причина самой себя, она творит себя, т. е. переводит себя на следующие ступени развития. Исчерпав основные способы развития на определенной ступени (прямой субстратный синтез, приспособление к среде и т.д.), материя переводит себя на следующую ступень, оставляя при этом нереализованный фонд возможностей. В.В. Орлов пишет, что «в состав высшей формы материи включается лишь ничтожно малая часть предшествующей формы материи и, следовательно, подавляющая часть возможностей развития остается принципиально не реализуемой в природе» [Орлов В.В., 1985,с. 120]. Обнаруживается некое противоречие — природа порождает возможности, которые сама не реализует. На определенном этапе развития должен появиться фактор, разрешающий данное противоречие. Появление такого фактора обусловлено конвергентным характером развития материи. Последовательность основных форм материи (с количественной стороны) связана с резким уменьшением распространенности высшего (его количества, объема), развитие образует своего рода конус и должно привести к появлению высшей формы материи, которая согласно закономерности аккумуляции (т. е. с качественной стороны последовательность основных форм материи связана с ростом богатства содержания) должна обладать универсальным содержанием, делающим ее способной взаимодействовать с любыми формами материи и реализовывать заложенные в ней возможности. Такой формой материи является человек, или социальная форма, обладающая универсальным и всеобщим содержанием [Орлов В.В., 1985, с. 121–122].

На определенном этапе природные способы развития исчерпаны материей, ее дальнейшее развитие возможно только при участии человека и через человека, через его способность к бесконечному преобразованию и познанию мира. Способ развития человека отличается от способа развития мира, он — опосредованный, т.е. человек развивает себя через преобразование природы, через освоение ее сил; он не может не преобразовывать природу, это фундаментальное условие его существования, он живет природой. 

Человек, как вершина развития мира, самое сложное в мире существо, обладающее универсальным и всеобщим содержанием, он несет в себе основное богатство содержания всех предшествующих ступеней развития и концентрирует в себе творческую мощь мира — быть причиной самого себя. Человек, как и материя, тоже причина самого себя, он тоже развивает себя, переводит на следующие исторические ступени.

На этапе человека материя начинает «закручиваться» на себя, т.е. человек, чтобы выжить, начинает осваивать и ставить под контроль силы природы, осваивая те возможности, которые материей заложены, но не реализованы, он движется вниз по ступеням, которые материя уже прошла, подготовив движение человека, и чем глубже в структуру мира он опускается, тем более мощными силами овладевает, а это условие перехода самого человека на более высокую ступень собственного исторического развития. Онтологические предпосылки свободы содержатся в самоорганизации материи. Материя закономерно порождает человека как внутреннее условие появления новых ступеней развития. Человек выступает в мире как свободная творческая сила; развивая потенции, заложенные в природе, он развивает и свои собственные физические и духовные потенции. Н.М. Урманцев пишет: «Самоорганизация универсума не может быть чем-то внешним по отношению к человеку. Человек находится в ее русле, реализует высшие формы самоорганизации, является их проводником, сам во многом определяет эти формы» [Урманцев Н.М., 2007, с. 73]. 

Поскольку дальнейшее развитие мира возможно только при участии человека, постольку в человеке должна корениться внутренняя активность, т.е. свобода, стремление выйти за границы освоенного и познанного. В силу этого должны быть механизмы, обеспечивающие постоянное развитие человека. Такие механизмы можно обнаружить во взаимоотношениях человека и природы. Человек не может ослабить свое воздействие на природу, он должен накапливать опыт и знания для решения проблем, с которыми он столкнется в будущем, с такими неизбежными как, например, затухание Солнца, дальнейшее расширение или, наоборот, сжатие Вселенной. Но человек не может и переусердствовать в отношении природы, иначе он срубит «сук, на котором сидит», т.е. столкнется с экологическим кризисом. Однако экологические кризисы — видимо, неизбежность в развитии человека, поскольку он не может отследить последствия всей своей деятельности на всех уровнях организации мира (физическом, химическом, биологическом, социальном). И чем более мощные силы природы человек будет осваивать, проникая в глубинные структуры материи, тем сложнее будет экологическая обстановка. Но, с другой стороны, экологический кризис — это своего рода тоже механизм развития. Выход из кризиса труден, «но, если он будет найден, мы приобретем опыт, которого бы иначе не имели и который, возможно, окажется решающим, когда, например, угаснут естественные круговороты биогенных элементов» [Барг О.А., 1993, с. 211]. То есть встретившись с кризисом, человек должен найти способы с ним справиться, приобретая тем самым необходимый опыт для решения неизбежных проблем, с которыми он обязательно встретится в будущем и который в других условиях он бы не получил. 

В человеческой сущности содержатся внутренние механизмы саморазвития. Одним из таких механизмов является диалектическое взаимодействие способностей и потребностей, как внутренний импульс саморазвития человеческой природы, который выступает своего рода «пружиной», не позволяющей человеку остановиться на достигнутом. Задействуя свои способности, человек создает предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность, при потреблении данного предмета потребности возрастают, расширяются, вступает в действие закон возрастания потребностей, сформулированный К. Марксом, а в более простой форме замеченный еще П. Гольбахом и Г. Гегелем. Так уж устроен человек, что, потребляя предмет, ему хочется, чтобы он (предмет) был лучше, удобнее, красивее, совершеннее. Для удовлетворения возросших потребностей необходимо развить способности, т.е. поставить под контроль какую-то новую силу природы; это необходимое условие возрастания способностей, на этой основе человек не только в состоянии удовлетворить выросшие потребности, но и ищет новые возможности для использования освоенной силы природы, создает предмет, который еще не был в потреблении. Новый предмет доводится до потребителей, и весь этот круг начинается заново — и так до бесконечности. 

Свобода укоренена в сущности человека как существа производящего и разумного, познающего. Создание условий существования, которых нет в готовом виде, предполагает свободу человека, осваивающего новые силы природы, новые свойства вещества природы, отбирающего пригодные для питания растения и поддающихся приручению животных. Свобода проявляется в целенаправленной и избирательной деятельности человека. Каждый новый шаг человека в освоении сил природы — это выход за рамки освоенного и познанного, расширение относительной независимости от обстоятельств, это новый шаг в свободу, преодоление исторической ограниченности. Свобода есть специфически человеческий способ бытия. 

Ф. Энгельс писал: «Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» [Энгельс Ф., 1961, с. 116]. Несмотря на то что уровень первобытного мышления еще невысок, многие достижения человечества приходятся на первый исторический период: приручение домашних животных, отбор пригодных в пищу растительных культур, овладение огнем, изобретение жизненно важных орудий труда и др.  

Естественно, что первобытный человек должен был удовлетворять в первую очередь базовые, витальные потребности, однако он не остановился только на изготовлении жизненно важных предметов, на знании единичных вещей: у человека появляется потребность раздвинуть горизонт повседневного существования, потребность знать, что такое мир, природа, которые его окружают, т.е. появляется потребность в мировоззрении.

Первые типы мировоззрения — мифологическое и религиозное — основывались на образно-фантастическом отражении действительности, однако уже здесь проявилось стремление первобытного человека преодолеть пропасть между мечтой и действительностью, дерзкая попытка поставить под контроль силы природы, которые практически еще не были подвластны человеку. В магии человек пытается контролировать происходящее, используя могущественные, фантастические силы, он считает, что если сделать все правильно, то результат непременно наступит: «так зарождалась догадка о субъективном могуществе человека при наличии у него знаний и специальной техники» [Чанышев А. Н., 1981, с. 18].

Каждый новый этап развития человека, его сущности — это и новый этап развития свободы, человек становится все более свободным в экономическом, политическом, духовном аспектах, создается все больше возможностей для свободного выбора, хотя, конечно, этот процесс имеет противоречивый характер.

Усложнение сущностных сил человека от эпохи к эпохе, рост богатства их содержания и свободы развития, возрастание степени их индивидуализации — свидетельство направленного исторического процесса на самого человека; развитие его сущностных сил идет в направлении создания условий, когда действительным смыслом человеческого существования станет свободное развитие человеческой индивидуальности. Речь идет не об абстрактной свободе, а о том, что свобода выступает как возможность самореализации: человеческая сущность может быть условием нормальной жизнедеятельности человека. Свободное развитие человеческой индивидуальности предполагает всесторонне развитие всех сущностных сил, когда все члены общества, «занимаясь экономической, политической или духовной деятельностью, являются не механическими исполнителями, но поистине творческими деятелями, свободно ищущими пути и формы своей самореализации…» [Кайдалов В. А., 1992, с. 70].

К. Марксом в «Экономических рукописях 1857–1859 годов» и в «Капитале» были выделены три крупные ступени в развитии труда — ручной, машинный, автоматизированный — и соответствующие им экономические отношения. Ручному труду, связанному с присвоением относительно простых сил природы, соответствуют отношения личной зависимости; машинному — становление которого относится к периоду, когда человек ставит себе на службу сложные силы природы: физические и химические, проникает в микромир — соответствуют отношения вещной зависимости человека от человека; а автоматизированному труду, связанному с еще более сложными силами природы, должны соответствовать отношения, исключающие зависимость человека в любой форме (личной и вещной) и предполагающие развитие свободной человеческой индивидуальности. 

Отношения личной зависимости соответствуют очень низкому уровню развития сущностных сил человека, его производительных сил, для этого этапа характерна сращенность целесообразной деятельности с объективными условиями труда, что способствовало тому «…что одна часть общества обращается с другой его частью просто как с неорганическим и природным условием своего собственного производства» [Маркс К. , 1968, с. 478]. В таких типах общества (рабовладельческом и феодальном) развитие человеческой свободы ограничено. Однако, с одной стороны, это историческая необходимость, а с другой — прогресс свободы осуществлялся и в этих обществах. Даже в рабовладельческом обществе самые бесправные его члены — рабы имели определенную возможность улучшить свое положение, по крайней мере, в передовых хозяйствах их использовали по способностям, поэтому некоторые из них занимались даже управленческой деятельностью. Еще больше свободы было у крепостного крестьянина. Несмотря на крепостную зависимость, крестьянин развивается как относительно свободное существо, он, конечно, лично не свободен, но у него есть возможность хотя бы в рамках трудовой деятельности проявлять свободу, у него есть свой надел земли, свои орудия труда и он может самостоятельно распоряжаться частью произведенного продукта. 

Развитие сущностных сил человека, в первую очередь способности осваивать все новые более сложные силы природы, приводит к формированию машинного труда, при котором происходит разрыв объективных и субъективных условий труда и впервые в истории «человек обособляется как индивид» [Маркс К. , 1968, с. 486]. Непосредственный работник, лишенный средств производства, становится собственником своей рабочей силы, особого товара, который он должен продать собственнику средств производства. Собственность на рабочую силу становится основой индивидуальной свободы человека в капиталистическом обществе. Однако, по Марксу, эта личная независимость основана на вещной зависимости. Личная независимость, это еще недостаточно развитая свобода, это свобода выбора того или иного капиталиста, которому необходимо продать свою рабочую силу, чтобы не умереть с голоду. Такую свободу легко потерять в условиях общественной стихии — конкуренции, безработицы, кризисов, исчезновения традиционных отраслей производства, кардинального изменения типа труда с совершенно новыми требованиями к подготовке рабочей силы, легко потерять в обществе, в котором главная цель капиталиста — получение прибыли, а не развитие и свобода человека. Буржуазные революции совершаются под лозунгом «Свобода, братство и равенство», капиталист уже не требует у государства закрепления чьего бы то ни было зависимого положения, ему нужна свободная рабочая сила, но как средство, орудие, инструмент, который используется для достижения определенных целей. И если достижение этих целей требует развития индивида, он развивается, но в определенных пределах. Капитал, конечно, не блокирует всякое социально-культурное развитие трудящихся, но он пытается направить это развитие в определенное русло, в каком оно не подрывает условия его господства. 

Развитие свободной человеческой индивидуальности требует иных общественных отношений, иных отношений в производстве, политической и духовной сферах, иного уровня демократизации общества. В основе отношений, исключающих личную и вещную зависимость, лежит третий исторический тип труда — определенный К. Марксом как всеобщий научный, или, если определять его с технологической точки зрения, автоматизированный труд

Формирование этой формы труда, которое началось с конца 70-х гг. в высокоразвитых индустриальных странах, создает условия для свободного всестороннего развития каждого человека. В современном наукоемком производстве задействована рабочая сила научно-технического типа: это работники с высоким образовательным уровнем и высокой профессиональной подготовкой, знающие научные основы производства, самостоятельно мыслящие, ответственные, с высокой степенью мобильности и свободы. Использование такой рабочей силы в производстве требует иных производственных отношений, изживания отношений иерархии. Современный собственник средств производства не может эксплуатировать работников так, как это было на этапе классического капитализма (машинный тип труда), он апеллирует к работнику как личности, индивидуальности, создает условия для раскрытия творческого потенциала работников, их организаторских способностей, поскольку вынужден передавать производственные полномочия на более низкий уровень, такими работниками нельзя командовать. В современном производстве свободное развитие творческих потенций каждого человека становится экономической необходимостью [Чернова Т.Г., 2014]. Питер Друкер пишет: «Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость… Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений… Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой — постоянно учить… Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям» [Друкер П. Ф., 2001,с. 190–191].

Изменение отношений в производстве обуславливает изменение всех других отношений в обществе и требует нового уровня демократизации общества в целом. Производительные силы научно-технического типа складываются в рамках капиталистических производственных отношений, однако производственные отношения, основой которых является частная собственность на средства производства, уже сегодня становятся тормозом развития таких производительных сил.

Природа сущностных сил человека, неуклонная тенденция к их усложнению и возрастанию определяют внутреннюю логику развития человека, его сущности, а следовательно, и его истории. Эта логика, как мы отмечали выше, заключается в том, что человек, проникая в глубинные структуры мира, поднимает самого себя на более высокую ступень развития, прокладывает дорогу к своему безграничному существованию, расширяет степень своей свободы. 

В каждую историческую эпоху человеческая сущность принимает определенную форму, которую она впоследствии перерастает. Сущность истории как объективного процесса и состоит в постоянном преодолении человечеством исторической ограниченности своей сущности [Васильева Т.С., 1996,с. 122]. С этих позиций последовательность исторических ступеней представляет собой не простую цепь изменений, а развитие собственно социальной субстанции — родовых и индивидуальных сущностных сил. Исторический процесс имеет необходимый и направленный характер, он направлен вглубь родовой и индивидуальной сущности человека.

Понимание истории как необходимого процесса не исключает человеческой свободы и ответственности, напротив, налагает на человека ответственность за развитие событий. Чрезмерная свобода, как и отказ от свободы, — это безответственность. Общество, в котором господствует абсолютная свобода, не пригодно для существования человека, свобода в таком обществе оборачивается произволом и безответственностью, поскольку в условиях исторической анархии любое действие получает право на существование. 

История есть не что иное, как деятельность людей, преследующих свои собственные цели, однако это не исключает необходимости в истории, которая предстает в виде определенным образом развитых на данном этапе сущностных сил человека, которые и будут определять масштаб возможностей развития человека и те цели, которые он будет ставить

Человек может в некотором смысле игнорировать сложившие объективные закономерности, но до определенного предела: законы общественного развития, действуя как тенденции, в то же время являются и законами ограничителями человеческого своеволия, они, как и законы природы, в конечном счете обладают принудительной силой. Если то или иное общество слишком долго игнорирует объективные тенденции, то в жизни такого общества рано или поздно проявятся кризисные явления, оно не будет стабильно, для него будет закрыт путь прогресса, по крайней мере, до того времени, пока существующие в обществе отношения, в первую очередь производственные отношения, не будут приведены в соответствие со сложившимися объективными тенденциями, а точнее, с сущностными силами самого человека, как они реализовались в данный период. Нет необходимости далеко ходить за примерами, можно вспомнить историю собственной страны. В Советском Союзе народно-хозяйственный механизм представлял сложное образование. У нас было наукоемкое производство, с использованием сложной техники и высокоразвитой рабочей силы, но в то же время еще в достаточной степени сохранялось производство, основанное на ручном труде. Общественная собственность была господствующей формой собственности, однако «в отраслях с высокоразвитой научно-технической базой и высококачественным трудом и в отраслях, основанных в значительной мере на ручном труде, она (собственность. — Т.Ч.) существенно различается» [Орлов В.В., Васильева Т.С., 1991, с. 102]. Ручному труду, по Марксу, соответствует частная собственность на средства производства. Поэтому отношения собственности должны были быть приведены в соответствие с реальным уровнем развития производительной силы человека. До определенного момента советское общество развивалось довольно быстрыми темпами, но затем темпы его развития замедлились, проявились некоторые кризисные явления, возникла необходимость в реформах. Для дальнейшего прогрессивного развития этого общества необходимо было реформировать социализм, одной из важнейших задач которого было «сочетать различные формы общественной собственности на орудия и средства производства с частной, индивидуальной, семейной, мелкогрупповой, допускать при сохранении ведущей роли общественной собственности смешанные ее формы: государственно-кооперативную, государственно-частную и др.» [Орлов В.В., Васильева Т.С., 1991, с. 102]. Однако, как известно, вместо реформирования социализма произошел переход на предшествующую ступень исторического развития — капиталистическую. В нашем обществе нет однозначной оценки реформ, многие политики, общественные деятели, ученые как внутри страны, так и за рубежом (М. Фридмен, В. Леонтьев, Дж.Ю. Стиглиц) дали негативную оценку этим преобразованиям. Известный американский социолог М. Кастельс, хорошо знающий Россию, отмечает, что экономика здесь «потерпела крушение вследствие спекулятивных маневров номенклатуры ради собственной выгоды, вследствие безответственных рекомендаций о введении абстрактной политики свободного рынка со стороны Международного валютного фонда, некоторых западных советников и политически неопытных экономистов, которые внезапно оказались на командных местах» [Кастельс М., 2000, с. 490]. 

Объективные тенденции развития современной цивилизации показывают ее движение (в лице высокоразвитых стран) в сторону постиндустриального (информационного) общества, от формирования которого в результате проведенных реформ мы в действительности отброшены. В России пока нет достаточно масштабной и эффективной поддержки наукоемкого производства, науки, образования, здравоохранения, без чего невозможен переход в постиндустриальную эпоху. По мнению М. Кастельса, перед Россией вообще встала угроза превращения в сырьевой придаток западных стран на всю обозримую перспективу. Реформы, в результате которых произошло не улучшение ситуации, а ее ухудшение, нельзя назвать позитивными. Как нам представляется, авторы-реформаторы должны нести ответственность за негативные последствия таких преобразований. Народ тоже должен нести политическую ответственность за свои действия или бездействие в политической жизни страны. «Если народ считает, что правительство постоянно его обманывает, но ничего не делает для его замены, то такой народ не заслуживает другого правительства» [Гобозов И.А., 2014, с. 20]. У значительной части людей атрофировано чувство ответственности, широко распространились потребительские настроения. «Ради возможности больше предаваться досугу… массы готовы доверить элите бремя Частной ответственности, принимая собственную пассивность как должное» [Бязрова Дж.Б., 2001, с. 85].

Объективная необходимость, являющаяся выражением сущностных сил человека, так, как они реализовались на определенном этапе, является критерием оценки свободной деятельности человека. Позитивной является та свободная деятельность человека, которая в существенной мере соответствует его «природе» и способствует социальному прогрессу. И, соответственно, негативной является свободная деятельность человека, которая противоречит объективному ходу истории, общественной потребности. Поэтому «свобода состоит не просто в возможности принимать решения о том, как действовать, а в принятии решений на основе знания своих сил и объективной необходимости, а тем самым и будущих последствий выбранного образа действий» [Семенов Ю.И., 2002, с. 96]. Свобода сопряжена с ответственностью.

Список литературы

Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь, 1993. 227 с.

Бязрова Дж.Б. Прогресс. Человек. Свобода // Философия и общество. 2001. № 1(22). С. 76–86.

Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. Пермь, 1996. 135 с.

Гобозов И.А. Свобода: Иллюзия и действительность // Философия и общество. 2014. № 3(75). С. 5–20.

Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXIвеке. М.: Вильямс, 2001. 272 с.

Кайдалов В.А. Деятельность, творчество, культура // Новые идеи в философии. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. Вып. 1. С. 66–70.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 607 с.

Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1968. Т. 46, ч. 1. 560 с.

Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия, 1985. 220 с.

Орлов В.В., Васильева Т.С. Труд и социализм. Пермь, 1991. 204 с.

Семенов Ю.И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение // Философия и общество. 2002. № 3(28). С. 74–102.

Урманцев Н.М. Свобода общества и человека: аспекты самоорганизации // Философия и общество. 2007. № 4(48). С. 68–82.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. школа, 1981. 374 с.

Чернова Т.Г. О соотношении свободы и необходимости // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 2(18). С. 20–24.

Энгельс Ф.Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 20. С. 1–338.

Получено 19.01.2018

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Чернова Т.Г. Свобода и ответственность как сущностные силы человека// Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 1. С. 45–52. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-1-45-52

Введение в права человека


Права человека — это набор принципов, касающихся равенства и справедливости.

Они не являются недавним изобретением — идеи о правах и обязанностях были важной частью всех обществ на протяжении всей истории. После окончания Второй мировой войны страны мира прилагали совместные усилия, чтобы решить, какие права принадлежат всем людям и как их лучше всего поощрять и защищать.


Изучите следующие разделы, чтобы найти информацию по важным вопросам прав человека:

  • Что такое права человека?
  • Откуда берутся права человека?
  • Почему важны права человека?

 

 Что такое права человека?

 

Каждый человек имеет достоинство и ценность. Один из способов, которым мы признаем фундаментальную ценность каждого человека, — это признание и уважение его прав человека.

Права человека — это набор принципов, касающихся равенства и справедливости. Они признают нашу свободу делать выбор в отношении своей жизни и развивать наш человеческий потенциал. Они о том, чтобы жить без страха, преследований или дискриминации.

Права человека можно в широком смысле определить как ряд основных прав, которые люди со всего мира признали необходимыми. К ним относятся право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, свобода от пыток и других жестоких и бесчеловечных видов обращения, свобода слова, свобода вероисповедания, право на здоровье, образование и достаточный жизненный уровень.

Эти права человека одинаковы для всех людей во всем мире — мужчин и женщин, молодых и старых, богатых и бедных, независимо от нашего происхождения, места жительства, того, что мы думаем или во что верим. Именно это делает права человека «универсальными».

 

 

Кто несет ответственность за защиту прав человека?

Права человека связывают нас друг с другом через общий набор прав и обязанностей.

Способность человека пользоваться своими правами человека зависит от соблюдения этих прав другими людьми. Это означает, что права человека подразумевают ответственность и обязанности по отношению к другим людям и обществу.
Физические лица несут ответственность за осуществление своих прав с учетом прав других. Например, когда кто-то использует свое право на свободу слова, он должен делать это, не нарушая чье-либо право на неприкосновенность частной жизни.

Правительства несут особую ответственность за то, чтобы люди могли пользоваться своими правами. Они обязаны устанавливать и поддерживать законы и службы, которые позволяют людям жить жизнью, в которой их права уважаются и защищаются.

Например, право на образование гласит, что каждый имеет право на хорошее образование. Это означает, что правительства обязаны предоставлять своим людям качественные образовательные учреждения и услуги.
Независимо от того, делают ли это правительства на самом деле, общепризнано, что ответственность за это лежит на правительстве, и люди могут призвать их к ответу, если они не соблюдают или не защищают свои основные права человека.


Что охватывают права человека?

Права человека охватывают практически все области человеческой деятельности.

Они включают гражданских и политических прав , которые относятся к правам человека на участие в гражданской и политической жизни своего сообщества без дискриминации или притеснений. К ним относятся права и свободы, такие как право голоса, право на неприкосновенность частной жизни, свобода слова и свобода от пыток.

Право голосовать и участвовать в выборе правительства является гражданским и политическим правом.

Они также включают экономические, социальные и культурные права , которые связаны с правами человека на процветание и рост, а также на участие в социальной и культурной деятельности. В эту группу входят такие права, как право на здоровье, право на образование и право на труд.

T Право на образование является примером экономического, социального и культурного права.

Одно из основных различий между этими двумя группами прав заключается в том, что в случае с гражданскими и политическими правами правительства должны убедиться, что они или любая другая группа , а не , лишая людей доступа к их правам, тогда как в отношении экономических, социальных и культурных прав правительства должны предпринимать активные шаги для обеспечения соблюдения прав.

Помимо того, что они принадлежат каждому человеку, некоторые права также принадлежат группам людей. Часто это делается в знак признания того факта, что эти группы на протяжении всей истории находились в неблагоприятном положении и маргинализировались и, следовательно, нуждаются в большей защите своих прав. Эти права называются

коллективные права . Например, аборигены и жители островов Торресова пролива обладают коллективными правами на земли своих предков, которые известны как права титула коренных народов.

Права, которые могут применяться только к отдельным лицам, например, право на справедливое судебное разбирательство, называются индивидуальными правами .

Вернуться к началу


Откуда берутся права человека?

Истоки прав человека

  Щелкните здесь, чтобы просмотреть краткую хронологию эволюции прав человека

Права человека не новое изобретение.

На протяжении всей истории концепции этического поведения, справедливости и человеческого достоинства играли важную роль в развитии человеческого общества. Эти идеи восходят к древним цивилизациям Вавилона, Китая и Индии. Они внесли свой вклад в законы греческого и римского общества и занимают центральное место в буддийских, христианских, конфуцианских, индуистских, исламских и еврейских учениях.
Понятия этики, справедливости и достоинства также были важны в обществах, которые не оставили письменных источников, а состоят из устных историй, таких как истории аборигенов и жителей островов Торресова пролива в Австралии и других коренных народов в других местах.

Идеи о справедливости занимали видное место в мышлении философов Средневековья, Возрождения и Просвещения. Важной составляющей этого мышления было то, что существовал «естественный закон», стоявший выше закона правителей. Это означало, что люди имели определенные права просто потому, что они были людьми.

В 1215 году английские бароны вынудили короля Англии подписать Великую хартию вольностей (что в переводе с латыни означает «Великая хартия»). Великая хартия вольностей была первым документом, который наложил ограничения на абсолютную власть короля и сделал его подотчетным своим подданным. В нем также изложены некоторые основные права на защиту граждан, такие как право на судебное разбирательство.

Значительное развитие представлений о правах человека произошло в семнадцатом и восемнадцатом веках, во времена революций и возникновения национальной идентичности.

Американская Декларация независимости (1776 г.) была основана на понимании того, что определенные права, такие как «жизнь, свобода и стремление к счастью», являются основополагающими для всех людей. Точно так же французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) бросила вызов авторитету аристократии и признала «свободу, равенство и братство» людей. Эти ценности также нашли отражение в Билле о правах США (1791), которая признавала свободу слова, религии и печати, а также право на «мирные» собрания, частную собственность и справедливый суд.

 

Английские бароны вынуждают тиранического короля Иоанна подписать Великую хартию вольностей в 1215 году

Узнайте больше о Великой хартии вольностей и ее наследии в области прав человека, посмотрев этот короткий видеоролик или изучив эту интерактивную хронологию.

 

Развитие современных прав человека

В девятнадцатом и начале двадцатого веков наблюдался постоянный прогресс в социальном прогрессе, например, в отмене рабства, повсеместном обеспечении образования и расширении политических прав. Несмотря на эти достижения, международная деятельность в области прав человека оставалась слабой. Общее мнение заключалось в том, что страны могут делать все, что им заблагорассудится, в пределах своих границ и что другие страны и более широкое международное сообщество не имеют оснований для вмешательства или даже для выражения беспокойства в случае нарушения прав.

Это выражается в термине «государственный суверенитет», который относится к идее о том, что тот, кто обладает политической властью в стране, имеет право управлять этой территорией и принимать законы. Важно отметить, что страны соглашаются взаимно признать этот суверенитет. При этом они соглашаются воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других суверенных государств.

Однако зверства и нарушения прав человека, имевшие место во время Второй мировой войны, всколыхнули мировое общественное мнение и сделали права человека всеобщей проблемой.

Вторая мировая война и далее

Во время Второй мировой войны миллионы солдат и мирных жителей были убиты или получили увечья. Нацистский режим в Германии создавал концлагеря для определенных групп, включая евреев, коммунистов, гомосексуалистов и политических противников. Одних из этих людей использовали в качестве рабов, других истребляли в ходе массовых казней. Японская оккупация Китая и других стран Азии была отмечена частыми и широкомасштабными жестокостями по отношению к местному населению. Японские войска взяли тысячи военнопленных, которых использовали в качестве рабского труда, без лечения и неадекватного питания.

 

Группа заключенных в концентрационном лагере во время Второй мировой войны в Эбензее, Австрия


Поощрение и защита прав человека стали основной задачей союзных держав. В 1941 году президент США Рузвельт провозгласил «четыре свободы», которыми должны пользоваться люди во всем мире, — свободу слова и убеждений и свободу от нужды и страха.

Война закончилась в 1945 году, но только после уничтожения миллионов жизней, в том числе путем первого и единственного применения атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Многие страны были опустошены войной, миллионы людей погибли или стали бездомными беженцами.

Этой новой организацией была Организация Объединенных Наций, известная как ООН, которая возникла в 1945 году. Когда война подошла к концу, державы-победительницы решили создать всемирную организацию, которая предотвратит дальнейшие конфликты и поможет построить лучший мир. .

 

ООН была создана для выполнения четырех основных задач:

  • для обеспечения мира и безопасности
  • для содействия экономическому развитию
  • для содействия развитию международного права
  • для обеспечения соблюдения прав человека.

 

В Уставе ООН – учредительном документе ООН – страны ООН заявили, что они полны решимости: 

«…подтвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равные права мужчин и женщин и больших и малых наций… и способствовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе…»

 

 

Сильный акцент ООН на правах человека отличал ее от предыдущих международных организаций. Страны-члены ООН считали, что защита прав человека поможет обеспечить свободу, справедливость и мир для всех в будущем.

Узнайте больше о работе Организации Объединенных Наций на странице Международной системы прав человека.

Вернуться к началу

 

Почему важны права человека?

Ценности терпимости, равенства и уважения могут помочь уменьшить трения в обществе. Претворение идей в области прав человека на практике может помочь нам создать такое общество, в котором мы хотим жить.  

В последние десятилетия наблюдается огромный рост нашего понимания и применения идей прав человека. Это принесло много положительных результатов: знания о правах человека могут расширить возможности людей и предложить решения конкретных проблем.

Права человека являются важной частью того, как люди взаимодействуют с другими людьми на всех уровнях общества — в семье, обществе, школе, на рабочем месте, в политике и в международных отношениях. Поэтому жизненно важно, чтобы люди во всем мире стремились понять, что такое права человека. Когда люди лучше понимают права человека, им легче отстаивать справедливость и благополучие общества.

Могут ли меня лишить прав человека?

Права человека нельзя отнять. В заключительной статье Всеобщей декларации прав человека говорится, что ни одно государство, группа или лицо «[не имеют] никакого права заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение каких-либо прав и свобод, изложенных в настоящем документе». .

Это не означает, что злоупотреблений и нарушений прав человека не происходит. По телевидению и в газетах каждый день мы слышим трагические истории об убийствах, насилии, расизме, голоде, безработице, бедности, жестоком обращении, бездомности и дискриминации.

Однако Всеобщая декларация и другие договоры о правах человека — это больше, чем просто благородные устремления. Они являются важными правовыми принципами. Чтобы выполнить свои международные обязательства в области прав человека, многие страны включили эти принципы в свои собственные законы. Это дает людям возможность урегулировать жалобу судом в своей стране.

Граждане некоторых стран также могут подать жалобу о нарушении прав человека в комитет экспертов ООН, который затем вынесет свое заключение.

Кроме того, образование в области прав человека так же важно, как и наличие законов для защиты людей. Долгосрочный прогресс действительно может быть достигнут только тогда, когда люди знают, что такое права человека и какие стандарты существуют.

Вернуться к началу

Блог First Freedom: О человеческом достоинстве

 

Кристофер Качор

Католическое учение о религиозной свободе основано на достоинстве человеческой личности. На самом деле название документа II Ватиканского собора о свободе вероисповедания, Dignitatis humanae означает «человеческое достоинство». Dignitatis humanae учит: «Право на свободу вероисповедания основывается на самом достоинстве человеческой личности, поскольку это достоинство познается через открытое Слово Божье и сам разум» (2). Но что такое человеческое достоинство? Почему у человека есть достоинство? Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства? Эти вопросы стоит рассмотреть. Человеческое достоинство является краеугольным камнем цивилизации справедливости и мира. Без признания человеческого достоинства права и уважение, причитающиеся другим, скомпрометированы, основы нашей демократии перевернуты с ног на голову, а цель правительства поставлена ​​под сомнение.

Когда мы говорим о «человеческом достоинстве», что мы имеем в виду? Основное значение термина «человеческое достоинство» заключается в том, что каждое человеческое существо с самого начала своей жизни и до конца своей жизни обладает неотъемлемым достоинством и ценностью. Напротив, вещи имеют инструментальную ценность. Если машина не может ехать, если телефон больше не отвечает на звонки, если холодильник не может охлаждать, эти вещи теряют свою ценность. Мы можем выбросить их, уничтожить, выбросить. Идея человеческого достоинства заключается в том, что, в отличие от вещей, каждое человеческое существо имеет неотъемлемую ценность, внутреннюю ценность.

Большинство людей признают достоинство тех, кто принадлежит к их классу, вероисповеданию, цвету кожи или культуре. Идея человеческого достоинства заключается в том, что все люди, независимо от класса, вероисповедания, цвета кожи или культуры, обладают одной и той же базовой ценностью, заслуживают справедливого обращения в обществе и в частной жизни и заслуживают одинаковой базовой защиты закона.

Почему у людей есть достоинство?

На протяжении веков мудрецы и ученые давали много разных ответов на вопрос, почему у человека есть достоинство? Текст Бытия провозгласил послание, которое влияет на цивилизацию и по сей день: «Бог сотворил человечество по образу Своему; по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Бытие учит, что все, мужчины и женщины, созданы по образу Божьему. Бог любит каждого человека в существование, Бог призывает каждого человека ответить на Божественную любовь, и Бог призывает нас видеть Божественный образ в каждом человеке. Все мы дети нашего Небесного Отца, поэтому мы братья и сестры в человеческой семье. Новообращенный католик о. Ричард Джон Нейхаус уловил эту идею, сказав: «Никто не является никем; никто не является нежелательным. Все они нужны Богу, и поэтому мы должны их уважать, защищать и лелеять».

Иисус самым радикальным образом усилил это библейское учение о достоинстве каждого человека. Иисус сказал: «Что бы вы ни сделали для одного из сих меньших, то сделали для Меня» (ср. Мф. 25:40). Мы служим Иисусу в голодных, жаждущих, больных, заключенных, уязвимых и обездоленных. Все люди, от «наибольшего» до «наименьшего», разделяют фундаментальное человеческое достоинство, поскольку все люди в той или иной мере нуждаются и уязвимы. Иисус учил, что служить кому-либо в нужде — значит служить самому Иисусу. Как сказала святая Мать Тереза ​​из Калькутты: «Каждый человек — это переодетый Иисус».

Однако признание достоинства отдельного человека не является исключительно католическим. Эта вера содержится не только в Библии, не только в учении Иисуса, но и в мудрости нерелигиозных мыслителей. Древние философы-стоики, такие как Сенека, подчеркивали человеческое достоинство. Философ-просветитель Иммануил Кант (1724–1804) защищал человечество как самоцель, который нельзя использовать просто как средство. В 1776 году Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин и американские основатели подтвердили внутреннюю ценность человеческой личности в Декларации независимости: «Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены их Создателем определенными неотъемлемыми Правами, среди которых Жизнь, Свобода и стремление к Счастью». (Американские Основатели использовали термин «люди» в смысле «все человеческие существа».) Возможно, самый космополитический документ из когда-либо созданных, Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций , имеет в своей первой строке: «признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире…. ” После разговора о «достоинстве и ценности человеческой личности» в преамбуле первой статьи Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций провозглашается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Человеческое достоинство имеет основополагающее значение для нашего понимания прав человека, включая право на свободу вероисповедания.

К сожалению, в ходе человеческой истории люди часто делились на членов «своей группы», обладающих достоинством и ценностью, и «чужой группы», имеющих в лучшем случае второсортный статус. Эта этика исключения встречается у белых людей, подчиняющих себе цветных, у мужчин, отрицающих права человека женщин, у приверженцев одной религии, жестоко обращающихся с приверженцами другой религии. Когда мы оглядываемся назад на те эпизоды исключения в истории, мы можем теперь признать, насколько неправильно было исключать некоторых людей из базовой защиты закона. Напротив, этика включения утверждает, что все люди, любого класса, каждой религии, любого положения должны пользоваться уважением и защитой закона. Все люди доброй воли могут осознать опасность этики исключения. Действительно, учитывая изменчивые течения истории, мы можем оказаться среди тех, кого считают «второсортными» и недостойными жить в полной мере с гражданскими правами и защитой закона.

Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства?

Как указывал св. Августин Гиппопотамский в своей книге О христианском учении , повторяющееся человеческое искушение состоит в том, чтобы любить вещей и пользоваться людьми, а не любить людей и пользоваться вещами. Иммануил Кант сформулировал моральный принцип следующим образом: «Поступай так, чтобы относиться к человечеству, будь то в твоем собственном лице или в лице любого другого, никогда не только как к средству, но всегда в то же время как к средству». конец.»
У нас может возникнуть соблазн относиться к людям так, как если бы они были вещами, ценность которых зависит от спроса и предложения. Ценность вашего автомобиля, телефона или холодильника зависит от того, насколько хорошо эти вещи функционируют. Чем лучше они функционируют, тем больше на них будет спрос и тем выше будет их рыночная стоимость. Конечно, чем хуже они функционируют, тем меньше на них будет спрос и ниже их рыночная стоимость. В нижней части этого спектра у нас есть барахло, мусор и все, что мы выбрасываем в мусор.

Повторяющееся искушение состоит в том, чтобы относиться к людям так, как если бы они были вещами. Итак, если человек умен, привлекателен, силен и интересен, этот человек имеет высокую ценность. Мы относимся к этим людям с уважением. Если человек хорошо работает в учебе, обществе или спорте, то он заслуживает нашей заботы и заботы. Но, конечно, некоторые люди умственно неполноценны, или непривлекательны, или слабы, или раздражают, или все вышеперечисленное. Имеют ли они ценность? Имеют ли врожденную ценность те, кто болен, кто никому не нужен, с кем трудно иметь дело?

Этика человеческого достоинства призывает нас уважать и защищать всех людей. Тех, кто похож на нас, и тех, кто отличается от нас. Те, кто помогает нам, и те, кто мешает тому, что мы хотели бы сделать.

Этика человеческого достоинства вдохновляет на индивидуальные и частные действия. Если у всех есть достоинство, то все в моей жизни, с которыми я общаюсь, заслуживают того, чтобы к ним относились с фундаментальным уважением. Если я причиняю вред другим людям, лгу им, краду их имущество или убиваю их, я не живу в соответствии с этикой человеческого достоинства.

Эта этика человеческого достоинства включает в себя и политическое измерение. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, то частью хорошего человека является содействие благополучию других людей, включая их юридическую защиту. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, люди доброй воли будут работать над созданием более справедливого мира, в котором каждый действительно пользуется основными правами человека и фундаментальной защитой закона.

Политические последствия утверждения о том, что все люди заслуживают основных прав человека, значительны. Этика человеческого достоинства порождает политику, которая уважает каждого человека в отдельности, в отличие от тоталитарной политики, в которой люди считаются расходным материалом на благо коллектива или нации. Тоталитарные правительства отказывают в основных правах отдельным лицам, чтобы защитить интересы большего целого, представленного государством. Защитники тоталитарных режимов могут сказать: «Нельзя приготовить омлет, не разбив несколько яиц». То есть тоталитарное правительство не может достичь своих целей без подавления оппозиции, отказа от религиозной свободы, захвата частной собственности и убийства политических противников. Напротив, политика, вдохновленная человеческим достоинством, признает, что целью правительства является защита жизни, свободы и собственности невинных граждан. Тоталитарное правительство не накладывает ограничений на то, в какой степени интересы отдельных лиц могут быть принесены в жертву общему, в то время как политика, основанная на достоинстве, признает определенные основные права, которые нельзя нарушать. Другими словами, политика, основанная на человеческом достоинстве, ограничивает власть правительства.

Другим основным политическим принципом, вытекающим из признания того, что каждый человек является личностью с достоинством, является равенство перед законом. Быть равным перед законом означает, что с людьми нужно обращаться справедливо, что включает в себя справедливое обращение по отношению к своим согражданам. Если мы признаем индивидуальное человеческое достоинство, мы не можем сказать: «О, этот человек из этой расы, значит, этот человек должен быть виновен, и мы можем просто пропустить суд и назначить наказание». Быть равным перед законом означает, что закон не дискриминирует людей произвольно на основании их цвета кожи, вероисповедания или класса. Таким образом, в случаях, которые в остальном равны, закон, который наказал чернокожего человека, виновного в убийстве, смертной казнью, а белого человека, виновного в убийстве, — десятью годами тюремного заключения, является несправедливым. Быть равным перед законом означает, что все люди имеют такие же основные права, как и все остальные, и что все люди имеют такие же основные обязанности, как и все остальные. Каждый имеет одинаковое право не быть порабощенным и обязан не порабощать других. Каждый имеет право на жизнь; каждый обязан не убивать намеренно невинных людей. Каждый имеет право владеть собственностью; каждый обязан не красть и не уничтожать чужое имущество. Достоинство человеческой личности вдохновляет политический принцип равенства перед законом.

Объективность и справедливость правосудия по закону представлена ​​изображением человека с завязанными глазами, держащего весы. Справедливый человек «слеп» к факторам, которые не имеют отношения к созданию справедливого закона и справедливому применению закона. Справедливый человек справедлив ко всем сторонам, беспристрастен в суждениях и следит за тем, чтобы со всеми обращались достойно. Этические и политические принципы, вытекающие из признания достоинства каждого человеческого существа, могут направлять нас лично и политически к созданию более совершенного союза, основанного на справедливости.

Человеческое достоинство, совесть и свобода вероисповедания

Как существа, созданные по образу Божию, люди хотят знать Бога и как реагировать на истину о Боге. Наиболее драгоценным аспектом человеческого достоинства является двойная способность проявлять разум и откликаться на установленную истину. Естественно задаться вопросом: как мне прожить хорошую жизнь? Кто создал этот чудесный мир, и как я должен отвечать этому Творцу? Почему возникают страдания и как мне их облегчить? Религиозные традиции предлагают ответы на эти глубоко человеческие вопросы. Во имя человеческого достоинства крайне важно, чтобы люди могли свободно заниматься этими вопросами, искать правду о них и жить в соответствии с истиной, которую они находят.

Совесть — это явно выраженная человеческая способность понимать, как поступать правильно в определенных обстоятельствах. Хотя человеческий разум и поврежден грехом, он все же способен познать религиозную истину. Папа св. Иоанн Павел II лаконично указал на это в своей энциклике Fides et ratio («Вера и разум»): «Природа человека — искать истину» (33). А разум правильно действует, когда исследование свободно, ибо истина может быть постигнута только в свободном ответе. «Только в свободе человек может направить себя к добру. … Со своей стороны, подлинная свобода есть исключительный признак божественного образа в человеке. Ибо Бог пожелал, чтобы человек оставался «под контролем своих собственных решений», чтобы он мог спонтанно искать своего Творца и свободно прийти к абсолютному и блаженному совершенству через верность Ему. Следовательно, человеческое достоинство требует, чтобы он действовал согласно сознательному и свободному выбору, который мотивирован лично и побуждается изнутри, а не под слепым внутренним импульсом или простым внешним давлением» (9).0062 Gaudiem et spes , 17).

Добрая совесть — это хорошо сформированная совесть, сформированная пламенным поиском истины. Совесть не творит истину, а открывает истину, которая исходит от Бога. Человек с чистой совестью живет честно. Его или ее действия соответствуют его или ее убеждениям о том, что правильно. Безусловно, можно судить неправильно. То есть совесть иногда может ошибаться. Как хорошее зеркало, чистая совесть отражает истину. Поступать с чистой совестью не значит, что человек непременно сделал что-то хорошее, но это означает, что он стремится делать добро всем своим разумом и сердцем. Добрая совесть побуждает нас стараться жить праведно перед Богом во всем, что мы делаем.

Церковь утверждает, что все люди должны жить по совести. Хотя не каждый человек знает истинного Бога, каждый человек имеет право искать истину о Боге. Важно отметить, что в некоторых случаях, ради общественного порядка и общего блага, государство может препятствовать тому или иному лицу или сообществу совершать определенные действия, даже если эти действия совершаются с чистой совестью. Например, человек мог судить по ошибочной совести, что украсть велосипед, чтобы подарить дочери, допустимо. Возможно, он искренне взвешивал причины против этого действия и, таким образом, искренне верил, что поступает хорошо. Однако в этом случае вор не имеет права не подчиняться законам против воровства. Иными словами, государство не нарушает права вора, мешая ему в данном случае следовать своей совести.

Религиозная свобода – это свобода, которую человек имеет для выполнения своего долга искать Бога и подчинять свою нравственную жизнь Богу. У каждого человека есть разум, который ищет и наполняется истиной, и воля, свободная выбирать добро. Высшая истина и величайшее благо – это Бог.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts