Соблазн как: «Людей, которые могут противостоять соблазнам, меньшинство»: колонка биолога Ирины Якутенко

Содержание

«Людей, которые могут противостоять соблазнам, меньшинство»: колонка биолога Ирины Якутенко

21 августа 2020 Жизнь Колонка

О том, почему мы не можем отказаться от очередного куска торта или сигареты, какие вершины открываются тем, кто обладает большей силой воли, и что делать, если не родился чемпионом по борьбе с искушениями.

Ирина Якутенко

Биолог и научный журналист, автор книги «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами».

Что такое соблазны и какими они бывают

Соблазнами могут быть самые разные вещи: алкоголь, наркотики, сладкое, социальные сети, сериалы, компьютерные игры или привлекательные люди. Внешне они отличаются друг от друга, но на уровне мозга запускают один и тот же процесс: эмоциональный отклик «хочу» и желание как можно скорее заполучить вожделенный объект.

Это связано с возбуждением зон мозга, отвечающих за предвкушение удовольствия. Именно ожидание, что обладание неким объектом принесёт нам приятные ощущения, мотивирует нас что‑либо сделать: дойти до холодильника, пригласить девушку на свидание, откупорить бутылку шампанского, закурить сигарету, выложить очередное селфи в Instagram*.

Главная отличительная черта соблазна, определяющая вероятность, что мы поддадимся ему, — то, насколько быстро он принесёт удовольствие.

Скажем, Facebook*, эпизод сериала, выпивка с друзьями или торт — быстрые соблазны, которые дают нам удовольствие сразу. Поступление в престижный вуз и получение крутой специальности теоретически тоже может выступать соблазном (по крайней мере, в этом уверены многие родители) — ведь результатом будет интересная работа с отличной зарплатой. Но на деле перспектива не прельщает, потому что сначала нужно несколько лет готовиться к экзаменам, затем долго и упорно учиться и только потом, может быть, вас пригласят на работу в крутое место.

При этом поступление в университет должно быть более мощным соблазном, чем кусок торта, ведь выгоды в первом случае несоизмеримо больше. Загвоздка в том, что «разумные» зоны мозга, которые могут оценить эту разницу, в процессе эволюции появились значительно позже, чем участки, отвечающие за эмоциональный отклик. Ко всему прочему, зоны, определяющие наши «хочу» или «не хочу», гораздо более быстрые и мощные.

Импульс «хочу» моментально запускался при виде того, что увеличивало шансы особи на выживание и передачу своих генов следующим поколениям, — скажем, жирной еды или привлекательной самки.

Те, у кого этот импульс не включался или был слабеньким, с высокой вероятностью не выдерживали конкуренции. Таким образом, мы несём в своих клетках гены, из‑за которых наш мозг с повышенным энтузиазмом реагирует на сиюминутные соблазны.

Обещание немедленного удовольствия в буквальном смысле меняет вашу физиологию. Когда вы ожидаете, что сейчас съедите пиццу, в организме выделяются всевозможные гормоны и пищеварительные ферменты, и всё это усиливает предвкушение удовольствия. А когда размышляете о хорошей должности, не меняется ничего. Это просто мысли, которые не включают эмоциональную систему — или, наоборот, включают, но со знаком «минус», если вы вспомните, сколько придётся трудиться, чтобы эту должность получить. Именно поэтому долгосрочные цели устроиться на классную работу или похудеть проигрывают Facebook* и вкусному тортику.

Другими словами, сиюминутные удовольствия дают нам понятные и очевидные приятные ощущения, которые мы отчётливо и в красках предвкушаем. С долгосрочными целями так не происходит, потому что прежде, чем они принесут удовольствие — причём не гарантированное, — нужно долго и упорно работать, к тому же ограничивая себя в привычных радостях.

Почему одни способны отказаться от соблазнов, а другим сложно им противостоять

Тех, кто может противостоять соблазнам, меньшинство, но именно они добиваются успеха. Такие люди отличаются от остальных на уровне генетики, которая определяет, каким образом работают мозговые механизмы, когда мы встречаемся с соблазнами. Как мы будем действовать, выбирая между просмотром сериала и подготовкой к экзамену?

Люди, для которых мотивация поступить в университет сильнее, чем желание посидеть в Facebook*, существуют. Они могут гораздо ярче представлять успех, который ждёт их после выпуска из вуза. Или же «разумные» зоны мозга, которые отвечают за подавление сиюминутных импульсов, срабатывают у них лучше, чем у остальных. Вариантов много, но суть одна: их мозг при встрече с соблазном работает иначе.

Если поместить человека в томограф и предложить ему поддаться сиюминутному соблазну или отказаться от него ради отсроченного, но более выгодного предложения, можно определить, каким будет его решение, взглянув лишь на работу мозга, отражённую на экране прибора.

Из всего этого следует грустный вывод: развить в себе силу воли нельзя, она выдаётся нам с рождения — так же, как, например, цвет глаз.

Многочасовые размышления о том, как важно поступить в университет или похудеть, не сделают сиюминутные соблазны, доступные прямо здесь и сейчас, менее привлекательными. Если вы 100 раз до этого не смогли себя остановить и залезли в соцсеть или съели кусок торта, то почему у вас вдруг должно получиться в 101‑й? Ваш мозг работает так, как он работает, и новый на его месте, увы, не вырастет.

Какова примерная доля людей, которым повезло получить мозг, способный эффективно подавлять сиюминутные импульсы, выявил в 1960‑е годы американский психолог Уолтер Мишел в своём знаменитом зефирном тесте. Учёный сажал маленьких детей в пустой комнате, ставил перед ними тарелку с зефиркой (хотя на самом деле в первой версии были солёные крендельки и печенье) и предлагал два варианта действий. Первый — съесть угощение прямо сейчас и завершить эксперимент, а второй — подождать 15 минут и получить ещё одну такую же зефирку. В 60‑е годы XX века, когда в большинстве семей не было изобилия сладостей, это представляло по‑настоящему серьёзное искушение. Вторую зефирку дожидалась только треть испытуемых.

Мишел работал с разными детьми, но это соотношение — треть к двум третям — оставалось одинаковым. Спустя 20 лет после эксперимента учёный нашёл испытуемых и выяснил, как сложилась их жизнь. Оказалось, что дети, которые дождались вторую порцию зефира, в будущем поступали в более престижные университеты, получали лучшие должности и зарабатывали больше, чем те, кто не дождался. С терпеливыми реже приключались неприятности вроде разводов, подростковых беременностей или абортов, они гораздо реже имели те или иные зависимости.

Стоит сказать, что результаты Мишела пытаются опровергнуть с тех самых пор, как он их опубликовал. Но у всех таких попыток огромные проблемы с методологией, поэтому говорить о достоверности выводов не приходится. Например, в последней подобной статье авторы установили контрольное время ожидания 7 минут — при том, что в опытах Мишела детской воли в среднем хватало на 8,5 минуты. Естественно, что бо́льшая часть испытуемых выдерживала эти 7 минут и дожидалась второй зефирки.

Влияют ли внешние условия на стойкость к соблазнам

Многим не нравится утверждение, что генетика так сильно определяет нашу жизнь, но тут уж ничего не поделаешь. Однако поведение — сложная штука, и оно складывается в том числе и под воздействием окружающей среды. Проблема лишь в том, что она в большинстве случаев ухудшает нашу способность противостоять соблазнам и даёт дополнительное преимущество тем, кто способен от них воздерживаться.

Нормальная ситуация для живого существа — лежать на солнышке и максимально экономить энергию, чтобы в случае внезапной опасности были силы спастись.

Но при этом нужно есть, пить, спариваться и заботиться о потомстве. Чтобы заставить живые существа выполнять все эти энергозатратные действия, природа заложила в нас особые механизмы. Они связаны как раз с обещанием удовольствия от тех вещей, которые необходимы для выживания и размножения — например, калорийной еды или секса. Такие вещи вызывают резкий и мощный эмоциональный отклик «хочу», который служит триггером для мотивации заполучить их. В современном мире всё, что вызывает этот отклик, находится в переизбытке и быстрой доступности. Но наш мозг по‑прежнему работает так же, как у наших предков, и поэтому воспринимает калорийную еду и секс как абсолютное благо.

Более того, люди за свою недолгую историю придумали массу не менее мощных удовольствий, которых в прошлые периоды эволюционной истории вообще не было: компьютерные игры, сериалы, лайки в Instagram*, распродажи, кредитные карты, алкоголь, сигареты, наркотики.

Современный мир переполнен соблазнами, а наш мозг не успел адаптироваться и по‑прежнему хочет заполучить всё, что вызывает эмоциональный отклик.

Та самая мощная эмоциональная часть, которая отвечает за «хочу» / «не хочу», не понимает, что соцсети не так важны и в некоторых случаях даже вредны, а от постоянного злоупотребления сладким или спиртным рано или поздно разрушится здоровье.

И здесь возникает парадокс современного мира: несмотря на то что сегодня мы живём лучше, чем в любую другую эпоху, всё больше людей мучатся от отсутствия мотивации и ничего не добиваются, постоянно отвлекаясь на ерунду.

Что делать тем, кому трудно отказаться от сиюминутных удовольствий

Заставить мозг работать иначе невозможно, потому что заложенные в нём механизмы отклика на вещи, потенциально дающие удовольствие, за миллионы лет эволюции стали невероятно мощными. Просто так поменять их не получится. Секрет в том, чтобы их обойти, используя стратегии, которые не дадут развиться пагубной реакции «хочу».

1. Избегайте встречи с соблазном

Мозг видит привлекательный объект и понимает, что он принесёт много удовольствия, поэтому хочет скорее его заполучить. Если вы не родились чемпионом по силе воли, самый простой способ — намеренно не встречаться с соблазном. Совет кажется банальным, но многие им пренебрегают в надежде, что теперь‑то они поняли, как важно похудеть, бросить курить и зависать в интернете, и в 101‑й раз непременно справятся. С чего бы вдруг?

Каждый раз, когда вы проходите мимо вендинговой машины с шоколадками, в голове возникает желание купить лакомство и немедленно съесть. Если у вас проблемы именно по части сладкого, мотивация настолько сильная, что её практически невозможно побороть. Вы можете пройти мимо шоколадок прямо сейчас, но с высокой вероятностью вечером вы купите в магазине тортик или мороженое, чтобы удовлетворить желание, которое возникло днём и никуда не делось.

Если ходить другой дорогой, подальше от автомата, то мотивации купить шоколадку не возникнет. Это очень простая стратегия.

Если мозг не видит вашего любимого соблазна, то в нём не запускается древний импульс, побороть который эволюционно новой «силой мысли» не получится.

Та же история с алкоголем, сигаретами, распродажами — чем угодно. Если вы знаете, что у вас проблемы со спиртным, не ходите на банкеты с бесплатной выпивкой. Если вы шопоголик, настройте автоматический перевод зарплаты на счёт, с которого нельзя снимать деньги, когда вздумается. Если решили отказаться от сигарет, не бегайте с коллегами в курилку «просто поболтать». Можно сколько угодно говорить себе, что в этот раз вы выдержите, но вероятность такого исхода крайне мала.

2. Обеспечьте себе внешнее принуждение

Если у вас проблемы с силой воли, то желание осуществить какие‑то долгосрочные планы вряд ли появится, потому что у вас плохо работают механизмы, отвечающие за длительный отказ от удовольствий. Но можно искусственно создать ситуацию, благодаря которой вы таки сможете осуществить задуманное.

Представьте, что вы купили абонемент в спортивный зал, чтобы подкачаться. После первого занятия во всём теле ужасная боль, по лестнице спуститься невозможно, каждое движение доставляет дискомфорт. Большинству людей это не нравится, поэтому они перестают посещать тренажёрку, ежедневно придумывая очень убедительные оправдания, почему именно сегодня они не могут дойти до зала. Ровно по этой причине долгосрочные абонементы такие дешёвые.

Самая эффективная стратегия, если у вас беда с силой воли, но вы всё-таки хотите привести себя в форму, — нанять тренера, который станет вашей внешней мотивацией.

Мы социальные существа, поэтому договорённость о встрече в 19:00 у беговой дорожки, скорее всего, приведёт вас в тренажёрный зал, где тренер целый час будет заставлять вас заниматься. В процессе вы будете его ненавидеть, и спорт вряд ли станет для вас чем‑то приятным, но зато появятся результаты. Это гораздо эффективнее, чем ждать, когда с неба вдруг свалится внутренняя мотивация и вы с радостью полетите в зал. Не свалится. Зато может свалиться внешняя мотивация, но уже куда менее приятная — проблемы со здоровьем, которые потребуют от вас физических нагрузок.

Похожим образом работает ограничение доступа к социальным сетям и интернету в целом. Как это бывает обычно: вы приходите на работу, 10 минут что‑то делаете и чувствуете, что мозгу тяжело. В этот момент появляется невероятно сильное желание полистать ленту в социальной сети. Это утомившийся мозг требует выдать ему порцию удовольствий, потому что работать неприятно и нужна компенсация. Существуют программы, которые блокируют «ВКонтакте», Instagram* и вообще любой сайт на несколько часов. Если доступа нет, то и отвлечься не получится, так что внешние ограничения очень мощная стратегия.

3. Очерните соблазн

Порой невозможно избежать соблазна, и вы регулярно сталкиваетесь с ним нос к носу. В таком случае можно воспользоваться стратегией очернения. Эмоциональный импульс «не хочу» столь же мощен, как и «хочу», потому что он спасал жизни тысячам поколений наших предков. Скажем, я так сильно не хочу, чтобы тигр меня съел, что вдруг начинаю очень быстро бегать и отлично лазить по деревьям, хотя раньше даже не предполагал, что на такое способен.

Главная цель очернения — выработать негативную эмоциональную реакцию в ответ на зловредный соблазн.

Если ваша проблема — сладкое, можно долго и упорно изучать, что с нашим организмом делает сахар. При этом важно, чтобы информация была максимально красочной, провоцирующей эмоции, а не просто набором сухих фактов. Рассматривайте фотографии диабетических стоп и ампутированных ног, читайте истории людей, которые получили тяжёлые болезни, вызванные неправильным питанием. Важно, чтобы прочитанное и увиденное вызывало у вас отвращение.

Со временем эта информация станет частью вашего постоянного знания, и каждый раз, когда вы захотите полакомиться десертом после обеда, ужасные картинки начнут всплывать сами собой. И хотя первой реакцией, скорее всего, по‑прежнему будет «хочу», практически моментально (ведь это тоже эмоция) ей на смену придёт «не хочу», и вам будет намного проще отказаться от соблазна.

Минус этой стратегии в том, что вы навсегда лишаетесь «чистого» соблазна: к удовольствию от него теперь всегда будет примешиваться отвращение.

Читайте также 🧐

  • Как бросить курить за выходные
  • Как бросить пить
  • Как перестать есть сладкое

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Искушение, соблазн, прелесть — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 10 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читателя:

Я начал ходить в церковь не так давно. Много еще вещей непонятных, и я стараюсь сам разобраться. Но есть слова, смысл которых и разницу между ними я, как ни пытался, уловить не могу, хотя слышу их очень часто от священников и других верующих, еще их много в духовной литературе. Это слова искушение, соблазн и прелесть. Помогите, пожалуйста, в них разобраться и понять, какие именно явления в нашей жизни они описывают.

Андрей, Томск

На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко:

Чтобы прийти в нужное тебе место, нужно соблюдать как минимум два условия.

Во-первых, знать ориентиры, по которым можно туда добраться.

Во-вторых, внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о какое-нибудь препятствие и вместо достижения поставленной цели не оказаться в хирургическом отделении с переломом ноги.

Цель христианина — Царствие Божие. Ориентиры, по которым он туда идет, — заповеди Евангелия, не позволяющие сбиться с маршрута. А искушения, соблазны и прелесть — те самые препятствия, которые встречаются на этом пути.

Происхождение многих слов бывает сродни увлекательному приключению, во время которого исходный корень обрастает новыми смыслами, все дальше уходя от первоначального значения. Как это ни странно, предком слова «искушение» является глагол «кусать». Логика развития смыслов здесь примерно следующая. Кусать — значит не только отрывать зубами кусок от целого, но еще и, что называется, попробовать на зуб, проверить, можно ли это разгрызть. Соответственно, слово «искус» означает некое испытание, проверку на прочность или другие важные качества.

Искушение — некий процесс, позволяющий человеку выявить в себе нечто до поры скрытое, как хорошее, так и плохое. Это всего лишь набор обстоятельств, в которых мы оказываемся перед необходимостью выбирать между правдой и ложью, честью и низостью, верностью и изменой.

И в зависимости от того, что мы выбираем, искушение может закончиться как нашим поражением, так и нашей победой. Причем одни и те же обстоятельства могут для кого-то стать искушением, а для кого-то остаться рядовым фактом его повседневной жизни.

Например, человек во время прогулки в парке находит кошелек. В нем — приличная сумма денег и набор визиток с номером телефона хозяина кошелька. Если человек тут же, не задумываясь, звонит по указанному на визитке номеру, сообщает о своей находке и договаривается о времени и месте, чтобы вернуть кошелек, то никакого искушения в этой ситуации для него нет. Он не стоял перед выбором: возвращать найденные деньги или оставить их себе.

А вот другой вариант. Человек нашел кошелек с деньгами и визитками и не может принять решение сразу. С одной стороны, он понимает, что владелец кошелька сейчас страдает от этой потери. А с другой — у него самого дома дочка больная, которую нужно в платную клинику устраивать, просрочка по кредиту, штраф за неоплаченную парковку, жена постоянно пилит из-за маленькой зарплаты… Вот в этом случае ситуация оказывается для него искушением.

Она словно бы пробует его на зуб, проверяя, насколько он прочен, готов ли устоять перед внезапной возможностью решить свои проблемы ценой присвоения чужих денег. И если человек устоит, то выйдет из этого искушения с новыми духовными силами, которые он обретет в результате этого опыта. А если не выдержит, искушение окажется для него духовной катастрофой, которую в христианской традиции принято называть грехом.

Поэтому, когда у церковных людей в сложной ситуации вырывается досадливая реплика «Вот искушение-то!», важно понимать, что на самом деле в искушении мы стоим на развилке между возможностью роста и возможностью падения. Искушение — это не только кризис, но еще и потенциальное развитие, приобретение опыта, который потом будет давать знание и силу для преодоления своих слабостей и помощи другим людям.

К слову говоря, слово «искусство» имеет тот же корень, что и «искушение». И стать искусным в борьбе с грехом без опыта прохождения через искушения вряд ли возможно.

Конечно же, специально проверять себя на прочность и ставить себя в ситуацию подобного выбора не стоит. Не случайно в главной молитве христиан «Отче наш» звучит прошение к Богу «…и не введи нас во искушение». Однако и чрезмерный страх перед искушениями тоже не является признаком христианского благочестия. Сам Господь Иисус Христос проходил через различные искушения в Своей земной жизни. Он хорошо знает человеческую слабость, страх, сомнение, и потому всегда готов прийти на помощь к тем, кто Его об этой помощи просит: …Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18).

Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом так: «Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в том Он помогает и тем, которые страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, — Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, — именно теперь, после того как восприял плоть».

В отличие от искушения соблазн — это не процесс, а скорее некий предмет, который манит к себе человека в тех случаях, когда ценой приобретения желаемого становится нарушение Божьих заповедей.

Таким предметом может стать богатство, слава, успех у противоположного пола, власть и вообще все что угодно — от игрушечной лошадки до президентского кресла.

Искушение — это процесс, а соблазн — то, чем человек в этом процессе искушается. Так, сатана искушал Иисуса Христа тремя соблазнами — сытостью, славой и властью.

Само слово «соблазн» происходит от устаревшей формы «блазнь». По смыслу это  синоним искушения. Однако есть у этого слова и еще одно значение, которое в разговоре о духовной жизни представляется весьма важным. Блазнь — это морок, обман чувств, призрачное явление. Блазнить — чудиться, манить, мерещиться, казаться, морочить, обманывать. Соответственно, соблазн — это кажущееся благо, обман, иллюзия счастья, которая развеется тут же, как только человек нарушит ради него заповедь.

Собственно, грех — это и есть движение души в сторону соблазна, прыжок с обрыва навстречу призраку, сотканному из утреннего тумана.

Если мы попытаемся определить сущность зла, то с удивлением обнаружим, что у него нет сущности, оно лишь паразитирует на добре, искажая его до неузнаваемости. Так, образование ржавчины возможно лишь при наличии железа.

Болезнь возможна лишь при наличии здоровья. А зло паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Все наши природные влечения полезны, добры и заложены в нас Господом. А грех рождается как не вовремя и невпопад реализованный природный импульс.

Простой пример: человек хочет есть. Простая и вполне естественная потребность. Но можно просто пожарить себе яичницу, а можно отобрать завтрак у первоклассника. Можно взять деньги и пойти в хороший ресторан, а можно пообедать в этом ресторане и сбежать, не заплатив по счету. Можно утолить свой голод, а можно объесться и умереть от заворота кишок. Таким образом, грех рождается не в богоданной природе человека, а в тумане его личного выбора, как неверно выбранное направление действия воли.

Греческое слово «амартиа», означающее «грех», буквально переводится на русский язык как «мимо цели», «промах». Совершая грех, человек нацеливается на что-то, попадает, но потом оказывается, что сама цель изначально была иллюзорной и, кроме вреда, ничего не принесла.

Эта ложная цель и есть — соблазн.

Это слово обычно употребляется в положительном смысле, подчеркивая красоту и совершенство чего-либо. «Чистейшей прелести чистейший образец» — так накануне свадьбы восторженно писал Пушкин о знаменитой «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, находя в изображении Богоматери черты сходства со своей избранницей Натальей Гончаровой. Более близкий к нам по времени пример — трилогия Толкиена «Властелин колец». Там Горлум тоже с восхищением обращается к случайно попавшему в его руки кольцу всевластия — «моя прелессссть».

Казалось бы, все очевидно: прелесть — это высшая степень изящества, то, что радует глаз и согревает сердце. Но не торопитесь с выводами. По своему происхождению слово «прелесть» — старославянское. А вот корневая основа его «-лесть» заимствована из древнегерманского языка, где слово «lists» значило «козни», «хитрости». Странное дело: прелесть — и вдруг козни! Какая же связь? Но во времена того же Пушкина «прелестный» значило также — «соблазнительный», «прельщающий», а еще столетием раньше «прелестными» назывались, скажем, прокламации бунтовщиков или подкидные письма иностранных агентов, склоняющие к измене.

В православной традиции прелестью называют усвоение человеком лжи, принятой за истину.

В узком смысле это относится к аскетическим упражнениям, когда человек во время молитвы вдруг начинает чувствовать какие-то необычные состояния в теле (тепло в груди, сладость во рту) и принимает их за действие благодати. Сами по себе эти состояния вполне нормальны — движение крови в той или иной части тела или вкус содержащейся в слюне глюкозы мы обычно не ощущаем, потому что не концентрируем на этом внимание. Но бывает и так, что эти физиологические явления человек начинает наполнять духовным смыслом. Например, считает вкус сахара в собственной слюне — божественной сладостью произносимых им молитвословий, а теплоту в груди — стяжанием особой «теплой» молитвы, признаком духовного преуспеяния. Ну а что обычно происходит с духовно преуспевшими людьми? Конечно же, чудеса, недоступные простым смертным. И начинает такой человек чудесить разнообразными способами. Например, стоя на остановке, молитвой вызывать запаздывающий троллейбус.

А когда тот наконец покажется из-за поворота, с удовлетворением вздыхать: «Бог меня слышит, моя молитва действенна!» Или же, доведя себя постоянным внутренним напряжением до нервного истощения, начинает плакать по любому поводу и считать эти слезы благодатным даром.

У кого-то может «открыться» дар исцелений: они будут ощущать исходящую из них силу, способную лечить разные болезни. Кто-то может начать «пророчествовать», принимая свой обычный внутренний поток мыслей за некое откровение свыше. А самым «продвинутым» могут даже начать являться «ангелы» или же они начнут слышать их голоса у себя в голове. Финал такого «духовного преуспеяния» может оказаться очень печальным. Дело в том, что на определенном этапе к этому процессу самообмана подключается еще один участник. Тот самый, который предлагал Иисусу броситься вниз с тридцатиметровой высоты крыла Иерусалимского храма. Евангелие говорит, что диавол …повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк 4:9–11).

Прелесть — состояние, в котором человек сначала обольщает себя сам мыслями о собственной духовной исключительности. Тем самым он открывает доступ к своей душе для врага человеческого рода. Далее прельщать человека начинает уже дьявол.

В широком смысле прелестью можно считать любое состояние человека, когда он творит грех и идет в погибель, но убежден, будто у него все в порядке. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему, — находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада».

***
Искушение, соблазн, прелесть… Все эти понятия, несмотря на их разнообразие, можно объединить в общую систему, где у каждого из них будет своя роль и функция:

Искушение — это процесс, в котором человек проверяется на духовную прочность.

Соблазн — это предмет искушения, то, что прельщает человека, манит к себе ценой нарушения евангельских заповедей.

Прелесть — это состояние, в котором оказывается человек, не устоявший перед соблазном, но при этом упорно не желающий каяться, объясняющий самому себе и миру, что он все сделал правильно.

Все это вещи неприятные и даже опасные. Но не зря говорят: предупрежден — значит, вооружен. Тот, кто знает об опасности, сможет ее опознать, вооружиться против нее и эффективно ей противостоять. А оружие против всех видов греха у христиан во все времена было одно и то же — молитвенное обращение к Богу за помощью. И там, где, казалось бы, уже нет никаких сил противостоять искушению и соблазну, всегда остается возможность сказать в глубине души: «Господи! Ты видишь, как я слаб, но я не хочу грешить. Прошу Тебя — помоги!» И помощь обязательно придет. Правда, для этого необходимо одно условие: нужно действительно не хотеть грешить. И тут уже решение остается только за нами. Даже Бог не может помочь человеку там, где он сам не хочет этой помощи.

Иллюстрации Марии Сосниной

Как преодолевать искушения подобно Иисусу

Проблема искушения

Как люди, мы все подвержены искушению предаваться греховным мыслям и поведению. Мы от природы склонны к этому и сталкиваемся с хитрым врагом, умеющим использовать наши слабости против нас.

Многие из нас сталкиваются с искушениями, которые имеют более незначительные земные последствия, такие как сплетни, ложь по недосмотру или [пробел]. Но мы также можем столкнуться с искушениями, которые имеют более ужасные последствия, такие как пьянство, различные наркотики, распущенность, порнография и азартные игры, и это лишь некоторые из них.

Какими бы ни были земные последствия, любое потворство греху пагубно влияет на наши души, а нераскаянный грех подобен раковой опухоли для наших сердец. Это разъедает нашу близость с Иисусом. Грех отдаляет нас от Бога.

Почему мы искушаемы?

Иногда нас специально проверяют, насколько сильны наши убеждения. Иногда Бог использует наши страдания и испытания, чтобы укрепить нашу веру и упование на Него. Искушениям позволено быть перед нами, чтобы укрепить нашу решимость.

Разве это не более впечатляюще, когда кто-то на строгой диете отказывается от торта, сидящего прямо перед ней, чем просто сказать, что она не ест сахар?

То же и с нашей верой. Бог с любовью предлагает нам возможность выбрать Истину и крепко держаться своих убеждений, чтобы другие могли видеть Его в нас и чтобы наша вера в Него могла укрепиться.

Возьмем, к примеру, веру хананеянок в Матфея 15:21-28 .

Когда Иисус и Его ученики удалились в преимущественно языческую землю, на улице к ним подошла хананеянка. Она страстно просит Иисуса исцелить ее дочь. Сначала Иисус молчит, но женщина настаивает. Ученики, вероятно, встревоженные ее криками, просят Иисуса отослать ее. Коннотация этой фразы на языке оригинала — уйти с удовлетворением, поэтому, вероятно, ученики хотели, чтобы Иисус исцелил ее, чтобы она перестала кричать.

Иисус отвечает ей, подчеркивая, что Его нынешнее служение предназначено для евреев, и как нееврейка, она не была Его целевым народом, и Он прямо говорит ей об этом. Она не опровергает то, что Он говорит, а просто настаивает на своем.

Ее упорство было вознаграждено, и Иисус исцелил ее дочь, сказав ей, что она женщина великой веры.

Иногда у нас возникает соблазн сдаться, когда нам действительно нужно действовать.

Большие искушения часто предшествуют большой цели. Иисус был сильно искушаем непосредственно перед тем, как Он начал Свое служение на земле.

Как искушали Иисуса?

Матфея 4:1-11 описывает искушение Иисуса в пустыне. Библия говорит нам, что Он был «возведен Духом в пустыню для искушения от дьявола» и что «Он был голоден». Затем дьявол искушал Его использовать данную ему Богом силу, чтобы превратить камни вокруг Него в хлеб.

Затем сатана искушал Его силой и пытался посеять семена сомнения в Его разуме. Он использовал такие фразы, как «Если ты сын Божий…» и предлагал Ему всю власть над миром, если бы Он только поклонялся сатане вместо Бога.

Во время этих искушений Иисус устал, проголодался и, конечно же, ослабел. Он постился 40 дней и 40 ночей, прежде чем пришли искушения.

Часто так это выглядит и в нашей жизни. Наши искушения обычно не приходят, когда мы сильны и готовы; они часто приходят, когда мы уже устали, устали и сомневаемся в своей вере. Именно тогда дьявол наносит удар и пытается искушать нас ложью и семенами сомнения.

Он хитер и умен и точно знает, как сыграть на наших слабостях. Искушая Иисуса, он даже цитировал Писание; Вот почему нам так важно знать Библию для себя. Писание может быть вырвано из контекста и искажено, и нам нужно самим узнать, в чем заключается его настоящая истина.

Но во время этих прошений сатаны Иисус показывает нам, как лучше всего преодолеть искушение. Он не уступил ни одному, и в конце концов сатана отступил.

Как Он победил искушение?

Итак, как Иисус сделал это? Обличая ложь сатаны истиной Божьего Слова.

В каждом искушении, предложенном сатаной Иисусу, была истина, которую можно было обличить.

Сатана искушал Его, превратив камень в хлеб, потому что Он был голоден. В ответ Иисус процитировал Второзаконие 8:3, в котором говорится, что « Не хлебом единым жив человек, но каждым словом, исходящим из уст Господа, живет человек. »

Сатана искушал Иисуса броситься на город и позволить ангелам нести Его, цитируя и искажая Писание, говорящее о Его власти над ангелами. Иисус ответил, процитировав Второзаконие 6:16, в котором говорится: « не испытывай Бога твоего. »

И, наконец, сатана искушает Иисуса, предлагая Ему силу и власть над всеми царствами земли без необходимости терпеть крест, если только Он даст сатане поклонение и верность. Часто сатана предлагает нам короткие пути или результаты, которые кажутся действительно хорошими. Много раз они будут очень похожи на путь, по которому Бог хочет, чтобы мы шли, но мы можем быть уверены, что самый легкий и наименее трудный путь не от Бога. Если это кажется хорошим, чтобы быть правдой, большую часть времени это так.

Иисус осуждает это искушение, цитируя Второзаконие 6:13, где говорится: « Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Иисус не был искушен сатанинской ложью, потому что в сердце Своем Он был уверен в Божьей истине. Это образец для нас, друзья.

Нас нельзя сбить с пути ложью и семенами сомнений, если мы укоренены в истине.

Как мы можем преодолеть искушение, как Иисус?

Вы можете подумать: «Конечно, Иисус мог победить искушение. Он Бог! Как мне это сделать?»

Ответом является Святой Дух и сокрытие Писания в вашем сердце и разуме.

Существует также богословская теория о том, что Иисус «отложил» Свою Божественность, чтобы в полной мере испытать человечество. Вот почему Ему нужно было есть, спать и отдыхать, как и нам. Вот почему Он мог быть искушаем так же, как и мы. Он был полностью человеком.

Та же самая сила, которая была у Иисуса, чтобы победить своего искусителя, — это та же самая сила, которая живет внутри нас. Та же истина, которую Иисус написал в своем сердце и в своем разуме, доступна и нам, но мы должны выполнять работу.

Самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы преодолеть искушение, — это насытить свою жизнь Писанием и запомнить его.

Я использую красивый журнал с карточками в спиральном переплете из The Daily Grace, co. записать стихи Я хочу запомнить и проверить себя. Второзаконие 6:13 — это один из стихов, которые я выбрал для заучивания, чтобы напомнить своему сердцу, что Бог — единственный, Кому я должен служить. Это отличное напоминание, когда я чувствую, что другие вещи в моей жизни выползают на первое место.

Что нам делать, если мы поддались искушению?

Никто не идеален, включая меня. Если мы потворствовали или поддались искушению, пришло время покаяться и искать прощения. Если мы исповедуем Ему свои грехи, Он верен, чтобы простить нас ( 1 Иоанна 1:9 ).

Это когда мы пытаемся восстановить отношения, которые были повреждены нашим грехом, и даже когда мы начинаем искать ответственности и совета, чтобы бороться с искушением. Это может выглядеть как группа поддержки, преданный партнер по подотчетности, консультирование, реабилитационное лечение, пастырское консультирование, личное изучение Библии по теме или группы празднования выздоровления в вашей церкви.

Первый и самый важный шаг — признать свои слабости и полностью подчиниться Христу, потому что Его сила в нас совершается в наших немощах ( 2 Коринфянам 12:9 ).

Как только мы осознаем это и признаем свои недостатки, мы можем начать просить о помощи и поддержке и начать исцеляться.

Если бы это вас обнадежило, вы бы им поделились? Спасибо друг.

Как противостоять искушению подобно Иисусу

Каждый сталкивается с искушением. И на каком-то уровне все поддались этому. Все, кроме Иисуса. Я ходил по пустыне, где сатана искушал Иисуса.

(Фото: Иудейская пустыня. Предоставлено Иллюстрированной библиотекой библейских земель)

Боже мой, что за место. Насколько мог видеть мой глаз, он был пуст, сух и уныл. Я попытался представить одиночество и борьбу, которые Иисус вынес бы больше месяца. Но я не мог.

Как здесь Иисус устоял перед искушением?

Искушение приходит в трудную минуту

Мы едва выдерживаем пост день или два. Вы можете себе представить голодание 40 дней? Иисус сделал это, готовясь к искушению, и стал отчаянно голодным и нуждающимся. И в минуту нужды дьявол проскользнул внутрь. (Сатана ждет таких моментов) 9.0005

Если Ты Сын Божий, скажи этому камню стать хлебом (Луки 4:3).

Дьявол не идиот — и не джентльмен. Когда он искушает, он играет грязно. Без правил. Никаких уступок. Нет милосердия.

(Фото: Иудейская пустыня, место, где сатана искушал Иисуса. Предоставлено Иллюстрированной библиотекой библейских земель)

В момент уязвимости сатана искушал Иисуса удовлетворить Его законную потребность в еде незаконным образом. Это как если бы сатана сказал: «Преврати этот камень в хлеб — используй свою силу, чтобы удовлетворить свою нужду».

Какой дешевый выстрел. Тогда каждый камень станет искушением. И поверьте мне, в Иудейской пустыне полно камней! Ответ Иисуса показывает, что хотя Он и был голоден физически, Он был сыт духовно:

Написано: «Не хлебом одним будет жить человек» (Луки 4:4).

Как Иисус готовился к искушению

Чем занимался Иисус, кроткий и кроткий плотник, все эти молчаливые годы своего взросления в Назарете? Мы только что видели это. Его первые слова открыли нам это.

Написано.

Иисус рос с молотком в одной руке и свитком в другой. Он подготовился к трем с половиной годам служения, потратив около трех с половиной десятилетий на заучивание отрывков из Слова Божьего.

4 способа противостоять искушению подобно Иисусу

Внимание Иисуса к Слову Божьему дало Ему духовный источник, из которого он мог черпать во время искушения. Писание может сделать то же самое для нас.

Вот некоторые действия, которые вы можете предпринять, чтобы противостоять искушению, подобно Иисусу:

  1. Примите решение запоминать отрывки из Слова Божьего. Попросите друга привлечь вас к ответственности.
  2. Медитируйте над этим стихом в уме в течение дня. Цель — обновление вашего разума (Римлянам 12:1-2).
  3. При искушении цитируйте стихи вслух, помня, что они истинны, а искушение предлагает ложь.
  4. Если вы неоднократно сталкиваетесь с искушениями в одних и тех же областях, выучите стихи, относящиеся к этой теме (см. № 2 ниже).

4 Ресурсы, которые помогут в искушении

Вот некоторые ресурсы, которые могут оказаться полезными:

  1. Я извлек пользу из заучивания системы актуальной памяти.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts