Собрание агрессивные дети причины и последствия детской агрессии: Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание

«Детская агрессия»

Цели собрания:

 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

 

Участники: классный руководитель, родители детей класса

 

Человек обладает способностью любить,

      и  если он не может найти применения своей

        способности любить, он способен ненавидеть,

              проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

           он руководствуется как бегством от собственной

                              душевной боли….

         Эрих Фромм

 

— Уважаемые мамы и папы.

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

  Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

        

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки),  вербальной ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

 

Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах, представление портрета созданного каждой группой)

Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках.

 

Агрессивное поведение у детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.

        Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

        Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

 

                          Анализ анкетирования детей.

 Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.

 

Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.

 

 

Причины:

       1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы — они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал — что будет?).

3. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

4. Различные нарушения семейного воспитания.

 

     Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

     Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, сарказм и ирония, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность  в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

      Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

       К  примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно  в  школу  не  идти, я  напишу  учителю  записку, что  тебе  плохо. Не  надо  удивляться  родителям  этого  ребёнка, если  через  пару  лет  он  сам  напишет  записку

 учителю  и  распишется  за  отца  или  мать.

      Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

      В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

— При подготовке к родительскому собранию мы провели  исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами.

 

Профилактика агрессивного поведения.

·                   Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

·                   Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

·                   Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

·                   Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

·                   Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

·                   Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

·                   Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

·                   Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

·                   Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

·                   Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

  

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

·                    оно следует немедленно за проступком;

·                    объяснено ребенку;

·                    оно суровое, но не жестокое;

оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

 

               Методы для выражения подавленного гнева:

 

·                     Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

·                     Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать вокруг дома.

·                     Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

·                     Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

·                     Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

 

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

 

·                     обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

·                     обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

·                     следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

·                     быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

·                     поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

 

—  Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

 

Вот несколько советов:

·                    Учитесь слышать своих детей.

·                    Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.

·                    Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

·                    Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

Решение собрания.

 

1.                

Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

2.                 Делать установку на положительные эмоции.

3.                Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

                    Приложения к родительскому собранию

«Причины и последствия детской агрессии»

 

Приложение 1.

 

Анкета для учеников

 

Чаще всего я радуюсь, когда _________________________________________

Чаще всего я смеюсь, когда __________________________________________

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда _________________________

Чаще всего я плачу, когда __________________________________________

Чаще всего я злюсь, когда ___________________________________________

Чаще всего я обижаюсь, когда _______________________________________

Мне хорошо, когда меня ____________________________________________

Мне плохо, когда меня _____________________________________________

 

 

Приложение 2.

 

Тест для учеников

 

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я — добрый

Я — злой

Я — терпеливый

Я — нетерпеливый

Я — упрямый

Я — безразличный

Я  — хороший друг

Я — умный

Я — помощник

Я — обидчивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ

СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

 

1.     «МУХА».      

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2.    «ЛИМОН».       

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

3.    «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).     

Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

4.    «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».     

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

5.    «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».     

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

 

 

 

 

Приложение 4.

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо от­метить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

— Доброта

— Сочувствие

—  Покладистость

— Терпение

— Сопереживание

— Безразличие

— Упрямство

— Агрессивность

—  Нетерпимость

— Эгоизм

 

Приложение 5.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

1.      Как ваш ребенок относится к вам, родителям?

2.      Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?

3.       Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?

4.      Есть ли у ребенка друзья?

5.      Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?

6.      Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?

7.      Кто из членов семьи является для него авторитетом?

8.      Что хотели бы изменить в вашем ребенке?

9.      Нравятся ли вам его увлечения?

10.  Часто ли вы хвалите своего ребенка?

11.  Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?

12.  Как вы зовете ребенка дома?

13.  Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?

14.  Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?

15.  Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?

16.  Каков ваш ребенок?

17.  Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?

18.  Умеет ли проявлять сострадание, жалость?

19.  Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?

20.  Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?

21.   Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?

22.  Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?

23.  Если хвалите ребенка, то за что и как?

24.  Коротко о здоровье ребенка.

25.  Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

26.  В каких ситуациях он проявляет агрессию?

27.  Против кого он проявляет агрессию?

28.  Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

 

 

 

 

Приложение 6

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.

•         Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

•         Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

•         Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.

•         Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

•         Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

•         Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

•         Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.

•         Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.

•         Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

 

 

 

Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы  вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

·        ребенка бьют;

·        над ребенком издеваются;

·        над ребенком зло шутят;

·        ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; 

·        родители заведомо лгут;

·        родители пьют и устраивают дебоши; 

·         родители воспитывают ребенка двойной моралью;

·         родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; 

·         родители не умеют любить одинаково своих детей; 

·         родители ребенку не доверяют;

·         родители настраивают ребенка друг против друга; 

·         родители не общаются со своим ребенком; 

·         вход в дом закрыт для друзей ребенка;

·         родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

·         родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

 Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требователь­ность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, забо­ту, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

 

«Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии»».

Кл.рук.2 «В» класса Косумова А.З.

2017.

Цели задачи:

формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей,

познакомить с методами её коррекции и своего поведения в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях

формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления,

наметить пути сотрудничества педагога и родителей в профилактике детской агрессивности.

Верная указка не кулак, а ласка.

Народная мудрость.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы. Тема нашего собрания серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. Тема, к сожалению, не случайна, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ. Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуляния, спокойного и безмятежного сна. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи. В той или иной мере агрессивность свойственна всем людям. Вспомните себя: часто нас захватывают отрицательные эмоции, хочется накричать, вспылить, но, как правило, мы все-таки сдерживаем гнев. А вот наши малыши пока не умеют управлять своими чувствами. Со временем агрессия может закрепиться в таких чертах личности, как черствость, язвительность, вспыльчивость, поэтому необходимо организовать помощь ребенку как можно раньше.

Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причи­няет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Аг­рессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нару­шение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для дости­жения определенной цели. Она очень часто выражается у малень­ких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, на­правленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Без­условно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивно­стью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает ос­корбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуа­ции в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения мно­го: положение ребенка в коллективе, отношение к нему свер­стников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информа­ции.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту ли­нию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это дру­гое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, ко­торые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивно­сти расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, не­терпимостью и властностью, враждебностью к факту существова­ния ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночест­во, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: сло­вом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

И все таки, каковы же причины возникновения агрессивного поведения у детей?  Грубое и жестокое отношение к нему родителей. Ребенок живет в атмосфере неприятия, нелюбви к нему.

Агрессивное поведение родителей между собой: оскорбления, крики, брань, хамство, унижение друг друга – все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни

 Непоследовательность родителей. Когда сегодня им удобны одни нормы поведения, а завтра, в этой же ситуации, другие. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера так же могут обуславливать его агрессивность. Что же делать нам, взрослым, столкнувшись с проявлениями детской агрессии? Зачастую это вызывает у нас недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают взрослые, наказывают ребенка. А оказывается, напрасно. Просто ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести.

А нам, взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Я предлагаю вам следующие советы психологов:

  1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: “если ты себя так будешь вести, то мама с папой тебя больше любить не будут!” Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

  2. Если ребенок просит поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: “Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один”. И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

  3. Агрессия в высказываниях Проблема засорения нашей речи “ненормативной лексикой” в настоящее время обсуждается везде. Нас уже не шокируют телепередачи, статьи в газетах и журналах, где скользит брань. Поэтому совсем неудивительно, что наши дети очень рано узнают о существовании таких слов. Каковы же наши действия в этих случаях.

а) Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

б) Следите сами за собственной речью.

в) Если ребенок спрашивает о значении того или иного слова, не уходите от ответа. Постарайтесь так объяснить ему значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять.

г) Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, извинитесь перед ним, объясните, что вам не удалось сдержаться, и вы поступили плохо. Впредь старайтесь держать себя в руках.

  1. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

  2. Как я уже упоминала, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

  3. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

  4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо

  5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что “у их детей от них не должно быть никаких секретов”. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

  6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

  7. Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Постарайтесь утешить, успокоить обиженного ребенка. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах

  8. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.

  9. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: “Хороший мальчик” или: “Хорошая девочка”. Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним”. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

  10. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и взрослых). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

14. Нужно постараться исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

15. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

16. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Памятки для родителей по предупреждению детской агрес­сивности

Памятка №1

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открыто­сти и доверия.

  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не все­ляйте в его душу несбыточных надежд.

  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

  • Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувства­ми и слабостями.

  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зави­симости от его учебных успехов.

  • Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

  • Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка №2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ре­бенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа поду­майте над тем, что можно еще изменить. Пока еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом ар­сенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Протокол родительского собрания

Протокол № 7  родительского собрания класса 2 «В» классе.

Тема: «Причины и последствия детской агрессии.».

Присутствовало:12 человек.

Отсутствовало: 2человек

Повестка собрания:

1. Причины и последствия детской агрессии.

2. Подведение итогов успеваемости за третью четверть.

Слушали: По первому вопросу слушали классного руководителя Косумову А.З..

В своем выступлении обратила внимание на то, что мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание. Айшат Зайнадиевна назвала «золотые правила воспитания, которые помогут родителям в воспитании ребенка.

По второму вопросу слушали к. рук. Она ознакомила с итогами успеваемости за третью четверть. Дала несколько рекомендаций родителям для улучшения успеваемости уч-ся.

Решение:

1. Принять к сведению рекомендации учителя.

2. Выполнять контроль за выполнением домашних заданий детьми.

Секретарь……………….

Физическая агрессия в раннем детстве: траектории и предикторы

1. Broidy LM, Nagin DS, Tremblay RE, et al. Траектории развития деструктивного поведения в детстве и правонарушений подростков: межнациональное исследование, проведенное в шести центрах. Дев Психология. 2003; 39: 222–245. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. McCord J, Widom CS, Crowell NE. Ювенальная преступность, ювенальная юстиция. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии; 2001. [Google Scholar]

3. Reiss AJ, Roth JA, редакторы. Понимание и предотвращение насилия. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии; 1993. [Google Scholar]

4. Фаррингтон Д.П. Детские, подростковые и взрослые черты агрессивных мужчин. В: Huesmann LR, редактор. Агрессивное поведение: современные перспективы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс; 1994. С. 215–240. [Google Scholar]

5. Фергюссон Д.М., Хорвуд Л.Дж. Ранние проблемы с поведением и более поздние жизненные возможности. J Детская психологическая психиатрия. 1998; 39: 1097–1108. [PubMed] [Google Scholar]

6. Кокко К., Пулккинен Л. Агрессия в детстве и длительная безработица во взрослом возрасте: цикл дезадаптации и некоторые защитные факторы. Дев Психология. 2000; 36: 463–472. [PubMed] [Академия Google]

7. Нагин Д., Тремблей Р.Э. Траектории физической агрессии, оппозиции и гиперактивности мальчиков на пути к физически насильственной и ненасильственной преступности несовершеннолетних. Детский Дев. 1999;70:1181–1196. [PubMed] [Google Scholar]

8. Сербин Л.А., Куперман Дж.М., Петерс П.Л., Леху П.М., Стек Д.М., Шварцман А.Е. Межпоколенческая передача психосоциального риска у женщин с детскими историями агрессии, абстиненции или агрессии и абстиненции. Дев Психология. 1998; 34:1246–1262. [PubMed] [Академия Google]

9. Stattin H, Magnusson D. Роль раннего агрессивного поведения в частоте, серьезности и типах более поздних преступлений. J Consult Clin Psychol. 1989; 57: 710–718. [PubMed] [Google Scholar]

10. Ривара Ф.П., Шеперд Дж.П., Фаррингтон Д.П., Ричмонд П.В. Жертва как правонарушитель в молодежном насилии. Энн Эмерг Мед. 1995; 26: 609–614. [PubMed] [Google Scholar]

11. Шеперд Дж.П., Али М. А., Хьюз А.О., Леверс Б.Г. Тенденции насилия в городах: сравнение записей аварийно-спасательных служб и полиции. JR Soc Med. 1993;86:87–88. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Lipsey MW, Derzon JH. Предикторы насильственных или серьезных правонарушений в подростковом и раннем взрослом возрасте: синтез лонгитюдных исследований. В: Loeber R, Farrington DP, редакторы. Серьезные и жестокие несовершеннолетние правонарушители: факторы риска и успешные меры. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications; 1998. С. 86–105. [Google Scholar]

13. Tremblay RE, LeMarquand D. Индивидуальные факторы риска и защиты. В: Loeber R, Farrington D, редакторы. Дети-правонарушители: развитие, вмешательство и потребности в обслуживании. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications; 2001. стр. 137–164. [Академия Google]

14. Джуби Х., Фаррингтон Д.П. Распутывание связи между разрушенными семьями и преступностью. Бр Дж Криминол. 2001; 41: 22–40. [Google Scholar]

15. МакКорд Дж. Семейные отношения, преступность среди несовершеннолетних и преступность среди взрослых. Криминология. 1991; 29: 397–417. [Google Scholar]

16. Нагин Д., Тремблей Р.Э. Родительские и ранние детские предикторы стойкой физической агрессии у мальчиков от детского сада до старшей школы. Арх генерал психиатрия. 2001; 58: 389–394. [PubMed] [Академия Google]

17. Паттерсон Г.Р., Кросби Л., Вучинич С. Прогнозирование риска досрочного ареста полицией. Дж Квант Криминол. 1992; 8: 335–355. [Google Scholar]

18. Нагин Д., Погарски Г., Фаррингтон Д.П. Матери-подростки и криминальное поведение их детей. Law Soc Rev. 1997; 31:137–162. [Google Scholar]

19. Рейн А., Бреннан П., Медник С.А. Взаимодействие между осложнениями при рождении и ранним отвержением матери в предрасположенности людей к насилию во взрослом возрасте: специфика серьезного раннего насилия. Am J Психиатрия. 1997;154:1265–1271. [PubMed] [Google Scholar]

20. Moffitt TE Группа по изучению электронных рисков. Матери подросткового возраста в современной Британии. J Детская психологическая психиатрия. 2002; 43: 727–742. [PubMed] [Google Scholar]

21. Dionne G, Tremblay RE, Boivin M, Laplante D, Perusse D. Физическая агрессия и экспрессивная лексика у 19-месячных близнецов. Дев Психология. 2003; 39: 261–273. [PubMed] [Google Scholar]

22. Lyons JJ, True WR, Eisen SA, et al. Дифференциальная наследуемость взрослых и ювенильных антисоциальных признаков. Арх генерал психиатрия. 1995;52:906–915. [PubMed] [Google Scholar]

23. Rowe DC, Farrington DP. Семейная передача судимости. Криминология. 1997; 35: 177–201. [Google Scholar]

24. Caspi A, McClay J, Moffitt T, et al. Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. 2002; 297:851–854. [PubMed] [Google Scholar]

25. Brame B, Nagin DS, Tremblay RE. Траектории развития физической агрессии от поступления в школу до позднего подросткового возраста. J Детская психологическая психиатрия. 2001; 42: 503–512. [PubMed] [Академия Google]

26. Данн Дж., Манн П. Становление членом семьи: семейный конфликт и развитие социального взаимопонимания на втором курсе. Детский Дев. 1985; 56: 480–492. [Google Scholar]

27. Хэй Д.Ф., Касл Дж., Дэвис Л. Применение силы малышами против знакомых сверстников: предвестник серьезной агрессии? Детский Дев. 2000; 71: 457–467. [PubMed] [Google Scholar]

28. Кинан К., Шоу Д.С. Развитие агрессии у малышей: исследование малообеспеченных семей. J Abnorm Child Psychol. 1994;22:53–77. [PubMed] [Google Scholar]

29. Кинан К., Вакшлаг Л.С. Более ужасных двоек: характер и выраженность поведенческих проблем у дошкольников, обратившихся в клинику. J Abnorm Child Psychol. 2000; 28:33–46. [PubMed] [Google Scholar]

30. Tremblay RE, Japel C, Pérusse D, et al. Поиски возраста «начала» физической агрессии: новый взгляд на Руссо и Бандуру. Преступное поведение Ment Health. 1999; 9:8–23. [Google Scholar]

31. Olds D, Henderson CR, Cole R, et al. Долгосрочные эффекты посещения дома медсестры на преступное и антиобщественное поведение детей: пятнадцатилетнее наблюдение за рандомизированным контролируемым исследованием. ДЖАМА. 1998;280:1238–1244. [PubMed] [Google Scholar]

32. Eckenrode J, Ganzel B, Henderson CR, Jr, et al. Предотвращение жестокого обращения с детьми и безнадзорности с помощью программы посещения медсестрой на дому: ограничивающие последствия домашнего насилия. ДЖАМА. 2000; 284:1385–1391. [PubMed] [Google Scholar]

33. Pagani L, Boulerice B, Vitaro F, Tremblay RE. Влияние бедности на академическую неуспеваемость и правонарушения у мальчиков: подход модели изменения и процесса. J Детская психологическая психиатрия. 1999;40:1209–1219. [PubMed] [Академия Google]

34. Сэмпсон Р.Дж., Лауб Дж.Х. Городская бедность и семейный контекст правонарушений: новый взгляд на структуру и процесс в классическом исследовании. Детский Дев. 1994; 65: 523–540. [PubMed] [Google Scholar]

35. Jaffee S, Caspi A, Moffitt TE, Belsky J, Silva P. Почему дети, рожденные матерями-подростками, подвержены риску неблагоприятных исходов в юношеском возрасте? Результаты 20-летнего лонгитюдного исследования. Дев психопат. 2001; 13: 377–397. [PubMed] [Google Scholar]

36. Fergusson DM, Woodward LJ, Horwood LJ. Курение матери во время беременности и психиатрическая адаптация в позднем подростковом возрасте. Арх генерал психиатрия. 1998;55:721–727. [PubMed] [Google Scholar]

37. Вакшлаг Л.С., Лахи Б.Б., Лебер Р., Грин С.М., Гордон Р.А., Левенталь Б.Л. Курение матери во время беременности и риск расстройства поведения у мальчиков. Арх генерал психиатрия. 1997; 54: 670–676. [PubMed] [Google Scholar]

38. Orlebecke JF, Knol DL, Verhulst FC. Проблемы с поведением детей усугубляются курением матери во время беременности. Арка здоровья окружающей среды. 1999; 54:15–19. [PubMed] [Google Scholar]

39. Бреннан П.А., Грекин Э.Р., Медник С.А. Курение матери и криминальные последствия. Арх генерал психиатрия. 1999;56:215–219. [PubMed] [Google Scholar]

40. Weissman MM, Warner V, Wickramaratne PJ, Kandel DB. Курение матери во время беременности и психопатология у потомства во взрослом возрасте. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1999; 38: 892–899. [PubMed] [Google Scholar]

41. Pagani L, Boulerice B, Tremblay RE, Vitaro F. Поведенческое развитие детей после развода и повторного брака. J Детская психологическая психиатрия. 1997; 38: 769–781. [PubMed] [Google Scholar]

42. Wadsworth MEJ. Отпечаток времени: детство, история и взрослая жизнь. Оксфорд, Англия: Clarendon Press; 1991. [Google Scholar]

43. Raine A, Reynolds C, Venables PH, Mednick SA, Farrington DP. Бесстрашие, поиск стимуляции и крупный размер тела в возрасте 3 лет как ранняя предрасположенность к детской агрессии в возрасте 11 лет. Арх генерал психиатрия. 1998; 55: 745–751. [PubMed] [Google Scholar]

44. Tremblay RE, Pihl RO, Vitaro F, Dobkin PL. Прогнозирование раннего начала мужского антиобщественного поведения по дошкольному поведению. Арх генерал психиатрия. 1994; 51: 732–738. [PubMed] [Академия Google]

45. Паттерсон Г.Р., Рейд Дж.Б., Дишон Т.Дж. Антисоциальные мальчики. Юджин, Орегон: Касталия; 1992. [Google Scholar]

46. Cairns RB, Cairns BD, Neckerman HJ, Ferguson LL, Gariepy JL. Рост и агрессия: 1. от детства до ранней юности. Дев Психология. 1989; 25: 320–330. [Google Scholar]

47. Бейтс Дж., Фриланд С., Лаунсбери М.Л. Измерение сложности младенцев. Детский Дев. 1979; 50: 794–803. [PubMed] [Google Scholar]

48. Boivin M, Perusse D, Saysset V, Tremblay N, Tremblay RE. Продольное исследование развития детей в Квебеке (ÉLDEQ 1998–2002) Квебек, Квебек, Канада: Статистический институт города Уебек; 2000. Восприятие и поведение родителей; стр. 21–35. [Google Scholar]

49. Zoccolillo M. Longitudinal Study of Child Development in Québec (ÉLDEQ 1998–2002) Québec, Québec, Canada: Institut de la statistique duq Uébec; 2000. Здоровье родителей и социальная адаптация: часть II, социальная адаптация; стр. 37–45. [Google Scholar]

50. Статистическое управление Канады. Обзор инструментов обследования для сбора данных за 1994–95 годы, цикл 1. Оттава, Онтарио, Канада: Статистическое управление Канады; 1995. [Google Scholar]

51. Нагин Д. Анализ траекторий развития: полупараметрический групповой подход. Психологические методы. 1999; 4: 139–177. [Google Scholar]

52. Родер К., Линч К., Нагин Д.С. Моделирование неопределенности в латентном членстве в классе: тематическое исследование в криминологии. J Am Stat Assoc. 1999; 94: 766–776. [Google Scholar]

53. Tremblay RE. Развитие агрессивного поведения в детстве: чему мы научились за прошедший век? Int J Behav Dev. 2000;24:129–141. [Google Scholar]

54. Робинс Л.Н., Уэст П.А., Херьяник Б.Л. Арест и правонарушение в двух поколениях: исследование черных городских семей и их детей. J Детская психологическая психиатрия. 1975; 16: 125–140. [PubMed] [Google Scholar]

55. Pagani L, Boulerice B, Tremblay RE. Влияние бедности на размещение детей в классе и проблемы с поведением в начальной школе: подход модели изменения. В: Дункан Г., Брукс-Ганн Дж., редакторы. Последствия взросления в бедности. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Мудрец; 1997. стр. 311–339. [Google Scholar]

56. Suomi SJ. Траектории развития, ранний опыт и последствия для сообщества: уроки исследований с макаками-резусами. В: Китинг Д.П., Герцман С., редакторы. Здоровье развития и богатство наций. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 1999. С. 185–200. [Google Scholar]

57. Бьоркквист К., Лагерспец К.М., Каукиайнен А. Девочки манипулируют, а мальчики дерутся? Тенденции развития прямой и косвенной агрессии. Агрессивное поведение. 1992;18:117–127. [Google Scholar]

58. Крик Н.Р., Касас Дж.Ф., Мошер М. Реляционная и открытая агрессия в дошкольном возрасте. Дев Психология. 1997; 33: 579–588. [PubMed] [Google Scholar]

59. Tremblay RE, Boulerice B, Harden PW, et al. Министерство развития людских ресурсов Канады, Статистическое управление Канады. Взросление в Канаде: Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи. Оттава, Онтарио, Канада: Статистическое управление Канады; 1996. Становятся ли дети в Канаде более агрессивными по мере приближения к подростковому возрасту? стр. 127–137. [Академия Google]

60. Паттерсон Г.Р. Принудительный семейный процесс. Юджин, Орегон: Касталия; 1982. Подход социального обучения к семейному вмешательству: III. [Google Scholar]

61. Рейн А. Аннотация: роль префронтальной недостаточности, низкого вегетативного возбуждения и факторов раннего здоровья в развитии асоциального и агрессивного поведения у детей. J Детская психологическая психиатрия. 2002;43:417–434. [PubMed] [Google Scholar]

62. Borge A, Rutter M, Côté S, Tremblay RE. Ранний уход за детьми и физическая агрессия: дифференциация социального отбора и социальной причинности. J Детская психологическая психиатрия. 2004; 45: 367–376. [PubMed] [Академия Google]

63. Холмберг М.С. Кандидатская диссертация. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл; 1977. Развитие моделей социального обмена от 12 до 42 месяцев: перекрестный и краткосрочный продольный анализ. (Microfilms International 78-7137) [Google Scholar]

64. Restoin A, Montagner H, Rodriguez D, et al. Chronologie des comportements de Communication et profiles de comportement chez le jeune enfant [Хронология коммуникативного поведения и моделей поведения у детей младшего возраста] В: Tremblay RE, Provost MA, Strayer FF, editors. Этология и развитие ребенка. Париж, Франция: Editions Stock/Laurence Pernoud; 1985. стр. 93–130. [Google Scholar]

65. Вакшлаг Л., Пикетт К.Е., Кук Э., Беновиц Н.Л., Левенталь Б. Курение матери во время беременности и выраженное антиобщественное поведение потомства: обзор. Am J Общественное здравоохранение. 2002; 92: 966–974. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Olds DL, Henderson CR, Chamberlin R, Talelbaum R. Предотвращение жестокого обращения с детьми и безнадзорности: рандомизированное исследование посещения медсестер на дому. Педиатрия. 1986; 78: 65–78. [PubMed] [Google Scholar]

67. Tremblay RE, LeMarquand D, Vitaro F. Профилактика ODD и CD. В: Quay HC, Hogan AE, редакторы. Справочник по деструктивным расстройствам поведения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers; 1999. стр. 525–555. [Google Scholar]

Агрессия: физическая агрессия с раннего детства до зрелого возраста


Мэтью Э. Янг, доктор философии, Кейт Кинан, доктор философии
Чикагский университет, США
, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Дошкольники, у которых не выработались соответствующие возрасту стратегии регулирования агрессивного поведения, подвержены высокому риску хронического агрессивного и антиобщественного поведения. Агрессия сочетается с несколькими распространенными проблемами в раннем детстве, включая импульсивность, нарушение регуляции эмоций и задержку речи, и является частой причиной обращения к врачу. Как именно эти другие проблемы взаимодействуют с агрессией, все еще исследуется. Эти сопутствующие проблемы у некоторых детей могут усугубить агрессию. У других детей нарушения в этих других областях функционирования могли предшествовать трудностям с агрессией. Проблемы с агрессией обычно развиваются в контексте взаимодействия между биологическими и социальными факторами риска, историей обучения и поведением родителей. 1

Субъект

Основные изменения в когнитивной и социально-эмоциональной сферах происходят в раннем детстве. Что касается когнитивного развития, то появление все более сложных вербальных навыков, самосознания и целенаправленного поведения способствует сильному стремлению ребенка к независимости. Одновременно родители начинают устанавливать правила и ограничения как в ответ на вновь обретенную автономию ребенка, так и в качестве естественной части процесса социализации. Столкновения между самоутверждением ребенка и установленными родителями ограничениями приводят к более частым эпизодам фрустрации и расстройства. Таким образом, некоторое агрессивное поведение в ответ на фрустрацию типично для развития в раннем возрасте. Новые навыки, по-видимому, влияют на траекторию ранней агрессии. Например, растущая способность ребенка регулировать внимание и негативные эмоции, подавлять импульсивные реакции и использовать социальное общение для разрешения конфликта или выражения потребностей обеспечивает основу для использования поведения, отличного от агрессии, в ответ на разочарование, гнев, страх и т. д. Фактически, интенсивность реакции гнева у малышей, подвергающихся фрустрирующим задачам, связана с уровнем агрессии в более позднем детстве. 2 Оценка развития навыков ребенка важна для определения необходимости устранения задержек в других областях функционирования.

Проблемы

Определение атипичной агрессии в дошкольном возрасте вызывает споры, 3 отчасти из-за нежелания ставить ярлыки или диагностировать маленьких детей или применять неподходящие для развития понятия из литературы об агрессии у пожилых людей. Агрессия широко определяется в литературе по психологии развития и аномальной психологии 9 .0150 4 , что приводит к набору моделей поведения, которые варьируются от типичного и адаптивного до нетипичного и неадекватного. Теперь мы знаем, что маленькие дети, проявляющие высокий уровень агрессии, подвергаются высокому риску сохранения проблемного поведения и нуждаются в помощи.5,6 Агрессивное поведение связано с нарушениями в ряде областей развития (например, физического, когнитивные) и могут усугубляться сопутствующими проблемами. Например, задержки в языковом развитии могут препятствовать общению о потребностях, ухудшать социализацию эмпатии и регулирование эмоций и негативно влиять на отношения со сверстниками. Задержки речи также способствуют дефициту социальных навыков, что может привести к усилению агрессии в среднем детстве. 7   

Ключевые вопросы исследования

Агрессивное поведение проявляется рано, 8 , и даже эти ранние формы могут сохраняться и становиться проблематичными. 1,4,5 Более того, высокий уровень агрессии, проявляющийся уже в раннем возрасте, является предиктором более поздних деструктивных расстройств поведения. 9 В результате этих открытий была получена более высокая оценка способности исследований хронической агрессии у маленьких детей информировать исследования о причинах серьезной агрессии. В течение первых пяти лет жизни возникают многие критические дефициты, которые создают основу для стойкого или проблематичного агрессивного поведения. 10 Дисрегуляция эмоций, невнимательность, импульсивность и другие задержки развития, особенно в области социального общения, вероятно, влияют на течение агрессивного поведения. Взаимодействия между генами и окружающей средой, вероятно, также окажут важное влияние. Например, гаплотипы гена переносчика серотонина, по-видимому, смягчают влияние неподдерживающего раннего воспитания на непослушание и агрессию. 11,12 Учитывая неоднородность проявлений ранней агрессии, характеристика факторов риска и сопутствующих проблем должна быть ключевой целью исследования.

Недавние результаты исследований

За последнее десятилетие накапливались данные, чтобы прояснить подтипы агрессии, относительное влияние некоторых факторов риска, таких как бессердечно-неэмоциональные черты (CU), и влияние жестокого обращения с детьми на развитие агрессивное поведение.

Дети, проявляющие черты CU, демонстрируют более высокий риск развития реактивной агрессии в подростковом возрасте, но вклад черт CU в реляционную агрессию, по-видимому, смягчается наличием сопутствующих проблем интернализации. 13  Более того, раннее начало антисоциального поведения, включая агрессию, является лучшим предиктором антисоциального поведения в подростковом и раннем взрослом возрасте, чем наличие признаков CU. 14  Травма и жестокое обращение уже давно считаются важными факторами, коррелирующими с агрессией в подростковом возрасте, и недавние данные, полученные в норвежской выборке, свидетельствуют о том, что дети, подвергшиеся жестокому обращению (то есть физическому, эмоциональному или сексуальному), более склонны к развитию агрессии, чем дети. дети, подвергшиеся безнадзорности или жестокому обращению. Эти данные ограничены однородной выборкой и потому, что в эту выборку включено много детей старше пяти лет. 15 Однако более крупное и разнообразное исследование показало, что определенная форма жестокого обращения с детьми (хроническое подвергание насилию в обществе) была связана с развитием агрессии даже у детей в возрасте трех лет, возможно, из-за эмоциональной десенсибилизации к насилию. 16 

Передача тяжелого агрессивного поведения из поколения в поколение, скорее всего, обусловлена ​​взаимодействием между ассортативным спариванием, генетикой и социальными и экологическими факторами, а не каким-либо одним изолированным фактором риска. 17 Было установлено, что некоторые черты ребенка являются модераторами развития агрессии, в том числе IQ, требующий усилий контроль над эмоциями/поведением, теория мышления, понимание эмоций и склонность к враждебной атрибуции. 18  

Вмешательство

Агрессия у детей дошкольного возраста не считается психическим заболеванием или диагнозом как таковым, но обычно рассматривается в контексте вмешательств по поводу других состояний, таких как проблемы экстернализации, деструктивные расстройства поведения или психиатрические и сопутствующие заболевания. Например, уменьшение проблем с агрессией в контексте задержки развития обычно требует вмешательства, направленного на задержку, а не просто на уменьшение агрессивного поведения. Психофармакология, поведенческая и семейная терапия, а также более широкие службы раннего вмешательства часто используются для борьбы с агрессией в этой популяции. Программы раннего вмешательства, которые не являются , в частности , нацеленные на агрессию, такие как Head Start, продемонстрировали благотворное влияние на агрессивное поведение. 19 Большая часть данных, подтверждающих эффективность психофармакологии при дошкольной агрессии, основана на исследованиях по лечению сочетанных психических и психических заболеваний. 20  

Психотерапевтические вмешательства для снижения и предотвращения агрессии у маленьких детей обычно оцениваются как часть более широких протоколов лечения экстернализации поведения. В этой литературе индивидуальная и групповая поведенческая терапия родителей признана хорошо зарекомендовавшей себя доказательной терапией. 21 Тайм-аут положительного подкрепления (процедура оперантного обусловливания, обычно называемая просто «тайм-аут») является одним из самых безопасных и эффективных вмешательств для снижения агрессивного поведения дошкольников, когда используется родителем/опекуном в планомерным, предсказуемым образом в сочетании с другими стратегиями управления поведением. Тайм-аут особенно эффективен в борьбе с преднамеренно противодействующим поведением детей, и его использование не вызывает немедленных или долгосрочных побочных эффектов.2 2,23 В дополнение к убедительным доказательствам, подтверждающим его эффективность, тайм-аут совместим с поведенческими, семейными системами, подходами к дисциплине, основанными на привязанности и травмах. 24  

Пробелы в исследованиях

Две области исследований все еще находятся на ранних стадиях разработки. Во-первых, это понимание половых различий в ранней агрессии. Многочисленные исследования демонстрируют половые различия в продолжительности ранней агрессии. 25 Исследование половых различий в характеристиках сопутствующих проблем с агрессией поможет предложить причинно-следственные модели хронической агрессии в процессе развития. Одним из примеров такого исследования является Хилл и его коллеги 9.0150 26 более 400 девочек и мальчиков дошкольного возраста в возрасте от 2 до 5 лет. Плохая регуляция эмоций и невнимательность в возрасте 2 лет были важными предикторами хронических и клинически значимых уровней агрессии и неповиновения для девочек, тогда как невнимательность была предиктором для мальчиков.

Вторая область — выявление подгрупп агрессивных детей, демонстрирующих специфические паттерны сосуществующего поведения и соответствующие изменения в биологических системах. Например, частота сердечных сокращений и проводимость кожи использовались для дифференциации подтипов агрессии, которые демонстрируют различные модели сопутствующих проблем у детей старшего возраста. 27 Проверка таких гипотез у детей младшего возраста может помочь понять, является ли вегетативное возбуждение причиной или следствием агрессии.

Выводы

Агрессия развивается в раннем возрасте и в большинстве случаев постепенно снижается в течение первых пяти лет жизни. Большинство детей учатся подавлять агрессивное поведение и заменять его просоциальными навыками, которые развиваются в раннем детстве. Некоторые маленькие дети проявляют агрессию, которая является всепроникающей, частой и серьезной. Постоянная агрессия, возникающая в течение первых пяти лет жизни, угнетает и связана с более поздними психическими расстройствами, плохими социальными результатами и накоплением дефицитов. Проблемная ранняя агрессия обычно развивается в результате взаимодействия между факторами риска, процессами социального обучения и другими воздействиями окружающей среды. 1 Сопутствующие заболевания распространены в контексте стойкого и высокоагрессивного поведения, включая языковые проблемы, импульсивность, гиперактивность, плохо регулируемые негативные эмоции и неповиновение. Хотя направление воздействия (т. е. какая проблема возникла первой) не всегда очевидно, одновременное возникновение требует всесторонней оценки функционирования в процессе развития, когда возникают опасения по поводу раннего агрессивного поведения.

Последствия

Хотя первые пять лет жизни являются периодом риска развития стойких проблем с агрессией, этот же период можно рассматривать как оптимальную возможность для поддержки развития эмоциональной и поведенческой регуляции и общения с повысить вероятность здорового социального развития. Патологические паттерны агрессии можно эффективно лечить с помощью модификации поведения, семейной терапии и лекарств в контексте эффективного лечения сопутствующих заболеваний, психиатрии и проблем развития. Развитие в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и социальной областях следует систематически и регулярно оценивать в течение первых пяти лет жизни. Из-за взаимосвязанности каждой из этих областей при приобретении просоциальных навыков задержки в одном измерении могут повлиять на развитие в других, что приведет к накоплению дефицита. Поощрение использования точки зрения, регулирование эмоций и поведения, отсрочка удовлетворения и усиленный контроль связаны со снижением агрессии. Следовательно, значительная задержка или дефицит основных психологических процессов, поддерживающих эти области роста, будут препятствовать нормальному снижению агрессии, наблюдаемому в течение первых пяти лет жизни. Любое эффективное вмешательство в отношении агрессии потребует оценки дефицита во всех областях и дополнительной поддержки для устранения такого дефицита.

Каталожные номера

  1. Трентакоста С.Дж., Хайд Л.В., Шоу Д.С., Дишион Т.Дж., Гарднер Ф., Уилсон М. Взаимосвязь между кумулятивным риском, воспитанием детей и проблемами поведения в раннем детстве. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин . 2008;49(11):1211–1219. doi:10.1111/j.1469-7610.2008.01941.x

  2. Liu C, Moore GA, Roben CKP, Ganiban JM, Leve LD, Shaw DS, Natsuaki MN, Reiss D, Neiderhiser JM. Изучение конструкций критериев исследовательской области (RDoC) для выражения гнева и регуляции у малышей. Журнал психопатологии и клинической науки . 2022;131(6):588-597. дои: 10.1037/abn0000658

  3. Кэмпбелл С.Б. Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований. Журнал детской психологии и психиатрии . 1995; 36:113-149.

  4. Tremblay RE, Japel C, Perusse D, Boivin M, Zoccolillo M, Montplaisir J, McDuff P. Поиск возраста «начала» физической агрессии: новый взгляд на Руссо и Бандуру. Преступное поведение и психическое здоровье . 1999;9:8-23.

  5. Фергюссон Д.М., Хорвуд Л.Дж. и Риддер Э.М. Покажите мне ребенка в семь лет: последствия проблем поведения в детстве для психосоциального функционирования во взрослой жизни. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин . 2005;46(8):837-849. doi:10.1111/j.1469-7610.2004.00387.x

  6. Кречмер Т. , Хикман М., Доернер Р., Эмонд А., Льюис Г., Маклеод Дж., Моган Б., Мунафо М.Р., Херон Дж. Результаты траекторий проблем поведения в детстве в раннем взрослом возрасте: результаты исследования ALSPAC. Европейская детская и подростковая психиатрия . 2014;23(7):539-549. дои: 10.1007/s00787-013-0488-5

  7. Petersen IT & LeBeau B. Языковые способности в развитии экстернализирующих поведенческих проблем в детстве. Журнал педагогической психологии . 2021;113(1):68–85. дои: 10.1037/edu0000461

  8. Landry S & Peters RD. К пониманию парадигмы развития проблем агрессивного поведения в дошкольном возрасте. В: Питерс Р.Д., МакМахон Р.Дж., Куинси В.Л., ред. Агрессия и насилие на протяжении всей жизни. Ньюбери-Парк: Sage Publications; 1992:1-30.

  9. Кинан К., Шоу Д.С., Делликвадри Э., Джованнелли Дж., Уолш Б. Доказательства преемственности раннего проблемного поведения: применение модели развития. Журнал аномальной детской психологии . 1998; 26:443-454.

  10. Кинан К. Выявление дошкольных предвестников проблемного поведения. В: Лобер Р., Фаррингтон Д.П., ред. Дети-правонарушители. Ньюберри-Парк, Калифорния: Sage Publications, Inc.; 2001: 117-136

  11. Сулик М.Дж., Айзенберг Н., Лемери-Чалфант К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Эггум Н.Д., Бетковски Дж.А., Купфер А., Смит К.Л., Гертнер Б., Стовер Д.А., Веррелли Б.К. Взаимодействия между гаплотипами гена переносчика серотонина и качеством воспитания матерей предсказывают развитие некомплаентности у детей. Психология развития . 2012;48(3):740-754. дои: 10.1037/a0025938

  12. Сулик М.Дж., Айзенберг Н., Лемери-Чалфант К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Эггум Н.Д., Бетковски Дж.А., Купфер А., Смит К.Л., Гертнер Б., Стовер Д.А., Веррелли Б.К. «Взаимодействие между гаплотипами гена переносчика серотонина и качеством воспитания матерей предсказывает развитие несоответствия у детей»: исправление к Sulik et al. (2012). Психология развития. 2013;49(6):1026-1026. дои: 10.1037/a0032762

  13. Фанти К.А., Кимонис Э. Неоднородность экстернализации проблем в возрасте 3 лет: связь с биологическими и экологическими последствиями в возрасте 15 лет. Психология развития. 2017;53(7):1230-1241. дои: 10.1037/dev0000317

  14. Хайд Л.В., Берт С.А., Шоу Д.С., Доннеллан М.Б., Forbes EE. Раннее начало, агрессивность и/или черствость-бесчувственность? Изучение совпадения и прогностической полезности подтипов антиобщественного поведения. Журнал ненормальной психологии. 2015;124(2):329-342. дои: 10.1037/abn0000029

  15. Аугусти Э.М., Баугеруд Г.А., Сулутведт У., Мелиндер А. Жестокое обращение и симптомы травмы: имеет ли значение тип жестокого обращения? Психологическая травма: теория, исследования, практика и политика.  2018;10(4):396-401. дои: 10.1037/tra0000315

  16. Kennedy TM, Ceballo R. Эмоционально оцепенелый: Десенсибилизация к воздействию общественного насилия среди городской молодежи. Психология развития . 2016;52(5):778-789. дои: 10.1037/dev0000112

  17. Tremblay RE, Vitaro F, Côté SM. Истоки развития хронической физической агрессии: биопсихосоциальная модель профилактических вмешательств следующего поколения. Ежегодный обзор психологии . 2018;69(1):383-407. doi:10.1146/annurev-psych-010416-044030

  18. Choe DE, Lane JD, Grabell AS, Olson SL. Предвестники развития склонности к враждебной атрибуции у детей младшего школьного возраста. Психология развития . 2013;49(12):2245-2256. дои: 10.1037/a0032293

  19. Гершофф Э.Т., Ансари А., Пуртелл К.М., Секстон Х.Р. Изменения в шлепании и чтении родителей как механизмах Head Start воздействуют на детей. Журнал семейной психологии . 2016;30(4):480-491. дои: 10.1037/fam0000172

  20. Невельс Р.М., Дехон Э.Е., Александр К., Гонтковский СТ. Психофармакология агрессии у детей и подростков с первичными нервно-психическими расстройствами: обзор современных и потенциально перспективных методов лечения. Экспериментальная и клиническая психофармакология. 2010;18(2):184-201. дои: 10.1037/a0018059

  21. Камински Ю.В., Клауссен А.Х. Обновление доказательной базы психосоциальных методов лечения деструктивного поведения у детей. Журнал клинической детской и подростковой психологии. 2017;46(4):477-499. дои: 10.1080/15374416.2017.1310044

  22. Найт Р.М., Олбрайт Дж., Делинг Л., Дор-Стайтс Д., Дрейтон А.К. Продольная связь между тайм-аутом и эмоциональным и поведенческим функционированием ребенка. Журнал развития и поведенческой педиатрии. 2020;41(1):31-37. doi:10.1097/DBP.0000000000000725

  23. Ларзелере Р.Э., Ноулз С.Дж., Генри К.С., Ричи К.Л. Ближайшая и отдаленная эффективность дисциплинарной тактики по типу неподчинения детей раннего возраста. Воспитание . 2018;18(3):141-171. дои: 10.1080/15295192.2018.1465304

  24. Даддс М.Р., Талли Л.А. Что такое дисциплинировать ребенка: какой она должна быть? Повторный анализ тайм-аута с точки зрения психического здоровья ребенка, привязанности и травмы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts