Сочинение на тему нигилисты и нигилизм: Базаров – нигилист (сочинение об образе, его принципах)

Базаров – нигилист (сочинение об образе, его принципах)

Иван Сергеевич Тургенев в центре своего романа «Отцы и дети» поставил личность неординарную – Базарова-нигилиста. Его жизненный путь проходит по кругу, что позволяет не только увидеть положения главного героя, но и показать всю несостоятельность его теории.

Нигилизм

И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.

Нигилизм для И. С. Тургенева был тесно связан с революционерами. Именно им представлен Базаров. Сталкивая главного героя с Павлом Петровичем, автор показывает конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, не желающими социальных преобразований.

Основные положения

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование.

Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.

Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.

Развенчание

И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.

Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.

Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.

Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.

Но неправильно думать, что И. С. Тургенев характеризовал Евгения Базарова как отрицательного персонажа. Он раскрывает и его недостатки, и его достоинства. По мнению писателя, именно такие люди движут общество вперед. Однако Базаров родился слишком рано для своего времени, поэтому он является «лишним» персонажем и типом в литературе.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилизм Базарова», рассмотрит основные положения нигилизма, которые отразились на мировоззрении главного героя романа «Отцы и дети», а также покажет, как И. С. Тургенев развенчивает теорию Базарова.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Чернышева

    13/15

  • Наталья Ивановская

    15/15

  • Sofy Cat

    13/15

  • Михаил Семенов

    12/15

  • Руслана Никифорова

    15/15

  • Михаил Пермяков

    15/15

  • Тамирис Житбисова

    12/15

  • Мария Кузнецова

    15/15

  • Галина Уланова

    15/15

  • Тимур Нигматуллин

    15/15

Нигилизм в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Нигилизм в романе Отцы и дети

Тургенев Иван Сергеевич – великий русский писатель 19 века. Это человек, подаривший миру такие прекрасные произведения как «Ася», «Муму» и «Записки охотника». Эти книги действительно западают в душу, их хочется перечитывать и перечитывать, ведь они вызывают огромную бурю эмоций. Однако, самым главным творением жизни Тургенева навсегда останется «Отцы и дети» — книга о непонимании, любви и, конечно, о нигилизме. Что же такое нигилизм? Это мировоззренческая позиция человека, согласно которой в мире нет идеалов и авторитетов, всё, что существует должно подвергаться сомнению и анализироваться.

Многие нигилисты отвергают такие, казалось бы, бессмертные ценности как любовь, искусство и природа. Таким человеком и был главный герой «Отцов и детей» — Базаров. Он, гордо именую себя нигилистом, не считал важным такие вещи, а людей, уважающих их, называл суть ли не дураками. Однако, повстречав женщину, которая смогла оставить в его душе след, герой начал меняться, сам того не желая. Он начал думать, страдать и мучиться, а в конце концов признался Одинцовой.

Его нигилизм хоть и можно назвать настоящим, но и он не смог выдержать испытания любовью – Базаров снизошёл до страсти.

Ещё один представитель нигилизма в романе – Аркадий. Это друг главного героя, который старался во всём быть на него похожим. На самом деле он не являлся нигилистом, но, чтобы казаться в глазах Евгений лучше, он говорил довольно нигилистские вещи. Порой это выглядело нелепо и смешно, но в итоге всё встало на свои места – Аркадий перестал быть нигилистом сразу после смерти своего друга.

Кукшина и Ситников – это, по словам автора, карикатура на истинных нигилистов. Первая очень яро выступала за эмансипацию женщин, что не привело ни к чему, потому то это было напускным, поддерживалось ей только для душевного успокоения. Второй же является очень скромным человеком, он обожествляет Базарова и во всём старается быть на него похожим. Тем не менее, этот человек называет себя нигилистом. Это противоречие смешно и грустно одновременно. Иронично ещё то, что вскоре после знакомства читателя с Ситниковым, он женится и начинает пресмыкаться перед своей женой.

Нигилизм в романе показан с разных сторон. Кто-то является не настоящим нигилистом, а лишь показным, а кто-то – Базаров, кажется читателю более похожим на того, кого можно называть этим словом. Но всё же, несмотря на это, ни один герой романа не остался верен своим взглядам до конца.

2 вариант

Роман Тургенева «Отцы и Дети» — это отражение современной Ивану Сергеевичу общественной ситуации. На дворе были 60-ые годы, набирало обороты революционное движение, которое шло против как консерваторов, так и либералов. С последними был связан сам Тургенев, что только углубляло его критическое отношение к революционным идеям, особенно к нигилизму, столь популярному среди молодежи тех лет.

Тема нигилизма в романе раскрывается через Евгения Базарова – разночинца-демократа, сына полкового лекаря. Евгений предстает перед нами человеком с основательными взглядами, являясь живой идеей, которую не могут понять или принять либеральные Кирсановы и его консервативные родители. А идея эта основана на разрушении основ общества. Конечно, Базаров не злодей, желающий абсолютного уничтожения всего и вся, ему не чужды труд и занятия естественными науками, то есть он знает ценность созидания. Но его исключительно материальный взгляд на мир исключает ценность вещей, которые так близки старому обществу, например, любовь, искусство и созерцание природы.

Тургенев сначала критикует позиции нигилизма с помощью Ситникова и Кукшиной. Они представители моды, не обладающие живой мыслью, а способные лишь на заучивание чужих слов. Базаров же является на их фоне куда более привлекательным нигилистом. Но интеллектуалы найдутся в любых направлениях общественной мысли, куда важнее масса, что пойдет за ними. Ситников и Кукшина своим примером демонстрируют тех, кто в большинстве своем, состоит в этом движении, показывая перспективы нигилизма, как политического движения. Не лучше в этом смысле и друг Базарова. Аркадий, будучи под его влиянием, лишь на словах был нигилистом, когда как по своей сути все же был ближе к дворянству.

Потому так трагична судьба Евгения, что остался один на один со своими взглядами перед ненавистным миром. Его не принимают дворяне, не понимают обыкновенные мужики, а от «единомышленников» лишь испытывает негатив.

Базаров мог бы стать великомучеником, который несет новую идею, как крест. Но истинная ли эта идея? Возьмем нелюбовь к природе. Природа для Базарова лишь способ получить желаемое. Не любить природу или иметь к ней исключительно практический взгляд – это не просто отрицание устоев. Как по мне, это противоборство самому человеку, его свойству видеть красивое. Базаров отрицает красоту, в угоду более «насущных» вещей. Так Рафаэль не стоит и медного гроша, как и многие другие поэты. Это ли великая идея, что изменит мир, игнорируя самого человека и его чувства? И любовь для Базарова тоже не существует. То, что способно менять судьбы людей, для Евгения не имеет значения, пока он не встречается с Одинцовой.

Сама жизнь окончательно рушит идеи Базарова. Но Евгений, являясь живым воплощением нигилизма, все же не перерождается, чтобы любить и видеть этот красивый мир, а встречает свою смерть. Так Тургенев описал свое видение нигилизма. Направление мысли, что неизбежно придет к смерти, желая её всему остальному. А живым будет искусство, природа и любовь, иначе говоря, то, что несет в наш мир свет.

Сочинение рассуждение

Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.

В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.

Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал. Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком.

По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.

По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.

Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.

Также читают:

← Смысл названия романа Отцы и Дети ← Что такое тургеневская девушка?↑ ТургеневПроблема отцов и детей → По рассказу Бирюк →

Картинка к сочинению Нигилизм в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Нравственные проблемы в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение 9 класс

    Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» написано в конце 18 века. История о двух влюбленных не могла не привлечь внимание современников.

  • Художественные особенности рассказа Ионыч Чехова сочинение

    В рассказе «Ионыч», напечатан в 1898 году в журнале «Нива», А. Чехов продолжил тему человеческого счастья. Рассказ имеет ряд художественных особенностей.

  • Сочинения на тему Пунктуальность

    Я думаю, что пунктуальный человек всегда приходит вовремя, не опаздывает и уважает окружающих людей. Очень важно ценить время друг друга, ведь каждый планирует свою жизнь сам и часто цели людей расходятся

  • Сочинение про Рязань

    Хочу рассказать вам о прекрасном месте под названием Рязань, о ее широтах, замечательных улочках, незабываемых закатах солнца, о ее древней и увлекательной истории. Рязань считает одним из не просто старейших

  • Сочинение Моя любимая еда (Жареная картошка, Мороженое)

    Мою любимую еду нельзя назвать изысканной и аристократичной. Тем не менее, это нисколько не влияет на ее вкус. Начнем с того, что я очень люблю жареную картошку – настолько сильно, если меня не остановить, могу слопать целую сковородку.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Ницше — Эссе — 2070 слов

Ницше — Эссе — 2070 слов
Выдержка из курсовой:

Ницше и нигилизм

«Нигилизм» — термин, используемый Фридрихом Ницше для описания того, что он считал обесцениванием высших ценностей, постулируемых аскетическим идеалом. Эпоха, в которой он жил, рассматривалась немецким философом как эпоха пассивного нигилизма, который он определял как неведение того факта, что религиозные и философские абсолюты растворились с появлением XIX века. Позитивизм X века. Поскольку традиционная мораль рухнула вместе с ее метафизическими и теологическими основаниями, осталось только ощущение бессмысленности и бесцельности.

Триумф бессмысленности совпадает с триумфом нигилизма под лозунгом «Бог умер». Ницше полагал, что люди начнут искать абсолютности в национализме, как они это делали раньше в философии и религии, что позже привело к катастрофическим последствиям.

Нигилизм чаще всего ассоциируется с Ницше. Философ чувствовал, что в мире нет объективного порядка или структуры, кроме тех субъективных, которые ему придает каждый человек. Следовательно, нигилист в конечном итоге обнаруживает, что все ценности беспочвенны и что разум бессилен. «Всякое верование, всякое признание чего-либо истинным обязательно ложно, потому что истинного мира просто не существует», — пишет Ницше в своей «Воле к власти». Он также утверждает, что «нигилизм — это… не только вера в то, что все заслуживает гибели, но и в том, что кто-то фактически кладет плечо на плуг, кто-то разрушает», что эквивалентно утверждению, что все навязанные ценности и смыслы должны быть отвергнуты.

Под пристальным вниманием нигилизма «высшие ценности обесцениваются. Цель отсутствует, и «Почему» не находит ответа», — пишет философ в своей «Воле к власти». Нигилизм в конце концов разоблачит все верования и общепризнанные истины как простые симптомы заката западной иллюзии. Смысл, актуальность и цель рухнут во всех разрушительных событиях, которые приведут к величайшему известному кризису человечества. В «Воле к власти» он пишет: «То, что я рассказываю, есть история ближайших двух веков. Европейская культура шла как бы к катастрофе, с мучительным напряжением, нарастающим из десятилетия в десятилетие: беспокойно, бурно, стремглав, как река, которая хочет дойти до конца».

Полагая, что оценка Ницше была точной, художники и философы продолжали развивать его мысли. Освальд Шпенглер заметил в своей книге «Закат Европы» (1926 г.), что религиозные, художественные и политические традиции были сильно ослаблены и уничтожены действием определенных нигилистических взглядов. Например, он заявил, что фаустовские нигилисты «разбивают идеалы», аполлонианский нигилист «наблюдает, как они рушатся у него на глазах», а индийский нигилист «уходит от их присутствия в себя». Западная цивилизация рушится, потому что ее эпистемологический авторитет и онтологическая основа постепенно разрушаются нигилизмом. Он также обнаружил, что современный западный эпикуреизм и стоицизм могут быть связаны с отрицанием реальности и покорностью, популяризированными восточными религиями.

Событиями, вызвавшими появление нигилизма, стали упадок традиционной морали и развитие науки. Ницше выразил свое мнение относительно традиционной морали, сосредоточившись на типологии морали «раба» и «господина». Он исследовал этимологию немецких слов gut и bose (хороший и плохой) и пришел к выводу, что первоначальное различие между хорошим и плохим было описательным, простым неморальным указанием на тех, кто был хозяевами, а не на тех, кто был рабами.

Нравственный аспект проблемы проявился, когда рабы начали «мстить» за себя, превращая атрибуты господства в пороки. Например, они верили, что кроткие унаследуют землю, в отличие от общеизвестной истины, что привилегированные были могущественными и «добрыми». Гордость стала грехом, поэтому …

Абсолютность важна как для философской, так и для религиозной этики. Подрыв абсолютного характера этого типа морали был коварной и самой заметной работой нигилизма. Иудео-христианство умирало, потому что оно уже не могло заставить людей поверить в абсолютность традиционной морали. «Бог умер», потому что люди проявляют все растущий оптимизм по отношению к науке и технологиям и тем преимуществам, которые они приносят в повседневную жизнь.

Однако надо сказать, что безграничный оптимизм в науке и технике создает возможность самоуничтожения в глобальном масштабе; это можно считать причиной нынешнего параноидального состояния, которое подталкивает страны к силовому подходу. Люди постепенно заменяются разумными машинами, а роботизированный идеал все ближе. Преобладает материальное существование, без всякой заботы о душе. Неблагоприятный эффект заключается в том, что религия представляет собой убежище, ответ на новые идеалы мира. По иронии судьбы, казалось бы, именно то, что в первую очередь ослабляло основы религиозной морали, теперь способствует возрождению религии.

Если бы наука и техника служили на благо всего общества, а не просто использовались на благо очень незначительного меньшинства, необходимость искать убежища в иррациональной религиозной вере не имела бы никаких патологических проявлений, поскольку она в настоящее время имеет.

В заключение можно сказать, что нигилизм был вызван развитием науки и неспособностью религии поддерживать веру людей в свои «абсолютные» истины. Однако, если наука и технология будут продолжать развиваться, как они это делают, мы можем с удивлением обнаружить, что религия станет убежищем для многих людей, неспособных противостоять реалиям современного мира.

Нигилизм в США является почти официальной «религией». Большинство американцев считают, что они «самостоятельны» и что нет морального авторитета, препятствующего им делать все, что они хотят, для достижения своих целей. В церковь ходит меньше людей, чем когда-либо прежде. Относительные ценности и меняющиеся «моральные» модели определяют жизнь молодых американцев. Жизнь в большом городе, особенно, ведется без всякой веры в высшую цель. Оно не имеет никакого значения, кроме того, которое оно приписывает себе. Единственная «абсолютность», которой дорожит большинство американцев, — это сама относительность их жизни, которую они живут так, как считают нужным, с целью получать удовольствие.

Супермен и последний человек

Влияние Ницше доминирует в господствующем светском мышлении нашего времени, но его часто неверно истолковывают или анализируют в связи с событиями, которые он не принимал во внимание. Например, его идея «Сверхчеловека» или сверхчеловека обычно ассоциируется с нацистами и тем, как они интегрировали ее в свою идею об арийской высшей расе.

Хотя существует множество способов, которыми философия Ницше была адаптирована для оправдания чрезмерно патологического поведения, правда в том, что Ницше можно считать серьезным мыслителем, готовым противостоять проблемам своего времени. Одной из его величайших заслуг является то, что он пытался ввести новый идеал человека, человеческую возможность, к которой могли стремиться современные люди и которая контрастировала с гомогенизированной люмпен-массой, в которую людей превращали религия и традиционные верования. Ницше презирал людей, которые были добровольно пойманы в этой попытке гомогенизировать массы, состоящие из людей, которых он назвал «Последним человеком» (к примеру, люди, идущие в церковь каждое воскресенье, могут быть включены в эту категорию).

Конфликт между Суперменом и Последним Человеком оказал огромное влияние на современную популярную культуру. То, как сегодня воспринимается героизм или идеал благополучной жизни, основано на идеях Ницше. Супермен, как правило, представляет собой крупного персонажа, который решает, что делать дальше по мере продвижения вперед, и который также борется с репрессивным конформистским законом Последнего человека, изображенного как абсолютный злодей. Тема повторяется снова и снова, имея в своей основе склонного к риску, отчужденного, смелого человека, который всегда борется против системы. Он может быть страстным и харизматичным человеком, который находится в контакте со своими инстинктами, осознает свои желания и не заботится о правилах и законах, которые, по его мнению, предназначены для меньших существ, представленных Последним Человеком, растительное существо без смелости и инициативы. Практически цель существования последнего человека — быть врагом Супермена.

Стремление к героизму христианского святого в наши дни считается дикостью. Новый образ человеческого благородства теперь измеряется по отношению к ницшеанским идеалам. Тем не менее, Сверхчеловек — трагическая фигура, чье существенное благородство заключается в его неповиновении, в его утверждении Я против бессмысленности и против сил, стремящихся сокрушить его. Сверхчеловеческая этика жить смело и вызывающе деградировала: новая этика требует экстравагантной жизни. Вульгаризированный сверхчеловек олицетворяет личность, стремящуюся осуществить какую-то беспутную мечту, вместо того, чтобы жить подлинно и стоически в мире…

Читать полную курсовую работу

Источники, используемые в документах:

Ссылка:

1. Эльба С., Европейский нигилизм и уничтожение в двадцатом веке. Тоталитарные движения и политические религии, Winter2000, Vol. 1 Выпуск 3, стр. 43

2.Рамос А. Триумф воли. Обзор политики, Winter96, Vol. 58 Выпуск 1, стр. 181

3. Бергес, С. Защита справедливости Платона: Сократ против Ницше Университет Лидса www.bilkent.edu.tr/~berges/phd.htm

4. Encyclopedia Briatannica, издание 1997 г. — Статьи о Ницше
http://www.iep.utm.edu/n/nihilism.htm#Friedrich%20Nietzsche%20and%20Nihilism