Социализация определение в психологии: Что такое социализация личности, какое определение этому понятию даёт современная психология

Содержание

Социализация | это… Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Содержание

  • 1 Теория
    • 1.1 Первичная социализация
    • 1.2 Вторичная социализация
    • 1.3 Досрочная социализация
    • 1.4 Ресоциализация
    • 1.5 Организационная социализация
    • 1.6 Групповая социализация
    • 1.7 Гендерная социализация
  • 2 Социальные институты
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. [5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками. [7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья
  • Группа сверстников
  • Религия
  • СМИ
  • Правовая система

См. также

  • Десоциализация
  • Ресоциализация
  • Политическая социализация

Литература

  • Социализация личности.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.
  • Ильясов Ф. Н.  Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — С. 28—35.
  • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 — Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Социально-психологические проблемы исследования личности

Примечания

  1. Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
  2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
  3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
  4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794..
  7. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.

Социализация | это… Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

[1]

Содержание

  • 1 Теория
    • 1.1 Первичная социализация
    • 1.2 Вторичная социализация
    • 1.3 Досрочная социализация
    • 1.4 Ресоциализация
    • 1.5 Организационная социализация
    • 1.6 Групповая социализация
    • 1.7 Гендерная социализация
  • 2 Социальные институты
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. [4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья
  • Группа сверстников
  • Религия
  • СМИ
  • Правовая система

См. также

  • Десоциализация
  • Ресоциализация
  • Политическая социализация

Литература

  • Социализация личности.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.
  • Ильясов Ф. Н.  Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988.
     — С. 28—35.
  • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 — Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Социально-психологические проблемы исследования личности

Примечания

  1. Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
  2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
  3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
  4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794..
  7. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.

Определение, особенности, функции, этапы и важность

Содержание страницы

Что такое социализация?

Социализация – это процесс превращения биологического существа или организма в социальное существо и обретение им личности. Это процесс, посредством которого человек готовится стать приемлемым и полезным членом общества.

Социализация в социологии — это:

  • процесс, в ходе которого человек учится и обучается основным нормам, ценностям, убеждениям, навыкам, отношениям, образу жизни и действиям, соответствующим конкретной социальной группе или обществу.
  • непрерывный, бесконечный процесс от колыбели до могилы. Это означает, что человек проходит различные стадии социализации, от рождения до смерти. Таким образом, мы нуждаемся в социализации как младенцы, дошкольники, школьники/девочки, пубертаты, подростки, взрослые и пожилые люди.
  • включает в себя процесс, посредством которого культура, навыки, нормы, традиции, обычаи и т. д. передаются от одного поколения или общества к другому.
  • , где новый член знакомится с организационной структурой и своим положением в обществе и учится участвовать в социальных ролях. Для например. можно быть женой, матерью, дочерью, сестрой, тетей и бабушкой одновременно. Следовательно, ребенок должен усвоить роли, которые он должен выполнять сам, а также роли других людей, с которыми он взаимодействует.
  • — это процесс на всю жизнь, потому что статус человека время от времени меняется, а, следовательно, и его роли.

Другими словами:

Человеческое дитя приходит в мир как биологический организм с животными потребностями. В обществе он постепенно превращается в социальное существо и учится социальным способам действия и чувства. Ни один индивидуум не мог бы стать личностью, и никакая культура не могла бы существовать без него. Такой способ формирования и формирования личности младенца человека называется социализацией.

Социализация — это социальный или психологический процесс, посредством которого человек становится полноправным членом общества, изучая его правила и обычаи. Социологи придают большее значение социализации, поскольку человек — культурное существо. Его часто называют передачей культуры, процессом, посредством которого человек усваивает правила и обычаи социальной группы, с помощью социализации человек учится своей социальной ответственности и развивает себя. Таким образом, это процесс обучения, посредством которого биологическое существо приобретает форму социального существа. Это аспект всей деятельности во всех человеческих обществах. Точно так же, как мы учимся игре, играя в нее, мы учимся жизни, участвуя в ней.

Социализация по Кимбаллу Янгу означает «процесс включения индивида в социальный и культурный мир, делающий его определенным членом общества и его различных групп и побуждающий его принять нормы и ценности общества – социализация – это вопрос обучения, а не биологического наследования».

Определение

  • Согласно Грину, «социализация — это процесс, посредством которого ребенок приобретает культурное содержание, наряду с самостью и личностью».
  • Согласно Хортону и Ханту, «социализация — это процесс, в ходе которого человек усваивает нормы своих групп, так что возникает отчетливое «я», уникальное для этого человека».
  • По словам Питера Уорсли, «социализация — это процесс передачи культуры, процесс, посредством которого люди усваивают правила и обычаи социальных групп».

Особенности социализации

Ключевые особенности социализации можно обсудить следующим образом:

Прививает базовую дисциплину : Социализация прививает базовую дисциплину. Человек учится контролировать свои импульсы. Он может проявлять дисциплинированное поведение, чтобы получить общественное одобрение.

Помогает контролировать поведение человека : Помогает контролировать поведение человека. Человек от рождения до смерти проходит обучение, и его поведение контролируется множеством способов. Чтобы заботиться о социальном порядке, в обществе существуют определенные процедуры или инструменты. Эти процедуры становятся частью жизни человека, и человек встраивается в общество. Через социализацию общество рассчитывает автоматически регулировать поведение своих членов.

Социализация происходит быстро, если среди агентов социализации больше человечности : Социализация происходит быстрее, если агенты социализации более единодушны в своих идеях и навыках. Когда существует конфликт между идеями, примерами и навыками, передаваемыми дома, и теми, которые передаются школой или сверстниками, социализация человека имеет тенденцию быть более медленной и неэффективной.

Социализация происходит формально и неформально : Формальная социализация происходит посредством прямого обучения и образования в школах и колледжах. Однако семья – это первый и самый мощный источник воспитания. Дети изучают свой язык, обычаи, нормы и ценности в семье.

Социализация — это непрерывный процесс : Социализация — это непрерывный процесс на протяжении всей жизни. Она не прекращается, когда ребенок становится взрослым. Поскольку социализация не прекращается, когда ребенок становится взрослым, интернализация культуры продолжается из поколения в поколение. Общество увековечивает себя через интериоризацию культуры. Его члены передают культуру следующему поколению, и общество продолжает существовать.

Социализация отличается от общества к обществу : В каждом обществе есть свои нормы и ценности и, следовательно, ожидания относительно того, кем становятся люди. Этот факт указывает на то, что дети или люди социализируются, чтобы стать теми, кто является их социальной ценностью.

Социализация также различается в зависимости от субкультуры: Например, богатые и бедные; учитесь ли вы водить машину (богатые) или кататься на велосипеде (бедные).

Элементы:

Три элемента играют свою роль в процессе социализации личности. Их:

  • Физическое (или биологическое) и психологическое наследие человека.
  • Среда, в которой он родился.
  • Культура, в которой он находится из-за действия и взаимодействия между этими элементами.

Стадии социализации

Социализация происходит в разных дворцах и, следовательно, состоит из четырех стадий от младенчества до взрослой жизни. Стадии или процессы социализации:

Первая стадия – Устная стадия

Эта стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до достижения им одного года. Вскоре после рождения ребенок много плачет. С помощью плача ребенок учится выражать свои ощущаемые потребности, такие как голод.

На этом этапе ребенок занимается собой и своей матерью. З. Фрейд назвал эту стадию «стадией первичной идентификации». Это означает, что ребенок сливает свою идентичность с идентичностью матери. Ребенок только учится контролировать чувство голода.

Второе состояние – анальная стадия

Вторая стадия обычно начинается вскоре после первого года и завершается в течение третьего года. Именно здесь ребенок узнает, что он не может полностью зависеть от матери и что он должен в некоторой степени заботиться о себе. Ребенка учат выполнять некоторые задачи, такие как посещение туалета, поддержание чистоты одежды и т. д.

На этом этапе ребенок усваивает две отдельные роли: свою роль и роль своей матери. Ребенок получает заботливую мать и учится давать любовь взамен. Ребенок учится различать правильные и неправильные действия. Ребенок усваивает, что правильное действие вознаграждается, а неправильное не поощряется и не наказывается. Здесь мать является агентом социализации и действует как посредник между подсистемой, то есть системой ребенок-мать, и более крупной системой, то есть семьей, уступая требованиям ребенка, а иногда и сопротивляясь ему.

Третья стадия — Эдипальная стадия

Третья стадия обычно начинается с четвертого года жизни ребенка и продолжается до периода полового созревания (12 или 13 лет). Именно на этом этапе ребенок становится полноправным членом семьи. Ребенок учится идентифицировать себя с социальной ролью, приписываемой ему/ей в зависимости от пола.

По Фрейду, у мальчика развивается «Эдипов комплекс» чувство ревности к отцу и любовь к матери. Точно так же у девочки развивается «комплекс Электры» — чувство ревности к матери и любовь к отцу.

После шестилетнего возраста ребенок может понимать разницу полов. Мальчик пытается отождествить себя с отцом, а девочка с матерью. На этом этапе родители помогают детям правильно определить пол. Например, отец-эскимос учит мальчика стрелять. Как только мальчик усвоит цель быть похожим на мужчину, он будет стремиться подражать мужчинам, особенно отцу, и то же самое происходит с девочкой, которая учится подражать матери. Таким образом, на этой стадии социализации ребенок осуществляет три вида идентификации:

  • Мальчик идентифицирует себя со своим отцом, а девочка идентифицирует себя с матерью (т. е. полово-ролевая идентификация)
  • И мальчик, и девочка идентифицируют себя со всеми своими братьями и сестрами (т.е. роль ребенка в семье),
  • И мальчик, и девочка идентифицируют себя со всей семьей как с членом (т.е. с ролью ребенка как члена семьи).

Четвертая стадия – стадия подросткового возраста

Четвертая стадия начинается с периода подросткового возраста, когда в людях происходят физиологические и психологические изменения. На этом этапе мальчики и девочки пытаются освободиться от родительского контроля. В то же время они не могут полностью уйти от своей зависимости от родителей. Следовательно, они сами могут испытывать некое напряжение или конфликт. Они хотят быть свободными в выполнении различных действий. Но родители продолжают контролировать многие из их действий, особенно их сексуальную активность.

Родители поощряют их выбирать направление образования, род занятий и партнеров по жизни. Они ожидают, что ребенок-подросток возьмет на себя ответственность и усвоит новые роли, отведенные ему. Таким образом, подростки осваивают новые роли и новые модели поведения и усваивают новые социальные нормы, связанные с ними.

Функции социализации:

Основная функция социализации заключается в развитии личности. Это означает, что социализация означает развитие человеческого мозга, тела, отношений, поведения и так далее. Однако функции социализации можно описать следующим образом:

  • В процессе социализации группа передает свои ценности, обычаи и убеждения от одного поколения к другому.
  • Это средство социального контроля, с помощью которого членов поощряют подчиняться обычаям группы путем усвоения групповых норм и ценностей.
  • Он позволяет человеку расти и развиваться в социально функционирующую личность.
  • Готовит его к тому, чтобы вписаться в группу и выполнять социальные роли.

Важность:

Социализация важна как с точки зрения общества, так и личности. Процесс социализации начинается в младенчестве (из дома) каждого человека, когда ребенок должен узнать ожидания общества, чтобы на его/ее поведение можно было положиться. Однако его важность можно объяснить следующими моментами:

  • Именно посредством социализации члены усваивают групповые нормы, ценности и практики, которые помогают поддерживать социальную систему.
  • Это процесс социализации, который передает культуру из поколения в поколение.
  • Социализация играет уникальную роль в развитии личности человека. У ребенка нет себя. Самость возникает в процессе социализации. Самость, являющаяся ядром личности, развивается из взаимодействия ребенка с другими.
  • В процессе социализации человек изучает культуру, а также навыки, начиная от языка и заканчивая ловкостью рук, что позволит ему стать активным членом человеческого общества.
  • Социализация прививает основные дисциплины, начиная от туалетных привычек и заканчивая сексуальным поведением.
  • Общество прививает основные цели, стремления и ценности, которым ребенок должен руководствоваться в своем поведении до конца своей жизни.
  • Социализация помогает людям приобрести соответствующие социальные роли, которые они должны играть. Подобно мужчинам, женщинам, мужьям, женам, сыновьям, дочерям, родителям, детям, ученикам-учителям и т. д., принятым социальным ролям необходимо научиться, если человек хочет играть функциональную и предсказуемую роль в социальном взаимодействии.

Таким образом, социализация превращает человека в социальное существо. Но человек не является продуктом только социализации (воспитания). Он также продукт наследственности (природы).

Далее вы можете прочитать:

  • 6 основных типов социализации в социологии (объяснение)
  • Подробное руководство по 10 агентам социализации
  • Руководство по 5 основным теориям социализации

Вот так:

Нравится Загрузка…

РЕКЛАМА

  • Что такое реализация стратегии и как ее реализовать?
  • Что такое стратегия бизнес-уровня? Определение, типы и способы реализации
  • 4 типа стратегии корпоративного уровня [+ плюсы/минусы]
  • Что такое стратегия сокращения? Определение, типы, причины принятия и плюсы/минусы
  • Что такое стратегия роста? Определение, типы, причины и плюсы/минусы

РЕКЛАМА

  • Бухгалтерский учет
  • Приключения на английском, том I
  • Приключения на английском, том II
  • Блог
  • Бизнес и предпринимательство
  • Компьютерные и ИТ-приложения
  • Электронный бизнес
  • Финансы
  • Макроэкономика
  • Менеджмент
  • Маркетинг
  • Психология
  • Социология
  • Стратегический менеджмент
  • Без категории

РЕКЛАМА

Процесс социализации | Поведение

Статьей поделились

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о процессе социализации.

Человеческий младенец при рождении, безусловно, рождается с определенными врожденными способностями, которые обеспечат его выживание при наличии минимальной поддержки со стороны окружающей среды, в основном биологической. Но для развития этих способностей реагировать на различные раздражители из окружающей среды требуется довольно много времени, как и его сенсорных и моторных способностей.

Развитие сенсомоторных способностей требует значительного времени и зависит от процессов роста, созревания и стимуляции. С точки зрения социального поведения при рождении присутствует очень мало. Младенцу требуется некоторое время, чтобы усвоить даже самую элементарную реакцию улыбки матери.

РЕКЛАМА:

Как это отличается от сложного и разнообразного социального поведения взрослого человека. Несоциальный или социальный младенец постепенно трансформируется во взрослого, вступая в сложные, запутанные и разнообразные типы социальных взаимодействий. Такая трансформация очень часто заставляет задуматься о том, как, что и почему.

Эта трансформация несоциального или асоциального младенца в сложного и социализированного взрослого является результатом воздействия непрерывных и разнообразных взаимодействий и переживаний по отношению к окружающей среде, особенно к другим людям в окружающей среде, как прямо, так и косвенно переживаемых . Этот процесс, который вызывает такую ​​трансформацию, известен как социализация.

Здесь мы видим, что в этом процессе есть две стороны. С одной стороны, человек постепенно приобретает социальные навыки, модели взаимодействия, ценности, отношения и т. д., которые делают его способным и компетентным эффективно справляться с окружающей средой, особенно в отношениях с другими людьми.

С другой стороны, общество или культура способны передавать свои стандарты, ценности и нормы младшим членам, тем самым обеспечивая свою преемственность. Таким образом, мы видим, что в процессе социализации есть как индивидуальное, так и социальное измерение.

РЕКЛАМА:

Процесс социализации дает ребенку возможность жить, приспосабливаться и эффективно взаимодействовать с другими, и в то же время он также служит цели общества или культуры, обеспечивая ее преемственность. Таким образом, мы можем описать процесс социализации как сложный, разнообразный и непрерывный набор взаимодействий между индивидуумом и его окружением, особенно окружением человека, которые влияют и позволяют индивиду достичь социальной компетентности, ведущей к социальной эффективности, и в то же время позволяя определенному обществу или культуре обеспечить свое существование.

Эти два аспекта или измерения процесса социализации ясно выявляются в следующих попытках дать определение социализации. Рассол определяет социализацию как «процесс, посредством которого люди приобретают знания, навыки и склонности, которые позволяют им участвовать в качестве более или менее эффективных членов групп и обществ». В приведенном выше определении делается акцент на влиянии общества и различных социальных институтов на изменения в поведении, происходящие у человека.

Некоторые авторы возражают против этого как чисто одностороннего, полностью упускающего из виду влияние социализированных индивидов на взрослых, вовлеченных в процесс социализации, а тем самым и на саму группу. Кроме того, эти теоретики не согласны с точкой зрения, согласно которой социализированные индивиды считаются пассивными.

Они утверждают, что процесс социализации является двусторонним процессом и что адекватное определение должно четко выявить этот факт. Социализированный ребенок очень часто вызывает изменения в поведении родителей и других агентов социализации. На самом деле можно видеть, что даже домашние животные влияют и обуславливают поведение и реакции хозяев.

В связи с этим Гослин определяет социализацию как «процесс, посредством которого люди учатся играть различные социальные роли, необходимые для эффективного участия в жизни общества, т. е. они приобретают знания, навыки и склонности, которые позволяют им действовать в соответствии с ожиданиями других». , поскольку они перемещаются с позиции на позицию в социальном порядке, с течением времени, от младенца к ребенку, к взрослому, от студента к рабочему, от сына или дочери к мужу или жене, отцу или матери, и они занимают несколько позиций одновременно; например, взрослый рабочий, сын, муж, гражданин».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts