Социализация по фгос в доу: Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО | Методическая разработка по теме:

Содержание

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО | Методическая разработка по теме:

Охапкина Е.В., педагог-организатор

ГБДОУ детский сад № 88 «Исток»

 Красносельского района СПб

Социализация детей дошкольного возраста

в контексте требований ФГОС ДО

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.

Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.

Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Для чего это нужно?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.

В чем заключается социализация дошкольников?

Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Как интеграция детей с социальной группой.
  • Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.

Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.

Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.

Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.

Влияние семьи на процесс социализации

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.

Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.

Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.

На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.

Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.

Игры и социализация дошкольников

Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.

Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.

Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.

Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.

Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.

К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.

Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.

Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.

Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.

Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.

Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.

Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.

Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.

Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.

С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.

Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!

Социализации детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

«Задача стандарта — позитивная социализация

и индивидуализация личности…

Стандарт — поддержка разнообразия детства»

А. Г. Асмолов.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт — документ, который является новым для сферы дошкольного образования, предъявляющий новые требования к дошкольному образованию, к личности педагога, к его профессионализму.

Этот документ, линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

Дошкольный возраст — это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый — воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие — одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я – Человек» (С. И. Козлова и др., «Основы здорового образа жизни» (Н. П. Смирнова и др.). Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели:

— Создавать условия для полноценного социального развития детей;

— Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.

Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя – ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т. д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развитияСоциальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями. Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнёрского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом, дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно». Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним.

В наших группах выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Социализация (социология): определение, первичная и вторичная

Откуда мы знаем, что есть «хорошее» и «плохое» поведение? Как мы все согласны с тем, что держать дверь открытой для кого-то считается «хорошим», а брать деньги из кошельков родителей, не сказав им, «плохо»?

Это коллективное понимание поведения обусловлено социализацией . Социализация играет большую роль в нашей жизни, осознаем мы это или нет. Давайте посмотрим на социализацию с социологической точки зрения.

  • Мы начнем с определения социализации .
  • Затем мы обсудим первичную социализацию и вторичную социализацию .
  • Далее следует введение в факторов социализации .
  • Мы рассмотрим социологических взглядов на социализацию , включая взгляды функционалистов, марксистов, феминисток, интеракционистов и постмодернистов.
  • Наконец, мы рассмотрим социальный контроль в связи с социализацией.

Определение социализации

Процесс адаптации индивида к особым нормам и ценностям общества, в котором он живет, называется социализацией .

Следуя приведенным выше определениям, социализация представляет собой процесс, который позволяет индивидууму вписаться в культуру общества. Общество и люди неразрывно связаны. Люди изучают и понимают существующие модели общества и действуют соответственно.

Социализация — это процесс на протяжении всей жизни ; он готовит людей к удовлетворению социальных ожиданий на каждом этапе их жизни.

Общение: значение

Таким образом, социализировать кого-то означает помочь кому-то адаптироваться к общественным нормам или к окружающей среде.

Примером этого является социализация заключенного в мир после того, как он отбыл длительный срок.

Примеры социализации

Существуют различные типы социализации. Двумя основными типами социализации являются первичная социализация и вторичная социализация . Мы рассмотрим их по очереди, и к концу вы сможете понять разницу между ними.

Первичная социализация

Первичная социализация происходит в раннем детстве, когда младенец усваивает основные навыки (язык и познавательные способности) и ценности в ходе своих первичных взаимоотношений.

Первичные отношения — это интимные отношения между человеком и его непосредственными опекунами, такими как родители или опекуны. Именно они инициируют процесс социализации.

Рис. 1. Первичная социализация дома с родителями учит детей базовым навыкам и ценностям.

Вторичная социализация

Процесс вторичной социализации происходит внутри небольшой группы людей или сообществ (вне семьи), которые являются частью общества.

Образовательные (школа, колледж, университет), официальные (рабочие места) и формальные (государственные) учреждения, религия, а также средства массовой информации могут быть идентифицированы как социальных учреждений здесь.

Социализация на данном этапе выходит за рамки первичных отношений. Это может включать в себя опыт взаимодействия с людьми из разных культур на рабочем месте или даже общение с продавцом в магазине.

Рис. 2 – Школа – ключевой институт вторичной социализации.

Факторы социализации

Постепенно люди формируют отношения, развивая привязанность к людям из других аспектов своей жизни. Эти другие аспекты называются агентства социализации, и играют важную роль в формировании личности от рождения до взрослой жизни.

Шестью факторами социализации являются семья, группы сверстников, средства массовой информации, религия, образование и рабочее место. Мы пройдемся по каждому по очереди.

Семья

Семья играет решающую роль помимо того, что способствует социализации. Он служит естественным каналом между обществом и отдельными людьми. Родители ( агентов ) используют свои ценности, чтобы научить детей тому, как вести себя с семьей, друзьями или незнакомыми людьми, и какое поведение считается правильным или неправильным. Прежде чем привлекать другие агентства, семья устанавливает фонд для поведения и личности человека.

Мы не лжем и не воруем, потому что с раннего возраста нас учат, что это «плохое» поведение. Нас также учат позитивному поведению, например, помогать другим и делиться.

Группы сверстников

Подрастающий ребенок разделяет определенные характеристики со своими сверстниками, такие как пол, возраст и т. д. Поскольку ребенок находится на одной стадии социализации со своими сверстниками (в школе или на игровой площадке), он смотрит на мир с общей точки зрения. отношения и часто уходят из семейного окружения, чтобы быть принятыми группой сверстников. Со временем группа сверстников превосходит родительское влияние.

Средства массовой информации

Средства массовой информации являются инструментом социальной власти , влияющей на личность человека. Он передает народные нормы, ценности и мнения индивидууму, побуждая его поддерживать, выступать против них или изменять их. Телевидение, радио, Интернет и т. д. могут быть классифицированы как агентов социализации.

У детей может возникнуть соблазн купить определенные игрушки/одежду/музыку, если им скажут, что это «обязательный» или популярный предмет. Это может побудить детей идентифицировать себя с определенными группами или субкультурами.

Религия

Религиозные организации являются популярными агентами социализации. Религия внушает человеку идею «рая и ада», чтобы он воздерживался от действий, противоречащих религиозным убеждениям, ценностям и поведению.

Если ребенок часто посещает религиозные учреждения и его учат, что одежда, речь или поведение определенным образом негативно отражаются на нем в соответствии с Богом, он, скорее всего, сохранит эти ценности близкими ему на всю жизнь.

Образование

Процесс происходит в формализованных образовательных учреждениях, таких как школы, колледжи и университеты. Вы не просто изучаете язык и междисциплинарные предметы, но и приобретаете ценности достижений, солидарности и гражданских идеалов.

Образовательные учреждения также прививают концепцию тайм-менеджмента, пунктуальности, групповых занятий и конкуренции. Это важный социализатор, который стоит рядом с семьей в процессе социализации растущего ребенка.

Рабочее место

На рабочем месте человек приспосабливается к своим коллегам и среде, чтобы быть принятым. Один пытается внести коррективы с другими, а взамен изучает сотрудничество, специализацию задач и природу разделения класса .

В этом процессе человек приобретает не только источник дохода, но и чувство идентичности и статус в обществе. Человек узнает о социальных правилах и соответствует нормам на рабочем месте.

Работая в большом офисе с несколькими членами команды, человек учится тому, как хорошо работать с другими (сотрудничество), как разбивать задачи на более мелкие действия (специализация задач) и как структурирована иерархия рабочих мест (деление на классы). ).

Социологические перспективы социализации

Рассмотрим теперь (более подробно) некоторые социологические перспективы социализации. Как социологи видят процесс социализации?

Функционалистская перспектива социализации

работ Талкотта Парсонса особо подчеркивают важность роли семьи в социализации для достижения социальной стабильности. Он указывал на две несводимые функции семьи: первичную социализацию и стабилизацию взрослой личности.

Первичная социализация специально обучает детей нормам и ценностям, которых придерживаются семья или местное сообщество. Стабилизация личности взрослых относится к тому, как семьи помогают взрослым продолжать соответствовать общественным нормам и ценностям.

Его цель — уберечь их от девиантного или антиобщественного поведения, особенно когда они находятся в состоянии стресса. Семья оказывает эмоциональную поддержку своим членам, чтобы уберечь их от «неприятностей».

Благодаря этим функциям первичная социализация помогает детям адаптироваться к общественным нормам и ценностям.

Нормы — это навязываемые обществом ожидания, которые помогают нам поддерживать принятое поведение. Например, воспитание с представлением о том, что честность — это правильно, является обычной нормой в большинстве обществ.

Ценности — это убеждения, которые общество в целом считает положительными или полезными. Например, в большинстве обществ верят в ценность человеческого равенства.

Функционалистский взгляд на агентства социализации

Агентства вторичной социализации дополнительно учат детей тому, как стать полноценными взрослыми, уважающими социальные нормы и ценности. Например:

  • Образование: детей учат ценностям, таким как уважение к иерархии и дисциплине.
  • Религия: детям внушают моральные нормы и ценности, соблюдение которых помогает сплотить общество.
  • Рабочее место: дети превращаются во взрослых, понимающих свои роли и функции в обществе. Они работают и помогают поддерживать стабильность общества.

Эмиль Дюркгейм исследовал идею коллективного сознания. Это относится к общим нормам и ценностям нашего общества; это то, во что мы коллективно социализированы, чтобы верить. Религия часто увековечивает коллективное сознание.

Первичная и вторичная социализация имеет решающее значение, поэтому для создания хорошо функционирующих и стабильных взрослых.

Марксистская перспектива социализации

Маркс считал, что наша социализация в обществе помогает буржуазии, удерживая нас в наших пролетарских ролях. Изучение норм и ценностей нашего класса с раннего возраста гарантирует, что мы останемся в этой роли. Социализация заставляет людей осознать свой статус в обществе.

Статус определяется нашим социальным положением в обществе. В капиталистическом обществе наш статус определяется нашим социально-экономическим положением; а именно такими факторами, как наша работа и богатство.

Марксистский взгляд на органы социализации

Эли Зарецкий видел в семье инструмент капитализма. Семья приучает своих детей подчиняться обществу и, следовательно, приказам буржуазии. С раннего возраста мы начинаем осознавать свое место в обществе, потому что семья, как основной агент социализации, учит нас тому, как устроено общество.

Усвоив этот статус в таком юном возрасте, мы с гораздо меньшей вероятностью бросим ему вызов в дальнейшей жизни. Поэтому в процессе вторичной социализации органы социализации еще больше увековечивают капиталистическую идеологию. Например:

  • Образование: детей готовят к работе, например, приучают к пунктуальности, иерархии и послушанию.
  • Религия: религия говорит пролетариату, что разделение в обществе естественно и поэтому должно быть принято.
  • Рабочее место: нас определяют наши роли и производительность.

Первичная и вторичная социализация поддерживает капиталистическую идеологию. Поскольку марксисты жаждут восстания пролетариата для свержения буржуазии, наша социализация класса препятствует этому.

Феминистский взгляд на социализацию

Энн Окли исследовала, как через социализацию усваиваются бессознательные стереотипы, и следила за тем, чтобы мы подчинялись социальным гендерным ролям.

Феминистский взгляд на агентства социализации

Окли обнаружил, что семья, первичный агент социализации , социализирует детей тремя основными способами: гендерных ролей на своих детей. Например, они могут считать, что их сын будет лучше заниматься спортом, чем дочь, и проводить с ним больше времени по этому поводу.

  • Родительское наказание

Окли определил, что родители чаще всего наказывают своих детей в зависимости от их личных норм и ценностей. Поскольку родители уже приучены к пониманию гендерных ролей, они, скорее всего, закрепят их в своих детях. Например, если их сын выберет типично женскую игрушку, его могут подразнить или отчитать.

  • Образцы для подражания

Детей часто поощряют стремиться к сходству с родителем того же пола. Например, если девочек поощряют смотреть на материнскую фигуру в своей жизни, они с большей вероятностью будут воссоздавать домашние обязанности, к которым женщин слишком часто принуждают.

Феминизм и вторичная социализация

В процессе вторичной социализации эти гендерные роли закрепляются. Например:

  • Образование: девочкам может быть отказано в изучении предметов STEM, поскольку они считаются слишком «мужскими».
  • Религия: девочек и мальчиков учат, что иерархия дана Богом, что означает, что девочки могут занимать подчиненное положение.
  • Рабочее место: женщинам может быть отказано в подаче заявок на старшие или управленческие должности из-за того, что они воспринимаются как «неженственные».

Интеракционистская перспектива социализации

Джордж Герберт Мид исследовал идею о том, как наша личность развивается в результате социализации. Основные части, которые он определял в своем «я», — это наше самосознание и представление о себе.

Все эти аспекты вместе определяют наше поведение и сознание. Мид утверждал, что это не то, с чем мы родились, а то, что мы социализировались, чтобы развиваться.

Интеракционистский взгляд на агентства социализации

Эрвинг Гоффман исследовал свою идею драматургии . Эта концепция предполагала, что каждый в нашем обществе может рассматриваться как актер в роли, и что общество — это наша сцена, на которой мы играем.

Роль относится к ожидаемому поведению, связанному с нашим социальным статусом. Например, у короля Англии очень специфическая роль, которая требует многих действий.

В процессе социализации нас учат, как именно играть свои роли. Мы распределили роли с рождения, т.е. женщина, рабочий класс, гетеросексуал, а также нормы и ценности, которые мы социализировали, чтобы научить нас, как правильно действовать в качестве этого персонажа.

Продолжая это, он исследовал идеи спереди и за кулисами .

Передняя сцена представляет все части общества, где мы должны взаимодействовать и «действовать» перед другими членами. Это большая часть того, что мы переживаем в обществе.

Но за кулисами — это моменты, когда мы переживаем моменты уединения с самими собой, и в этот момент мы можем отпустить наше действие, прежде чем готовиться снова выйти на переднюю сцену.

Постмодернистская перспектива социализации

Жан-Франсуа Лиотар исследовал концепцию метанарратива . Он описал это как всеобъемлющую идею, которая считается «универсально истинной».

Это может быть трудным для понимания термином, поэтому полезно изучить пример.

Хорошо известным примером метанарратива является концепция процесса эволюции человека. Это то, что большинство общества принимает за истину, не обязательно подвергая сомнению его происхождение.

В социологии теории функционализма, марксизма и феминизма также считаются метанарративами, поскольку все они делают больших заявлений об обществе и его членах.

Метанарративы часто могут быть связаны с религиозными или научными идеями, поскольку в обществе они в основном рассматриваются как «универсально верные». Они редко подвергаются сомнению коллективной совестью общества, потому что мы приучены верить им с юных лет. Они часто являются краеугольным камнем наших глубоких представлений о жизни.

Рис. 3. Метанарративы рассматриваются как «универсально верные».

Социализация и социальный контроль

Процесс социализации включает социальный контроль для создания порядка, стабильности и предсказуемости в поведении его участников. Именно посредством этого процесса общество поддерживает свою культуру и передает ее дальше из поколения в поколение.

Общество использует формальные и неформальные агентства социального контроля , чтобы заставить людей подчиняться к общественным ожиданиям. Не все согласны с правилами или следуют им в соответствии с ожиданиями общества; в этом случае формальные агенты социального контроля (такие как система уголовного правосудия) используют социальные санкции для контроля поведения.

Санкции делятся на две категории; награда (положительная санкция) и наказание (отрицательная санкция). Они существуют, чтобы контролировать «неприемлемое» поведение (то, что социологи называют девиантностью ).

Официальные и неформальные органы социального контроля

Яркими примерами формальных органов социального контроля являются полиция, правительство и военные власти. Правила поведения основаны на формальных правовых нормах, соблюдение которых обеспечивается соответствующими институтами (университет, место работы, суды).

Семья, средства массовой информации, группы сверстников и религия могут быть идентифицированы как неформальных органов социального контроля. Хотя правила поведения сильно различаются от общества к обществу, обычно это включает в себя неодобрительные взгляды, сарказм, выговор, поощрение и наказание.

Социализация как процесс на протяжении всей жизни

По мере того, как общество движется вперед, социальные проблемы и ожидания продолжают возникать. В связи с этим взрослые участвуют в упреждающей социализации , которая представляет собой самоуправляемый процесс, включающий подготовку к будущим жизненным ролям. Можно участвовать в этом процессе, вступая в новую фазу жизни, такую ​​как новая должность/работа, родительство или старость (планирование выхода на пенсию).

Когда человек отучается от привычного для него поведения, он вступает в процесс ресоциализация . Этот процесс может иметь место, когда человек перемещается в центр учреждения или учреждение, такое как тюрьма. В этом процессе люди изолируются от общества и должны подчиняться новым правилам (учреждения).

.

Социализация – основные выводы

  • Социализация – это процесс на протяжении всей жизни; она готовит человека (с рождения, в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни) к удовлетворению социальных ожиданий на каждом этапе своей жизни.
  • Двумя основными формами социализации являются первичная и вторичная социализация.
  • Шестью факторами социализации являются семья, группы сверстников, средства массовой информации, религия, образование и рабочее место.
  • Социологические перспективы социализации включают функционалистскую, марксистскую, феминистскую, интеракционистскую и постмодернистскую точки зрения.
  • Существуют формальные и неформальные агентства социализации.

Что такое социализация на самом деле? — Объектив социологии

              Одной из самых первых концепций, которым я обучаю своих студентов в курсе «Введение в социологию», является «социализация». Ссылаясь на то, как люди узнают и воспроизводят социальный порядок данного общества, концепция социализации является фундаментальной для понимания социологами того, как работает общество. Когда мы вырастаем и подвергаемся социальному влиянию членов семьи, учителей и сверстников, мы начинаем усваивать социальные нормы и убеждения, которых они придерживаются, чтобы мы могли вести себя социально приемлемым образом. Учитывая культурную специфику социализации, ее отсутствие может стать болезненно очевидным при попытке ориентироваться в нормах другого общества. Например, когда я впервые переехал в США из Швеции, мне потребовалось несколько неловких моментов, прежде чем я понял, что кто-то говорит: «Привет, как дела?» Когда они проходили мимо меня, это было скорее формальностью, чем искренним вопросом о том, как я себя чувствую.

              Однако те, кто плохо знаком с социологией, могут скептически относиться к тому, насколько социализация действительно важна для социального поведения. В конце концов, люди обладают исключительными интеллектуальными способностями уже при рождении, и некоторые аспекты поведения и личности могут полностью определяться биологическими чертами, а не социальным влиянием. С другой стороны, некоторые трагические примеры из реальной жизни людей, у которых были крайне ограниченные возможности для социализации, проливают свет на ее важность для формирования нашей личности, поведения и способностей. В Пенсильвании в 19В 30-х годах девочка по имени Алиса (известная под псевдонимом Анна) содержалась в изоляции и удерживалась на чердаке своего дома в возрасте от пяти месяцев до шести лет. Хотя ее кормили достаточно, чтобы выжить, она почти не получала социального взаимодействия или внимания во время своего пребывания в изоляции. Когда ее, наконец, спасли после того, как поступили сообщения о потенциальном насилии, она не могла говорить, ходить, концентрироваться на задачах или распознавать язык и не имела представления об отношениях. Она умерла в возрасте 10 лет от желтухи, после чего, по оценкам врачей, она достигла только уровня социализации двух- или трехлетнего ребенка.

              Подобные истории о подвергшихся насилию или брошенных детях также иллюстрируют, какое важное значение имеет социализация для того, что мы называем «человечностью» — нашей способности ходить, говорить и выглядеть как «нормальные» люди. Но если социализация так важна, как она на самом деле работает ? Каков точный процесс или механизм, с помощью которого мы приходим к «интернализации» культуры? В недавно опубликованной в

Sociological Forum статье под названием «Культура, познание и интернализация» Омар Лизардо рассматривает двусмысленность, с которой социологи ранее имели дело с механизмами социализации. Из таких примеров, как жестокое обращение с Алисой, мы знаем, что отсутствие контакта с другими людьми с раннего возраста ограничивает нашу способность осваивать базовые навыки и усваивать нормы, но нет единого мнения относительно того, что интернализация на самом деле означает на практике. По сути, вопрос заключается в следующем: как ценности, убеждения и нормы превращаются из «внешних объектов», существующих в других людях и социальных институтах, в то, чтобы быть внутри нас и частью нашей личности?

              Хотя может показаться заманчивым представить себе социализацию, например, как верования волшебным образом передаются или «прыгают» от человека к человеку, Лизардо утверждает, что это не так.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts