Социальная фасилитация примеры: Социальная фасилитация примеры из жизни. Причины возникновения эффекта аудитории

Содержание

Эффект социальной фасилитации и ингибиции (Social facilitation (inhibition))

Версия для печати

Эффект (феномен) социальной фасилитации — это эффект усиления активности деятельности в присутствии других. Другими словами, человек выполняет простые задания (легкие примеры на умножение, вычеркивание в тексте определенных букв, наматывание лески на катушку и другие простые задания на моторику), если знает, что за ним наблюдают. Одновременно с этим выполнение сложных заданий в присутствии других людей, наоборот, влечет снижение скорости и качества работы.

Эффект (феномен) социальной ингибиции — это феномен, противоположный социальной фасилитации. То есть это ухудшение скорости и качества выполняемых действий под влиянием присутствия посторонних наблюдателей. 

История открытия эффектов фасилитации и ингибиции

В 1898 психолог Норман Триплетт (Norman Triplett), заметив, что велосипедисты показывают лучшие результаты, если соревнуются с партнером, а не просто используют секундомер для определения времени, провел серию экспериментов для подтверждения своих догадок.

Исследование Триплетта стало одним из первых в социальной психологии экспериментов, в ходе которого дети наматывали леску на катушку спиннинга. И оказалось, что они работают энергичнее в присутствии других, чем в одиночестве. Названный Флойдом Олпортом (Floyd Henry Allport) социальной фасилитацией эффект наблюдался и у животных (цыплята быстрее едят зерно, муравьи роют песок, если рядом находятся другие особи). Влияние социальной оценки на производительность вызвало интерес в психологических кругах, и исследования Нормана Триплетта были продолжены. Так, позднее было обнаружено, что присутствие пассивных свидетелей при выполнении определенных задач снижает эффективность действий.

Теория зашла в тупик, ведь не было ясно, как сопоставить оба феномена. Исследования продолжились лишь в 1965 Робертом Зайонцом (Robert Zajonc), сформулировавшим теорию активации. Именно он первым высказал предположение, что эффект социальной фасилитации проявляется в случае выполнения простых механических действий (привычных или усвоенных), а обратный ему эффект ингибиции — в интеллектуально более сложных ситуациях.

Данное утверждение опиралось на известный факт, согласно которому появление возбуждения всегда активирует доминирующую реакцию. Возбуждение в данном случае вызывается присутствием других людей при выполнении того или иного задания. Таким образом, в случаях с простыми задачами, доминирующей (наиболее вероятной) реакцией на которые выступает правильное и зачастую единственно верное решение, возбуждение помогает быстрее справиться с ними. А там, где правильный ответ не так очевиден, возбуждение провоцирует неправильные реакции.

Позднее распространение получили и другие предположения относительно природы феномена «фасилитация-ингибиция». Например, модель Отвлечения-Конфликта, предложенная Робертом Барроном (Robert Barron). Согласно ей, присутствие других людей всегда влечет наше отвлечение и появление внутреннего конфликта между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче. Данный конфликт посредством усиления возбуждения либо помогает нам выполнять задачу, либо мешает этому.

Причины проявления эффекта социальной фасилитации и ингибиции

Психолог Дэвид Майерс (David G. Myers) выделяет 3 причины того, что присутствие других вызывает у людей возбуждение.

1. Боязнь оценки

Наши доминирующее реакции проявляются сильнее, если мы думаем или точно знаем, что присутствующие нас оценивают. Поэтому:

• человек склонен работать лучше, если его коллеги или соисполнители какого-либо задания обладают немного большей компетентностью или навыком;

• уровень возбуждения склонен падать, когда в группу авторитетных людей вливаются те, чье мнение нам безразлично;
• наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений и оценок наблюдателей;
• наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними.

    2. Отвлечение внимания

    Когда мы начинаем задумываться над тем, как выполняют работу наши коллеги или как реагирует аудитория, наше внимание рассеивается, а возбуждение растет.

    3. Факт присутствия наблюдателя

    Экспериментально доказано, что не только боязнь оценки или рассеивание внимания могут вызвать нарастание возбуждения. На это способен и сам факт присутствия наблюдателя.

    Кроме того, можно выделить и другие факторы социальной фасилитации.

    4. Принадлежность аудитории (наблюдателей) к тому или иному полу

    Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного им пола. Так, мужчина будет делать больше ошибок в сложном задании в присутствии женщин, и наоборот, выполнит легкое задание весьма быстро при тех же присутствующих.

    5. Настроение

    В определенных обстоятельствах хорошее настроение способно усилить действие феномена фасилитации, а плохое — ингибиции.

    Пути преодоления эффекта социальной фасилитации (ингибиции)

    1. Установление разумных рамок контроля, в том числе и визуального. Если установить их слишком общими и контролировать лишь по конечному результату, не будет проявления феномена фасилитации, а если чрезмерно жесткие и осуществлять постоянный контроль, то проявится феномен ингибиции.

    2. Для простой и автоматизированной деятельности осуществлять постоянный контроль, а для сложной и интеллектуальной — лишь общий.  

    Назад к словарю


    описание феномена, примеры :: SYL.ru

    В различных областях социума на уровне отдельно взятой личности, компании или государства возникает необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния.

    Социальная фасилитация как раз и является одним из них. Этот инструмент позволяет справиться с самыми различными задачами и достигнуть поставленных целей. Среди них выход из кризиса, а также направление одного человека или группы людей к изменениям совершенного иного качества.

    Определение понятия

    Социальная фасилитация представляет собой явление, выраженное в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. Иными словами, даже самые простые задания (например, зачеркивание в тексте определенных букв, легкие примеры на сложение и т. д.) человек выполняет намного лучше, если он понимает, что за ним наблюдают.

    Социальная фасилитация — это изменение в поведении индивида, которое вызвано присутствием аудитории. Проявляется данный феномен в усилении эмоционального возбуждении исполнителя.

    Установлено также и то, что скорость и качество выполнения более сложных работ в присутствии посторонних у человека, несомненно, падают. Это объясняет феномен, противоположный тому понятию, которое представляет собой социальная фасилитация. Он носит название социальной ингибиции.

    История открытия

    В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

    В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

    Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

    Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

    Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

    Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

    В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

    Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому.

    Боязнь оценки

    Социальную фасилитацию и ингибицию социальная психология объясняет как явления, вызываемые тремя причинами. Первой из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Именно поэтому происходит следующее:

    • исполнитель старается работать быстрее и лучше, если другие исполнители или коллеги обладают несколько большим навыком или компетенцией;
    • уровень возбуждения падает, когда в группе авторитетных людей появляются те, чье мнение исполнителю безразлично;
    • наибольшее влияние окружающие оказывают на тех, кто переживает из-за высказанных мнений наблюдателей и данных ими оценок;
    • феномен социальной фасилитации или ингибиции находит свое самое яркое проявление в тех случаях, когда присутствующие люди незнакомы исполнителю, и он не успевает следить за ними.

    По мнению психологов, наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей. Так, баскетболисты, думающие о том, как они смотрятся со стороны, и начинающие анализировать все свои движения, обязательно промахнутся во время решающего броска.

    Отвлечение внимания

    Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.

    Пример социальной фасилитации подобного типа – отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.

    Факт нахождения наблюдателя

    Социальная фасилитация в психологии – это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей. Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.

    Среди них следующие:

    1. Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
    2. Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
    3. Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

    Пол наблюдателей

    Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах. Например, в ходе проведенного эксперимента спортсмены с высокой скоростью пробегали мимо трибуны, с которой за ними наблюдала женщина. Их скорость была значительно ниже, если дама сидела к ним спиной.

    Настроение

    Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.

    Уровень мастерства

    Феномен социальной фасилитации и ингибиции может проявляться по-разному. Все будет зависеть от того, кто выполняет задание – «новичок» или «профессионал». Как проявляется социальная фасилитация? Примеры из жизни в этом случае встречаются буквально на каждом шагу. Так, человек, который только учится новому делу и самостоятельно при этом тренируется, будет чувствовать себя намного спокойнее, если рядом нет сторонних наблюдателей. И здесь многие могут вспомнить, как они учились водить машину. Эта задача весьма сложная и комплексная. И новичку на первых порах часто приходится останавливаться буквально среди дороги для обдумывания сложившейся ситуации. Однако все меняется с обретением опыта. Когда все движения доведены до автоматизма, даже присутствие в салоне пассажиров не способно вызвать эмоционального напряжения и привести к ошибкам.

    Именно поэтому, для того чтобы выполнять свое дело на все сто, каждый человек вначале должен отработать свои действия и движения, доведя их до автоматизма. Только после этого он не будет зависеть от влияния аудитории. Опытные профессионалы, будучи ловкими и натренированными, в присутствии сторонних наблюдателей только улучшают эффективность своих действий. Ведь они чувствуют себя достаточно уверенно в хорошо знакомой им деятельности, стремясь продемонстрировать полученные навыки.

    Социальная леность

    Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.

    Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.

    Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.

    Фасилитация и бизнес

    Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

    Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму.
    В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

    При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

    Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

    Социальная помощь (определение и примеры)

    Нет ничего лучше финишной черты в конце марафона, 10-мильного забега или 5 км. Вы уже давно бегаете, и, возможно, у вас болит голова, но все вас подбадривают. Это дополнительное поощрение дает даже самым истощенным бегунам стимул бежать немного быстрее и завершить гонку.

    Социальные психологи еще в 1800-х годах обратили внимание на это явление. Действительно ли люди работали лучше, когда выступали перед аудиторией или с другими? Сэкономите ли вы несколько минут своего времени, когда бежите с другими людьми? Ответы и последующие исследования создали теорию социальной фасилитации, одну из старейших теорий в мире социальной психологии.

    Что такое социальная помощь?

    Социальная фасилитация — это явление, которое предполагает, что люди работают лучше, когда они находятся в присутствии других. В одиночку они не смогут достичь того потенциала, которого могли бы достичь, если бы за ними наблюдали или участвовали с другими, выполняющими ту же задачу.

    Ранние исследования социальной фасилитации 

    В 1800-х годах социальный психолог по имени Норман Триплетт заметил, что велосипедисты работают лучше, когда они находятся в группе, а не в одиночку. Он решил проверить свою теорию социальной фасилитации в лаборатории. Эксперты считают, что это может стать первым экспериментом в области социальной психологии за всю историю исследования.

    В ходе исследования детей просили намотать леску. Это была простая задача. Некоторые дети работали в одиночку, а другие выполняли задание перед другим ребенком. Триплетт заметил, что дети, которые находились в присутствии других, двигались быстрее.

    В то время Триплетт не называл феномен социальным содействием. Этот лейбл появился более чем 30 лет спустя, в 1920-х годах.

    По мере продолжения исследований психологи обнаружили, что это не просто помогает кому-то выполнить задачу, пока кто-то другой выполняет ту же задачу. Независимо от того, находится ли он в присутствии «соактера» или аудитории, человек, скорее всего, будет работать лучше.

    Пример теории социальной фасилитации 

    Вы уже изучили некоторые примеры социальной фасилитации, например, бег быстрее в многолюдном марафоне, чем если бы вы бежали в одиночку. Эта теория применима не только к легкой атлетике. Вы можете показать лучшее театральное представление, когда вас тронут аплодисменты толпы, или решить проблему быстрее, если вы знаете, что люди смотрят на вас.

    Противоречивые исследования социальной фасилитации 

    Было бы упущением привести пример из 1800-х годов и остановиться на этом. Способы, которыми мы проводили эксперименты два века назад, сильно отличаются от того, как мы проводим эксперименты сейчас. Поскольку психологи продолжают проверять и перепроверять свои теории, они часто находят противоречивые доказательства.

    Это произошло на занятиях по социальной фасилитации. Потребовалось более 40 лет, чтобы исследование социальной фасилитации поставило под сомнение то, что мы знаем об этом явлении.

    В 1933 году психолог по имени Джозеф Пессин дал участникам список слов для запоминания. Кто-то выполнял задание в группе, а кто-то в одиночку. Если бы заработала Теория социальной фасилитации, люди в группе смогли бы повторять больше слов, которые они запомнили, верно?

    Но этого не произошло.

    Люди, которые выполняли задание в группе, на самом деле сделали значительно хуже , чем люди, которые выполняли задание в одиночку. Это исследование противоречило идее теории социальной фасилитации. Что это означало для той работы, которую Норман Триплетт и другие психологи вложили в эту идею?

    Теория активации – Социальная фасилитация

    Эти две теории в итоге были объединены такими психологами, как Джеймс Майклс и Роберт Зайонц. Эти два психолога работали по отдельности, но вместе они помогли сформировать теорию активации в рамках феномена социальной фасилитации.

    В ходе своих экспериментов они обнаружили, что сложность задания влияет на то, имеет ли место социальная фасилитация. Если задача была легкой или участники были опытны в выполнении задачи, они лучше справлялись в присутствии других. Это явление до сих пор известно как социальная фасилитация.

    С другой стороны, если задача была сложной или люди были неквалифицированными, они с большей вероятностью справились бы лучше в одиночку. Добавление других людей в микс заставляет их работать хуже. Теперь это известно как социальное торможение. И социальная фасилитация, и социальное торможение обсуждаются вместе под общим эгидой теории социальной фасилитации.

    Другие факторы, влияющие на производительность 

    Простого присутствия других людей может быть недостаточно, чтобы помочь вам значительно лучше выполнять задачу. У психологов есть и другие теории о том, что нас мотивирует, влияет на нас и помогает работать лучше.

    Одна идея состоит в том, что давление хорошей работы для других влияет на нашу работу. Если вы когда-либо боялись выступать перед аудиторией, вы хорошо знаете это давление. Для других это давление может быть хороший вещь.

    Люди в зале также могут влиять на наше выступление. По статистике, команды выигрывают больше игр, когда играют дома. Одна из причин, по которой они могли бы выступать лучше, заключается в том, что они знают и ценят больше болельщиков на трибунах. Конечно, знакомство с раздевалкой и близость к семье также могут помочь игрокам расслабиться или сосредоточиться на игре.

    Преимущества социальной фасилитации 

    Единого рецепта успеха не существует, но теория социальной фасилитации помогает указать нам правильное направление. Если у вас есть цель, поэкспериментируйте с тем, как партнеры или зрители могут помочь вам в ее достижении. Вступите в беговой клуб. Запишитесь, чтобы играть на гитаре на вечере с открытым микрофоном. Используйте напарника по подотчетности, чтобы держать вас в курсе. Привлечение других людей к вашему путешествию может помочь вам работать лучше и быстрее достигать своих целей.

    Если вы не склонны хорошо выступать перед другими, это может означать, что вам просто нужно потренироваться. Ты не плохо справляешься с задачей. Вам просто нужно наращивать свои навыки и чувствовать себя более комфортно. Затем вы можете начать выступать перед другими — и выступать хорошо.

    Теодор Т.

    Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и онлайн-сайта с более чем 500 сообщениями.

    Социальная фасилитация: как и когда аудитория повышает эффективность

    Социальная фасилитация — это вывод из социальной психологии о том, что производительность людей может улучшиться при выполнении некоторых задач в присутствии других людей.

    Социальная фасилитация — это социально-психологический вывод о том, что в некоторых обстоятельствах присутствие других людей может улучшить производительность.

    Повседневные примеры социальной поддержки включают:

    • Велосипедист едет быстрее, когда находится в группе с другими.
    • Актер лучше выступает перед большой аудиторией, чем на репетициях.
    • Спортсмен, который показывает лучшие результаты на соревнованиях, чем в одиночку.

    История исследований социальной фасилитации начинается с муравьев…

    История исследований социальной фасилитации

    Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма.

    Она двигается так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте.

    Но дайте нашей муравьишке напарницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.

    Вскоре она копает в пять или более раз быстрее…

    Муравьи не единственные, кто проявляет социальную помощь.

    За четыре десятилетия до того, как в 1937 году С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев, психолог Норман Триплетт уже заметил почти такое же социальное поведение у велосипедистов.

    Велоспорт и социальная помощь

    Триплетт изучил записи «Лиги американских колесников» и обнаружил, что велосипедисты-гонщики ехали быстрее, когда двигались в темпе или участвовали в соревнованиях.

    Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором преодолевают каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем те, у кого нет кардиостимулятора — опять же социальная помощь.

    Он подозревал, что это был не только чисто физический эффект слипстрима за другим велосипедистом, но и психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.

    Больше, чем просто конкуренция?

    Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основателей психологии личности — сделал именно это.

    Он попросил участников написать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом.

    Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.

    Опять же, участники достоверно произносили больше слов в присутствии других, чем в одиночку, что свидетельствует об эффекте социальной фасилитации.

    Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898 г.) поставил детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда против других.

    То, что он обнаружил, подтвердило его теорию социальной фасилитации: дети шли быстрее, когда участвовали в соревнованиях.

    Хотя это и интересно, открытие, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если элемент конкуренции можно убрать и измерить эффект простого присутствия?

    Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила последствия конкуренции, последующие исследования, а их было много, определенно это сделали.

    Это повышение производительности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная фасилитация, и в течение нескольких десятилетий оно было в моде в психологии.

    К сожалению, экспериментаторы по социальной фасилитации вскоре обнаружили, что человеческая психология немного сложнее психологии муравья.

    Больше всего беспокоит то, что экспериментаторам не удалось найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт.

    Выяснилось, что при усложнении задач их производительность не улучшалась, а наоборот, ухудшалась.

    Казалось, что люди испытывают не социальную стимуляцию, а социальное торможение.

    Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований в области социальной фасилитации, считая их неудачниками.

    Социальная фасилитация и стремление к выполнению

    Только в 1960-х годах известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования социальной фасилитации.

    Он считал, что противоречивые результаты экспериментов по социальной фасилитации можно объяснить новым подходом, называемым «теорией влечения».

    Zajonc сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более бдительными и возбужденными, и это возбуждение запускает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».

    Доминирующие реакции – это хорошо отработанные навыки или определенные привычки.

    Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, то происходит наша социальная помощь, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, плохо действуем.

    Эта теория довольно хорошо объясняла факты, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие.

    Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, в 1980-х Роберт Барон выдвинул новую теорию.

    Отвлекаются и конфликтуют

    Теория конфликта отвлечения утверждает, что когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и наблюдением за другими.

    Когда задача проста, мы можем успешно сосредоточить свое внимание на текущей задаче, и поэтому наша производительность улучшается, вероятно, из-за эффекта драйва, о котором говорит Зайонц.

    Однако когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается.

    Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с отвлекающими их мигающими огнями и громкими звуками вместо публики.

    Наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта были дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая в сочетании с теорией влечения Зайонца может объяснить эффект социальной фасилитации: когда и как аудитория либо улучшает нашу работу, либо ухудшает ее.

    Теория конфликта-отвлечения, в частности, значительно облегчает понимание сложного воздействия аудитории, потому что фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.

    Психология внимания, тем не менее, является странным зверем, подверженным всевозможным факторам, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной фасилитации:

    1. Оценка аудитории. От того, как мы оцениваем аудиторию, зависит наша реакция, т.е. внимательно ли она смотрит или просто проходит мимо? Huguet и др., (1999) неудивительно обнаружил, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная аудитория.
    2. Аудитория противоположного пола . Люди обычно находят аудиторию противоположного пола более отвлекающей, поэтому мужчины более сдержаны при выполнении сложных задач (но лучше при выполнении хорошо отработанных задач), когда за ними наблюдают женщины, и наоборот.
    3. Настроение . Хорошее настроение может при определенных обстоятельствах способствовать выполнению работы, а плохое — тормозить ее (Mash & Hedley, 1975).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts