Личность как субъект общественных отношений. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль Каждый человек в социальной системе
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории? Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).
Социологи отличают предписываемые и приобретенные статусы . Предписываемый — это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он получается человеком от рождения и обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей.
Приобретенный (достигаемый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор) – достигнуты благодаря уровню образования, профессиональным достижениям.
Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы .
Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость).
Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
Социологи в основном рассматривают статус как явление, обладающее двумя измерениями: горизонтальным и вертикальным . Под горизонтальным измерением понимается система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, которые складываются между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы.
Вертикальное измерение образует контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.
Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками:
· эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
· способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
· масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;
· формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;
· мотивацией — на личную прибыль, на общее благо. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими, экологическими, реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
На выполнение социальной роли влияет несколько факторов:
· биопсихологические возможности человека — тормозят либо способствуют выполнению роли
· комплекс способов поведения человека, которые от него ожидают
· роль человека в группе, социальный контроль в группе
· структура группы, ее сплоченность, степень идентификации индивида с этой группой
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.
- Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.).
Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.
- Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.).
- Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственнотехническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля — от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик .
- Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
- Способ получения . Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
- Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей..Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
- Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
- Мотивация . Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Нарсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль -это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает ин-ституциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.
Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж» . Это – сравнительная оценка обществом социальной значимости различных социальных групп, институтов и организаций.
Престиж – это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении и разделяемая обществом.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие-раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Социальная роль — это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего, согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля — от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения — фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут-противоречить друг другу, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные взаимоотношения людей, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений определяется понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а сразу на несколько групп.
Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им.
Страница 54 из 100
54. Социальный статус. Систематизация социальных ролей
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения . Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация , Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.
Социальная роль | Психологическая энциклопедия 1vc0
Социальная роль — социально санкционированная и социально значимая функция личности, выполняемая в соответствии с общепринятым социальным стандартом. Понятие роли введено в социальную психологию американским психологом Дж. Мидом. Роль обусловливает поведение личности в соответствии с определенными социальными ожиданиями. Различаются роли социальные, обусловленные положением личности в объективных социальных отношениях (роль отца, матери, учителя, ученика, офицера, солдата, судьи, полицейского и т. п.) и межличностные роли (роль друга, лидера, товарища, близкого человека и т. п.).
Различаются также роли активные (исполняемые в данный момент) и латентные (не проявляющиеся в данный момент). Особо выделяются роли конвенциональные (официальные, институционализированные), связанные с формальными требованиями к их исполнению (роль члена правительства, законодательного собрания, председателя ученого совета и т. п.), и роли стихийные, связанные с ситуативными обстоятельствами (благодетеля, доброжелателя, мецената, спасителя и т. п.). Однако исполнение даже конвенциональных ролей индивидуально своеобразно, требует творческой активности, нравственного потенциала личности. Сама социальная роль влияет на индивидуальное самовыражение личности.
Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут охватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека — его жизненная позиция — ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям.
Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть ее отношением к своим социально-ролевым обязанностям и ее психофизиологическими возможностями.
Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность и связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальными ролями и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляется социальная идентификация личности, ее самоотнесение к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.
Любая социальная роль актуализирует определенные социальные ценности. Но у каждой личности имеется собственное понимание этих ценностей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения — социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности.
Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентаций личности. Продолжительное исполнение социальной роли приводит к формированию соответствующих социальных установок и профессиональным деформациям личности.
В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЖИЗНИ | Инновации в старении
Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Анна Е Корнадт,
Анна Э Корнадт
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Анна Э. Корнадт
Анна Э Корнадт
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Innovation in Aging , Volume 3, Issue Supplement_1, November 2019, Pages S729–S730, https://doi.org/10.1093/geroni/igz038.2673
Опубликовано:
9 ноября 04039 PDF
- Содержание статьи
- Рисунки и таблицы
- видео
- Аудио
- Дополнительные данные
Цитировать
Cite
Анна Э. Корнадт, Анна Э. Корнадт, СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЖИЗНИ, Инновации в старении , том 3, приложение к выпуску_1, ноябрь 2019 г., страницы S729–S730, https://doi.org/10.1093 /geroni/igz038.2673
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Разрешения
- Электронная почта
- Твиттер
- Фейсбук
- Подробнее
Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Несмотря на значительную стабильность личностных черт «большой пятерки», существуют доказательства пластичности и изменений личности на протяжении всей жизни. Было показано, что в молодые годы инвестиции в социальные роли, такие как вхождение в трудовую жизнь или создание семьи, способствуют изменению личности. Что касается личности в дальнейшей жизни, то исследование социальных ролей до сих пор игнорировалось. Был разработан опросник для оценки большого количества социальных ролей, которые можно взять на себя во второй половине жизни. N = 306 участников в возрасте от 50 до 86 лет сообщили о своих социальных ролях и оценили свои личностные качества. Результаты показывают, что принятие определенных социальных ролей (например, друга, пенсионера, волонтера) и инвестирование в них опосредовали влияние возраста на «Большую пятерку», особенно на самых старших участников, а также в областях открытости и экстраверсии. Полученные данные подтверждают важность социальных ролей для личности и в более позднем возрасте.
Этот контент доступен только в формате PDF.
© Автор(ы), 2019 г. Опубликовано Oxford University Press от имени Американского геронтологического общества.
Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая разрешает неограниченное повторное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинальная работа правильно цитируется.
Раздел выпуска:
СЕССИЯ 3380 (СИМПОЗИУМ)
Скачать все слайды
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Оповещение о текущей проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Мультиморбидные паттерны и когнитивные способности при выпадении информативных данных среди тайваньских пожилых людей, живущих в общине
Оценка лицевой валидности и приемлемости Инструмента оценки больницы партнера по медицинскому обслуживанию (ЧАТ)
Организационно-резидентные характеристики домов престарелых, связанные с частичным и полным выполнением Инвентаря преференций для повседневной жизни (PELI)
Сексуальное удовлетворение среди сексуальных меньшинств и гетеросексуальных людей среднего и старшего возраста
Качество работы и разделение работы работников, осуществляющих непосредственный уход, в Англии
Реклама
исследователей исследуют роль личности в обществе
Новая область исследований — психология личности — научный взгляд на то, чем люди отличаются друг от друга и как различия в характерах влияют на мир, в котором мы живем.
Начнем с того, что личность — это больше, чем быть экстравертом или интровертом, и, как узнают исследователи, экстраверсия не просто объясняет различия между тем, как люди ведут себя на общественных мероприятиях.
То, насколько вы экстравертны, может влиять на то, как мозг делает выбор — в частности, выбираете ли вы немедленное или отсроченное вознаграждение, обнаруживает новое исследование.
«Понимание того, чем люди отличаются друг от друга и как это влияет на различные результаты, — это то, что мы все делаем интуитивно, но психология личности пытается привнести в этот процесс научную строгость», — сказал Колин ДеЯнг, доктор философии, из Университет Миннесоты.
«Личность влияет на академическую и служебную успеваемость, социальные и политические взгляды, качество и стабильность социальных отношений, физическое здоровье и смертность, а также риск психических расстройств».
Исследования ДеЯнга в области биологии и неврологии привели к разработке теорий личности, которые объясняют устойчивые модели поведения и опыта.
В новом исследовании ДеЯнг и его коллеги сканировали испытуемых с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и просили их выбрать между меньшим немедленным вознаграждением или большим отсроченным вознаграждением, например, 15 долларов сегодня против 25 долларов через три недели.
Затем они сопоставили свой выбор и активность мозга с различными личностными чертами.
Они обнаружили, что экстраверсия предсказывает нейронную активность в области мозга, называемой медиальной орбитофронтальной корой, которая участвует в оценке вознаграждения.
В задании этот регион сильнее реагировал на возможность немедленного вознаграждения, чем на возможность отложенного вознаграждения.
«Это область мозга, в которой мы ранее показали, что экстраверсия предсказывает размер области, поэтому наше новое исследование предоставляет некоторые сходящиеся доказательства важности чувствительности к вознаграждению как основы экстраверсии», — сказал ДеЯнг.
В более широком смысле ДеЯнг работает над пониманием того, «что заставляет людей тикать, объясняя наиболее важные черты личности, какие психологические процессы эти черты представляют и как эти процессы генерируются мозгом», — сказал он.
«Мозг — невероятно сложная система, и я думаю, впечатляет, что нейробиология делает такой большой прогресс в ее понимании. Связь функций мозга с личностью — еще один шаг к пониманию того, как мозг делает нас такими, какие мы есть».
Исследователи также обнаружили, что личность со временем влияет на здоровье.
В частности, новые модели продолжительности жизни, которые измеряют как личность, так и здоровье в раннем и позднем периоде жизни, а также несколько раз в промежутке между ними, подтверждают, что здоровье является результатом не только генетики и факторов окружающей среды, но и изменчивых характеристик личности.
«Личность развивается в детстве и, вероятно, наиболее податлива в детстве», — сказала Сара Хэмпсон, доктор философии, из Орегонского научно-исследовательского института.
В детстве формируются привычки, поэтому понимание того, как различия в характере влияют на здоровье, может привести к позитивному поведению, которое поможет детям в более позднем возрасте.
Например, в новом исследовании, которое вскоре будет опубликовано в журнале Health Psychology , Хэмпсон и его коллеги обнаружили, что дети с более низким уровнем совестливости (включая безответственность и небрежность) имели худшее здоровье 40 лет спустя, включая большее ожирение и более высокие холестерин.
Исследование основано на прошлой работе, показывающей, что более сознательные дети живут дольше.
Исследователи изучили более 2000 детей начальной школы на Гавайях, которые прошли оценку личности в 1960-х годах.
Спонсируемые Национальным институтом психического здоровья и Национальным институтом старения, исследователи смогли пройти медицинские и психологические обследования 60 процентов исходной группы, которые, став взрослыми, согласились на дальнейшие исследования, начиная с 19 лет.98.
Они обнаружили, что дети, которых учителя считали менее добросовестными, во взрослом возрасте имели худшее состояние здоровья, особенно сердечно-сосудистую и метаболическую системы.
Работа может указать путь к вмешательству в детскую жизнь, сказал Хэмпсон. «Родители и школа формируют личность, и это наша возможность поддержать развитие добросовестности — планированности, способности откладывать удовлетворение, самоконтроля», — сказала она. «Общество зависит от такого просоциального, саморегулируемого поведения».
Личность, очевидно, играет важную роль в психическом здоровье, поскольку исследователи уже давно знают, что личность может сильно влиять на то, как пациенты реагируют на определенные виды лечения.
Но до недавнего времени руководство по лечению психических заболеваний — Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) — не полностью включало такие личностные данные.
«Влияние психологии личности возросло, поскольку она предлагает инструменты и методы, которые имеют отношение к решению проблем психиатрической классификации, например, способы разработки моделей различий между людьми, основанных на данных, а не на клинических предположениях», — сказал Роберт.