Социально психологические характеристики речи: «Психологическая характеристика речи» | Образовательная социальная сеть

Психология речи (продолжение) — Центр психологической помощи «Просвет»

Диалог является речью, состоящей из реплик, из цепи речевых реакций. Как первичная по происхождению форма речи он характеризуется социальной природой и максимальной развернутостью структуры речевого общения. Диалог определяется в первую очередь социальной средой общения и ближайшей социальной ситуацией. Он всегда предполагает общность социального плана партнеров, знание сути дела, т. е. того, о чем идет речь. Диалог опирается еще также и на ряд невербальных средств — на непосредственную предметную ситуацию, окружающую его сейчас и здесь, акустическое восприятие интонационного строя речи собеседника, зрительное восприятие собеседника — мимики, жестов. Диалог имеет специфические характеристики — сокращенность фонетической стороны речи, тенденцию к предикативности, тенденцию к смысловому семантическому строю, специфический словарь, особенность которого, в частности, заключается в употреблении слов, обозначающих и именующих окружающую ситуацию, предметы, явления. Такой словарь исходит из потребности данного актуального общения.

Важно отметить еще три характеристики диалога, имеющие значение в афазиологии, о которых писали и Л. С. Выготский, Г. Гумбольдт, Л. П. Якубинский, А. А. Щерба: 1) диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми; 2) в реплике-ответе возможно повторение лексики, заключающейся в реплике-вопросе; 3) простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания, не требуют опосредованности внутренней речью.

Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» (Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями (А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. Н. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.

Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.

Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.

Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.

Психологические характеристики

1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.

2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.

3. Роль и место речи в психической сфере:

а) опосредование и связывание всех психических процессов;

б) средство и форма познавательной деятельности;

в) средство и способ вербального общения людей;

г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоционально-волевой сферой человека.

4. Основные функции речи: зрительное восприятие собеседника — мимики, жестов. Диалог имеет специфические характеристики — сокращенность фонетической стороны речи, тенденцию к предикативности, тенденцию к смысловому семантическому строю, специфический словарь, особенность которого, в частности, заключается в употреблении слов, обозначающих и именующих окружающую ситуацию, предметы, явления. Такой словарь исходит из потребности данного актуального общения.

Важно отметить еще три характеристики диалога, имеющие значение в афазиологии, о которых писали и Л. С. Выготский, Г. Гумбольдт, Л. П. Якубинский, А. А. Щерба: 1) диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми; 2) в реплике-ответе возможно повторение лексики, заключающейся в реплике-вопросе; 3) простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания, не требуют опосредованности внутренней речью.

Психология речи (продолжение)– предыдущая\следующая – Психология речи (продолжение)

spho — Психологическая диагностика

w3.org/1999/xhtml» cellspacing=»0″>

 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
          Социально-психологические характеристики субъекта общения         
                             (Лабунская В.А.).                              
  
      В опроснике представлены пять  групп  характеристик  общения.  Каждая 
 группа включает как позитивные, так и негативные черты,  определяющие  его 
 эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных  групп  характе- 
 ристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствитель- 
 ности к определенным сторонам общения ("Профиль психологических трудностей 
 общения"), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чер- 
 там общения, создать "портрет" оптимального или трудного партнера с  точки 
 зрения субъекта или группы.                                                
      Максимальная оценка каждой группы психологических трудностей  общения 
 равна 75 баллам.
                                                                  Первая группа  (I)  включает  экспрессивно-речевые  (ЭР)  особенности   партнеров.                                                                        Вторая группа (II) характеристик отражает социально-перцептивные (СП)   особенности партнеров.                                                            Третья группа (III) включает суждения, описывающие отношения -  обра-   щения (ОО) партнеров друг к другу.                                                Четвертая группа (IV) состоит из суждений, раскрывающих умения и  на-   выки организации взаимодействия (НВ).                                             Отдельная группа характеристик (V) дает представление  о  влиянии  на   возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность обще-   ния, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол,  ста-   тус (УО).                                                                           Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каж-   дой группы характеристик.
 Затем полученный показатель по каждой группе пе-   реводится в 20 балльную шкалу. Коэффициент перевода для I-IV групп призна-   ков равен 0,27, для V группы - 0,53. Перевод в  20-балльную  систему  осу-   ществляется умножением суммарного показателя  на  соответствующий  индекс.   Результаты переносятся на график. Он имеет следующий вид: на  вертикальной   прямой располагаются показатели в 20-балльной системе, на горизонтальной -   наименование групп характеристик трудностей общения (ЭР, СП, ОО, НВ,  УО).   График представляет собой  "Профиль  психологических  трудностей  общения"   каждого из участников исследования или группы в целом. На основе соотноше-   ния степени оценки каждой группы характеристик определяется  тип  "Профиля   психологических трудностей общения". Суждения, получившие оценку 4-5  бал-   лов, выписываются отдельно, затем подсчитывается их частота в данном  диа-   пазоне. Те суждения, которые 50% - 75% участников исследования оценивались   как очень сильно (5 баллов) или сильно (4 балла) затрудняющие процесс  об-   щения, включаются в "портрет трудного партнера общения".
 Так  составляется   групповое представление о субъекте затрудненного общения. На основе анали-   за этих представлений определяются характеристики общения партнера, по от-   ношению к которым наблюдается повышенная чувствительность, и  устанавлива-   ются количественные и качественные различия "портретов" в  зависимости  от   изучаемых детерминант затрудненного общения.                                        Сравнением содержания и объема представлений о трудном партнере в со-   ответствии с различными ролевыми позициями выявляются устойчивые, типичные   психологические трудности общения и соответственно представления о субъек-   те затрудненного общения и вариативные, появляющиеся в связи с  изменением   ролевой позиции партнера.                                                           Примечания к компьютерной версии:                                            1. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана  на   следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:                     0%      - психологические трудности общения отсутствуют;                     1%-20%  - низкий тестовый показатель;                                       21%-40%  - пониженный тестовый показатель;                                   41%-60%  - средний тестовый показатель;                                      61%-80%  - повышенный тестовый показатель;                                   81%-100% - высокий тестовый показатель.
                                     При этом следует иметь в виду следующие особенности данной методики.         Часть утверждений опросника содержит негативные черты, часть - те  же   черты, но имеющие уже позитивный смысл. Например:                                 6. Неумение поставить себя на место другого человека.                        34. Умение поставить себя на место другого человека.                         Логично предположить, что испытуемые будут  выбирать  противоположные   ответы в подобных парах утверждений. В результате общий суммарный  показа-   тель шкалы будет редко превышать средние значения.  Поэтому  интерпретацию   шкал необходимо корректировать в сторону повышения полученных результатов.        2. Портрет трудного партнера общения включает в себя отдельные харак-   теристики на которые обследуемый давал ответы "Очень сильно затрудняет"  и   "Сильно затрудняет".                                                              3. Коэффициент перевода в 20-балльную систему для V шкалы  принят  за   0.
50, так как при коэффициенте 0.53 максимальное значение шкалы будет рав-   но 21 баллу, а не 20 баллам (40 х 0.50 = 20).                                         Опросник состоит из 31 утверждения.                                          Примерное время тестирования 10-15 минут.                                                               ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                                                   ----                                                            ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                               Методика: Социально-психологические характеристики субъекта                            общения.                                                           Ф.И.О:_____________________                                                  Доп. данные:_______________                                                                                 Диаграмма:                                             0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> ЭР                   0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> СП                   0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> ОО                   0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢> НВ                   0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> УО                       <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                                               Тестовые показатели:                                      1.
 Экспрессивно-речевые особенности партнеров   - ЭР =  7  35%               2. Социально-перцептивные особенности партнеров - СП =  7  35%               3. Отношения - обращения партнеров друг к другу - ОО =  9  45%               4. Умения и навыки организации взаимодействия   - НВ =  8  40%               5. Отдельная группа характеристик               - УО =  6  30%                                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                                  1. Экспрессивно-речевые особенности партнеров:                         Темп и громкость речи, длительность пауз в речи,  выразитель-           ность мимики, интенсивность жестикуляции, подвижность, способность           поддерживать зрительный контакт, психологическая  дистанция,  сте-           пень внешней привлекательности.                                                   Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                              2. Социально-перцептивные особенности партнеров:                        Способность оценивать чувства, настроения и намерения другого           человека, видеть в другом его индивидуальные особенности  и  черты           характера, умение ставить себя на место другого  человека,  демон-           стрировать свое понимание его особенностей, проницательность.
                     Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                              3. Отношения - обращения партнеров друг к другу:                        Уровень дружеского отношения к другим людям, его  заинтересо-           ности,  доверительности,  почтительности,  добродушия,  стремления           произвести приятное впечатление.                                                  Индекс психологических трудностей общения: средний.                                  4. Умения и навыки организации взаимодействия.                         Способность слушать, вести диалог, беседовать, объяснять, ар-           гументировать свои предложения и замечания, принимать точку зрения           другого человека, вовремя прекращать общение.                                     Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                                    5. Отдельная группа характеристик:                                Интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидете-           лей общения, возраст, пол, статус.
                                                Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                                    ПОРТРЕТ ТРУДНОГО ПАРТНЕРА ОБЩЕНИЯ:                                Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).                          Желание больше говорить, чем слушать.                                        Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).                            Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).                Высокомерное отношение к другим людям (ко мне).                              Желание навязать свою точку зрения.                                     

Мы делаем вывод о социальной идентичности говорящего на основе тонких лингвистических сигналов — Ассоциация психологических наук — APS

Когда мы говорим, мы «пропускаем» информацию о нашей социальной идентичности через нюансы языка, который мы используем для описания других, согласно новому исследованию в Psychological Science , журнал Ассоциации психологических наук. Это исследование показывает, что люди могут сделать вывод о социальной идентичности говорящего (например, о принадлежности к политической партии) по тому, как говорящий использует абстрактные или конкретные термины для описания чьего-либо поведения.

«Наши результаты показывают, что язык является мощным инструментом общения не только в традиционном смысле, но и в более неявной, тонкой манере», — объясняет ведущий исследователь Шанетт Портер из Чикагского университета. «Два человека могут использовать поразительно похожие слова, но передавать совершенно разные сообщения о своих убеждениях о других, своем отношении к другим и, как мы выяснили в настоящем исследовании, о том, кем они являются».

Предыдущее исследование показало, что люди выражают убеждения, ценности и стереотипы о других через тонкие способы использования языка, то есть они общаются не только посредством того, что они говорят, но как говорят.

Конкретное описание поведения человека с использованием глаголов действия — например, «Сэм ударил своего друга» — обычно сигнализирует о том, что такое поведение является разовым явлением и не обязательно характерно для этого человека. С другой стороны, описание чьего-либо поведения с помощью прилагательных и существительных — например, «Сэм жестокий» — выглядит более абстрактно и предполагает, что поведение может отражать личную черту.

Предыдущие исследования также показали, что мы склонны использовать эти лингвистические тонкости в благоприятном ключе, когда говорим о людях, принадлежащих к той же группе, что и мы: языком описания нежелательного поведения. Однако, если мы говорим о ком-то из другой группы, картина обратная: мы склонны использовать конкретный язык для описания положительного поведения и абстрактный язык для описания отрицательного.

Портер и его коллеги предположили, что люди могут улавливать эти лингвистические нюансы и использовать их, чтобы определить, может ли говорящий разделять членство в группе с человеком, о котором он или она говорит.

В ходе одного онлайн-исследования исследователи попросили участников «представить, что кто-то рассказывает вам о человеке по имени Питер». Для половины участников подразумевалось, что Питер был демократом, а для другой половины подразумевалось, что Питер был республиканцем.

Затем всех участников попросили прочитать отрывок, в котором неизвестный оратор описал помощь и грубое поведение Питера. Некоторые участники прочитали высказывание, в котором спикер описывал помогающее поведение Питера в абстрактных терминах (например, «Однажды человек в инвалидной коляске нуждается в помощи, чтобы подняться по пандусу. Питер тянется к ручкам инвалидной коляски. полезно») и его грубое поведение в конкретных выражениях. Другие участники зачитали заявление, в котором спикер конкретно описал помогающее поведение Питера (например, «Однажды человек в инвалидной коляске нуждается в помощи, чтобы подняться по пандусу. Питер тянется к ручкам инвалидной коляски. инвалидной коляске вверх по пандусу») и его грубое поведение в абстрактных терминах.

Результаты показали, что участники были чувствительны к этим языковым сигналам. Те, кто читал о желательном поведении Питера в абстрактных терминах (и о нежелательном поведении в конкретных терминах), с большей вероятностью поверили, что говорящий и Питер были частью одной и той же социальной группы, чем участники, которые читали о поведении Питера, помогающем в конкретных терминах (и грубых выражениях). поведение в абстрактных терминах).

Эти результаты были получены независимо от того, считали ли участники социальную идентичность Питера демократической или республиканской. В другом исследовании исследователи обнаружили ту же закономерность результатов для принадлежности к христианским группам.

Дополнительные результаты показали, что когда эти лингвистические подсказки были доступны, участники использовали их для определения принадлежности говорящих к социальной группе, даже если их явно не просили сделать такую ​​​​категоризацию.

Важно отметить, что не было никаких доказательств того, что собственная политическая, религиозная или другая групповая принадлежность участников влияла на их категоризацию принадлежности говорящих к социальной группе. Но данные действительно показали тенденцию, предполагающую, что принадлежность участников к группе влияла на то, понравился ли им говорящий.

Согласно Портеру, эти результаты имеют значение для тех, кто интересуется убеждением:

«Взаимодействие между языком коммуникатора и социальной идентичностью членов аудитории является важным вопросом для маркетологов, политиков, всех, кто хочет убедить человека или группу люди. » Портер говорит: в способе, которым что-то сообщается».

Соавторами исследования являются Мишель Райншмидт-Сейм и Дженнифер А. Ричесон из Северо-Западного университета.

Эта работа была поддержана стипендией Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров и грантом Национального научного фонда (BCS-0921728), оба из которых были присуждены Дж. А. Ричесону.

Все данные были опубликованы через Open Science Framework и доступны по адресу https://osf.io/946vb/. Полный текст Open Practices Disclosure для этой статьи можно найти по адресу http://pss.sagepub.com/content/by/supplemental-data. Эта статья получила значок Open Data. Дополнительную информацию о значках Open Practices можно найти по адресу https://osf.io/tvyxz/wiki/1.%20View%20the%20Badges/ и http://pss.sagepub.com/content/25/1/3. полный.

Социально-психологические характеристики студентов как субъектов общения в зависимости от их отношения к опосредованному взаимодействию

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 273, 2021

XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
Номер статьи 12046
Количество страниц) 9
Секция Экологическое образование и подготовка экологов
DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312046
Опубликовано онлайн 22 июня 2021 г.

E3S Web of Conferences 273 , 12046 (2021)

Социально-психологические характеристики студентов как субъектов общения в зависимости от их отношения к опосредованному взаимодействию Донской государственный технический университет, 344000 Ростов-на-Дону, Россия


* Автор, ответственный за переписку: anna-kor@bk. ru

Реферат

В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологических особенностей студентов как субъектов общения и их склонности к непрямому общению, проводя значительную часть своего личного времени в социальных сетях. Проведен сравнительный анализ выраженности затруднений в реальном акте общения у студентов, предпочитающих прямое (реальное) и опосредованное общение. Достоверность полученных результатов подтверждена анализом средних значений показателей изучаемой группы, а также с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ, критерий Стьюдента) и обнаружена зависимость между склонностью студентов к непрямому общению, временем траты на общение в социальных сетях и выраженность трудностей в реальном взаимодействии, обусловленная их специфическими социально-психологическими особенностями как субъектов общения. Наибольшие трудности в их взглядах связаны с влиянием на возникновение трудностей в общении таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус; подозрительное, высокомерное, неуважительное отношение во время разговора; социально-перцептивные и экспрессивно-речевые характеристики партнеров; а также навыки и умения собеседника относительно организации взаимодействия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts