Социально психологические причины конфликтов: Социально психологические причины конфликтов

Социально психологические причины конфликтов

24.05.2012

Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них заключается в том, что

конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов, сторон во всяком, конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой.

Тем не менее изучение конфликтов позволило выявить несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер.

Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию невыгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американского психолога Э. Берна.

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.

Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.в считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго (рис. 16.2).


Взаимодействие начальника с подчиненными осложняется тем, что оно осуществляется на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным, поскольку подчиненный и начальник как граждане равны между собой.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.
 
Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействие нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая различным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку до целостной. По-разному относясь к проблеме, они даже один и тот же ее аспект могут оценивать далеко неодинаково. В принципе если подходить к оценке совпадения мнений строго, то при обсуждении сложной проблемы будет столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Разнообразие мнений естественно. Но мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, которые отличны от нашей, к критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими? аналогичную работу; положением дел в начале деятельности.

Анализ конфликтов показал, что

оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценен, не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к деградации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей; другие причины.

Ключевые слова: Конфликт

Источник: Анцупов А.Я., Конфликтология

Материалы по теме

Социально-политические конфликты

Соколов С.В., Социальная конфликтология

Психология конфликта

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Виды внутриорганизационных конфликтов

Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,…

Различие культур и этнические конфликты

Налчаджян А.А., Этнопсихологическая самозащита и агрессия

Профилактика конфликтов

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Типы этнополитических конфликтов

Тишков В.А., Шабаев Ю.П. — Этнополитология — политические функции этничности. Учебник для…

Урегулирование конфликтов

Деркача А.А., Социальная психология

Виды межличностных конфликтов

Шейнов В.П., Управление конфликтами

что это, объективные, организационно-управленческие, социально-психологические

Содержание:

  • Что такое конфликт
  • Причины возникновения конфликтов
    • Объективные
    • Организационно-управленческие
    • Социально-психологические
    • Личностные

Содержание

  • Что такое конфликт
  • Причины возникновения конфликтов
    • Объективные
    • Организационно-управленческие
    • Социально-психологические
    • Личностные

Что такое конфликт

Конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности человека — на работе, в семье, в кругу друзей и знакомых. Существуют также конфликты на уровне социальных групп и целых государств.

Их изучение представляет собой важную отрасль знания, поскольку помогает наладить более эффективный процесс взаимодействия между членами общества.

Конфликт — это столкновение интересов между двумя и более противоборствующими сторонами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Этот термин имеет латинское происхождение и дословно обозначает «столкновение».

В обыденном понимании часто в качестве синонима используется слово «ссора», но это не совсем верно. Ссора — это гневное проявление несогласия. В ее основе может лежать раздражение, усталость, особенности характера, тип темперамента, акцентуация личности.

Пример 1

Например, к ссорам склонны холерики, у которых процессы возбуждения психики преобладают над процессами торможения.

Ссора чаще всего представляет собой одно из проявлений конфликта, его видимую часть. Также она может быть инструментом для «выпуска пара», то есть механизмом интенсивного проживания негативных эмоций.

Главным признаком конфликта является наличие у оппонентов противоположных, взаимоисключающих интересов и устремлений. Целью каждого участника будет отстаивание своей позиции до того момента, пока его потребности не будут удовлетворены. Конфликты не обязательно протекают бурно, с громким выяснением отношений. Они могут быть скрытыми и вялотекущими, иногда даже незаметными для окружающих.

Пример 2

Примером скрытого конфликта может быть научная полемика между сотрудниками университета. В его основе лежит борьба за авторитет, влияние, социальный статус, а иногда и за более конкретные вещи — например, за место заведующего кафедрой.

Осознание природы конфликтов помогает учиться их преодолевать с минимальными негативными последствиями.

Конфликты являются предметом изучения специальной науки под названием «конфликтология». Она выделилась в самостоятельную отрасль знания в 1950-е годы.

Конфликтология — это отдельная научная дисциплина на стыке психологии и социологии, занимающаяся изучением теории и практики конфликтов.

Конфликтологи изучают закономерности конфликтов на всех этапах их существования. Также они занимаются поиском эффективных способов их преодоления и профилактики.

Этапы конфликта:

  1. Латентный (скрытый) этап — зарождение конфликтной ситуации.
  2. Инцидент — возникновение повода для начала столкновения.
  3. Эскалация — разворачивание противостояния.
  4. Кульминация — это самый острый момент борьбы, сопровождающийся накалом эмоций и максимальной напряженностью.
  5. Завершение — выход из конфликта или его переход в затяжную фазу.
  6. Постконфликтная ситуация — этап оценки последствий и при благоприятном исходе нормализация отношений.

Существуют разные классификации конфликтов.

По количеству участников:

  1. Межличностные — возникают между отдельными людьми.
  2. Внутригрупповые — развиваются между личностью и группой.
  3. Внутриличностные — проявляются как противостояние разных структур внутри психики человека. Например, это может быть борьба между скрываемыми влечениями и моральными требованиями.
  4. Межгрупповые — возникают как между малыми группами, так и между целыми народами, социальными классами, религиозными и этническими общностями.

По длительности:

  • разовые;
  • краткосрочные;
  • затяжные;
  • повторяющиеся;
  • длительные.

По динамике протекания:

  • бурные;
  • вялотекущие;
  • скрытые;
  • волнообразные;
  • интенсивные.

По конечным итогам:

  • деструктивные — приводят к негативным последствиям;
  • конструктивные — позволяют решить накопившиеся проблемы.

Негативные функции конфликтов:

  1. Люди в конфликтной ситуации испытывают дискомфорт, напряжение, тревожность и другие негативные эмоции.
  2. Могут сильно ухудшиться отношения вплоть до полного разрыва.
  3. Сопровождаются нервным напряжением, затратой сил, времени, психических и иных ресурсов.
  4. Частые столкновения и ссоры могут спровоцировать стрессовые и депрессивные расстройства, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.
  5. Представление об оппоненте как о непримиримом враге приводит к конкурентному и непродуктивному способу взаимодействия. Интенсивное противостояние способно привести к разрушению социальных структур, ухудшению экологии, необоснованному расходу ресурсов. Межнациональные конфликты могут переродиться в войны, последствия которых являются крайне разрушительными для обеих сторон.

Позитивные функции:

  1. Информационная. В ходе конфликтной ситуации участники выясняют, в чем состоит предмет разногласий, получают информацию об оппоненте, проверяют позиции, анализируют текущее положение.
  2. Развивающая. Конфликты служат движущей силой, помогают выйти отношениям на новый уровень, препятствуют стагнации в развитии коллектива, способствуют общественным изменениям.
  3. Коммуникационная. Проявляется в установлении и развитии контактов.
  4. Оценочная. В ходе противостояния происходят изменения в восприятии прежних норм и ценностей.
  5. Функция разрядки. Выражается в разрядке напряженности между оппонентами.

Причины возникновения конфликтов

Главной причиной любого конфликта являются противоречия в интересах между его участниками. Они могут иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективные причины существуют на самом деле, субъективные — только в сознании оппонентов.

Объективные

Объективные факторы конфликтов связаны с конкретными обстоятельствами, которые послужили причиной возникновения противостояния. Чаще всего это борьба за материальные и социальные ресурсы.

Пример 3

Примером объективной причины конфликта в коллективе может послужить несправедливое распределение премии между сотрудниками. Борьба будет вестись за конкретный материальный ресурс — повышение заработной платы.

В качестве социальных ресурсов часто происходит борьба за влияние, авторитет, награды, ученые степени, звания.

Пример 4

Например, между двумя заместителями директора может происходить борьба за то, кто будет считаться главным.

Организационно-управленческие

Организационно-управленческие причины связаны с рядом факторов:

  • несовершенство взаимодействия внутри организации;
  • просчеты в управлении;
  • несоответствие организационной структуры поставленным целям и задачам;
  • нарушение связей между структурными элементами, центром и внешней средой;
  • неспособность сотрудников эффективно справляться с поставленными задачами.

Пример 5

Примеры организационно-управленческих причин, которые часто приводят к появлению конфликтных ситуаций: отсутствие четкого разграничения в функционале выполняемых задач, нарушение субординации, нечетко прописанные должностные инструкции.

К конфликтам внутри организации может привести разница в понимаемых целях и способах их достижения.

Пример 6

Типичный пример — разница в целях работы между рядовыми сотрудниками и руководящим менеджментом. Руководители стремятся к получению компанией максимальной прибыли. Для этой цели они готовы заставлять сотрудников работать внеурочно и требовать от них максимальной отдачи. Целью обычных работников является повышение заработной платы и минимизация трудовых усилий.

Основой профилактики конфликтов внутри компании является создание достойных условий труда, четкая организация всех этапов работы, оптимизация управленческих процессов.

Социально-психологические

Социально-психологические причины чаще всего носят субъективный характер. Они связаны с разницей в восприятии людей, отсутствием умения конструктивно взаимодействовать, несбалансированностью в ролевом взаимодействии.

Основные социально-психологические факторы:

  1. Когнитивные искажения. В процессе коммуникации между людьми возникают разного рода искажения. Они связаны как с особенностями функционирования человеческой психики, так и с нехваткой информации. Например, причиной конфликта могут стать предубеждения и стереотипы.
  2. Отсутствие культуры коммуникации. Часто оппоненты не понимают друг друга, даже если их позиции близки. Это объясняется неумением договариваться и слышать друг друга.
  3. Ролевые ожидания. Нередко люди вступают в конфликты из-за несоответствия представлений о социальных ролях. Например, мать ожидает от сына послушания и благодарности, поскольку этими качествами в ее понимании должен обладать «идеальный сын». А в его понимании она как «любящая мать» должна предоставлять ему свободу и любить его в любых проявлениях.
  4. Несоответствия в оценках. У людей существуют различные способы оценивания своей и чужой деятельности. Как правило, оценивая поступки другого человека, акцент делается не на том, что сделано, а на том, что не достигнуто. Например, начальник может строго отругать сотрудника за одну-единственную ошибку, не замечая большого объема качественно выполненной работы. Сотрудник оценивает свою работу по-другому и на этой почве возникают разногласия.

Личностные

Личностные причины связаны с индивидуальными особенностями психики человека, его уровнем воспитания и развития. Они вносят в конфликт личностные элементы, поэтому их крайне сложно разрешить с рациональной точки зрения.

Виды личностных причин:

  1. Психологическая несовместимость. Люди могут быть несовместимы между собой по характеру, темпераменту, мировоззрению, взглядам, идеологическим установкам. Например, крайне сложно дается взаимодействие между холериками и меланхоликами. В случае возникновения спорной ситуации первые часто впадают роль агрессора, вторые — отыгрывают роль жертвы.
  2. Отсутствие эмпатии. При неумении поставить себя на место другого человека и неспособности к сопереживанию у человека могут возникать постоянные конфликты из-за того, что он не в состоянии выстроить гармоничную коммуникацию.
  3. Неадекватная самооценка. Еще одним поводом для конфликтов может стать завышенный уровень притязаний. Если оценка человеком самого себя не соответствует реальности в сторону завышения, то у окружающих это будет вызывать стойкую негативную реакцию. Реже приводит к конфликтам заниженная самооценка, но и это может стать поводом для недоразумений.
  4. Манеры поведения. Разные представления о правилах приличия и допустимом поведении также нередко провоцируют конфликтные ситуации. Например, причиной конфликта могут стать бесцеремонные манеры или вызывающаяя внешность.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Социальные/психологические мотивы конфликта | Принстонская энциклопедия самоопределения

Историческая эволюция

Социально-психологические теории конфликта относительно молоды и существуют в своих самых ранних формах только с 1960-х годов. Первой появилась реалистическая теория группового конфликта (Sherif, 1966). Теория социальной идентичности берет свое начало в 1970-х и 1980-х годах (Billig 1976, Tajfel 1981, Horowitz 1985). Психоаналитические и психодинамические теории межгруппового конфликта разрабатывались с конца XIX в.80-х годов и далее (Волкан, 1988, 1992, 1994, 1998; Монтвилль, 1990; Росс, 1993, 1995). Теория символической политики была разработана Кауфманом (2001).

Теоретические следствия

Реалистичная теория группового конфликта Эта теория была впервые сформулирована Музафером Шерифом в 1966 г. , а затем пересмотрена в 1988 г. Теория принимает основные положения подхода рационального выбора, предполагая, что межгрупповой конфликт возникает в восприятии членов группы. в отношении реальной конкуренции за ограниченные ресурсы, таким образом предполагая, что враждебность между группами является результатом реальных или предполагаемых конфликтующих целей, поскольку они порождают межгрупповую конкуренцию. Другими словами, динамика, которая развивается, когда группы участвуют в конкурентных соревнованиях с нулевой суммой, приводит к тому, что каждая группа вырабатывает негативные стереотипы и враждебность по отношению к другой группе (группам), с которыми она конкурирует. Шериф и др. (1988) проверил эти основные предпосылки в так называемом эксперименте «Пещера разбойников» с участием мальчиков в летнем лагере, которые никогда раньше не встречались. Когда их разделили на две группы, занимающиеся соревновательной деятельностью с противоречивыми целями (т. е. целями, которые могут быть достигнуты только за счет другой группы, например, спортивными турнирами), межгрупповая враждебность возникла очень быстро и почти автоматически. Теории социальной идентичности Наиболее важными теоретиками подхода к социальной идентичности являются Анри Тайфель (19).81), Майкл Биллиг (1976) и Дональд Горовиц (1985). Согласно этой теории, каждый человек делит свой социальный мир на отдельные классы или так называемые социальных категорий и соотносит с ними себя и других. На основе кумулятивного процесса локализации себя индивидуумы могут конституировать свою социальную идентичность , т. е. определять себя в социальной категории, такой как пол, географическое положение, класс, профессия, этническая принадлежность и т. д. Основное предположение состоит в том, что люди стремятся к положительный  социальная идентичность. Поскольку социальная идентичность является производной от членства в группах, позитивная социальная идентичность является результатом благоприятных социальных сравнений , проводимых между своей группой (т. е. группой, к которой человек принадлежит) и другими социальными группами. Пока членство в группе повышает самооценку, то есть пока социальные сравнения остаются (в целом) благоприятными, человек остается членом этой группы. Однако, если группа не удовлетворяет этому требованию, индивидуум может попытаться изменить структуру группы (социальные изменения), искать новый способ сравнения, который благоприятствовал бы его/ее группе и, следовательно, усиливал бы его/ее социальную идентичность. (социальное творчество) или покинуть/покинуть группу с желанием присоединиться к «лучшей» (социальная мобильность). Для лиц, принадлежащих к меньшинству, добиться положительной социальной идентичности очень сложно, поскольку меньшинства почти всегда имеют более низкий статус по сравнению с большинством. Таким образом, представителям меньшинств требуются разные стратегии для решения задачи достижения позитивной социальной идентичности. Во-первых, если социальная система воспринимается как легитимная и стабильная, и нет никаких видимых альтернатив статус-кво, или нет никакой мыслимой перспективы какого-либо изменения в природе системы (например, в феодальном обществе), они просто принять свою неполноценность и смириться. Во-вторых, если система воспринимается меньшинством как нелегитимная, очень скоро начинают появляться альтернативы. Система теряет свою стабильность, а угнетение и террор со стороны государства, контролируемого большинством, становятся единственным способом ее поддержания. В-третьих, если отношения между большинством и меньшинством воспринимаются как нелегитимные, а система больше не стабильна, члены группы меньшинства будут склонны к отказу от своего низшего статуса. Затем они могут переосмыслить и переопределить характеристики своей группы и, таким образом, попытаться преобразовать свою социальную идентичность в положительную. Дональд Горовиц (1985) предлагает наиболее известное применение теории социальной идентичности к случаям этнического конфликта. Основное внимание уделяется групповому сравнению между отсталыми и продвинутыми группами, в котором члены отсталых групп должны решить, подражать ли чужому поведению, чтобы конкурировать, или принять другие стратегии выживания, такие как требование льготного обращения или компенсации, если считается, что отсталость возникла. от прошлой несправедливости и дискриминации. Отсталые группы питают страх исчезновения, если они не могут догнать продвинутые группы или если льготное обращение ограничено, и их тревога проистекает из диффузной опасности преувеличенных размеров, ограничивает и модифицирует восприятие и вызывает крайние реакции на скромные угрозы. Горовиц также устанавливает связь между самооценкой, тревогой и предубеждением по отношению к конфликту. Самооценка повышается агрессией, особенно если агрессия проецируется на других как оправдание собственных действий, т. е. предрассудки об агрессивности других групп вызывают и усиливают тревогу и оправдывают агрессию (как самозащиту). Сравнения между этническими группами сосредоточены на их относительной групповой ценности и относительной легитимности группы и легко сливаются с политикой этнических прав, в которой стремление к власти является одновременно инструментальным (власть как средство для достижения цели, например, предотвращение угрозы исчезновения группы) и символические (власть как подтверждение статуса). Это означает, что в нерейтинговых системах группы будут прилагать усилия, чтобы доминировать и избегать доминирования других. Таким образом, то, что изначально могло быть конфликтом по поводу потребностей и интересов, становится подчиненным конфликту по поводу статуса и правил политической системы (гражданство, избирательные системы, официальные языки, конституция и т. д.). Интенсивность последующего конфликта, согласно Горовицу, является функцией относительной силы групповых притязаний: чем оскорбительнее групповое сравнение и чем больше область непризнанных притязаний на групповую легитимность, тем интенсивнее конфликт. Психоаналитические/психодинамические теории Наиболее важными представителями психоаналитического подхода к межгрупповому конфликту являются Вамик Волкан (1988, 1992, 1994, 1998), Марк Х. Росс (1993, 1995) и Джозеф Монтвилл (1990). Их теории в основном пытаются объяснить, как люди формируют представления о себе и других. Волкан утверждает, что существует подходящих целей для экстернализации , определяемых либо культурой (знакомые объекты окружения ребенка), либо демонстрируемыми детям родителями и другими взрослыми. Такими подходящими объектами экстернализации являются такие символы, как флаги, песни, особые блюда, места отправления культа, религиозные иконы, мемориалы, некоторые животные (Росс, 19).95), но также людей и группы людей (Volkan 1988), и они могут иметь как положительные, так и отрицательные коннотации. Однако этого недостаточно для определения групповой идентичности. В дополнение к культурным символам и ритуалам групповая идентичность нуждается во врагах (которые помогают членам группы определить, кем они не являются), избранных славах (важных, обычно мифологизированных и идеализированных достижениях, имевших место в прошлом), избранных травмах (потерях, поражениях). унижения, также мифологизированные, которые обычно трудно оплакивать), и границы (физические и/или ментальные), которые облегчают четкое различие между своей и чужой группой. Меньшинства, особенно если они считаются неспособными ассимилироваться с большинством, могут легко стать подходящей мишенью для экстернализации негативных чувств и образов большинства. В этом случае меньшинства не только вызывают ненависть, подозрительность и ярость большинства из-за характеристик, которые они якобы имеют, но они также служат резервуаром негативных образов большинства, само существование которых возлагается на меньшинство (например, агрессивность большинства). необходима в качестве самозащиты от агрессивности меньшинства). Отношения между меньшинством и большинством могут стать еще более напряженными, если это меньшинство связано с государством или нацией, которые в прошлом нанесли глубокую травму группе большинства (например, привилегированное/правящее большинство в колониальных режимах). В этом случае и после изменения баланса сил в пользу большинства меньшинство часто становится объектом этнических чисток, массовых убийств и геноцида. Теория символической политики Теория символической политики исходит из социально-психологических предположений и отвергает подходы рационального выбора, предполагая, что природа этничности скорее конструктивистская, чем инструменталистская, и что человеческая мотивация основана на эмоциях, а не на рациональных расчетах затрат и выгод. Следовательно, именно эмоции позволяют людям расставлять приоритеты в целях. Ядром понимания динамики этнических конфликтов является так называемый «мифо-символический комплекс», который определяет этнические группы (как с точки зрения того, что делает их членов похожими, так и с точки зрения того, что отличает их от чужаков). Определение этничности, которое лежит в основе этого предположения, состоит в том, что этничность имеет как исторические, так и культурные корни и, таким образом, может либо способствовать, либо ограничивать ее инструментализацию в контексте этнического конфликта. Иными словами, чем более заметна роль враждебности в мифосимволическом комплексе, отличающем членов одной группы от представителей конкретной другой этнической группы, тем выше вероятность насильственного конфликта и наоборот. Символы, отражающие интересы и «ценности» (например, безопасность, статус и т. д.), — это то, на что люди реагируют  эмоционально . Таким образом, они реагируют на самые сильные в эмоциональном плане символы, на которые они реагируют и на основе которых расставляют приоритеты в целях и отдают предпочтение лидерам. Таким образом, с этой точки зрения существуют три основные предпосылки для этнического конфликта. Во-первых, насильственный конфликт требует наличия групповой мифологии, оправдывающей враждебность. Во-вторых, группа должна осознать экзистенциальную угрозу своему существованию. В-третьих, групповые возможности для мобилизации в смысле политического пространства (политическая свобода, крах государства/крах режима) и территориальной концентрации группы (или территориальной базы в соседней стране). При наличии этих условий эскалация насильственного этнического конфликта может быть как элитной, так и массовой и происходит посредством взаимодействия трех процессов: массовой враждебности, шовинистической политической мобилизации и вытекающей из этого дилеммы безопасности.

Практические приложения

Среди социально-психологических теорий нормотворческой работой остается том Горовица 1985 года Этнические группы в конфликте , который представляет эмпирически богатый обзор этнических конфликтов, прежде всего в Африке и Азии, в поддержку своей теоретической основы. Совсем недавно Стюарт Кауфман получил премию Grawemeyer Award за идеи, улучшающие мировой порядок в 2003 году за свою книгу Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War , в которой он применяет теорию символической политики к случаям этнических конфликтов на Балканах и в бывший Советский Союз. Среди психоаналитических теорий выделяются Вамик Волкан и Марк Ховард Росс как теоретики и теоретики-прикладники. Волкан 1997  Родословные: от этнической гордости до этнического терроризма  применяет психоаналитические принципы для объяснения этнических конфликтов на Кипре, Балканах и Ближнем Востоке, среди прочих. В томе Росса 2007 года  Культурное противостояние в этническом конфликте  ключевые концепции психоаналитических теорий, такие как психокультурные травмы и интерпретации, применяются к разнообразным конфликтам в Северной Ирландии, Испании, на Ближнем Востоке, в Южной Арике и на юге Америки.

Неразрешимый конфликт и миротворчество с социально-психологического подхода

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/politics/display/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-141; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228637.013.141
  • Опубликовано в Интернете: 24 мая 2017
  • Эта версия: 18 июля 2022 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts