Факторы и типы социального поведения
Понятие социального поведения
Определение 1
Социальное поведение — это объективно наблюдаемая система поступков или действий человека или социальных групп, которые пересекаются с интересами других людей и групп.
Социальное поведение осуществляется на 4 уровнях:
- реагирование субъекта социального поведения на действующую ситуацию или влияние внешней среды;
- образование первичных поступков и действий, являющихся элементами поведения;
- формирование системы целенаправленных действий в воздействующей сфере внешней среды;
- реализация целей жизнедеятельности.
Социальное поведение является частью человеческого поведения в целом.
Что же такое человеческое поведение? Поведение в общем смысле представляет собой образ жизни, действия и поступки людей. Поскольку человек на протяжении всей жизни существует в обществе, то и его индивидуальное поведение может оказывать влияние на окружающих, тем самым придавая социальный характер его действиям.
Замечание 1
Таким образом, еще раз отметим, что социальное поведение, в отличие от индивидуального, характеризуется действиями, которые производятся по отношению к обществу или затрагивают интересы других людей либо социальных групп.
Стоит отметить, что затрагивание интересов включает не только личное воздействие на человека или группу, но и оказание воздействия на вещи, природу, среду обитания.
Таким образом, можно отметить сложный и многогранный характер социального поведения, что обуславливает его разнообразие. Социальное поведение может быть эгоистичным или же, наоборот, альтруистичным, независимым или зависимым, вежливым или грубым и т.д.
Характер социального поведения определяется факторами воздействия, которые мы рассмотрим ниже.
Факторы социального поведения
Факторы социального поведения могут иметь общественный и личностный характер.
К числу основных факторов социального поведения общественного характера относят обычаи, социальные нормы, социальные установки и ценности, традиции, поведение элиты в качестве образца для подражания, условия поведения.
К числу личностных факторов социального поведения относят следующие:
- инстинкты, тип темперамента и психику человека, и ее состояние;
- личные интересы, цели, установки и мотивы индивида, а также его ценности и привычки;
- тип эталонной группы, на поведение которой ориентируется индивид;
- самостоятельность в принятии решений, самобытность;
- способность к объективной оценке собственного поведения и себя, к самоконтролю;
- способность к жизнедеятельности в социуме с учетом принятых социальных норм и интересов других людей и групп.
Типы социального поведения
Типы социального поведения многообразны, рассмотрим ниже некоторые из них.
Массовое социальное поведение заключается в проявлении социальной активности большого количества людей, которые не имеют определенной цели и организации, а также плохо поддаются управлению.
Групповое социальное поведение проявляется в виде действий людей, которые включены в организованную социальную группу средних и малых размеров.
Гендерно-ролевое социальное поведение заключается в совершении человеком определенных действий, обусловленных его полом и типичными для его пола социальными ролями.
Выше рассмотренные типы социального поведения характеризуют социальное поведение человека или групп в зависимости от их социальных функций и интересов.
Иные типы социального поведения определяют поведение человека и его отношения с другими людьми и социальными группами. Перечислим их:
- просоциальное поведение заключается в желании человека оказать помощь и поддержку другим людям;
- конкурентное социальное поведения заключается в последовательности действий, когда человек считает остальных людей или социальную группу своим конкурентом и осуществляет с ними борьбу или соревнование за удовлетворение собственных интересов;
- послушное поведение связано с действиями, обеспечивающими легкость и простоту социального взаимодействия в обществе;
- проблемное поведение заключается в поведении, результатом которого является появление у человека психологических проблем.
К числу разновидностей проблемного социального поведения относят деструктивное поведение, дезадаптивное и асоциальное;
- противоправное поведение связано с нарушением правовых норм, принятых в обществе;
- девиантное поведение является таким поведением, которое отклоняется от принятых в обществе социальных норм, причем оно может быть как негативным, так и позитивным.
Социальное поведение типа привязанности проявляется как поведение человека, желающего находится в постоянном контакте с людьми. Такой тип социального поведения проявляется с детства, где первым объектом привязанности является родитель – мать или отец.
Существуют и иные типы социального поведения. Это и социальное поведение, когда человек стремиться исключительно к успеху или к идеальному, в противовес такого поведению, существует тип поведения, ориентированный на избегание неудач. Такие люди, напротив, стремятся быть не самыми худшими. Некоторые люди демонстируют социальное поведение, когда единственной целью является обладание властью и подчинение себе людей и социальное поведение, выражающееся в покорности власти и т. д.
Всем нам известно деление людей на экстравертов и интровертов, соответственно, также можно выделить два типа социального поведения. Экстравертивный тип социального поведения заключается в стремлении к установлению контактов и общению с людьми, интровертивный типа, наоборот, стремительно избегает любых контактов.
Также можно выделить уверенное и беспомощное поведение.
Уверенное поведение проявляется в действиях человека, который выражает готовность к отстаиванию своих интересов и реализации своих потребностей и целей. Беспомощное поведение является противоположностью уверенного поведения и, соответственно, выражается в неготовности к отстаиванию своей позиции, интересов и потребностей.
Социальное поведение и его факторы. Девиантное поведение и его виды. — Студопедия
Поделись
(20)
Человеческое поведение можно определить как то или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного – сугубо его личное дело. Однако живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.
Социальное поведение – это действия человека по отношению к обществу, другим людям и окружающим его природе и вещам.
По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным: законопослушным или противоправным, серьезным или легкомысленным, мужественным или трусливым и т.д.Оно определяется многимифакторами, как общественного, так и личностного характера.
Основные факторы, определяющие поведение людей в обществе
(21)
Ф а к т о р ы социального поведения |
Общественные |
Личностные |
– обычаи и традиции – врожденные инстинкты и
психика индивида
– социальные нормы – его жизненные цели, интересы
и ценности и привычки
– поведение социальной – самостоятельность,
элиты (образец) умение быть самим собой
– благоприятные условия – способность к самооценке и
для соблюдения самоконтролю
социальных норм –
Так, древнегреческий врач, «отец медицины» Гиппократ (460 – 377 или 356 до н.э.) определил четыре основных типа темперамента – сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
(22)
Основные типы темперамента
Классификация индивидов по типам темперамента | Этимология термина | Основные психологические особенности |
сангвиник | от лат. sanguis (sanguis) – кровь | человек живой и подвижный, с быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; сравнительно легко переживающий свои неудачи и неприятности |
холерик | от лат. сholericus от греч. chole — желчь | человек быстрый и порывистый, легко зажигающийся чем-либо, но неуравновешенный, вспыльчивый и отличающийся резкой сменой чувств и настроений |
флегматик | От греч.![]() | человек медлительный, вялый и невозмутимый, со слабым проявлением чувств и более менее ровным настроением |
меланхолик | От греч. melas (melanos) – черный + сhole желчь | человек, внешне вяло реагирующий на окружающее, но легко ранимый и склонный к глубоким длительным переживаниям, к унынию, тоске и грусти |
Понятно, что в мире нет ничего совершенного, поэтому в социальном поведении людей, к сожалению, имеет место множество нежелательных отклонений. С ними связано еще одно социологическое понятие – так называемое девиантное поведение.
Термины «девиация», «девиантный» происходит от латинского deviation
(23)
Основные виды и формы девиантного поведения
Д е в и а н т н о е п о в е д е н и е |
любые действия, не соответствующие социальным нормам и стереотипам данного общества |
Позитивная девиация |
Негативная девиация |
– самопожертвование – пьянство и алкоголизм
– сверхтрудолюбие – наркомания
– героизм и др. – терроризм и др.
Позитивная девиация –это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же в основном не вызывает неодобрения.
Негативная девиацияпредставляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения
Причины девиантного поведения:
1. Несовершенство человеческой природы и различные пороки людей(эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.).
2. Биологические и психологические особенности людей (генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия и т.д.).
3. Социальные условия жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т. д.).
Социальный контроль за девиантным поведением:
1. Общественное мнение;
2. Самооценка
Итак, совместная жизнь людей в обществе требует от них проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм. При этом, к сожалению, не все согласны считаться с подобными требованиями и склоняются к девиантному поведению.
Культура и её основные формы. Социальные ценности и нормы.
Социальные факторы, влияющие на поведение человека [Скачать решение]
Получение более высоких оценок дорого обходится вашему карману?
Забронируйте задание по самой низкой цене В настоящее время!2:004:006:008:0010:0012:0014:0016:0018:0020:0022:0023:59
Добавить файл
Здесь идет ошибка
Файлы отсутствуют!
Пожалуйста, загрузите все необходимые файлы для быстрой и полной помощи.
Пожалуйста, примите Условия и другие правила, установив флажок, чтобы отправить заказ.
Гарантированно более высокий класс!
Бесплатные образцы Социальные факторы, влияющие на поведение человека 41 загрузка 5 страниц / 1142 слова 26-02-2018Вопрос:
Обсудите социальные факторы, влияющие на поведение человека.
Ответ:
Введение:
Поведение человека включает в себя ряд действий и реакций, проявляемых человеком на разных стадиях. Обычно общество ожидает от человека хорошего поведения. В этой статье мы обсуждаем влияние социальных факторов на индивидуальное поведение и то, как эти факторы влияют на личность и взросление человека. Многие факторы влияют на поведение человека, а некоторые социальные факторы включают отношение, способности, пол, расу, культуру, нормы и культуру общества и многие другие (Dornsife, nd).
Здесь мы обсуждаем влияние пола и сексуальности на индивидуальное поведение и то, как эти факторы влияют на личность человека. Наконец, мы завершаем очерк кратким выводом.
Влияние пола и сексуальности на индивидуальное поведение:
Человек является мужчиной или женщиной, что полностью зависит от генов, и это генетическая природа. Эта особенность считается наследственной. Исследования показывают, что мужчины и женщины очень разные, и общество также по-разному относится к ним обоим. Существует ряд необоснованных предположений, которые общество делает на протяжении многих лет, и от отдельных лиц ожидалось, что они будут вести себя в соответствии с этими предположениями, например, существует традиционное предположение, что мужчины более жесткие, а женщины эмоциональны, и из-за этого общество всегда ожидает что мужчинам нехорошо поддаваться эмоциям.
Гендерные нормы влияют на личность человека так же, как и другие нормы. Мы можем заметить различия между поведением мужчин и женщин в разных местах, например, на рабочем месте. Одно исследование доказывает, что и мужчины, и женщины одинаково эффективны на своем рабочем месте и обладают одинаковыми умственными способностями. Общество даже не рассматривает все эти исследования и доказательства и относится к ним по-разному. Мы можем видеть это различие в одной области организации, а именно в абсентеизме. Это та область, где женщины получают большее предпочтение и считаются важными воспитателями детей. В организации на распределение работы и оценку влияют личные ценности и поведение менеджера (Карагиллис, nd).
Общество разработало ряд идей, направленных на надлежащее поведение мужчин и женщин в обществе. Эти идеи варьируются в зависимости от культуры общества и меняются в соответствии с потребностями времени. Например, от женщин ожидается, что они разовьют такие черты, как покорность, заботливость и чувствительность в своем поведении, в то время как мужчины, с другой стороны, должны быть агрессивными, амбициозными и доминирующими. Эти факторы влияют не только на поведение человека, но и на язык, например, у женщин не должно быть низкого и хриплого голоса, и они должны говорить мягко и вежливо, в то время как мужчины могут говорить очень громко и высоким голосом (Giffron & Нильсон, 2014).
Эти гендерные черты влияют на поведение ребенка со дня его рождения, и основным источником, формирующим поведение ребенка в зависимости от пола, являются его родители, учителя и культура. Эти источники описаны ниже:
- Родители: родители первыми учат ребенка и дают ему понимание своего пола. Мысли и понимание родителей напрямую влияют на личность и личность, а собственные ожидания от мужчин и женщин становятся основой поведения ребенка. Они влияют на личность своих детей через свое поведение по отношению к мужчинам и женщинам.
- Учителя: учителя — это люди, которые формируют личность своего ученика, и они же — это люди, которые направляют своих учеников в отношении гендерных ролей после их родителей. Исследования показывают, что учителя по-разному относятся к мальчикам и девочкам в классе. Учителя учат своих учениц быть спокойными, аккуратными и тихими, тогда как мальчиков поощряют говорить и думать.
- СМИ и культура: СМИ вносят большой вклад в продвижение гендерных ролей.
Мы можем понять это на примере фильма «Знакомство с родителями». В стартовой сцене фильма человек по имени Бен Стиллер находился в больничной палате и лечил больного. Позже пациент сказал Стиллеру спасибо, предположив, что он врач, потому что он мужчина. Бен ответил на это спасибо, но я не врач, я медсестра. Позже в том же фильме Стиллера высмеивают, называя медсестрой. Это показывает гендерную роль в нормальной жизни. В обществе уже сложилось мнение, что работа медсестры подходит женщинам, а мужчинам она не по силам (Кригер, н.д.).
Гендерные роли не даются биологически, они создаются обществом. Общество формирует поведение людей в соответствии с их культурой. Со дня рождения ребенка родители начинают относиться к нему по-разному, например, они одеваются в соответствии со своим полом, получают разные домашние обязанности и играют с разными игрушками. Обычно учителя и родители отговаривают своих детей от выполнения заданий, рассчитанных на другой пол.
Мужчины должны вести себя жестко и по-мужски, и не должны следовать женским чертам и поведению. Тогда как от девушек ожидалось, что в их поведении развиваются женские черты, и они должны сосредоточиться на поиске хорошего партнера и рождении детей. Было обнаружено, что некоторые девочки развивают черты, которые мужчины считают привлекательными, вместо того, чтобы развивать свой собственный талант (Psychology, n.d.).
Определение гендерных ролей меняется в зависимости от времени, и в современный период женщины больше ожидают от своей жизни, таких как карьера и дети, а от мужчин ожидалось, что они разовьют такие черты, как чувствительность, заботливость в своем поведении.
Заключение:
В этом мы обсуждаем влияние пола на поведение человека и то, как этот социальный фактор формирует личность человека. Анализируя эту тему, мы обнаружили, что от мужчин ожидалось развитие мужских черт в их поведении, в то время как, с другой стороны, от женщин требовалось развитие женских черт в их поведении. Наконец, мы приходим к выводу, что с наступающей эпохой гендерные роли также меняются, и теперь у женщин больше ожиданий от своей жизни, и в случае мужчин хорошо, если он ведет себя разумно и заботится о других, а не агрессивно и доминирует.
Каталожные номера:
Карагиллис. Гендерные роли. Получено 17 ноября с сайта: https://www.caragillis.com/LBCC/GenderRoles.htm.
Кригер Н. Пол, пол и здоровье: каковы связи и почему это важно? Международный журнал эпидемиологии. 2003;32(4):652–657.
Гифрон, Р. и Нильссон, А. (2014). Личные и социальные факторы, влияющие на заботу об окружающей среде и поведение: обзор. Международный журнал психологии. DOI: 10.1002
Психология, (2016). Социальные факторы, влияющие на поведение человека. Получено 17 ноября года с: https://psychology.com.pk/social-factors-affecting-human-behavior/.
Дорнсайф, Д. Гендерные различия в социальном поведении. Получено 17 ноября года с сайта: https://dornsife.usc.edu/wendywood/gender-differences-in-social-behavior/.
Бесплатное членство в крупнейшем в мире банке образцов
Скачать образец сейчас
Верните деньги, потраченные на скачанный образец, загрузив уникальное задание/учебный/исследовательский материал, который у вас есть. После того, как мы оценим подлинность загруженного контента, вы получите 100% возврат денег на ваш кошелек в течение 7 дней.
Всего 5 страниц
Процитировать эту работу
Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:
- APA
- ГНД
- Гарвард
- ОСКОЛА
- Ванкувер
Справка по моим заданиям. «Социальные факторы, влияющие на поведение человека» (Моя справка по заданию, 2018 г.) https://myassignmenthelp.com/free-samples/social-factors-affecting-human-behavior>, по состоянию на 6 ноября 2022 г.
Благодарим вас за интерес
Соответствующий образец был отправлен на ваш регистрационный адрес электронной почты
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
$20 успешно зачислены на ваш кошелек
.
* 5 долларов США для использования при стоимости заказа более 50 долларов США. Годен до только 1 месяц.
Аккаунт успешно создан!
Мы отправили данные для входа на ваш зарегистрированный адрес электронной почты.
Пользователь: Пароль:
Мы можем помочь!
Получите первоклассную помощь от наших лучших преподавателей!
Преуспейте в учебе и карьере одним щелчком мыши!
Другие образцы
Запрос на удаление контента
Если вы являетесь первоначальным автором этого контента и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на Myassignmenthelp.com, пожалуйста, поднимите запрос на удаление контента.
Руководство по загрузке приобретенных решений
После успешной оплаты вы будете перенаправлены на страницу с подробностями, где вы можете увидеть кнопку загрузки полного ответа над размытым текстом. Вы также можете скачать оттуда.
Или вы также можете загрузить из раздела «Моя библиотека» после входа в систему. Нажмите на значок «Моя библиотека».
Есть вопросы?
Чат продаж(Запрос о новом назначении) Чат поддержки
(задание уже забронировано)
Социальная психология и влияние на поведение – общая психология
Перейти к содержанию
Социальная психология
Цели обучения
- Описать ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
- Приведите примеры фундаментальной ошибки атрибуции и других распространенных предубеждений, включая предубеждение деятеля-наблюдателя и предубеждение в корыстных целях
- Объясните феномен справедливого мира
исследует, как люди влияют друг на друга, и оценивает силу ситуации. Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации. По сути, люди будут менять свое поведение, чтобы соответствовать текущей социальной ситуации. Если мы попадаем в новую ситуацию или не знаем, как себя вести, мы будем брать пример с других людей.
Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях. Внутриличностные темы (относящиеся к личности) включают эмоции и отношения, личность и социальное познание (то, как мы думаем о себе и других). Межличностные темы (те, которые относятся к диадам и группам) включают помогающее поведение (рис. 1), агрессию, предрассудки и дискриминацию, влечение и близкие отношения, а также групповые процессы и межгрупповые отношения.
Рисунок 1 . Социальная психология имеет дело со всеми видами взаимодействия между людьми, охватывая широкий спектр наших связей: от моментов конфронтации до моментов совместной работы и помощи другим, как показано здесь.
Социальные психологи сосредотачиваются на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 1991). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение. В этом модуле мы обсуждаем внутриличностные процессы самопрезентации, когнитивного диссонанса и изменения отношения, а также межличностные процессы соответствия и послушания, агрессии и альтруизма и, наконец, любви и влечения.
Ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
Поведение является продуктом как ситуации (например, культурных влияний, социальных ролей и присутствия посторонних), так и человека (например, личностных характеристик). Подполя психологии, как правило, сосредотачиваются на одном влиянии или поведении по сравнению с другими. — это точка зрения, согласно которой наше поведение и действия определяются нашим непосредственным окружением и окружением. Напротив, считает, что наше поведение определяется внутренними факторами (Heider, 19).58). Внутренний фактор является атрибутом человека и включает в себя черты личности и темперамент. Социальные психологи склонны придерживаться ситуационистской точки зрения, тогда как психологи личности продвигают диспозиционистскую точку зрения. Однако современные подходы к социальной психологии учитывают как ситуацию, так и человека при изучении человеческого поведения (Fiske, Gilbert, & Lindzey, 2010). Фактически возникла область социально-личностной психологии для изучения сложного взаимодействия внутренних и ситуационных факторов, влияющих на поведение человека (Mischel, 19).77; Ричард, Бонд и Стоукс-Зута, 2003 г.).
Фундаментальная ошибка атрибуции
В Соединенных Штатах господствующая культура склонна отдавать предпочтение диспозиционному подходу к объяснению человеческого поведения. Как вы думаете, почему это так? Мы склонны думать, что люди контролируют свое поведение, и, следовательно, любое изменение поведения должно быть связано с чем-то внутренним, например, с их личностью, привычками или темпераментом. По мнению некоторых социальных психологов, люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения — или атрибуции — поведения других людей. Они склонны считать, что поведение другого человека — это черта этого человека и недооценка влияния ситуации на поведение других. Они склонны не распознавать, когда поведение другого человека обусловлено ситуационными переменными и, следовательно, состоянием человека . Это ошибочное предположение называется (Ross, 1977; Riggio & Garcia, 2009). Чтобы лучше понять, представьте такой сценарий: Грег возвращается домой с работы, и, открыв входную дверь, жена радостно встречает его и спрашивает, как прошел его день. Вместо того чтобы поприветствовать жену, Грег кричит ей: «Оставь меня в покое!» Почему Грег наорал на жену? Как человек, совершивший фундаментальную ошибку атрибуции, объяснил бы поведение Грега? Самый распространенный ответ: Грег — злой, злой или недружелюбный человек (его черты).
Это внутреннее или диспозиционное объяснение. Однако представьте, что Грега только что уволили с работы из-за сокращения компании. Изменится ли ваше объяснение поведения Грега? Ваше исправленное объяснение может заключаться в том, что Грег был расстроен и разочарован потерей работы; следовательно, он был в плохом настроении (его состоянии). Теперь это внешнее или ситуативное объяснение поведения Грега.
Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто упускают из виду очевидное влияние ситуации на поведение. Классический пример был продемонстрирован в серии экспериментов, известных как исследование викторины (Ross, Amabile, & Steinmetz, 1977). Участникам-студентам случайным образом поручили сыграть роль спрашивающего (ведущего викторины) или участника викторины. Вопрошающие разработали сложные вопросы, на которые они знали ответы, и представили эти вопросы участникам. Конкурсанты правильно ответили на вопросы только 4 раза из 10 (рисунок 2). После задания испытуемых и участников попросили оценить свои общие знания по сравнению со средним учащимся. Участники опроса не оценили свои общие знания выше, чем участники, но участники оценили интеллект участников опроса выше своего собственного. Во втором исследовании наблюдатели за взаимодействием также оценили, что спрашивающий обладает более общими знаниями, чем участник. Очевидное влияние на производительность оказывает ситуация. Спрашивающие писали вопросы, так что, конечно, у них было преимущество. И участники, и наблюдатели сделали внутреннюю атрибуцию выступления. Они пришли к выводу, что задающие вопросы должны быть умнее участников.
Как показано в приведенном выше примере, фундаментальная ошибка атрибуции считается мощным фактором, влияющим на то, как мы объясняем поведение других. Однако следует отметить, что некоторые исследователи предполагают, что фундаментальная ошибка атрибуции может быть не такой серьезной, как ее часто изображают. Фактически, недавний обзор более чем 173 опубликованных исследований предполагает, что несколько факторов (например, высокий уровень идиосинкразии персонажа и то, насколько хорошо объясняются гипотетические события) играют роль в определении того, насколько влиятельной является фундаментальная ошибка атрибуции (Malle, 2006).
Является ли фундаментальная ошибка атрибуции универсальным явлением?
Вы можете вспомнить примеры фундаментальной ошибки атрибуции в своей жизни. Совершают ли люди во всех культурах фундаментальную ошибку атрибуции? Исследования показывают, что это не так. Люди из , то есть культуры, ориентированной на личные достижения и автономию, имеют наибольшую склонность совершать фундаментальную ошибку атрибуции. Индивидуалистические культуры, которые обычно встречаются в западных странах, таких как США, Канада и Великобритания, способствуют сосредоточению внимания на личности. Поэтому склонность человека считается основным объяснением его поведения. Напротив, люди из , то есть культура, ориентированная на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество (рис. 3), с меньшей вероятностью совершает фундаментальную ошибку атрибуции (Markus & Kitayama, 1991; Triandis, 2001).
Как вы думаете, почему это так? Коллективистские культуры, которые обычно встречаются в странах Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, больше фокусируются на группе, чем на индивидууме (Nisbett, Peng, Choi, & Norenzayan, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. В таблице 1 обобщается сравнение индивидуалистической и коллективистской культур.
Индивидуалистическая культура | Коллективная культура |
---|---|
Ориентированность на достижения | Ориентация на отношения |
Автономность в центре внимания | Фокус на групповой автономии |
Перспектива диспозиции | Ситуационная перспектива |
Независимый | Взаимозависимый |
Аналитический стиль мышления | Целостный стиль мышления |
Предвзятость актера-наблюдателя
Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, Грег знал, что потерял работу, но наблюдатель этого не знал. Таким образом, наивный наблюдатель склонен приписывать враждебное поведение Грега характеру Грега, а не истинной ситуационной причине. Как вы думаете, почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение других? Одна из причин заключается в том, что у нас часто нет всей информации, необходимой для ситуативного объяснения поведения другого человека. Единственная информация, которую мы можем иметь, это то, что можно наблюдать. Из-за этого недостатка информации мы склонны предполагать, что такое поведение обусловлено диспозиционным или внутренним фактором. Однако, когда дело доходит до объяснения собственного поведения, нам доступно гораздо больше информации. Если бы вы пришли домой из школы или с работы рассерженными и накричали на свою собаку или любимого человека, как бы вы объяснили это? Вы можете сказать, что очень устали или плохо себя чувствуете и нуждаетесь в тишине — ситуативное объяснение. — это феномен приписывания поведения других людей внутренним факторам (фундаментальная ошибка атрибуции), приписывая наше собственное поведение ситуационным силам (Jones & Nisbett, 1971; Nisbett, Caputo, Legant, & Marecek, 1973; Choi & Nisbett, 1998).
). Как акторы поведения, у нас есть больше информации, чтобы объяснить наше собственное поведение. Однако, как наблюдатели, у нас меньше доступной информации; поэтому мы склонны по умолчанию придерживаться диспозиционистской точки зрения.
В одном исследовании предвзятости актер-наблюдатель изучались причины, по которым участники-мужчины объясняли, почему им нравится их девушка (Nisbett et al., 1973). На вопрос, почему участникам нравилась их собственная девушка, участники сосредоточились на внутренних, характерных качествах своих подруг (например, на ее приятном характере). Объяснения участников редко включали внутренние причины, такие как диспозиционные черты (например, «Мне нужно общение»). Напротив, при размышлении о том, почему другу-мужчине нравится его девушка, участники с одинаковой вероятностью давали диспозиционные и внешние объяснения. Это подтверждает идею о том, что акторы, как правило, дают мало внутренних объяснений, но много ситуативных объяснений своего собственного поведения. Напротив, наблюдатели склонны давать более диспозиционные объяснения поведению друга (рис. 4).
Корыстная предвзятость
Корыстная предвзятость — это те атрибуции, которые позволяют нам видеть себя в благоприятном свете (например, внутренние атрибуции успеха и внешние атрибуции неудач). Когда вы хорошо справляетесь с заданием, например, сдаете экзамен, в ваших интересах использовать диспозиционную атрибуцию своего поведения («Я умный»), а не ситуативную («Экзамен был легким», ). Склонность человека приписывать себе заслуги, делая диспозиционные или внутренние атрибуции для положительных результатов, но ситуативные или внешние атрибуции для отрицательных результатов, известна как 9.0191 (или корыстная атрибуция) (Miller & Ross, 1975). Это предубеждение служит для защиты самооценки. Вы можете себе представить, что если бы люди всегда приписывали своему поведению ситуативные атрибуции, они никогда не смогли бы присвоить себе заслуги и радоваться своим достижениям.
Мы можем понять корыстную предвзятость, если углубимся в , убеждение о причине результата. Одна модель атрибуции предлагает три основных параметра: локус контроля (внутренний или внешний), стабильность (стабильный или нестабильный) и управляемость (контролируемый или неконтролируемый). В этом контексте под стабильностью понимается степень изменчивости обстоятельств, приводящих к данному результату. Обстоятельства считаются стабильными, если маловероятно, что они изменятся. Управляемость относится к степени, в которой обстоятельства, связанные с данным результатом, могут контролироваться. Очевидно, что те вещи, которые мы можем контролировать, должны быть названы контролируемыми (Вайнер, 19).79).
Рассмотрим пример того, как мы объясняем победы нашей любимой спортивной команды. Исследования показывают, что мы делаем внутренние, стабильные и контролируемые атрибуции для победы нашей команды (рис. 5) (Grove, Hanrahan, & McInman, 1991). Например, мы можем сказать себе, что наша команда талантлива (внутренняя), постоянно усердно работает (стабильная) и использует эффективные стратегии (контролируемая). Напротив, мы более склонны делать внешние, нестабильные и неконтролируемые атрибуции, когда наша любимая команда проигрывает. Например, мы можем сказать себе, что у другой команды более опытные игроки или что судьи были несправедливы (внешние), другая команда играла дома (нестабильно), а холодная погода повлияла на игру нашей команды (неконтролируемая).
Гипотеза справедливого мира
Одним из следствий склонности жителей Запада давать диспозиционные объяснения поведения является обвинение жертвы (Jost & Major, 2001). Когда людям не везет, другие склонны считать, что они каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной идеологией или мировоззрением в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира. — это вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают (Lerner & Miller, 1978). Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные (Jost, Banaji, & Nosek, 2004; Jost & Major, 2001). Способность думать о мире как о справедливом месте, где люди получают то, что они заслуживают, позволяет нам чувствовать, что мир предсказуем и что мы в некоторой степени контролируем результаты своей жизни (Jost et al., 2004; Jost & Major, 2001). Например, если вы хотите добиться положительных результатов, вам просто нужно усердно работать, чтобы добиться успеха в жизни.
Можете ли вы придумать негативное последствие гипотезы справедливого мира? Одним из негативных последствий является склонность людей обвинять бедных людей в своем тяжелом положении. Какие общие объяснения даются тому, почему люди живут в бедности? Слышали ли вы такие утверждения, как «Бедные ленивы и просто не хотят работать» или «Бедные люди просто хотят жить за счет государства»? Какие это типы объяснений, диспозиционные или ситуативные? Эти диспозиционные объяснения являются яркими примерами фундаментальной ошибки атрибуции. Обвинение бедных людей в их бедности игнорирует влияющие на них ситуационные факторы, такие как высокий уровень безработицы, рецессия, плохие возможности для получения образования и семейный цикл бедности (рис. 6). Другие исследования показывают, что люди, придерживающиеся взглядов на справедливость, негативно относятся к безработным и больным СПИДом (Sutton & Douglas, 2005). В Соединенных Штатах и других странах жертвы сексуального насилия могут быть обвинены в жестоком обращении с ними. Группы защиты потерпевших, такие как «Прекращение домашнего насилия» (DOVE), посещают суд в поддержку жертв, чтобы убедиться, что вина возложена на виновных в сексуальном насилии, а не на жертв.
Смотреть IT
Вы можете просмотреть стенограмму «Должны ли вы доверять своему первому впечатлению? – Peter Mende-Siedlecki» здесь (открывается в новом окне).
Подумай об этом
- Приведите личный пример опыта, когда на ваше поведение повлияла сила ситуации.
- Подумайте о каком-нибудь спортивном деятеле — игроке или тренере — в средствах массовой информации, который корыстно приписывает победу или поражение. Примеры могут включать в себя обвинение рефери в неправильных решениях в случае проигрыша или ссылку на собственный труд и талант в случае победы.
Контент с лицензией CC, оригинал
- Модификация и адаптация, добавление ссылки на обучение. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Что такое социальная психология?.