Социальное поведение личности и его регуляция: Регуляция социального поведения личности

Содержание

Социальное поведение личности и его регуляция

Главная / По типу материала / Педагогика социальная

Скачать

53.5 КБ, 1082754.doc Автор: Бусыгин Сергей Леонидович, 5 Мая 2015

Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это — система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Автор: Бусыгин Сергей Леонидович

Похожие материалы

ТипНазвание материалаАвторОпубликован
документ Социальное поведение личности и его регуляцияБусыгин Сергей Леонидович5 Мая 2015
презентация Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы.Есипова Алевтина Александровна20 Мар 2015
презентация Самосознание и социальное поведение
Проскурина Надежда Васильевна
20 Мар 2015
видео Спасик и его друзья. Поведение в городе.Урусова Джамиля Измаиловна1 Апр 2015
документ Тема: «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции» Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенностиЗаозерская Людмила Валентиновна21 Мар 2015
документ Статья «Зависимое поведение и его особенности»Челбогашева Екатерина Алексеевна20 Мар 2015
презентация, документ Отклоняющееся поведение и его причины.Петрова Елена Геннадьевна20 Мар 2015
документ Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекцияАлексеева Инна Игоревна31 Мар 2015
документ Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция Гиперактивный ребенок в школе …………………………Мандражий Инна Юрьевна 31 Мар 2015
документ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.Золотухина Ирина Ивановна1 Апр 2015
презентация, документ «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка. Радость общения.Казакова Елена Ивановна31 Мар 2015
документ Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка»Кучер Светлана Анатольевна2 Янв 2016
разное Влияние совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие»Кукаркина Наталья Адольфовна31 Мар 2015
документ «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие».Агафонова Юлия Игоревна31 Мар 2015
документ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Ерошкова Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ СОШ № 75 (филиал)III Международная научно-практическая заочная (дистанционная) конференция20 Мар 2015
документ Статья »Как темперамент школьника влияет на его поведение и успеваемость»Волик Алла Владимировна4 Апр 2015
разное Урок ОБЖ 5 класс — тема: «Антиобщественное поведение и его опасность»Жужкова Мария Игоревна20 Мар 2015
документ Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение»Рыбакова Вера Васильевна20 Мар 2015
документ Речевое поведение на примере анализа речевой характеристики Незнайки, героя произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей»Ткаченко Алена Викторовна30 Мар 2015
документ Конспект урока по ОБЖ Тема: «Поведение пешеходов в городе и за его пределами». Богомолова Екатерина Анатольевна4 Апр 2015
документ Диагностика развития личности и его самоопределенияДмитриевская Татьяна Владимировна20 Мар 2015
разное Детское творчество и его помощь в развитии полноценной, самостоятельной,гармоничной личности.Таглина Ольга Николаевна31 Мар 2015
разное Школьный коллектив и его роль в формировании личности .
младшего школьника.
Белонощенкова Татьяна Васильевна.1 Апр 2015
презентация Девиантное поведение личностиМамышева Ирина Юрьевна30 Мар 2015
документ Девиантное поведение личностиМамышева Ирина Юрьевна30 Мар 2015
документ Статья «Формирование гражданской активности через социальное проектирование Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы  во внеурочной деятельности через  проектирование. Шелестюк Светлана Григорьевна30 Мар 2015
документ «Регуляция качества дошкольного образования в условиях его вариативности»Никитина Светлана Евгеньевна5 Апр 2015
разное Социальное самопределение личности в условиях деятельности детского объединенияМорозова Елена Николаевна20 Мар 2015
документ Социальное благополучие личности в изменяющемся мире.
Украинцева Ирина Антанасовна31 Мар 2015
документ Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенкаМонгуш Виктория Валерьевна1 Апр 2015
презентация, документ Социальное проектирование как способ социализации личности школьникаКонкина Наталья Фёдоровна5 Апр 2015
документ Методическое сообщение «Социальное становление личности школьника»МелентьеваАннаАгафоновна5 Апр 2015
документ Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.Карпенко Оксана Николаевна21 Мар 2015
презентация, документ Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная системаЛещук Оксана Николаевна21 Мар 2015
документ тест Координация и регуляцияСутугина Ирина Владимировна21 Мар 2015
презентация Нервная и гуморальная регуляция функций организмаМокина Ирина Владимировна21 Мар 2015
документ Тест «Координация и регуляция» 6 класс.Инсапова Диана Евгеньевна21 Мар 2015
документ Дыхательные движения и их регуляцияАстахова Лариса Николаевна31 Мар 2015
документ Нервная и гуморальная регуляция деятельности в организмеЧарикова Ирина Викторовна29 Дек 2015
документ «Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»Масленникова Ольга Александровна31 Мар 2015

Психологические механизмы регуляции социального поведения личности

Поведение, согласно справочной психологической литературе – это   взаимодействие живых существ  с окружающей средой, опосредованное их внутренней, психической активностью. Объективные методы исследования поведения формировались на основе теории Ч.Дарвина о естественном отборе в процессе эволюции. В русле биологического детерминизма сформировалось  учение  о высшей нервной деятельности как физиологической основы поведения человека. Поведение социально обусловлено, ориентировано знаково-смысловыми системами, формировалось в процессе длительного социогенеза. Своеобразие индивидуального поведения обусловлено ценностным ориентациями личности, типом ее высшей нервной деятельности, обобщенным способами поведения, сформированными в конкретных социальных условиях, групповыми нормами и социально-ролевыми предписаниями.

Различают поведение адекватное и неадекватное реальным условиям. Неадекватное поведение может быть обусловлено ситуативной зависимостью индивида, личностными акцентуациями («слабыми местами»), пограничными и патологическими состояниями, дефектами воспитания и волевой регуляции, расщеплением реальных и вербальных планов повеления.

Различают  два аспекта поведения: аффективный (импульсивный) и  когнитивный (интеллектуально-волевой). Аффективное поведение – рефлекторное, когда существует жесткая связь между стимулом и поведенческой реакцией, сформированной генетически или в прошлом опыте индивида.  При интеллектуальной форме индивид прогнозирует возможные последствия своего поведения, анализирует наиболее оптимальные его варианты, сознательно прогнозирует  моделирует сове поведение, осуществляет ориентировку ситуации, принимает решения, вырабатывает план действий,  сознательно, критически оценивает достигнутый результат, сличает его с намеченной целью и мотивом.

Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного, воспитания, в ходе социализации. В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, интеграцию и социализацию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которое направлено все воспитательное пространство: семья, воспитатели, учителя и другие люди, окружающие ребенка. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Однако не каждый человек проходит данную стадию развития легко и благополучно. Известны затруднения в социализации, усвоении социальных ролей на данной стадии. Примером слабого усвоения социального опыта могут быть люди, которые воспитывались в изоляции либо в сообществе животных (К.Линней).

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом азаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми.

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между индивидом и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.. Человек находит тот вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе. А также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.

Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, то есть такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социально группе.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.

Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспринимает социальный опыт и выступает как субъект социальныно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.

Более детально механизм процесса социализации отражен в териях ролей.

Мораль и регулирование социального поведения

Перейти к основному содержанию

Книга

Эллемерс, Н. (2017). Мораль и регулирование социального поведения: группы как моральные якоря (1-е изд.). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315661322

РЕЗЮМЕ

Мораль показывает, что является «правильным», а что «неправильным» способом поведения. Это одна из самых популярных областей исследований в современной социальной психологии, отчасти обусловленная недавними политико-экономическими кризисами и выявленными ими моделями поведения. В прошлом работа над моралью, как правило, подчеркивала индивидуальные проблемы и моральные принципы, но в последнее время исследователи начали обращаться к групповому контексту морального поведения. В Мораль и регулирование социального поведения: группы как моральные якоря, Наоми Эллемерс   опирается на свой обширный исследовательский опыт, чтобы собрать воедино широкий спектр идей и выводов о морали. Она предлагает важное интегративное резюме социальных функций моральных явлений, исследует, как социальные группы вносят свой вклад в моральные ценности, и объясняет, как группы действуют как «моральные якоря».

Ее анализ предполагает, что внутригрупповая динамика и желание установить отчетливую групповую идентичность очень важны для понимания значения морали для регуляции индивидуального поведения. Тем не менее, этот групповой контекст не принимался во внимание систематически в исследованиях морали и не использовался как само собой разумеющееся для обоснования попыток повлиять на моральное поведение. Эта уникальная книга, основанная на принципах социальной идентичности и самокатегоризации, прямо рассматривает социальные группы как важный источник моральных ценностей и исследует, как это влияет на принятие индивидуальных решений, а также на коллективное поведение и отношения между группами в обществе. На протяжении всей книги Эллемерс представляет результаты своего собственного исследования, чтобы выяснить, как моральные проблемы влияют на социальное поведение. При этом она подчеркивает, как такие идеи улучшают наше понимание морального поведения и моральных суждений людей, которые живут вместе в сообществах и вместе работают в организациях.

Мораль и регулирование социального поведения Книга необходима для чтения учеными и студентами, изучающими социальную психологию и смежные дисциплины, а также бесценным ресурсом для практиков, заинтересованных в понимании морального поведения.

СОДЕРЖАНИЕ

часть первая|34 страницы

Введение

глава 1|14 страниц

Зачем изучать мораль?

глава 2|18 страниц

Группы как моральные якоря

часть вторая|50 страниц

внутриличностный уровень

глава 3|23 страницы

мы все хотим быть нравственными

Межличностный уровень

глава 5|21 страница

Кому мы доверяем?

глава 6|18 страниц

В поисках морального руководства

часть четвертая|48 страниц

Внутригрупповой уровень

ГЛАВА 7 | 24 Страницы

Что мы стоим для

Глава 8 | 22 страницы

Моральная атмосфера

Часть пятая | 54 страницы

. глава 10|30 страниц

Кто достоин морального обращения?

часть шестая|19 страниц

Заключение

глава 11|9 страниц

Как это нам поможет?

глава 12|8 страниц

Меняем мир к лучшему

социальное поведение животных | Британика

Национальный парк Серенгети, Танзания: стадо гну (гну)

Смотреть все медиа

Связанные темы:
репродуктивное поведение общение с животными поведение избегания обучение каста

Просмотреть весь связанный контент →

социальное поведение животных , набор взаимодействий, которые происходят между двумя или более отдельными животными, обычно принадлежащими к одному и тому же виду, когда они образуют простые скопления, сотрудничают в сексуальном или родительском поведении, участвуют в спорах о территории и доступе к партнерам или просто общаются в космосе.

Посмотрите, как два благородных оленя сражаются за первенство во время гона

Просмотреть все видео к этой статье

Социальное поведение определяется взаимодействием, а не распределением организмов в пространстве. Группировка людей не является требованием социального поведения, хотя и увеличивает возможности для взаимодействия. Когда одинокая самка мотылька испускает букет феромонов, чтобы привлечь потенциальных самцов, она участвует в социальном поведении. Когда самец благородного оленя ( Cervus elaphus ) издает громкий рев, чтобы сигнализировать о доминировании и отпугивать других самцов. Он также общителен.

Социальное поведение животных вызвало интерес у специалистов по поведению животных и биологов-эволюционистов, а также привлекло общественность благодаря кинематографистам, работающим в области биологических наук, которые запечатлели драму и потрясающее разнообразие социальных взаимодействий животных в документальных фильмах и других медиапрограммах.

Общие характеристики

Социальное поведение варьируется от простого влечения между людьми до жизни в сложных обществах, характеризующихся разделением труда, сотрудничеством, альтруизмом и участием большого числа людей в воспроизводстве относительно небольшого числа людей. Однако наиболее широко признанные формы социального поведения включают взаимодействие внутри скоплений или групп индивидуумов. Социальное поведение, его адаптивная ценность и лежащие в его основе механизмы представляют основной интерес для ученых в области поведения животных, поведенческой экологии, эволюционной психологии и биологической антропологии.

Слово социальное часто означает дружеское взаимодействие, объясняя распространенное заблуждение, что социальное поведение всегда предполагает сотрудничество для достижения какой-либо взаимовыгодной цели. Биологи больше не верят, что кооперативное поведение обязательно развивается на благо вида. Вместо этого они считают, что единицей естественного отбора обычно является индивидуум и что социальное поведение сопряжено с конкуренцией. Английский натуралист Чарльз Дарвин, впервые обративший внимание всего мира на эволюцию путем естественного отбора, ввел эту парадигму для размышлений о социальном поведении, отметив, что выживают и размножаются лучшие конкуренты внутри вида, «наиболее приспособленные» особи. Как только генетика была интегрирована в эту концепцию эволюции, стало очевидно, что такие люди будут передавать большинство копий своих генов будущим поколениям.

В соответствии с идеями Дарвина социальные организмы часто считаются жестоко конкурирующими и агрессивными. Например, дружеское общение между детьми на детской площадке может быстро превратиться в ожесточенную конкуренцию, если мячей или качелей будет слишком мало. Кроме того, интенсивные конкурентные взаимодействия, приводящие к телесным повреждениям, могут происходить даже между членами семьи. Социальное поведение предназначено для повышения способности человека накапливать ресурсы и формировать союзы, которые помогают ему выживать и размножаться. Современный взгляд на социальное поведение состоит в том, что оно является продуктом конкурирующих интересов вовлеченных в него людей. Люди развивают способность вести себя эгоистично, сотрудничать или конкурировать, когда им это выгодно. Таким образом, ожидается, что хрупкий баланс кооперативного и конкурентного поведения будет характеризовать сообщества животных.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Классификация разнообразия социального поведения

Социальное поведение включает в себя широкий спектр взаимодействий, от временных кормящихся скоплений или брачных роев до семейных групп из нескольких поколений с совместной заботой о потомстве. За прошедшие годы было предпринято много попыток классифицировать разнообразие социальных взаимодействий и понять эволюционное развитие социального поведения.

Серия американских энтомологов-ветеранов, начиная с 1920-х годов с Уильяма Мортона Уиллера и продолжая до 1970-х годов с Говарда Эванса, Чарльза Миченера и Э.О. Уилсон разработал категоризацию социальности по двум направлениям, названным парасоциальной последовательностью и субсоциальной последовательностью. Эта классификация основана в первую очередь на участии родителей насекомых в их детенышах, тогда как классификации социальности позвоночных часто основаны на пространственном поведении или системе спаривания. Оба пути достигают кульминации в «эусоциальности», системе, в которой о молодежи заботятся совместно, а общество разделено на разные касты, предоставляющие разные услуги.

В парасоциальной последовательности взрослые одного поколения помогают друг другу в разной степени. На одном конце спектра находятся самки коммунальных видов; эти самки сотрудничают в строительстве гнезда, но выращивают свои выводки отдельно. У квазисоциальных видов выводки посещаются совместно, и каждая самка все еще может размножаться. Полусоциальные виды также практикуют совместную заботу о расплоде, но внутри колонии они имеют рабочую касту особей, которые никогда не размножаются. Эусоциальные виды обычно занимаются совместным уходом за расплодом; кроме того, у них есть отдельные касты, выполняющие разные функции, и совпадение поколений внутри колонии.

Субсоциальная последовательность, альтернативный путь к эусоциальности, предполагает все более тесную связь между самками и их потомством. У примитивных субсоциальных видов самка какое-то время обеспечивает непосредственную заботу, но уходит до того, как детеныши становятся взрослыми. За этой стадией следуют две промежуточные субсоциальные стадии: одна, когда забота о детенышах распространяется до момента, когда мать присутствует, когда ее потомство созревает, а другая, когда сохраняется потомство, помогает в выращивании дополнительных выводков. В эусоциальном конце этой последовательности некоторые зрелые потомки дифференцируются в постоянно бесплодную касту рабочих — стадия, которая отражает тот же эусоциальный результат, достигнутый парасоциальной последовательностью, описанной выше.

Э.О. Уилсон, чья книга Sociobiology: The New Synthesis послужила планом исследований в этой области, когда она была опубликована в 1975 году, считала, что общие классификации обществ неизменно терпят неудачу, поскольку они зависят от качеств, выбранных для разделения видов, которые заметно различаются от группы к группе. группа. Вместо этого Уилсон составил набор из 10 основных качеств социальности, в том числе (1) размер группы, (2) распределение различных возрастных и половых классов, (3) сплоченность, (4) количество и модель связанности, (5) «проницаемость». », или степень, в которой общества взаимодействуют друг с другом, (6) «компартментализация», или степень, в которой подгруппы действуют как отдельные единицы, (7) дифференциация ролей среди членов группы, (8) интеграция поведения внутри групп, (9) общение и поток информации и (10) доля времени, посвященная социальному поведению, а не индивидуальному обслуживанию. Эти перекрывающиеся качества обществ дают хорошее представление о сложностях, связанных с классификацией, а тем более с пониманием весьма разнообразного социального поведения животных.

Хотя категории социального поведения могут быть полезными, они также могут сбивать с толку и вводить в заблуждение. Нынешняя тенденция состоит в том, чтобы рассматривать социальность как многогранный континуум от простых скоплений до высокоорганизованных и сложных уровней социальной организации, характерных для эусоциальных видов. Биологи, интересующиеся социальностью, сосредотачиваются на том, как сотрудничество увеличивает генетическое наследие индивидуума либо за счет увеличения его способности производить потомство напрямую, либо за счет увеличения числа потомков, производимых родственниками.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts