Социальное развитие человека это: Социальное развитие человека это

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности

В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида.

Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.

Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§15. Общее понятие о восприятии

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

§21. Общее понятие о внимании

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37. Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные

Общее кратное социального сообщества

Общее кратное социального сообщества

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Социальное развитие человека. Модели социального развития. Динамика социального развития в процессе онтогенеза

Психология \ Социальная психология

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Фрагмент текста работы

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема: «Социальное развитие человека»

Цель: дать студентом представление об особенностях социального развития человека, его стереотипах; научить выделять закономерности этого процесса; устанавливать межпредметные связи с педагогикой и возрастной психологией. Научить применять полученные знания на практике.

План:

1. Общее понятие социального развития человека.

2. Стереотипы понимания социального развития человека.

3. Модели социального развития.

4. Временные характеристики индивидуального и социального развития человека.

5. Динамика социального развития в процессе онтогенеза.

6. Личностная зрелость.

7. Закономерности социального развития человека.

Развитие – всеобщий принцип организации природы и человека. Это неотразимое, направленное, закономерное изменение, характерное для состава и структуры состояния субъекта.

Необратимость – отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему состоянию.

Направленность – существование системы развития, которое побуждает организм развиваться в высшие формы.

Закономерность – в процессе развития осуществляется переход из одного качественного состояния к другому.

Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени. Это изменение выражено количественно, качественно и структурно.

Факторы развития: 

1. Задатки – генетически обусловленные особенности психических процессов, на основе которых формируются способности под влиянием обучения и воспитания.

 2. Активность.

 3. Внешнее окружение.

1. Стереотип ограничения возраста социального развития человека – побочный эффект результатов исследования в области возрастной и детской психологии. Это не так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни – физическое, интеллектуальное, социальное, духовное.

2. Стереотип абсолютизации детства – ошибочное представление о том, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. З. Фрейд, Э. Берн, Г.  Олпорт и др. Г. Олпорт выдвинул теорию о функциональной автономии мотивов взрослого человека. Мотивы личности развиваются на протяжении жизни и постепенно становятся независимыми от его детских мотивов. Чем более независимы мотивы взрослого человека от его детских мотивов, тем выше уровень социального развития.

3. Психологический фатализм. Он включает представление о том, что индивидуальное развитие личности не содержит в себе возможности вариантов, все предопределено генетически и провоцируется системой обстоятельств в которые попадает человек. На самом деле – человек это субъект собственного развития.

4. Стереотип абсолютизации задатков и способностей. Многие педагоги и родители убеждены в том, что задатки обязательно разворачиваются в способности, но забывают тот факт, что главное это желание на основе которого возникают мотивы, побуждающие к деятельности.

5. Стереотип неограниченных возможностей. Возможности рассматриваются абстрактно, безотносительно к конкретному человеку, живущему в реальном мире. Для достижения социальной самоидентификации, т.е. способности личности выбирать именно то, что ей больше всего подходит и соответствует, необходимо понимать свои ограничения и, по возможности, работать с ними. Вера и убеждение выступают  в качестве мобилизующего, стимулирующего и суггестивного условия выполнения деятельности на высочайшем уровне исполнения.

Модели социального развития:

1. Эволюционная. Эта модель связана с представлением о том, что развитие есть плавный, медленный процесс изменений и преобразований. Сторонники утверждают, что она отражает нормальный путь развития человека. Наличие кризисов указывает на нерешенные социальные проблемы. Например, у подростков кризис только в цивилизованных странах; у первобытных народов кризис отсутствует.

2. Кризисная и скачкообразная. Кризисы рассматривают как нормативное психическое явление. Развитие может происходить бурно с конфликтами и кризисами, причем конфликты могут быть внутриличностными и с окружающими людьми. Социальное развитие рассматривается как поэтапный процесс, причем

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

человеческого поведения | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

унаследованный рефлекс

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
Похожие темы:
сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

См. весь соответствующий контент →

человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения. Эти конфликты можно рассматривать как взаимодействие между инстинктивными влечениями и мотивами, с одной стороны, и социальными и другими внешними факторами, с другой. Эриксон выделил восемь стадий развития, первые четыре из которых: (1) младенчество, доверие и недоверие, (2) раннее детство, автономия и стыд и сомнения, (3) дошкольный возраст, инициатива и вина и (4) школьный возраст. , трудолюбие против неполноценности. Конфликты на любом этапе должны быть разрешены, если вы хотите избежать личностных проблем. (Этапы развития Эриксона во взрослом возрасте обсуждаются ниже в разделе «Развитие во взрослом и пожилом возрасте».)

Институт человеческого и социального развития, Inc.

http://www.ihsdinc.org

Организация

Основанный в 1983 году, Институт человеческого и социального развития (IHSD) является получателем грантов Head Start и Early Head Start. , предоставляя комплексные услуги по развитию и поддержке детей из групп риска, малообеспеченных детей в возрасте от 0 до 5 лет и их семей в округе Сан-Матео. IHSD использует учебные программы, основанные на исследованиях, для обучения детей основам математики и грамотности, а также обеспечивает индивидуальную оценку и поддержку здоровья, зубов, питания, психического здоровья и особых потребностей каждого ребенка. Семьи вовлечены и поддерживаются с помощью обучения родителей, возможностей лидерства, а также общественных ресурсов и направлений для определенных родителями потребностей. IHSD ежегодно предлагает пять различных программ для более чем 750 семей: Head Start на базе центра, Head Start на дому, Early Head Start на базе центра, Early Head Start на базе дома и Family Child Care. У него двадцать шесть классных комнат и тринадцать площадок в Халф-Мун-Бей, Восточном Пало-Альто, Редвуд-Сити, Сан-Матео, Южном Сан-Франциско и Дейли-Сити, а также дополнительный офис в Пескадеро. Из этих центров десять аккредитованы Национальной ассоциацией образования детей младшего возраста (NAEYC).

Ситуация

IHSD сталкивается с двумя серьезными проблемами. Как организация, финансируемая в основном из федерального бюджета, она может работать только с населением, живущим за чертой бедности. Федеральные нормы бедности не корректируются с учетом стоимости жизни округа Сан-Матео, в результате чего большое количество детей не могут соответствовать требованиям. Число людей, живущих за федеральной чертой бедности в округе Сан-Матео, сокращается, несмотря на то, что многие семьи живут за чертой бедности. Оценка First 5 показала, что в 2015 году в округе Сан-Матео насчитывалось 7800 детей в возрасте от нуля до пяти лет, которые нуждались в уходе и возможностях дошкольного образования. Кроме того, поскольку стоимость жизни в округе Сан-Матео растет, а объемы финансирования остаются неизменными, у IHSD возникли трудности с выплатой устойчивой прожиточного минимума для удержания и найма персонала.

Кроме того, ситуация с дошкольным образованием меняется, в связи с чем выделяется больше средств на переходные детские сады и дошкольные программы, такие как The Big Lift. IHSD является подрядчиком Big Lift в некоторых школьных округах, но программа Big Lift привлечет внимание учащихся в возрасте от трех до пяти лет.

Цели проекта

Команде ACT было предложено изучить способы, с помощью которых IHSD может расширить сферу своей деятельности за пределы услуг, финансируемых из федерального бюджета, чтобы предложить высококачественное развитие детей в раннем возрасте и поддержку семьям округа Сан-Матео, которые не имеют права на получение субсидируемого ухода. Проект был направлен на разработку пилотной программы для детей в возрасте от 0 до 3 лет, а также на классное обслуживание в центре, ориентированное на эти семьи.

Обзор проекта

Команда ACT разработала бизнес-план для этой услуги в классе на базе центра, который включал:

  • финансовую модель,
  • операционная система,
  • исследование источников финансирования,
  • и маркетинговый план.

Основные выводы

Успех будет зависеть от устойчивой финансовой модели, расширенного охвата, успешного развития и инвестиционных партнеров.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts