Социальные и психологические основы воспитания: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Содержание

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

71

ГЛАВА 5.

5.1. Психологическое понятие воспитания

Предметный указатель «Настольной книги учителя начальной школы», изданной Академией Педагогических Наук РСФСР в 1950 году, замечательно точно характеризует отношение к понятию «воспитание» в советский период. Впервые это понятие упоминается в книге в контексте с такими понятиями как «коллективизм», «диалектико-материалистическое мировоззрение» и «советский патриотизм и национальная гордость». Следующее упоминание – в разделе «Физическая подготовка». Воспитание «навыков организованного поведения», «правдивости», «прилежания», «сознательной дисциплины» и даже раздел «задачи и навыки воспитательной работы» — все это идет много позже. Таким образом, если не учитывать доминирующие в советском воспитании идеологические аспекты, то на первое место по важности в процессе воспитания выходит учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой.

Действительно, несмотря на то, что традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культуры. Это обусловлено тем, что хотя развитие двигательной и других сфер психики детей нередко рассматривают вне связи друг с другом, однако, как отмечали В.И.Панов и Г.П.Позднякова (2004), именно двигательная активность является необходимым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. Соответственно, только овладев этими видами деятельности, ребенок получает адекватные возможности для развития

72

познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики, что неразрывно связано с процессом воспитания.

Если педагогика занимается целями, задачами, методами воспитания,

то психология воспитания как отрасль педагогической психологии исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.

Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе. Таким образом,

воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.

Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, о чем речь шла в предыдущей главе. Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды

73

особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения.

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.

5.2. Цели воспитания

Воспитание — одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление только познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты субъективизации, принятия этого опыта в качестве ценности.

74

Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии и педагогики, занимаются философия и социология. Без учета свойств психического отражения основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.

К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Эти ценности (как цели воспитания) связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. От них зависит уровень духовности человека, его свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта и многое другое.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые могут быть названы лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его развития. Через некоторое время, когда общество завершит

Социально-психологические основы воспитания школьников в семье

Ходакова Мария Александровна

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому к себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. Особую сферу жизни и деятельности ребенка составляет общение. Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окрущающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями.На основе отражения человеком обьективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающему и к самому себе.

Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, входе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности.
Никакие «детские сады», «детские дома»и другие фальшивые замены семьи никогда не дадут ребенку необходимого, главной воспитательной силой является то уважительное чувство личной незаменимости, которая связывает ребенка с родителем.

Семья-система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскми отношениями, общностью быта и взаимной и моральной ответственностью и необходимостью в физическом и духовном воспроизводстве общества.

Современная социология рассматривает семью как социально-правовой институт, социально-культурный институт, и основную социальную ячейку общества. Как социально-правовой институт, семья находится под влиянием государства, которое или разрушает семейные отношения, или поддрерживает семью. Как социально-культурный институт семья выполняет функцию трансмиссии межпоколенного опыта, в том числе из опыта уважения младших к старшим.

Именно в семье закладывается основа нравственного поведения ребенка, и создаются его представление о мире. Другим социальным институтом, где происходит развитие ребенка, является школа. В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей не всегда решалась одназначно.Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древнегреческий философ Платон, вслед за Сократом, считал, что истинное воспитание ребенок сможет получить только в государственных школах, куда надо направлять его с семилетнего возраста.

В средние века только в монастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошее образование. В 13в и начале 19 века меняется взгляд на организацию воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

На противоположных позициях стоял виднейший представитель утопического социализма-Роберт Оуэн.

Он мечтал, чтобы дети 3-х летнего возраста находились в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями.

Р.Оуэн отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное воспитание и образование в государственных учреждениях.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по приципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец глава семьи. Его пример, как правило, был образцом для подражания, девочки чаще учились у матери.

Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть — дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали детей в ученики. При этом четко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представленями о добре, зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение.Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде, справедливости, о чести, и достоинстве, об уважении в семье. Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам, языкам.

Иначе смотрели на роль воспитания в семье революционеры-демократы: В.Г Белинский, А.И Герцен, Н.Г Чернышевский, Н.А Добролюбов. Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и школе. При этом особую роль они отводили матери, ее образованию и культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и добрых отношений в семье.

В.Г Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях. Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях общественные интересы и стремления. А.И Герцен, развивая эту мысль, говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем, деле, бороться за благо всех.

Общественное и семейное воспитание различается не только по содержанию, но зачастую и по целям. В обществе воспитание зависит от общественного «заказа». В семье воспитание подчинено представлениям конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей.

Имеются различия и в принципах и в методах семейного и общественного воспитания: в семейном — большее внимание уделяется ребенку, в общественном — коллективу.

В таком социальном институте как семья уважение носит двусторонний характер: с одной стороны, уважение к старшим, с другой — уважение к младшим.Процесс уважения к старшим(к взрослому) существует более продолжительное историческое время, в то время как уважение к младшим( к ребенку) возникло в более позднее время.

Эволюция семейных отношений рассматривали И.С Кон, Л. Демоз, Л.Г Иорган(1818-1881), Ф.Энгельс(1820-1895), М Ковалевский(1851-1916).

 

Анализ семейных отношений рассматривает историю детства как противоречивое развитие отношений между взрослыми и детьми в сторону гуманизации отношений к ребенку, роста его прав.На протяжении развития общества менялся стиль отношений к ребенку, а вместе с ним и уважение.

 

Список используемой литературы

1.Бондаревская Е.В Социально-педагогические проблемы семейного воспитания.

2.Гаспарян Ю.А Семья на пороге 21 века.

3.Голод С.И Стабильность семьи:cоциологический и демократический аспекты

4.Зеньковский В.В Психология детства

5.Кон И.С Психология ранней юности

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия

Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 49Следующая ⇒

Психологическое понятие воспитания

 

Предметный указатель «Настольной книги учителя начальной школы», изданной Академией Педагогических Наук РСФСР в 1950 году, замечательно точно характеризует отношение к понятию «воспитание» в советский период. Впервые это понятие упоминается в книге в контексте с такими понятиями как «коллективизм», «диалектико-материалистическое мировоззрение» и «советский патриотизм и национальная гордость». Следующее упоминание – в разделе «Физическая подготовка». Воспитание «навыков организованного поведения», «правдивости», «прилежания», «сознательной дисциплины» и даже раздел «задачи и навыки воспитательной работы» — все это идет много позже. Таким образом, если не учитывать доминирующие в советском воспитании идеологические аспекты, то на первое место по важности в процессе воспитания выходит учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой.

Действительно, несмотря на то, что традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культуры. Это обусловлено тем, что хотя развитие двигательной и других сфер психики детей нередко рассматривают вне связи друг с другом, однако, как отмечали В.И.Панов и Г.П.Позднякова (2004), именно двигательная активность является необходимым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. Соответственно, только овладев этими видами деятельности, ребенок получает адекватные возможности для развития познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики, что неразрывно связано с процессом воспитания.


Если педагогика занимается целями, задачами, методами воспитания, то психология воспитания как отрасль педагогической психологии исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.

Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе. Таким образом, воспитание- это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.

Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, о чем речь шла в предыдущей главе. Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения.

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.

 

Цели воспитания

 

Воспитание — одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление только познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты субъективизации, принятия этого опыта в качестве ценности. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии и педагогики, занимаются философия и социология. Без учета свойств психического отражения основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитанияформирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.

К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Эти ценности (как цели воспитания) связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. От них зависит уровень духовности человека, его свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта и многое другое.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые могут быть названы лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его развития. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Среди специальных целей воспитания, отвечающих современным тенденциям общественного прогресса, стремление воспитать детей, подростков и молодежь, занимающихся физической культурой и спортом, инициативными, волевыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

 

Средства воспитания

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью сформировать и развить у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под средствами психологического воздействия на личность рассматриваются предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитанника. К. ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающим все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать: личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитанника в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитанник знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитанником происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру направленности воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитанника. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

В отдельную группу можно выделить методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека.

В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы. Если психотерапия не входит в традиционный профессиональный арсенал преподавателя, то многие виды тренингов давно применяются в рамках занятий физической культурой.

Литература и искусство в отдельности выступают как средства и источники нравственного и эстетического воспитания (в последние годы также социального и экономического), рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Важное значение имею личные контакты. Личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными. В разном возрасте у человек могут быть различные референтные группы. Дошкольники и младшие школьники в большей степени ориентируются соответственно на родителей и педагогов, подростки – на сверстников. Учитывая ту значимость, которые имеют у школьников физические качества (сила, ловкость, быстрота), в процессе воспитания нельзя недооценивать возможности физической культуры и спорта. При этом, особую актуальность воспитание в процессе двигательной активности имеет для подростков, поскольку подростковый возраст — это критический период в развитии человека, время сильных психофизиологических и психологических изменений, становления самостоятельности, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни (сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ). Одновременно формирующееся поведение подростка подвержено серьезному влиянию группы сверстников, СМИ, рекламы.

 

Теории воспитания

Для понимания возможности изменения поведения человека, что и представляет из себя воспитание, необходимо представлять, чем оно (поведение) регулируется, каким образом происходит этот процесс. Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

Биогенная теория (З.Фрейд, Уи.Макдауголл, Э.Кречмер и другие). Утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория представляет весьма осторожный взгляд на возможности воспитания личности. В свое время, преимущественно до XVIII-XIX вв., она была довольно популярной среди философов, врачей и педагогов и оказала существенное влияние на те концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, как бы само собой разумеющимся считалось, что если не все, то по крайней мере значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными.

Социогенная теория. Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмотренной, которую можно было бы обозначить как биогенную, назовем последнюю социогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Несмотря на ряд преувеличений, теория социального влияния раскрыла негативную роль СМИ, рекламы, реферетной группы, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения. Эта же теория заложила научные основы позитивного социального влияния через целенаправленную воспитательную деятельность.

Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем предыдущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргументов. Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойства личности не могут быть воспитаны, поскольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им (темперамент, в частности, зависит от врожденных свойств нервной системы человека). Во-вторых, из психиатрии и психопатологии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих других психосоматических болезней. Следовательно, далеко не все в личности зависит только от воспитания, многое определяется и состоянием психики.

Необихевиоризм (Б.Скиннер и его последователи). Поскольку здесь под личностными структурами понимаются привычки, умения и навыки поведенческого характера, то проблема их формирования и преобразования сводится к устойчивым изменениям в поведении человека. Считается, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрений за положительные и наказаний за отрицательные реакции, на применении на практике механизма научения через так называемое оперантное обусловливание, можно преобразовать личность в любом возрасте и в нужном направлении.

В социально-когнитивной теории А.Бандуры акцент сделан на формировании навыков на основе наблюдения за ролевыми моделями. А.Бандура указывал на роль инструктирования в формировании поведенческих навыков, подчеркивая, что большинство правил поведения усваивается посредством инструкций, а не в результате непосредственного личного опыта. Учетный считал, что люди формируют определенную поведенческую реакцию, наблюдая за поведением модели. Эта теория легла в основу технологий формирования здорового образа жизни и избавления от вредных привычек.

Ряд теорий представляют собой промежуточные, компромиссные варианты рассмотренных выше. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.

Психологические теории воспитания различаются еще и тем, какие моменты, связанные с развитием личности, в них подчеркиваются.

Есть группа теорий, предметом исследования н которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и, соответственно, воспитания выступают черты личности. Здесь обнаруживаются определенные вариации, зависящие от того, о каких чертах личности идет речь. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт.

Реже речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более — о высших чертах духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒



Читайте также:



Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Рынок недвижимости. Сущность недвижимости

Решение задач с использованием генеалогического метода

История происхождения и развития детской игры



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.017 с.)

Социальные и психологические основы

 

Исторические основы учебных программ также способствуют образованию. На раннем этапе развития американского высшего образования основная цель учебной программы была «направлена ​​на аккультурацию молодых людей — формирование их характера, подготовку к карьере, доступ к обществу, язык и манеры» (Cohen & Kisker, 2010, стр. 32). . В наши дни цель учебной программы изменилась. Сегодня «учебная программа позволяет людям осмыслить свою жизнь и окружающий мир. Люди используют учебную программу с разной степенью преднамеренности, чтобы интерпретировать события, чтобы углубить свое понимание того, что они изучают и кем они являются как учащиеся, а также для создания общего опыта для преподавания и обучения» (Huggett, Smith & Conrad, 2010, стр. 1). .

Психологические основы

Психологические основы также играют важную роль в разработке учебного плана в сфере образования. Он отвечает на вопрос, «как люди учатся», и побуждает «специалистов по учебным программам задаваться вопросом, какой вклад психология может внести в разработку и реализацию учебных программ» (Ornstein & Hunkins, 2009, стр. 107). Психология помогает преподавателям понять процессы как преподавания, так и обучения.

Обучение психологическим основам разделено на три разные области. Эти теории обучения являются бихевористскими, когнитивистскими и гуманистическими. Бихевиоризм основывает свою теорию на трудах Аристотеля и Руссо. Классическое обусловливание бихевиоризма использует как стимул, так и реакцию. Торндайк называет это формированием привычки (Ornstein & Hunkins, 2009).).

Когнитивная психология «является отраслью психологии, изучающей психические процессы, включая то, как люди думают, воспринимают, запоминают и учатся» (Cherry, 2012, para. 1). Основное внимание уделяется тому, как люди получают информацию, используют и хранят ее. Этих психологов особенно интересует, как люди развивают структуры знаний, применяя навыки решения проблем.

Наконец, в психологических основаниях находится гуманистическая теория. Гуманисты стремятся развивать личность в целом, концентрируясь на самореализации всего ребенка. Они концентрируют образование вокруг опыта. В рамках этой теории учителя не читают лекции и не демонстрируют роль высшей сущности, а скорее являются проводниками для учащихся в процессе самоуправления (Long, 2012).

Социальные фонды

Социальные аспекты также вносят значительный вклад в образование. Школьное сообщество является отражением более крупного сообщества, в котором они проживают. Образование «происходит через церемонии, ритуалы, рассказы, наблюдение и подражание старшим детям и взрослым, а также строго соблюдаемые кодексы поведения и поведения» (Ornstein & Hunkins, 2009, стр. 150). Кроме того, школа учит молодежь демонстрировать взгляды, нравы и ценности общества.

Философский подход необходим педагогу в сфере образования, особенно когда он основан на опыте (Roberts, 2006). Экспериментальное обучение помогает «учащимся продемонстрировать большее осознание своей ответственности за то, чтобы сделать обучение осмысленным и контролировать себя. Они любопытны и готовы пробовать что-то новое, рассматривают проблемы как вызовы, желают перемен и получают удовольствие от обучения. Они также оказываются мотивированными и настойчивыми, независимыми, самодисциплинированными, уверенными в себе и целеустремленными» (Абдулла, 2012).

Источники:

Абдулла, М. (2012). Самонаправленное обучение. Получено с сайта www.indiana.edu/~reading/ieo/digests/d169.html

Cherry, K. (2012). Что такое когнитивная психология? Получено с сайта психологии.about.com/od/cognitivepsychology/f/cogpsych.htm

Коэн, А. и Кискер, К. (2010). Формирование американского высшего образования: появление и рост современной системы. Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Хаггетт, К., Смит, Н., и Конрад, К. (2012). Программа высшего образования: традиционные и современные взгляды. Получено с www.answers.com/topic/higher-education-curriculum-traditional-and-contemporary-perspectives

Лонг, Х.Б. (2012). От бихевиоризма к гуманизму. Получено с сайта www-distance.syr.edu/sdlhuman.html

Ornstein, AC (1990). Философия как основа для учебных решений. Получено с wiki.usask.ca/download/attachments/44564505/Philosophy_%20Curriculum.pdf

Ornstein, A.C., & Hunkins, F.P. (2009). Учебный план: основы, принципы и проблемы. Аллин и Бэкон.

Робертс, Т. (2006). Философское исследование теории экспериментального обучения для сельскохозяйственных педагогов. Журнал сельскохозяйственного образования, 47 (1), 17-29.

 

Трейси Харрингтон-Аткинсон

Трейси Харрингтон-Аткинсон, мать шестерых детей, живет на Среднем Западе со своим мужем. Она учитель, преподавала от начальной школы до высшего образования, имеет степени в области начального образования, степень магистра в области высшего образования и докторскую степень в области разработки учебных программ. Она опубликовала несколько названий, в том числе «Кале: Анналы скрытого», «Лемоза: Анналы скрытого», «Книга вторая», «8 Рэйчел» и «Защищая свою палатку». В настоящее время она работает над научно-популярным текстом, посвященным характеристикам самостоятельных учащихся: «Пять характеристик самостоятельных учащихся».

Нравится:

Нравится Загрузка…

Психологические основы образования | Педагогическая психология

Психологические основы образования

Доцент Дэвид Делима и его коллеги недавно получили грант на исследование диалогов между родителями и детьми во время игр на свежем воздухе. Узнайте больше об исследовании DeLiema.

Как подать заявку

Примечание: GRE больше не требуется для поступления на программу психологических основ образования.

Понять, как люди думают, учатся и преподают

Будучи студентом программы, вы будете изучать психологические процессы, имеющие решающее значение для образования. Исследования в рамках нашей программы сосредоточены на когнитивном и социально-эмоциональном развитии, в том числе на высоком уровне познания и факторах, формирующих и улучшающих обучение на протяжении всей жизни. Наши преподаватели и учащиеся не просто проводят лабораторные эксперименты — мы также применяем наши исследования в работе: в местных школах по программам улучшения успеваемости учащихся по чтению и естественным наукам, а также с членами наших разнообразных сообществ, чтобы помочь нашим соседям добиться успеха в учебе и работе.

Карьера

  • Преподаватели (только докторантура)
  • Ученые-исследователи в университетах и ​​компаниях
  • Государственные учреждения
  • Другие образовательные учреждения (например, исследовательские кабинеты школ K-12)
  • Организации социальных и социальных услуг
  • Оценщик/исследователь организаций здравоохранения
  • Научно-исследовательские центры

Последние новости

Загрузка…

Даты и сроки

Загрузка…

Нравится нам на


Facebook

Почувствуйте, каково это быть студентом педагогической психологии в Университете М. />Нравится или подписывайтесь на страницу Департамента педагогической психологии в Facebook, чтобы быть в курсе последних новостей об исследованиях, работе и других событиях.

—>

Программы и степени

Выпускник

Магистранты и докторанты выбирают одну из двух областей специализации:

Обучение и познание / образовательные технологии

(MA, PhD)
  • Изучение того, как люди думают и учатся
  • Изучение того, как люди учатся с помощью технологий, и разработка технологий, основанных на исследованиях, для улучшения обучения
Социально-психологические процессы и процессы развития

(магистр, доктор философии)

Изучение того, как социальные процессы способствуют успеху школ и других образовательных организаций

Высшее образование

Факультет педагогической психологии предлагает дополнительное образование в области педагогической психологии с упором на психологические основы образования.

Сертификаты

Сертификат о получении степени бакалавра в области естественных наук

Сформируйте свое преподавание и исследования, лучше понимая, как люди учатся. Будучи студентом нашей новой программы сертификации в области учебных наук, вы будете изучать теории обучения, методологии, проекты и основанные на фактических данных практики, имеющие ключевое значение для преподавания и проведения исследований, поддерживающих процесс обучения.

Свидетельство о развитии талантов и обучении одаренных детей

Разработка, внедрение и контроль программ обучения одаренных и талантливых учащихся в школах K-12, высших учебных заведениях и других учреждениях

Плата за обучение

Посетите страницу финансов и финансирования Колледжа образования и человеческого развития, чтобы получить информацию о стоимости обучения.

Финансирование

Стипендии и награды

Отправьте материалы заявки до 1 декабря, и вы автоматически будете рассматриваться для получения стипендий для выпускников школ и ведомственных наград в зависимости от успеваемости. Уведомление о наградах будет отправлено в марте.

Ассистенты выпускников

Получайте оплату за работу в качестве ассистента преподавателя, дипломированного преподавателя или научного сотрудника. Ассистенты для выпускников доступны на факультете, в Колледже образования и человеческого развития и в Университете.

  • John P. Yackel/Pearson Graduate Internship
  • Джек Мервин Ассистент выпускника
  • Все ассистенты выпускников Университета Миннесоты

Примечание. Кандидаты, заполнившие свои заявки до крайнего срока 1 марта, с меньшей вероятностью получат стипендии для выпускников, чем студенты, уложившиеся в срок до 1 декабря.

Финансовая помощь

Посетите OneStop Student Services для получения дополнительной информации о доступной финансовой помощи.

Стипендии

Посетите страницу наград Колледжа образования и человеческого развития для получения информации о стипендиях.

Разнообразие

Департамент педагогической психологии глубоко заинтересован в увеличении разнообразия наших программ бакалавриата и магистратуры, нашего преподавания и обучения, наших исследований и клинической практики, а также нашей работы и услуг в различных областях педагогической психологии. Посетите нашу страницу разнообразия, чтобы узнать больше о нашей приверженности разнообразию и ресурсах для поддержки разнообразия и инклюзивности.

Факультет педагогической психологии Миннесотского университета является одним из лучших в этой области.

Сара Карлсон, доктор философии ’11
Доцент, Государственный университет Джорджии
Узнайте больше об опыте Сары
Профили выпускников других психологических основ

Преподаватели и преподаватели

Лаура Аллен
[email protected]
  • Понимание прочитанного
  • Письмо
  • Компьютерная лингвистика
  • Аналитика обучения
  • Образовательные технологии
Уильям М.
Барт [email protected] | Лаборатория
  • Взаимосвязь между познанием, обучением и тестированием
  • Образование одаренных и талантливых
  • Шахматная экспертиза
Джеффри Бай
[email protected]
  • Преподавание и изучение математики
  • Математическое познание
  • Причинное обучение
  • Рассуждение
  • Программирование с открытым исходным кодом
  • Компьютерное моделирование
Дэвид Делиема
[email protected]
  • Продуктивный сбой
  • Игровое обучение
  • Воплощенное познание
  • Пространственное мышление
  • Социальное взаимодействие
Panayiota (Pani) Kendeou
Стул Гая Бонда в Рединге
kend0040@umn. edu | Лаборатория
  • Понимание прочитанного
  • Когнитивные процессы
  • Обучение по шкале
  • Технология
  • Дезинформация
Джеффри Маруяма
геофф@umn.edu | Лаборатория
  • Процессы достижений в школах и других организациях
  • Связь между социальными процессами и успехами в обучении
  • Исследования и общественное партнерство в проблемных сообществах и городских условиях
Кейтлин Миллс
[email protected]
  • Блуждание ума
  • Скука, творчество
  • Отслеживание взгляда
  • Аналитика обучения
  • Адаптивное обучение
Кейша Варма
Координатор программы, помощник вице-проректора, Управление справедливости и разнообразия
keisha@umn. edu | Лаборатория
  • Когнитивные процессы в естественнонаучном обучении
  • Научные визуализации и результаты обучения учащихся
  • Развитие знаний учителей и эффективная педагогическая практика
Мартин Ван Букель
[email protected] | Лаборатория
  • Когнитивные предубеждения (т. е. ретроспективные предубеждения)
  • Академическая обратная связь
  • Стратегии запоминания для улучшения обучения в классе
  • Неформальная учебная среда (например, школьные спортивные состязания)

Psychological Foundations of Education — 1st Edition

Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDemocratic Republic of КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезияФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтар GreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Варианты покупки

Электронная книга $93,95

Налог с продаж рассчитывается при оформлении заказа

Бесплатная доставка по всему миру

Нет минимального заказа

Описание

В книге «Психологические основы образования» представлены некоторые принципы психологии и обучение. В ней представлен альтернативный ответ на проблему раздвоения общей и педагогической психологии в программе подготовки учителей. Хотя решение является предварительным и имеет очевидные несовершенства, оно предлагается в надежде на то, что оно может стимулировать обсуждение проблемы и других решений и/или явное обоснование прошлой практики. Ключевые обсуждаемые концепции включают отношение и поведение учителей, различные типы обучения, технологии в образовании, забывание и угасание, развитие ребенка и измерения интеллекта. Также рассматриваются оценка успеваемости, социальная психология в классе и образование в городских школах. Этот текст должен иметь разнообразное применение в классах, где учащиеся готовятся к преподаванию. Он был написан специально для тех ситуаций, в которых будущий учитель знакомится с психологией в течение одного или двух семестров.

Содержание


  • Предисловие
    1. Психология и образование
    Что такое психология?
    Цели психологического исследования
    Как растут психологические знания
    Современный взгляд на иллюзию Луны
    Что такое педагогическая психология?
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Список литературы
    2. Учитель и класс
    Отношение учителей к поведению
    Ролевые характеристики американского учителя
    Личность учителя
    Обучение в классе и эффективное преподавание
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Ссылки
    3. Обучение: приобретение новых ответов
    Получение информации или развитие привычек?
    Обусловливание
    Мотивация и обучение
    Обучение по методу «все или ничего» в сравнении с постепенным обучением
    Проблема
    Обучение с дискриминацией
    Вымирание
    Парадигма обучения с дискриминацией
    Обучение в паре
    Подкрепление
    Некоторые типичные подкрепления
    Вторичное подкрепление
    Модификация поведения: принципы подкрепления в человеческом поведении
    Влияние количества подкрепления на скорость реакции
    Влияние количества подкрепления на качество выполнения
    Задержка подкрепления
    Перенос обучения
    Определение переноса обучения
    Эффект сходства стимула и реакции при переносе
    Влияние количества попыток во время обучения на перенос
    Перенос органайзеров с развитой структурой
    Обучение обучению и обучающие наборы
    Некоторые аспекты вербального обучения
    Сложность обучения как функция длины задания
    Мнемонические приемы
    Влияние степени осмысленности на Обучение
    Случайное обучение
    Эффекты сходства в частях списка
    Мышление и решение проблем
    Гипотеза посредничества
    Репрезентативный эксперимент по решению проблем
    Обратные и необратимые сдвиги в связи с опосредованными реакциями 99
    Перенос опосредующих ответов в сложных задачах
    Транспозиция
    Методы обнаружения и обучение по правилам
    Модель школьного обучения
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Список литературы
    4. Обучение и технология обучения
    Автоматизированное обучение и программированное обучение
    Программирование обучения
    Программированное обучение и учащийся
    Определение целей обучения
    Обучение: теория и применение
    Обучение с помощью компьютера
    Технологии и инновации в учебной программе
    Чтение
    Обучение математике
    Обучение в других областях
    Наука, технология и образование Устранение поведения
    Забывание
    Забывание как функция времени с момента обучения
    Влияние полноты обучения на забывание
    Общие эффекты объединения и распределения практики
    Воспоминание
    Другие эффекты распределенной практики
    Осмысленность и запоминание
    Запоминание обучения в классе
    Различные меры забывания
    Экономия при повторном обучении по сравнению с предыдущим обучением
    Средства максимального припоминания
    Теория интерференции: проактивное и ретроактивное торможение
    Непосредственная (кратковременная) память
    Теория двух процессов
    Вымирание
    Сравнение вымирания и забывания
    Теория спонтанного восстановления и интерференции
    Последовательное приобретение и исчезновение
    Эффекты частичного подкрепления
    Фрустрация и частичное подкрепление
    Некоторые принципы исключения реакции с подсказками для применения в классе
    Влияние смены привычки на обучающие наборы
    Резюме
    Приложение к главе 5
    Рекомендуемая литература

    Ссылки1 900 и формирование понятий
    Рене Декарт
    Джон Локк
    Современные взгляды на мышление
    Решение проблем
    Творчество и решение проблем
    Изучение понятий
    Обобщение стимулов и понятия
    Эффективное изучение понятий
    Достижение понятий в классе
    Резюме
    Предлагаемая литература
    Ссылки
    7. Физические основы поведения
    Физическая организация поведения
    Нейрон Шеф
    Импульс
    Принцип нервной проводимости «все или ничего»
    Синапс
    Глаз
    Ухо
    Вкус и обоняние
    Соместезис
    Центральная нервная система
    Спинной мозг
    Головной мозг
    Вегетативная нервная система
    Центральная нервная система и поведение
    Стимуляция мозга и обучение
    Ощущения и восприятие
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Ссылки

    Проблемы со зрением
    Проблемы со слухом
    Нарушение речи
    Двигательные нарушения и особые проблемы со здоровьем
    Церебральный паралич
    Другие калечащие состояния
    Эпилепсия
    Общие проблемы со здоровьем
    Умственная отсталость
    Психоневрологическая неспособность к обучению
    Эмоционально неуравновешенный ребенок
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Ссылки
    Нормативные данные
    Выводы Гезелла для младенцев в возрасте до одного года
    Сравнение младенцев человека и младенцев шимпанзе
    Поведение детей в возрасте от одного года и старше
    Дети в возрасте от 18 месяцев до четырех лет
    Дети в возрасте от пяти до десяти лет
    Подростки в возрасте от 11 до 16 лет
    Применение методов Гезелла к процедурам в классе
    Типичные модели роста
    Рост
    Заметки о методах исследования: поперечные и продольные исследования
    Вес
    Рост и вес в возрасте двух лет и в зрелом возрасте
    Психологические последствия разной скорости роста
    Изменения пропорций тела
    Другие аспекты роста
    Мышечное развитие и активность
    Пример нормы развития с указанием изменчивости
    Детский сон
    Последствия обеднения окружающей среды
    Ограничение опыта у молодых животных
    Последствия отсроченного обучения
    Последствия необычайно раннего обучения
    Современная оценка готовности
    Краткое изложение сравнительного влияния возраста и опыта на развитие
    Общие понятия
    Поведение, во многом зависящее от возраста для своего развития
    Поведение, в значительной степени зависящее от обучения
    Предлагаемая литература
    Литература
    10. Психологические процессы развития
    Развитие языкового поведения
    Мыслительные процессы у детей
    Теория когнитивного развития Пиаже у детей
    Сенсомоторная, довербальная стадия: первые восемнадцать месяцев жизни
    Стадия предоперационной репрезентации: от восемнадцати месяцев до шести лет
    Стадия конкретных операций: от семи до одиннадцати лет
    Стадия формальных операций: от двенадцати до пятнадцати лет
    Некоторые исследования теории когнитивного развития Пиаже
    Применение теории Пиаже в обучении
    Развитие эмоциональных реакций у детей младшего возраста
    Половые различия
    Интересы и занятия старшеклассников
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Ссылки
    Активное поведение крысы
    Жажда
    Сексуальное влечение — его биологические аспекты
    Половое влечение человека
    Активное влечение
    Любопытство
    Другие побуждения
    Струйт боли.
    12. Мотивация и обучение
    Связь между потребностью в членстве и академической успеваемостью
    Использование престижа как мотива для учебы
    Внутренняя и внешняя мотивация
    Эффективность — стремление к компетентности
    Мотивация достижений в классе
    Уровень стремления
    Мотивационные аспекты знания результатов (информационная обратная связь)
    Похвала, порицание и дисциплина
    Условное поощрение против теплоты учителя: противоречивые принципы?
    Школьные отметки как мотивирующие стимулы
    Альтернатива школьным отметкам: стимулирующие символы
    Плодотворное использование и ограничения конкуренции
    Преимущества совместной работы учащихся
    Факторы обучения в групповых ситуациях
    Текстовая тревожность и оборонительное поведение
    Интеллектуальные интересы и их связь со школьной деятельностью
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Список литературы
    13. Личность
    Параметры и структура личности
    Черты характера
    Структура личности
    0 Самооценка личности -Отчет о личности
    Отчет о стимулах
    Отчет наблюдателя
    Символические стимулы
    Наблюдение за поведением
    Некоторые распространенные личностные тесты и устройства
    Генетика и личность
    Физиологические основы личности
    Конституция и личность
    Физиология и эмоции
    Развитие личности
    Приспособление и неудачи приспособления
    Модификация неадекватных паттернов приспособления
    Личность и психология
    Резюме
    Рекомендуемая литература 1

    Измерения и их использование
    Объем тестирования интеллекта
    Типы тестов интеллекта
    Коэффициент интеллекта (I.Q.)
    Изменчивость I.Q. Баллы
    Корреляция — статистическая мера, необходимая для изучения интеллекта
    Проблемы с подсчетом баллов у подростков и взрослых
    Критерии хорошего теста интеллекта
    Прямое измерение, правильность ключа ответа и объективность подсчета баллов
    Относительная независимость от специального опыта
    Рассуждения, а не Знания или память
    Интеллект, а не тесты достижений
    Мера умственных продуктов, а не процессов
    Ограничения тестов интеллекта
    Факторная структура и специальные способности
    Общий интеллект против многих способностей
    Креативность — один из примеров особой способности?
    Доказательства связи между I. Q. и способность к обучению
    Детерминанты интеллекта: наследственность и окружающая среда
    Наследственность: ее генетическая основа
    Генетическое влияние на интеллект
    Сдвиги показателей интеллекта, вызванные окружающей средой
    Интеллект в связи с опытом и взрослением
    Рост в детстве
    Изменения у взрослых
    Изменчивость IQ от теста к повторному тесту
    Показатели интеллекта в этнических и национальных группах
    Некоторые факты о различиях между этническими группами
    Средние значения I.Q. Различия между различными этническими группами искоренимы?
    Являются ли тесты интеллекта социально предвзятыми?
    Три объяснения социальных различий в показателях интеллекта
    Возможная культурная предвзятость
    Создание культурно справедливых тестов
    Практическая ценность тестирования интеллекта
    Прогноз успеваемости
    Интеллектуальные потребности различных профессий
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Ссылки
    15. Оценка образовательных достижений
    Некоторые термины, выделяющиеся
    Оценка и измерение
    Различение и мастерство
    Тесты успеваемости
    Теория ошибок и оценки: истинные баллы 9 Информация, предоставляемая результатами тестов
    Надежность результатов тестов
    Определение надежности
    Коэффициенты стабильности — корреляции между тестами и повторными тестами
    Коэффициенты эквивалентности
    Влияние продолжительности теста на надежность
    Валидность результатов теста
    Валидность содержания
    Валидность, связанная с критериями
    Конструктивная валидность
    Связь между надежностью и валидностью Надежность считывателя
    Надежность между считывателями
    Повышение надежности за счет добавления считывателей
    Повышение надежности за счет компьютерной оценки Эссе
    Валидность тестов для эссе по сравнению с объективными тестами
    Связь факторного анализа с исследованиями валидности
    Предложения для учителей, использующих тесты для эссе
    Правила разработки вопросов для тестов для эссе
    Правила оценки тестовых работ для эссе
    Сроки и результаты теста
    Анализ заданий, Отбор и пересмотр
    Использование процедур тестирования и оценки
    Оценка отдельного учащегося
    Другие оценки
    Неправильное использование тестов успеваемости
    Стандартизированные тесты успеваемости
    Значение тестов достижений для психологии в целом
    Кривые роста достижений
    Необходимость контрольных точек в тестировании достижений
    Общенациональная программа оценки
    Рост достижений как функция предмета
    Прогнозирование результатов достижений
    Прогнозирование на основе оценок способностей Баллы успеваемости
    Вариации результатов тестов успеваемости в разных школьных системах
    Сельские и городские школы
    Социально-экономические факторы
    Различия между успеваемостью учащихся в Соединенных Штатах и ​​Великобритании
    Сравнение математических достижений двенадцати стран
    Возможные изменения в успеваемости учащихся в последующих поколениях
    Связь методов тестирования и оценки с преподаванием
    Три точки зрения: общепринятый предмет, тест Подходы к теории и поведенческим целям
    Методы выбора содержания курса
    Стандарты адекватности планирования и презентации курса
    Стандарты адекватности успеваемости учащихся
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Список литературы
    16. Социальная психология в классе
    Класс как социальная ситуация
    Подкрепление и обучение в социальной ситуации
    Соревнование за подкрепление
    Неявное подкрепление реакций
    Социальные предубеждения 1090
    Развитие установок
    Влияние на поведение
    Конформность
    Социальное содействие поведению
    Характер членства в группе
    Лидерство
    Общение, убеждение и изменение отношения
    Импровизация и изменение отношения
    Групповая атмосфера
    Групповые процессы
    Демократическое и авторитарное лидерство
    Резюме
    Предлагаемая литература
    Ссылки
    17. Городские школы и обучение
    Равное образование — Отчет Коулмана
    Head Start
    Higher Horizons0 Компенсационное образование и культурная депривация
    Городская школа — некоторые наблюдения
    Резюме
    Рекомендуемая литература
    Ссылки
    Авторский указатель
    Статистический указатель
    Индекс субъекта

Сведения о продукте

  • Количество страниц: 796
  • .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts