ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, учение об определяемости одних событий или состояний другими, в более общем виде – о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая Д., получила назв. индетерминизма. Процессуальная сторона Д. выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная – см. Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.
Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация – см. Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Д. может получать онтологич. истолкование (теологич., филос., естественно-науч., социальный Д.), равно как и эпистемологич. интерпретацию (утверждения о разл. возможных описаниях действительности).
Характерный для монотеистич. религий теологич. Д., исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).
Разл. версии филос. Д., разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистич. Д., восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественно-науч. воззрениях 17–18 вв. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классич. механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей к.-л. случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для к.-л. данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).
Принципы этого радикального Д. были распространены во франц. материализме 18 в. на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в нем. идеализме с помощью понятия внутр. детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные к.-л. внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.
В отличие от «жёсткого» лапласовского Д., вероятностный Д. возник в 19 в. в связи с формированием термодинамики и статистич. физики: устойчивость статистич. систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отд. элементов. Вопрос о соотношении Д. и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизич. системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).
Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (ср. «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.
Детерминизм в социальных науках
присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 в. существует множество версий Д., отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии Д. можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы Д. можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.
Д. в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологич. Д.», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие – по законам природной эволюции (см. Дарвинизм социальный). «Географич. Д.» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономич. и политич. развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (см. Географическое направление в социальной мысли). «Демографич. Д.», популярный в этнографич. и антропологич. исследованиях, гл. детерминантой социальной стратификации и экономич. роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологич. Д.» признавал первичность психич. явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (З. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий Д.» был разработан в рамках бихевиоризма.
Теории Д. второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный Д.», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологич. Д.» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий – от ручных орудий труда древности до автоматизир. машинного труда на электрической (атомной) тяге, информац. технологий и спутниковой связи (амер. учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, З. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологич. Д. стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В сер. 20 в. широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологич. Д. – медиа-Д. (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономич. Д.», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономич. сферы (средств произ-ва).
К экономич. детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономич. сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологич. сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отд. явления, определяющего фактора.
В 20 в. однофакторный Д. теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в совр. теориях развития). Принципы многофакторного социального Д. применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного Д. (учёт разл. агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.
Во 2-й пол. 20 в. заметна тенденция отхода от категории социального Д. в социальных науках. Тем не менее есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (Д. Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологич. теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитич. каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (амер. учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирич. исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, напр., изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистич. математич. методов.
Совр. понимание социального Д. опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный Д. характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, т. к. оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от историч. контекста.
Детерминизм в психологии
Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистич. Д.»), в поведении человека стала в 17–18 вв. одним из центр. вопросов психологии и филос. антропологии (см. Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистич. Д., стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов – ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистич. Д., господствовавший в эксперим. психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психич. процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т. п.). В 19 в. психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психич. явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т. п.). В кон. 19–20 вв. получил развитие «функциональный Д.» (объяснение психич. феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т. п.) и «системный Д.» (истолкование психич. феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Эксперим. психологии пришлось ограничиться статистич., или вероятностным, Д. в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й пол. 20 в. в психологии широкое распространение получил «биологич. Д.», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологич. или генетич. коррелятам, а также «лингвистич. Д.», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Одной из центральных в 20 в. стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний Д. и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутр. детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как осн. детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В совр. представлениях о детерминантах человеческого поведения центр. место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетич. Д.») и среды («культурный Д.»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтич. практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным Д. (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т. п.), получил развитие целевой Д. (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).
Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов.
История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века)Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов
Главная мысль, которая проводится во всех этих письмах, состоит в утверждении диалектического характера социального детерминизма. Энгельс показывает, что с позиций исторического материализма причинно-следственная связь в развитии общества предстает как сложная система взаимодействий всех без исключения компонентов социального целого – экономики, политики, идеологии, нравственности, религии, искусства и т.п. Другими словами, общественное развитие выступает как единство взаимосвязей и взаимозависимостей общественной жизни во всем их многообразии, как такое развитие, которое детерминировано нелинейно и включает в себя альтернативность исторического процесса.
В истории общественной мысли неоднократно имели место попытки истолковать эту мысль как «отход» Энгельса от разработанной ранее им совместно с Марксом концепции исторической закономерности, основанной на признании зависимости идеологических, политических явлений от экономической структуры общества[1460].
Другое дело, что, отмежевываясь от различных вульгаризаций марксизма, автор «писем об историческом материализме» значительно более детально и настойчиво, чем раньше, стремится показать, что экономический фактор, выступая в качестве первичной, «базисной» социальной причины, сам испытывает обратные (но уже вторичные) воздействия и определяет итоговый ход событий лишь в самой общей форме и притом неоднозначно. Разъясняя это И. Блоху, который спрашивал, «являются ли экономические отношения
Отстаивая принцип первичности производства и воспроизводства материальной жизни против идеалистического истолкования истории, Энгельс использует понятие идеологии, разработанное им и Марксом еще в 40-х годах. «Идеология, – писал он Ф. Мерингу 14 июля 1893 года, – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом»[1466]. Такой конкретно идеологической формой и является идеализм в понимании истории, сводящий ее движение к процессу, протекающему «в сфере человеческой мысли». У идеалистов, продолжал Энгельс, обычно возникает иллюзия, будто идеологические представления, право, государственные формы обладают абсолютной самостоятельностью, а воздействие их на экономическую жизнь является не обратным, а исходным, изначально определяющим. Эта иллюзия и дает почву для обвинения марксизма в отрицании им всякого воздействия идей на историю.
На самом же деле, указывал Энгельс, исторический материализм отрицает не само это воздействие, а лишь его абсолютный характер.Конкретизируя марксистское понимание социального детерминизма, Энгельс уточнил и развил целый ряд важнейших положений материалистического понимания истории, характеризующих главные моменты диалектики общественного развития.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов
А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов Идеальные условиядавно созданы в нашем Институте для всех — заявил зам. директора, проф. А. И для тех, кто может, и для тех, кто не может работать — пояснил он свое утверждение. Окончательное
Философские выводы из наук о природе в трудах Маркса и Энгельса 50 – 60-х годов
Философские выводы из наук о природе в трудах Маркса и Энгельса 50 – 60-х годов Начиная с 1858 г. Энгельс занимается теоретической проблематикой естествознания, систематически изучая при этом конкретные достижения различных естественных наук. Проблемы, которые позже будут
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,
11. Некоторые предварительные итоги. Маркс и Энгельс и младогегельянское движение конца 30-х – начала 40-х годов
11. Некоторые предварительные итоги. Маркс и Энгельс и младогегельянское движение конца 30-х – начала 40-х годов Итак, начало научной и общественно-политической деятельности Маркса и Энгельса характеризуется их участием в младогегельянском движении, в котором они занимаютГлава II.
Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в.Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в. В произведениях, относящихся к началу 40-х годов, когда К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях революционного демократизма и идеализма, их воззрения на историю Востока
Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в.
Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в. К началу 50-х годов прошлого столетия у К. Маркса и Ф. Энгельса уже были основания подвергнуть переоценке то понимание истории Востока,
Проблема жизни в работах Энгельса
Проблема жизни в работах Энгельса Принципиально важное значение имело отнесение Энгельсом к одной из основных форм движения материи жизни. Этим отвергалась виталистическая интерпретация жизни в качестве особой нематериальной силы.В «Диалектике природы» Энгельс
Природа общество, история. Проблема социального детерминизма
Природа общество, история. Проблема социального детерминизма Следуя принципу марксистского монизма, Плеханов, Лабриола, Лафарг, Меринг стремились раскрыть материалистическое понимание истории, опираясь на идею материального единства мира, диалектического единства
О специфических особенностях научного предвидения будущего в работах Маркса и Энгельса
О специфических особенностях научного предвидения будущего в работах Маркса и Энгельса [599] В 1966 – 1978 гг. в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС была проведена большая работа по созданию Предметного указателя ко второму изданию Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса [1].Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса
Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса Москва, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1988, 45 с.Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в форме научного доклада.Специальность
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,
2. Проблема «конца истории»: возможен ли послебуржуазный тип права?
2. Проблема «конца истории»: возможен ли послебуржуазный тип права? XX век — время практической реализации и проверки социалистической идеи, одной из самых значительных во всей истории человечества. Теперь, к концу века, по Европе уже бродит призрак постсоциализма. Но
Стереотипы и социальный детерминизм | Psychology Today
О стереотипах много говорят в СМИ. С одной стороны, многие люди считают, что стереотипы обеспечивают полезный способ рассуждений о члене группы, если у вас нет другой информации о них, чтобы продолжить. С другой стороны, также существует понимание того, что даже когда стереотип достаточно точен, он применим только к некоторым членам группы.
Кардиналы мужского и женского пола
Чтобы привести пример, который совсем не спорный, вы, вероятно, согласитесь, что кардиналы — это (стереотипно) красные птицы. Однако только взрослые кардиналы-самцы красные, поэтому в лучшем случае это мнение применимо только к половине кардиналов.
Гораздо меньше дискуссий о стереотипах посвящено тому, почему они работают.
Важной причиной эффективности стереотипов является то, что они опираются на то, что Дуг Медин и Эндрю Ортони назвали психологическим эссенциализмом . То есть, когда вы слышите о какой-то категории, вы склонны полагать, что члены этой категории имеют общую внутреннюю сущность, которая делает их такими, какие они есть. В случае с кардиналами, например, вы можете подумать, что все они имеют общую генетическую структуру, которая отличает кардиналов от малиновок, воробьев и скворцов.
Стереотипы о группах людей также опираются на своего рода эссенциализм. Чтобы поверить в то, что люди из определенной расовой или этнической группы имеют какую-то общую характеристику, вы должны верить, что существует некая сущность, которая делает расу или этническую принадлежность хорошим основанием для категоризации.
Когда Сатоши Канадзава написал на этом сайте свою подстрекательскую запись в блоге о привлекательности и чернокожих женщинах, ключевая часть его аргументов основывалась на идее, что раса является хорошей основой для классификации и что в представителях одной расы есть нечто существенное, что заставляет их отличаться от людей других рас.
В какие факторы могли поверить люди, которые поддержали бы эти стереотипы?
Этот вопрос был рассмотрен в статье Ульрике Рангель и Йоханнеса Келлера в июньском выпуске Journal of Personality and Social Psychology за 2011 год. Они исследовали два разных убеждения людей, которые поддерживают стереотипы: генетический детерминизм и социальный детерминизм.
Генетический детерминизм — это идея о том, что люди становятся такими, какие они есть, благодаря своим генам. Социальный детерминизм — это идея о том, что люди становятся такими, какие они есть, благодаря социальным факторам, формирующим их развитие. (Кроме того, генетические исследования, проведенные 40 лет назад, показывают, что количество генетической изменчивости внутри расовой группы намного больше, чем генетическая изменчивость между группами, что свидетельствует о том, что идея о том, что гены являются сильной детерминантой различий между группами, мало поддерживается. .)
Рангел и Келлер сравнивают шкалу измерения представлений людей о генетическом детерминизме (разработанную Келлером в 2005 г. ) со шкалой измерения убеждений людей о социальном детерминизме. Они обнаруживают, что эти два убеждения независимы. То есть некоторые люди считают, что гены определяют различия между расовыми и этническими группами в поведении. Другие считают, что такое поведение определяют социальные факторы. Некоторые люди считают, что и гены, и раса влияют на расовые и этнические различия в поведении. Наконец, есть люди, которые считают, что ни один из этих факторов не влияет на расовые и этнические различия.
Особенно интересный вывод в этой статье заключается в том, что вера в социальный детерминизм влияет на установки. В одном исследовании участники из Германии либо читали журнальную статью о влиянии общества на человеческое развитие, либо читали нейтральную журнальную статью. Позже эти участники оценили, насколько им нравятся люди из Западной Европы (которые входят в их группу) или люди из Восточной Европы (которые не входят).
На рейтинги членов своей группы повлияла вера в социальный детерминизм. Когда люди читали статью о потенциальном социальном влиянии на поведение (чтобы эта концепция была доступна), тогда люди с высокой верой в социальный детерминизм оценивали членов своей группы как гораздо более симпатичных, чем люди с низкой верой в социальный детерминизм. . На рейтинги симпатии не влияла вера в социальный детерминизм, если они недавно не читали о социальных факторах. Наконец, рейтинги членов чужой группы (восточноевропейцев) также не пострадали.
Влияние действует и в обратном направлении. В другом исследовании участники из Германии читали либо негативные, либо нейтральные высказывания о чужой группе (людях из восточноевропейской страны). Те, кто читал отрицательные утверждения, выражали большую веру в социальный детерминизм, чем те, кто читал нейтральные утверждения.
Что все это значит?
Чем больше вы верите в то, что социальные факторы определяют поведение людей, тем больше вы склонны использовать информацию об этих социальных факторах, чтобы попытаться объяснить их поведение. Размышляя о расовых и этнических группах, вы предполагаете, что такие факторы, как общее воспитание или образование, влияют на действия членов этой группы.
В то же время, когда вы слышите о различиях в поведении членов расовой или этнической группы, вы часто будете искать объяснение этой разницы. Социальный детерминизм — это легко доступное объяснение, поэтому, услышав о негативном поведении группы, вы поверите в социальный детерминизм.
В конце концов, важно помнить, что вы попытаетесь использовать свои категории, чтобы помочь себе рассуждать о вещах, осознаете вы это или нет. Если вы обнаружите, что используете расовые или этнические категории, чтобы судить о людях, спросите себя, имеет ли смысл эта конкретная категория. Подумайте, предполагаете ли вы генетические или социальные различия, которые, вероятно, вызвали такое поведение. Наконец, подумайте, есть ли другие категории, к которым может принадлежать человек, которые также могут объяснить, почему он делает то, что делает.
Подпишитесь на меня в Твиттере.
Социальный детерминизм начинается со школы
Социальная вселенная — чрезвычайно сложная вещь. На своем уровне разум-мозг столь же сложен. Когда ум ведет себя внутри группы, возникают закономерности — закономерности, которые разум с трудом может уловить. Эти сложные формы самоорганизуются и возникают сами по себе и в адаптивных целях. Они идеально подходят для контекста, в котором они родились, и каждый из них уникален. Существует особое чувство принадлежности к паттерну, равно как и особое чувство исключения из целого. Рассмотрим эту сцену.
Сцена из Comme un Loup («Как волк»).Группа детей по очереди катается на велосипеде посреди детской площадки. Им никогда не говорили делать это, ни когда, ни как, ни с кем. Они просто знают, когда настало подходящее время, и это прекрасно. Созерцайте этих детей и их организацию, почувствуйте неявные законы их социальной вселенной. Они учатся в группе. Сцена взята из фильма Comme un Loup («Как волк» на английском языке), в котором по-новому рассматривается место школы в мире молодежи и место молодежи в мире школы.
Comme un Loup — документальный фильм о школе и ее психологических и поведенческих последствиях. Фильм задает несколько важных вопросов, на которые невозможно ответить с помощью традиционных методов тестирования. В какой степени можно сказать, что школа занимает жизненный мир молодых людей? И действительно ли молодые люди существуют как личности в процессе планирования образования? Иными словами, в какой степени ученики принадлежат к школе или находятся в ней?
Comme Un Loup («Как волк», 2017) — документальный фильм, исследующий социальный детерминизм в школе.Ученики будут первыми, кто согласится с тем, что центрирование на ученике — это не то, что делает наша нынешняя школьная система. На самом деле потребности и пожелания учеников все больше отодвигаются на второй план в административном стремлении к более высоким «стандартам» и более широкому набору навыков и компетенций. За этим стоит неопровержимый нарратив, мораль которого недвусмысленна: успехи в школе — ключ к процветанию в жизни. Какие тут последствия? Каковы издержки для учеников и, в конечном счете, для нашего общества?
Цель школы — создать человеческие ресурсы, необходимые для поддержания культуры в будущем — и, кстати, для финансирования старости тех, кто в настоящее время решает судьбу детей. Но если мы решим рассматривать школу с точки зрения самих детей, как человеческих существ, которые растут, наращивают силы, необходимые для того, чтобы начать свой жизненный путь, создают свою идентичность и учатся разделять сферы принадлежности, тогда школа становится чем-то достаточно разный. Он перестает быть фабрикой по производству рабочих для будущего и становится периодом времени, царством возможностей, игровой площадкой, ареной жизни, стабильной почвой, где могут расти идеи и таланты.
Дети ходят в школу не для того, чтобы превратиться в своего рода банк ресурсов, они ходят в школу, чтобы расти, получать удовольствие, взаимодействовать, экспериментировать и узнавать о тайнах жизни. Они ходят в школу, чтобы открыть для себя то, что еще не известно, необъятность как себя, так и мира. Мы решили не показывать в фильме какую-либо школу, так как для молодых людей они просто кажутся миром обособленным — сферой, к которой принадлежат лишь немногие.
Школа учит нас гордиться или стыдиться, что мы успешны или неудачники – и это знание никогда не покидает нас. Знать, что ты неудачник, значит знать, что ты не принадлежишь обществу, которое клеймит тебя таким. Когда школы посылают в мир неудачников, они, несомненно, создают не ресурсы, а проблемы на будущее. Все три персонажа этого фильма часто посещали одну и ту же среднюю школу, прежде чем их траектории разошлись. Будь то бокс или политика, каждый нашел сферу принадлежности за пределами школьной системы; все, кроме главной героини фильма Яи, которая успешно учится в школе.
Сцена из Comme un Loup .Яя разрывается между мирами, между школой и семьей, семьей и друзьями, друзьями из района и друзьями из школы. Трагический герой пьесы о меритократии Яя — это индивидуальный успех, скрывающий коллективный провал.