Социальный образ жизни: Образ жизни в разных социальных классах казахстанского общества

Содержание

Образ жизни в разных социальных классах казахстанского общества

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор рассматривает взаимосвязь образа жизни с принадлежностью к социальному классу. Проводит обзорный анализ социальных теории взаимосвязи образа жизни и социального класса. Рассматриваются работы таких авторов как Макс Вебер, Торстейн Веблен, Георг Зиммель, Пьер Бурдье.

ABSTRACT

In this article, the author considers the relationship of lifestyle with belonging to a social class. Conducts a review of social theory of the relationship of lifestyle and social class. The works of such authors as Max Weber, Thorstein Veblen, Georg Simmel, Pierre Bourdieu are considered.

 

Ключевые слова: социальный класс, образ жизни, стратификация, Казахстан.

Keywords: social class, lifestyle, stratification, Kazakhstan.

 

Введение

Насколько наш образ жизни соответствует тем позициям, которые мы занимаем в социальной структуре? В классической социологии, в которой доминировал классовый анализ, этот вопрос обычно формулировался с точки зрения связи между образом жизни и позицией социального класса, чаще всего не предполагая тесного, если не идеального соответствия. Однако в современной социологии эта формулировка и лежащие в ее основе предположения подвергаются прямой и постоянной критике на том основании, что социальные классы утратили внутреннюю согласованность, а также общую актуальность для современной социальной жизни: историческая связь социальных классов с образом жизни стала излишней [1, с.205].

Цель исследовательской работы заключается в обзорном анализе взаимосвязи образа жизни в разных социальных классах Казахстанского общества.  

Образ жизни – это интересы, мнения, поведение и поведенческие ориентации человека, группы или культуры. Образ жизни – это сочетание определения нематериальных или материальных факторов. Материальные факторы относятся конкретно к демографическим переменным, то есть демографический профиль человека, тогда как нематериальные факторы касаются психологических аспектов личности, таких как личные ценности, предпочтения и взгляды [2].

Образ жизни, как правило, отражает отношение человека, его ценности или мировоззрение. Таким образом, образ жизни является средством формирования чувства себя и создания культурных символов, которые соответствуют личной идентичности. Не все аспекты образа жизни являются добровольными. Окружающие социальные и технические системы могут ограничивать выбор образа жизни, доступного человеку, и символы, которые она /он может проецировать на других и себя.

В качестве методологии иследования был применен контент анализ ранее написанных научных статей и материалов по данной теме.

Более ранние исследования образа жизни фокусируются на анализе социальной структуры и относительных позиций индивидов внутри нее. Торстейн Веблен, с его концепцией «эмуляции», открывает эту перспективу, утверждая, что люди принимают конкретные «схемы жизни» и в частности, конкретные модели «заметного потребления», в зависимости от желания отличить их от социальных слоев, которые они определяют, как низшие и желание подражать тем, которые определены как превосходящие [3, с.862].

У Макса Вебера понятие образ жизни подразумевается, как отличительные элементы статусных групп, тесно связанных с диалектикой признания престижа: образ жизни, является наиболее заметным проявлением социальной дифференциации, даже в пределах одного и того же социального класса, и, в частности, он показывает престиж, которым индивиды считают, что они наслаждаются или к чему они стремятся [4]. Образ жизни, принятый статусной группой, служит для обозначения границ группы и укрепления системы чести, которая лежит в основе статуса группы. Например, образ жизни основывается на принадлежности к религии, моральных ценностях, стиле одежды, питания, досуге. Определяемый Вебером образ жизни – это образ жизни людей, обычно основанный на членстве в статусной группе.

Георг Зиммель проводит формальный анализ образа жизни, в основе которого можно найти процессы индивидуализации, идентификации, дифференциации и распознавания, понимаемые как процессы, порождающие образ жизни, так и эффекты, порождаемые «вертикально», а также «по горизонтали» [5, с. 180].

Наконец, Пьер Бурдье обновляет этот подход в рамках более сложной модели, в которой образ жизни, состоящий в основном из социальных практик и тесно связанный с индивидуальными вкусами, представляет собой основную точку пересечения между структурой поля и процессами, связанными с габитусом [6, с. 123].

Говоря о стиле жизни казахстанцев в разных социальных группах, можно выделить интересно исследование Лящковский М. в своем материале об Астане писал о таких людей – «liminal personae» [7, с.149] в классической терминологии Тернера – на пороге между сельским происхождением и нынешними попытками поселиться в городе. Лящковский М. говорит, что образ жизни людей в селе и в городах сильно отличаются, однако по его исследованию появляются то население Тернера, которые могут содержать в себе образ жизни как сельского населения, так и городского. Однако в конечном результате многие из них полностью переходят к городскому стилю жизни, который в последствии уже зависит от социального класса. Также автор показывает о доступности ведения того, или иного образа жизни людям из бедного, среднего и высшего класса, который также внутри себя подразделяется на три прослойки. В исследование автор говорит, что во многих странах Запада, образ жизни разных социальных классов сильно наблюдается в области здорового образа жизни, доступ к качественной медицине и т.д.  Другое наблюдение характерно как в Казахстане, так и в других странах Центральной Азии. Согласно автору, большой разрыв в образе жизни разных социальных групп наблюдается в доступе к зарубежному образованию. В высшем классе обучение детей в зарубежных странах является высшим приоритетом, или же дети обучаются в элитный казахстанских частных школах как «Haileybury», «Мирас», «TAMOS Education физико-математическая школа» и другие [7, с. 151].

Другое наблюдение основывается на выборе товара и услуг. Довольно интересно вышли результаты, потребление товара и услуг как образ жизни имеет схожую тенденцию у населения среднего и богато класса. Население среднего класса, зачастую не имеет того же дохода, что у высшего класса, потребляет товары в равном доступе. Такой поворот товара потребления среднего класса основывается на местном культурном факторе. Большинство товары потребления становятся доступными для среднего класса благодаря банковским займам. К примеру, товара потребления брендовых вещей наблюдается в стиле жизни как у среднего, так и богатого класса. Наблюдается схожесть так же в нематериальном аспекте образа жизни, время провождения досуга в кинотеатрах, кафе, ресторанах и т.д.

Различие наблюдается в потребление услуг, большинство представителей среднего класса в сфере услуг имеет характерные черты с низким классом. Сказывается оно на следующих факторах образа жизни: на услугах здравоохранительной системы, образовательной системы, место проведения досуга и т.д. К примеру, услуги врача они получают в одинаковых условиях и в одной и той же организации, услуги на образовательную систему также имеет равные стили жизни.

Подводя итоги, можно сказать, что образ жизни непосредственно связан с принадлежностью к той или иной социальной группе, поскольку ею определяется степень и качество образа жизни.

Заключение

Вывод заключается в том, что образ жизни – это модель индивидуального и социального поведения, характерная для индивида, которая может быть сгруппирована в образ жизни, группа людей основывается на том, как люди выполняют действия, какого их отношение к ценностям, как они становятся уникальными индивидуально и в группе, как они отражают свой опыт, как они взаимодействуют в своей группе, где они живут, как они использовали свою свободу в выборе образа жизни. Влияние образа жизни на товары и услуги, можно описать, что образ жизни коррелирует с поведением, потребителей которое является разным в разных социальных группах. Образ жизни связан с потребностями их клиентов, поэтому отрасли товаров и услуг могут создавать инновационные продукты, позиционирование, сегментацию, дифференциацию на основе поведения разных социальных классов. Поведение, включая действия, связанные с отношениями с партнерами, семьей, родственниками, друзьями, соседями и коллегами, отдыхом, работой, гражданской и религиозной деятельностью. Все выше перечисленные характеристики образа жизни напрямую зависят от того, к какому социальному классу они относятся. 

 

Список литературы:
1. Pachucki, Mark A. and Ronald L. Breiger. 2015. “Cultural Holes: Beyond Relationality in Social Networks and Culture.” Annual Review of Sociology 36:205–224.
2. «Образ жизни» из словаря Мерриам-Вебстер, 11-е издание (2013),
3. Thorstein Veblen, The Theory of the Leisure Class // Social Stratification. Class, Race, and Gender in Sociological Perspective, third edit., — Ed.by David B. Grusky, — Westview Press, — pp. 862–870
4. Sica, Alan (2004). Max Weber and the New Century. London: Transaction Publishers, p. 24. ISBN 0-7658-0190-6.
5. Ионин Л. Г. Социология Георга Зиммеля XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. Института социологических исследовании. — М.: Наука, 2015. — С. 180—203
6. Шматко Н. А. Горизонты социоанализа // отв.ред. Н.А. Шматко. Социоанализ Пьера Бурдьё. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. — СПб., М.: Алетейя; Институт экспериментальной социологии, 2015. – с.123, ISBN 5-89329-462-9.
7. Laszczkowski, M. 2014. “Built Forms, Materiality, and the State Astana.” In Ethnographies of the State in Central Asia: Performing Politics, edited by J. Beyer, J. 149–172. Bloomington: Indiana University Press.

 

взгляд с позиции социальной психологии

Сущность понятия «здоровый образ жизни»

Определение 1

Образ жизни – это устойчивые формы социального бытия, типичные для конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с нормами и ценностями, которые отражают эти отношения.

Здоровый образ жизни — это стремление человека к состоянию физического, душевного, социального благополучия.

Понятие образ жизни является категорией социологической науки. Первые упоминания об образе жизни в отечественных публикациях появляются в конце 60-х годов XX века, а затем интерес к этой теме снижается, потому что данное понятие применительно исключительно к стабильным обществам.

Рассматривать образ жизни только в контексте произвольной активности человека не следует, потому что помимо индивидуальных характеристик в человеке есть что-то типичное для определенной социальной группы. Исходя из этого, В.Л. Абушенко считает, что образ жизни есть способ реализации себя в социальном.

Образ жизни имеет свои компоненты, к которым относятся:

  • распределение времени;
  • характер труда;
  • потребление материальных благ;
  • активность индивида в области просвещения и культуры;
  • политическая активность;
  • общественные проблемы и отношение к ним;
  • принадлежность к религии;
  • формы общежития человека;
  • способы самоидентификации.

Понятие здоровый образ жизни в научных текстах заменил термин «санитарная культура», показателями которой являются гигиена и интерес к проблемам сохранения здоровья. Предполагалось, что требования к здоровому образу жизни являются для всех людей общими вплоть до конца 80-х годов. Его рассматривали не с научной точки зрения, а скорее всего с моральной стороны – забота о своем здоровье является не только личным делом каждого, но и общественным долгом.

Определение данного термина стало более дифференцированным в конце 80-х и в начале 90-х годов. Здоровый образ жизни может иметь столько вариантов, сколько есть условий жизни. Сегодня здоровый образ жизни определяется как совокупность внутренних и внешних условий жизнедеятельности человека, которые обеспечивают здоровье, трудоспособность, активное долголетие, гармоничное развитие личности.

Исходя из разных формулировок этого понятия, надо сказать, что оно с точки зрения устойчивости и социально-исторической специфичности его компонентов, не конкретизировано.

Здоровый образ жизни, помимо этого, в контексте совместной деятельности людей не рассматривается. Открытым остается вопрос о связи здоровья и образа жизни.

Формирование здорового образа жизни, по мнению Г.И. Царегородцева и И.А. Гундарова, не может дать немедленную отдачу на протяжении одного поколения. Об это же говорят и результаты многолетних наблюдений за изменением состояния здоровья в популяциях, на которые были направлены профилактические программы.

Замечание 1

Поскольку любые поступки человека могут влиять на его здоровье, понятие здорового образа жизни очень обширно и расплывчато.

Формирование здорового образа жизни

Под формированием здорового образа жизни подразумевается создание системы преодоления факторов риска. Эта активная жизнедеятельность человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья предполагает отсутствие вредных привычек, корректировку режима дня и питания, поддержку своей физической формы и минимизацию стресса.

Вредными для здоровья привычками, оказывающими серьезное негативное влияние на организм, являются употребление табака, алкоголя, наркотических веществ.

В основе любого образа жизни лежат определенные биологические и социальные принципы.

Что касается биологического образа жизни, то он должен соответствовать возрасту человека и быть энергетически обеспеченным, умеренным в отношении нагрузок, ритмичным, укрепляющим здоровье.

Социальный образ жизни, прежде всего, предполагает высокую нравственность, эстетическое воспитание, волю, способность к самоограничению. Эти два аспекта в совокупности создают единство биологического и социального развития организма и способствуют взаимодействию со средой обитания.

Отсюда можно назвать жизненно важные поведенческие формы:

  • формирование во всех сферах жизни и деятельности человека положительных психологических эмоций;
  • формирование оптимистических взглядов на жизнь;
  • максимальная эффективность трудовой деятельности;
  • максимальная двигательная активность;
  • соответствие биологического ритма жизни суточным биоритмам и возрастным потребностям;
  • сексуальная активность;
  • здоровое старение с минимальными негативными последствиями;
  • отказ от вредных привычек.

Человеку свойственно стремление к здоровому образу жизни, но, к сожалению, далеко не все достигают этой цели. Возможными причинами является не желание что-то менять в своей жизни или отсутствие знаний.

Специалисты говорят, что начинать формирование здорового образа жизни надо с главных правил, следовать которым важно постоянно. Одно из первых правил – это активное движение.

Организм человека не может постоянно находиться в одном положении и в одном месте. Длительная работа за компьютером, например, подвергает организм сильному стрессу.

Чтобы мышцы тела привести в порядок их необходимо проработать, а для этого нужна минимум как утренняя зарядка, в идеале, конечно, тренажерный зал.

Бомбой замедленного действия являются алкоголь и табак, оказывающие пагубное воздействие на организм.

Что касается питания, то оно должно быть сбалансированным – белков в дневном рационе не менее 20-30%, жиров 10-20%, а углеводов – 50-60%. Важен и режим питания, что значит, принимать пищу 5-6 раз в день небольшими порциями, ограничив себя в потреблении соли и сахара. Крепкий и здоровый сон не менее 8 часов укрепляет иммунитет и способствует долголетию.

Стрессовых ситуаций следует избегать, поскольку стресс приводит к ослаблению иммунитета. Закаливание и личная гигиена помогут в борьбе с простудными заболеваниями.

Социально-психологические аспекты здоровья

Основой изучения общественного здоровья является целый ряд критериев.

Использовать эти критерии надо в совокупности с факторами, которые оказывают влияние на здоровье.

Их условно объединили в 4 группы:

  1. биологические факторы, к которым относятся пол, возраст, наследственность, конституция;
  2. природные факторы, связанные с климатом, антропогенным загрязнением и др.;
  3. факторы, связанные с организацией медицинской помощи;
  4. социальные и социально-экономические факторы, связанные с охраной здоровья, условиями, труда, отдыхом, питанием, миграционными процессами, уровнем образования, культурой и др.

Замечание 2

Данные группы факторов оказывают влияние на здоровье всего населения, а не только одного человека. В формировании здоровья основное значение принадлежит социальным факторам.

Степень социально-экономического развития страны оказывает влияние на уровень общественного здоровья, а этот уровень различный. Страны с высоким уровнем экономического развития имеют высокие показатели, как общественного здоровья, так и здоровья отдельных граждан. В качестве примера, показывающего ведущее влияние социальных условий на здоровье граждан, выступает Россия – падение и кризис экономики страны сделали свое дело. Демографическая ситуация стала кризисной, а здоровье населения резко упало – это говорит о социальной обусловленности здоровья и означает, что социальные факторы формируют индивидуальное и общественное здоровье.

Центральное место в формировании здоровья и его сохранении занимает мотивация. Мотивация здоровья – это осознание человеком необходимости сохранения здоровья, а при её отсутствии ни одна программа не даст положительного результата. Чем ниже уровень мотивации, тем ниже здоровье и уровень благосостояния.

Замечание 3

Здоровье является бесценным социальным качеством и это важно понять каждому человеку.

Здоровье должно войти в моду, поэтому кроме санитарно-просветительских мероприятий можно использовать экономические стимулы, в отношении людей, соблюдающих здоровый образ жизни, например, надбавки к заработной плате, увеличение количества выходных, сокращение продолжительности рабочего времени и др.

Для решения валеологических задач необходимо выявить факторы риска для здоровья, способствующие развитию гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза, ожирения, онкологических заболеваний и др.

Факторами риска для здоровья являются гиподинамия, нерациональное питание, избыточная масса тела, психическое перенапряжение, употребление алкоголя и курение.

От рождения человек снабжен способностью к саморегуляции и большим запасом прочности, но как он распорядится природным даром, зависит только от самого человека.

Социальная жизнь | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Социальная жизнь человека состоит из различных связей, которые он образует с другими людьми, такими как семья, друзья, члены их сообщества и незнакомцы.

Его можно измерить по продолжительности и качеству социальных взаимодействий, которые они имеют на регулярной основе, как лично, так и в Интернете.

Содержимое
  • Насколько важна ваша социальная жизнь?
  • Как я могу улучшить свою социальную жизнь?

Насколько важна ваша социальная жизнь?

Люди — социальные животные, и образ чьей-либо социальной жизни оказывает одно из самых важных влияний на их психическое и физическое здоровье. Без позитивных, прочных отношений и разум, и тело могут развалиться.

Индивидуумы начинают свою жизнь, выживание которой зависит от качества их отношений с их основным опекуном, обычно с матерью. Выживание человечества как вида также зависит от способности к социальной жизни. Большая часть человеческой истории прошла в небольших группах, в которых выживание каждого человека зависело от других; данные свидетельствуют о том, что это состояние, к которому люди лучше всего приспособлены.

Технологии изменили то, как люди взаимодействуют друг с другом в своей повседневной жизни, но не повлияли на базовую потребность в создании поддерживающих связей с другими людьми.

В чем важность социального взаимодействия?

Люди — это социальный вид, движимый стремлением к сообществу и принадлежности. Социальные взаимодействия удовлетворяют эту потребность. Они также полезны с эволюционной точки зрения — социальные взаимодействия помогают людям развивать навыки общения и сотрудничать для достижения общей цели, как показало это исследование дружелюбных лисиц.

Какие существуют типы социального взаимодействия?

Нормально ли быть одиночкой?

Люди склонны отстраняться от общественной жизни по разным причинам: они могут быть застенчивыми, склонными к избеганию, по своей природе асоциальными, отвергнутыми сверстниками или им просто нравится проводить время в одиночестве. Хотя многие люди становятся одиночками из-за страха и беспокойства, не все мотивы вредны. Некоторые люди, например отшельники, могут получать огромное удовольствие от уединенной жизни.

Это вредно для здоровья не иметь друзей?

В жизни важно чувствовать себя достаточно комфортно при общении с людьми, чтобы удовлетворить свои основные потребности. Но насколько глубокими должны быть эти отношения? Хотя вы можете жаждать более близких дружеских отношений, они просто не нужны для вашего выживания или даже вашего счастья. Важно то, насколько вам комфортно и приятно быть одному.

Сколько друзей у среднестатистического человека?

Не существует «правильного» количества друзей, которое должно быть у человека. Важно то, как человек воспринимает качество своей дружбы и какое удовлетворение он получает в процессе.

Как я могу улучшить свою социальную жизнь?

Понимание того, как устанавливать и поддерживать поддерживающие связи в любой среде, является важной частью жизни. Люди, живущие в одиночестве, особенно выигрывают от развития прочной сети социальных связей.

Сегодня у людей есть свобода создавать свою особую социальную когорту как онлайн, так и офлайн; их социальные круги могут включать семью, друзей, профессиональных наставников и других важных людей в их жизни. Социальные связи в Интернете могут быть мощным источником социальной поддержки и радости, особенно для людей, которые изолированы по географическим или другим причинам. Однако ничто не заменит общение лицом к лицу, и те, кто проводит время среди друзей и семьи, сообщают о более высоком уровне благополучия, чем люди с меньшим количеством связей «в реальной жизни».

Как я могу быть социальным человеком?

Заведение друзей может показаться загадочным процессом, но на самом деле он основан на некоторых основных социальных истинах. Например, легче всего заводить дружеские отношения с людьми, которые находятся в непосредственной близости, имеют схожие интересы и поддерживают вашу социальную идентичность. Поддержание дружбы требует, чтобы вы оказывали поддержку, раскрывали личную информацию, регулярно общались и были более позитивными, чем негативными.

Почему в старшем возрасте сложнее заводить друзей?

Многим людям трудно заводить новых друзей во взрослом возрасте. С возрастом большая часть их времени и энергии уходит на карьеру и семью. Они склонны из соображений удобства общаться с коллегами по работе, начальством, родителями друзей своих детей и т. д., но эти отношения часто не перерастают во что-то более продолжительное.

Как завести друзей во взрослом возрасте?

В отличие от некоторых детских переживаний, взрослая дружба не возникает просто волшебным образом благодаря удаче. Секрет дружбы во взрослом возрасте заключается в том, что вы должны проявить себя; появляйтесь на мероприятиях (даже если вы этого не хотите) и активно общайтесь с другими людьми, которые могут разделять ваши интересы. Присутствие и позитивный настрой могут иметь большое значение для открытия возможности для более глубокой дружбы.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ | DRA.HÖPE’S — Что такое социальный образ жизни

Когда стиль становится образом жизни, полным удовольствия и ответственности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГАСТРОНОМИЯ, ДОСУГ, КУЛЬТУРА, ДЕКОР…


ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?

Рождается новая концепция, определяющая осознанный образ жизни, ответственный по отношению к окружающей среде и людям.


Если понятие образ жизни относится ко всему, что формирует собственный стиль жизни, будь то утренние ритуалы, гастрономия, отдых, еда, культура и т. д., то социальный образ жизни относится ко всему, что формирует собственный стиль жизни, что желательно и сознательный одновременно.

 

Итак, мы используем понятие «Общественный образ жизни» для обозначения всех брендов и предприятий следующего поколения, способных продвигать социально ответственный и осознанный образ жизни. Цель состоит в том, чтобы улучшить настоящее, чтобы построить новое будущее, которое нам нравится еще больше!

Мы знаем, что делать что-то хорошо не всегда легко, поэтому DRA.HÖPE’S снова поддерживает самых смелых. Рядом с теми, кто верит и создает новые возможности, рядом с теми, кто приносит больше пользы, чем то, что они просто делают, потому что решают делать это хорошо.

Мы работаем для брендов, которые продвигают новые бизнес-модели, основанные на социальной ответственности.

Мы работаем для брендов, которые продвигают новые бизнес-модели, которые являются социально ответственными, которые продвигают отдых, еду, культуру, дизайн, украшения и другие, которые вселяют надежду, не причиняя вреда. Короче говоря, инициативы, формирующие желаемый, осознанный и устойчивый образ жизни.

Потому что, если продвижение жизни доставляет удовольствие, продвижение жизни в нашем собственном стиле может быть большим удовольствием! Так что, если стиль — это образ жизни, давайте продвигать экологичный стиль!

Другие новости

Социальный образ жизни

ЭТО ДЛЯ ВАС!

Вы представляете бренд или планируете создать собственный бизнес в сфере социального образа жизни?

Социальный образ жизни

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ВОЗВРАТ В ПРОШЛОЕ: ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВОЗВРАТ К ВЕКОВЫМ ЦЕННОСТЯМ.

Было время, когда образ жизни, известный в народе как образ жизни, сводился не только к размещению фото в Instagram. И, кажется, вернулся с удвоенной силой!

Секторы

ЭТО АГЕНТЫ ПЕРЕМЕН

Узнайте обо всех секторах, которые мы продвигаем для оказания социального воздействия.

Эксклюзивно

У НАС ЕСТЬ ЭКСКЛЮЗИВ ДЛЯ УСТОЙЧИВЫХ БРЕНДОВ С ЦЕННОСТЯМИ

Узнайте, почему мы работаем только с брендами нового поколения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts