Соотношение понятий психика и сознание круги эйлера: Тема 3. Философия сознания.

МосУ МВД, психология (практикум, 2017 год) — Психология — ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ — Работы, которые мы выполняем (есть много готовых работ): — std72.ru

Узнать стоимость этой работы

03.10.2017, 21:03

Тема 1. Современная психология как ресурс профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел

Задача 1.1.  Изобразите схематично структуру психики подробно раскройте каждый структурный компонент:

Задача 1.2. Напишите  природные и социальные аспекты в психике человека

Природное

Социальное

 

 

Задача 1.3. На основе анализа нарушений в индивидуально-психологическом и личностном развитии человека   раскройте психологические основы противоправного поведения.

Задача 1. 4.  Дайте краткую характеристику основных методов психологии и возможностей их применения в правоохранительной деятельности

 метод

Содержание

Метод наблюдения

 

Метод беседы

 

Эксперимент.  

 

Анализ результатов деятельности

 

Биографический метод.

 

Психологический анализ материалов уголовного дела

 

Задача 1.5. Опишите в чем состоят отражающая и регулирующая функции психики.

Отражающая функции психики

Регулирующая функция психики.

Задача 1.6. Отобразите при помощи графического метода (круги Эйлера) соотношение понятий психика и сознание:

Задача 1.7. раскройте содержание когнитивной, регулятивной и коммуникативной  функций психической деятельности.

Функции психической деятельности

Когнитивная

Регулятивная

Коммуникативная

 

 

 

 

Тема 2. Психологические формы познания обстановки профессиональной деятельности

Задача 2.1. Дайте определение психических познавательных процессов как формы познания и оценки обстановки профессиональной деятельности сотрудником органов внутренних дел.

Задача 2.2. При осмотре места происшествия зловонный запах разлагающегося трупа притупляет чувствительность зрительных анализаторов, также и шум негативным образом влияет на остроту зрительного восприятия оперативного работника.

Какое свойство (закономерность) ощущения было представлено в приведенных примерах. Какие еще свойства ощущения Вы знаете. Как обозначенные Вами закономерности ощущения влияют на характер профессиональной  деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Задача 2.2. Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно не художникам.

О каком свойстве ощущений идет речь в приведенном примере.

Задача 2.3. Будут ли отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка.

Напишите, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека.

Как называется свойство восприятия, обозначающее зависимость восприятия от прошлого опыта.

Задача 2.4. Потерпевшая, подвергшаяся нападению грабителей, затруднялась описать обстановку преступления. Однако при выходе на место происшествия она точно указала арку дома, куда появились преступники, и переулок, в который убежал один из них.

Какой механизм памяти был использован для оживления воспоминаний потерпевшей.

Задача 2.5.  Заполните таблицу факторов, определяющих внимание человека. Приведите пример к каждому написанному Вами фактору. 

Факторы, определяющие внимание

Внешние факторы

Внутренние факторы

 

 

Задача 2.6. Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности, наблюдать за поведением обыскиваемого и обыскивающих, анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследования.

Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации. Какие еще свойства внимание Вы можете назвать. Дайте им определение.

Задача 2.7. Известен такой факт. При обыске в доме лица, занимавшегося подпольными абортами, когда следователь рассматривал шкаф, сотрудник полиции, проверявший надворные постройки,  отвлек его сообщением о безрезультатности своих поисков.  После этого следователь механически закрыл дверцу шкафа и перешел к этажерке. В шкафу же хранился чемодан с инструментарием и медикаментами.

Какое свойство внимания было нарушено у следователя в результате отвлекающих действий работника полиции? Напишите правила эффективного проведения обыска, касающиеся как самой процедуры поиска предметов, так и общения с другими лицами, находящимися на обыскиваемой территории.

Задача 2.8.  Назовите известные Вам виды мышления сотрудников органов внутренних дел и дайте их развернутую характеристику. Предложите методы  их развития  

 

Тема 3. Эмоционально-волевая регуляция деятельности сотрудника органов внутренних дел

Задача 3.1. Заполните таблицу основных функций эмоций и чувств.

Функции

Определение + пример

1. Отражательная

 

2. Сигнальная

 

3. Регулятивная

 

4. Побудительная

 

5. Подкрепляющая

 

Задача 3.2.  Заполните таблицу закономерностей эмоций и чувств.

Закономерности эмоций и чувств

Определение + пример

1. Обобщенность и перенос

 

2. Притупляемость

 

3. Суммация

 

4. Замещаемость

 

5.Переключаемость

 

Задача 3.3. Приведите пример, как состояние фрустрации повлияло на поведение человека и стало причиной преступного деяния

Задача 3.4. Напишите невербальные признаки проявления следующих эмоций и чувств:

Растерянность

 

Симпатия

 

Страх

 

Безразличие

 

Злость

        

Задача 3. 5. Двое молодых людей подошли к незнакомому человеку с целью ограбления и попросили его дать прикурить. Незнакомец грубо отказал в просьбе, и они стали его избивать, затем взяли кошелек и убежали. Один из них, который нанес первый удар пострадавшему, утверждал, что тот оскорбил его, и он находился в состоянии аффекта.

Можно ли в данном случае говорить о состоянии аффекта. Ответ прокомментируйте.

Задача 3.6. Перечислите основные внешне наблюдаемые признаки физиологического аффекта:

Задача 3.7. Назовите причины возникновения стрессов у сотрудников органов внутренних дел и охарактеризуйте признаки стрессового состояния, проявляющиеся в их  поведении

Задача 3.8. Перечислите известные Вам способы противодействия негативным эмоциональным состояниям и раскройте их суть.

Задача 3.9. Дайте определение воли и опишите признаки волевого акта.

 

Тема 4. Личность как объект психологического познания в деятельности сотрудника органов внутренних дел

Задача 4. 1

Проанализируйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Дайте определение каждому из них и напишите какие свойства личности называются «индивидными», а какие «индивидуальными»?

Задача 4.2.  Раскройте особенности нормальной и аномальной социализации

Нормальная социализация

Аномальная социализация

 

 

Задача 4.3. Постройте классификацию основных потребностей личности («пирамида» А. Маслоу). Согласны ли Вы с закономерностью, выведенной А. Маслоу, согласно которой потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены потребности более низких уровней. Ответ прокомментируйте.

Задача 4.4. На вопрос начальника следственного отдела, почему следователь Грибов не может установить контакт с подследственным Маминым, Грибов ответил, что Мамин сознательно срывает допрос, затягивая время ответа, очень медленно говорит, отвлекается и постоянно «пережевывает ненужные детали». В свою очередь Мамин заявил, что Грибов «все время суетится».

Определите темперамент Грибова и Мамина. Ответ прокомментируйте.

Грибов:

Мамин:

Задача 4.5. Нередко можно услышать, что холерический и меланхолический типы темперамента имеют больше отрицательных сторон, чем другие. Определите положительные стороны названных типов темперамента.

Холерический:

Меланхолический:

Задача 4.6. На основе методики «7 радикалов» В.В. Пономаренко опишите акцентуации характеров и психотипы Ваших любимых литературных или киногероев. На основании каких поведенческих и внешних проявлений вы так считаете?

Задача 4.7.  На основе теоретических знаний составьте психологическую характеристику одного из типов преступной личности (корыстного, корыстно-насильственного и насильственного — выбранное подчеркнуть) по следующей схеме:

А) Биографические данные (ФИО, дата рождения, национальность, образование, профессия, семейное положение)

Б) Сведения о формировании личности (материальные условия жизнедеятельности, положение и поведение  в коллективе,  поддается ли воздействию со стороны)

В) Структура личности (особенности психических процессов и состояний — восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения,  чувств и эмоций, воли; направленности – потребностей, влечений, интересов и мировоззрения; темперамента; характера – отношение к себе, обществу, труду, устойчивость и моральные качества; способности общие и специальные – склонности, одаренность и талант)

Задача 4. 8. Напишите известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения.

С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник органов внутренних дел.

Задача 4.9.  Существует несколько типологических схем личности преступника. Рассмотрите некоторые из них по признаку антиобщественной направленности поведения, где  основу типологии составляет отношение личности к различным общественным ценностям.

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности, ее важнейшим благам (жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, достоинству, спокойствию и т. д.). Пример ответа: Подобное отношение лежит в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений — убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т. д., а также большинства случаев хулиганства.

Корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием принципа распределения материальных благ по труду, права государственной, общественной собственности и личной собственности граждан является основой для совершения…. .

Индивидуалистически-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам, установлениям и предписаниям, к общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям предопределяет совершение:….

Легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям проявляется в……….

Задача 4.10. Чем отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности.

Задача 4.11. Исследование личности девиантных подростков показало, что чаще всего им свойственны акцентуации эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов. Охарактеризуйте упомянутые типы акцентуаций.

Эпилептоидный

Шизоидный

Гипертимный

Задача 4.12. Напишите, как бы повели себя в представленных ниже ситуациях люди с разными видами темперамента.

а) проверка документов в час пик сотрудником полиции по охране метрополитена, когда опаздываешь на работу;

б) увольнение с работы;

в) паника в помещении, охваченном пожаром.

Задача 4.13. Дайте определение способностей. Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах внутренних дел.

Задача 4.14. Укажите, о каких компонентах индивида и личности идет речь в предложенных определениях.

Важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?»

Психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольким деятельностей.

Совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении.

 

Тема 5. Учет психологических особенностей социальных групп в деятельности сотрудника органов внутренних дел

Задача 5. 1. Дайте определение понятию «социальная группа».

Задача 5.2. Чем, на ваш взгляд, различаются такие социальные роли, как лидер и руководитель группы.

Задача 5.3. Охарактеризуйте основные стили руководства коллективом

Авторитарный

 

Либеральный

 

Демократический

   

Задача 5.4. Напишите стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере.

Задача 5.5.  Используя схему, охарактеризуйте структуру социальной группы.

Задача 5.6. Придумайте эффективные способы предупреждения  массовых беспорядков, прекращения паники и  распространения слухов в представленных ниже проблемных ситуациях.

а) На встречных путях друг к другу приближаются две непримиримые группировки футбольных фанатов. Они идут по одной из центральных улиц Москвы. Столкновение группировок может привести к жертвам и многочисленным пострадавшим как со стороны конфликтующих «фэнов», так и случайных прохожих;

б) Во время рок-концерта из-за короткого замыкания звукоаппаратуры загорелись декорации. Возник пожар на сцене и в дальнейшем огонь перебросился на боковые стены зрительного зала. В публике, состоявшей преимущественно из несовершеннолетних, возникла паника;

в) Среди членов жилого кооператива муссируются слухи, что их дом в престижном районе центра Москвы будут сносить, а на месте него правительство города планирует построить автостоянку для легковых автомобилей, чтобы «разгрузить» основные дорожные магистрали  центра Москвы.

Задача 5.7. Впишите основные признаки организованной преступной группы.

Задача 5.8. Малые группы могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными). Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными. Назовите основные различия между ними.

Батальон солдат

Школьный класс

Группа детей, играющих в песочнице

Рабочая бригада

Группа детей, убирающих улицу

Группа туристов, совершающих поездку за границу

Учебный взвод

Учителя, работающие в одной школе

Задача 5.9. Ответьте на вопрос: чем определяется принятие личностью определенной социальной роли и статуса в группе.

Задача 5.10.  К какому типу преступной группы относится данная общность людей, совершивших преступления.

В городе участились случаи нападений на коммерческие фирмы с целью завладения ценным имуществом и денежными средствами. Преступления совершались группой лиц, хорошо вооруженных, действующих согласовано и отлажено, быстро и жестоко. Потерпевшие сообщили, что преступники появлялись внезапно и мгновенно исчезали.

Задача 5.11. По представленному шаблону опишите структуру примитивной преступной группы и охарактеризуйте функции, которые выполняют члены примитивной группы.

Задача 5.12. Для описания основных явлений, характерных для малых групп, используются понятия: «статус», «роль», «подражание», «коллективизм». Приведенные описания  иллюстрируют соответствующие внутригрупповые явления. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь.

Постоянная забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.

Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.

Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.

Осознанное или неосознанное следование поступкам и действиям других людей.

Задача 5.13. Проанализируйте фабулу уголовного дела, определите статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется.

Сведения из уголовного дела. Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю «групповой девочкой». Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа «поставила его на счетчик». За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет «опущен». Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив «на стреме» общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей.

Сведения о членах криминальной группы. Сергей Р. — возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до I4 лет, затем — в спецПТУ — до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который «держит» данный микрорайон.

Дима В. — возраст 16 лет, находился на перевоспитании в  спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина.

Миша Б. — возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает,  бродяжничает,  иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей. Следующие два члена преступной группы:  Виктор К.  — возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, «рвется» в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей — Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, «качает» мышцы. Не курит и не пьет, парень «себе на уме». Что касается Саши Н., то возраст его — 15 лет, и данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп.

 

Тема 6. Методы эффективного профессионального общения сотрудника органов внутренних дел

Задача 6. 1. При характеристике структуры общения Г.М. Андреева предлагает выделять три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. В чем состоит суть каждой из них?

Коммуникативная сторона общения состоит-

Интерактивная – 

Перцептивная сторона общения заключается в 

Задача 6.2  Дайте определение  вербального и невербального общения и ответьте на следующие вопросы.

В чем проявляются достоинства, а в чем недостатки и ограниченность невербальных средств общения? 

Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами, а какие труднее? . Какие из них вообще невозможно выразить жестом?

Задача 6.3 Как Вам известно паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации.  Кратко  охарактеризуйте их

экстралингвистическая система —  это

паралингвистическая система  — это

Задача 6.4   Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Приведите примеры.

Задача 6.5. Продолжите фразу:

Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … () и … ().

Задача 6.6. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1.    Вы считаете, что мимика и жесты это –

 … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего самосознания;

г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов…

а) более выразителен;

б) менее выразителен;

в) более сложен;

г) более многозначен;

д) более индивидуален;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же:

а) качание головой из стороны в сторону;

б) кивок головой вверх-вниз;

в) когда морщат нос;

г) когда поднимают вверх указательный палец;

д) когда хмурят лоб;

е) когда подмигивают;

ж) когда улыбаются;

з) ответы верны;

и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего:

а) ноги;

б) руки;

в) пальцы;

г) плечи;

д) кисти рук;

е) ступни;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»:

а) лоб;

б) глаза;

в) губы;

г) брови;

д) нос;

е) уголки рта;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его… а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него. (По Ч. Ломброзо).. а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим, если женщина… а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

10. Большинство используемых жестов и поз…

а) передаются из поколения в поколение;

б) заучены с детства от родителей;

 в) подсмотрены у других и заучены;

г) заложены в человеке от природы;

д) имеют национально- культурную специфику;

е) все ответы верны;

ж) все ответы не верны.

Задача 6.7. Назовите Психологические условия эффективного осуществления общения с различными категориями граждан.

С несовершеннолетними

С неоднократно судимыми рецидивистами

С психически нездоровыми людьми

С престарелыми гражданами

Задача 6.8.  Перечислите основные правила построения  конструктивной беседы.

Задача 6.9. На основе психологических знаний перечислите 6 типов манипуляции в общении:

 

Тема 7. Психологические особенности предупреждения и разрешения конфликтов в ситуациях профессиональной деятельности

Задача 7. 1. В нижеприведенном графике отражено соотношение таких понятий как этапы и фазы конфликта, завершите его, вписав недостающие характеристики. 

Задача 7.2. Основными путями  предупреждения конфликтов в подразделениях ОВД  могут быть:

Задание 7.3. . Заполните таблицу, характеризующую стили конфликтного поведения.

Стиль конфликтного поведения

Пример

Положительная сторона данного способа решения конфликта

Отрицательная сторона данного способа решения конфликта

 

 

 

 

Задача 7.4 Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

Задача 7.5. Заполните  таблицу

Технологии урегулирования конфликтов

название

Основное содержание

Информационные

 

Коммуникативные

Социально-психологические

 

Организационные

 

Задача 7. 6. Разработайте алгоритм управления конфликтом. В правую колонку впишите действия, которые необходимо предпринять, для того чтобы реализовать содержание деятельности

Содержание деятельности

Способы (Методы)реализации

Изучение причин возникновения конфликта

 

Ограничение числа участников

 

Дополнительный анализ конфликта

с помощью экспертов

 

4 Принятие решения

 

 

Соотношение сознания, психики, мышления и познания

Сущность мышления и психики

Определение 1

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности на основании аксиоматических положений.

Декарт исходной точкой для построения достоверного базиса науки называл сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, но само сомнение точно существует. Сомнение – это один из актов мышления. Таким образом, сомнение является достоверным фактом, но существует только благодаря тому, что существует само мышление. Это положение т выступает в качестве искомой достоверной опоры знаний.

Ясность и отчетливость мышления ошибочно названа Декартом необходимым и достаточным признаком любого достоверного знания. Таким образом, критерий истинности знания заключен не в практике, а в сознании людей.

Определение 2

Психика – это способность живого существа создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями.

Определение 3

Психика человека – это целостная совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание – часть психики. Психика может охватывать не только процессы сознания, но и подсознания и даже бессознательные процессы.

Выделяют два главных подхода к изучению человеческой психики – идеализм и дуализм. Идеализм утверждает первичность сознания, а дуализм – независимость сознания и материи друг от друга.

Материализм говорит о первичности материи и исторической, и гносеологической. Она выступает в качестве носителя и причинного возникновения, а сознания является производным от материи.

Сущность сознания

Определение 4

Сознание – это высшая, характерная только для человека и связанная с речью функция головного мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание может быть противопоставлено материи не выходя за рамки основного вопроса, за этими рамками противопоставление невозможно, оно становится относительным, так как сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи. Иными словами, сознание неотрывно от материи. Абсолютное противопоставление сознания и материи приведет к тому, что сознание превратится в некоторую самостоятельную субстанцию, которая будет существовать вместе с материей.

Психические явления тесно связаны с мозгом как свойство и его материальный субстрат, которому и принадлежит данное свойство. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы схожи по своему содержанию с теми материальными объектами, которыми они были вызваны.

Сущностью сознания выступает его идеальность, которая выражена в том, что образы, составляющие сознание не обладают свойствами отражаемых в сознании предметов, процессов нервной системы, на базе которых сформировались.

Идеальное является моментом практического отношения человека к окружающему миру, отношением, опосредованным формами, которые были созданы предыдущим поколением, в первую очередь способностью к отражению в материальных формах языка и знаков, а также превращению их в реальные предметы через деятельность.

Идеальное – это не что-то самостоятельное относительно целостного сознания, им характеризуется сущность сознания по отношению к материи. В этом смысле идеальное дает возможность более глубоко осмысливать вторичность высшей формы отражения. Такое понимание актуально только, когда изучаются соотношения материи с сознанием и отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материально таким образом не разделены непреодолимой преградой, идеальное, как и материальное – идеи в человеческой голове, которые претерпевают некоторые преобразования. То есть человеческий мозг преобразует, трансформирует материальное в идеальное.

Сознание само по себе существовало не всегда. Оно сформировалось в процессе исторического развития материи, с усложнением ее форм, в качестве свойства высокоорганизованной материальной системы.

Для материи характерно свойство, схожее с сознанием – это отражение. Отражение характерно для любого материального образования. Оно выступает как момент любого взаимодействия. Отражение, в общем смысле, — это изменение одного явления под влиянием другого.

Структура сознания

Сознание имеет четкую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Наиболее четко в структуре сознания могут быть выделены осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того, что именно отражается.

Развитием сознания предполагается, в первую очередь, получение определенного объема новых знаний. Познанию вещей характерен разный уровень проникновения и степени ясности понимания. На основании этого и выделены философское, обыденное, научное и прочие типы познания.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление – включены в единое ядро сознания. Однако они не исчерпывают свою структурную полноту сознания, оно состоит и из акта внимания, как необходимого своего компонента. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов располагается в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы и события вызывают в нем не только всплывающие образы познания, но и эмоциональный отклик. Богатая сфера эмоциональной человеческой жизни состоит из непосредственного чувства, настроения, или эмоционального самочувствия и аффектов – ярости, ужаса и пр. Чувства и эмоции – это компоненты сознания. Сознание не может быть ограничено лишь познавательной деятельностью и соответствующими процессами, направленностью на объект и эмоциональной сферой. Намерения любого человека будут притворены в жизнь благодаря волевому акту. При этом сознание – это не совокупность всего множества элементов, входящих в его состав, а их интегрально сложно структурированная целостность.

Джордж Миллер · Модельная наука · LRB 3 ноября 1983

Познание стало модным. Полдюжины академических дисциплин в настоящее время пытаются установить право собственности. Философы, которые достигли этого первыми, подвергаются давлению со стороны эмпириков, но не отказываются ни от одного из своих традиционных утверждений. Для психологов познание — это «проблема», которую только они могут анализировать экспериментально. Социальные антропологи считают, что их интерес к культуре дает им особые права на познание. Ученые-компьютерщики, создающие системы с искусственным интеллектом, теперь свободно определяют познание по своему подобию. Специальные когнитивные интуиции о языке предоставляют основные данные для лингвистов. Даже нейробиологи теперь говорят о когнитивных процессах мозга. Все выдвигали свои любимые права.

До недавнего времени каждая дисциплина действовала так, как будто ее деятельность была единственно значимой. Каждый знает, что другие существуют, но мало осознает потенциальные конфликты или избыточность. Субъектом стала деревня, где на каждой двери есть табличка с надписью «ПОЗНАНИЕ: Главный вход». Невинные, блуждающие по городу, неизбежно сбиты с толку различными сообщениями, доносящимися со всех сторон.

Недавно в это сообщество вторглась новая идея, идея федерации и сотрудничества. Она называется когнитивной наукой в ​​единственном числе и охватывает все те части соперничающих дисциплин, которые имеют серьезные претензии по данному предмету. Пока лидируют компьютерщики, но когнитивные психологи и лингвисты-теоретики не сильно отстают. Доказательства того, что эта федерация может преуспеть, теперь оформились в книге П. Н. Новая книга Джонсон-Лэрд, Ментальные модели , который, безусловно, является наиболее авторитетным руководством по этой интеллектуальной территории, доступным в настоящее время. Его источником стала серия из семи лекций, прочитанных в Стэнфордском университете в начале 1980 года, но в настоящей версии было добавлено много объяснений технических понятий, на которых он основывается. Нигде больше не было собрано воедино столько основополагающих идей в этой новой области и исследовано их взаимосвязь. Нельзя сказать, что не было отличных трактовок отдельных областей — книг по искусственному интеллекту, когнитивной психологии, теоретической лингвистике, философии сознания — на всех уровнях сложности. Чего не хватало и к чему Джонсон-Лэрд подошла на удивление близко, так это книги, которая свободно перемещается через территориальные границы, книги, адресованной всем, кто искренне интересуется тем, как работает разум.

В большей части недавней суеты вокруг познания принимается как должное сомнительное аналитическое предположение о том, что те аспекты психической жизни, которые связаны со знанием, могут быть безболезненно отделены от аспектов, связанных с чувством или волей. Это предположение, по-видимому, возникло в 18 веке из-за трехчастного разделения разума на познавательные, эмоциональные и волевые способности, но в 19 веке оно стало не более чем манерой говорить, поскольку теории ассоциации идей заменили теории умственных способностей. На первый взгляд, появление познания на научном ландшафте ХХ века может показаться регрессивным шагом. Но не так. Сегодня отделение познания от других психических явлений рассматривается как необходимая идеализация, аналогичная игнорированию сопротивления ветра при разработке законов гравитации. Только время покажет, хороша ли эта идеализация, но тем временем многие ученые-когнитивисты утешаются существованием самой чисто когнитивной из всех систем — современного высокоскоростного цифрового компьютера с хранимой в памяти программой.

Скрытый в этой ситуации парадокс — в ментализме, оживлённом прогрессом механики, — отмечался не раз. Но это новая разновидность ментализма. Компьютер обеспечивает то, что полностью переопределяет изучение познания, — это, во-первых, язык (или семейство языков), на котором могут быть сформулированы очень подробные теории когнитивного функционирования, и, во-вторых, общий тип механизма, посредством которого последствия этих теории могут быть продемонстрированы. Выяснение последствий этого переопределения является важнейшей задачей новой науки о познании.

Самым непосредственным следствием этого является то, что отныне должна быть возможность формулировать когнитивные теории в виде компьютерных программ. Точнее, они должны быть сформулированы как «эффективные процедуры» для выполнения умственных вычислений, теоретические описания, из которых могут быть созданы программы для конкретных компьютеров. «Если произойдет долгожданная ньютоновская революция в изучении познания, — замечает Джонсон-Лэрд, — тогда вместо эффективных процедур придется отказаться от качественных объяснений».0003

Джонсон-Лэрд пришел в это предприятие из психологии, где его первоначальным исследовательским интересом была экспериментальная психология логических рассуждений; этот интерес по-прежнему формирует его взгляды на другие когнитивные функции. Однако как серьезный ученый он был полон решимости заниматься своей проблемой, куда бы она ни шла. Мышление и речь настолько тесно связаны, что вскоре он начал изучать психологию языка, что, в свою очередь, требует знания теоретической лингвистики. Более того, психология, логика и лингвистика в последние годы активно взаимодействовали с информатикой: Джонсон-Лэрд не мог не добавить эту область в список своих компетенций. Поскольку он мыслит ясно и пишет прекрасную пояснительную прозу, он замечательно подготовлен к этой задаче.

Его отправной точкой является предположение, выдвинутое сорок лет назад Кеннетом Крейком, блестящим психологом из Кембриджа, чья жизнь трагически оборвалась в 1945 году. что ее существенной чертой является… символизм.» Любой, кто серьезно относится к гипотезе Крейка, предполагает, что работа когнитивной науки должна заключаться в построении моделей системы, которая конструирует модели реальности. Джонсон-Лэрд иллюстрирует эту программу с любовью к силлогистическим рассуждениям. Силлогизмы – это умозаключения, основанные на двух посылках. Хотя этот силлогизм больше не имеет значения для современной логики, он по-прежнему привлекает психологов, отчасти как удобный источник проблем, которыми можно сбить с толку людей, но главным образом потому, что некоторые силлогизмы гораздо труднее понять, чем другие.

Надеюсь, что если бы вы могли объяснить, почему силлогизмы вида

Все А суть В.

Все В есть С.

Следовательно… ?

намного проще, чем формы

Все B являются A.

Ни один C не является B.

Следовательно… ?

, и если бы вы могли упорядочить задачи средней сложности между ними, вы бы уловили нечто очень важное в работе человеческого разума. (Для тех, кто, подобно испытуемым Джонсона-Лэрда, находит второй силлогизм сбивающим с толку, правильный вывод имеет форму: некоторые А не являются С.)

Все согласны с тем, что решение силлогистической задачи требует создания некоторого мысленного представления посылок, из которых можно сформулировать вывод. Если бы их спросили о деталях, большинство людей начали бы рисовать круги Эйлера — сначала мысленно, а если надавить, то на бумаге. Однако такие диаграммы не являются безусловным благословением. Как отмечает Джонсон-Лэрд, одна и та же посылка может быть представлена ​​несколькими различными диаграммами Эйлера. Некоторые A являются B, например, требуется четыре отдельных и различных диаграммы: A и B перекрываются, A внутри B, B внутри A и A и B совпадают. Две такие посылки вместе легко могут потребовать рассмотрения более дюжины пар диаграмм.

Таким образом, психологическая теория могла бы попытаться воспользоваться этим комбинаторным аспектом эйлеровых представлений. Можно ли предсказать когнитивные трудности по сложности диаграмм? Возможно ли, что самые трудные силлогизмы — это те, которые требуют от мыслителя работы с наибольшим числом комбинаций диаграмм? Если это так, то наша психологическая модель силлогистического мыслителя будет системой, которая строит эйлеровы модели отношений включения.

Это предположение оказалось хорошей попыткой, но не совсем верной. Джонсон-Лэрд предлагает альтернативную форму представления, которая позволяет избежать большей части комбинаторной сложности и лучше соответствует мельчайшим деталям его экспериментальных данных о силлогистических действиях людей.

Предложение Johnson-Laird можно просто проиллюстрировать. Получив посылку «Все художники — пчеловоды», мыслитель мысленно вызывает труппу актеров, играющих роли художников-пчеловодов:

художник = пчеловод

художник = пчеловод

Притаившись за кулисами, готовый к вызову

                                  (пчеловод)

Учитывая вторую предпосылку: «Все пчеловоды — химики», процедура повторяется: все актеры, играющие пчеловодов, должны действовать как химики, а не химики-пчеловоды прячутся за кулисами:

художник = пчеловод = химик

художник = пчеловод = химик

       (пчеловод) = (химик)

                (химик)

Из рассмотрения части этой картины каждый, кто действует, легко может заключить, что мыслитель художник также играет роль химика. Таким образом, средний человек может прийти к верному заключению, совершенно не зная всех правил логического вывода.

Этот способ представления предложений является проверкой того, что Джонсон-Лэрд понимает под ментальной моделью. Он использует его, чтобы проиллюстрировать несколько важных обобщений. Он показывает, например, как можно объяснить индивидуальные различия в способности рассуждать силлогистически. Он показывает, как в детстве развивается способность решать такие задачи, и делает вывод, что у нас нет врожденных способностей к логике. Он показывает, что эти ментальные модели не ограничиваются силлогистическими рассуждениями, но могут поддерживать и другие виды умозаключений. И он описывает эффективную процедуру построения и управления этими ментальными моделями, тем самым подтверждая свою методологическую приверженность когнитивной науке. И пока все это разворачивается, он успевает избавляться от различных альтернативных гипотез, предложенных конкурирующими теоретиками.

С этой стартовой площадки Джонсон-Лэрд отправляется в свободный полет через смысл, грамматику, дискурс и сознание. Вряд ли его позиция по этим загадочным темам убедит всех, но он придерживается последовательной линии и, что наверняка оценят новички в изучении познания, излагает основные идеи, мотивирующие других теоретиков, а также те, мотивировать его. Где еще вы можете найти понятные введения в вычислимость и рекурсивные функции, возможные миры и теоретико-множественную семантику, трансформационную порождающую грамматику и алгоритмы синтаксического анализа, все в одной книге и все уместно для когнитивной психологии?

Основное внимание Johnson-Laird уделяет пониманию, тому, что значит понимать что-либо. Силлогизмы — это просто удобный способ исследовать процессы понимания — он предполагает, что построение моделей, которое он находит в логических рассуждениях, также происходит при понимании других лингвистических конструкций. Поэтому он подходит к семантике, изучению значения, как к изучению того, как язык связан с ментальными моделями мира.

Психологи обычно предполагают, что значения находятся в уме, но это предположение здравого смысла было оспорено философами-реалистами. Знать значение слова «золото», например, значит знать, к чему относится это слово. Но потребовались столетия научных исследований, чтобы открыть истинное значение слова «золото». Поскольку большинство людей не в состоянии определить, является ли тот или иной кусочек желтого металла настоящим золотом, нет смысла утверждать, что истинное значение слова «золото» — это то, что они имеют в виду. И если это возражение справедливо для «золота», оно должно быть справедливо и для других слов.

Принимая значение за отношение между словом и ментальной моделью, а не между словом и реальным миром, Джонсон-Лэрд пытается обойти это противоречие между реализмом и психологизмом. Из огромного пудинга загадок, о котором беспокоятся семантики, он вытаскивает сливу другого сорта. Например, как люди понимают фразу «Я видел Азорские острова, летящие над Атлантикой»? Вне контекста двусмысленность этого предложения очевидна, но в обычном контексте описания путешествий говорящего абсурдное прочтение, в котором Азорские острова летят, никогда не достигло бы осознания. Такая избирательность объясняется, утверждает Джонсон-Лэрд, если рассматривать понимание как процесс построения ментальной модели дискурса. За истинные будут приниматься только те модели, которые могут быть вложены в модель, соответствующую миру.

Справедливо будет сказать, что такие заявления не приведут к всеобщему согласию. Может ли контекстное знание подавить поиск несоответствующих смыслов, в настоящее время является весьма спорным вопросом для психологов-экспериментаторов; есть доказательства с обеих сторон. Более того, предположение о том, что у людей есть общая модель мира, хотя оно и может быть правдой, вряд ли можно назвать упрощающим предположением, которого можно ожидать от научной теории. Если под «ментальной моделью мира» подразумевается все личное знание индивида, то это, по-видимому, следует объяснять, а не постулировать. Как огромные объемы информации могут быть сохранены и организованы для быстрого поиска, несомненно, является одной из центральных проблем когнитивной науки. Однако, если Джонсон-Лэрд прав, открытие правил, которые люди используют для построения ментальных моделей, становится главной целью будущих исследований.

Например, чтобы исследовать, как могут быть построены ментальные модели дискурса, Джонсон-Лэрд разрабатывает компьютерную программу для интерпретации пространственных отношений. Дано:

A находится справа от B.

C находится перед B.

D находится слева от C.

Программа строит соответствующее пространственное представление и использует его для ответа «Ложь» на скажем, «А находится слева от D». Упражнение помогает выявить несколько общих проблем, связанных с построением ментальных моделей, проблем, которые также возникают при понимании других, более питательных форм дискурса.

Например, как принимается решение начать создание новой модели? Предположительно, если утверждение относится к чему-либо, уже представленному в текущей модели дискурса, его информация будет добавлена ​​к этой модели: в противном случае начинается новая модель. Если утверждение связывает вещи в до сих пор отдельных моделях, эти две модели будут объединены. Если утверждение касается только вещей, которые уже представлены, то будет определена истинность утверждения в текущей модели. И так далее. Шаг за шагом Джонсон-Лэрд продвигается к эффективной процедуре построения ментальных моделей дискурса.

Неудивительно, что многие субъективные состояния и процессы могут быть адекватно описаны в терминах ментальных моделей, но, как прекрасно понимает Джонсон-Лэрд, теория ментальных моделей не может претендовать на объяснительную адекватность до тех пор, пока не будет найден набор всех возможных ментальных моделей. характеризуется некоторым принципиальным образом. Для начала Джонсон-Лэрд предлагает список ограничений, которым должны удовлетворять ментальные модели. Список помогает прояснить разницу между его ментальными моделями и различными другими видами репрезентации, которые были предложены — предложениями, образами, прототипами, схемами или чем-то еще, — но ясно, что многое еще предстоит сделать.

Где-то под, рядом или за настоящим интересом к познанию скрывается неизлечимое увлечение сознанием. Что это? Кому это нужно? Для чего это? Какой неврологический орган его секретирует? Как будут выглядеть ответы на такие вопросы?

Когнитивная наука в настоящее время занимается обработкой информации, которая может выполняться как бессознательными машинами, так и сознательными людьми. Когнитивная наука не брала на себя особой ответственности за объяснение сознания: если какая-то наука и несет такую ​​ответственность, так это психология. Но трудно поверить, что если бы когнитивная наука действительно решила проблемы, которые она перед собой поставила, мы не были бы намного ближе к теории сознания. Например, если бы было понятно построение ментальных моделей, было бы естественно рассматривать системы, которые конструируют модели самих себя. Будет ли такая система чем-то большим, чем робот, который носит с собой собственный план? Или он может быть наделен некоторой степенью самосознания?

Содержимое сознания ограничено: мысли текут последовательно, одна за другой, и каждая из них кажется продуктом большой скрытой работы, которую мы не осознаем напрямую. Современная концепция мышления как вычисления прочно поддерживает идею о том, что даже простейшие умственные действия — узнавание лица, понимание слова — достигаются путем тщательной обработки информации, сложность обработки которой ускользает от любого сознательного, интроспективного отчета. Однако мозг, который должен выполнять эти сложные вычисления, состоит из относительно медлительных компонентов; единственный способ, которым мы можем в настоящее время представить, как он мог бы достичь необходимой скорости, — это параллельные вычисления.

В то время как созданные человеком компьютеры представляют собой последовательные системы, выполняющие одно вычисление за раз с огромной скоростью, есть много причин полагать, что живой мозг представляет собой параллельную систему: многие вычисления выполняются одновременно, но каждое с небольшой скоростью. Хотя параллельные вычисления обеспечивают скорость и гибкость, очевидной проблемой является координация. Следовательно, для того, чтобы система работала, требуется высокоуровневая последовательная операционная система. Джонсон-Лэрд полагает, что «содержимое сознания — это текущие значения параметров, управляющих высокоуровневыми вычислениями операционной системы».

Он не пытается уклониться от предположения, что сознательный компьютер можно было бы построить, если бы мы могли собрать много-много параллельных компонентов для обработки ввода и вывода информации и могли бы оснастить его собственной моделью и высокоуровневым процессором. система. Его комментарии достойны цитирования.

Любая научная теория разума должна рассматривать его как автомат. Это никоим образом не унижает достоинство и не дегуманизирует, а является прямым следствием вычислимости научных теорий. Прежде всего, это полностью согласуется с мнением, что люди являются ответственными агентами. Это 9Однако 0007 — это — утверждение, которое может со временем привести нас к пересмотру нашей концепции вычислений.

Начинаешь понимать, как могла бы выглядеть теория сознания, если бы она у нас была. Интересно, что эта формулировка не является чисто познавательной: в нее явно входят намерения и воля, не исключаются чувства и эмоции. Путешествие по когнитивной науке наконец привело нас к психологии.

Джонсон-Лэрд не из тех психологов, которые настаивают на том, что ваш разум на самом деле не такой, каким вы его себе представляете. Действительно, он настолько близок к народной модели мышления, что некоторые коллеги наверняка раскритикуют его консерватизм.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts