Соотношение понятий руководство и лидерство кратко: 4.5.1. Соотношение понятий власть, лидерство, руководство

4.5.1. Соотношение понятий власть, лидерство, руководство

В процессе своей деятельности менеджер осуществляет руководство, то есть оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях (власть) и способностях (умение) менеджера влиять на людей.

Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает распределение ролей управления и подчинения.

В зарубежных учебниках по менеджменту руководство часто трактуется как синоним лидерства и наоборот. Например, определение Р. Дафта гласит: «Лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей» (Дафт, 2006).

Контекст определения лидерства в другом уважаемом учебнике (Мескон, Альберт, Хедоури, 2005) также позволяет предположить, что авторы не различают понятия «руководство» и «лидерство»:

«Лидерство определяется как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации» (Мескон, Альберт, Хедоури, 2005).

В универсальном словаре английского языка «руководство» выражается двумя словами: «guidance» и «leadership». В управленческом контексте используется только «leadership».

Существует ли понятийная грань между руководством и лидерством? Может быть, это действительно синонимы?

Если рассматривать руководство не как способность, а как процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей, то

лидерствомследует считатьхарактеристику менеджера, показывающую,насколькоон может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и меньшей степени. Ведь кроме формального лидера может быть еще и неформальный, который ни при каких условиях не будет формальным! Пример: Менеджер, являясь формальным лидером коллектива, может не быть его неформальным лидером, и, если это так, то б

ольшимруководителем, то естьболее способным влиять на людей, может оказатьсянеформальныйлидер.

Когда ставят знак равенства между руководством и лидерством, то, скорее всего, имеют в виду не лидерство, а лидирование,то естьпроцессвоздействия или влияния на людей для достижения определенных целей. В этом смысле руководство и лидирование – процессы, а значит, в рассматриваемом контексте – синонимы.

Руководство (лидирование) является процессомвлияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.

Власть является инструментомруководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа личностей воздействует на других людей.

Лидерство можно определить как степень умелости применениятакого инструмента как власть.

Таким образом, метафорически эти три понятия соотносятся следующим образом:

Руководство – технология, власть – инструмент, лидерство – умелость применения этого инструмента менеджером.

Как известно, иерархичность является одним из принципов менеджмента. В процессе функционирования организаций неизбежно выстраивается множество иерархий. Основной иерархией, на которой базируется современный практический менеджмент, является организационная или искусственная иерархия.

Типичным примером организационной иерархии является скалярная цепь.

В организационной иерархии менеджер назначается, и его лидерство с самого начала является формальным. Можно сказать, что формальное лидерство порождается

организационной иерархией. Формальным лидером может стать человек, обладающий не самыми лучшими профессиональными, личностными, организационными качествами. Выдвижение человека в формальные лидеры связано с множеством ситуационных переменных, которые часто носят иррациональный характер. Организационная иерархия порождает многие патологии менеджмента, наличие которых существенно снижает эффективность организаций.

Вместе с тем в любой социальной среде и даже сообществах живых существ существует иерархия, то есть принцип иерархичности является абсолютным. Но это не организационная, а естественная иерархия. Естественная иерархия порождает неформальных лидеров, то есть людей, обладающих такими личностными качествами, которые ставят их выше других. В зависимости от социума или сообщества это могут быть как позитивные, так и негативные качества. Но если речь идет о легальной организации, то неформальным лидером чаще всего становится обладатель таких качеств, как профессионализм, профессиональная гордость, справедливость, отзывчивость, желание помочь и поддержать. Не обязательно противопоставлять в этом смысле формального и неформального лидера: формальный лидер тоже может обладать высокими личностными качествами. Но неформальный лидер, в отличие от формального, не может занять свое высокое положение без соответствующих личностных качеств. А примеров, когда на руководящую должность назначаются непригодные для этого люди (в соответствии с организационной, а не с естественной иерархией!) — множество как в отечественной, так и в зарубежной практике.

Таким образом, источником легитимной (должностной) власти является организационная иерархия, а личная власть возникает на основе естественной иерархии.

Лидерство в наименьшей степени базируется на организационной иерархии. В настоящее время существует несколько теорий лидерства (Филонович,2003):

  • Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана. Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Эти качества должны быть присущи лидеру и развиты. Проводятся тренинги по развитию эмоционального интеллекта (http://www.eiconsortium.org).

  • Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана. Лидерские навыки необходимо развивать изнутри, достигая мастерства в семи областях: самопознание, целеполагание, управление изменениями, межличностные отношения, бытие, нахождение равновесия, умение действовать (http://www. leadersource.com).

  • Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа

Для реализации процессной функции лидерства вовсе не обязательно занимать формальную позицию лидерства. В центре – мотивация к лидерскому поведению.

Должна быть система подготовки лидеров на всех уровнях организации. Для этого в организации должна быть «передаваемая точка зрения», которая становится мерилом деятельности для всех лидеров. По Тичи это система из трех взаимосвязанных элементов: бизнес-идеи, ценности и эмоциональная энергия и решительность. (http://www.pritchettnet.org)

Проект делится на несколько этапов, на каждом из которых превалирует определенная компетенция, носитель которой становится временным лидером и осуществляет координацию. Происходит эстафетная передача лидерства с этапа на этап.

Современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей (http://www.

achievingstyles.com). «Горячая группа» — сплоченная эффективная группа людей полностью поглощенная выполнением задания. Человек, владеющий связующим лидерством, может создать горячую группу и либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию распределенного лидерства.

Соотношение понятий руководства и лидерства.

Матрица базовых стратегий:

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.

В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер – это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

  • лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;

  • лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;

  • лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;

  • явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;

  • руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;

  • процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;

  • сфера деятельности лидера – по большей части – малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно – они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристике их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Лидерство и управление – отношения и различия

  • Главная
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Лидерство
  • Лидерство и управление — отношения и различия

Термины «лидерство» и «управление» часто считаются синонимами. Важно понимать, что лидерство является неотъемлемой частью эффективного управления.

Являясь важнейшим компонентом управления, выдающееся лидерское поведение делает упор на создание среды, в которой каждый сотрудник развивается и добивается успехов.

Лидерство определяется как способность влиять на групповые усилия и направлять их на достижение целей . Это влияние может исходить из формальных источников, таких как получение управленческой должности в организации.

Менеджер должен обладать чертами лидера, т. е. должен обладать лидерскими качествами. Лидеры разрабатывают и внедряют стратегии, которые создают и поддерживают конкурентное преимущество.

Для оптимальной организационной эффективности организациям требуется надежное лидерство и надежный менеджмент.

Различия между лидерством и менеджментом

Лидерство отличается от менеджмента в том смысле, что:

  1. В то время как менеджеры устанавливают структуру и делегируют полномочия и ответственность, лидеры обеспечивают руководство, развивая организационное видение и сообщая его сотрудникам и вдохновляя их на достижение цели.
  2. Управление включает планирование, организацию, подбор персонала, руководство и контроль; лидерство в основном является частью направляющей функции менеджмента. Лидеры сосредотачиваются на том, чтобы слушать, строить отношения, работать в команде, вдохновлять, мотивировать и убеждать последователей.
  3. В то время как лидер получает свой авторитет от своих последователей, менеджер получает свой авторитет благодаря своему положению в организации.
  4. В то время как менеджеры следуют политике и процедурам организации, лидеры следуют своим собственным инстинктам.
  5. Менеджмент больше наука как менеджеры точны, спланированы, стандартны, логичны и более разумны.

    Лидерство, с другой стороны, является искусством . В организации, если требуются менеджеры, то и лидеры необходимы/необходимы.

  6. В то время как руководство занимается техническими аспектами в организации или содержанием работы; лидерство имеет дело с аспектом людей в организации.
  7. В то время как руководство измеряет/оценивает людей по их именам, прошлым достижениям, текущим результатам;

    Лидерство видит и оценивает людей как обладающих потенциалом для вещей, которые не могут быть измерены, т. е. оно имеет дело с будущим и производительностью людей, если их потенциал полностью раскрыт.

  8. Если руководство реактивно, лидерство активно.
  9. Менеджмент в большей степени основан на письменном общении, тогда как лидерство больше основано на устном общении.

Организации с чрезмерным управлением и недостаточным руководством не соответствуют контрольным показателям.

Лидерство в сопровождении руководства задает новое направление и эффективно использует ресурсы для его достижения .

Как лидерство, так и управление необходимы для индивидуального и организационного успеха.


❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

Статьи по теме

  • Важность лидерства
  • Роль лидера
  • Качества лидера
  • Лидер против Менеджера
  • Авторитет против лидерства

Просмотреть все статьи


Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Учебное пособие по менеджменту Группа содержания . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


Разница между лидерством и менеджментом


Люди часто принимают лидерство и управление за одно и то же, но по сути они очень разные. Основное различие между ними состоит в том, что у лидеров есть люди, которые следуют за ними, а у менеджеров есть люди, которые просто работают на них.

Лидерство заключается в том, чтобы мотивировать людей понять и поверить в то видение, которое вы установили для компании, и работать с вами над достижением ваших целей.

В то время как управление больше связано с администрированием работы и обеспечением того, чтобы повседневная деятельность выполнялась должным образом.

Чтобы владелец малого бизнеса был успешным, он должен быть одновременно сильным лидером и менеджером, чтобы его команда работала над достижением своего видения успеха. Чтобы поддержать это, им необходимо убедиться, что они не отвлекаются, владеют своим временем и восстанавливают свою максимальную концентрацию и производительность.

Таким образом, лидерство и управление должны идти рука об руку. Хотя это и не одно и то же, они тесно связаны и дополняют друг друга. Любая попытка разделить их внутри организации, скорее всего, вызовет больше проблем, чем решит.

Чтобы добиться успеха, любой компании нужны руководители, способные планировать, организовывать и координировать работу своих сотрудников, а также лидеры, которые вдохновляют и мотивируют их работать с максимальной отдачей.

Очень важно, чтобы лидеры могли направлять свои команды к тому, чтобы стать « эффективными и неотвлекаемыми ». Посетите наш блог 6 простых способов повысить производительность труда , чтобы узнать больше о том, что следует учитывать руководителям, стремящимся повысить производительность своей команды.

Но что делает лидер?

Лидеры склонны хвалить успех и управлять людьми, в то время как менеджеры ищут недостатки. Успешный лидер рисует картину того, что, по его мнению, может быть достигнуто компанией, и работает над тем, чтобы вдохновлять и вовлекать своих людей в воплощение этого видения в реальность.

Вместо того, чтобы рассматривать людей как просто определенный набор навыков, они думают не только о том, что они могут сделать, и активируют их, чтобы стать частью чего-то гораздо большего.

Бизнес-лидер хорошо знает, что высокоэффективные команды могут добиться гораздо большего, работая вместе, чем отдельные люди, работающие автономно.

Как понять разницу

И руководителям, и руководителям необходимо понимать, что они должны делать, и чтобы добиться совершенства в этом, им необходимо понимать суть разницы между ними.

Это вопрос определения — понимания того, чем отличаются роли и где они могут пересекаться.

Менеджеры, например, сосредоточатся на постановке, измерении и достижении целей, контролируя ситуации для достижения или превышения своих целей. В то время как лидеры сосредоточатся на том, что это за цели, и на мотивации людей для их достижения.

Вы должны думать об одном без другого, чтобы по-настоящему увидеть различия, которые существуют между ними, поскольку управление без руководства контролирует только ресурсы для поддержания.

Вы менеджер или лидер?

Существует множество различных стилей лидерства и управления, когда в разных ситуациях, группах или культурах может потребоваться использование разных стилей, чтобы задать направление и обеспечить его выполнение.

Один из способов понять, кем из двух вы можете быть, менеджером или лидером, — это подсчитать количество людей, не входящих в вашу подчиненную иерархию, которые приходят к вам за советом.

Чем больше вы делаете, тем выше вероятность того, что вас будут считать лидером.

Джон Коттер, профессор лидерства Гарвардского университета, опасается, что работодатели слишком часто используют эти термины как синонимы. Если организация управляется эффективно, лидерство и управление будут существовать в тандеме.

Как стать хорошим менеджером или лидером

Наставничество и формальное обучение могут помочь сотрудникам использовать свои лидерские качества. Согласно исследованию Chartered Management Institute, 90% членов, получивших квалификацию в области управления и лидерства, обнаружили, что этот опыт улучшил их работу.

Был также «волновой эффект»: 81% опрошенных передали свои знания коллегам.

Тем не менее, прославление отдельных лидеров также может привести к тому, что некоторые забудут, что бал никогда не управляется одним человеком. Не каждый, кто руководит командой, является одновременно и лидером, и менеджером. Чтобы иметь успешную организацию, необходимо сочетание обоих и, следовательно, празднование всех людей, которые были частью этого достижения.

Многие люди одновременно являются лидерами и менеджерами. Управляя людьми, но попутно осознав, что невозможно купить людей, которые последуют за вами по сложному пути, а затем начните действовать как лидеры.

Задача заключается в том, чтобы убедиться, что вы одновременно руководите своей командой и управляете своей повседневной работой.

Тот, кто сможет сделать и то, и другое, создаст конкурентное преимущество.

Что-то, что, как мы видели, помогло более 30 000 бизнесменов эффективно сбалансировать это, — это БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс Нира Эяля « Стать сосредоточенным и неотвлекаемым ».

Нир — автор бестселлеров и бывший лектор в Стэнфорде, который стал ведущим экспертом в области формирования привычек и сосредоточения внимания. Next Generation заключила партнерское соглашение с MindValley, чтобы предоставить этот чрезвычайно ценный курс начинающим лидерам . В этом бесплатном мастер-классе вы научитесь преодолевать отвлекающие факторы, управлять своим временем и восстанавливать максимальную концентрацию и производительность, независимо от того, что происходит внутри вас или вокруг вас.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts