Соотношение социального и биологического в структуре личности: Соотношение биологического и социального в структуре личности

Содержание

Соотношение биологического и социального в структуре личности

Личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Развитие личности — процесс ее закономерного изменения как системного качества индивида в результате социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Таким образом, в процессе развития личности выделяются два важных фактора — генетический и средовой, из которых преобладание одного является отдельным вопросом в исследовании личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде.

С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих развитие личности-физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д. — показывает, какой сложной является проблема развития человека.

Генетические факторы — это тот род влияния на поведение, которое передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в развитии личности человека. Так, исследования близнецовым методом предоставляют наглядное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, тревожность, сила, подвижность, уравновешенность устойчиво передаются по наследству. К другим личностным особенностям, которые имеют как минимум умеренно выраженную генетическиую компоненту, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия.

Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает человека уникальным индивидом.

Несмотря на то, что исторически сложилось так, что психология подчеркивает значение генетических и средовых детерминант в формировании личности как целого, современные ученые признают, что значение этих факторов может варьировать от одной характеристики к другой. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект, темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов, убеждений.

Примером таких индивидуальных различий по темпераменту, который касается уровней активности и пассивности, может быть следующий: некоторые дети более активны и более смелы, чем другие. Эти особенности могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда имеют потребность в том, чтобы двигаться, действовать, другие, как правило, предпочитают читать или дремать; одни решительны и бесстрашны, другие, робки и осторожны. Тот факт, что эти особенности проявляются рано, сохраняются на протяжении долгого времени и, по-видимому, относительно не зависят от обучения, позволяет предположить, что они относятся к генотипически обусловленным, или наследуемым, характеристикам.

Генетические детерминанты выявлены всеми исследователями, которые занимаются эволюционным наследием. Согласно их данным многие паттерны поведения человека уходят корнями в эволюционное прошлое и связаны с генами, общими для людей и представителей других видов, т.е., объединяет их с представителями других видов (уши, глаза, нос). Но помимо этого, психологи-эволюционисты полагают, что всех людей объединяют и паттерны социальных отношений друг с другом. Например, характеристики, которые считаются желательными для представителей женского или мужского пола, различная включенность мужчин и женщин в заботу о детях, основные эмоции — все это, как предполагается, проявления эволюционного наследия, заложенного в генах.

Психологи, которые занимаются изучением базовых эмоций (гнев, страх, отвращение, радость и т.д.) предполагают, что эти эмоции являются врожденными и соответствующая информация о них закодирована в генах. Таким образом, дети так же, как и взрослые, а шимпанзе так же, как и люди, переживают подобные эмоции, потому что у них общее эволюционное наследие и общая генетическая структура. Это вовсе не означает, что опыт не оказывает влияния на то, какие эмоции чаще встречаются у данного индивида, или на то, когда и при каких условиях переживаются определенные эмоции и как они выражаются. Опыт оказывает корректирующее влияние, но развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой.

Итак, роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех людей к единому человеческому роду и в то же время создают между ними индивидуальные различия.

Средовые детерминанты

К средовым детерминантам относятся внешние влияния, которые делают людей уникальными.

Культура
Одной из значимых детерминант личности является опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной культуре. Каждая культура имеет свои собственные институциализированные и санкционированные паттерны поведения, ритуалов и верований, которые передаются через обучение. Это означает, что большинство представителей данной культуры будет обладать определенными общими личностными характеристиками. Поэтому человек может не подозревать о культурных влияниях до тех пор, пока не вступит в контакт с носителями другой культуры, которые иначе будут смотреть на мир, на особенности поведения и т.д. Принадлежность к той или иной культуре приводит, в конце концов, посредством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Осознает человек это или нет, культурная среда формирует в нем образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а так же цели, к достижению которых человек стремится.

Д. Гири (D. Geary, 1989) отмечает, что природа и воспитание взаимодействуют в сложном процессе создания половых различий. По его мнению, культура способна смягчать или усиливать ранние, биологически заложенные половые различия, а поскольку культура постоянно меняется, вполне логично ожидать, что и величина половых различий тоже будет меняться.

Социальный класс
Хотя определенные паттерны поведения складываются благодаря влияниям, которым подвергаются все представители данной культуры, однако существуют и другие паттерны, возникающие вследствие принадлежности человека к определенному социальному классу.

Классовый фактор определяет статус индивида, те роли, которые он исполняет в обществе, обязательства, которые он принимает, и привилегии, которыми он пользуется. Этот фактор влияет на то, как индивид воспринимает себя и представителей других социальных классов, а также и на то, как человек зарабатывает и тратит деньги. Подобно культурным классовые факторы оказывают воздействие на то, как человек определяет ситуацию и реагирует на нее.

Принадлежность к определенному социально-экономическому классу оказывает влияние на ценности, установки, стиль жизни. В сущности, очень незначительное количество аспектов человеческого развития может быть понято без учета групп, к которым он принадлежит. Даже в самом плюралистическом обществе, принадлежность к социальному классу часто определяет индивидуальный статус личности, участие в социальной жизни, привилегии и возможности, которыми она обладает. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социальному классу, оказывают значительное влияние на то, в каких наиболее типичных стрессовых или конфликтных ситуациях оказывается человек, а также и на то, как он с ними справляется.

Есть доказательства, что вероятность заболевания некоторыми формами психических расстройств коррелирует с принадлежностью к тому или иному социальному классу. Исследования, проведенные Майерсом, показали, что у тех из 10 ООО американцев в пяти общинах, кто получил среднее образование, гораздо меньше проблем с психическим здоровьем, чем у незакончивших среднюю школу.

Семья
Помимо сходства поведения людей, детерминированного такими средовыми факторами, как принадлежность к одной культуре и к одному социальному классу, факторы среды определяют и значительное разнообразие личностного функционирования внутри данного класса и данной культуры. Одним из важнейших средовых факторов является влияние семьи. Родители могут быть добрыми и любящими или враждебными и отвергающими, гиперопекающими и навязчивыми или понимающими потребности ребенка в свободе и автономии. Любой паттерн родительского поведения сказывается на развитии личности ребенка. Родители влияют на поведение своих детей тремя основными способами:

  1. Своим собственным поведением они создают ситуации, которые формируют определенное поведение детей (например, фрустрация ведет к агрессии)
  2. Они служат ролевыми моделями для идентификации.
  3. Они выборочно вознаграждают, подкрепляют определенные действия детей.

Таким образом, влияние семейного окружения также ощутимо сказывается на формировании личности. Особое значение имеет форма родительского поведения, убеждений и целей. Родители служат моделью для подражания и посредством собственных поступков оказывают влияние на детей, сохраняющееся потом на протяжении всей их жизни.

Сверстники

В последнее время исследователи предложили еще один, не менее значимый по сравнению с культурой, социальным классом и семьей, фактор — сверстники. Согласно этой точке зрения именно среда сверстников — тот фактор, который объясняет влияние среды на развитие личности. Именно опыт пребывания в детских и подростковых группах, а не опыт пребывания в семье, объясняет, как среда влияет на развитие личности, поэтому дети из одной семьи могут резко отличаться друг от друга.

Группа сверстников служит фактором социализации индивида, побуждая его принимать новые правила поведения и давая ему опыт который оказывает длительное и устойчивое влияние на развитие личности. С этой точки зрения отношения с родителями важны для раннего развития, но в дальнейшем более значимой оказывается роль сверстников, и именно их влияние является более прочным.

Оживленные споры по поводу относительной значимости генетических и средовых факторов (т.е. противопоставление природы и воспитания) недавно дали толчок развитию новых теоретических представлений. Речь идет о понимании того, каким образом должны эти факторы взаимодействовать между собой, чтобы это привело в итоге к появлению определенных характеристик поведения. Психологи, занимающие такую позицию, считают, что любой индивид вырастает, испытывая на себе воздействие окружающей среды, и развивается под влиянием генетической одаренности. Иначе говоря, согласно этой точке зрения наследственность налагает ограничения на диапазон развития тех или иных черт личности, но тем не менее в пределах этого диапазона развитие личных характеристик определяется факторами окружающей среды.

К числу вечных вопросов науки относится проблема соотношения в человеке биологического и социального.

В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы развития; соотношение социального и индивидуального в поступках личности и восприятии мира и т.п.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур -разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых конценций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих, появившихся в 70-х гг. XX в. концепциях личности упорно отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.

Однако, по мнению известного психолога начала XX в. Вильяма Штерна, старые нативистские установки (native — врожденное) опираются на не менее достоверные факты, поддерживающие концепцию «наследственности», традиционно объясняющей развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом. В более современной и не столь жестко привязанной к врожденным факторам форме теория «наследственности» выступает в различных «диспозиционных» подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из «врожденных» или «приобретенных» черт личности, характерологических особенностей, т.е. различных внутренних факторов, которые определяют, прежде всего, индивидуальные различия в поведении человека. Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу к успеху, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Так утверждают представители теории «наследственности» в ее традиционном варианте. Но кто станет спорить, что человек как живое существо обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается? В письме А.Эйнштейну основатель психоанализа З.Фрейд констатирует, что человеку от природы присуща агрессивность. Один из специалистов в области изучения мотивации поведения личности, X. Хеккаузен, выделяет три параметра индивидуального действия личности, которые нельзя объяснить с помощью внешних «ситуационных» или «средовых» факторов.

Первый параметр — это степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше действие человека отклоняется от типичных действие большинства людей, тем вернее, что за этим кроются «внутренние» личностные факторы — внутренние «диспозиции» (предрасположенность к действиям). В зале библиотеки все, как правило, сидят на своих местах за столами, а один из них, несмотря на недоуменные взгляды окружающих, становится коленями на стул и пишет. Этот человек имеет тенденцию к нонкомформности или же обладает индивидуальным полинезависимым стилем поведения.

Второй параметр — степень соответствия действия человека его же действиям в других, происходящих в близкое время, ситуациях.

Третий параметр индивидуального действия — степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлом в сходных ситуациях (стабильность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя иначе, то есть основания, объяснять подобную перемену его поведения «внутренними», «индивидуальными», а не «средовыми», «социальными» факторами. Подобного рода устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг «среда», используется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками «ситуационных» концепций личности.

Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохраняются и в настоящее время. Русский психолог А.Г. Асмолов считает, что в их основе находится механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения его оппонентов. В конце XX вв. дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, А.М.Эткинд обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различные ситуации, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно представлена в некорректной форме. Но если ни ситуация, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности таков: взаимодействие между личностью и ситуацией, как и взаимодействие между средой и наследственностью.

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Наиболее распространенными оказались два варианта двухфакторных теорий или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов.

Теория конвергенции двух факторов

В.Штерн, предложивший эту теорию, писал, что его концепция представляет собой компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?». Так как и то и другое принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, т.е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что’предложенная В.Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В. Штерном, является по своему характеру методологической, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся вот уже более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками, после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил») опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко, независимо от В.Штерна и Г.Олпорта, эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов.

Теория конфронтации двух факторов

Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты исходя из изучения двух принципов душевной деятельности — принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либи-дозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается З.Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями личности — «Сверх-Я» и «Оно».

«Сверх-Я» представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а «Оно» в основном отражает спрятанное в глубине организма природное начало.

И реакции индивида, и его качества зависят как от среды, так и от наследственности. Существуют две теории, рассматривающие взаимоотношение факторов среды и наследственности, которые сходятся в том, что и среда, и гены являются взаимосвязанными, но каждая из этих теорий рассматривает по-разному взаимодействие и взаимовлияние факторов на развитие личности:

  1. Теория совместного вклада — все развитие поведения и личностных характеристик рассматриваются как результат совместного влияния и среды, и наследственности. Попытки определить пропорции вклада каждого фактора были признаны неправомерными.
  2. Теория взаимодействия — природа и степень влияния каждого фактора зависят от их взаимовлияния.

Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности. Тем не менее общая теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, заложенных в основе поведения человека. Проблема «природа — воспитание» (в зарубежной психологии) или проблема «биологическое — социальное» (в терминологии отечественной психологии) оказывает влияние на представления персонологов о природе человека, а следовательно, на их концепции личностного развития. В их основных положениях, относящихся к природе человека, вопрос наследственности и влияния среды отражается в понятиях конституционолизма и инвайронментализма.

Конституционализм (положение о наследовании черт) начинается еще со времен Гиппократа (учение о темпераменте), З.Фрейда (врожденность личности в «Оно»), и продолжаются в теориях черт ГАйзенка, Р.Кеттеда (влияние генов и конституции на предрасположенность черт личности). В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность объясняет индивидуальные различия человека.

Среда, или социальный фактор, — совокупность воздействий, получаемых человеком в течение всей жизни.

Инвайронментализм — наиболее ярок в бихевиоризме (представления Уотсона о научении и обусловливании). У бихевиористов до сих пор сохранились эти взгляды.

Интеракционизм — взгляд на поведение как результат взаимодействия наследственности и среды.

Зигмунд Фрейд
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая — генетическая — предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте: до пяти лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, т.е. чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.

В целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции конституционализма. В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он отмечал абсолютное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Тем не менее связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторичны по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Альфред Адлер
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно: люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом.

Позиция Адлера в отношении влияния наследственности и среды на развитие личности характеризуется как промежуточная, так как в силу превалирующего значения творческого «Я» в формировании личности, ни конституция, ни окружение не наделены очень большим влиянием.

Карл Густав Юнг
В отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только прошлые события (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом тенденции различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.

Эрик Эриксон
Согласно Эриксону, развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.

В соответствии с принципом эпигенезиса (т. е. предположения о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для всего человечества), каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.

Теория Эриксона тяготеет к инвайроментализму, так как особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Однако эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон разделяет мнение Фрейда о биологической инстинктивной основе личности.

Эрих Фромм
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей, которые предоставляет людям общество, формируют у них структуру личности — то, что он называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Теория Фромма пытается объяснить взаимодействие обширных социокультурных влияний с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.

Карен Хорни
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако Хорни не принимала его утверждений о существовании универсальных психосексуальных стадий и то, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между родителями и ребенком.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: в удовлетворении и в безопасности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Хори считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависим от родителей. И если родители проявляют истинную любовь и тепло к ребенку, и тем самым, удовлетворяют эту потребность, то вероятнее всего сформируется здоровая личность, и наоборот.

В данной работе рассмотрены далеко не все подходы к вопросу формирования и развития личности, однако даже приведенные здесь основные психологические направления позволяют понять, как неоднозначна и неисчерпаема эта тема.

Таким образом, каждая психологическая теория, затрагивающая вопросы формирования личности рассматривает этот процесс под углом своего учения и благодаря этому обогащает концепцию развития личности в целом. Кардинальные, на первый взгляд, различия между взглядами некоторых психологических школ, гармонично дополняют друг друга при рассмотрении их с культурно-исторической позиции. И тем не менее, несмотря на большое количество концепций развития личности, этот вопрос до сих пор остается открытым, не изученным до конца.

Соотношение биологического и социального в личности.

Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального.  

Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю человечества. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции и позиции других людей. Культурное развитие индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку законов. 

Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как биологическое существо. Его организм – это человеческий организм, а его мозг – это человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более, социально незрелым, беспомощным. Созревание и развитие организма человека с самого начала протекает в социальных условиях, которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим образом, не так как у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы раскрыть законы биологического развития человеческого индивида и особенности их действий в условиях его жизни в обществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является основанием, исходной предпосылкой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не с нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе как «tabula raza» (чистый лист, на котором жизнь пишет свои письмена) наукой не подтверждается. Человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивающей универсальную его готовность к развитию, в том числе и к развитию психическому.

Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии психического развития, а потом исчезают. Развитие организма – процесс постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей предпосылки психического развития. Таким образом, биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по разному в различные периоды.

В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов в разные периоды развития человека. Ученые доказали, что психические процессы развиваются только в деятельности человека и в ходе его общения с другими людьми. Для того чтобы выявить законы, управляющие психическим развитием человека, необходимо знать, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов. Не изучив биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психики речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, что мозг как основа психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности человека. Важнейшие стороны развития – это овладение исторически сложившимися способами деятельности и способами общения, освоение знаний и навыков и др. 

Из всего сказанного выше сделать вывод: развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью. Попытки представить личность как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов – очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, при других – как его предпосылка. При некоторых условиях играет роль содержания психического отражения, при некоторых – роль фактора, влияющего на психическое развитие, или причины отдельных актов поведения. Биологическое может быть и условием для возникновения психических явлений т. д.

Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и социальным. Это затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое – психическое – социальное». Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю.

Биологическое и социальное в структуре личности

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов -биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность экзопсихике, которая определяется социальным факторном. Современные многофакторные теории личности в конечном счете сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов – биологического и социального.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру, рядоположенную и равноправную подструктуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации.

Расскажем об исследовании, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышал 80-130 см. Было установлено значительное сходство индивидуальных черт этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У многих из них наблюдался специфический инфантильный юмор, некритический оптимизм, непосредственность, высокая выносливость в ситуациях, требующих значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т.д. Указанные черты не могут быть отнесены ни к эндопсихике, ни к экзопсихике уже хотя бы потому, что, являясь результатом природных особенностей карликов, они могут возникнуть и сформироваться только в условиях той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента, когда выявилась разница роста между ними и их сверстниками. Именно потому, что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мыслить так же, как и остальные, у карликов возникает и фиксируется специфическая структура индивидуальности, которая маскирует их угнетенное состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и к себе. Если на минуту представить, что карлик формируется в обществе людей того же роста, то станет совершенно очевидно, что у него, как и у всех его окружающих, будут формироваться совсем другие черты личности.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Соотношение биологического и социального в личности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Соотношение биологического и социального в личности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Соотношение биологического и социального в личности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Биологическая теория личности: развитие

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему вы такой, какой вы есть?

В частности, почему ваша личность такая, какая она есть? Есть много вероятных ответов, но если вы спросите биологического психолога, они скажут, что ваше поведение обусловлено вашими генами.

  • Сначала рассмотрим биологические теории личности.
  • Какие существуют типы биологических теорий развития личности?
  • Что такое PEN-модель Хана Айзенка?

Определение биологических теорий личности

Аргумент природы против воспитания кажется старым как мир. Возникают ли наши личности в результате генетического кодирования или они являются результатом влияния окружающих нас людей? В то время как многие могут утверждать, что это сочетание природы и воспитания, другие больше сосредотачиваются на природной стороне личности. Биологические теории личности представляют собой группу теорий, отстаивающих природу (или биологическую) сторону этого продолжающегося спора.

Природа против воспитания : Продолжающийся спор, в котором одна сторона утверждает, что мы рождаемся особым образом ( природа ), а другая сторона утверждает, что мы находимся под влиянием, чтобы стать теми, кто мы есть ( воспитание ).

Твой младший брат очень раздражает. Вы думаете, что это, скорее всего, связано с тем, как его воспитали ваши родители, но иногда вы задаетесь вопросом, не является ли это просто частью его генетического кода. Это может быть и то, и другое! Если вы решите, что это связано с его воспитанием, вы встанете на сторону воспитания в споре. Если вы решите, что это связано с генетикой или биологическими факторами, вы встанете на сторону природы в споре.

Глядя на личность через биологическую линзу, просто помните, что мы пытаемся увидеть человека таким, какой он есть. Биологические теории личности рассматривают не внешних факторов (например, влияние окружающих), а скорее внутренних факторов (например, генетику), чтобы объяснить, почему наша личность такая, какая она есть.

Эти теории пытаются проследить, как кто-то стал тем, кто он есть, благодаря генетике, неврологии, ДНК и другим внутренним факторам.

Биологические теории развития личности

Существует несколько различных способов, которыми наша биология может влиять на нашу личность на протяжении всей нашей жизни. Это гораздо больше, чем просто наша генетика! Гормоны, травматические события, нейротрансмиттеры и другие факторы могут влиять на нашу личность и изменять ее. Некоторые из биологических основ личности включают:

  • Генетические факторы/ДНК

    Тревожные расстройства или склонность к тревоге могут передаваться по наследству в семье. Специфического гена тревожности не существует. Несколько разных генов, по-видимому, играют роль в тревожных настроениях.

  • Структуры мозга

    Продолжающееся исследование модели личностных черт Кеттелла «Большой пятерки» показывает, что люди с более высоким уровнем добросовестности, как правило, имеют более крупную l атеральную префронтальную кору, чем те, у кого низкий уровень сознательности. добросовестность. Латеральная префронтальная кора — это структура мозга, которая играет роль в нашей организации и поведении.

  • Выделения гормонов

    Гормон тестостерон (присутствует у мужчин и женщин, но в большей степени у мужчин) жизненно важен для его влияния на нашу общительность, агрессию и сексуальность.

Биология может формировать нашу личность по мере того, как мы стареем и проходим через различные фазы детства, юности и взрослой жизни. Биологические теории развития личности хотят рассмотреть постоянные и непостоянные аспекты нашей личности с течением времени, поскольку они связаны с биологическими причинами или факторами.

Кажется, что наши личности имеют тенденцию оставаться последовательными, несмотря на влияние окружающей среды. Это аргумент в пользу природы, а не воспитания (или биологических причин, а не экологических). Если ребенок ведет себя тихо и предпочитает играть сам по себе, он вырастет во взрослого, который также предпочитает тишину и одиночество.

Биологические теории личности в психологии

Существует множество биологических теорий личности, но в этой статье мы рассмотрим следующих психологов и их теории: Джеффри Грея Теория чувствительности к подкреплению и Ганса Айзенка Трехфакторная модель личности (PEN-модель).

Теория чувствительности к подкреплению

Джеффри Теория чувствительности к подкреплению Грея основана на представлении о том, что мы используем три типа биологически обусловленных реакций, когда сталкиваемся со стрессом или страхом. Он утверждает, что у каждого есть определенный метод реагирования на определенные раздражители. Эти индивидуальные реакции могут лежать в основе личностных черт беспокойства и импульсивности.

Три реакции, которые люди используют при столкновении со стрессом или страхом, называются t он реакцией драться, бежать или замереть. Этот процесс объясняет, что в стрессовых или вызывающих страх ситуациях человек либо будет сражаться (встретиться со стимулами лицом к лицу), либо улететь (убежать от раздражителей), либо замереть (не реагировать на раздражители). То, как человек инстинктивно реагирует, может соответствовать личностным чертам, связанным с беспокойством, чрезмерным обдумыванием, импульсивностью и беспокойством.

Марк, Эндрю и Грейсон сейчас в походе в Аппалачах. Они видят знаки, предупреждающие о медвежьих берлогах поблизости. Они не обращают внимания на знаки, потому что сейчас зима, и они знают, что сейчас сезон спячки. Продолжая идти, они вдруг слышат громкий шорох в кустах неподалёку. Большой медведь выскакивает, пугая троих мальчиков. Марк с криком убегает, а Джейк застыл от страха, а Грейсон пытается достать перцовый баллончик. Основываясь на их реакции, Марк выбрал рейс , Джейк выбрал замораживание , а Грейсон выбрал бой .

В Северной Америке ежегодно регистрируется около 11 нападений бурых медведей, большинство из которых выживает. Национальные парки, в которых обитают медведи, предполагают, что лучший способ пережить нападение — оставаться спокойным и собранным. Не стоит убегать с криком, так как это может спровоцировать нападение медведя. Если вы все же столкнулись с ним, вы должны медленно отступить с поднятыми руками. Если медведь все-таки нападет, лягте в позу эмбриона и закройте голову руками. Медвежий спрей работает, но не на 100 процентов.

Как бы вы отреагировали?

Джеффри Грей также представил две поведенческие системы, совпадающие с нейробиологическими процессами.

Система подавления поведения Грея

Грей предположил, что наши реакции на ситуации, которые мы связываем с негативностью , можно предсказать, потому что наш мозг вспоминает предыдущие реакции на то же событие или окружающую среду. Система поведенческого торможения — это нейробиологическая система, которая может предсказывать нашу реакцию на определенные раздражители из-за прежнего опыта, который мы считали негативным.

Анжелика обнаружила, что у нее сильная аллергия на моллюсков, когда впервые попробовала их. Теперь всякий раз, когда она видит моллюсков, она волнуется, вспоминая свою поездку в отделение неотложной помощи для лечения.

Эта поведенческая система связана с такими чертами личности, как осторожность, доверие, тревога и эмоциональность.

Система поведенческой активации Грея

Напротив, система поведенческой активации Грея предполагает, что наш мозг/тело предрасположено к преследованию и достижению целей благодаря нашему разуму положительная ассоциация . Система поведенческой активации — это нейробиологическая система , которая способствует мотивации и побуждает к достижению целей на основе опыта, который мы считаем положительным.

Сэмми создает цель на каждый месяц в течение года. Это началось как способ справиться с прокрастинацией, но со временем это вошло в привычку. Ей нравилось ощущение достижения своей ежемесячной цели, что мотивирует ее продолжать ставить цели каждый месяц.

Эта поведенческая система связана с чертами личности, которые включают самосознание, самодисциплину и исполнительность.

Биологическая теория личности Ганса Айзенка

Ганс Айзенк был немецким психологом, известным своей моделью PEN. Это одна из основных биологических теорий личности. Модель PEN основана на трех чертах личности, которые, по мнению Айзенка, коррелируют с активацией нашей лимбической системы и ретикулярной формации. Оба являются структурами мозга, и каждый из них играет ключевую роль в функционировании мозга и тела. Лимбическая система фокусируется на эмоциях, поведении и памяти, а ретикулярная формация фокусируется на возбуждении и сознании.

Лимбическая система : расположенная в мозгу, она участвует в реакциях, формирующих наше поведение и эмоции. Он конкретно контролирует поведение, которое мозг считает жизненно важным для выживания, например, прием пищи и реакцию на опасность (вспомните реакцию Грея «бей, беги или замри»).

Ретикулярная формация : Расположенная в мозгу, это сложная группа нейронов, которые помогают с функциями, связанными с сознанием и возбуждением.

Три черты личности для модели PEN — это психотизм, экстраверсия и невротизм. Айзенк называл эти три черты суперпризнаками .

Говоря о модели PEN Айзенка, имейте в виду, что она включает в себя диапазон возможных оценок для каждой черты. Независимо от того, набираете ли вы высокие или низкие баллы за эту конкретную личность, это не является на 100% точным изображением этого человека.

Психотик и нормальность

Буква P в PEN означает психотизм. Если у кого-то высокие баллы по психотизму, его личность будет отражать человека, который с большей вероятностью будет игнорировать социальные нормы, поскольку он не мотивирован стимулами. Люди этой категории также более склонны игнорировать авторитет и правила, установленные другими. Однако Айзенк также отметил, что люди этой категории очень креативны и любят мыслить нестандартно.

Если у кого-то низкий уровень психотизма, его личность будет отражать человека чувствительного, чуткого и более склонного следовать правилам, установленным другими. Люди с низким уровнем психотизма также с большей вероятностью избегают конфликтов, поскольку предпочитают мирную обстановку.

личностные признаки, связанные с психотизмом (высокий):

  • Агрессивный

  • Cold

  • Безлиганный

Пожалуйста, помните, что если кто -то на высоком уровне в психотизме, это не означает, что они психоты. Наличие черт личности, связанных с психотизмом, — это не то же самое, что переживание психоза или других симптомов, типичных для психотического расстройства. Термин «психотик» здесь означает нечто иное!

Экстраверсия и интроверсия

Буква E в PEN означает экстраверсию. Если у кого-то высокий показатель экстраверсии, он более общителен и общителен. Экстравертам нравится среда, в которой они могут общаться и получать внимание. Если кто-то набирает низкие баллы в этой категории, у него более спокойная личность, которая предпочитает среду с небольшим скоплением людей и занятия, которые они могут выполнять в одиночку. (Однако это не означает, что они одиноки или замкнуты.)

Черты личности, связанные с экстраверсией (высокая)

  • Carefree

  • SOCIALE

  • Lively

Невротизм и стабильность

В модели Eysenck’s Pen, N означает невротизм. Если у кого-то высокие баллы по невротизму, у него личность, ориентированная на себя, и он с большей вероятностью будет испытывать стресс и тревогу. Низкий балл указывает на то, что у них спокойная личность и они более непринужденны. Они также будут лучше справляться со стрессом и беспокойством.

личностные признаки, связанные с невротизмом (высоким)

  • Tense

  • В тревожных

  • Moody

Биологическая теория личности наши личности созданы биологическими средствами. Эти теории также пытаются обнаружить взаимосвязь между развитием личности, нашей ДНК и нашими психическими процессами.

  • Эти теории показывают, как эти биологические основы формируют нашу личность по мере того, как мы стареем и проходим через различные фазы детства, юности и взрослой жизни.

  • Биологические теории развития личности хотят рассмотреть закономерности и изменения личности с течением времени, поскольку это связано с биологическими средствами.

  • Модель PEN основана на трех чертах личности, которые, по мнению Айзенка, коррелируют с активацией нашей лимбической системы и ретикулярной формации.

  • Три черты личности для модели PEN: психотизм, экстраверсия и невротизм; Айзенк называл эти три черты суперчертами.

  • Биологическая теория личности | Практическая психология

    Споры между природой и воспитанием почти так же стары, как курица и яйцо. Что с большей вероятностью повлияет на то, как мы развиваем личность и как мы себя ведем? Это гены, с которыми мы рождаемся? Или нас учат и формируют наши родители, школьные учителя и культура? Бихевиористские и гуманистические взгляды берут на себя «воспитательную» сторону дебатов. Но давайте поговорим о «природной» стороне. Биологическая теория личности дает нам больше вопросов и ответов для размышлений, когда мы размышляем о нашей собственной личности.

    Что такое биологическая точка зрения на личность?

    Эта точка зрения утверждает, что мы генетически предрасположены к определенным чертам личности, от чистоплотности до экстраверсии. Это противоречит идее о том, что наше окружение и жизненный опыт формируют нашу личность. Точно так же эволюционная теория предполагает, что наша личность возникает из среды, которая со временем благоприятствует определенным чертам.

    Некоторые из самых ранних и самых известных примеров биологической точки зрения — это идеи, выдвинутые Чарльзом Дарвином. Дарвин был отцом эволюционной психологии. Его теории эволюции предполагали, что виды эволюционируют с течением времени; представители указанных видов с более сильными чертами с большей вероятностью будут воспроизводиться и передавать эти черты своему потомству. Эволюция отдает предпочтение не только физическим чертам, таким как более высокие люди или более быстрые пловцы.

    Гены и мозг

    Где биологи находят наши черты? В наших генах и в нашем мозгу. Чтобы проверить эту теорию, психологи изучили однояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы имеют одинаковые гены, но те, кто разлучен при рождении, будут расти в совершенно разных условиях. Когда ученые смотрят на их сходства и различия, они могут понять, что такое природа и что такое воспитание.

    Используя исследования однояйцевых близнецов, мы можем определить, какой процент признаков может быть обусловлен генетикой. Если признак может передаваться через ген, мы называем его «наследуемым».

    Наследуемость : Разница между несколькими людьми, которая может быть объяснена генетическими различиями.

    На некоторые черты нашего характера влияют гены, а на некоторые нет.

    Например, согласно исследованию личности однояйцевых близнецов, эти черты связаны с генетикой:

    • Социальная близость: 15%
    • Ориентация достижений: 38%
    • Традиционализм: 59%
    • Воображение: 74%

    Одним из примеров гена, который может влиять на признак, является ген рецептора дофамина-4. Этот ген был связан с чертой людей, стремящихся к острым ощущениям и наслаждающихся новизной.

    Близнецы Джим

    Возьмите близнецов Джим в качестве реального примера того, что черты могут передаваться через гены.

    Джим Льюис и Джим Спрингер были однояйцевыми близнецами, разлученными при рождении. В конце концов они встретились в возрасте 39 лет и быстро попали в заголовки газет из-за их очень похожих жизней. Оба были одинакового роста и веса с похожими привычками. Что еще более странно, так это то, что оба близнеца были дважды женаты на женщинах с одинаковыми именами. (Их первую жену звали Линда, вторую — Бетти.) Они также водили одну и ту же машину. Насколько безумны эти сходства?

    Не все в близнецах Джим было похоже; они носили разные прически и выбирали разные профессии. Но история близнецов Джим и другие исследования однояйцевых близнецов показывают, что наши гены могут быть очень тесно связаны с чертами нашей личности и решениями, которые мы принимаем.

    Химия мозга и черты личности

    Другие исследования показывают, насколько важна химия мозга для наших реакций и того, как мы оцениваем окружающую среду. Различные части мозга «отключаются», когда мы принимаем решения. Чем сильнее эти реакции, тем больше вероятность того, что человек будет обладать определенными личностными чертами. Например, у людей с сильным неврозом реакция миндалевидного тела — части мозга, отвечающей за реакцию на страх, — сильнее.

    Теоретики-биологи считают, что, изменив размер миндалевидного тела, теоретически мы можем изменить степень невротичности человека. То есть, если бы вы могли контролировать размер того или иного участка мозга.

    Физическая структура мозга также может быть связана с чертами личности. Исследования Кембриджского университета выявили положительную корреляцию между открытостью и складчатостью в префронтальной коре.

    Биологическая перспектива Примеры: нейропластичность

    Легко списать теорию «природы» как что-то, что не может измениться. Люди могут полагать, что если вы родились с агрессивным темпераментом, вы не можете слишком много сделать, чтобы изменить свои гены и склонность к агрессии.

    Это не совсем так. Наш мозг может измениться и изменить нашу личность. Одним из известных примеров этого случая является дело Финеаса Гейджа. Гейдж был железнодорожником в 1840-х годах. Во время работы он попал в серьезную аварию. Взрыв отправил утюг прямо в его голову, повредив большую часть его мозга. Финеас Гейдж каким-то образом пережил ужасную аварию, но не без последствий.

    Когда Гейдж вернулся к работе после аварии, его коллеги заметили некоторые серьезные изменения в его личности. Он не был таким дружелюбным и был более склонен к использованию ненормативной лексики. Он изменился, и его случай — яркий пример того, как травма головного мозга может серьезно повлиять на личность.

    Наркотики, плохое физическое здоровье и даже смартфоны способны изменять химический состав мозга и потенциально влиять на личность.

    Итак, благодаря принципу нейропластичности, который означает, что мы можем по существу перепрограммировать наш мозг… мы также приходим к выводу, что можем изменить химический состав нашего мозга — и, в конечном счете, изменить нашу личность.

    Что биологическая точка зрения на личность говорит о расстройствах личности?

    Изучение личности заключается не только в том, забавен ли человек от природы или открыт для нового опыта. Необходимо также собрать ответы относительно расстройств личности. Но были исследования, доказывающие, что структура мозга может влиять на развитие расстройства личности. Например, меньшие области определенных частей мозга могут быть связаны с расстройствами личности кластера B. Аномалии в мозге были связаны с шизотипическим расстройством личности. Это не означает, что факторы окружающей среды не играют никакой роли в расстройствах личности, но эти результаты следует продолжать изучать.

    Во что Ганс Айзенк верил в отношении биологической теории личности?

    Не все психологи считают, что исключительно природа или воспитание ответственны за построение чьей-то личности. Теоретик черт Ганс Айзенк считал, что сочетание генетической предрасположенности и нашего детского опыта вместе формирует личность. Айзенк также разработал теорию личности, основанную на трех чертах. Это оказало большое влияние на психологов, разработавших «Большую пятерку» и другие теории в рамках теории черт. (Другие теории черт включали списки из более чем 4000 черт или 35 факторов. Довольно широкий диапазон!)

    Другие теории, включающие биологическую теорию личности

    Ганс Айзенк — не единственный психолог, который обращался к биологии для объяснения личности. Если вам интересно узнать больше, я предлагаю узнать о следующем:

    • Теория чувствительности к подкреплению Грея: Эта теория исследует, как реакция «бей или беги» влияет на личность
    • Модель личности Клонинга:  Эта теория исследует влияние выработки и высвобождения гормонов (допамина, серотонина и т. д.)
    • Пятифакторная модель личности: Эта теория также известна как «Большая пятерка» и расширилась до «Модели HEXACO»

    Сравнение биологической теории личности с другими теориями личности

    Не каждый личностный психолог указывал на биологию при описании личности, но многие считали, что биологические факторы играют роль в том, как мы становимся теми, кто мы есть. Это краткое описание теорий личности показывает, как биологическая теория соотносится с другими школами психологии.

    Фрейд

    Зигмунд Фрейд считал, что психика состоит из трех отдельных сущностей, влияющих на личность и поведение. (Эти отдельные сущности — Ид, Суперэго и Эго.) Врожденные влечения, присущие человеческой природе, диктуют, как взаимодействуют эти три сущности. Итак, Фрейд считает, что все наши личности — это природа, верно? Не совсем. Он также указал на детские переживания и конфликты, которые формируют личность человека. Воздействие на личность человека зависит от того, на какой психосексуальной стадии развития произошло переживание. Ребенок, переживший травму на «анальной стадии» (возраст 3–5 лет), может развить анально-ретентивную личность. Неуклюжие теории Фрейда оказываются в центре дебатов о природе и воспитании.

    Б. Ф. Скиннер и бихевиористы

    Б. Ф. Скиннер, Джон Б. Уотсон и бихевиористы считали, что опыт человека формирует его личность. Джон Б. Уотсон однажды сказал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформировавшихся, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту. может выбрать — врача, адвоката, художника, купца-главнокомандующего и, да, даже нищего и вора, независимо от его талантов, наклонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». Вот и все воспитание.

    Мартин Селигман

    Увлекательные эксперименты Мартина Селигмана с выученной беспомощностью показывают, что внешние факторы и иллюзия контроля влияют на многие элементы личности и поведения. Но эксперименты Селигмана выходят за рамки электрошоковых ошейников и беспомощности. В исследовании о близнецах и генетике он предполагает, что оптимизм может иметь «существенное генетическое влияние». Его работа еще не закончена, но можно утверждать, что Селигман также находится в середине спектра природы и воспитания.

    Эрик и Джоан Эриксон 

    Эрик и Джоан Эриксон «Этапы психосоциального развития» похожи на Зигмунда Фрейда, но содержат меньше непритязательных теорий. Вместо этого они фокусируются на кризисах на каждом этапе жизни человека. То, как ребенок проходит через этот кризис, определяет его поведение и личность. Ребенок, который не научился доверять на первом этапе развития, может не доверять и на более поздних стадиях, если ему не будет предложена надлежащая поддержка. Работа Эриксона предполагает, что такие переживания, как поддержка со стороны учителей, любовь со стороны семьи, формируют личность. Они находятся на стороне «воспитания» природы против воспитания.

    Природа или воспитание?

    Завершая эту статью, я хотел бы поделиться своими мыслями о споре о природе и воспитании.

    Уроки биологической теории психологии и бихевиоризма предлагают убедительные аргументы в пользу того, что природа и воспитание влияют на личность. Так какая сторона победитель?

    Я считаю, что природа и воспитание подобны ингредиентам торта.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts