Сотрудничество в психологии это: Сотрудничество это

Билет № 7. Педагогическое сотрудничество — Студопедия

Поделись  

Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся.

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.

Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:

1) пространственным и временным соприсутствием,

2) единством цели,

3) организацией и управлением деятельностью,

4) разделением функций, действий, операций,

5) наличием позитивных межличностных отношений.

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе и 4) учитель — учительский коллектив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с самим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя).

При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель — ученик(и), как правило, дополняется взаимодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности. Во-вторых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучающихся), на эффективность его (их) учебной деятельности. В результате убедительно показано, что учебное сотрудничество ученик — ученик как организационная форма обучения предоставляет значительные резервы не только для повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету, но и для развития, формирования личности учащегося.

Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми младшего школьного возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его важные особенности.

«Построение учебного сотрудничества со взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия. Построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации.

Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности:

— возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;

— растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;— меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

— снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

— ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

— меняется характер взаимоотношений между учениками;

— резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

— ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

— учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;

— воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

..

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос. Фиксируется также зависимость приемов от формы сотрудничества: итоговой и текущей. При итоговой решение задачи, предназначенной для совместной работы, может быть индивидуальным, а его контроль и оценка — производиться совместно, в процессе обсуждения итогового результата. В текущем сотрудничестве решение задачи на всех этапах ведется совместно всеми участниками.

Фазы сотрудничества. Первая фаза — приобщение к деятельности. Она включает следующие формы: 1) разделенные между учителем и учащимися действия, 2) имитируемые действия учащихся, 3) подражательные действия учащихся.

Вторая фаза динамики совместной деятельности — согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы: 4) саморегулируемые действия учащихся, 5) самоорганизуемые действия учащихся, 6) самопобуждаемые действия учащихся.



Учитель и ученик — сотрудничество в образовательном процессе

Педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, так как все стороны обучения и воспитания опосредованы общением. Хотелось бы начать статью с небольших определений, которые послужат фундаментом заданной темы. Итак, что же такое педагогическое общение?

Педагогическое общение — профессиональное общение учителя с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, включая администрацию школы. Профессиональное общение подразумевает принятие учителем ответственности за установление контакта, а также — способность осознанно применять профессиональные знания и умения в процессе этого взаимодействия.

Педагогическое общение обеспечивает эмоциональную атмосферу на уроке, которая нужна для проявления у ученика интереса к учебному процессу, предмету, установлению здоровых межличностных отношений между учениками и учителем; их личностному росту.

В. А. Сухомлинский подчеркивал важность воспитания словом, слово педагога обращено не только к слуху — к сердцу каждого. Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребенка общаться с учителем как с другом и наставником. Важным элементом сотрудничества в образовательном процессе является беседа. В диалоге каждое сообщение рассчитано на обратную связь с собеседником, которая в обогащенном виде нужна для дальнейшей обработки другому. Инструментами диалога могут выступать: позитивный фидбек (эмоциональный и содержательный), ассоциативное связывание личного опыта с темой работы, дополнение, обобщение и возвращение знания ученику в структурном виде.

Построение диалога, который способствовал бы развитию человека, процесс не быстрый, так как развитие не может произойти мгновенно.

Практические советы

Если вы слышите критику со стороны студента по отношению к вам, то он или она могут так поступать из желания помочь или навредить вам. То, что говорит человек, может быть верным, ошибочным или чем-то средним. Но будет разумно изначально не фокусироваться на этих нюансах. Вместо этого попробуйте задать человеку несколько конкретных вопросов, сформулированных таким образом, чтобы выяснить, что именно он или она имеет в виду.

Постарайтесь избегать осуждающего или оборонительного тона. Попытайтесь посмотреть на мир глазами критикующего. Сделав этот шаг, вы уже окажитесь на полпути к тому, чтобы критикующий перестал вас удручать, это поможет перейти от взаимодействия по принципу «защита и нападение» к сотрудничеству и взаимному уважению.

Эмпатия

Помощь в этом взаимодействии предусматривается важной способностью — эмпатией. Это способность наглядно представить последствия вашего поведения, как хорошие, так и плохие, умение осознать влияние ваших поступков на вас и на других людей, чувствовать искреннюю печаль и сожаление, но при этом оставаться целостной личностью в контакте с другим. Можно сказать о том, что это «магия», которая позволяет построить мост от гнева до успешности. Эмпатия не подразумевает собой способность чувствовать то же, что и чувствует другой (это сочувствие). Под эмпатией не имеется в виду и способность деликатно вести себя с учеником.

Сострадание, сочувствие — признак здоровой личности, но если чужая боль парализует и не дает возможности радоваться тому, что происходит в нашей собственной жизни, это уже похоже на слияние с другим человеком. В психологии это может называться «созависимыми отношениями».

К. Роджерс так писал об эмпатии: «Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время — тонким и чутким».

Учителя с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, прибегают к неоправданным наказаниям или морализированию. Они не способны встать на место ученика, ориентироваться в мире значимых для него переживаний, принять его оценки.

Диалог с присутствием эмпатии становится развивающим только в том случае, если мы сумеем разделить наше отношение к человеку и то, как мы относимся к тому, что он делает или сделал: «Я тебя уважаю, ты мне симпатичен, но не думай, что я буду с симпатией относиться к твоим проблемам».

Любовь, вера, интерес и уважение позволяют заработать учебной стороне диалога — языку слов. Открытые вопросы помогают учителю:

  • исследовать потребности и личный опыт;
  • исследовать моменты внутренних препятствий (барьеров) на пути достижения успеха;
  • развивать рефлексивный характер мышления;
  • делать здоровый выбор, принимать собственные решения;
  • передавать ответственность.

Как правило, люди никогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем — лишь наше восприятие этой действительности. Мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные системы. Обычно не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, а наше восприятие — отражение этой действительности. Таким образом, можно сделать несколько выводов:

  • человек реагирует на свое собственное восприятие реальности;
  • смысл коммуникации заключается в реакции, которую вызывает независимо от намерений коммуникатора;
  • человек уже обладает (потенциально) всеми ресурсами, нужными для эффективного взаимодействия.

«Я-сообщение»

Основным и важным преимуществом в работе преподавателя является умение говорить с учеником через «Я-сообщение». Цель всегда достаточно проста — научиться без страха говорить о себе с другим. Замечайте, как часто в диалоге вы употребляете местоимения: мы, наше, нас. Старайтесь заменять их на: я, моё, меня.

Положительный эффект от «Я-сообщения» может быть экологичным способом избавиться от негативных эмоций, позволит ученику с вашей стороны увидеть пример искренности, возможность лучше вас понять, а еще это поощрение к принятию самостоятельного решения. Первый и важный шаг — сообщить о своих чувствах и эмоциях в контакте с учеником:

  • я чувствую себя…
  • я ощущаю, что…

Второй шаг — обратить внимание на факт, который послужил причиной:

  • я чувствую себя расстроенным(ой), когда со мной говорят в таком тоне.

Третий шаг — предложить желаемую модель поведения. Сообщить, что мы хотим:

  • говори, пожалуйста, тише;
  • ты бы мог не использовать в разговоре со мной слова…

Важно не акцентировать внимание на том, что вам не нравится.

Сотрудничество: это не то, что вы думаете

Источник: Мишель Вильнёв — Mécanisme / Mechanism /AI-139a, CC BY 2.0/Wikimedia

Сотрудничество — это идеал, к которому многие из нас стремятся в отношениях, на работе и во внеучебной жизни. Мы путешествуем по миру со смутным чувством, что совместная работа — это хорошо, и мы должны это делать.

Но что такое сотрудничество? Многие люди предлагают идею о том, что сотрудничество — это «совместная работа над чем-то». Хотя это разумная отправная точка, проблема в том, что существует множество различных форм совместной работы. Совместная работа — это не единое предприятие, подходящее для всех. Артур Химмельман, консультант по сотрудничеству в области изменения сообществ и систем, призывает нас думать о различных формах совместной работы как о выстраивающихся в континууме, который включает в себя создание сетей, координацию, сотрудничество и совместную работу.

Сеть , например, включает в себя обмен информацией для взаимной выгоды. Такой обмен информацией относительно прост, потому что он требует изначально низкого уровня доверия, ограниченного наличия времени и отсутствия разделения территории. Два отдела в вашей компании могут, например, предупредить друг друга, когда один из них планирует провести семинар по повышению квалификации, на который будут приглашены другие (а кто бы не хотел посетить еще один семинар по повышению квалификации?!).

Координация также включает обмен информацией; кроме того, участники Координационных групп в некоторой степени изменяют индивидуальные действия для взаимной выгоды и достижения общей цели. Эта станция в континууме требует немного более высокого уровня доверия и некоторого разделения территории. Возвращаясь к примеру с семинаром, отделы перейдут к координации, если принимающий отдел намеренно запланировал семинар на время, не конфликтующее с постоянным собранием другого отдела, чтобы члены этого другого отдела могли присутствовать.

Сотрудничество дополнительно предполагает обмен информацией и ресурсами (например, человеческими, финансовыми, космическими, технологическими) для взаимной выгоды и достижения общей цели. Более формальное, чем координация, сотрудничество требует большей организационной приверженности и изменения отдельных видов деятельности. Сотрудничество также требует значительных временных затрат, более высокого уровня доверия и значительного разделения территории. Наши два отдела сотрудничали бы, если бы они решили совместно провести семинар (возможно, о сотрудничестве?), работали бы вместе, чтобы определить приглашенного докладчика, и каждый вложил бы средства для покрытия гонорара докладчика.

И, наконец, сотрудничество — лишь один из многих способов совместной работы.

Сотрудничество предполагает значительную организационную приверженность, очень высокий уровень доверия и обширное разделение территории. Качественная разница между сотрудничеством и сотрудничеством заключается в том, что сотрудничающие партнеры демонстрируют общественный энтузиазм и приверженность ценности обучения друг у друга, чтобы стать лучше в том, что они делают вместе. Например, представьте, если вышеупомянутый семинар превратится в серию семинаров, на которых разные отделы по очереди представляют содержание всей группе. Или представьте, что после того, как приглашенный докладчик выступил перед двумя отделами, межведомственные группы работают вместе над реализацией стратегии, представленной на семинаре, а затем имеют возможность сообщить отделам об их успехах и неудачах. В этих случаях отделы перешли к сотрудничеству.

Сотрудникам ясно, что важность успеха их партнеров так же велика, как и их собственный успех, и что их собственный успех зависит от успеха их партнеров. Сотрудничающие партнеры охотно разделяют риски, ответственность, ресурсы и вознаграждение за работу (узнайте больше о четырех R здесь).

Сотрудничество часто называют инструментом мечты для эффективного использования организационных ресурсов. Я полностью согласен. На самом деле, сотрудничество является предпочтительным инструментом, когда игроки хотят вместе достичь того, чего невозможно достичь в одиночку. Тем не менее, немногие из нас обучаются тому, как делать это хорошо. Таким образом, неудивительно, что многие совместные усилия не оправдывают своих первоначальных обещаний или вообще терпят крах.

Психология эффективного сотрудничества

Когда я изначально собирался написать эту статью, текущий кризис COVID-19 еще не затронул рабочие места. Теперь, когда многие из нас работают удаленно, а офисы по всему миру не выдерживают карантина, мы можем увидеть новый поворот в психологии совместной работы.

Потребность в большей связи и сотрудничестве, возможно, чтобы компенсировать нашу новую «удаленность», может остро ощущаться, и это не без проблем.

Исследования показали, что люди в 2,5 раза чаще воспринимают некомпетентность, недоверие, неверные решения, несоблюдение сроков и худшее рабочее поведение со своими виртуальными товарищами по команде, чем те коллеги, которые находятся с ними на месте[i]. Это бесполезное восприятие в то время, когда у нас мало вариантов, кроме как использовать цифровые рабочие места.

Но сотрудничество остается мощным стимулом, и сейчас, как никогда ранее, совместная работа над достижением общих целей может помочь нам мотивировать нас в период неопределенности.

Существует множество контекстуальных факторов, которые могут повлиять на совместную работу, например тип задач, которые выполняет команда, среда или культура, в которой работает команда[ii]. Но есть основные принципы, которые помогают командам добиться эффективного сотрудничества в любой ситуации. Хотя вам, возможно, придется работать немного по-другому для достижения этих целей, если у вас теперь есть большая удаленная рабочая сила, конечная цель остается той же. Важно помнить, что сотрудничество — это процесс, а не статическая структура отношений. Это то, в чем мы активно участвуем для достижения согласованного результата.

Итак, что мы должны помнить, когда дело доходит до эффективного сотрудничества?

Завоевать доверие. Люди должны доверять друг другу, иначе ничего не получится. Дело не только в честности, дело в приверженности. Сделают ли они то, о чем говорят? Справятся ли они с тем, что обещают? Это может показаться банальным, но построение доверительных отношений в команде в начале проекта может задать тон для лучшего сотрудничества в долгосрочной перспективе.

Назначьте сильного лидера. Кто-то должен воздействовать на других, чтобы они договорились о том, что нужно сделать и как это сделать. Этот человек возьмет на себя незавидную задачу управления конфликтом, но он также будет играть роль мотиватора и вдохновителя. Подумайте о личностях в вашей команде и о том, кто лучше всего подходит для этой руководящей роли с учетом конкретной задачи.

Не предполагайте. Крайне важно не делать поспешных выводов о том, что делают или не делают ваши товарищи по команде; или их намерения и мотивы. Нам легко предположить, что любой предполагаемый проступок с чьей-либо стороны связан с врожденным недостатком характера, а не с ситуацией. Это известно как «Фундаментальная ошибка атрибуции». Прежде чем делать ошибочные предположения, напомните себе, что у вашего коллеги, вероятно, самые лучшие намерения, и поднимите трубку, чтобы прояснить любое недопонимание.

Игры могут стать прекрасным инструментом для налаживания сотрудничества.

Это может показаться парадоксальным, поскольку идея участия в игре автоматически наводит на мысль о соревновании. Но когда мы соревнуемся по фиксированному набору правил, мы на самом деле сотрудничаем с нашим противником ради победы. Каждый из нас надеется на победу, но мы должны придерживаться правил, которые требуют взаимного сотрудничества — близкого брата сотрудничества. Когда мы сотрудничаем для достижения общей цели, мы также склонны больше нравиться друг другу, поэтому дружеские игры в проектной команде могут стать отличным способом наладить сотрудничество.

Убедитесь, что у вас есть подходящая команда. Выбор «правильных» членов группы зависит от задачи. В некоторых случаях требуется правильное сочетание различных знаний и опыта. Если это так, следите за тенденцией этих команд к формированию «своих групп» и «чужих групп[iii]». Небольшое обучение разнообразию и инклюзивности в начале проекта может стать желанным дополнением к процессу. В других случаях, например, если совместная работа связана с ручным трудом, выбор правильной команды может быть больше связан с получением правильных физических характеристик. Учитывайте личностные качества, такие как готовность к сотрудничеству, которые сильно влияют на показатели успеха.

Честно поговорите о том, как потянуть вес. Ничто не разрушает совместную работу быстрее, чем один человек, не вносящий вклад (вспомните ужасный групповой университетский проект). Сотрудничество требует взаимности. Хотя это не обязательно должно быть равных взносов от всех сторон, все они должны вносить достаточный вклад для достижения конечной цели. Поэтому открыто обсуждайте, почему не соблюдаются сроки или низкое качество. Возможно, кому-то нужна помощь в расстановке приоритетов или ему нужно назначить другую роль, которая лучше подходит для его сильных сторон.

Найдите лучшее время. Команды должны попытаться скоординировать определенные периоды «высокой скорости реагирования» друг с другом, чтобы помочь воссоздать продуктивность и успех личного сотрудничества. Исследования показали, что команды, которые обмениваются сообщениями быстрыми импульсами с немедленными ответами, более продуктивны, чем те, которые откладывают обратную связь из-за времени ответа на электронную почту или работы, координируемой между несколькими потоками[iv].

Помещения для сборки. Там, где раньше мы могли использовать физические пространства для поощрения совместной работы, такие как зоны отдыха и специальные комнаты для совещаний, нам нужно быть немного более творческими в том, как мы ограждаем пространство для совместного планирования и размышлений.

Подумайте о создании для этой цели специального канала мозгового штурма вдали от других коммуникационных пространств.

Преимущества создания более тесного рабочего места включают в себя больше инноваций, более высокий уровень вовлеченности и более глубокое чувство сопричастности. Нынешние ограничения COVID-19 требуют более творческих способов сотрудничества и общения, а рост гражданской журналистики приносит новую грубую достоверность и богатое личное повествование

[i] Гренни, Дж. И Максвелл, Д. (2016). «Дорогостоящие разговоры: почему то, как сотрудники общаются, создаст или сломает вашу прибыль». Получено онлайн.

[ii] Бедвелл В., Уайлдман Дж., Диасгранадос Д., Салазар М., Крамер В. и Салас Э. (2012). Сотрудничество на работе: комплексная многоуровневая концептуализация. Обзор управления персоналом, 22 (2), 128-145.

[iii] Тайфел, Х., и Тернер, Дж. К. (1979). Интегративная теория межгруппового конфликта. В WG Austin & S.Worchel (Eds.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts