Социально психологические характеристики речи: «Психологическая характеристика речи» | Образовательная социальная сеть

Содержание

Психология речи (продолжение) | Центр психологической помощи «Просвет»

Диалог является речью, состоящей из реплик, из цепи речевых реакций. Как первичная по происхождению форма речи он характеризуется социальной природой и максимальной развернутостью структуры речевого общения. Диалог определяется в первую очередь социальной средой общения и ближайшей социальной ситуацией. Он всегда предполагает общность социального плана партнеров, знание сути дела, т. е. того, о чем идет речь. Диалог опирается еще также и на ряд невербальных средств — на непосредственную предметную ситуацию, окружающую его сейчас и здесь, акустическое восприятие интонационного строя речи собеседника, зрительное восприятие собеседника — мимики, жестов. Диалог имеет специфические характеристики — сокращенность фонетической стороны речи, тенденцию к предикативности, тенденцию к смысловому семантическому строю, специфический словарь, особенность которого, в частности, заключается в употреблении слов, обозначающих и именующих окружающую ситуацию, предметы, явления. Такой словарь исходит из потребности данного актуального общения.

Важно отметить еще три характеристики диалога, имеющие значение в афазиологии, о которых писали и Л. С. Выготский, Г. Гумбольдт, Л. П. Якубинский, А. А. Щерба: 1) диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми; 2) в реплике-ответе возможно повторение лексики, заключающейся в реплике-вопросе; 3) простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания, не требуют опосредованности внутренней речью.

Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» (Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями (А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. Н. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.

Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.

Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.

Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.

Психологические характеристики

1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.

2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.

3. Роль и место речи в психической сфере:

а) опосредование и связывание всех психических процессов;

б) средство и форма познавательной деятельности;

в) средство и способ вербального общения людей;

г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоционально-волевой сферой человека.

4. Основные функции речи: зрительное восприятие собеседника — мимики, жестов. Диалог имеет специфические характеристики — сокращенность фонетической стороны речи, тенденцию к предикативности, тенденцию к смысловому семантическому строю, специфический словарь, особенность которого, в частности, заключается в употреблении слов, обозначающих и именующих окружающую ситуацию, предметы, явления. Такой словарь исходит из потребности данного актуального общения.

Важно отметить еще три характеристики диалога, имеющие значение в афазиологии, о которых писали и Л. С. Выготский, Г. Гумбольдт, Л. П. Якубинский, А. А. Щерба: 1) диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми; 2) в реплике-ответе возможно повторение лексики, заключающейся в реплике-вопросе; 3) простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания, не требуют опосредованности внутренней речью.

Психология речи (продолжение)– предыдущая\следующая – Психология речи (продолжение)

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др. , обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т. д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы делаем вывод о социальной идентичности говорящего на основе тонких лингвистических сигналов — Ассоциация психологических наук — APS

Когда мы говорим, мы «пропускаем» информацию о нашей социальной идентичности через нюансы языка, который мы используем для описания других, согласно новому исследованию в Psychological Science , журнал Ассоциации психологических наук. Это исследование показывает, что люди могут сделать вывод о социальной идентичности говорящего (например, о принадлежности к политической партии) по тому, как говорящий использует абстрактные или конкретные термины для описания чьего-либо поведения.

«Наши результаты показывают, что язык является мощным инструментом общения не только в традиционном смысле, но и в более неявной, тонкой манере», — объясняет ведущий исследователь Шанетт Портер из Чикагского университета. «Два человека могут использовать поразительно похожие слова, но передавать очень разные сообщения о своих убеждениях о других, своем отношении к другим и, как мы выяснили в настоящем исследовании, о том, кем они являются».

Предыдущие исследования показали, что люди выражают свои убеждения, ценности и стереотипы о других через тонкости использования языка, т. е. они общаются не только посредством того, что они говорят,0003 как говорят.

Конкретное описание поведения человека с использованием глаголов действия — например, «Сэм ударил своего друга» — обычно сигнализирует о том, что такое поведение является разовым явлением и не обязательно характерно для этого человека. С другой стороны, описание чьего-либо поведения с помощью прилагательных и существительных — например, «Сэм жестокий» — выглядит более абстрактно и предполагает, что поведение может отражать личную черту.

Предыдущие исследования также показали, что мы склонны использовать эти лингвистические тонкости в благоприятном ключе, когда говорим о людях, принадлежащих к той же группе, что и мы: языком описания нежелательного поведения. Однако, если мы говорим о ком-то из другой группы, картина обратная: мы склонны использовать конкретный язык для описания положительного поведения и абстрактный язык для описания отрицательного.

Портер и его коллеги предположили, что люди могут улавливать эти лингвистические нюансы и использовать их, чтобы определить, может ли говорящий разделять членство в группе с человеком, о котором он или она говорит.

В ходе одного онлайн-исследования исследователи попросили участников «представить, что кто-то рассказывает вам о человеке по имени Питер». Для половины участников подразумевалось, что Питер был демократом, а для другой половины подразумевалось, что Питер был республиканцем.

Затем всех участников попросили прочитать отрывок, в котором неизвестный оратор описал помощь и грубое поведение Питера. Некоторые участники прочитали высказывание, в котором спикер описывал помогающее поведение Питера в абстрактных терминах (например, «Однажды человек в инвалидной коляске нуждается в помощи, чтобы подняться по пандусу. Питер тянется к ручкам инвалидной коляски. полезно») и его грубое поведение в конкретных выражениях. Другие участники зачитали заявление, в котором спикер конкретно описал помогающее поведение Питера (например, «Однажды человек в инвалидной коляске нуждается в помощи, чтобы подняться по пандусу. Питер тянется к ручкам инвалидной коляски. инвалидной коляске вверх по пандусу») и его грубое поведение в абстрактных терминах.

Результаты показали, что участники были чувствительны к этим языковым сигналам. Те, кто читал о желательном поведении Питера в абстрактных терминах (и о нежелательном поведении в конкретных терминах), с большей вероятностью поверили, что говорящий и Питер были частью одной и той же социальной группы, чем участники, которые читали о поведении Питера, помогающем в конкретных терминах (и грубых выражениях). поведение в абстрактных терминах).

Эти результаты были получены независимо от того, считали ли участники социальную идентичность Питера демократической или республиканской. В другом исследовании исследователи обнаружили ту же закономерность результатов для принадлежности к христианским группам.

Дополнительные результаты показали, что когда эти лингвистические подсказки были доступны, участники использовали их для определения принадлежности говорящих к социальной группе, даже если их явно не просили сделать такую ​​​​категоризацию.

Важно отметить, что не было доказательств того, что собственная политическая, религиозная или иная групповая принадлежность участников влияла на их категоризацию принадлежности говорящих к социальной группе. Но данные действительно показали тенденцию, предполагающую, что принадлежность к группе участников влияла на то, понравился ли им говорящий.

По словам Портера, эти результаты имеют значение для тех, кто интересуется убеждением:

«Взаимодействие между языком коммуникатора и социальной идентичностью членов аудитории является важным вопросом для маркетологов, политиков, всех, кто хочет убедить человека или группу люди. »

Но исследование актуально для всех, кто использует язык для общения, говорит Портер:

«Каждому из нас может быть полезно знать, что когда мы пишем или говорим, наша аудитория воспринимает большое количество информации из очень маленьких вариаций. в способе, которым что-то сообщается».

Соавторами исследования являются Мишель Райншмидт-Сейм и Дженнифер А. Ричесон из Северо-Западного университета.

Эта работа была поддержана стипендией Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров и грантом Национального научного фонда (BCS-0921728), оба присуждены Дж. А. Ричесону.

Все данные были опубликованы через Open Science Framework и доступны по адресу https://osf.io/946vb/. Полный текст Open Practices Disclosure для этой статьи можно найти по адресу http://pss.sagepub.com/content/by/supplemental-data. Эта статья получила значок Open Data. Дополнительную информацию о значках Open Practices можно найти по адресу https://osf.io/tvyxz/wiki/1.%20View%20the%20Badges/ и http://pss. sagepub.com/content/25/1/3. полный.

Социально-психологические характеристики студентов как субъектов общения в зависимости от их отношения к опосредованному взаимодействию

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 273, 2021

XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
Номер статьи 12046
Количество страниц) 9
Секция Экологическое образование и подготовка экологов
DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312046
Опубликовано онлайн 22 июня 2021 г.
E3S Web of Conferences 273 , 12046 (2021)

Социально-психологические характеристики студентов как субъектов общения в зависимости от их отношения к опосредованному взаимодействию

Анна Короченцева * и N Элли Хачатурян

Донской государственный технический университет, 344000 Ростов-на-Дону, Россия

* Автор, ответственный за переписку: anna-kor@bk. ru

Реферат

В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологических особенностей студентов как субъектов общения и их склонности к непрямому общению, проводя значительную часть своего личного времени в социальных сетях. Проведен сравнительный анализ выраженности затруднений в реальном акте общения у студентов, предпочитающих прямое (реальное) и опосредованное общение. Достоверность полученных результатов подтверждена анализом средних значений показателей изучаемой группы, а также с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ, критерий Стьюдента) и обнаружена зависимость между склонностью студентов к непрямому общению, временем траты на общение в социальных сетях и выраженность трудностей в реальном взаимодействии, обусловленная их специфическими социально-психологическими особенностями как субъектов общения. Наибольшие трудности в их взглядах связаны с влиянием на возникновение трудностей в общении таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус; подозрительное, высокомерное, неуважительное отношение во время разговора; социально-перцептивные и экспрессивно-речевые характеристики партнеров; а также навыки и умения собеседника относительно организации взаимодействия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts