Социально психологические особенности инвалидов: Психологические особенности инвалидности

Содержание

§ 3. Социально-психологическая среда

В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. Жизнь человека, ставшего инвалидом, резко меняется — в семье: из кормильца он превращается в частичного иждивенца, нередко нуждающегося в особом уходе, помощи, зависимого от других. Снижение его продуктивности на производстве вызывает неудовлетворенность, чувство неполноценности. Ломаются прежние социальные роли, социальные связи, возможности инвалида не всегда соответствуют ожиданиям окружающих. Если человек стал инвалидом с детского возраста, то, как правило, он не имеет возможностей для полноценного социального развития, его контакты с окружающими крайне ограничены.

Необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием достижения социальной интеграции является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов.

В развитых странах этот процесс давно идет. У нас в стране, к сожалению, идея равных прав и возможностей не только не присутствует в общественном сознании, но лишь недавно начала осознаваться людьми, ответственными за социальную политику в отношении инвалидов и не получила должного отражения в правовой сфере. Но даже при полном принятии законодательных мер по реализации идеи равных прав и возможностей инвалидов в высших эшелонах власти социальная интеграция не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи.

Отход от сегрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медицинских, учебных учреждений, производственных предприятий и пр.) стал возможен в ряде развитых стран лишь благодаря тому, что в общественном сознании произошел сдвиг, здоровые люди признали за инвалидами равные права и перестали препятствовать их осуществлению.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых — мощнейший фактор социальной интеграции. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать просто потому, что здоровые не хотят общаться с ними, работодатели опасаются принять на работу (далеко не всегда эффективна распространенная система квот при трудоустройстве: если предприниматель настроен по отношению к инвалидам негативно, он предпочитает платить штрафы, но не принимать инвалида на работу). Организационные меры по интеграции, не подготовленные психологически, рискуют сказаться неэффективными.

Каково же отношение здоровых к инвалидам в нашей стране? Немногочисленные исследования выявили следующее. Представители различных слоев населения в принципе признают (97,3%), что существуют слабые и незащищенные группы, нуждающиеся в помощи общества, и только 2,7% опрошенных говорили о том, что при оказании социальной защиты и помощи не должно никому отдаваться предпочтение. На вопрос о приоритетности помощи некоторым группам людей были получены следующие ответы: инвалиды-дети (52,7%), старики в домах для престарелых (47,3%), дети в детских домах (46,4%), взрослые инвалиды (26,3), пострадавшие от аварии на ЧАЭС (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, а также люди, пытающиеся бросить пить и употреблять наркотики (по 10,0%), инвалиды Великой Отечественной войны (6,4%).

Идею социальной интеграции инвалидов на словах поддерживает большинство, однако углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровые предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид — Ваш сосед по дому», «инвалид — коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение, равно как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице («инвалид — Ваш сосед по квартире», «инвалид — Ваш начальник», «инвалид представитель органов власти»). В целом, таким образом, можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реализующим конституционные права их наравне со всеми. При этом наиболее негативные установки высказывает молодежь.

Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Так, например, здоровые оценивают качество жизни инвалидов значительно ниже (1,62 балла по 5-балльной шкале), чем сами инвалиды (2,74 балла), признавая серьезность имеющихся у них проблем.

Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, подозрительными, злыми, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастливость». Сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно оценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, а с другой — как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которые сосуществуют с симпатией и сочувствием. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов.

Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявлялись напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.

п.

Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большой степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции.

Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т. п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтернативу. При этом обращает на себя внимание активность респондентов (на вопрос ответило максимальное число опрошенных), часто сопровождая свои ответы комментариями, что свидетельствует о его актуальности.

Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть равны», «Инвалиды такие же люди, как здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь более полное моральное удовлетворение».

Как видно из этих комментариев, защищая идеи интеграции, инвалиды опираются не на социально-экономические критерии, не ставят во главу угла улучшение (худшие) материальных условий, а отдают предпочтение социально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотношений со здоровыми людьми.

Следует отметить, что часто (38,3%) ощущали к себе пренебрежение со стороны здоровых не более трети противников идеи интеграции, в то время как среди инвалидов, считающих, что они должны жить среди здоровых таких лиц было существенно больше (соответственно 61,7% и 69,9%)1.

Поскольку доля противников интеграции довольно весома, важно понять, какие факторы определяют негативность мнения инвалидов, чтобы, учитывая их при выборе оптимальных вариантов социальной политики, не интегрировать их в общество насильно.

Инвалиды, проживающие в сельской местности или небольших городах (78,8%), достоверно чаще оказываются сторонниками интеграции, чем лица, живущие в больших городах (60,4%), среди которых Москва единственное исключение: здесь 75,6% сторонников интеграции. Опросы, проведенные Министерством труда и социального развития показали, что пол и вид заболевания существенного значения не имеют, тогда как возраст является важным фактором: в старших возрастных группах число сторонников интеграции больше. Что касается тяжести инвалидности, то меньше всего противников интеграции среди инвалидов III группы (23,7%).. Люди с низким доходом, живущие в плохих бытовых условиях, также чаще оказываются противника ми этой идеи. Вероятно, это связано с тем, что эти люди потерпели неудачу в приспособлении к жизни и надеются, что жизнь в «особых условиях» окажется лучше.

Таков вкратце социальный портрет инвалидов — сторонников и противников интеграции. Они отличаются и по своим социально-психологическим характеристикам. Так, наиболее пессимистично оценивают инвалиды свое здоровье, тем больше среди них противников интеграции. Аналогично, что чем ниже оценивают инвалиды качество своей жизни, чем менее они ею удовлетворены, тем чаще среди них встречаются противники интеграции. Для инвалидов, выбирающих интеграцию, чаще оказываются значимыми такие ценности, как интересная работа и возможность равноправного участия в жизни общества, их можно характерйзовать как «больших идеалистов».

Следует отметить, что противники интеграции среди инвалидов характеризуются прежде всего более выраженным чувством психологического дискомфорта, неудовлетворенностью своей жизнью, обостренной реакцией на отношение окружающих, большей ориентацией на материальное благосостояние (что объяснимо, поскольку их уровень жизни действительно ниже, чем у сторонников интеграции).

Учитывая данные социального портрета этой группы, можно сделать вывод о том, что она действительно нуждается в «охранительных» мерах, в создании специальных условий для жизни и работы, что позволит поднять уровень жизни, и, возможно, у этих людей появится желание участвовать в жизни общества.

Поскольку взаимоотношение инвалидов со здоровыми — один из ключевых факторов социальной интеграции, рассмотрим его подробнее с точки зрения инвалидов.

Прежде всего надо заметить, что вопрос об отношении к ним здоровых очень волнует инвалидов. При этом более трети (36,6%) очень часто ощущают отношение к себе как пренебрежительное, как к людям «второго сорта». Изредка ощущают такое отношение 30,9% инвалидов. Никогда такого отношения к себе не замечала только пятая часть инвалидов (20,8%). Чаще говорят о пренебрежительном отношении к себе женщины — 42,2%, мужчины — 34,6%, инвалиды в возрасте 16—19 и 40—44 года. Чаще всего отмечают пренебрежительное отношение к себе инвалиды I группы, причем внешняя выраженность дефекта существенной роли не играет.

Поскольку интеграция на производстве — одна из важнейших сфер, составляющих социальную интеграцию в целом, остановимся на этом аспекте подробнее. Сам факт занятости еще не говорит об успешной интеграции, это лишь формальный ее аспект. Важен психологический аспект адаптации к производственной деятельности.

Среди опрошенных работающих инвалидов более одной трети (75,1%) удовлетворены своей работой, но каждый шестой (15,9%) ею скорее не удовлетворен. При этом хорошие и «нормальные» отношения в трудовых коллективах констатируют почти 89% опрошенных. Вместе с тем при среднем балле отношений с товарищами по работе (по 5-балльной шкале), равном 4,3, оценка отношений с администрацией не превышает 0,8. Такая вполне благоприятная картина объясняется тем, что инвалиды, не приспособившиеся психологически к новым условиям производственной деятельности, как правило, не удерживаются на работе. Важность социально-психологического аспекта интеграции видна в объяснении ими смысла, который имеет для них работа. На первом месте среди потребностей, которые удовлетворяет работа, стоят потребности материальные (67,8%), на втором — удовлетворение желания быть полноценным членом общества (49,1%), на третьем — потребности общения, жизни с коллективом (39,4%), т. е., помимо удовлетворения материальных потребностей, работа для инвалидов имеет очень важную социальную функцию — ощущение себя полноценным членом общества благодаря трудовой занятости.

Часто неблагополучны и семейные взаимоотношения инвалидов. Практически каждый третий инвалид отмечает нарушение взаимоотношений в семье после получения инвалидности (29,8%)2.

Чаще всего не могут создать своей семьи так называемые инвалиды с детства. Такое положение является следствием не только физического нездоровья, по и результатом того, что родители не обеспечивают должной социально-психологической адаптации ребенка-инвалида. Такой ребенок не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается, на всю жизнь этот человек: остается инфантильным, зависимым от других, пассивным, неуверенным в себе, комфортно чувствующим себя только в кругу близких. Для этой категории инвалидов, особенно имеющих видимый физический дефект, вступление в брак знаменует собой новый этап жизненного становления, достижение определенной ступени социальной зрелости. Характерной чертой таких семей является то, что большинство их создается не на основе взаимных симпатий, а оглашению (чтобы не остаться в одиночестве). В беседе практически все инвалиды, состоящие в таких браках, рассказывают, что и в семье они ощущают свое одиночество, так как с партнером у них нет ничего общего. При этом эти семьи являются достаточно прочными, не удовлетворяя потребностей партнеров в интимных отношениях, они служат формальным признаком социального благополучия и с этой точки зрения приносят определенное удовлетворение, снижают психическую напряженность.

Психологические проблемы довольно существенно отличаются в семьях с ребенком-инвалидом, со взрослым инвалидом или с престарелым инвалидом. Так, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребенка является кризисом в жизненном цикле семьи, ведет к переосмыслению социальных ролей и функций, нередко порождает семейные конфликты, ухудшает экономическое положение семьи. Когда же ребенок имеет признаки инвалидности, то этот кризис переживается с удвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро встают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности. Они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов. Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Нередко эти семьи распадаются, а ребенок, как правило, остается с матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребенка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и воспитание ребенка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможности. Преобладает в воспитании родительская гиперопека, это существенно снижает возможности адаптации ребенка ко взрослой жизни.

Возникновение проблем во внутрисемейных отношениях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связано в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье. Логика социальной роли члена семьи, ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида последствиям. В результате у инвалида может появиться чувство вины, ненужности, обузы; у членов семьи — скрытые или явные агрессия или недовольство. Супружеские конфликты на этой почве могут привести и к развалу семьи.

Данные проведенных исследований показали, что именно в семьях со взрослыми инвалидами трудоспособного возраста семейные взаимоотношения наиболее неблагоприятны, в ходе опроса потребность в устранении конфликтных ситуации и в установлении полноценных внутрисемейных контактов была высказана каждой четвертой (25,5%) частью взрослых инвалидов.

Благополучной можно признать и каждую шестую семью, имеющую на своем попечении пожилого инвалида.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Следует отметить, что и инвалиды в этих взаимоотношениях не всегда оказываются на высоте. У многих из них не хватает социальных навыков, умения “подать себя” в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, потенциальными работодателями. Это в первую очередь касается инвалидов с детства, испытывающих недостаток социального опыта. Они далеко не всегда улавливают нюансы человеческих взаимоотношений, воспринимают других людей очень общо, оценивают их на основании лишь некоторых, в основном моральных качеств – доброты, отзывчивости.

Кроме того, у инвалидов есть определенная предвзятость во взаимоотношениях со здоровыми,

Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность человека к категории «инвалид» вовсе не означает, что другие инвалиды настроены к нему благожелательно. Опыт работы общественных организаций инвалидов, психологические исследования в этой области показывают, что инвалиды предлагают объединяться и идентифицировать себя с людьми, имеющими то же заболевание, и нередко негативно относятся к другим. Так, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые являются, пожалуй, наиболее социально активными (в том числе и в плане создания общественных организаций инвалидов), отличаются установкой на своеобразное соперничество с инвалидами вследствие других заболеваний, априори оценивая себя более элитной группой.

Одним из важнейших показателей социально-психологического комфорта людей является их удовлетворенность жизнью. Не случайно этот вопрос в той или иной форме входит в различные социологические опросы населения.

Практически половина инвалидов (43,5—49,1%) оценивает качество своей жизни как неудовлетворительное, и около трети (от 27,6 до 34,8%) считает ее удовлетворительной. Чаще всего таковой признают ее инвалиды I группы (34,8%), в то время как доля инвалидов третьей (29,5%) и второй (27,6%) групп, дающих подобную оценку качества своей жизни, на 5—7% ниже. Почти в 5 раз ниже среди инвалидов II (1,5%) и III (1,9%) групп по сравнению с первой (8,7%) доля считающих качество своей жизни хорошим3.

Результаты исследований социально-психологического статуса инвалидов дают все основания для утверждения, что сознательно или неосознанно инвалиды связывают изменения своих личностных качеств с социально-экономическими переменами в стране, и изменения эти однозначно негативные.

Существенные проблемы, ждущие своего решения, встают перед инвалидами и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимоотношений на уровне макро- и микрогрупп социальная интеграция не осуществима.

Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные неблагоприятные показатели психологического самочувствия — неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, настороженное отношение к окружающим и к мерам по социальной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уровне и т. п. В эту группу входят преимущественно люди с плохим материальным положением и живыми условиями, одинокие, мужчины среднего возраста, инвалиды III группы, особенно неработающие.

Эти люди нуждаются в особо тщательно разработанных мерах социальной и психологической помощи, с учетом специфики их экономического положения и психологического самочувствия.

Анализ социально-психологических особенностей адаптации инвалидов к существующей ситуации выявляет четыре основных типа этой адаптации:

  • активно-позитивная позиция, для которой характерно стремление поиска самостоятельного выхода из сложившейся ситуации, сопровождающееся благоприятными социально-психологическими особенностями личности (достаточно высокой самооценкой, удовлетворенностью жизнью и т.п.) К сожалению, представителей этого типа крайне мало;

  • пассивно-негативная позиция, в которой неудовлетворенность своим положением (наряду с отсутствием желания самостоятельно улучшить его) сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, тревожностью, ожиданием катастрофических последствий даже от бытовых неурядиц и другими негативными социально-психологическими особенностями;

  • пассивно-позитивная позиция, которая при объективно неудовлетворительном социально-экономическом положении и низкой самооценке приводит в целом к относительной удовлетворенности существующей ситуацией и, как следствие, отсутствию желания активно менять ее в лучшую сторону. Эта позиция характерна для людей старших возрастных групп;

  • активно-негативная позиция, которая при психологическом дискомфорте и неудовлетворенности жизнью не отрицает желания самостоятельно изменить свое положение, однако практических последствий это не имеет в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств. Такая позиция более характерна для инвалидов преимущественно среднего возраста.

Вопросы для самоконтроля

  1. С какими психологическими проблемами сталкиваются инвалиды?

  2. Назовите основные причины, мешающие нормальной психологической интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.

  3. Какие психологические черты характерны для инвалидов?

  1. Какое значение, на ваш взгляд, для инвалида имеет семья?

  2. Охарактеризуйте социально-психологические аспекты положения инвалидов в различных микрогруппах.

Рекомендуемая литература

  1. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации» / Под ред. А. И. Осадчих. М., 1996.

  2. Социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов / Под ред. В. М. Васильчикова. М., 2000.

  3. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М., 1996.

  4. Развитие социальной реабилитации в России М., 2000.

5. Знакова Т. А. Вопросы профилактики и психологической поддержки инвалидов — выпускников социальных учебных заведений: Сб. информационно-методических материалов. М., 1999.

6. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.

Психологические особенности социальной работы с инвалидами

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

1. Психологические ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

1. В РФ более 8 млн.человек официально
признаны инвалидами.
Перспективный рост числа инвалидов.
2. Малое количество учреждений по
оказанию помощи инвалидам
3. Разработка технологий работы с
инвалидами (не достат.уровень)
4. Проблемы инвалидов (главная одиночество). Соц.незащищенность.

3. Понятие инвалидности

• инвалидом является лицо, которое в связи с
ограничением жизнедеятельности, вследствие
наличия физических или умственных
недостатков нуждается в социальной помощи
и защите. (Закон СССР «Об основных началах
социальной защищенности инвалидов в
СССР», принятым Верховным Советом СССР
11 декабря 1990 г.)

4. задачи социальной политики в отношении инвалидов

• обеспечение им равных со всеми другими
гражданами Российской Федерации возможностей в
реализации прав и свобод,
• устранение ограничений в их жизнедеятельности,
• создание благоприятных условий, позволяющих
инвалидам вести полноценный образ жизни, активно
участвовать в экономической, социальной и
политической жизни общества, выполнять свои
гражданские обязанности.
• объединение усилий как государственных органов,
так и общественных и частных инициатив, групп
самопомощи для наиболее полного удовлетворения
потребностей данной категории населения и
самореализации лиц с ограниченными
возможностями.
• Термин «инвалид» восходит к
латинскому корню (volid «действенный, полноценный,
могущий») и в буквальном переводе
может означать «непригодный»,
«неполноценный». В российском
словоупотреблении — со времен Петра I

6. ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ

• 1. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
• 2. По происхождению инвалидности: инвалиды с
детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды
общего заболевания.
• 3. По степени трудоспособности: инвалиды
трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I
группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы
(временно нетрудоспособные или трудоспособные в
ограниченных сферах), инвалиды III группы
(трудоспособные в щадящих условиях труда).
• 4. По характеру заболевания инвалиды могут
относиться к мобильным, маломобильным или
неподвижным группам.

7. ПРИЧИНЫ ИНВАЛИДНОСТИ

1. Для гражданского населения:
— трудовое увечье;
— профессиональное заболевание;
— с детства;
— увечье, (заболевание) связанное с аварией на
Чернобыльской АЭС;
— общее заболевание
2. Для военнослужащих:
— военная травма;
— заболевание, полученное в период военной службы;
— заболевание, полученное при исполнении (служебных)
обязанностей, военной службы в связи с аварией на
ЧАЭС.
• Основанием для определения
инвалидности является сочетание трех
факторов: нарушение функций
организма, стойкое ограничение
жизнедеятельности, социальная
недостаточность.

9. ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ

название
проблемы
социальнобытовые
проблема
получения
образования
психологические
проблемы
трудоустройства
содержание
пути решения

10. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1. Заполнить
таблицу.
2. Записать этапы
адаптации
инвалидов в
обществе.
проблемы
пути
решения

11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ

• Особенности личности (стресс,
неврозы)
• Особенности восприятия, ощущения
• Особенности мышления

English     Русский Правила

Психологические и социальные аспекты инвалидности

ПРИМЕЧАНИЕ. Эта статья старше 3 лет и может не отражать текущую информацию, несмотря на то, что страница обновляется. Он все еще может быть полезен для исследований, но его следует проверить на точность и актуальность.

Опубликовано: 14 августа 2012 г. | Обновлено: 30.07.2021
Автор: Томас С. Вайс | Контакт: Контактная информация
Рецензировано: N/A
Связанные документы: Последние элементы | Полный список

На этой странице: Резюме | Основная статья | Об авторе

Сводка: Психологическое вмешательство может помочь человеку с инвалидностью пройти через этапы инвалидности и помочь ему справиться с пережитыми трудностями. Эмоциональные аспекты, связанные с новой формой инвалидности, во многих случаях являются основным фактором, определяющим исход человека и преимущества, связанные с реабилитационными усилиями. Один из частых вопросов, который задают людям с инвалидностью, звучит так: «Что я могу сделать, чтобы помочь?» Возможно, первое, что человек может сделать, это понять, что человек с инвалидностью — это тот же человек, которым он был до того, как столкнулся со своей формой инвалидности.

спонсорские ссылки

Люди, которые впервые испытывают инвалидность, испытывают стресс; справляться с жизненными переходами, ценить изменения и испытывать проблемы с инвалидностью на протяжении всей жизни. С социологической точки зрения люди, которые впервые сталкиваются с инвалидностью, также должны иметь дело с ролью семьи, межкультурными проблемами и приспособлениями, последствиями негативного поведения по отношению к людям с инвалидностью в целом, а также с ролью профессионалов, которые работают. чтобы помочь им с адаптацией. Их система жизни и быта изменилась по-разному, а это означает, что они должны пройти процесс приспособления и самооценки.

Последние публикации по теме:

  • Позитивное переосмысление модели инвалидности
  • Федеральное законодательство США предотвращает дискриминацию при пересадке органов травма, которая приводит к психологической или физической инвалидности похоже на процесс траура и может быть приравнено к потере любимого человека; например. Процесс скорби может включать адаптацию к инвалидности, которую испытывает человек, и может быть разделен на серию из четырех этапов или задач: шок, отрицание, гнев/депрессия и адаптация/принятие.

    Этапы ожидаемы, но не упорядочены и не аккуратны. Люди с новыми формами инвалидности проходят эти этапы в своем собственном темпе и могут полностью пропускать целые этапы. Трудность возникает, когда у человека возникают проблемы с решением одной из стадий или он «застревает». Когда это происходит, дальнейшее продвижение к приспособлению и принятию затруднено.

    Новый опыт работы с инвалидностью и психологическое вмешательство

    Психологическое вмешательство может помочь человеку с новой формой инвалидности пройти этапы инвалидности и помочь ему решить любые трудности, с которыми он может столкнуться на этом пути. Результатом может стать повышение самооценки и уверенности человека. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это то, что можно использовать, чтобы помочь с предположениями, которые человек может иметь относительно своей внешности или функций организма.

    Когнитивные подходы в рамках этой формы терапии обеспечивают модальность для сосредоточения внимания на основных проблемах в процессе приспособления, помогая снизить склонность человека преувеличивать риски, связанные с новой деятельностью, а также помогая изменить любые системы убеждений, которые могут быть у человека которые мешают регулировке. Количество времени, которое человек с новой формой инвалидности может потратить на когнитивно-поведенческую терапию, зависит от типа инвалидности, которую он испытывает, и способности человека справляться с ситуацией.

    Этапы адаптации к новой форме инвалидности

    Этапы адаптации к новой форме инвалидности включают четыре основных. Эти стадии включают шок, отрицание, гнев/депрессию и приспособление/принятие. Люди проходят эти этапы в своем собственном темпе.

    • Шок: Шок включает состояние эмоционального и физического оцепенения, которое может длиться от нескольких часов до нескольких дней.
    • Отрицание: Отрицание может длиться от трех недель до двух месяцев и является защитным механизмом, который позволяет постепенно внедрять последствия новой инвалидности, которую испытал человек. Отрицание становится проблемой только тогда, когда оно мешает жизни человека, формам лечения или усилиям по реабилитации.
    • Гнев/депрессия: Гнев и депрессия являются реакцией на потерю и изменение социального отношения и статуса человека. На этом этапе человек может испытывать ряд различных эмоций и горевать об изменениях образа своего тела, функций, потере будущих ожиданий или прежнем удовлетворении, основанном на какой-либо утраченной функции.
    • Приспособление/принятие: Стадия приспособления и принятия не обязательно означает, что человек доволен инвалидностью, которую он сейчас испытывает, хотя и позволяет отказаться от любых ложных надежд, а также успешно адаптироваться к новым ролям, основанным на реалистичных возможности и ограничения. Человек может извлечь пользу из взаимодействия с другими людьми, которые испытывают формы инвалидности, и ему становится комфортно с тем, кто они есть.

    Эмоциональные аспекты, связанные с новой формой инвалидности, во многих случаях являются основным фактором, определяющим результаты лечения человека и преимущества, связанные с реабилитационными усилиями. Эффективное психологическое вмешательство полезно, когда речь идет об обеспечении восстановления после травмы, вызвавшей определенную форму инвалидности. Многие люди проходят более четырех стадий приспособления к физической инвалидности; на самом деле — люди могут пройти до двенадцати стадий, которые включают в себя:

    • Шок
    • Беспокойство
    • Торг
    • Отказ
    • Траур
    • Депрессия
    • Снятие
    • Внутренний гнев
    • Экстернализованная агрессия
    • Подтверждение
    • Приемка
    • Регулировка

    Люди с инвалидностью — вы все еще сами

    Во всех смыслах инвалидность не меняет человека. Вместо этого инвалидность угрожает представлениям человека о том, кто он есть. Люди привносят в свою инвалидность любое сочетание убеждений, взглядов, талантов, харизмы, страхов или социальных навыков, которые они имеют или способны развить. То, кем является человек, влияет на его способность приспосабливаться к инвалидности.

    Один из частых вопросов, который задают людям с инвалидностью: «Что я могу сделать, чтобы помочь?» Возможно, первое, что человек может сделать, это понять, что человек с инвалидностью — это тот же человек, которым он был до того, как столкнулся со своей формой инвалидности. . Важно не относиться к ним по-разному только потому, что у них есть форма инвалидности. Не ждите, что они станут слабее или сильнее, и не удивляйтесь, если они обнаружат в себе новые качества, которые раньше не проявлялись.

    Переживание формы инвалидности заставляет задуматься о «поиске себя». Некоторые люди гордятся тем, что они узнают о себе благодаря переживанию какой-либо формы инвалидности. Они ценят то, как инвалидность помогает определить их ценности.

    Ряд психологических приспособлений имеет мало общего с инвалидностью, которую испытывает человек; это проблемы, которые есть у всех. Например, человек может быть разочарован, потому что ему трудно найти кого-то, кого можно любить, и считает, что причиной одиночества, которое он чувствует, является его форма инвалидности. Проблема; тем не менее, это часть жизни многих людей, независимо от того, имеют ли они какую-либо форму инвалидности или нет. Для людей с инвалидностью важно избегать превращения инвалидности в козла отпущения за проблемы, которые вполне могли возникнуть в их жизни в любом случае.

    Для большинства людей с инвалидностью инвалидность не определяет их личность; это то, с чем они имеют дело, когда это становится необходимо. Один человек с инвалидностью отметил, что все человечество по сути является инвалидом, потому что мы не можем жить вместе в мире, что всегда было так и будет продолжаться в будущем. Тогда возникает вопрос: «Что является нормальным?»

    Опыт новой инвалидности

    Большинство трудоспособных людей представляют себе переживание какой-либо формы инвалидности гораздо более негативным и тяжелым, чем оно есть на самом деле. Человек может не иметь представления о том, как человек передвигается в инвалидной коляске; например, и им может показаться, что жизнь человека, передвигающегося в инвалидной коляске, полностью зависима и крайне тяжела. Факты; однако совсем другие.

    Когда у человека внезапно возникает форма инвалидности из-за травмы или диагноза формы дегенеративного заболевания, он привносит в это свои прежние представления об инвалидности. Неудивительно, что многие люди обнаруживают, что испытывают гнев, депрессию, страх, тревогу и глубокое чувство утраты на ранних стадиях своей инвалидности. Несмотря на то, насколько хорошо приспособленным, эмоционально сильным или зрелым может быть человек, переживание новой формы инвалидности — это событие, которое потрясает многие основные представления человека о своей жизни. Новая форма инвалидности также требует от человека использования своих навыков преодоления трудностей; те, в которых они, возможно, никогда не нуждались раньше.

    Опыт человека с новой формой инвалидности может быть отмечен усталостью, негативными эмоциями, чувством бессилия или замешательством. Важно помнить, что у них также есть шанс испытать уверенность и надежду, поскольку они становятся свидетелями новых способностей справляться с часто сложной ситуацией. Большинство людей, переживших новую форму инвалидности, адаптируются так, как они никогда не считали возможным. При положительной социальной поддержке со стороны членов семьи, друзей и общества в целом подавляющее большинство людей с новой формой инвалидности приспосабливаются.

    Учетные данные автора:

    Томас С. Вайс — исследователь и редактор журнала Disabled World. Томас посещал курсы в колледже и университете, получив степень магистра, бакалавра и две степени младшего специалиста, а также изучал инвалидность. В качестве помощника медсестры Томас помогал людям из различных расовых, религиозных, гендерных, классовых и возрастных групп, оказывая помощь людям со всеми формами инвалидности от рассеянного склероза до болезни Паркинсона; пара- и квадриплегия до Spina Bifida.

    спонсорские ссылки


    Disabled World — независимое сообщество инвалидов, созданное в 2004 году для предоставления новостей и информации об инвалидности людям с ограниченными возможностями, пожилым людям, их семьям и/или опекунам. Посетите нашу домашнюю страницу с информативными новостями, обзорами, новостями о спорте, историями и практическими рекомендациями. Вы также можете связаться с нами в Twitter и Facebook или узнать больше на нашей странице о нас.

    Постоянная ссылка:
    disabled-world.com/disability/social-aspects.php»>Психологические и социальные аспекты инвалидности

    Цитировать эту страницу (APA):
    Томас К. Вайс. (2012, 14 августа). Психологические и социальные аспекты инвалидности. Мир инвалидов . Получено 3 июля 2023 г. с сайта www.disabled-world.com/disability/social-aspects.php


    Disabled World предоставляет только общую информацию. Представленные материалы ни в коем случае не предназначены для замены профессиональной медицинской помощи квалифицированным практикующим врачом и не должны толковаться как таковые. Финансовая поддержка осуществляется за счет спонсорских ссылок или реферальных программ, где это указано. Любое предложение или реклама третьих лиц не является одобрением.

    Психическое здоровье людей с ограниченными возможностями

    Взрослые с ограниченными возможностями сообщают о частых психических расстройствах почти в 5 раз чаще, чем взрослые без инвалидности. Позвоните своему врачу, если ваше психическое здоровье мешает вашей повседневной деятельности в течение как минимум 14 дней в месяц.

    3 декабря rd — Международный день инвалидовВнешний значок. В Соединенных Штатах каждый четвертый взрослый — 61 миллион — имеет инвалидность. 1 Многие люди в какой-то момент жизни становятся инвалидами. Инвалидность ограничивает возможности ребенка или взрослого. Эти ограничения могут включать трудности при ходьбе или подъеме по лестнице; слух; видеть; или концентрации, запоминания или принятия решений.

    Хотя термин «инвалиды» ​​иногда относится к отдельному населению, это разнообразная группа людей с широким кругом потребностей. Два человека с одинаковым типом инвалидности могут пострадать по-разному. Некоторые недостатки могут быть скрыты или их нелегко увидеть.

    Многие взрослые с инвалидностью сообщают о частых психических расстройствах

    Недавнее исследование показало, что взрослые с инвалидностью испытывают больше психических расстройств, чем люди без инвалидности. 2 В 2018 году примерно 17,4 миллиона (32,9%) взрослых с инвалидностью испытывали частые психические расстройства, определяемые как 14 или более дней, о которых сообщалось, что они психически нездоровы за последние 30 дней. Частые психические расстройства связаны с плохим поведением в отношении здоровья, более частым обращением за услугами здравоохранения, психическими расстройствами, хроническими заболеваниями и ограничениями в повседневной жизни. 2

    Во время пандемии COVID-19 изоляция, разъединение, нарушение распорядка дня и снижение объема медицинских услуг сильно повлияли на жизнь и психическое благополучие людей с ограниченными возможностями. 3

    Позвоните своему поставщику медицинских услуг, если стресс мешает вашей повседневной деятельности в течение нескольких дней подряд. Бесплатные и конфиденциальные ресурсы также могут помочь вам или близкому вам человеку связаться с опытным, обученным консультантом в вашем районе

    Не чувствовать себя хорошо

    Все по-разному реагируют на стрессовые ситуации. То, как вы реагируете на стрессовые ситуации, такие как пандемия COVID-19, может зависеть от вашего прошлого, ваших систем поддержки (например, семьи или друзей), вашего финансового положения, вашего здоровья и эмоционального фона, сообщества, в котором вы живете, и многих других факторов. факторы.

    Люди с инвалидностью или задержкой развития могут сильно реагировать на кризисный стресс, особенно если они также подвержены более высокому риску серьезного заболевания от COVID-19(например, пожилые люди и люди любого возраста с определенными сопутствующими заболеваниями).

    Нам часто задают этот вопрос, и многие из нас говорят, что у нас все «в порядке». Но в последнее время это было трудное время, и эмоции могут быть сложными. Вы можете чувствовать грусть, беспокойство или стресс.

    Помогает сохранять позитивный настрой и напоминать себе о своих сильных сторонах. Посетите иконку How Right Nowexternal, чтобы получить вдохновение и ресурсы, чтобы найти то, что вам поможет.

    Здоровые способы справиться со стрессом

    • Знайте  , что делать, если вы заболели и обеспокоены COVID-19 . Свяжитесь с поставщиком медицинских услуг, прежде чем начинать какое-либо самолечение от COVID-19.
    • Знать, где и как получить психиатрическую помощь  и другие вспомогательные услуги и ресурсы, включая консультирование или терапию (лично или с помощью телемедицинских услуг).
    • Позаботьтесь о своем эмоциональном здоровье.  Забота о своем эмоциональном здоровье поможет вам ясно мыслить и реагировать на неотложные потребности, чтобы защитить себя и свою семью.
    • Делайте перерывы в просмотре, чтении или прослушивании новостей , в том числе в социальных сетях. Постоянно слышать о пандемии может быть неприятно.
    • Позаботьтесь о своем теле .
      • Сделайте глубокий вдох, потянитесь или помедитируйтевнешний значок
      • Старайтесь есть здоровую, хорошо сбалансированную пищу
      • Регулярно занимайтесь спортом
      • Выспитесь
      • Избегайте чрезмерного употребления алкоголя и наркотиков
    • Найдите время, чтобы расслабиться . Попробуйте заняться другими делами, которые вам нравятся.
    • Связь с другими . Поговорите с людьми, которым вы доверяете, о том, что вас беспокоит и как вы себя чувствуете. Во времена повышенного социального дистанцирования люди все еще могут поддерживать социальные связи и заботиться о своем психическом здоровье. Телефонные звонки или видеочаты могут помочь вам и вашим близким почувствовать себя социально связанными, менее одинокими или изолированными.
    • Связь с вашими общественными или религиозными организациями . Пока действуют меры социального дистанцирования, рассмотрите возможность подключения через Интернет, через социальные сети, по телефону или почте.

    Улучшение психического здоровья людей с ограниченными возможностями

    CDC финансирует два национальных центра по проблемам инвалидов, которые занимаются улучшением качества жизни людей с ограниченными возможностями.

    Инклюзивное здравоохранение Специальной ОлимпиадыВнешняя программа icon направлена ​​на улучшение физического и социально-эмоционального благополучия людей с ограниченными интеллектуальными возможностями путем расширения включения в системы здравоохранения, хорошего самочувствия и здравоохранения спортсменов Специальной Олимпиады и других лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями.

    «Я изучил методы релаксации и теперь всегда пробую их, когда чувствую себя подавленным. Я бы порекомендовал эти стратегии и другим. Сильный разум — важная составляющая счастливого тела», — делится Кейт Бартон, спортсменка Специальной Олимпиады из Миннесоты. Бартон входил в состав комитета Специальной Олимпиады, чтобы помочь разработать программу эмоционального здоровья для спортсменов Специальной Олимпиады по всему миру в рамках ее флагманской программы Special Olympics Healthy Athletes®external icon.

    Программа Strong Mindfulness Специальной Олимпиады предлагает бесплатные 1-часовые сеансы осознанности для людей с интеллектуальными нарушениями и их семейexternal icon. Участники изучают техники глубокого дыхания, осознание тела и прогрессивную мышечную релаксацию, осознанное движение и управляемую медитацию. Они также получают Руководство по развитию сильных умовpdf iconвнешняя иконка, разработанная для того, чтобы помочь им развить свои навыки преодоления трудностей в повседневной жизни.

    Национальный центр здоровья, физической активности и инвалидности (NCCHPAD)external icon стремится помочь людям с ограниченными возможностями и другими хроническими заболеваниями добиться улучшения здоровья за счет более активного участия во всех видах физической и социальной активности. Внешний значок программы NCHPAD M.E.N.T.O.R, что означает «Внимательность, упражнения и питание для оптимизации восстановления», использует целостный подход к восстановлению, улучшению и защите здоровья. Программа делит здоровье на три области: физическую, умственную и эмоциональную. В рамках этой программы люди, которые приобрели новую инвалидность (например, повреждение спинного мозга, инсульт, черепно-мозговую травму), новый диагноз (например, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона) или имеют врожденное заболевание (например, церебральный паралич, спинномозговую травму). bifida) узнают о многих способах улучшения жизни с помощью мероприятий по охране здоровья и хорошего самочувствия.

    Ресурсы по инвалидности и психическому здоровью

    • Как справиться со стрессом
    • Здоровый образ жизни
    • Национальные центры помощи инвалидам
    • CDC по вопросам инвалидности и укрепления здоровья
    • CDC Национальный центр врожденных дефектов и отклонений в развитии

    Поскольку CDC отмечает Международный день людей с ограниченными возможностями, мы просим вас присоединиться к нам и стать частью глобального движения, направленного на изменение отношения к людям с ограниченными возможностями и содействие их интеграции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts