Социальное и личное восприятие — Психологос
Фильм «Я и другие»
Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями: «Я, — сказал Иван Петрович, — вижу так, как я хочу!» Личное восприятие чаще называют осмыслением ситуации.
Развитому социальному восприятию мешает эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.
Психологи, работающие в области социального восприятия изучают, как воздействие окружающих людей влияет на наше восприятие ситуации и этих же людей.
Мир социального восприятия
В результате социального научения дети узнают, что такое страшное, а что радостное, что достойно уважения, а что презрения, кто дурак и чем дурак отличается от лоха. Детям скоро начинают видеть в месте, где они родились, не просто свой пыльный двор и качели, а — Родину, а больших людей рядом с собой воспринимать как родителей, как старших, как близких, как друзей. Или не начинают это видеть, если их к такому восприятию не приучили. См.→
Чего бояться, что нужно видеть как страшное, что будет проинтерпретировано как страшное — дети усваивают в результате социального научения. См.→
Механизмы социального восприятия (социальной перцепции)
Механизмы социальной перцепции:
- идентификация
Мы в других видим то, что находится в нас самих. Смотри Идентификация
- каузальная атрибуция
Мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали. Смотри Каузальная атрибуция
- рефлексия
То, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей.
Смотри РефлексияЭффекты социального восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия — эффекты стереотипизации, роли, присутствия, ожидания и пр. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Смотри Эффекты социального восприятия
Развитие социального восприятия
Развитие восприятия: это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс?
Огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. При этом дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут. См.→
Социальное восприятие
Термин «социальная перцепция», т. е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером(р. 1915). Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше 1. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П.Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).
Под восприятием понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы.
В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.
Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Стереотип студента.
Почти
каждый взрослый человек, имеющий опыт
общения, способен по внешности человека,
его одежде, манере говорить и поведению
достаточно точно определить многие
его социально-психологические
Это
объясняется тем, что перед человеком
никогда не стоит задача просто «воспринять»
другого. Образ партнера, создаваемый
при знакомстве, — это регулятор
последующего поведения, который необходим
для того, чтобы правильно и
эффективно в данной ситуации построить
общение. Наше общение зависит от
того, с кем мы общаемся. Для каждой
категории партнеров есть разные
«техники» общения, выбор которых
определяется характеристиками партнера.
Наиболее важные в данной ситуации
характеристики — это те, которые
позволяют отнести партнера к
какой-то группе. Именно эти характеристики
и воспринимаются достаточно точно.
А остальные черты и
1. Фактор превосходства. Проявляется в неравенстве партнеров, когда Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д.
Схема восприятия такова: При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Есть два основных источника информации:
- одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т. д.
- манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
2. Фактор привлекательности. Под его влиянием при восприятии какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Например,
в эксперименте учителем были предложены
для оценки «личные дела» учеников
и ставилась задача определить уровень
интеллекта, планы на будущее, отношения
со сверстниками
Т.е. чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Но
привлекательность нельзя считать
только индивидуальным впечатлением,
она скорее носит социальный характер.
Поэтому знаки
3. Фактор отношения к нам. Действует таким образом что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера.
Психотоги Карри и Кени1, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим других людей, и просили их оценить эти мнения Оказалось, что
чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу — чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ была настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.
межличностное общение. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Но этого оказывается недостаточным. Становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания здесь являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
- Идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.
- Эмпатия — понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько почувствуется. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
- Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Социальное восприятие — концепции и поведение
Содержание
- 1 Введение
- 2 Социальное восприятие
- 3 Невербальное общение
- 3.1 Выражение лица
- 3 .2 Зрительный контакт
- 3.3 Движения тела и поза
- 3.4 Прикосновение
- 4 Атрибуция
- 4.1 Значение
- 4.2 Как это влияет?
- 5 Формирование впечатления и управление им
- 5. 1 Формирование впечатления
- 5.2 Управление отпечатками
- 5.2.1 Самостоятельное расширение
- 5.2.2 Прочее расширение
- 6 Каталожные номера
Социальная психология — это научное исследование того, как мысли, чувства и поведение людей находятся под влиянием фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. Фактически. в рамках него изучаются различные аспекты и переменные процессов индивидуального уровня. Он включает в себя социальное познание, социальное восприятие, самость, отношение и т. д.
Давайте познакомимся с термином Социальное Восприятие.
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Социальное восприятиеПрежде всего, что такое восприятие?
Ответ согласно APA – процесс или результат осознания объектов, отношений и событий посредством органов чувств, который включает в себя такие действия, как распознавание, наблюдение и различение.
Социальное восприятие — процесс, посредством которого мы стремимся узнать и понять других людей.
Социальное восприятие позволяет людям узнавать и понимать других людей в их социальном мире.
Это важнейший процесс, который мы должны выполнять каждый день, потому что точное восприятие и понимание других обеспечивает основу всей социальной жизни.
Например, часто важно знать, когда другие говорят правду, а когда пытаются нас обмануть, знать, почему они говорят или делают определенные вещи (например, сделали ли они замечание, которое задело наши чувства намеренно или несчастный случай), и действительно ли внешнее лицо, которое они показывают, отражает их истинную внутреннюю сущность.
Переменные, изучаемые в разделе Социальное восприятие, в основном –
- Невербальное общение
- Атрибуция
- Формирование впечатления и управление им
Задумайтесь на мгновение: вы ведете себя иначе, когда чувствуете себя очень счастливым, чем когда вам очень грустно? Скорее всего, да.
Люди склонны вести себя по-разному, переживая разные эмоциональные состояния. Но как именно различия в ваших внутренних состояниях — ваших эмоциях, чувствах и настроениях — проявляются в вашем поведении?
Этот вопрос относится к основным каналам, по которым осуществляется такое общение. Результаты исследований показывают, что существует пять из этих каналов: выражений лица, зрительный контакт, движения тела, поза, и прикосновений.
Это не что иное, как формы невербального общения.
Выражение лицаБолее 2000 лет назад римский оратор Цицерон сказал: «Лицо есть отражение души».
Под этим он подразумевал, что человеческие чувства и эмоции часто отражаются на лице и могут быть прочитаны там в определенных выражениях. Современные исследования показывают, что Цицерон был прав: Можно многое узнать о текущем настроении и чувствах других людей по выражению их лиц.
На самом деле кажется, что пять различных основных эмоций четко представлены с самого раннего возраста на человеческом лице: гнев, страх, счастье, печаль, и отвращение (Изард, 1991; Розин, Лоури и Эберт, 1994). Удивление также было предложено как основная эмоция, четко отражаемая в выражениях лица.
Зрительный контактМы часто многое узнаем о чувствах других людей из их глаз.
Например, мы интерпретируем высокий уровень пристального взгляда от другого как признак симпатии или дружелюбия (Kleinke, 1986). Напротив, если другие избегают зрительного контакта с нами, мы можем заключить, что они недружелюбны, не любят нас или просто стесняются .
Если другой человек постоянно смотрит на нас и поддерживает такой контакт независимо от того, что мы делаем, можно сказать, что он или она смотрит на . Взгляд часто интерпретируется как признак гнева или враждебности — как холодный взгляд — и большинство людей находят этот конкретный невербальный сигнал тревожным (Ellsworth & Carlsmith, 1973).
На самом деле, мы можем быстро прекратить социальное взаимодействие с кем-то, кто пристально смотрит на нас, и даже можем покинуть сцену.
Движения тела и позаНаше текущее настроение или эмоции часто отражаются в положении, позе и движении нашего тела. Вместе такое невербальное поведение называется языком тела . Они тоже могут предоставить полезную информацию о других.
Во-первых, язык тела часто раскрывает эмоциональное состояние других людей. Большое количество движений, особенно тех, при которых одна часть тела что-то делает с другой частью (касание, растирание, царапание), свидетельствует об эмоциональном возбуждении. Чем больше частота такого поведения, тем выше уровень возбуждения или нервозности.
ПрикосновениеПредположим, что во время короткого разговора с другим человеком он или она ненадолго коснулись вас. Как бы вы отреагировали? Какую информацию будет передавать такое поведение? Ответ на оба вопроса: это зависит.
И это зависит от нескольких факторов, касающихся того, кто прикасается (друг, незнакомец, член вашего собственного или другого пола). Далее характер этого физического контакта (краткий или продолжительный, нежный или грубый, к какой части тела прикасаются). И контекст, в котором происходит прикосновение (деловая или общественная обстановка, кабинет врача).
В зависимости от таких факторов, прикосновение может указывать на привязанность, сексуальный интерес, доминирование, заботу или даже агрессию. Несмотря на такие сложности, существующие данные указывают на то, что когда прикосновение считается уместным, оно часто вызывает положительные реакции у человека, к которому прикасаются (например, Alagna, Whitcher, & Fisher, 1979; Levav & Argo, 2010). Но помните, такие реакции должны рассматриваться как соответствующие!
Связанный : Лицевая обратная связь Гипотеза
Атрибуция ЗначениеПроцесс, посредством которого мы ищем такую информацию и делаем выводы, известен как атрибуция. Более формально, атрибуция относится к нашим усилиям понять причины поведения других, а в некоторых случаях и причины нашего поведения.
APA определяет его как – вывод относительно причины поведения человека или межличностного события .
Как это влияет?Вы встречаете симпатичную девушку из своего класса. Вы просите их встретиться с вами на следующей неделе.
Человек отвечает: «Нет, извините. . . Я не могу сделать это на следующей неделе». Теперь вам остается только гадать, почему они отказались от вашего приглашения. Потому что вы им нравитесь не так сильно, как они вам, или они в настоящее время находятся в серьезных отношениях? Потому что они так заняты другими делами?
Вывод, к которому вы придете, будет иметь важное значение для вашей самооценки. И это также сильно повлияет на то, что вы будете делать дальше.
Этот простой пример иллюстрирует важный факт о социальном восприятии: часто мы хотим знать больше, чем просто то, что они чувствуют прямо сейчас. Кроме того, мы хотим знать, почему они говорили или делали те или иные вещи, и, кроме того, что они за люди на самом деле. Какие прочные черты, интересы, мотивы и цели у них есть.
Например, если упомянуть лишь одну из бесчисленных возможностей, мы хотим знать, обладают ли другие люди высоким или низким уровнем самоконтроля.
Если они хорошо владеют собой, мы склонны считать их заслуживающими доверия. Хотя, если у них низкий уровень этого аспекта саморегуляции, мы можем сделать вывод, что они непредсказуемы и не являются теми, на кого мы можем положиться (Righetti & Finkenauer, 2011).
Социальные психологи считают, что наш интерес к таким вопросам проистекает в значительной степени из нашего основного желания понять причинно-следственные связи в социальном мире (Pittman, 1993; Van Overwalle, 1998). Мы не просто хотим знать, как действовали другие — это то, что мы можем легко наблюдать. Мы также хотим понять, почему они так поступили.
Потому что это знание может помочь нам лучше понять их, а также может помочь нам лучше предсказать их будущие действия.
Формирование впечатления и управление им Формирование впечатленияКогда мы впервые встречаемся с другим человеком, нас буквально заливает информация. Мы можем с первого взгляда увидеть, как они выглядят и одеваются, как говорят и как ведут себя.
Хотя объем поступающей к нам информации велик, нам каким-то образом удается объединить ее в исходное первое впечатление об этом человеке — ментальное представление, которое является основой для наших реакций на него или на нее . Ясно, что формирование впечатления является важным аспектом социального восприятия.
Во многих случаях, чтобы составить представление о личности других, мы объединяем информацию с точки зрения личностных качеств. Более того, мы делаем это, возможно, математическим путем. Мы приписываем некоторое положительное или отрицательное значение всем чертам, предполагаемым в человеке. Затем мы получаем аддитивное или среднее значение этих признаков.
Управление впечатлениямиЖелание произвести благоприятное впечатление на других очень сильно, поэтому большинство из нас делает все возможное, чтобы «хорошо выглядеть» для других, когда мы встречаемся с ними в первый раз.
Социальные психологи используют термин «управление впечатлением» (или самопрезентация) для описания этих усилий, направленных на то, чтобы произвести хорошее впечатление на других, и результаты их исследований этого процесса показывают, что усилия того стоят: Люди, занимающиеся управлением впечатлением успешно часто получают важные преимущества во многих ситуациях.
Различные методы улучшения имиджа делятся на две категории:
- Самосовершенствование – Усилия по повышению своей привлекательности для других
- Другое улучшение – Усилия, направленные на то, чтобы целевое лицо чувствовало себя хорошо различными способами
Что касается самосовершенствования, стратегии включают в себя усилия по улучшению внешнего вида с помощью стиля одежды, ухода за собой и использования различных реквизитов. (пример: очки).
Дополнительные тактики самосовершенствования включают попытки описать себя в положительном ключе.
Другое улучшениеЛюди используют множество различных тактик, чтобы вызвать у других позитивное настроение и реакцию. Пример: лесть.
Кроме того, существуют такие действия, как успокаивание других, проявление интереса к их работе, помощь им и т. д.
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Ссылки- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- egyankosh.ac.in
- Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон
Лаборатория социального восприятия и отношения
Лаборатория социального восприятия и отношения (SPA) начинает наш научный анализ социальных проблем и решений с анализа фундаментальных аспектов социального мышления. Эта основополагающая предпосылка поддерживает наши усилия по исследованию чрезвычайно быстрых, непреднамеренных и временами предвосхищающих реакций на лица, тела и движения других людей — или, другими словами, немедленных перцептивных, аффективных и когнитивных реакций на невербальное поведение, расу и пол. Мы подчеркиваем ранние этапы социальной мысли, чтобы помочь выявить и решить социальные проблемы.
Стать ассистентом-исследователем
Работа ассистентом-исследователем (RA) дает лабораторный опыт, необходимый для изучения психологии в качестве карьеры. Вакансии RA в нашей лаборатории являются конкурентоспособными и требуют заявки и собеседования (около 25% претендентов принимаются).
RA обычно помогают с такими задачами, как кодирование данных и стимулов, генерация стимулов, запуск участников, а позже, в их время в лаборатории, более сложные и интеллектуально обогащенные задачи, такие как анализ данных.
RA проводят 8–10 часов в неделю в лаборатории, и их просят выделить в общей сложности 3 квартала (первый квартал позволяет нам оценить, подходит ли вам это).
- Ассистент исследования для кредита
RA узнают много нового об основных элементах исследовательского процесса и поэтому могут получить классный балл за свою работу в качестве научного ассистента (кредиты PSYC 2112). Кредиты PSYC 2112 могут засчитываться в счет ваших основных или второстепенных кредитов по выбору.
- Ассистент по исследованиям как работа-учеба
Если у вас есть пособие по работе и учебе, вы можете работать по программе RA в качестве студента, работающего на учебе. Чтобы завершить часы работы и учебы, вы должны получить федеральную награду за работу и учебу в своем ежегодном пакете наград FAFSA.
- Требования и процесс подачи заявки
Если статус RA звучит как то, что вас интересует и для чего у вас есть место в вашем расписании, свяжитесь со Спенсером Доббсом (Spencer. [email protected]) или Линдси Гулсби ([email protected])
Узнайте больше об участниках лаборатории социального восприятия и отношения
Встретить команду
Контактный телефон
Подать заявку
Запрос информации
Подарить
Начните подачу заявления
Абитуриенты бакалавриата
Мы принимаем Common App, универсальное приложение, которое можно отправить во многие школы.
Общее приложение
Первокурсники переводят студентов
9026 9 Кандидаты в аспирантуру
Перейдите к заявлению о приеме в аспирантуру, чтобы предоставить свою информацию. Для получения информации о требованиях к поступающим посетите страницу академических программ для выпускников и найдите интересующую вас программу.