Социальные уровни: СОЦИАЛЬНЫЕ УРОВНИ И СЛОИ. На пути к сверхобществу

Содержание

Тема 3. Социальная структура общества

Социальная структура и социальные институты

В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.

В узком смысле социальная структура — это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).


Социальное неравенство и социальная стратификация

Социальным неравенством (социальной дифференциацией) называются различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, особенностями профессии и т.д.

Но общество не только дифференцировано и состоит из множества социальных групп, но и иерархизировано (из этих групп составлена иерархия). Иерархии по разным признакам (основаниям) образуют основу социальной стратификации. Социальная стратификация — это дифференциация совокупности людей в иерархическом порядке в рамках определенного основания (экономического, политического, профессионального и др. ). Можно выделить множество оснований социальной стратификации. Так, П.Сорокин выделяет их три: экономическое, политическое, профессиональное. М.Вебер особо выделял такое основание (вид) социальной стратификации, как престиж.


Типы стратификационных систем

Можно выделить несколько исторических типов социальной стратификации. Так, Э.Гидденс выделяет рабство, касты, сословия, классы. Именно в таком порядке увеличивается возможность для вертикальной социальной мобильности в этих типах социальной стратификации.

В 30- 40-е годы в американской социологии У. Уорнером была предпринята попытка составить стратификационную модель общества на основе принципа самоидентификации индивидов с одним из предложенных классов. Такого рода исследования показали, что люди ощущают, осознают иерархичность общества, интуитивно определяют параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества на основании предложенных критериев следует основываться на выделении трёх уровней: высшего, среднего и низшего. Распределение индивидов и социальных групп по этим уровням возможно на основании всех критериев стратификации. Причём значимость критерия будет определяться господствующей в обществе нормативно-ценностной системой, идеологическими установками.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, который занимает промежуточное положение между противостоящими полюсами стратификационной структуры, является нейтральным связующим звеном.

Эгалитаризм, как стремление к равенству, является антиподом иерархии. Стремление к равенству проявляется в периоды экономических кризисов, когда нарастает чувство неуверенности в способности социальной структуры обеспечить эффективное развитие общества. Но стратификационная система имеет институциональный механизм защиты и воспроизводства социальной иерархии, способный адекватно реагировать на проявления эгалитаристских устремлений.


Социальная мобильность

Социальная стратификация предполагает более или менее свободное перемещение индивидов из одних социальных групп в другие. Такое перемещение называется социальной мобильностью. Итак, социальная мобильность – есть изменение социальной группой или индивидом социального положения в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» ввел в научный оборот П.А.Сорокин в работе «Социальная мобильность» (1927 г). Он выделял два основных типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Под горизонтальной социальной мобильностью или перемещением подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне в иерархической системе; под вертикальной мобильностью — перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный спуск и социальный подъем. П.А. Сорокин утверждал, что в обществе постоянно происходят изменения интенсивности и направленности социальной мобильности, носящие кратковременный характер. П. Сорокин, кроме горизонтальной и вертикальной мобильности, различал также групповую и индивидуальную мобильность. В отличие от индивидуальной мобильности как смены социальных позиций отдельного индивида, групповая мобильность определяется Сорокиным как перемещение социальных групп, классов, наций, сословий, рангов, происходящее в связи с изменением общественной значимости данных социальных групп и общностей. Причинами групповой мобильности, по мнению П.Сорокина являются социальные революции, войны, военные перевороты и смена политических режимов, восстания и другие проявления напряженности социальных отношений в социально– политической сфере общественной жизни.

П.Сорокин выделяет следующие каналы социальной мобильности: армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и партии, профессиональная организация, предприятия, семья и т.д. Условием рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности является гибкость структурных границ стратификационного общества. Различные социальные институты выполняют функции социальной циркуляции, своего рода «лифтов», позволяющих подниматься на различные этажи социальной иерархии. Но адаптация в новой социокультурной среде достаточно сложна. Социокультурная оболочка каждой социальной страты, выполняющая роль «фильтра», осуществляет своего рода контроль, способствующий отстранению индивидов, не сумевших адаптироваться в новой социокультурной среде, на «нейтральную территорию». Этот феномен нахождения человека на стыке двух страт, двух культур, называется маргинальностью. Маргинальность – состояние индивида, утратившего прежний социальный статус, и неспособного органично функционировать в рамках нового социального статуса, адаптироваться в новой культурной среде, соотнося индивидуальную систему ценностей с системой ценностей социальной группы, в которой он формально существует.

В широком смысле социальная структура — совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.


Cоциальная группа и социальная общность

Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. Они значительно варьируются как по количественному составу, так и по продолжительности существования. Как правило, общность можно выделить по системообразующим признакам: территориальные, этнические, демографические и другие.

Массовые социальные общности:

  1. представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом;
  2. для них может быть характерен ситуативный способ существования;
  3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа;
  4. для них может быть характерно объединение по какому-то одному признаку или основанию.

Социальная группа — совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон).

Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

  1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
  2. относительно высокой степенью сплоченности;
  3. отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
  4. вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Виды социальных групп:

Агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве, но не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Квазигруппа – неустойчивое, спонтанное образование, осуществляющее кратковременное взаимодействие какого-либо одного вида.

Номинальная группа – совокупность индивидов, выделенная для целей анализа по какому-либо признаку, не имеющему социального значения (группы условные, статистические).

Реальная группа – совокупность индивидов, воспринимаемых как единое целое, имеющих единую цель, общую для всех членов группы, которая может быть достигнута только путем совместных организованных действий.

Референтная группа – реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, ценности которой ориентируется в своем поведении и в самооценке.

В соответствии со степенью и характером взаимосвязей индивидов, в социальной группе различают:

Первичную группу, как разновидность малой группы, отличающуюся высокой степенью солидарности, пространственной близостью членов группы, единством идей, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов;

Вторичную группу – группу, социальные контакты между членами которой носят безличный характер. Главным критерием выделения данной группы является функциональный критерий, т.е. способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели.

Социальные группы подразделяются также на формальные и неформальные.

1. Формальные социальные группы — группы со строго определенной структурой, правилами и регламентацией действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы. Для формальной группы характерно наличие структуры, рационализации функций, разделение обязанностей. По форме своей организации формальная социальная группа является социальным институтом. Поэтому к формальной социальной группе применяются все характеристики социального института (функции, признаки и т.д.)

2. Неформальные социальные группы – группы, не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов и т. п.

В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяют большие и малые социальные группы.

1. Малая социальная группа — это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения.

2. Большая социальная группа – группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных прямых личных контактов. Большая социальная группа структурируется, как правило, как социальная организация.

Социальная организация – определённая общность, объединяющая некоторое количество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формулирующих высокоформализированные структуры.

Основные черты социальных организаций:

  1. обладают целевой природой, так как создаются для быстрой и эффективной реализации определённых целей;
  2. члены организации распределяется по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;
  3. разделение труда, его специализация по функциональному признаку;
  4. управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Цели организации – желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Социальная структура организации – совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, отношениями власти и подчинения.


Теории бюрократии

Бюрократия – социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных чёткими правилами и стандартами и на разделении функции и власти.

Концепция рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер в работе «Хозяйство и общество» разработал идеально-типическую модель рациональной бюрократии. М. Вебер различает два типа бюрократии:

1) традиционную «патримониальную», преимущественной сферой влияния которой является область государственного управления;

2) рациональную, пронизывающую сферу частно — хозяйственной деятельности.

Отличительными чертами рациональной бюрократии М. Вебер считал следующие:

  1. специализация и профессиональная компетентность чиновников, которая проверяется экзаменом и удостоверяется соответствующим дипломом;
  2. ресурсы организации отделены от имущества ее членов, как частных лиц;
  3. должностные обязанности чиновников регулируются правилами;
  4. иерархия должностей, предполагающая определенную степень ответственности нижестоящих перед вышестоящими должностными лицами, контроль за исполнением приказаний, и назначение на нижестоящие должности чиновников вышестоящими органами;
  5. строгая дисциплина;
  6. управление основывается на письменных документах;
  7. наличие каналов коммуникации, по которым передаются распоряжения «сверху – вниз»;
  8. контрактно — договорной характер отношений между отдельным чиновником и организацией;
  9. работа рассматривается как карьера;
  10. условием продвижения по службе являются заслуги перед организацией;
  11. вознаграждение – постоянное денежное жалование.

Современные формы организации практически совпадают с «бюрократической» организацией (политические партии, государство, группы по интересам). Бюрократическое управление обосновывается тем, что бюрократия выступает носителем специальных знаний. Данное превосходство бюрократия увеличивает путем сокрытия знаний, исключая публичность своей деятельности. М.Вебер полагал, что бюрократия технически способна к достижению максимального уровня эффективности и , таким образом, является наиболее рациональным средством управления.

Функциональные теории бюрократии

Т. Парсонc, основываясь на структурно-функциональном подходе, считал наиболее важными чертами бюрократии следующие:

  1. институализация ролей в виде должностей с определенными должностными функциями, полномочиями;
  2. должностные роли отделены от сферы частной жизни чиновника;
  3. должности дифференцируются по функциям и по месту в иерархической структуре организации;
  4. договорная система назначения должностных лиц в организации.

Т.Парсонс рассматривал бюрократическую организацию как преимущественно политический феномен, поскольку ориентирована она на достижение коллективных целей.

П. Блау считал критерием для определения бюрократической организации процедуру мобилизации и координации усилий различных социальных групп для достижения общих целей. Он отмечал, что бюрократической организации свойственны скорее усилия по поддержанию функционирования организации, чем усилия, необходимые для достижения основных целей.

Р. Мертон обратил внимание на проблему взаимоотношения между рациональностью и жесткостью бюрократических организаций. Исследуя социальную структуру организации, Р. Мертон выделял «механическую» и «органическую» управленческие системы. Первая соответствует рациональной модели бюрократической организации и подходит для решения долговременных стабильных задач. Вторая подходит к нестабильным условиям и ситуациям, когда проблему нельзя решить на основе формального распределения обязанностей и следования инструкциям.

В этом случае на первый план выходит сотрудничество между участниками в решении поставленной задачи в процессе горизонтальных консультаций.

Конфликтные теории бюрократии акцентируют внимание на роли бюрократии в борьбе за власть в обществе либо в отдельных социальных группах.

К. Маркс считал, что бюрократия призвана обслуживать интересы правящего класса и к важным ее чертам относил:

  1. иерархичность, жесткую регламентацию деятельности;
  2. многоступенчатость в передаче информации;
  3. конформизм и авторитарность сознания и поведения;
  4. превращение «формальных» целей в содержание деятельности.

Французский социолог М. Крозье в своей работе «Феномен бюрократии» утверждает, что власть бюрократии основана на доступе к информации, который дает возможность предвидеть результаты деятельности и приобретать влияние в соответствии со статусом в иерархической системе. Такие формальные черты бюрократии как: система распределения власти и четкое определение ролей и методов деятельности способствуют урегулированию конфликтов в организации за счет укрепления дисциплины.


Управление в организациях

Управление – это область науки, позволяющая дать теоретическую и практическую базу, обеспечивать научными рекомендациями практическую деятельность управленца (руководителя).

Процесс принятия решений. Управление рассматривается как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от руководителя принятия решения.

Ядро управления оказывает целенаправленное управляющее воздействие: прямое (приказ) и опосредованное: (через мотивы и потребности; через систему ценностей; через окружающую социальную среду).

Воздействие руководителя на подчинённых имеет цель побуждать к определённому трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям.

Стиль руководства – систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчинёнными, в способах решения деловых проблем (авторитарный, демократический, либеральный).

Стимулирование – метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие.

Организационная культура – система общих ценностей и норм, правил поведения, разделяемых всеми членами организации.

Функции организационной культуры:

  1. формирование имиджа организации;
  2. появление чувства обязанности у всех членов организации;
  3. усиление вовлеченности в дела организации и преданности ей;
  4. усиление социальной стабильности в организации;
  5. выступает средством формирования и контроля поведения сотрудников, являющегося целесообразным с точки зрения организации.

Групповые нормы и санкции

В социальных группах существуют групповые ценности и нормы. Групповые ценности — это разделяемые социальной группой (или обществом в целом, если речь идет о социальных ценностях) убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Групповые нормы производны от групповых ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам, происходящим внутри группы и в обществе, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если групповые ценности определяют общую, стратегическую составляющую поведения группы, то групповые нормы — конкретные установки поведения отдельного члена группы, определяющие границы желательного и допустимого поведения индивида в конкретной ситуации с точки зрения этой группы. Итак, групповые нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение человека в соответствии с ценностями данной конкретной группы. При этом понятно, что ценности у разных групп — разные. Соблюдение этих норм обеспечивается в группе путем применения наказаний и поощрений. Формы поощрения, как и формы наказания, у каждой группы свои.

Если же говорить об обществе в целом, то, аналогично групповым ценностям и групповым нормам, существуют социальные нормы и ценности, которые регулируют отношения в обществе в целом.



  1. Какие исторические типы стратификации выделил Э Гидденс?
  2. Что такое социальная мобильность?
  3. Какие виды социальной мобильности выделил П. Сорокин?
  4. Раскройте содержание понятия «маргинальность».
  5. Какие типы социальных групп можно выделить?
  6. Что представляют собой групповые ценности и нормы?
  7. Что такое этническая общность?
  8. Дайте характеристику первичной и вторичной социальной группе.
  9. Какие отличительные особенности малой группы выделял Г. Зиммель?
  10. В чем заключается цель управления в организации?
  11. Раскройте содержание теории рациональной бюрократии М.Вебера.
  12. В чем заключается особенность конфликтных теорий бюрократии?
  13. Каковы основные черты бюрократического управления?
  14. Что общего в функциональных и конфликтных теориях бюрократии?

К началу

Быстрый переход: Социальное неравенство и социальная стратификация; Типы стратификационных систем; Социальная мобильность; Cоциальная группа и социальная общность; Теории бюрократииУправление в организациях; Групповые нормы и санкции

Социальная структура общества — компоненты, примеры, определение

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Общество похоже на сложный механизм. Его состояние тоже зависит от того, как хорошо в нем работают элементы и связи. Только в роли шестеренок выступаем мы — люди. В этой статье мы вместе узнаем, как устроено современное общество, разберем виды его структур и поговорим о важнейшей проблеме — социальном неравенстве.

Что такое социальная структура

В широком смысле социальная структура общества (от лат. structura — порядок, расположение) — это строение общества в целом, совокупность социальных групп, которые взаимосвязаны отношениями.

Структура необходима обществу, т. к. она организует его в единое целое, систематизирует работу и делает стабильным.

Что входит в структуру общества

Из понятия структуры общества следует, что социальные группы — это основные компоненты ее системы. Они бывают разными и классифицируются по нескольким признакам:

  • численность: малые, средние, большие;

  • характер взаимодействия: первичные, вторичные;

  • факт существования: номинальные, реальные;

  • способ организации: формальные, неформальные;

  • социальное положение: этнические, территориальные, профессиональные, религиозные, демографические.

Особенности каждого из видов, их признаки и примеры мы уже подробно разобрали в статье о социальных группах.

Какими бывают социальные отношения

Структуру общества образуют взаимосвязи (или отношения) между социальными группами. Характер этих отношений может выражаться в сотрудничестве или соперничестве. Давайте подробнее разберемся, что это значит.

Характер социальных отношений между группами

СотрудничествоСоперничество

Группам взаимно интересны и выгодны отношения.

Связь между группами помогает им достичь общей цели, что укрепляет взаимопонимание.

Отношения связаны с положительными качествами: честью, уважением, поддержкой и т. д.

Каждая из групп стремится опередить соперника, чтобы достигнуть цели.

Группы считают друг друга препятствием, что приводит к социальному конфликту

Подумайте…

Приведите несколько примеров сотрудничества и соперничества между социальными группами.

Полезные подарки для родителей

В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!

Виды социальной структуры

Существуют два вида социальной структуры, которые по-разному делят людей на группы: горизонтальная и вертикальная. Давайте разберемся, как устроен каждый из них.

Горизонтальная социальная структура

В горизонтальной структуре членов общества разделяют по общим признакам. При этом по ним нельзя определить, выше или ниже находятся представители разных групп относительно друг друга. Рассмотрим некоторые из таких признаков в таблице.

КритерииПримеры

Пол

Мужчины, женщины

Возраст

Дети, подростки, молодежь, старики

Национальность

Русские, итальянцы, немцы, шведы, украинцы

Религия

Христиане, буддисты, синтоисты, мусульмане

Место проживания

Жители деревень, горожане, островитяне, москвичи

Подумайте…

Несмотря на то что номинально признаки горизонтальной структуры не делят людей на высшие и низшие слои, в обществе встречается дискриминация по ним. Приведите примеры, когда люди могут попасть в такую ситуацию из-за своей национальности, пола, места проживания, возраста, религии или других признаков.

Вертикальная социальная структура

Вертикальная социальная структура делит общество на социальные слои. Их система похожа на строение Земли, где один слой находится выше другого. Такое разделение в обществе называется социальной стратификацией, а сами слои — стратами.

То, к какому слою относится человек, определяют по четырем критериям:

  • доход;

  • объем власти;

  • образование;

  • престижность профессии.

Ресурсы неравномерно распределяются по слоям. Одни получают престиж и достаток, вторые — куда меньшее, а третьи живут за чертой бедности. Чем ниже находится социальный слой, тем меньше ресурсов он получает. Это называется социальным неравенством.

Давайте разберемся, чем конкретно различаются люди из разных социальных слоев, на примерах.

Социальные слои общества с примерами

Высший

Средний

Низший

Характерные черты

Богатство, высокий социальный статус, известность и т. д.

Стабильный доход, высшее образование, комфортное жилье и т. д.

Доход низкий, либо его нет. Среднее или неоконченное среднее образование и т. д.

Кто входит

Значимые политики, члены аристократических семей, богатые бизнесмены и т. д.

Госслужащие, мелкие и средние предприниматели, специалисты различных сфер и т. д.

Безработные, рабочие с низкой квалификацией, малоимущие

Человек не привязан к своему социальному слою на всю жизнь. Он может усердно трудиться, чтобы достичь более высокого уровня жизни, либо опуститься на слой ниже. Это называется социальной мобильностью, воспользоваться которой можно при помощи особого механизма, или института, — социального лифта.

Подумайте…

Почему считается, что так называемый средний класс дарит обществу стабильность и развитие? Аргументируйте свой ответ.

Как изменилась социальная структура в информационном обществе

При переходе к постиндустриальному обществу в начале XX века люди начали больше ценить информацию и тех, кто ею обладает. Производства все чаще стали заменять ручной труд на машинный, а для работы начали искать людей с качественным образованием. Оплата низкоквалифицированного труда упала, а умственного — поднялась. Из-за этого стало расти число тех, кто входит в средний класс. Сегодня этот социальный слой самый многочисленный.

Подумайте…

Ученые считают, что с развитием технологий в сфере искусственного интеллекта начнет падать ценность специалистов с высшим образованием. Настолько, что придет время, когда роботы будут готовы полностью заменить умственный труд человека. Как вы относитесь к этой теории? И чем, по-вашему, это может обернуться для человечества?

Проверьте себя

А теперь — традиционное задание на самопроверку. Ниже вы найдете 6 утверждений о социальной структуре общества: что это такое, его элементы и типы. Ваша задача — определить, верные они или ложные.

  1. Человек принадлежит к одному социальному слою всю жизнь и не может сменить его.

  2. Социальная структура помогает сохранять общество стабильным и единым.

  3. Социальные группы имеют два типа отношений друг с другом: соперничество и сотрудничество.

  4. Социальная стратификация — это разделение людей по признакам, которые не определяют высокое или низкое положение человека в обществе.

  5. Чем выше человек в иерархии вертикальной структуры, тем больше он имеет привилегий и власти.

  6. Самым многочисленным является низший класс, к которому относятся низкоквалифицированные сотрудники и безработные.

Если по теме структуры общества у вас остались вопросы, советуем разобрать их вместе с преподавателем. На курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию в Skysmart вы сможете вникнуть в темы, написать тестовый экзамен и морально подготовиться к настоящему. На занятиях учитель расскажет, в каких заданиях ОГЭ чаще всего ошибаются ученики, и поможет избежать этого. Испытать онлайн-платформу Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Политическая элита

К следующей статье

Политические выборы

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Социальный класс | Определение, теории и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение
  • История и использование термина

  • Ранние теории класса

  • Социальная теория класса Карла Маркса

  • Современные теории класса

  • Характеристики основных классов

Краткие факты

  • краткое изложение социального класса
  • Факты и сопутствующий контент

Читать Далее

  • Как мы называли американскую элиту до «1 процента»?

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержанию

Цели обучения

  1. Различать объективные и субъективные показатели социального класса.
  2. Обсудите, велика ли в США вертикальная социальная мобильность.

Большинство социологов определяют социальный класс как группу, основанную на сходных социальных факторах, таких как богатство, доход, образование и род занятий. Эти факторы влияют на то, сколько власти и престижа имеет человек. Социальное расслоение отражает неравное распределение ресурсов. В большинстве случаев иметь больше денег означает иметь больше власти или больше возможностей. Среди социологов существует поразительное количество разногласий по поводу количества социальных классов в Соединенных Штатах и ​​даже по поводу того, как измерить принадлежность к социальным классам. Сначала мы рассмотрим проблему измерения, а затем обсудим количество и типы классов, выделенных социологами.

Измерение социального класса

Мы можем измерить социальный класс либо объективно , либо субъективно . Если мы выбираем объективный метод, мы классифицируем людей по одному или нескольким критериям, таким как род занятий, образование и/или доход. Исследователь — это тот, кто решает, к какому социальному классу принадлежат люди, основываясь на их положении по отношению к этим переменным. Если мы выбираем субъективный метод, мы спрашиваем людей, какой класс они думают , в которых они находятся. Например, в Общем социальном обзоре спрашивается: «Если бы вас попросили использовать одно из четырех названий для вашего социального класса, к какому бы вы сказали, что принадлежите: к низшему классу, рабочему классу, среднему классу, или высший класс? На рис. 8.3 «Субъективная принадлежность к социальному классу» показаны ответы на этот вопрос. Проблема с такой субъективной мерой заключается в том, что некоторые люди говорят, что они принадлежат к социальному классу, который отличается от того, к чему могут указывать объективные критерии. Эта проблема заставляет большинство социологов отдавать предпочтение объективным измерениям социального класса, когда они изучают стратификацию в американском обществе.

Рисунок 8.3 Субъективная принадлежность к социальному классу

Источник: данные General Social Survey, 2008.

Однако даже здесь между теоретиками функционализма и теоретиками конфликта существуют разногласия относительно того, какие объективные меры использовать. Социологи-функционалисты полагаются на показатели социально-экономического статуса (СЭС), такие как образование, доход и род занятий, для определения чьего-либо социального класса. Иногда одна из этих трех переменных используется сама по себе для измерения социального класса, а иногда две или все три переменные комбинируются (способами, которые нас не должны интересовать) для измерения социального класса. Когда используется профессия, социологи часто полагаются на стандартные меры профессионального престижа. С конца 19В 40-х годах в национальных опросах американцев просили оценить престиж десятков профессий, и их оценки усреднялись вместе, чтобы получить баллы престижа для профессий (Hodge, Siegel, & Rossi, 1964). На протяжении многих лет эти показатели были относительно стабильными. Вот некоторые средние показатели престижа для различных профессий: врач — 86; профессор колледжа, 74 года; учитель начальных классов, 64 года; почтальон, 47; сборщик мусора, 28; and janitor, 22.

Несмотря на полезность SES, социологи конфликтов предпочитают другие, хотя и объективные, измерения социального класса, которые учитывают право собственности на средства производства и другую динамику рабочего места. Эти меры ближе к тому, что Маркс подразумевал под концепцией класса на протяжении всей своей работы, и они учитывают множество видов занятий и структур рабочих мест, которые он не мог себе представить, когда писал в XIX веке.век.

Например, в корпорациях есть много менеджеров высшего звена, которые не владеют средствами производства, но тем не менее определяют деятельность подчиненных им работников. Таким образом, они не вписываются точно ни в один из двух основных классов Маркса: буржуазию или пролетариат. Признавая эти проблемы, социологи конфликтов определяют социальный класс на основе нескольких факторов, включая право собственности на средства производства, степень автономии рабочих в своей работе, а также то, контролируют ли они других работников или сами находятся под надзором (Wright, 2000). .

Американская классовая структура

Как должно быть очевидно, нелегко определить, сколько социальных классов существует в Соединенных Штатах. За прошедшие десятилетия социологи выделили целых шесть или семь социальных классов, основываясь на таких вещах, как образование, профессия и доход, а также на образе жизни, школах, которые посещают дети людей, репутации семьи в обществе, способах богатство «старых» или «новых» людей и т. д. (Coleman & Rainwater, 1978; Warner & Lunt, 19).41). Ради ясности мы ограничимся четырьмя социальными классами, представленными на рис. 8.3 «Субъективная принадлежность к социальным классам»: высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс. Хотя внутри некоторых из этих широких категорий существуют подкатегории, они по-прежнему отражают наиболее важные различия в американской классовой структуре (Gilbert, 2011). Категории годового дохода, указанные для каждого класса, по общему признанию, несколько произвольны, но основаны на процентной доле домохозяйств выше или ниже определенного уровня дохода.

Высший класс

Высший класс считается высшим, и только могущественная элита может увидеть вид оттуда. В Соединенных Штатах люди с огромным богатством составляют 1 процент населения, и им принадлежит треть богатства страны (Beeghley 2008).

Деньги дают доступ не только к материальным благам, но и к большой власти. Как корпоративные лидеры представители высшего класса принимают решения, которые влияют на статус работы миллионов людей. Как владельцы СМИ, они влияют на коллективную идентичность нации. Они управляют основными сетевыми телевизионными станциями, радиопередачами, газетами, журналами, издательствами и спортивными франшизами. Как члены правления самых влиятельных колледжей и университетов, они влияют на культурные взгляды и ценности. Как филантропы, они создают фонды для поддержки социальных инициатив, в которые они верят. В качестве участников кампаний они влияют на политиков и финансируют кампании, иногда для защиты своих собственных экономических интересов.

Американское общество исторически различало «старые деньги» (унаследованное богатство, передающееся от одного поколения к другому) и «новые деньги» (богатство, которое вы заработали и создали сами). Хотя оба типа могут иметь одинаковую чистую стоимость, они традиционно занимают разное социальное положение. Люди со старыми деньгами, из поколения в поколение занимавшие прочное положение в высшем классе, пользовались высоким авторитетом. Их семьи научили их знать обычаи, нормы и ожидания, связанные с богатством. Часто очень богатые не работают за зарплату. Некоторые изучают бизнес или становятся юристами, чтобы управлять семейным состоянием. Другие, такие как Пэрис Хилтон и Ким Кардашьян, извлекают выгоду из того, что они богатые светские львицы, и превращают это в статус знаменитости, выставляя напоказ богатый образ жизни.

Однако представители высшего класса с новыми деньгами не ориентируются на обычаи и нравы элиты. Они не ходили в самые престижные школы. У них не налажены старые денежные социальные связи. Люди с новыми деньгами могут выставлять напоказ свое богатство, покупая спортивные автомобили и особняки, но они могут по-прежнему демонстрировать поведение, приписываемое среднему и низшему классам.

Средний класс

Многие люди считают себя средним классом, но существуют разные представления о том, что это значит. Люди с годовым доходом в 150 000 долларов называют себя средним классом, как и люди, которые ежегодно зарабатывают 30 000 долларов. Это помогает объяснить, почему в Соединенных Штатах средний класс делится на высшие и низшие подкатегории. Люди, принадлежащие к верхнему среднему классу, как правило, имеют степень бакалавра и аспирантуру. Они изучали такие предметы, как бизнес, менеджмент, право или медицина. Представители низшего среднего класса имеют степень бакалавра четырехгодичных колледжей или степень младшего специалиста двухгодичных общественных или технических колледжей.

Комфорт — ключевое понятие для среднего класса. Люди среднего класса много работают и живут довольно комфортной жизнью. Люди, принадлежащие к верхнему среднему классу, склонны делать карьеру, приносящую комфортный доход. Они обеспечивают свои семьи большими домами и хорошими автомобилями. Они могут кататься на лыжах или кататься на лодке в отпуске. Их дети получают качественное образование и медицинское обслуживание (Gilbert 2010).

В низшей части среднего класса люди работают под надзором членов верхней части среднего класса. Они заполняют технические, управленческие или административные должности более низкого уровня. По сравнению с работой низшего класса, рабочие места низшего среднего класса более престижны и приносят немного более высокую заработную плату. С такими доходами люди могут позволить себе достойный, обычный образ жизни, но им трудно поддерживать его. Как правило, у них нет достаточного дохода, чтобы создать значительные сбережения. Кроме того, их власть над классовым статусом более ненадежна, чем в верхних слоях классовой системы. Когда бюджет ограничен, люди из низшего среднего класса часто теряют работу.

Рабочий класс

В домохозяйствах рабочего класса обычно работают рабочие, например, на фабриках, в строительстве, в ресторанах и на менее квалифицированных канцелярских должностях. Люди из рабочего класса, как правило, не имеют 4-летнего высшего образования, а некоторые не имеют диплома средней школы. Хотя большинство из них не живет в официальной бедности, их финансовое положение очень неблагополучно. Один большой счет за лечение или дорогой ремонт автомобиля было бы почти невозможно оплатить, не влезая в большие долги. Семьи рабочего класса гораздо реже, чем их более состоятельные коллеги, владеют собственным домом или отправляют своих детей в колледж. Многие из них живут в условиях риска безработицы, поскольку их компании сокращают штат за счет увольнения работников даже в хорошие времена, а сотни тысяч начали увольняться, когда в 2008 году в США началась рецессия9.0123

Низший класс

Хотя низший класс является общепринятым термином, многие наблюдатели предпочитают менее негативно звучащий термин, например, бедный, который используется здесь. Так же, как средний и высший классы, низший класс можно разделить на подмножества: рабочий класс, работающая беднота и низший класс. По сравнению с низшим средним классом люди из низшего класса имеют меньше образования и зарабатывают меньшие доходы. Они работают на работах, не требующих особых навыков или опыта, и часто выполняют рутинные задачи под пристальным наблюдением.

Работающие бедняки имеют неквалифицированную низкооплачиваемую работу. Однако их работа редко предлагает такие преимущества, как здравоохранение или планирование выхода на пенсию, и их должности часто носят сезонный или временный характер. Они работают издольщиками, сельскохозяйственными рабочими-мигрантами, уборщиками и поденщиками. Некоторые бросили школу. Некоторые неграмотны, не умеют читать объявления о вакансиях.

Как люди могут работать полный рабочий день и при этом оставаться бедными? Даже работая полный рабочий день, миллионы работающих бедняков зарабатывают слишком мало, чтобы содержать семью. Минимальная заработная плата варьируется от штата к штату, но во многих штатах она приближается к 8 долларам в час (Department of Labor 2014). При такой ставке работа 40 часов в неделю приносит 320 долларов. Это составляет 16 640 долларов в год до вычета налогов и вычетов. Даже для одного человека зарплата низкая. Семейной паре с детьми будет сложно покрыть расходы.

Низший класс в США. Представители низшего класса живут в основном в городских районах. Многие безработные или частично занятые. Те, кто работает, обычно выполняют черную работу за небольшую плату. Некоторые представители низшего класса бездомны. Для многих системы социального обеспечения обеспечивают столь необходимую поддержку в виде продовольственной помощи, медицинского обслуживания, жилья и т.п.

Мы продолжим обсуждение бедных, когда далее в этой главе сосредоточимся на неравенстве и бедности в Соединенных Штатах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность относится к способности менять положение в системе социальной стратификации. Когда люди улучшают или понижают свой экономический статус таким образом, что это влияет на социальный класс, они испытывают социальную мобильность.

Люди могут испытывать восходящую или нисходящую социальную мобильность по разным причинам. Восходящая мобильность относится к увеличению или сдвигу вверх в социальном классе. В Соединенных Штатах люди аплодируют достижениям таких знаменитостей, как Опра Уинфри или Леброн Джеймс, которые превратились из грязи в князи. Но правда в том, что по отношению к общей численности населения число людей, которые поднимаются от бедности к богатству, очень мало. Тем не менее восходящая мобильность заключается не только в том, чтобы стать богатым и знаменитым. В Соединенных Штатах люди, получившие высшее образование, получившие повышение по службе или вступившие в брак с человеком с хорошим доходом, могут продвигаться в социальном плане. Напротив, нисходящая мобильность указывает на понижение социального класса. Некоторые люди скатываются вниз из-за неудач в бизнесе, безработицы или болезни. Уход из школы, потеря работы или развод могут привести к потере дохода или статуса и, следовательно, к нисходящей социальной мобильности.

Высшее образование является ключевым шагом на пути к восходящей социальной мобильности. Однако отдача от образования часто выше для мужчин, чем для женщин, и для белых, чем для цветных.

Ключевым средством повышения мобильности является формальное образование. Независимо от социально-экономического статуса наших родителей, у нас гораздо больше шансов получить высокооплачиваемую работу, если мы получим диплом колледжа или, что все чаще, аспирантуру или профессиональную степень. На рис. 8.4 «Образование и средний годовой заработок работающих полный рабочий день, 2007 г.» наглядно показано влияние образования на средний годовой доход американцев. Обратите внимание, однако, что для данного уровня образования доходы мужчин выше, чем у женщин. Рисунок 8.4 «Образование и средний заработок круглогодичных работников, занятых полный рабочий день, 2007 г.», таким образом, предполагает, что отдача от образования выше для мужчин, чем для женщин, и многие исследования подтверждают этот вывод (Green & Ferber, 2008). Причины этого гендерного различия сложны и будут обсуждаться далее в главе 11 «Гендер и гендерное неравенство». Если в Соединенных Штатах существует вертикальная социальная мобильность, то она выше для мужчин, чем для женщин, и выше для белых, чем для цветных.

Рисунок 8.4. Образование и средний круглогодичный заработок работников, занятых полный рабочий день, 2007 г.

Источник: данные Бюро переписи населения США. (2010). Статистическая сводка США: 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с http://www.census.gov/compendia/statab.

Нередко разные поколения семьи принадлежат к разным социальным классам. Это известно как межпоколенческая мобильность . Например, у руководителя высшего класса могут быть родители, принадлежащие к среднему классу. В свою очередь, эти родители могли быть воспитаны в более низком классе. Модели межпоколенческой мобильности могут отражать долгосрочные социальные изменения.

Аналогичным образом внутрипоколенческая мобильность относится к изменениям в социальной мобильности человека на протяжении его или ее жизни. Например, богатство и престиж одного человека могут сильно отличаться от того, что есть у его или ее братьев и сестер.

Структурная мобильность происходит, когда социальные изменения позволяют целой группе людей двигаться вверх или вниз по социальной лестнице. Структурная мобильность связана с изменениями в обществе в целом, а не с индивидуальными изменениями. В первой половине двадцатого века индустриализация расширила экономику США, повысив уровень жизни и приведя к восходящей структурной мобильности. В современной трудовой экономике недавняя рецессия и аутсорсинг рабочих мест за границей способствовали высокому уровню безработицы. Многие люди пережили экономический спад, создав волну нисходящей структурной мобильности.

Анализируя тенденции и движения социальной мобильности, социологи рассматривают все виды мобильности. Ученые признают, что мобильность не так распространена или ее легко достичь, как думают многие. На самом деле, некоторые считают социальную мобильность мифом. Американская мечта действительно существует, но гораздо более вероятно, что она так и останется только мечтой, если только мы не выходцы из привилегированных слоев общества. На самом деле вертикальная мобильность в США меньше, чем в других западных демократиях. В недавнем анализе были обобщены данные: «В большинстве других развитых экономик Европы и Скандинавии мобильность значительно выше, чем в Соединенных Штатах» (Mishel, Bernstein, & Shierholz, 2009)., п. 108).

Ключевые выводы

  • Существует несколько способов измерения социального класса. Социологи-функционалисты и конфликтологи расходятся во мнениях относительно того, какие объективные критерии использовать для измерения социального класса. Субъективные измерения социального класса, основанные на оценке людьми своего социального класса, могут быть не совсем достоверными.
  • Социологи расходятся во мнениях относительно количества социальных классов в Соединенных Штатах, но общее мнение состоит в том, что в Соединенных Штатах существует четыре класса: высший, средний, рабочий и низший. Дальнейшие вариации существуют в пределах высшего и среднего классов.
  • В Соединенных Штатах существует некоторая вертикальная социальная мобильность, но не такая высокая, как в некоторых странах Западной Европы.

Ссылки

Бигли, Леонард. 2008. Структура социальной стратификации в США . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Коулман, Р. П., и Рейнуотер, Л. (1978). Социальное положение в Америке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Гилберт, Д. (2011). Классовая структура Америки в эпоху растущего неравенства (8-е изд.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts