Совесть в психологии: Совесть — Психологос

Совесть — Психологос

01 октября 2022 г., 21:48

Фильм «Доктор Хаус»

Фильм «Совесть»

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас.

Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило.
    Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).


  • Мораль
  • Совесть

Комментарии (11):

Аспанов Рамир, 01 августа 2013 г., 19:00

Все хорошо. Но ЗАЧЕМ вы используете отрывки из западных фильмов? Нельзя, разве, найти подобные сюжеты в отечественном кинематографе?

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 01 августа 2013 г., 20:48

Рамир, мы будем благодарны за ваши подсказки. Какие фильмы и какие фрагменты из них вы могли бы рекомендовать?

Лебедев Евгений, 28 июля 2014 г., 18:43

Хорошая и полная статья. Я вот думаю, что совесть стоит вывести в разряд отдельного чувства, наподобие чувства зрения или слуха. Это, мне кажется, будет самым правильным пониманием этого необыкновенного явления!

Гость, 09 ноября 2014 г. , 22:38

Совесть — это естественное, природосообразное функционирование центральной нервной системы.

Пётр, 09 ноября 2014 г., 23:58

СОВЕСТЬ — это НОРМА. ЕСТЕСТВЕННЫЙ способ существования ЧЕЛОВЕКА в этой среде : Земля, Вода, Воздух, Свет. ЧУВСТВО — это ФОРМА приёма Информации. 5 Чувств «узаконены» т.н. наукой, так как имеют «Органы», которые можно потрогать руками. Информация в органах передаётс по «проводам» — Нервам. Но есть и «безпроводной» Способ передачи Информации «вай-фай», волновой способ передачи Информации. Какая разница ГДЕ находится принимающая «антенна», в темени, в области Сердца, в Солнечном сплетение, а может в Каждой клеточке? Важно, что она, «антенна», ЕСТЬ в КАЖДОМ Человеке. Понятие СОВЕСТИ, Нравственной оценки Поступка, почему-то объединённое словом Добро, — это всё ЯВЛЕНИЕ — НОРМА Жизни, зло — ОШИБКА — начало ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВО родает МЫСЛЬ, МЫСЛЬ рождает СЛОВО, СЛОВО рождает ЧУВСТВО. Эта Троица — способ Безконечного ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЕ безконечности РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО на Земле.

Евгений, 04 мая 2015 г., 00:11

Тестирование на совесть очень актуально сегодня. Ведь если у человека нет совести, то он угроза обществу. Ну, а если такой человек наделён властью, то это вдвойне опасно. Правда, среди людей примерно 50% совести не имеют. Чтобы не комплексовать по этому поводу они придумали для себя общество в котором совесть лишний элемент. Такое общество называется капиталистическим. Ну, а те у которых совесть есть хотят построить для всего человечества общество справедливости — коммунизм. Но что делать с теми кто против совести? Ведь они ведут себя очень агрессивно и подло. Изгадили нашу страну, опустив её ниже плинтуса. Сейчас принимаются за Кубу. Главное их оружие в пропаганде толерантности (терпимости) ко всякого рода мерзости с их стороны, в привлечении молодёжи в свои ряды вседозволенности. Последние исследования учёных показали, что совесть передаётся на генетическом уровне. Кастрация людей без совести единственный способ предотвратить вырождение человечества.

Тестирование на наличие совести необходимо ввести во всех детских медучереждениях страны. Среди взрослого населения проводить диспансеризацию. Сейчас учёные нашей страны ищут способ прививки совести. Эта работа государственной важности.

Дарья, 11 января 2016 г., 02:23

Статья не плохая. Однако весьма спорная, поскольку везде по всему миру у всех людей одинаковые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», то есть, о том, что такое Добро, а что Зло. Плюс Человек ЕДИНСТВЕННОЕ существо на нашей планете обладающее совестью как таковой и способное оперировать нравственными категориями. Ни у одного другого вида живых существ нет ничего подобного. Животные, рыбы, птицы, насекомые и т.п. управляются инстинктами. А их мозг — если у конкретного существа он вообще есть (ну о каком мозге можно говорить, например, у муравья?!..) — в принципе, НЕ может даже понять, что такое «нравственность», «хорошо» и «плохо». Максимум на что они способны — усвоить правила, что «можно», а что «нельзя» с точки зрения людей, благодаря обучению и дрессировке.

Так что совесть равно как и осознанная и разумная речь вовсе НЕ естественна с точки зрения природы. Более того, оставленные на произвол судьбы любые системы склонны к энтропии, т.е. к разрушению. Оставьте машину в джунглях и через несколько лет от нее мало что останется.Как минимум она вся проржавеет. И в этом смысле сама эволюция жизни на Земле (от бактерий и одноклеточных к человеку), как таковая — явление скорее ПРОТИВОестественное.

Гость, 03 апреля 2019 г., 23:11

Совесть — это чувство человека, которое несёт ответственность за его поведение и поступки.

Гость, 28 февраля 2020 г., 18:43

Совесть присуща всем людям, она дана Богом. Вот что записано о ней в Библии:
«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.» (Римлянам глава 2 стихи 14,15).

Гость, 13 сентября 2021 г. , 17:31

Николай Иванович, переделали статью? Читала давно, и как помню, совесть описывалась как полезное чувство для людей с слабой осознанностью. Неужели что-то путаю?

1

ответ

Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 14 сентября 2021 г., 09:28

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Формирование совести

Совесть формируется дрессировкой. В каждой семье родители формируют у ребенка совесть путем поощрения и наказания ребенка за его поступки. Подобного рода дрессировкой занимаются любые родители, даже если сами не отдают себе в этом отчета. Совесть в обыденном понимании — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло». Для этого надо различать «добро» и «зло».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

О совести

Есть старинное предание. В некотором государстве жил-был добрый король. Однажды в студеный зимний вечер, когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы, он увидел на дороге замерзающего нищего. У него сжалось сердце, и, не задумываясь, он снял свою теплую мантию и завернул в нее несчастного. «Идем, — сказал он ему, поднимая его на ноги, — в моей стране найдется и для тебя любящее сердце»…

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Предпосылки развития совести

Совесть, всё же есть. В природе. И у животных (хотя бы у некоторых, не обязательно всех). Просто, не сразу (и не у всех) она просыпается. Ну, есть ещё половой инстинкт, материнский (отцовский и вообще, родительский) инстинкт, кое-какие ещё инстинкты, которые тоже просыпаются не сразу (а у кого-то и вовсе не просыпаются — такое тоже бывает). Хотя, всё это — инстинкты, то есть, безусловные (не знаю что, но «рефлексами» их назвать как-то язык не поворачивается), зашитые в ROM-BIOS навыки, стремления, или как их там.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Развитие совести у детей

Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса. Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Совесть у животных

Животные (не все, но многие), особенно те, которые держатся в стаях, тоже обладают некоторой совестью. Может быть, они её как-нибудь по-другому называют на своём языке, но не в этом суть. С обезьянами я дела не имел, но собака — уж точно знает своё место в стае/семье, кто в стае вожак, и кто в доме хозяин… На кого следует гавкать, кого укусить, а кто «свои». Под одной крышей (в одной квартире) прекрасно уживаются собаки с кошками и крысами (декоративными), и никто никого не ест, хотя в дикой природе это были бы непримиримые враги.

3Подробнее

Что такое совесть — определение и рассуждение

Понятием совесть принято именовать способность личности, выражаемую в самостоятельной формулировке нравственного долга, норм и реализации морального самоконтроля, требовании от собственной персоны их выполнения и оценивании производимых самой личностью деяний. Являет собой одно из проявлений нравственного самосознания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Проще говоря, описанные два аспекта связывают воедино эмоциональную составляющую с разумом.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.

Как её воспитывать

Рассматриваемое понятие определяется в качестве нравственного сознания, чутья либо чувства в индивиде. Совесть является внутренним пониманием добра и лиха. Она – это способность идентифицировать качество поступка. Анализируемое понятие побуждает индивида к истине, ведёт к добру, отвращает ото лжи.

Существует множество аргументов, свидетельствующих, что совесть в её адекватном проявлении является естественным и нужным свойством личности, сохраняющим ей здоровье и удлиняющим жизнь.

Люди, имеющие чёткие нравственные ценности, пользуются уважением социума. С ними комфортнее и надёжнее, поэтому многие именно таких людей предпочитают иметь в друзьях или деловых партнёрах. Умение действовать согласно собственным выработанным принципам, идеалам, понятиям о добре и зле также придаёт твёрдости, решимости, уверенности и самому индивиду.

Совесть у детей начинает активно развиваться примерно с шестилетнего возраста. Воспитать мораль и совесть в собственных чадах – является долгом каждого родителя, невзирая на то, что они являются абсолютно разными категориями по сути. Мораль состоит из бесконечного числа «табу» иногда оправданных, но порой нет. Что аморально в Европе, считается нормой в Азии.

Для малышей родители являются своеобразными внешними цензорами. Их первоочередная задача сделать так, чтобы ребенок смог отличать хорошее от дурного. Для крох надобно установить границы допустимого.

Можно выделить 3 главных принципа в формировании рассматриваемой способности: развитие морального осознание добра и зла, воспитание стремления действовать правильно и выработка адекватного реагирования на свой ошибочный поступок.

У малышей следует выработать:

– внутренний навык нравственное решение;

– способность распознавать добро и зло;

– систему ценностных ориентиров, которыми кроха должен руководствоваться;

– реакцию на отклонение от собственных ценностей;

– желание действовать правильно.

Человек, взрослея, вырастает из правил, рождённых в детстве. Вначале подобное наблюдается в пубертате, когда индивиду постепенно становится тесно в старых рамках и ограничениях. Потом это возникает в юности, когда происходит формирование своей философии жизни. Если личность индивида на этом этапе активно развивается, то он перерастёт собственную совесть, на замену которой приходят осмысленность и ответственность.

Поэтому человеку надобно понимать, что ответственность за его деяния лежит полностью на нём. Не следует стараться переложить вину за собственные поступки на обстоятельства или окружение. Попытки оправдать себя к хорошему не приводят. Эффективнее и конструктивнее научиться исправлять негативные последствия неблаговидных действий.

Какой человек без совести

Анализируемое понятие является своеобразным механизмом нравственной оценки действий, поведения и слов. Сопоставление происходит с духовной системой ценностей. Как раз поэтому часто бывают бесполезны попытки пристыдить громкую молодёжь либо призвать пьяницу к совести. Невозможно вызвать чувство стыда у людей, когда происхождение проблемы или подоплёка разговора для индивида не представляет ценности. Вот что такое совесть, примеры которой наряду с примерами её отсутствия постоянно можно увидеть в повседневной жизни.

Совесть рознится от субъекта к субъекту. На выработку внутренних нравственных ориентиров влияет манера семейного воспитания, индивидуально-психологические личностные особенности, социальная среда и условия развития, состояние социума, уровень интеллекта, общественная культура. Таким образом, описываемая способность является отражением внутренних принципов, установок и ценностей индивида, его внутреннего мира.

Невзирая на то, что совесть разнится, она присутствует у всех здоровых индивидов и отсутствует у психопатов – лиц, имеющих асоциальное личностное расстройство. Такие индивиды не способны сочувствовать, эмпатия им неизвестна, эмоции они не понимают и не признают потребности других индивидов. Для них существуют лишь они сами и их персональные цели.

Однако не только лица, имеющие отклонения психики, бывают бессовестными. Здоровые лица также страдают отсутствием «внутреннего цензора». Бессовестные люди, прежде всего, являются агрессорами, им неведома жалость. Они считают себя сильными, умными, ловкими, хитрыми. Вначале их жизненной стези им везёт, они на гребне успеха. Люди, не имеющие совести, наслаждаются благами цивилизации, постепенно теряя душу. Сегодня они обманули, завтра перешагнули через родню, предали любовь, продали дружбу. Так и шагают по жизни бессовестные лица, теряя близких, постепенно становясь ненужными никому. Не существует вещей страшнее одиночества и забвения. Лица без совести несчастные люди.

В учебных заведениях часто задают написать сочинение-рассуждение, что такое совесть, дабы заставить будущее поколение задуматься насколько важен «внутренний цензор» в жизни. Ведь нет будущего у общества без совести. Определение данного понятия представляет собой нравственное сознание индивида. Совесть хранит шаблоны хорошего и дурного, правильного и неверного. Также она ответственна за реагирование на противоречие или соответствие действий другого человека или своих нравственных ценностей.

Что делать, если настигли муки совести

Убежать от поедания совести невозможно. Она словно карающий меч настигнет везде. Поэтому и бегать от неё не стоит. Бороться с «внутренним цензором» тоже бесполезно. А раз нельзя побороть, то следует подружиться с ним. Ниже приведено несколько рекомендаций, позволяющих ликвидировать муки совести.

Как уже писалось, не следует убегать от испытываемых ощущений, равно как и заглушать их глас. Нужно устроить «рандеву» с причиной, породившей чувство вины, дабы разобраться, что препятствует душевному спокойствию. Установив причину можно действовать, например, попытавшись исправить, либо осознать, что былые действия хоть и неблаговидные, но они уже совершенны, поэтому надобно сделать вывод, дабы в дальнейшем избегать таких действий и шагать дальше по жизни под внимательным руководством совести.

А может просто следует переоценить собственные установки, вооружившись приобретённым жизненным опытом: ведь бывает, что мучает уже неактуальная проблема. Некоторые убеждения в процессе бытия переосмысливаются людьми, а принципы делаются личным достижением. Ведь совесть также даёт толчок к самосовершенствованию.

Самым действенным методом считается раскаяние и следующее за ним искупление. Порой индивиды долгие годы стараются побороть чувство вины, оправдываясь обстоятельствами, не признавая собственную вину. В определённый момент его силы в этом противостоянии подходят к концу. Следствием становится понимание, что именно он ответственен за собственный проступок, а не окружение или обстоятельства. После чего остаётся лишь отыскать способ устранить ошибку прошлого. Нередко случается, так что выполнить это не представляется возможным, но глас совести обязательно намекнёт на выход.

Тихая совесть – понятие неоднозначное. Конечно, приятно погружаться в Морфеево царство, не ощущая её голоса, мечтать, представляя светлое будущее, не обременённое тяжестью вины. Дабы так жить, следует в любых действиях прислушиваться к «внутреннему цензору».

Однако, с иной стороны, голос совести необходим словно дыхание. Он является той путеводной звездой, направляющей человека к светлому будущему.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Определение совести в психологии.

(существительное)

Олицетворение морального чувства добра и зла, обычно в форме человека, существа или просто голоса, дающего моральные уроки и советы.

  • Психосексуальная теория развития Фрейда

    • Суперэго, или совесть , развивается посредством взаимодействия с другими (в основном родителями), которые хотят, чтобы ребенок соответствовал нормам общества.
    • Латентный период (6-12 лет): на этом этапе сексуальные инстинкты утихают, и у детей начинает развиваться суперэго, или совесть .
  • Нравственное развитие в детстве

    • Стадия 6: Универсальный этический принцип. На этой стадии ребенок считает правильным поступок, выбранный его или ее совестью и отвечающий интересам человека, независимо от законности.
  • Фрейдистская психоаналитическая теория личности

    • Суперэго связано с социальными правилами и моралью — подобно тому, что многие люди называют своим «9».0012 совесть » или их «моральный компас».
    • На этих пяти стадиях ребенок сталкивается с различными конфликтами между его биологическими влечениями (ИД) и его социальной и моральной совестью (суперрег0), потому что его биологические побуждения к поиску удовольствий сосредоточены на разных частях тела (то, что Фрейд называл « эрогенные зоны»).
  • Психология личности

    • Согласно его структурной теории разума, наша личность развивается в результате конфликта между взаимодействующими системами внутри нашего разума, который он назвал «ид» (наше биологическое стремление к поиску удовольствий), «эго» (рациональная часть нашего личность) и «супер-эго» (наше совесть и моральный компас).
  • Пятифакторная модель

    • Отличается от моральных последствий « наличия совести «; вместо этого эта черта фокусируется на количестве преднамеренных намерений и мыслей, которые человек вкладывает в свое поведение.
  • Послушание

    • Эти эксперименты измеряли готовность участников исследования подчиняться авторитетной фигуре, которая инструктировала их совершать действия, противоречащие их личным совесть .
  • Этические принципы исследований человека

    • Эксперименты измеряли готовность участников исследования подчиняться авторитетной фигуре, которая инструктировала их совершать действия, противоречащие их личной совести .
  • Психодинамическая психология

    • Суперэго — это совесть человека , которая развивается в раннем возрасте и перенимается у родителей, учителей и других людей.
  • Кластер B: антисоциальные, пограничные, истерические и нарциссические расстройства личности

    • Может быть плохое нравственное чувство или совесть и история преступлений, проблемы с законом, импульсивность и агрессивное поведение.

Совесть не объясняет нравственность

«Теперь мы можем сформулировать минимальную концепцию: нравственность есть, по крайней мере, усилие руководить своим поведением разумом … при этом придавая равное значение интересам каждого человека, на которого распространяется чье-то решение» (выделено мной).

Приведенная выше цитата взята из вводной главы Rachaels & Rachaels (2010), озаглавленной «Что такое мораль?» Совершенно очевидно, что их объяснение того, что такое мораль, оказывается ориентированным на совесть, сосредоточенным на саморегулирующемся поведении (то есть на том, что вы лично должны делать). Эти рассуждения, основанные на совести, чрезвычайно популярны среди многих людей, как ученых, так и неакадемиков, возможно, из-за их интуитивной привлекательности: определенно кажется, что мы не делаем определенных вещей, потому что они кажутся морально неправильными, поэтому понимание морали через совесть кажется естественная отправная точка. При всем уважении к чете философов и к интуиции людей повсюду, похоже, они начали свой анализ морали совершенно не с той ноги.

Так близко к записи…

Теперь, без сомнения, понимание совести может помочь нам более полно понять мораль, и ни одно описание морали не будет полным без объяснения совести; просто это не идеальная отправная точка для начала нашего анализа (DeScioli & Kurzban, 2009; 2013). Это потому, что моральная совесть сама по себе плохо объясняет наши моральные интуиции. В частности, он не подчеркивает разницу между тем, что мы могли бы считать «предпочтениями» и «моральными правилами». Чтобы лучше понять это различие, рассмотрим два следующих утверждения: (1) «Я не заинтересован в гомосексуальных отношениях» и (2) «Гомосексуальные отношения аморальны». Эти два высказывания представляют собой разные высказывания, направленные на выражение разных мыслей. Первый выражает предпочтение, и этого предпочтения может оказаться достаточно для управления поведением при прочих равных условиях; последнее утверждение, однако, как представляется, выражает совсем другое мнение. Это второе мнение, по-видимому, подразумевает, что другие не должны вступать в гомосексуальные отношения, независимо от того, хотите ли вы (или они) участвовать в акте.

Таким образом, это ключевое различие: моральная совесть (регулирующая собственное поведение), по-видимому, не может напрямую объяснить моральное осуждение (регулирование поведения других). Несмотря на это, почти каждое сформулированное моральное правило или закон предполагает наказание других за их поведение — по крайней мере, неявно. В то время как особенности того, что наказывается и насколько оправдано наказание, в некоторой степени варьируются от человека к человеку, общая форма моральных правил не меняется. Если бы я сказал, что не хочу вступать в гомосексуальные отношения, я лишь выразил бы предпочтение, что-то вроде утверждения, хочу ли я свой бутерброд на белом или пшеничном хлебе. Если бы я сказал, что гомосексуальность аморален, я выразил бы мысль о том, что те, кто занимается этим, должны быть осуждены за это. Напротив, я не был бы заинтересован в наказании людей за «неправильный» выбор в отношении хлеба, даже если я думаю, что они могли бы сделать лучший выбор.

Хотя мы не можем много узнать о моральном осуждении через моральное осуждение, обратное неверно: мы можем достаточно хорошо понять моральное осуждение через моральное осуждение. При условии, что есть группы людей, которые склонны наказывать вас за какое-то действие, это обеспечивает достаточную мотивацию, чтобы избежать участия в этом действии, даже если вы очень этого хотите. Убийство является здесь простым примером: обычно удаление определенных сородичей из своего мира дает определенные преимущества. Будь то из-за того, что эти другие причиняют вам убытки или мешают получению выгоды, нет никаких сомнений в том, что убийство иногда может быть адаптивным. Однако, если у потенциальной цели ваших смертоносных намерений есть друзья и члены семьи, которые не хотели бы видеть их мертвыми, большое вам спасибо, необходимо принять во внимание потенциальные затраты, которые могут нанести эти союзники. При условии, что эти издержки заметно велики, а определенные действия наказываются с достаточной частотой с течением времени, система представления осужденного поведения и его потенциальных издержек, позволяющая избежать участия в них, может легко развиваться.

«Если подумать, может, я ошибался, пытаясь убить твою маму…»

Вероятно, это то, что представляет собой наша моральная совесть. В той мере, в какой такое поведение, как воровство или причинение физического вреда другим, как правило, осуждается и наказывается, мы должны иметь когнитивную систему для представления этого факта. Теперь, возможно, все это кажется немного извращенным. Ведь многие из нас просто испытывают ощущение, что поступок аморальный или нет; мы не обязательно думаем о наших действиях с точки зрения вероятности и суровости наказания (иногда мы действительно думаем о таких вещах, но обычно это не то, что кажется ответственным за наше чувство «это аморально с моральной точки зрения». Люди думают вещи являются морально неправильными, независимо от того, пойман ли человек за этим). Все это может быть правдой, но помните, дело в том, чтобы объяснить, почему мы испытываем эти чувства моральной неправоты; не просто отметить, что мы испытываем их и что они, по-видимому, оказывают некоторое влияние на наше поведение. Хотя наше поведение могло быть непосредственно мотивировано этим чувством моральной неправоты, эти чувства возникли, потому что они были полезны для управления поведением перед лицом наказания. Однако это поднимает довольно важный вопрос: почему мы все еще считаем определенные действия аморальными, даже если вероятность обнаружения или наказания довольно близка к нулю?

Есть два ответа на этот вопрос, ни один из которых не является взаимоисключающим. Во-первых, когнитивные системы, которые вычисляют такие вещи, как вероятность быть обнаруженным и оценивают вероятное наказание, которое последует, всегда работают в условиях неопределенности. Из-за этой неопределенности неизбежно, что система время от времени будет совершать ошибки: иногда можно уйти без последствий, ведя себя аморально, и было бы лучше, если бы они воспользовались этим шансом, чем если бы они этого не сделали. Однако также необходимо учитывать и обратную ошибку: если вы полагаете, что вас не поймают и не накажут, когда вы на самом деле это сделаете, вам было бы лучше не вести себя аморально. При условии, что цена наказания достаточно высока (потеря социальных союзников, отказ от сексуальных партнеров, потенциальная потеря жизни и т. д.), в некоторых ситуациях может быть выгодно избегать поведения, неприемлемого с моральной точки зрения , даже если вы почти уверены, что вам это сойдет с рук (Delton et al, 2012). Суть здесь в том, что важно не только то, правы вы или нет в отношении вероятности того, что вас накажут: затраты на совершение каждой ошибки также должны быть учтены в когнитивном уравнении, и эти затраты часто асимметричный.

Второй способ подойти к этому вопросу — предположить, что система совести — это всего лишь одна из многих когнитивных систем, и эти системы не всегда должны согласовываться друг с другом. То есть система совести может по-прежнему представлять действие как морально неприемлемое, в то время как другие системы (предназначенные для получения определенных выгод и оценки затрат) могут выводить несовместимый поведенческий выбор (т. так как потенциальные выгоды воспринимаются как превышающие затраты). В той мере, в какой эти системы независимы, каждая из них может иметь противоположные представления о том, что делать в одно и то же время. Примеры того, как это происходит в других областях, найти несложно: иллюзия шахматной доски, например, позволяет нам одновременно удерживать в уме представление о том, что A и B — разные цвета, и что A и B — одного и того же цвета. Нам не нужно быть едиными во всех таких вопросах, потому что наш ум не является чем-то одним.

«Ну, стреляй; Я возьму клеевой пистолет…»

Конечно, существует множество случаев, когда люди ведут себя так, как другие (или даже сами в разное время) считают их аморальными, не испытывая при этом ни малейшего ощущения их совесть говорит им «то, что вы делаете, неправильно». Понимание того, как развивается сознание, и различные входные условия, которые могут вызвать его или не вызвать, — интересное дело. Однако для того, чтобы добиться большего прогресса в их исследовании, исследователям было бы полезно начать с понимания того, почему существует моральная совесть. Как только определена функция совести — избегать осуждения, выяснить, какие вопросы о совести задать, становится совсем легкой задачей. Мы могли бы ожидать, например, что моральная совесть с меньшей вероятностью сработает, когда другие (цель и их союзники) воспринимаются как неспособные к эффективному возмездию. Хотя такое предсказание может показаться в высшей степени разумным, если оно начинается с осуждения, не совсем ясно, как можно сделать такое предсказание, если вместо этого они начнут свой анализ с совести.

Подписывайтесь на меня в Твиттере: https://twitter.com/PopsychBlog

Ссылки : Делтон А., Краснов М., Космидес Л. и Туби Дж. (2012). Эволюция прямой взаимности в условиях неопределенности может объяснить человеческую щедрость в одноразовых встречах. Труды Национальной академии наук, 108, 13335-13340.

ДеШиоли П. и Курцбан Р. (2009). Тайны морали. Познание, 112 (2), 281-99 PMID: 19505683

ДеШиоли П. и Курцбан Р. (2013). Разгадка загадок морали.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts