Политическое сознание и его структура
Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как человеческая способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.
Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Под политическим сознанием понимается система взглядов, представлений, знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике, внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.
Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня, три составных элемента политического сознания: 1) обыденный уровень — политическая психология; 2) теоретический уровень — политическая идеология; 3) мотивационно-пове-денческий уровень — установка на определенного рода действия.
Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет свою определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то социальные эмоции, настроения, мнения более динамичны.
Одним из важнейших элементов политической психологии являются политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установка формируется под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваивается индивидом из общественного сознания.
Другой важный элемент политической психологии — стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10—15 лет российское государство несколько раз обокрало своих граждан (Павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г. ). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.
Кроме установки и стереотипов, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.
Все перечисленные (и не перечисленные) элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально осознанные компоненты политических отношений. От соотношения этих свойств в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.
Если политическая психология, как правило, «не утруждает» себя серьезными теоретическими обоснованиями тех или иных представлений о политике, то политическая идеология требует теоретического, научного подхода к объяснению политических процессов и явлений.
Научность идеологии имеет относительный (условный) характер. Если признать одну идеологию «истинно» научной, то из этого следует, что все другие будут ненаучными и их необходимо отвергнуть. Между тем монополизм на истину ведет к монополизму в политике. Кроме того, необходимо иметь в виду, что идеология не столько занимается поиском истины (как научная теория), сколько стремится обосновать приоритетность интересов и ценностей определенной социальной общности или политической элиты.
Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы. Она также предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей. Установка на определенного рода действия вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, их убеждениями и мировоззрением, могут стать мотивами их поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе также способствует формированию политического сознания.
Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.
По уровню осознания политической сферы политическое сознание делится на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное. По субъектам-носителям политическое сознание подразделяют на индивидуальное, групповое, массовое, общественное, по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.
Что такое сознание: структура, уровни и функции
Сознание — это субъективное отражение действительности, способность человека познавать окружающий мир и себя путем мыслительной деятельности, разума. Это связующий механизм психики, соединяющий объективный мир с подсознательными процессами, происходящими внутри человеческого организма.
Рассматривая структуру сознания, следует понимать определенную условность и относительность любых внутренних разделений. В сознании можно выделить группы составляющих частей, которые условно можно отнести к сферам.
Познавательная сфера включает знание, мышление, память. Знание есть идеальное отражение действительности в сознании человека. Они делятся на эмпирические и теоретические.
Основные понятия, входящие в структуру сознания:
- Мышление — психический познавательный процесс, направленный на установление связей между предметами, явлениями, процессами и их свойствами. Мышление обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер.
- Память — психический познавательный процесс, направленный на сохранение, содержание и воспроизведение информации. Важное значение имеет внимание как способность сконцентрировать сознание на объекте познания.
- Эмоциональная сфера сознания включает эмоции, чувства, аффекты, страсти и самочувствие.
- Эмоции — отображение объекта в форме психического переживания смысла явлений или ситуаций.
- Чувства — это высший уровень эмоционального переживания, имеющий предметно-ценностный характер.
- Аффекты — это бурно протекающие эмоции, которые могут вызвать сужение сознания.
Мотивационно-волевую область сознания представляют мотивы, интересы, потребности. Они побуждают человека сконцентрировать сознание на определенных объектах. Наряду с сознанием, существует уровень бессознательного. Бессознательное включает психические состояния, явления и действия, лежащие вне сферы разума. К бессознательному относятся сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости, а также инстинкты и пороговые чувства.
К структуре бессознательного относятся автоматизм и интуиция. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт бессознательного, в который включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма. В подсознании хранится информация, забытая или утратившая четкость.
В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на осознание, анализ, целостную оценку человеком собственных знаний, мнений чувств, интересов, мотивов, идеалов, действий. Посредством самосознания человек реализует отношение к себе, осуществляет самооценку, самопознание, самовоспитание, и все остальные внутренние характеристики себя. Человек, оценивая себя, основывается на социальных нормах, правилах и идеалах.
Человек формирует свой образ «Я».
Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека.
Основными функциями сознания являются:
- информационная — обеспечивает человека информацией о состоянии и процессах действительности;
- познавательная — получение знаний посредством предметных характеристик действительности;
- целеполагание — формирует образ результата деятельности;
- организационно-волевая — сосредотачивает духовные и физические силы в направлении достижения цели;
- контрольно-регулятивная — осуществляет сознательное наблюдение за действиями человека и их корректировка.
Действующие способности сознания проявляются в его функциях, единство которых обеспечивает человеку особенный метод бытия.
Post Views: 108
Сознание и его место в природе | Характер сознания
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicХарактер сознанияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicХарактер сознанияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Чалмерс, Дэвид Дж. , «Сознание и его место в природе», Характер сознания , Серия «Философия разума» (2010; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2011 г.), https://doi.org/10.1093 /acprof:oso/9780195311105.003.0005, по состоянию на 7 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicХарактер сознанияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicХарактер сознанияМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Эта глава начинается с представления центральных аргументов против материализма, которые предполагают установление эпистемологического разрыва между физическим и феноменальным, а затем переходит к онтологическому разрыву. Затем проводится различие между тремя наиболее важными видами материалистической оппозиции этим аргументам: материализм типа А (отрицающий эпистемологический разрыв), материализм типа В (принимающий эпистемологический пробел, но отрицающий онтологический разрыв) и материализм типа С. (который утверждает, что существует глубокий эпистемологический пробел, но он будет закрыт в пределе). Он утверждает, что каждое из этих трех мнений следует отвергнуть. Во второй половине главы исследуются наиболее важные нередуктивные взгляды, возникшие в результате: дуализм типа D (или интеракционизм), дуализм типа E (или эпифеноменализм) и монизм типа F (монизм Рассела, или панпротопсихизм). В нем обсуждаются плюсы и минусы каждого из них, предполагается, что все три обладают значительными достоинствами и что ни один из них не имеет фатальных недостатков.
Ключевые слова: материализм, сознание, дуализм, эпистемический разрыв, интеракционизм
Предмет
Метафизика Философия разума
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Ориентированное на действие понимание сознания и структуры опыта | Прагматический поворот: к ориентированным на действие взглядам в когнитивной науке | Стипендия MIT Press онлайн
Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press онлайнПрагматичный поворот: к ориентированным на действие взглядам в когнитивной наукеИстория нейронаукиИстория нейронаукиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press онлайнПрагматичный поворот: к ориентированным на действие взглядам в когнитивной наукеИстория нейронаукиИстория нейронаукиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Сет, Анил К. и другие, «Ориентированное на действие понимание сознания и структуры опыта», у Андреаса К. Энгеля, Карла Дж. Фристона и Даники Крагич (редакторы), The Pragmatic Turn: Toward Action-Oriented Views in Cognitive Science (
Cambridge, MA, 2016; онлайн-издание, MIT Press Scholarship Online, 22 сентября 2016 г.), https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262034326.003 .0015, по состоянию на 7 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press онлайнПрагматичный поворот: к ориентированным на действие взглядам в когнитивной наукеИстория нейронаукиИстория нейронаукиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press онлайнПрагматичный поворот: к ориентированным на действие взглядам в когнитивной наукеИстория нейронаукиИстория нейронаукиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Ориентированный на действие подход в когнитивной науке подчеркивает роль действия в формировании или конституировании восприятия, познания и сознания. Эта глава подводит итог продолжавшейся неделю дискуссии о том, как подход, ориентированный на действие, меняет наше понимание сознания и структуры опыта, объединяя точки зрения философов, нейробиологов, психологов и клиницистов. Это захватывающая территория, поскольку большая часть возрождающейся активности в науке о сознании до сих пор была сосредоточена на нейронных, когнитивных и поведенческих коррелятах восприятия, не зависящих от действия. Широкое обсуждение включало такие вопросы, как то, как действия формируют сознание и что определяет сознание действий. Рассматривался специфический контекст самопереживания, от его телесных аспектов до его социального выражения. Обсуждения были связаны с конкретными теоретическими основами, которые подчеркивают роль действия в познании, и определяли возникающую эмпирическую повестку дня, включая основанные на действии эксперименты как на нормальных субъектах, так и на клинических популяциях. Интенсивное рассмотрение действия, вероятно, окажет долгосрочное влияние на то, как мы понимаем феноменологию и механизмы сознания, и на то, как наука о сознании будет развиваться в ближайшие годы.
Ключевые слова: Доклады форума Струнгмана, действие, сознание, распределенный адаптивный контроль, энактивизм, сенсомоторная теория непредвиденных обстоятельств, байесовский мозг Доклады форума Струнгмана, действие, сознание, распределенный адаптивный контроль, энактивизм, сенсомоторная теория непредвиденных обстоятельств, байесовский мозг
Предмет
История нейробиологии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.