Сознание как форма отражения человеком действительности: Ошибка выполнения

29. Сознание как высшая форма отражения. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно — творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

Функции сознания :

1 Мировоззренческая 2 Познавательная 3 Творческая 4 Регулятивно — управленческая 5 Оценочная 6 Координирующая.

Структура сознания.

1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы , социализации и т.

д.

Сознание и язык.

Понятие не существует без слова, а мышление в понятиях без языка.

Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речедвигательный аппарат действует и во время мышления. Язык — это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование. Язык — это форма материализации мысли. Язык — это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки.

Искусственный язык — это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках.

Причина появления таких языков — в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.

Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

• отражение;

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение;

• сознательная форма отражения.

Материи вообще присуще свойство отражения.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме…

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь — эхо и зеркало Вселенной»).

Элементарными формами отражения являются:

• механическое;

• физическое;

• химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение.

Раздражимость — простейшая форма биологического отражения — реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

Чувствительность — следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение — систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание — высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание как форма отражения

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение . Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов , а также растений сформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример — насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью . Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения , с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система) , который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие , которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга.

Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, «впечатлений», «переживаний», наличие элементарного (конкретного, «предметного») мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира ; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида ; в то же время оно — осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической) , отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.

 


Сознание

  • Активность сознания
  • Аппроксимативное сознание
  • Возникновение сознания
  • Временная дезорганизованность сознания
  • Единство сознания и деятельности: развитие идеи
  • Индивидуальные особенности направленности сознания
  • Интуиция
  • Картина мира
  • Общественное сознание и его преобразовательная сила
  • Поле переживания
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Квантовый физик показывает, как сознание может создавать реальность

Тим Андерсен, главный научный сотрудник Технологического института Джорджии в области общей теории относительности и квантовой теории поля и автор книги

«Бесконечная Вселенная: руководство по основным принципам » (2020), предлагает отсылку к философу Артуру Шопенгауэру (1788–1860). Он доказывает вместе с Шопенгауэром, что Воля является основой реальности:

Ключ к пониманию Воли лежит в изучении нашего собственного сознания. У нас есть, в некотором смысле, два уровня сознания. Первый – опыт. Мы ощущаем цвет и запах цветка. Поэтому мы осознаем это. Во-вторых, мы осознаем наше сознание этого. Это метасознание, которое мы иногда называем рефлексией. Я размышляю о своем осознании цветка. Именно этот второй уровень сознания дает начало всему искусству и поэзии, ибо непосредственный опыт — это просто осознание вещи. Отражение этого опыта усваивает осознавание и делает его Репрезентацией.

Уилл без сознания без сознания. Только через Представление Воля осознает себя. Точно так же, только измеряя квантовые частицы и размышляя о них, мы осознаем волю, которую оказываем на вселенную.

Тим Андерсен, доктор философии. , «Сознание может создавать реальность» по телефону Medium (8 июля 2020 г.)

Шопенгауэр, согласно Интернет-энциклопедии философии, «входил в число первых 19Философы 19-го века утверждают, что по своей сути Вселенная не является рациональным местом». Им управляет Воля, направление, в котором движутся вещи. Андерсон объясняет,

Однако разница между тем, как природа переживает Волю, и тем, как она проявляется в людях, сводится к размышлению. Люди размышляют над опытом, а затем строят планы, используют знания и разум. Затем это отражение создает больше опыта и воли. У природы нет отражения. Воля всегда сырая. Итак, вы должны расширить то, что вы понимаете под волей.

Шопенгауэр приводит пример падения камня на Землю. В падении камня есть Воля, но нет отражения. Камень здесь не подчиняется какому-то мотиву. Он слепо следует своей Воле. Камень чувствует себя падающим, но не может отразиться на нем. Он не знает, что падает.

Тим Андерсен, доктор философии. , «Сознание может создавать реальность» по телефону Medium (8 июля 2020 г.)

Очевидно, в отличие от камней, мы можем размышлять о своем опыте, учиться и принимать решения. Это, говорит Андерсен, включает физиков, измеряющих частицы в детекторах:

С точки зрения физики, этот аргумент — просто обратная интерпретация стандартного аргумента супердетерминизма, согласно которому все наши решения определяются некоторыми скрытыми состояниями при Большом взрыве. Скорее, наши решения, исходящие из лежащей в основе Воли, определяют эти состояния. Наша Воля существенна, и вокруг нее проявляется реальность.

Это будет вселенная, которая, в некотором смысле, построена обитателями, которых она проявляет — самостроящаяся вселенная, созданная сознанием. Это может быть универсальное сознание, а может и не быть. Какой бы ни была истина, это мощный аргумент против физикализма.

Тим Андерсен, доктор философии. , «Сознание может создавать реальность» по телефону Medium (8 июля 2020 г.)
Артур Шопенгауэр в 1859 году.

Шопенгауэр, вообще скорее пессимист, вряд ли всем по вкусу, например: «Лучше бы ничего не было. Так как на земле больше боли, чем удовольствия, то всякое удовлетворение лишь преходяще, порождая новые желания и новые страдания, и агония пожираемого животного всегда намного больше, чем удовольствие пожирателя».

В рецензии на книгу Брайана Маги «Философия Шопенгауэра» (1985) Роджер Кимбалл отмечает, что его концепция воли не совсем обнадеживает:

Бесконечное и в конечном счете бесцельное стремление, воля проявляет себя как в силе тяжести или прорастании и росте растений, так и в человеке. Таким образом, в большинстве проявлений воли вопрос о «намерениях» не возникает.

Но Маги упускает точку зрения Шопенгауэра, когда он предполагает, что термин «сила» или «энергия» был бы предпочтительнее термина «воля». Шопенгауэр упорно называет основной одушевляющий принцип мира волей именно потому, что наше понимание динамической реальности природы коренится в непосредственном, интуитивном схватывании нами собственной динамической реальности как стремящихся, желающих, недостающих существ, как существ будет. Вчитываясь в природу, мы распространяем имя той реальности, которую знаем лучше всего, на реальность внешнего мира. «Поэтому я называю род по его наиболее важным видам, — поясняет Шопенгауэр, — непосредственное знание которых ближе всего к нам и ведет к косвенному знанию всех остальных».

Роджер Кимбалл , «Мир Шопенгауэра» по адресу New Criterion (апрель 1985 г.)

В статье на Medium, Андерсен включает гораздо больше в свой аргумент против физикализма (физическая природа — это все, что есть).

Хотя размышления об универсальной Воле или универсальном Разуме (точка зрения Бернардо Каструпа) многим покажутся далекими, полезно осознать, что квантовая механика, среди прочего, сделала простой материализм, включая физикализм, все более несостоятельным. Так любопытные умы ищут альтернативы. И Шопенгауэр, очень влиятельный философ своего времени, должен был появиться, даже если Уилл кажется многим из нас неадекватной заменой разума.


Вы также можете прочитать: Бернардо Каструп выступает за универсальный разум как разумную идею. Проблема, по его словам, не в том, почему существует сознание, а в том, почему существует так много отдельных экземпляров сознания. Он говорит Майклу Эгнору, почему его точка зрения, космопсихизм, имеет больше смысла, чем панпсихизм.

Что такое целостность? The Consciousness View

После десятилетий игнорирования проблемы сознания в целом, в последние годы наблюдается бум или, по крайней мере, всплеск научного интереса. Подавляющее большинство ученых до сих пор не интересуется сознанием, и их безразличие можно просто объяснить. При проведении эксперимента в лаборатории воздух в помещении не имеет значения (если только вы не проводите эксперименты с воздухом). Точно так же не имеет значения и сознание. Как воздух, он необходим, но не имеет значения. Воздух и сознание — это просто данность.

Как ни странно, это игнорирование на самом деле содержит ключ к тайнам сознания. Сама ее природа бросает вызов стандартным методам науки, основанным на редукционизме — проблема сводится к ее мельчайшей логической части, из которой снизу вверх вырабатывается ответ. Этот метод известен в медицинских исследованиях, которые начинают свои исследования на уровне гена и распространяются на клетки, ткани, органы, системы и, наконец, на весь организм. Целостность представляет собой последнюю стадию, и благодаря медицинской специализации тело в целом — это то, чему средний врач на практике уделяет мало внимания по сравнению с его или ее конкретной специализацией.

Сознание, с другой стороны, имеет несколько специфических особенностей, которые мешают научному методу, требуя его изучения особым и уникальным способом. Прежде всего, целостность сознания не является конечной точкой для исследователей. Его сущностная природа есть целостность. Без него невозможен опыт. Сознание находится в нас и вокруг нас, постоянно присутствует, даже если его присутствие не замечается, многомерно (уровни материи, энергии, пространства и времени проявляют его, но не содержат его), одновременно личное и безличное. Человеческое и внечеловеческое.

Некоторые части этого описания являются либо предварительными, либо спорными, в зависимости от того, насколько вы привязаны к ранее существовавшим представлениям о разуме. Веками существовал недвойственный (то есть целостный) взгляд на сознание. Она представляет собой одну из двух великих монад, соревнующихся друг с другом до настоящего момента. Монада — это реальность, сведенная к единому неделимому источнику. Монада сознания провозглашает, что вся материя и энергия во вселенной имеют своим источником сознание; на самом деле все во вселенной — это трансформация сознания. Другая монада — физикалистская: она провозглашает, что все во Вселенной имеет своим источником первичную материю и энергию, указывая на Большой взрыв как на событие, доказывающее эту точку зрения.

В современном обществе монада сознания исчезла из поля зрения, во многом потому, что на Западе она ассоциировалась с религией. Падение значимости организованной религии совпало с триумфальным подъемом современной науки, а это означает, что реальность, описываемая религией, потерпела в то же время поражение. Но монада сознания сохранилась в восточных традициях ведической Индии, особенно в веданте, буддизме и их ответвлениях.

Решение о достоверности двух монад — это игра с нулевой суммой. Либо сознание является источником реальности, либо источником являются субатомные частицы и энергетические поля. Если одна монада правильная, то другая неправильная. Однако испытания, которые каждый должен пройти, противоположны друг другу. Монада сознания должна показать, как разум (в самом чистом смысле) создал материю и энергию, в то время как физикалистская монада должна показать, как субатомные частицы и силовые поля научились мыслить.

На первый взгляд, человеческий мозг, кажется, склоняет аргументы в сторону лагеря физикалистов, потому что они указывают на фМРТ и другие передовые методы сканирования мозга как на доказательство того, что мозг думает. В современной нейронауке преобладает предположение, что Мозг = Разум. Но такое предположение не подлежит научному доказательству. Пианино производит музыку, но никто не скажет, что пианино создает музыку. Если мозг является инструментом мышления, а не создателем мыслей, мы остаемся с представлением здравого смысла о том, что именно разум человека генерирует мысли вместе с трехмерным образом мира, который мы все ощущаем. Физикалисты возмущаются, когда им указывают, что слуховые отделы мозга молчат; зрительная кора не содержит фотографических изображений и фактически не содержит света.

Ошибочность «наивного реализма», как известно, заставила даже стойких физикалистов признать, что сознание образует особый случай, не похожий ни на одно другое явление в Природе. Это признание привело к увлечению панпсихизмом, представлением о том, что сознание пронизывает все в творении. Таким образом, даже субатомные частицы обладают своего рода протосознанием. Но панпсихизм — это арьергардная попытка спасти «вещность» физической вселенной, прикрепляя невидимую черту (которую нельзя ни измерить, ни количественно определить), которая не взаимодействует с материей или энергией, тем самым предоставляя им возможность доминировать над своей собственной. сфера деятельности.

В то же время из-за повсеместного распространения научного мировоззрения мало кто замечает то, что находится на виду. Тест на сознание, создающее материю и энергию, постоянно проходит в повседневной жизни. Если вы вздрагиваете от звука автомобиля, ваш организм превращает вашу встревоженную реакцию в гормоны, отвечающие за реакцию «бей или беги». Они не создают себя ab novo . Точно так же, если вы хотите пошевелить рукой, электрохимические сигналы, идущие от мозга к мышце, генерируются вашим намерением. Руки не двигаются только потому, что им так хочется. На уровне синаптической щели нейротрансмиттеры, которые пересекают щель для передачи нервных сигналов, по-видимому, предопределены основными законами химии, так же как обмен ионами калия и натрия через внешнюю мембрану клетки нейрона. стены кажутся предопределенными. Но у нас есть свобода мысли, которая превосходит этот уровень детерминизма. Если бы мы этого не сделали, человеческий разум был бы неспособен к оригинальному мышлению, включая нашу безграничную способность к открытиям, любопытству, воображению и изобретательству.

Исследование сознания пойдет с радикальной скоростью, как только будет признано, что сознание целостно (монада) и что эта монада опровергает предположения, лежащие в основе физической монады.

В качестве яркого примера возможного изменения точки зрения позвольте мне сослаться на выпуск популярного еженедельника New Scientist , 1 от 10 июля 2021 г. десять самых больших вопросов о величайшей тайне во Вселенной».

  1. Что такое сознание?

  2. Создает ли сознание реальность?

  3. Обладает ли Вселенная сознанием?

  4. Когда возникло сознание?

  5. Для чего нужно сознание?

  6. Можем ли мы увидеть сознание в мозгу?

  7. Можем ли мы узнать, обладает ли машина сознанием?

  8. Сколько состояний сознания бывает у людей?

  9. Может ли физика объяснить сознание?

  10. Какое сознание у других животных?

Если вы пробежитесь по этим вопросам, то станет очевидным несколько вещей. Во-первых, было очень удобно игнорировать сознание в господствующей науке, потому что, как только вы посмотрите на сознание, возникнет слишком много вопросов, которые сбивают с толку физикалистское мировоззрение. Во-вторых, сознание подобно мифической гидре — ответь на один вопрос, и возникнут еще два. Что, если вопросы на самом деле бесконечны? Это реальная возможность, и она уже вызывает чувство упадка среди физиков, пытающихся объяснить Вселенную. Многомерность превратилась в бесконечные измерения, а одна вселенная превратилась в мультивселенную, столь обширную (теоретически), что для всех практических целей она бесконечна.

Но все эти проблемы отвлекают внимание. Эти десять вопросов о сознании можно разбить на один вопрос, которого даже нет в списке. Можем ли мы вообще объяснить сознание? Рыба не может знать, что вода мокрая, потому что вся ее среда состоит из воды. Пока мы бодрствуем, сознание — это океан, в котором мы плаваем (кстати, сон не является противоположностью сознания, поскольку адепты йоги могут оставаться в сознании во время глубокого сна).

Как человеческие существа у нас нет выхода из сознания. Это определение монады. Выйти за пределы сознания было бы то же самое, что выйти за пределы существования. Все десять вопросов, поставленных New Scientist рассматривают сознание как нечто вроде кварка. Вещь находится вне вас. Вы можете посмотреть на него со всех сторон. Для господствующей науки было бы здорово, если бы сознание можно было рассматривать как кварк, но это невозможно. Сознание не вне вас, и вы не вне сознания.

Вот что должен был показать древнеегипетский символ змеи, кусающей себя за хвост, — сознание непрерывно и цельно. Если вы относитесь к чему-либо во вселенной, вы используете сознание, чтобы смотреть на себя. В свете этого давайте ответим на десять вопросов. Оказывается, каждый ответ будет вариацией ответа на первый вопрос «что такое сознание?»: сознание — это то же самое, что и существование. Сознание — это познающий элемент любого опыта. Это то, в чем происходит весь опыт, весь опыт познается, и то, что видоизменяет себя в виде ощущений, восприятий, образов, чувств и мыслей, которые мы интерпретируем как ум, тело и мир.

Да.

Нет, вселенная — это опыт сознания.

Он не эволюционировал. Сознание не имеет причины, поэтому оно вневременно.

У людей это связано с бесконечными путешествиями, которые мы совершаем в сознании, — для чего еще это может быть?

Нет, вы можете видеть только активность мозга, то есть опыт в сознании. Мозг сам по себе является опытом в сознании.

Да. Когда машина чувствует голод, имеет сексуальные переживания, страдает от бессонницы и беспокоится о экзистенциальных дилеммах, тогда она будет в сознании. Все, что меньше, является имитацией.

Один. Все остальные числа являются умственными конструкциями.

Нет. Сознание объясняет физику.

Это их фундаментальный опыт, как и наш.

Эти ответы легко следуют, если вы признаете, что сознание создает, управляет и контролирует реальность. Это не то же самое, что капля воды. Это не качество, как влажность воды. Он создает новые образы, никоим образом не изменяясь, так же как лед, пар и водяной пар являются явлениями, которые не изменяют H 2 Молекула О.

Целостный взгляд на сознание решает все существующие вопросы, поставленные наукой, но есть одна загвоздка. Люди испытывают прикладное сознание, а не чистое сознание. Мы абсолютные мастера в создании слов, идей, моделей, обществ, технологий — творческое использование сознания безгранично. Но независимо от того, что мыслит и творит ум, он не может помыслить или создать само сознание. Такая задача была бы похожа на то, чтобы попросить рыбу создать океан. Рыбы не могут создать то, что их создало. Водоворот не может создать воду. То же самое относится и к человеческому мозгу. Будучи творением сознания, оно не может создать сознание.

Змея, кусающая себя за хвост, решает проблему сознания, но вы должны внимательно присмотреться к ней и позволить ей проникнуться смыслом. Символизм змеи, кусающей себя за хвост, указывает на то, что не имеет ни начала, ни конца, неуязвимо для смерти, расширяется бесконечно во всех направлениях и дает людям доступ к области бесконечных возможностей. Когда вы позволите этому усвоиться, не удивляйтесь, если вы вдруг наполнитесь благоговением и удивлением.

При размышлении о целостности как относящейся ко всему человеку и всему здоровью, рассмотрение сознания имеет основополагающее значение.

Декларация о конфликте интересов: Автор(ы) заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации этой статьи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts