Что такое треугольник Карпмана, или Кто такой Бэтмен — Спасатель или Жертва?
В 1968 году психолог и доктор медицинских наук Стивен Карпман описал модель человеческих отношений, которая взорвала психологию, психотерапию, а также медиакультуру, и этот взрыв продолжает резонировать до сих пор. Модель называлась «Драматический треугольник», также известная как «треугольник Карпмана» и к ней обращаются каждый раз, когда рассказывают о токсичных отношениях. Мы перечитали книгу Стивена Карпмана «Жизнь, свободная от игр» и рассказываем, как анализировать эту модель и почему она не только про романтические отношения.
Вершины и грани
«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь, Жертва. Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль.
Кто играет?
Жертва
Человек, который выбрал роль жертвы, профессионально умеет страдать и сбрасывать с себя ответственность. Его жизнь тяжела и неказиста, и он, как в песне группы ABBA, ждет, когда придет тот самый человек, который возьмет несчастного страдальца под крылышко, на одно плечо закинет проблемы, на другое — ответственность, и они вместе улетят в светлое будущее. Или не улетят, главное, чтобы ответственность с Жертвы была снята и не надо было что-то самому решать и менять.
Преследователь
Этот человек вступает в игру, чтобы доказать себе (и всему миру), что «добро должно быть с кулаками». Наносить добро и причинять радость Преследователь умеет только с помощью грубой силы, вербального насилия и под давлением внешних обстоятельств, которые заставляют его действовать жестоко. С точки зрения этого персонажа мир несправедлив, и только один Преследователь знает, как правильно, как должно, и что это жестокий мир сделал из него злодея, а на самом деле в основе его поступков лежит доброе начало (в момент этого осознания он и сам занимает позицию Жертвы). Преследователь может видеть себя как наставника, защитника справедливости, и на протяжении всей игры он будет указывать Жертве на ее беспомощность и слабость.
Спасатель
Человек, который выполняет эту роль, прикидывается альтруистом. Он оказывает помощь, не имея ни малейшего понятия о том, что реально нужно сделать. Спасатель ввязывается в противостояние Жертвы и Преследователя чтобы почувствовать себя важным, ощутить благодарность Жертвы или сделать ее зависимой от себя. Это тот славный парень, который включается в игру, чтобы показать всем, насколько он хороший, и чтоб ему все были должны. Если помочь не получится, он успокоит себя мыслью, что его просто не ценят.
Клод Стайнер, коллега Карпмана, описал этих героев следующим образом: «… Жертва в действительности не настолько беспомощна, как себя ощущает. Спасатель в действительности не столь помогает, сколько думает, а у Преследователя в действительности нет веских причин для недовольства и обвинений».
Главное правило игры — каждый сам за себя. Каждый участник играет свою партию по собственным правилам, и главная цель каждого — не дать остальным выиграть. Что произойдет, если это все-таки случится?
Как смотреть на жизнь со светлой стороны и успешно противостоять стрессу? Научитесь этому на курсе «Антихрупкость».
Порочный круг или «музыкальные стулья»?
Когда кто-то один завершает игру, механизм разваливается. Драматический Треугольник нужен участникам, чтобы не допустить близости и интимности — пишет Карпман — он откладывает решение важных вопросов, например, разрешения проблем Жертвы или реализацию Спасателя через какую-то другую деятельность. Все трое оказываются один на один со своими проблемами, и чтобы не утонуть в них — они заново запускают игру. Возможно, состав участников изменится, но роли будут те же.
Прежде чем демоны начнут рвать своих хозяев, игрокам, как в «музыкальных стульях», нужно заново занять места. Например, если выиграл Спасатель, и Жертва избавлена от мук Преследователя, Жертва сама становится агрессором и обрушивает свой гнев на освободителя с криками: «Я не просил (а) спасать меня так, ты все разрушил (а)!»
Многие люди, желающие избежать ответственности, любят эту игру в «Треугольник», но еще больше ее полюбили сценаристы. Треугольник Карпмана стал идеальной схемой для построения конфликтов и сюжетных поворотов для фильмов, комиксов и сериалов. Например, по этой модели строятся отношения Бэтмена и Джокера. Они по очереди выполняют роль Жертвы и Преследователя, Преследователя и Спасателя, в зависимости от того, какой персонаж станет третьим участником в их игре. Похожую модель можно найти в мультфильме Рапунцель и в каждом фильме студии Marvel.
В своей книге Карпман описывает на треугольниках не только игры друзей и врагов, любовников и супругов, но и сюжеты неблагополучных семей, офисные истории, «игры аферистов» и алкоголиков. Все эти сюжеты с примерными ситуациями помогают читателю вовремя распознать, что его втягивают в такую игру.
Как выйти из игры?
Описанные Карпманом игры бывают трех уровней:
Игры первой степени: социально-приемлемы, о них рассказывают и делятся. Это могут быть сложные отношения на работе, пользующееся положением начальство или нарушающий границы арендодатель.
Игры второй степени: имеют более тяжелые последствия. Говорить о таких играх считается неприличным. В эту категорию игр входят манипуляции со стороны романтических партнеров, нарушение личных границ со стороны родственников или друзей.
Игры третьей степени: самые опасные и разрушительные игры, которые заканчиваются в больнице, полицейском участке, суде. В таких играх участники действительно находятся в опасности. Это могут быть «игры» с участием аферистов, алкоголиков и других людей с аддикциями, а также с агрессивными Преследователями, например, в ситуации с домашним насилием.
Игру любой степени в первую очередь нужно распознать и определить свою роль в ней. На этом этапе нужно развить навык качественного активного слушания, чтобы распознать приглашение сыграть в игру от других участников и вовремя отказаться.
Во-вторых, отказывайтесь играть в игры и вместо них предлагайте качественное честное взаимодействие. Оно включает в себя честную обратную связь, без скрытого фундамента корыстных намерений.
В-третьих, берите 0% ответственности за других и 100% — за себя. Вы не можете перекладывать на других ответственность за свои эмоции и решения, равно как и окружающие не могут делегировать вам принятие решений и проживание эмоций за других. Вы можете испытывать весь спектр эмоций и не чувствовать себя виноватым за это. Пока вы проживаете эмоции в пределах своих личных границ, никто не может втянуть вас в игру.
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Александра Иваницкая
Теги
#культура и искусство
#психология
#эрудиция
Треугольник Карпмана — психология взаимоотношений в семье и с друзьями / AdMe
Как работает треугольник Карпмана? Способна ли эта психологическая модель взаимоотношений с людьми помочь вам в работе, семье, с друзьями? Как выйти из треугольника и помочь себе и близким? Подробно рассказываем о психологическом треугольнике на примерах. Ведь, чтобы решить проблему, необходимо сначала ее осознать. В нашем случае речь о том, чтобы увидеть в себе жертву, спасателя или контролера.
Треугольник Карпмана в психологии
Американский психотерапевт Стивен Карпман в 1968 году предложил свою модель того, как люди часто взаимодействуют между собой. Предполагается, что человек «примеряет» одну из трех социальных ролей, поэтому модель называется треугольником Карпмана.
Звучит парадоксально, но в треугольнике могут крутиться и двое-трое человек, и даже целые группы людей. При этом ролей в нем всегда три: спасатель, жертва и контролер-диктатор (он же преследователь). Участники периодически меняются ролями, но все они являются манипуляторами и здорово портят себе и близким жизнь.
Благодаря Карпману эту модель часто используют в психологии и психотерапии. Она не была подтверждена экспериментально, но до сих пор пользуется популярностью, так как достаточно просто и доступно объясняет психологические проблемы человека.
Роль № 1. Жертва
Для жертвы жизнь — это страдание. Все к ней несправедливы, она устает и не справляется. Жертве то обидно, то страшно, то стыдно. Она завидует и ревнует. Ей не хватает ни сил, ни времени, ни желания сделать что-то для улучшения своей жизни. Она инертна. Жертве страшно, она боится жизни и ждет от нее только плохого.
Роль № 2. Контролер-диктатор
Он тоже смотрит на жизнь как на врага и источник проблем. Он напряжен, раздражен, зол и боится. Не может забыть прошлые проблемы и постоянно пророчит новые беды в будущем.
Он контролирует и критикует ближних, чувствует невыносимый груз ответственности и очень от этого устает. Его энергия на нуле, а еще он часто является агрессором.
Роль № 3. Спасатель
Согласно Карпману, спасатель испытывает жалость к жертве и злость к контролеру. Он считает, что вынужден помогать другим. При этому спасателю кажется, что он на голову выше прочих, и он упивается осознанием своей миссии.
На самом деле он никого не спасает, потому что никто его об этом не просил. Для спасателя его «нужность» кому-то — это иллюзия. Цель всех его действий и советов — самоутверждение, а не реальная помощь.
Спасатели часто выбирают эту роль из-за низкой самооценки. Такие люди по своей воле вступают в созависимые отношения, а еще им свойственно ощущать постоянное чувство вины. При этом помощь другим отнимает у спасателя большое количество ресурсов и сил.
Примеры треугольников Карпмана
Треугольник как психологическая модель предполагает следующее:
- Контролер-диктатор не дает покоя жертве, он «строит» ее, критикует, может заставлять что-то делать.
- Жертва старается, мучается, устает и жалуется.
- Спасатель утешает, советует, подставляет уши и выполняет функцию жилетки для слез.
Жертва, спасатель и контролер периодически меняются ролями. Такая мелодрама может длиться многие годы, люди порой даже не осознают, что прочно застряли в треугольнике. Они могут думать, что на самом деле их устраивает положение вещей. Контролеру есть на кого изливать свой негатив и есть кого винить в своих бедах, спасателю нравится быть в роли героя, а жертва получает сочувствие и избавляется от ответственности за свою жизнь.
Все они зависят друг от друга, потому что источник своих проблем видят в ком-то другом, но только не в себе. По сути говоря, и жертвы, и спасатели, и преследователи пытаются изменить другого человека так, чтобы он служил их целям. Рассмотрим несколько жизненных примеров.
Пример № 1: Для треугольника Карпмана в личных отношениях характерно то, что партнеры переключаются между ролями и то контролируют, то спасают друг друга. Такие отношения точно не имеют ничего общего с любовью. Можно говорить только про желание доминировать, жалость к себе, изматывающие претензии и оправдания. Но не про любовь, поддержку и счастье.
Пример № 2: Если муж и жена живут в треугольнике Карпмана, переключаясь между ролями жертвы, спасателя и контролера, их ребенок неизбежно будет затянут в эту схему. Скорее всего, его будут ограничивать в самостоятельности и принятии решений, возможно, даже полностью лишат возможности выбора. Не специально: просто люди, живущие в треугольнике, думают, что защищают таким образом своего ребенка. Такие родители часто играют на чувстве долга, стыда, вины, жалости.
Есть ли выход из треугольника?
Необходимо осознать, что для того, чтобы исполнять собственные желания, человеку нужен только он сам. Так что стоит взять свою жизнь в свои руки и действовать без оглядки на кого-либо.
Как выйти, если вы жертва
- Перестаньте жаловаться на жизнь. Совсем. Потратьте это время на поиски возможностей улучшить положение вещей, которые вас не устраивают.
- Запомните раз и навсегда: никто вам ничего не должен. Даже если обещали, если очень хотели, если сами предлагали. Обстоятельства постоянно меняются, как и человеческие желания. Вчера хотели вам что-то дать, сегодня уже не хотят. Перестаньте ждать спасения.
- Все, что вы делаете, — это ваш выбор и ваша ответственность. И вы вправе сделать другой выбор, если этот вас не устраивает.
- Не оправдывайтесь и не корите себя, если вам кажется, что вы не соответствуете чьим-то ожиданиям. Не ждите, что все получится с первого раза. Отказ от роли жертвы — сложный и долгий процесс.
Как выйти, если вы контролер
- Прекратите обвинять в своих проблемах других людей и обстоятельства.
- Попробуйте осознать, что никто не обязан соответствовать вашим представлениям о том, что правильно и неправильно. Люди разные, ситуации разные, и если вам что-то не нравится, то просто не имейте с этим дело.
- Решайте разногласия мирным путем, без злобы и агрессии.
- Перестаньте самоутверждаться за счет тех, кто слабее вас.
Как выйти, если вы спасатель
- Если у вас не просят помощи или совета, молчите.
- Перестаньте думать, что вы лучше знаете, как надо жить, и что без ваших ценнейших рекомендаций мир рухнет.
- Не давайте необдуманных обещаний.
- Перестаньте ждать благодарности и похвалы. Вы же помогаете, потому что хотите помочь, а не ради почестей или награды, верно?
- Перед тем как броситься «причинять добро», спросите себя честно: так ли необходимо и эффективно будет ваше вмешательство?
- Прекратите самоутверждаться за счет тех, кто чуть более нескромен в своих жалобах на жизнь.
Как превратить треугольник Карпмана во что-то другое
Если поставить себе цель выбраться из проклятого треугольника и шаг за шагом следовать ей, изменения не заставят себя ждать. У вас появится больше времени и сил, станет легче дышать и интереснее жить. Напряжение в коммуникации, скорее всего, ослабнет.
- Жертва превращается в героя. Теперь вместо сетования на судьбу человек сражается с неудачами, но испытывает не изнеможение, а азарт. Решая проблемы, он не жалуется всем вокруг, а получает удовольствие от того, что в состоянии их решить.
- Контролер трансформируется в философа. Наблюдая со стороны за действиями героя, он больше не критикует, не волнуется о результате. Он принимает любой результат. Он знает, что все в итоге идет к лучшему.
- Спасатель становится мотиватором. Он в хорошем смысле провоцирует героя на подвиги, описывая блестящие перспективы. Он ищет возможности применения силы героя и подталкивает того на свершения.
Это более здоровая и счастливая модель взаимоотношений между людьми.
Идеальная модель треугольника
В этом треугольнике счастья и энергии еще больше.
- Герой становится победителем. Он совершает подвиги не ради похвал, а ради творческого применения энергии. Ему не нужны лавры, он наслаждается самим процессом творчества, возможностью что-то менять к лучшему в этом мире.
- Философ превращается в созерцателя. Он видит такие связи в мире, которые недоступны другим. Он осознает новые возможности и рождает идеи.
- Мотиватор трансформируется в стратега. Он точно знает, как реализовать идеи созерцателя.
И это только самые распространенные и описанные примеры эволюции ролей. Уверены, можно найти еще больше примеров выхода из негативных жизненных сценариев. Важно уметь адекватно оценить ситуацию. Видеть, когда вами пытаются манипулировать, и не скатываться в мыльную оперу изнуряющих отношений. Не играть навязываемые вам роли, а уметь встать и уйти, когда видите, что дело нечисто. А если хорошенько подумать, почему вы стали жертвой, спасателем или преследователем, можно прийти к очень неожиданными умозаключениям.
А вы замечали, что крутитесь в психологических треугольниках? Чувствовали себя когда-то жертвой или спасателем?
Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.Media
AdMe/Психология/Треугольник Карпмана — психология взаимоотношений в семье и с друзьями
Драматический треугольник Карпмана — wikidoc
Драматический треугольник — это психологическая и социальная модель человеческого взаимодействия в транзакционном анализе («ТА»), впервые описанная Стивеном Карпманом и получившая широкое признание в психологии и психотерапии. Модель постулирует три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто принимают в той или иной ситуации:
- Лицо, с которым обращаются или которое принимает роль жертвы
- Лицо, оказывающее давление, принуждающее или преследующее жертву и
- Спасатель , который вмешивается из-за явного желания помочь ситуации или проигравшему.
(Обратите внимание, что спасатель роль имеет смешанные или скрытые мотивы, а не честный спасатель в чрезвычайной ситуации; см. ниже) тактика, и другие часто бессознательно переключаются, чтобы соответствовать этому. Например, пострадавший включает спасателя, или спасатель переключается на преследование.Скрытая цель каждого «игрока» состоит в том, чтобы удовлетворить свои невысказанные психологические желания так, как они считают это оправданным, без необходимости признавать более широкую дисфункцию или вред, причиненный в ситуации в целом. Таким образом, каждый игрок действует в соответствии со своими собственными эгоистичными «потребностями», а не в действительно взрослой, ответственной или альтруистической манере.
В ТА драматический треугольник иногда упоминается как [1] в контексте таких интеллектуальных игр, как: – Почему ты не/да, но; Если бы не ты; Почему это всегда происходит со мной?; Посмотрите, что вы заставили меня сделать; Ты втянул меня в это; Посмотрите, как я старался; я только пытаюсь помочь вам; и «Давай ты и он сразитесь».
Содержание
- 1 Обзор и теория
- 2 Пример
- 3 Другой пример
- 4 книги
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
Обзор и теория
«Игра» в транзакционном анализе — это серия транзакций, которые являются дополнительными (взаимными), скрытыми и ведут к предсказуемому результату. Игры часто характеризуются переключением на в роли игроков ближе к концу. Количество «игроков» может варьироваться.
Игры в этом смысле являются средствами, используемыми (часто бессознательно) человеком для создания обстоятельств, при которых он может обоснованно испытывать определенные вытекающие из этого чувства (например, гнев или превосходство) или оправданно предпринимать или избегать совершения определенных действий, когда их собственные внутренние желания отличаются от общественного ожидания. Они всегда заменяют более подлинные и полные взрослые эмоции и реакцию, которая была бы более подходящей реакцией.
Для игр часто полезно учитывать три количественные переменные:
- Гибкость : Возможность игроков менять игровую валюту (то есть инструменты, которые они используют для игры). В гибкой игре игроки могут переключаться со слов на деньги и на части тела.
- Упорство : Настойчивость, с которой люди играют и придерживаются своих игр, и их сопротивление тому, чтобы сломать их.
- Интенсивность : Легкие Игры — это игры, в которые играют в непринужденной обстановке. Тяжелые игры — это игры, в которые играют напряжённо и агрессивно.
В зависимости от степени приемлемости и потенциального вреда игры подразделяются на три категории: социально приемлемые игры, нежелательные, но не наносящие необратимого вреда игры или игры, которые могут причинить серьезный вред. Их последствия могут варьироваться от множества мелких расплат (девушка, которая продолжает встречаться с хорошими парнями, которые ее бросают) до расплаты, накапливаемой в течение длительного периода, до крупного уровня (например, суд, морг и т.
д.). Каждая игра имеет выигрыш для тех, кто в нее играет. Противоположность игры (то есть способ ее сломать) заключается в открытии того, как лишить действующих лиц их выигрыша.Первая такая теоретизированная игра была Почему бы и нет/Да, но , в которой один игрок ( Белый ) ставил задачу, как будто ища помощи, а другой игрок(и) ( Черный ) предлагать решения. Белые указывали на недостаток в решении каждого черного игрока (ответ «Да, но»), пока все они не сдавались в отчаянии. Второстепенной выгодой для Уайта было то, что он мог заявить, что оправдал свою проблему как неразрешимую, и таким образом избежать тяжелой работы по внутренним изменениям; а для Блэка — чувствовать себя либо разочарованным мучеником («Я только пытался помочь»), либо неуважением к высшему существу («пациент отказывался сотрудничать»).
В драматическом треугольнике «переключение» происходит тогда, когда одна из них, позволив утвердиться стабильным ролям, внезапно меняет роль. Жертва становится преследователем и превращает предыдущего преследователя в роль жертвы, или же спасатель внезапно превращается в преследователя («Вы никогда не оцените, что я помогаю вам!»).
Обратите внимание, что «игровая» позиция Спасателя отличается от позиции настоящего спасателя в чрезвычайной ситуации, например, пожарного, спасающего пострадавшего из горящего здания, или спасателя, спасающего пострадавшего от утопления. Когда играешь драматическую роль, в попытках Спасателя есть что-то нечестное или недосказанное, или, в лучшем случае, смешанный мотив или нужен , чтобы быть спасателем или помочь пострадавшему. Спасатель играет эту роль скорее потому, что он стремится быть спасателем, чем потому, что жертва нуждается в его участии.
Читатели также могут сравнить эту модель с моделью моделей преодоления трудностей Вирджинии Сатир, которую можно найти в разделе «Организационные модели преодоления трудностей».
Пример
Примером может служить социальный работник, чья официальная функция состоит в том, чтобы выводить клиентов из системы социального обеспечения и обеспечивать себя работой. Если соцработник делает что-то, чтобы продлить отношения зависимости, на самом деле она не помогает, а «Спасает».
Агентство может оказывать скрытое или явное давление, чтобы у нее не было слишком много успешных клиентов. Угрозы урезать льготы явно ленивым или эгоистичным клиентам будут осуждаться, даже если или
Чтобы драматический треугольник расцвел, один из игроков должен сменить позицию. Например, Жертва может стать Преследователем, жалующимся на слишком большую помощь, недостаточную помощь или неправильную помощь. Спасательница может стать Преследователем, жалуясь на то, что клиенты недостаточно ее ценят.
Должностные лица агентства социального обеспечения могут принять участие в игре, спасая сотрудников и клиентов, пока они тихонько подыгрывают, но преследуя любого сотрудника, который начинает показывать хорошие результаты.
Другой пример
Более знакомым примером может быть вымышленный спор между Джоном и Мэри, супружеской парой. Иногда точка зрения спасателя кажется спокойной и даже разумной. Если слова успокаивают, успокаивают, объясняют или оправдывают, это можно считать реакцией Спасателя — это попытка сдвинуть другого человека с его позиции.
Для наглядности перемещения участников из одной точки треугольника в другую позиция Преследователя показана красным цветом, Спасателя — синим, а Жертва — зеленым.
Джон: Не могу поверить, что ты сожгла ужин! Это третий раз в этом месяце!
Мэри: Ну, маленький Джонни упал и ободрал себе коленку, она обгорела, пока я делала ему повязку.
Джон: Ты слишком нянчишься с этим мальчиком!
Мэри: Ты же не хочешь, чтобы он заразился? В конце концов мне пришлось бы заботиться о нем, пока он был болен.
Джон: Он достаточно большой, чтобы сделать себе повязку.
Мэри: Я просто не хотела, чтобы он истекал кровью по всему ковру.
Джон: Знаешь, в этом проблема с этими детьми! Они ожидать, что вы сделаете все!
Джон: Я весь день работаю, как собака, на работе, которую ненавижу…
Мэри: Да, ты очень много работаешь, дорогая.
Джон: А я даже не могу сесть за хороший ужин!
Мэри: Я могу приготовить что-нибудь еще, это не займет много времени.
Джон: Пустая трата дорогого стейка!
Мэри: Ну, может, если бы ты мог на минутку вытащить свою задницу из кресла, пока я была занята, она бы не сгорела!
Джон: Ты ничего не сказал! Откуда я должен был знать?
Мэри: Как будто ты не слышишь плача Джонни? Ты всегда игнорируешь детей!
Джон: Нет, мне просто нужно время, чтобы посидеть, расслабиться и отдохнуть после рабочего дня! Ты не представляешь, каково это…
Мэри: Конечно, как будто забота о доме и детях — это не РАБОТА!Любой, кто читает эту статью, несомненно, может продолжать этот спор до бесконечности.
Что, возможно, представляет больший интерес, так это то, как можно выйти из треугольника, что, как показывает пример, может быть утомительным.
Самый простой метод — это незащитный ответ. Это работает в любой момент, независимо от того, какую роль берет на себя другой человек, поскольку не дает подсказки относительно следующего ответа.
Например:
Мэри: Ну, может быть, если бы ты мог на минутку вытащить свою задницу из кресла, пока я была занята, она бы не сгорела!
Джон: Да, это правда.Хотя Мэри может попытаться перезапустить цикл, продолжая ругаться, если Джон будет продолжать в том же духе, Мэри в конце концов исчерпает все, что можно сказать. Если Мэри на самом деле не оскорбляет, в этом случае следует проявлять осторожность при использовании этого метода, спокойный ответ Джона побуждает к обсуждению, а не к продолжению споров. Она могла понять, что не просила его о помощи, и они вполне могли бы разрешить ситуацию, спланировав план действий, если нечто подобное возникнет в будущем.
Это работает так же хорошо для роли жертвы:
Джон: Нет, мне просто нужно время, чтобы посидеть, расслабиться и отдохнуть после рабочего дня! Ты не знаю, каково это…
Мэри: Мне жаль, что ты так устал.Это признание любой реальной проблемы, которая может возникнуть у другого человека без продолжения танца. Опять же, другой человек может попытаться перезапустить цикл, продолжая жаловаться, но опять же, с продолжающимися незащитными ответами, другому человеку будет нечего сказать.
Хотя роль «спасателя» кажется наименее проблематичной из трех точек треугольника, она все же является частью некоммуникативного цикла, и поэтому к ней следует относиться так же.
Мэри: Это естественно, дорогая, они просто молоды.
Джон: Да, они молоды.И снова порочный круг разорван, и Джон ясно дал понять Мэри, что ему не нужны дальнейшие успокоения или помощь.
Другие превосходные незащитные ответы:
«О».
«Понятно.»
«Возможно, ты прав. »Книги
- Я в порядке, ты в порядке
- Игры, в которые играют люди
- Вырваться из ловушки жертвы (Дайан Зимберофф, 1989)
- ДНК отношений (Гэри Смолли, 2004)
Ссылки
- ↑ Игры, в которые играют люди Эрик Берн
Внешние ссылки
- Драматический треугольник — сайт Стивена Карпмана, включая оригинальные статьи
- Драматический треугольник — TA-Tutor.com
- «Три лица жертвы»
- «Организационные модели преодоления трудностей»
- «Вырваться из ловушки жертвы»
- Выход из драматического треугольника
de:Dramadreieck
Шаблон: Исходники WikiDoc
Драматический треугольник Карпмана на Бермудских островах | Анастасия Серова
Всем известна такая психологическая и социальная модель взаимодействия, как треугольник Карпмана. Эта модель была описана Стивеном Кармановым в статье «Сказки и анализ сценарной драмы» в 1919 г. 68.
В этой модели три компонента: жертва, спасатель и преследователь (агрессор). Кто-то думает, что спасатель — положительный персонаж в треугольнике Карпмана, но это неверно. Также жертва не так беспомощна, как кажется на первый взгляд, а у преследователя нет конкретных и обоснованных претензий. В чем суть каждой роли?
Каждый человек играет одну из трех ролей в конкретной ситуации. Каждый игрок в ситуации через свою роль удовлетворяет свои скрытые потребности, очень часто это неосознанные потребности. Основной чертой поведения в этой модели является зависимость друг от друга. Жертва удовлетворяется потребностью в заботе, Спаситель счастлив, что он кому-то нужен и помогает, а Сталкер показывает свое господство над жертвой. Если хотя бы один компонент из этой схемы отсутствовал, то остальные автоматически исчезали. На самом деле удовлетворение потребностей каждого игрока не означает, что ситуация выгодна для людей, это наносит стратегический вред. Каждый игрок маскирует истинные интересы, это делает ситуацию еще более запутанной. Рассмотрим каждую роль отдельно.
Жертва.
Отличительной чертой потерпевшего является то, что он никогда не берет на себя ответственность за свои действия и за свою жизнь. Такие люди постоянно на все жалуются, считают свои проблемы неразрешимыми и ждут спасителя. Роль жертвы удобна человеку, потому что все сожалеют и хотят помочь. Однако для сохранения этой роли нужен спаситель, который будет окружать жертву постоянным негативом. В силу зависимости от спасателя и преследователя у потерпевшего возникают и другие зависимости: зависимость от алкоголя, наркотиков, пищи. Однако когда спасатель помогает пострадавшему и решает проблемы, пострадавший начинает требовать компенсацию и превращается в спасателя. Жертва отказывается вести полноценную жизнь и деградирует. Карпман в своем треугольнике отводит ключевую роль жертве, ведь ей легко может передаваться и роль спасителя, и роль преследователя.
Спасатель.
Спасатель не является синонимом Супермена. На первый взгляд кажется, что цель спасателя — решить проблему жертвы и победить преследователя. Это твоя ошибка. Спасателем обычно является человек, у которого есть внутренняя агрессия. Он должен выбросить его куда-нибудь. Спасатель самореализуется, проявляя агрессию к преследователю, а не решая проблемы жертвы. Люди не просят спасения в 90% случаев. Спасение жертвы очень часто связано с нарушением ее личных границ. Сам спасатель хочет помочь людям укрепить их самооценку и самооценку. Он помогает другим в ущерб себе, ожидая похвалы. Спасатель решает проблемы других людей, чтобы получить одобрение их Родителей или их внутреннего Родителя. Эту роль сложно осмыслить, ведь такой человек выглядит добрым, чутким и бескорыстным.
Преследователь.
Человек выбирает роль преследователя, потому что у него есть желание доминировать и доминировать над другим человеком (жертвой). Желание доминировать часто возникает из детства, когда кто-то доминировал над самим преследователем. Это роль разгневанного человека, искренне считающего, что жертва заслужила агрессию, запугивание и открытые конфликты. Сталкер иногда находится в цикле «спасатель-жертва-преследователь», он находит воображаемое логическое объяснение своим действиям. «Сначала я пытался помочь тебе (спасителю), но ты напал на меня (потерпевшего), я, конечно, защищался (преследователь)». Преследователь думает, что жертва не сможет добиться успеха и решить проблемы без тотального контроля и руководства. Поведение человека в этой роли разрушительно. Из роли преследователя человек может выйти легко, он может отработать свои детские травмы.
Вывод:
1. роли в треугольнике Карпмана зависят друг от друга
2. один человек может играть все роли сразу по отношению к разным людям
3. игрок не придет к стратегическому решению
Сейчас я расскажу историю своей жизни. Я был жертвой, преследователем и тираном.
Когда мне было 19 лет, я встретила своего будущего бывшего мужа. Я был студентом, а он военным с тяжелой жизненной ситуацией. Бывшая жена оставила его с двумя детьми, и ему нужна была помощь с детьми. Стоит отметить, что он не просил о помощи, а я сразу бросилась на помощь и «спасти» его. Первая стадия – преследователь. Мой бывший муж был жертвой в зависимости от места работы, от меня, от обстоятельств. Эта зависимость привела к пристрастию к алкоголю и видеоиграм. Я закончила университет, мы поженились, и я стала «нянькой» для обоих детей. Мы жили в военном городке, и у меня не было машины, чтобы ездить по магазинам или в гости к родителям. Дети были травмированы тем, что мать их бросила, отца они почти не видели, так как он все время был на работе, а бабушка болела и могла делать только минимум работы по дому: готовить и убирать квартиру. Теперь все обязанности лежали на мне, и я устал. Мне никто не помог. Я стала чувствовать себя жертвой обстоятельств, никто не мог мне помочь. Я думал, что выхода нет. Типичная жертва. Мои родители приехали в военный городок, чтобы сделать ремонт и сделать мою жизнь более комфортной. Они были преследователями для меня. Потом я стала преследователем, начала говорить бывшему мужу, что он сам сделал свою ситуацию и я не обязана ему помогать, мне тоже надо помогать.