1. Специфика метода наблюдения в социологии
Содержание
Введение
1.Специфика метода наблюдения в социологии
2. Виды наблюдения
3.Подготовка к проведению наблюдения
4. Программа социологического наблюдения
4.1 Методологическая часть
4.2 Программа социологического исследования на тему «Отношение студентов к представителям других национальностей»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Всякая наука основана на фактах. Собирая, сопоставляя, группируя и обобщая эти свидетельства объективной реальности, она открывает самое дорогое, для чего, собственно, и создана наука, а именно существующие независимо от нашей воли и сознания объективные законы мира. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.
Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистикеи демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым[1] .
В психологии основные методы научного исследования — наблюдение и эксперимент. В социологии — опрос и анализ документов, нельзя сказать, что наблюдение для социологии находится на положении падчерицы.
Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин.
Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представителях естественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как науки было связано, в частности, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.Основная нагрузка выпадает на глаза. Наблюдение по существу означает внимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие и фиксацию — желательно по особому сценарию и с помощью специальных бланков.
Как только человек начал себя помнить и осознавать, он постоянно прибегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения животных, взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономерное, анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее. Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший из методов познания. Древнейший — и все еще самый доступный.
А самым привлекательным делает его удивительная естественность. В этом — его первое преимущество. Позиция наблюдателя значительно ближе природе человека, чем позиция тестирующего. А комфортно чувствующий себя ученый и выводы делает более адекватные.
Другое его преимущество — непосредственность. Ученый, подобно акыну, что видит, о том и поет. Социальные явления могут быть зафиксированы особенно удачливым «фотографом» в момент их возникновения, в контексте предшествующих и последующих событий. Для любителей социальной динамики лучшего и не придумаешь.
Непосредственность во все времена служила вернейшим индикатором эмпирического знания. Его добывали непосредственно, т.е. с помощью слуха, зрения и осязания, фиксируя все попадающееся под руку. Вначале несистематично, а позже — облекая в сложнейшие типологии и теоретические модели. Таким образом, именно наблюдение стоит у истоков эмпирического знания.
Третье преимущество — неквалифицированность. Для того чтобы стать внимательным наблюдателем, вовсе не обязательно оканчивать Гарвардский университет или годы стажироваться в крупном маркетинговом агентстве. Как раз «незамутненный взгляд» часто видит то, что скрыто от перегруженного книжными знаниями мудреца[2] .
Отсюда вытекает четвертое преимущество: используя метод наблюдения, исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и от желания членов исследуемой группы быть изученными. Напротив, в социологическом опросе нередко приходится сталкиваться с сопротивлением респондента, который отказывается или уклоняется от анкетирования, например, боясь разглашения каких-то важных для него сведений.
Пятое достоинство — отсутствие специальной аппаратуры. Если речь идет об обыденном наблюдении, то никаких вольтметров, тренажеров, типографии для размножения анкет и прочих технических приспособлений не нужно. Принцип наблюдателя — пришел, увидел, победил.
Еще одно преимущество — экологичность — весьма сомнительно. Далеко не всегда наблюдение протекает на природе, в горах или лесопарке. Часто ученому приходится рисковать, иногда репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерились провести наблюдение подростковой субкультуры, особенно экстремистского типа, то готовым надо быть практически к любому повороту событий.
Только введение дополнительных параметров позволяет выделить научное наблюдение в самостоятельный вид и понять его природу. Оказывается, что это целенаправленное восприятие, обусловленное научными целями и задачами. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). «Когда мы хотим найти новую информацию о каком-либо явлении, мы в первую очередь используем прямое наблюдение, которое обладает наивысшей степенью точности. Научный метод устанавливает определенную последовательность и правила для объективного, точного и систематичного наблюдения. Прямое наблюдение, которое можно повторить и которое имеет известные параметры, является наиболее надежным, потому что, повторив такое наблюдение при соблюдении тех же параметров, другие ученые могут убедиться в его достоверности»[3] .
Даже будучи утяжелено научной терминологией — правда, не только ей, а еще, пожалуй, и научной технологией — наблюдение и тогда остается самым универсальным методом, используемых во всех без исключения науках.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является достаточно актуальной и интересной для изучения.
Цель данной курсовой работы — изучить особенности применения метода наблюдения в социологии.
Задачи работы:
1)Изучить специфику метода наблюдения в социологии;
2) Рассмотреть виды наблюдения, его преимущества и недостатки;
3) Изучить процедуру фиксации результатов наблюдения, подготовки наблюдателя;
4)Разработать программу социологического исследования, рассчитанного на проведение методом наблюдения на тему «Отношение студентов к представителям других национальностей».
наблюдение социология программа результат
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.
В процессе применения социологического наблюдения необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности. Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность — территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности.
Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.
В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.
В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами[4].
В научных исследованиях, проводимых в области микрофизических явлений, существует определенное взаимодействие между наблюдателем-исследователем, применяемым им в процессе исследования прибором и изучаемым микрообъектом, поведение которое существенно зависит от особенностей данного взаимодействия. В еще большей степени является значимым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объектом в сфере социальных явлений и процессов[5] . Исследуя социальный процесс или ситуацию, необходимо всегда иметь в виду возможность искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной стороны, фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, где действуют различные личности и их общности, а с другой — самими особенностями наблюдения: интересами, предпочтениями, жизненными позициями наблюдателя, его профессиональной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что само присутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость, неврозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.
Поэтому применение метода наблюдения в прикладном социологическом исследовании с учетом: 1) особенностей социологического надлюдения как специфического процесса; 2) особенностей взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым социальным объектом — индивидами, их группами, действиями и т. д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при каких обстоятельствах желательно или необходимо применение метода наблюдения.
Чаще всего социологическое наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ — футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации — дорожного происшествия, пожара и т.д. Кроме того, наблюдение целесообразно использовать при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный» характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоциональное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянии объяснить, почему он совершил один поступок, а не другой, наблюдение же в таком случае позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации и в шоковых состояниях[6] .
Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.
Наблюдение как метод социологического исследования способствует получению весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.
При написании «Положения рабочего класса в Англии» Ф. Энгельс основывался как на документах, так и на непосредственном наблюдении. В документах трудно было выявить реальную картину повседневной жизни, и прежде всего картину борьбы пролетариата, а личные наблюдения никогда не могут дать полной картины явлений и массовых процессов. Поэтому Ф. Энгельс дополнял непосредственные наблюдения изучением документов, сравнивал их между собой, проверяя таким образом познавательную ценность каждого из этих методов[7] .
Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.
Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.
В особенности это относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их в будущей ситуации.
Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще неизвестно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.
Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.
Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведется одним человеком, это может иметь свои отрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.
Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.
Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.
Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:
1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), получение интересующей наблюдателями информации, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, выдвижения предварительных гипотез и их проверка.
2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных структур — городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.
3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации — включенное, не включенное и иные виды наблюдения.
4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.
5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими квалифицированными наблюдателями и т. п.
6) Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами — логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.
7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.
В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудования — диктофонов, видеоаппаратуры и т. п.), виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что наблюдение весьма специфичный метод для такой науки как социология, но им можно получить ту информацию, которою не добыть другими способами, а она может оказаться очень значимой для исследователя. Социологическое наблюдение может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.
Формы, способы и виды наблюдения в психологии :: SYL.ru
Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.
О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
- Наблюдение как метод.
- Как деятельность.
- Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
- Объективное наблюдение и самонаблюдение.
- Полевое и лабораторное исследование.
- Индивидуальный и коллективный эксперимент.
- Случайное и преднамеренное изучение.
- Систематическое и несистематическое наблюдение.
- Полное и неполное исследование.
- Сплошной и выборочный эксперимент.
- Констатирующее и оценивающее изучение.
- Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
- Исследования открытого и закрытого характера.
- Включенный и невключенный эксперимент.
- Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
- Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
- Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
- Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
- Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
- Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
- Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
- Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
- Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
- Минимизировать вторжение в личную жизнь.
- Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
Написание объективных и точных заметок о наблюдениях
Письменные наблюдения о младенцах и малышах должны быть фактическими и объективными, чтобы быть полезными и содержательными 1 . Это означает, что работники образования должны писать только то, что они видят и слышат (например, факты), и избегают использования слов, которые:
- выражают суждение о чувствах, намерениях и мотивах ребенка
- неоднозначны и открыты для интерпретации
- Опишите мнение
Персонал может задуматься о своей объективности, задав себе вопрос: «Описываю ли я поведение и взаимодействие этого ребенка так же или подобно тому, как их описал бы кто-то другой, наблюдающий за этим ребенком?» 2 Рассмотрим следующие наблюдения за 8-месячным Умаром:
Примечание 1: 29. 11, 8 утра, прибытие
Умару тяжело, когда мама приводит его в комнату. Он не любит, когда его кладут на пол. Игнорирует ее, когда она пытается прочитать ему книгу. Подползает к Летти, берет мяч из ее рук; расстраивается, когда мама целует его, прощается и выходит из комнаты.Примечание 2: 29.11, 8 утра, прибытие
Мама Умара несет его в комнату, ставит на пол рядом с корзиной для книг. Умар издает скулящие звуки (без слез). Мама садится рядом с ним, берет книгу из мусорного ведра, показывает Умару обложку, начинает читать. Умар отворачивается, видит, как Летти (ребенок) держит и трясет мяч с колокольчиком внутри, протягивает к ней руки, подползает и садится рядом, берет мяч из ее рук, трясет. Мама подходит к Умару, целует его, прощается, уходит. Умар начинает плакать (слезы).
Обе записи наблюдений описывают, как Умар разлучается со своей матерью, но первая запись содержит предположения учителя и интерпретации поведения Умара. Кто-то, кто читает эту заметку, может иметь разные представления о том, что произошло, потому что такие слова, как «тяжелое время», «не любит», «игнорирует» и «расстраивается», открыты для интерпретации. Второе примечание скорее описывает, чем интерпретирует поведение Умара. Это дает гораздо более четкое представление о том, что на самом деле делает и говорит Умар во время процедуры прибытия.
Объективные, фактические письменные наблюдения включают следующее:
- Описание действий
- Описание детских вокализаций
- Прямые цитаты детского языка
- Описание мимики и жестов
- Описания творений (например, сложенные блоки, рисунки, нарисованные пальцами)
Следующие слова часто встречаются в письменных заметках о наблюдениях. 3 Однако эти и другие подобные слова можно интерпретировать по-разному и выражать суждение. Их следует избегать.
- Интеллект: умный, медленный
- Лайл правильно собирает головоломку из двух частей. Он такой умный малыш!
- Чувства: злость, безумие, грусть, расстроенность, радость
- Хорхе злит и брызгает водой из-под грунтовых вод на пол.
- Намерения и предпочтения: хочет, любит, любит, «потому что»
- Соня бьет Андре, когда он поднимает куклу, которую она уронила потому что она хочет вернуть свою куклу.
- Ярлыки: скучающий, отвлеченный, кооперативный, агрессивный, гиперактивный, полезный, замкнутый, застенчивый, общительный, суетливый, плохой, хороший, глупый, милый, красивый
- Инетт была отвлечена , когда я пытался ее покормить. Она продолжала отворачивать голову.
- Оценки: хорошая работа, плохая работа
- Оливер делает хорошую работу, убирает игрушки.
- Время и количество: всегда, никогда, много, долгое время, короткое время
- Ханне потребовалось много времени , чтобы успокоиться и перестать плакать после того, как дедушка вышел из комнаты.
Интерпретация значения детского поведения и взаимодействий имеет важное значение. Впечатления, чувства и идеи о детях чрезвычайно ценны для процесса индивидуализации. Однако персоналу в первую очередь нужна точная фактологическая информация, чтобы впоследствии делать выводы о навыках, поведении, интересах и потребностях детей.
1 Национальная инициатива по уходу за детьми грудного и раннего возраста, Развитие, скрининг и оценка младенцев и малышей (Вашингтон, округ Колумбия: Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2010 г.), 22.
2 Лаура Дж. Колкер, Руководство для инструкторов по наблюдению за маленькими детьми: учиться смотреть, стремиться учиться (Вашингтон, округ Колумбия: стратегии обучения, 1995), 7.
3 Там же, 7; Дерри Г. Коралек, Эми Лаура Домбро и Дайан Тристер Додж, Уход за младенцами и малышами, 2-е изд. (Вашингтон, округ Колумбия: Teaching Strategies, 2005), 372.
Подробнее:
Наблюдение за детьми
Скрининг и оценка детей
Тип ресурса: Статья
Национальные центры: Раннее развитие детей, преподавание и обучение
Последнее обновление: 3 декабря 2019 г.
Написание полевого отчета – организация ваших исследовательских заданий по социальным наукам
С чего начать
Полевые отчеты чаще всего назначаются по дисциплинам прикладных социальных наук [например, социальная работа, антропология, геронтология, уголовное правосудие, образование, право , медицинские профессии], где важно построить мост релевантности между теоретическими концепциями, изученными в классе, и практикой фактического выполнения работы, которой вас учат делать. Полевые отчеты также распространены в некоторых научных дисциплинах [например, в геологии], но эти отчеты организованы по-другому и служат другим целям, чем то, что описано ниже.
Профессора отправят полевой отчет с целью улучшить ваше понимание ключевых теоретических концепций путем применения методов тщательного и структурированного наблюдения и размышлений о людях, местах или явлениях, существующих в их естественной среде. Полевые отчеты облегчают разработку методов сбора данных и навыков наблюдения, а также помогают понять, как теория применима к реальным ситуациям. Полевые отчеты также дают возможность получить доказательства с помощью методов наблюдения за профессиональной практикой, которые дополняют или опровергают существующие теории.
Все мы наблюдаем за людьми, их взаимодействием, местами и событиями; однако ваша ответственность при написании полевого отчета заключается в проведении исследования на основе данных, полученных в процессе разработки конкретного исследования, преднамеренного наблюдения, синтеза основных результатов и интерпретации их значения.
При написании полевого отчета вам необходимо:
- Систематически наблюдать и точно фиксировать различные аспекты ситуации . Всегда подходите к полевому исследованию с подробным протоколом о том, что вы будете наблюдать, где вы должны проводить свои наблюдения и каким методом вы будете собирать и записывать свои данные.
- Постоянно анализируйте свои наблюдения . Всегда ищите смысл, лежащий в основе действий, которые вы наблюдаете. Спросите себя: что здесь происходит? Что означает эта наблюдаемая активность? К чему еще это относится? Обратите внимание, что это непрерывный процесс размышлений и анализа, происходящий на протяжении всего вашего полевого исследования.
- Не забывайте о целях отчета, наблюдая за . Запись того, что вы наблюдаете, не должна быть случайной или бессистемной; вы должны быть сосредоточены и обращать внимание на детали. Отправляйтесь на место наблюдения [т.
- Сознательно наблюдайте, записывайте и анализируйте то, что вы слышите и видите, в контексте теоретической основы . Это то, что отделяет сбор данных от отчетности. Теоретическая основа, определяющая ваше полевое исследование, должна определять, что, когда и как вы наблюдаете и действуете, в качестве основы, на которой вы интерпретируете свои результаты в отношении основных предположений, заложенных в теоретическую основу.
Методы записи наблюдений
Несмотря на то, что нет никаких ограничений на методы сбора данных, которые вы можете использовать, вот наиболее часто используемые: Советы по ведению заметок включают в себя: заранее организуйте несколько сокращенных символов, чтобы запись основных или повторяющихся действий не мешала вашей способности наблюдать, используйте много небольших абзацев, отражающих изменения в действиях, говорящих и т. д., а также оставляя место на страницу, чтобы вы могли записывать дополнительные мысли и идеи о наблюдаемом, любые теоретические идеи и заметки для себя, которые отложены для дальнейшего изучения. См. раскрывающаяся вкладка для получения дополнительной информации о ведении заметок.
Фотография
С появлением смартфонов стало возможным делать почти неограниченное количество высококачественных фотографий объектов, событий и людей, наблюдаемых во время полевых исследований. Фотографии могут помочь запечатлеть важный момент времени, а также задокументировать детали места, где происходит ваше наблюдение. Фотосъемка может сэкономить ваше время при документировании деталей пространства, которое в противном случае потребовало бы обширных заметок. Однако имейте в виду, что съемка со вспышкой может подорвать вашу способность ненавязчиво наблюдать, поэтому оцените освещение в месте наблюдения; если слишком темно, вам, возможно, придется полагаться на заметки. Кроме того, вы должны отвергнуть идею о том, что фотографии представляют собой своего рода «окно в мир», потому что это предположение создает риск чрезмерной интерпретации того, что они показывают. Как и в случае любого продукта сбора данных, вы являетесь единственным инструментом интерпретации и создания смысла, а не самим объектом.
Видео- и аудиозаписи
Видео- или аудиозаписи ваших наблюдений имеют положительный эффект, предоставляя вам нефильтрованную запись события наблюдения. Это также облегчает повторный анализ ваших наблюдений. Это может быть особенно полезно, когда вы собираете дополнительную информацию или идеи во время своего исследования. Однако эти методы имеют негативный эффект, увеличивая вашу навязчивость в качестве наблюдателя, и часто непрактичны или даже не разрешены при определенных обстоятельствах (например, взаимодействие между врачом и пациентом) и в определенных организационных условиях (например, в зале суда). ].
Иллюстрации/чертежи
Это не относится к художественной деятельности, а скорее относится к возможной необходимости, например, нарисовать карту места наблюдения или проиллюстрировать объекты в связи с поведением людей. Это также может иметь форму приблизительных таблиц, диаграмм или графиков, документирующих частоту и тип наблюдаемой деятельности. Впоследствии они могут быть помещены в более удобочитаемый формат при написании полевого отчета. Чтобы сэкономить время, начертите таблицу [т. е. столбцы и строки] на отдельном листе бумаги перед наблюдением, если вы знаете, что будете вводить данные таким образом.
ПРИМЕЧАНИЕ: Вы можете рассмотреть возможность использования ноутбука или другого электронного устройства для записи своих заметок, но имейте в виду, что щелчки клавиш во время ввода или шумы вашего устройства могут быть навязчивыми, в то время как запись ваших записи на бумаге относительно тихие и ненавязчивые. Всегда оценивайте свое присутствие в обстановке, где вы собираете данные, чтобы свести к минимуму ваше влияние на изучаемый предмет или явление.
ДРУГОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Техники преднамеренного наблюдения и сбора данных не являются врожденными навыками; это навыки, которые необходимо изучать и практиковать, чтобы достичь мастерства. Перед своим первым наблюдением отработайте технику, которую вы планируете использовать, в обстановке, аналогичной месту вашего исследования [например, сделайте заметки о том, как люди выбирают очередь к кассе в продуктовом магазине, если ваше исследование включает в себя изучение паттернов выбора не связанных между собой людей, вынужденных очередь в оживленных социальных сетях]. Когда акт сбора данных имеет значение, вы будете рады, что потренировались заранее.
ЕЩЕ ОДНО ПРИМЕЧАНИЕ: В литературе о проведении полевых исследований редко обсуждается вопрос о том, следует ли вам перемещаться по исследуемому участку во время наблюдения или оставаться на одном месте. Передвижение может быть навязчивым, но облегчает наблюдение за поведением людей с разных сторон. Однако, если вы остаетесь на одном месте в течение всего наблюдения [или во время каждого наблюдения], вы в конечном итоге сольетесь с фоном и уменьшите вероятность непреднамеренного влияния на поведение людей. Если сайт имеет сложный набор взаимодействий или взаимозависимых действий [например, игровая площадка], рассмотрите возможность перемещения; если место проведения исследования относительно фиксировано [например, классная комната], рассмотрите возможность оставаться на одном месте во время наблюдения.
Примеры объектов для документирования при наблюдении
- Физическая установка . Характеристики занятого пространства и использование человеком места, где проводится наблюдение(я).
- Предметы и предметы материальной культуры . Это относится к наличию, размещению и расположению объектов, влияющих на поведение или действия наблюдаемых. Если применимо, опишите культурные артефакты, отражающие убеждения [т. е. ценности, идеи, взгляды и предположения] людей, которых вы наблюдаете [например, выбор определенных типов одежды при наблюдении за семейными собраниями во время праздников, характерных для данной культуры] .
- Использование языка . Не просто наблюдайте, но слушайте то, что говорится, как это говорится и тон разговоров между участниками.
- Циклы поведения . Это относится к документированию того, когда и кто выполняет какое поведение или задачу и как часто они происходят. Запишите, на каком этапе происходит это поведение в настройках.
- Порядок развития событий . Отметьте последовательные модели поведения или момент, когда происходят действия или события, и их значение. Кроме того, будьте готовы отметить моменты, которые расходятся с этими последовательными образцами поведения или действий.
- Физические характеристики субъектов. При необходимости укажите личные характеристики наблюдаемых лиц. Обратите внимание, что, если эти данные не могут быть проверены в ходе интервью или на основе документальных свидетельств, вам следует сосредоточиться только на характеристиках, которые можно четко наблюдать [например, одежда, внешний вид, язык тела].
- Выразительные телодвижения . Это может включать в себя такие вещи, как поза тела или выражение лица. Обратите внимание, что может быть уместно также оценить, поддерживают ли выразительные движения тела язык, используемый в разговоре, или противоречат ему [например, обнаружение сарказма].
Краткие примечания обо всех этих примерах контекстуализируют ваши наблюдения; тем не менее, ваши заметки о наблюдениях будут основываться в первую очередь на вашей теоретической основе, имея в виду, что ваши наблюдения будут подпитывать и потенциально модифицировать или изменять эти основы.
Методы выборки
Выборка относится к процессу, используемому для отбора части населения для исследования . Качественные исследования, в которых наблюдение является одним из методов сбора данных, обычно основаны на недостоверности и целенаправленной выборке, а не на вероятностных или случайных подходах, характерных для количественных исследований. Выборка в наблюдательных исследованиях является гибкой и часто продолжается до тех пор, пока из данных не появятся новые темы, что называется моментом насыщения данных.
Все решения по выборке принимаются с явной целью получения как можно более богатого источника информации для ответа на вопросы исследования. Решения о выборке предполагают, что вы знаете, что хотите наблюдать, какое поведение важно зафиксировать и какую исследовательскую проблему вы решаете, прежде чем начать исследование. Эти вопросы определяют, какой метод выборки вам следует использовать, поэтому убедитесь, что вы правильно ответили на них, прежде чем выбирать метод выборки.
Способы отбора проб при проведении наблюдения включают:
Отбор проб без ограничений — этот подход мало чем отличается от того, что люди делают в зоопарке; они наблюдают за всем, что кажется интересным в данный момент. Отсутствует организованная система записи наблюдений; вы просто отмечаете все, что кажется актуальным в данный момент. Преимущество этого метода заключается в том, что вы часто можете наблюдать относительно редкое или необычное поведение, которое может быть упущено при более тщательно разработанных методах выборки. Этот метод также полезен для получения предварительных наблюдений, которые можно использовать для разработки вашего окончательного полевого исследования. Проблемы, связанные с использованием этого метода, включают в себя возможность врожденного предубеждения в отношении заметного поведения или отдельных лиц, что приводит к упущению обыденных или повторяющихся моделей поведения, а также к тому, что вы можете пропустить короткие взаимодействия в социальных условиях.
Выборка поведения — включает в себя наблюдение за всей группой испытуемых и регистрацию каждого проявления определенного интересующего поведения с учетом того, какие лица были задействованы. Этот метод полезен для регистрации редкого поведения, пропущенного другими методами выборки, и часто используется в сочетании с фокальными или сканирующими методами [см. ниже]. Тем не менее, выборка может быть смещена в сторону конкретных бросающихся в глаза форм поведения.
Непрерывная запись — обеспечивает точную запись поведения, включая частоту, продолжительность и латентность [время, которое проходит между стимулом и реакцией на него]. Это очень требовательный метод, потому что вы пытаетесь записать все в пределах настройки и, таким образом, можно пожертвовать надежностью измерения. Кроме того, продолжительность и задержка являются надежными только в том случае, если субъекты присутствуют на протяжении всего сбора данных. Однако этот метод облегчает анализ последовательностей поведения и обеспечивает получение большого количества данных о месте наблюдения и людях в нем. Использование аудио- или видеозаписи наиболее полезно при этом типе выборки.
Фокусная выборка — включает в себя наблюдение за одним человеком в течение определенного периода времени и запись всех случаев поведения этого человека. Обычно у вас есть набор предопределенных категорий или типов поведения, за которыми вам интересно наблюдать [например, когда учитель ходит по классу], и вы отслеживаете продолжительность этих действий. Этот подход не склонен отдавать предпочтение одному поведению по сравнению с другим и предоставляет существенную информацию о поведении человека. Однако при использовании этого метода вам, скорее всего, придется провести много фокусных проб, прежде чем вы получите хорошее представление о том, как взаимодействуют члены группы. В определенных условиях также может быть сложно удерживать одного человека в поле зрения в течение всего периода наблюдения, не проявляя при этом навязчивости.
Мгновенная выборка — здесь сеансы наблюдения делятся на короткие интервалы, разделенные точками выборки. В каждой точке выборки наблюдатель записывает, имеет ли место предопределенное интересующее поведение. Этот метод неэффективен для записи дискретных событий небольшой продолжительности, и часто наблюдатели хотят зафиксировать новое поведение, которое происходит немного раньше или позже точки выборки, создавая ошибку выборки. Хотя этот метод и не является точным, он дает представление о длительности и относительно прост в использовании. Он также удобен для записи поведенческих паттернов, возникающих в определенный момент, например движения или положения тела.
Выборка с одним нулем — это очень похоже на мгновенную выборку, только наблюдатель записывает, происходило ли интересующее поведение в любое время в течение интервала, а не в момент точки выборки. Этот метод полезен для сбора данных о моделях поведения, которые повторяются и быстро прекращаются, но сохраняются только в течение короткого периода времени. Недостатком этого подхода является то, что вы получаете безразмерную оценку для всего сеанса записи, поэтому вы получаете только одну точку данных для каждого сеанса записи.
Выборочное сканирование — этот метод включает перепись всей наблюдаемой группы в заранее определенные периоды времени и запись того, что каждый человек делает в этот момент. Это полезно для получения данных о групповом поведении и позволяет получать данные, равномерно репрезентативные для отдельных лиц и периодов времени. С другой стороны, этот метод может быть смещен в сторону более заметного поведения, и вы можете пропустить многое из того, что происходит между наблюдениями, особенно редкое или необычное поведение. Также трудно записать более нескольких человек в группе, не упустив при этом того, что каждый человек делает в каждый заранее определенный момент времени (например, дети сидят за столом во время обеда в школе). Использование аудио- или видеозаписи полезно при этом типе выборки.
Олдеркс, Питер. Сбор данных. Психология 330 Курсовые документы. Лаборатория поведения животных. Вашингтонский университет; Эмерсон, Роберт М. Современные полевые исследования: перспективы и формулировки . 2-е изд. Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press, 2001; Эмерсон, Роберт М. и др. «Наблюдение за участниками и полевые заметки». В Справочнике этнографии . Пол Аткинсон и др., ред. (Тысяча дубов, Калифорния: Sage, 2001), 352–368; Эмерсон, Роберт М. и др. Написание этнографических заметок . 2-е изд. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 2011; Этнография, наблюдательные исследования и нарративные исследования. Письмо @ CSU. Университет штата Колорадо; Хейзел, Спенсер. «Парадокс изнутри: участники исследования делают, за ними наблюдают». Качественные исследования 16 (август 2016 г.): 446-457; Пейс, Тонио. Написание полевых отчетов. Онлайн-библиотека Scribd; Прессер, Джон и Дона Шварц. «Фотографии в процессе социологического исследования». In Исследования на основе изображений: справочник для качественных исследователей . Джон Проссер, редактор (Лондон: Falmer Press, 1998), стр. 115–130; Пирчак, Фред и Рэндалл Р. Брюс. Написание отчетов об эмпирических исследованиях: основное руководство для студентов, изучающих социальные и поведенческие науки .