Специфика нравственных отношений состоит в том что: Ответы на тесты по дисциплине «Профессиональная этика. Тест 1»

Тест по курсу «Профессиональная этика»

Вид работы: Тест

Предмет: Профессиональная этика

  1. Термин “этика” появился:

а) в Античности;

б) Средние века;

в) эпоху Возрождения.

 

  1. Что изучает наука этика?

а) мораль, нравственность;
б) традиции, обычаи, народное творчество;
в) поведение каждого конкретного человека в обществе;
г) социальные проблемы общества;
д) политическое устройство общества.

 

  1. Понятие “нравственность”:

а) совпадает по содержанию с понятием “мораль”;

б) совпадает по содержанию с понятием “этика”;

в) обозначает основные понятия морального самосознания;

г) обозначает область поступков людей, реальных нравов, сложившихся в обществе.

 

  1. Специфика нравственных отношений состоит в том, что:

а) они возникают естественным образом, стихийно;

б) они представляют собой особый вид общественных отношений;

в) они являются компонентом, стороной других видов общественных отношений.

 

  1. Мораль регулирует:

а) мышление и намерения людей;

б) наиболее значимые сферы жизнедеятельности людей;

в) все сферы жизнедеятельности людей.

 

  1. Основное требование профессиональной этики состоит:

а) в выполнении приказов и инструкций;

б) защите прав человека;

в) соблюдении моральной справедливости.

 

  1. Добро – это:

а) моральный выбор человека, ведущий к успеху;

б) моральная категория, предельно выражающая то, что важно и значимо для жизни человека и общества;

в) моральная категория, выражающая определенную степень человеческого совершенства.

 

  1. Нравственная категория, выражающаяся в моральной обязанности по отношению к другим людям в конкретных условиях; – это:

а) честь;
б) долг;
в) справедливость;
г) ответственность;
д) совесть.

 

  1. Совесть – это:

а) внутренний голос человека;

б) способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;

в) эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать.

  1. Достоинство обязывает человека:

а) поступать так, чтобы тебя уважали;

б) сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности;

в) добиваться высокой оценки со стороны общества.

 

  1. С какой нравственной категорией связано понятие чести?

а) счастье;
б) долг;
в) совесть;
г) достоинство;
д) ответственность.

 

  1. Какое из следующих суждений наиболее точно выражает Ваше понимание справедливости?

а) Справедливость – это равенство всех людей перед нормами закона.

б) Справедливость – это наказание человека с учетом всех обстоятельств его поступка и его личности.

в) Справедливость – это наказание человека в соответствии с его материальным или служебным положением.

 

  1. Какие из перечисленных функций этики (морали)являются первостепенными:
  2. a) воспитательная

б) мотивационная

в) регулятивная

г) ценностно-ориентирующая

д) познавательная

 

  1. В чем состоит практическое значение морали?
  2. a) С ее помощью человек производит на других людей положительное впечатление

б) Она делает возможным человеческое общежитие

в) Мораль детерминирует поведение человека

 

  1. Мораль характеризует:
  2. a) Способность человека жить в человеческом окружении;

б) Неспособность к совершению аморальных поступков;

в) Тактичность человека;

г) Связи человека с его окружением.

 

  1. Выберете правильное определение категории «Свобода»

а) Это возможность нравственного самоопределения человека

б) Это возможность делать то, что человек захочет

в) Это осознанная необходимость

 

  1. В отличие от правовых норм, моральные нормы носят:

а) только рекомендательный характер;
б) только обязательный характер;
в) только предписывающий характер;
г) частично рекомендательный, частично предписывающий характер;
д) ни к чему не обязывающий характер.

 

18. Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется:
а) авторитет;
б) репутация;
в) престиж;
г) имидж;
д) популярность.

Прикрепленные файлы:

otvety_na_test_po_prof. etike

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

4. Система нравственных отношений в условиях государственной деятельности

Госслужащие, как впрочем и все другие люди, вступают в многообразные отношения с обществом и другими людьми. По своей сути любые отношения выступают как зависимость и взаимозависимость объектов вне их непосредственного взаимодействия.

Нравственные отношения — это особый вид отношений людей, которые возникают в процессе их жизни и связаны с нравственной оценкой поступков и результатов их деятельности. По своему содержанию нравственные отношения различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные нравственные обязанности и какой характер они носят. В самом общем плане различают три основных уровня общественных отношений, на которых вырабатываются и специфические нормы, и правила поведения.

Во-первых, это отношения людей как граждан данного государства, регулируемые прежде всего правом -нормами поведения, которые имеют силу закона.

Во-вторых, существуют отношения в функционально-ролевой сфере деятельности. Здесь поведение, помимо правовых норм, регулируется также особыми правилами, которые исходят из специфики данного вида труда, профессии. Например, у госслужащих это особые требования, выраженные в законе о госслужащем

 в РФ, инструкциях, наставлениях и т.д.

В-третьих, имеется уровень межличностного общения, который распространяется на все сферы жизни. На этом уровне отношения регулируются нормами морали, которые действуют независимо от служебного положения людей, их профессии, знаний и т.д.

В чем же специфика нравственных отношений людей, объединенных в управленческие коллективы? Прежде всего эта специфика состоит в самом назначении данных коллективов обеспечивать выполнение решений Президента РФ и государственную и экономическую защиту своего Отечества. Такая задача, скажем, не стоит непосредственно перед трудовыми коллективами, призванными решать созидательные задачи. Никто эти задачи не стремится выполнить даже ценой жизни. Конечно, тут могут быть исключения, чрезвычайные обстоятельства, непредвиденные условия. Но сами эти исключения будут лишь подтверждать общее правило: трудовой коллектив призван создавать, а не управлять. Что касается управленческого коллектива, то он по своему предназначению призван при необходимости действовать в чрезвычайных условиях, в условиях, сопряженных с выполнением срочных и неординарных задач, когда основными продуктами деятельности являются социальная и экономическая защита людей.

Нравственные отношения госслужащих к обществу находит свое конкретное выражение в стремлении при любых обстоятельствах выполнить свои обязанности, свой долг.. Высокая общественная значимость труда госслужащего, признание его всеми людьми высокоморальным, необходимым и жизненно важным для общества находит свое выражение в том, что госслужащие обеспечиваются всем необходимым для выполнения своих обязанностей за счет труда остальной части народа, пользуются его уважением и вниманием.

И если мы все же встречаемся с негативным отношением к управленческим структурам определенных кругов, организаций, то это является следствием нравственного неблагополучия в нашем обществе. Такое положение обусловлено кризисом нравственности, существенной стороной которого является пересмотр старой системы ценностей, отказ от нее в пользу новой. На место безграничной веры в авторитеты, догматизированной морали приходит новая мораль, связанная с оправданием стремления людей к увеличению суммы удовольствий и наслаждений, личного комфорта и материальных благ, с развитием индивидуализма. Процесс этот, по-видимому, необходимый для общества в целом, оказался разрушительным для государства и его составляющих и отрицательно сказался на нравственном здоровье коллективов госслужащих. Впрочем, положение меняется к лучшему. Создаются и совершенствуются структуры государственной и муниципальной власти. Рассматриваются и другие документы, определяющие положение в обществе и жизнедеятельность государственных структур.

Специфическое предназначение госслужащих как орудия защиты Отечества в политическом и экономическом отношениях обусловливает и другую особенность нравственных отношений, заключающуюся в их повышенной императивности. Повелительность, присущая нравственности вообще, в отношениях госслужащих выступает особенно резко и наглядно. Важнейшие требования, предъявляемые к нравственным качествам

госслужащих, являются не только предписаниями общественного мнения, но и требованиями законов, разнобразных правовых норм, нарушение которых влечет санкции со стороны государства.

Нравственные отношения госслужащих проявляются в различных формах. Важнейшими из них являются долг,ответственность, честь, достоинство, совесть.

Вступая в отношения друг с другом, госслужащие подчиняются дисциплине, требованиям законов, установившимся традициям, нравам, привычкам. Во всех этих формах нравственных отношений всегда существует две стороны — субъект и объект. Но эти стороны то и дело меняются местами.

Например человек, поскольку он имеет определенные обязанности перед обществом и другими людьми, выступает как субъект, а общество и другие люди — как объект его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для других людей, для общества, поскольку оно тоже должно защищать его интересы. С одной стороны, общество формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки. Но, с другой стороны, моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека и активно проводятся в жизнь. Кроме того, личность морально оценивает общество, его социальный порядок, механизм управления, навязываемые им законы поведения и т.д., низводя его тем самым до уровня объекта.

Чем выше сознательность человека, тем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом.

Нравственные отношения характеризуются системой ценностей, сложившейся или зарождающейся в обществе.  Моральные ценности выступают как ориентиры поведения человека. В качестве моральных ценностей выступают установления и принципы, нормы и правила поведения, образ жизни и идеалы. Опираясь на сложившуюся в обществе систему ценностей, сознание человека получает возможность давать последовательную, относительно устойчивую нравственную оценку поступкам, поведению людей.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества, преломляясь в философских концепциях, в произведениях искусств, в воспитании, в образе жизни и поведении людей.

В рыночном обществе, к которому устремились в настоящее время, высшей нравственной ценностью почитается предпринимательство, умение делать деньги. Обладание деньгами становится свидетельством преуспевания в жизни и «нравственной приспособленности» индивида, критерием его моральности. Точно так же в феодальной морали сословие-корпоративный статус индивида отождествляется со степенью его моральности, которая оказывается присущей ему в силу происхождения, знатности, а не в силу действительных свойств. Эта иллюзия, наделяющая добродетелью тех лиц, которые обладают богатством и властью, сохраняется и в тоталитарном обществе, где происходит отождествление должностного положения индивида с его моральными качествами.

Разумеется, что в идеале моральный авторитет, достоинство, престиж личности должны определяться ее делами и мотивами, поступками и эмоционально-волевыми качествами. Реальные усилия личности, ее отношение к труду, творческая активность — вот что раскрывает ее действительные достоинства, степень ее моральности. В свою очередь, моральность поведения охраняется санкциями, которые могут быть различными: от общего презрения, остракизма до восторженного поклонения, окружения того или иного поступка ореолом славы, героизма. В целом нравственная жизнь характеризуется системой санкций. В отношении военнослужащих эта система предполагает разнообразные меры поощрений и взысканий, определяемые законами. Поскольку люди действуют нередко в привычных повторяющихся условиях, постольку к их действиям общественное мнение прикладывает общезначимую оценку, рекомендует тот или иной образец решения. Такими образцами могут служить жизнедеятельность и поведение выдающихся личностей, героев художественных произведений и т.д. Их образцы могут быть эталонами, критериями моральности отношений. Они содержат в себе идеальное нравственное начало — идеал.

Свое нормативное выражение нравственные отношения получают в этикете. В своей сути этикет управленца представляет собой определенную совокупность нравственных по своему содержанию и эстетически впечатляющих по форме правил поведения госслужащих. Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического, этикет главным образом объясняет не «почему», а «как нужно поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных отношений.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т.п.

Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на следующих важнейших принципах;

— гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы. А.П.Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли — боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами» [10, с. 396].

Гармоничность    предполагает    единство         этического и эстетического в поведении человека; — систематичность в выполнении предписаний и правил этикета.

Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно. Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой. А.С.Макаренко писал: «…я понял, что легко научить человека поступить правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, — это очень трудно…» [5, с. 422].

 творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим. Догматическое следование этикету может поставить человека в крайне неловкое положение;

 искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Естественность в поведении — это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться автоматического выполнения правил, превращать их в привычку поведения. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать так, и не иначе. Такой «автоматизм» поступков придает выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и раскованность в действиях;

 скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из выражений скромности является тактичность. Такт — это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности;

чувство меры — в человеческих взаимоотношениях — это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила, которыми руководствуется тактичный, деликатный человек нередко начинаются с частицы «не»: е допускай, не говори, не обращая внимания, е затрагивай и пр. А.П.Чехов писал:

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». Не заметишь, чтобы помочь человеку быстрее и проще справиться с досадной неловкостью, от которой никто не гарантирован.

Все указанные принципы этикета регулируют поведение госслужащих в основной сфере их жизнедеятельности — на службе.

5. Этическая теория как специфическая часть этики

Этика исследует различные области морали. Та ее сторона, которая изучает и раскрывает специфику проявления морали в процессе подготовки госслужащих к действиям в бытовых условиях, называется этической теорией. Этика госслужащего как бы конкретизирует общие принципы и нормы морали применительно к государству, к разносторонней деятельности госслужащих. Она формулирует ряд основных положений, выражающих требования к моральным качествам управленца.

Значительная часть этических положений находит правовое закрепление в законах государства. В этом состоит их особенность, поскольку соблюдение принципов морали в условиях работы госслужащего обеспечивается не только на основе их добровольного признания, но и властью приказа, распоряжения, требования официального должностного лица.

Таким образом, в рассматриваемый период становления военно-этической мысли передовые русские военачальники и мыслители предпринимали попытки сформулировать основные, исходные понятия воинской этики в рамках военной педагогики. Их усилия были направлены прежде всего на развитие идей патриотизма, воспитание верности родной земле.

В развитии воинской этики послеоктябрьского периода условно можно выделить четыре этапа.

Во-первых, этап развития военно-этических взглядов в годы гражданской войны и иностранной интервенции. В этот период в жизнь Красной Армии вносилась мораль классовой и боевой солидарности, справедливости и коллективизма, оптимизм и вера в победу коммунистических идеалов. В апреле 1918 года была принята формула Торжественного обещания (Военной присяги) воинов Красной Армии и утверждена служебная «Книжка красноармейца», являвшаяся первым советским кодексом воинской этики.

Во-вторых, этап становления военно-этической теории в довоенный период (1924-1941 годы). В этот период внимание командного и политического состава Красной Армии обращается на политико-моральное состояние военнослужащих, особо выделяется работа по воспитанию патриотизма, коллективизма, высокой моральной ответственности, верности общественному и воинскому долгу, бдительности как проявления политической и нравственной способности видеть варварство и быть готовым сорвать его замыслы.

Вместе с тем, именно в предвоенное время моральному состоянию личного состава Красной Армии был нанесен серьезный ущерб Сталиным и его ближайшим окружением. В обстановке оформившегося культа личности в армии насаждались атмосфера чрезмерной подозрительности, доносительство, шпиономания, поиски «врагов народа». Было необоснованно репрессировано свыше 40 тысяч командиров и политработников, среди которых

были и прославленные первые Маршалы Советского Союза Тухачевский, Блюхер, Егоров. Последствия репрессий в армии особенно сильно сказались в начальный период войны, когда мы понесли очень большие потери.

В-третьих, этап развития воинской этики в период Великой Отечественной войны.

В ходе войны остро встала проблема повышения моральной стойкости войск. Получили развитие и конкретизацию такие военно-этические категории, как патриотизм, ненависть к врагу, воинская честь, героизм, самоотверженность и другие. Военно-этические идеи проникли в сознание миллионов советских людей.

В-четвертых, современный этап развития воинской этики. Крупные качественные преобразования, происшедшие в области военного дела под воздействием научно-технической революции, оснащениям вооруженных сил ракетно-ядерным оружием и другими средствами уничтожения, обусловили необходимость глубокой научной разработки морально-психологической подготовки войск к действиям в условиях современной войны. В настоящих условиях военно-технические представления переживают кризис. Вызвано это переходом к новой системе нравственных ценностей, изменением социально-политических ориентации и образованием (строительством) национальных армий вновь образованных государств.

Таким образом, воинская этика — это часть, сторона этики, которая изучает специфику проявления морали в процессе подготовки к вооруженной защите Отечества и в собственно боевых условиях. Это конкретизация этики применительно к воинской и боевой действительности.

Специфика воинской этики состоит, во-первых, в повышенной императивности и категоричности моральных требований, во-вторых, в строгой субординации и регламентации всех сторон воинской деятельности, в-третьих, в юридической оформленное™ нравственных норм.

Особенности воинской орали обусловлены социальной ролью и спецификой задач, решаемых вооруженными силами, организацией армейской жизни, характером ратного труда, быта и взаимоотношений в воинских коллективах.

Современный уровень требований к боевой готовности войск определяет повышенное внимание воинской этики к формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств. Воинская этика исследует методологические основы нравственного воспитания военнослужащих и воинских коллективов, сущность, структуру содержания и особенности проявления морального фактора.

этика заботы | этика и философия

Похожие темы:
философский феминизм нормативная этика

См. весь связанный контент →

этика заботы , также называемая этикой заботы , феминистская философская точка зрения, использующая реляционный и контекстно-зависимый подход к морали и принятию решений. Термин этика заботы относится к идеям, касающимся как природы морали, так и нормативной этической теории. Перспектива этики заботы резко контрастирует с этическими теориями, которые опираются на принципы, чтобы выделить моральные действия, такими как кантианская деонтология, утилитаризм и теория справедливости, и не претендует на то, чтобы быть абсолютными и неопровержимыми.

Американский философ Нел Ноддингс разработал одну из первых всеобъемлющих теорий заботы и утверждал, что забота является основой морали. Она рассматривала отношения как онтологически базовые для человечества, где идентичность определяется набором отношений, которые люди имеют с другими людьми. Предполагая, что забота является универсальным человеческим свойством, Ноддингс утверждал, что отношения заботы (отношения, в которых люди проявляют заботу) являются этически базовыми для людей. Поскольку импульс к заботе универсален, этика заботы свободна от обвинения в моральном релятивизме в той же степени, что и этика добродетели.

Особенность отношений имеет основополагающее значение для этики заботы. Согласно Ноддингсу, каждое заботливое отношение состоит как минимум из двух человек: «одного заботящегося» и «о котором заботятся». Такие отношения, безусловно, могут быть больше, чем просто диадические (отношения между двумя людьми, основанные на влиянии), поскольку тот, кто заботится, и тот, о ком заботятся, могут проявлять взаимную приверженность благополучию друг друга. Однако отличительной чертой всех таких отношений является то, что тот, кто заботится, действует в ответ на предполагаемую потребность со стороны того, о ком заботятся. Действие мотивировано осознанием реальности того, о ком заботятся, когда тот, кто заботится, чувствует и ощущает то, что испытывает тот, о ком заботятся, и инициирует обязательство помочь. Это не означает, что тот, кто заботится, делает именно то, чего желает тот, о ком заботятся, во всех ситуациях. Скорее, тот, кто заботится, учитывает точку зрения того, о ком заботятся, оценку потребностей и ожидания того, кто заботится, при формулировании ответа, который обеспечивает наилучшую возможность помочь тому, о ком заботятся. Этот ответ может быть иррациональным, поскольку забота включает обязательство сделать что-то, какими бы отдаленными ни были шансы на успех, чтобы улучшить состояние того, о ком заботятся. Однако в идеальной ситуации причина (причины), которую заботливый приводит для своих действий, была бы достаточной, чтобы убедить незаинтересованного наблюдателя в том, что заботливый действительно действовал таким образом, чтобы способствовать благополучию опекаемого. Таким образом, забота включает чувства, но не обязательно эмоциональна по своей природе.

В соответствии с этикой заботы тот, кто заботится, получает заботу без оценки. Однако, решая, как реагировать, заботливый работает в том, что Ноддингс назвал режимом «решения проблем», чтобы помнить о конкретных отношениях и контексте и избегать соскальзывания в абстрактные, беспристрастные, безличные рассуждения деонтолога. , утилитарист или теоретик справедливости. В конечном счете, существует определяющий императив действовать, который является важной функцией того, что значит заботиться.

Эти идеалы применимы как к естественной заботе, которая рождается из склонности и любви к тем, кто близок заботливому, так и к этической заботе, которая является чувственной реакцией «Я должен» на затруднительное положение человека. Этическая забота есть естественный результат естественной заботы, но, в отличие от того, что Кант ставил долг на первое место, а склонность на второстепенное, в этике заботы склонность к заботе первична. Даже в отношении тех, с кем нет заботливых отношений — совершенно незнакомых людей, — возникают воспоминания о естественной заботе, порождающие чувство «я должен что-то сделать». Этот импульс обязателен для всех, кто стремится к ощущению себя нравственным, заботливым человеком. Однако в рамках этики заботы это обязательство перед незнакомцем ограничено. Чтобы такая обязанность имела силу, должны быть соблюдены два критерия: (1) отношения с другим человеком должны существовать (или иметь потенциал для существования) и (2) отношения должны иметь потенциал перерасти в отношения взаимной заботы. . У человека нет ни возможности, ни обязанности заботиться обо всех. Однако человек обязан всегда быть готовым заботиться о конкретных других — о «ближайшем незнакомце».

Есть три уровня заботливой морали: забота о себе, исключающая других, забота о других, исключающая себя, и моральная зрелость, при которой понимаются потребности как себя, так и других. Не останавливаясь перед отождествлением этой этики с этикой добродетели, некоторые авторы предположили, что это изображение очень похоже на описание аристотелевской добродетели. Не выступая против законного места эмоций в этическом дискурсе, Аристотель подчеркнул важность чувств в нужное время и по уважительным причинам. Он видел добродетели нравственного человека как середину между крайностями чрезмерного и несовершенного поведения. Если применить это описание к заботе, то добродетелью будет забота (понимание потребностей себя и других), пороком чрезмерности может быть взаимозависимость (забота о других в ущерб себе), а пороком недостатка может быть эгоизм (забота о себе). себя, исключая других).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя женскую моральную теорию не обязательно согласовывать с этикой заботы, так получилось, что те, кто пишет в женской традиции, стали ассоциировать заботу и ответственность перед другими с женским гендерным подходом к этике и индивидуальности. прав и справедливости с гендерно-мужским подходом к этике. Философы-феминистки утверждали, что деонтологическая, утилитарная и моральная теории справедливости основаны на мужском опыте. В частности, считается, что эти теории возникают вместе с традиционно мужским форумом экономической деятельности. С этой точки зрения считается, что ценности конкуренции и господства лежат в основе как деятельности рынка, так и рациональных моральных теорий. Философы, такие как американская феминистка Вирджиния Хелд, выступали за принятие более сострадательных основ для человеческого взаимодействия.

Феминистская моральная теория имеет тенденцию отражать различный гендерный опыт женщин и мужчин, особенно в том, что касается развития понимания в отношении способов ведения этической жизни. Однако было отмечено, что «феминистская» моральная теория не является «женской» моральной теорией, поскольку феминистские взгляды не полностью определяются гендерными точками зрения. Тем не менее, предположение о том, что пол имеет значение, особенно в связи с тем, что пол связан с этическими предрасположенностями, ставит под вопрос присущую «объективность» этических теорий, которые выдвигаются отчасти из-за их универсальных достоинств и применимости. Таким образом, женская моральная теория наносит удар по исключительно рациональным системам мышления, в основе которых лежит неотъемлемое пренебрежение личностной, а иногда и гендерно предвзятой природой построения знания.

Крейг П. ДаннБрайан К. Бертон

Мораль отношений | Деловая этика

Хотя теория естественных прав немного более личная, чем утилитаризм и кантианство, кажется, что она все еще не понимает того, что действительно важно для некоторых людей в морали: заботы о людях и учета того, как наши действия влияют друг на друга. Философы-феминистки критикуют холодную, расчетливую природу других моральных теорий как слишком мужскую, ожидая, что люди будут вести себя как машины, утилитаристы, вычисляющие боль и удовольствие, как компьютер, кантианцы и теоретики естественных прав, выводящие обязанности из абстрактных принципов, эгоисты, беспокоящиеся только о себе и никогда не считаясь с другими, культурными релятивистами и религиозными авторитаристами, рабски следующие традициям, в значительной степени установленным мужчинами. Эти феминистки утверждают, что все эти системы пренебрегают женской стороной человеческого опыта, что забота и отношения также имеют моральное значение. Нравственная теория, основанная на отношениях и заботе, называется этикой заботы.

Специалисты по этике заботятся о том, как люди связаны друг с другом и как они поддерживают эти связи. Для специалиста по этике ухода действие, наносящее ущерб отношениям, морально недопустимо, а действие, укрепляющее отношения, допустимо или, возможно, обязательно. Как вы можете догадаться, такие действия, как ложь, мошенничество и воровство, по мнению специалистов по этике ухода, недопустимы, потому что они наносят ущерб отношениям между преступником и жертвой. Если у них нет отношений, то есть если они незнакомы и никогда не встречаются, специалист по этике заботы все же может сказать, что действие недопустимо, потому что действие, безусловно, навредил бы любым отношениям между ними, если бы они были. Легко увидеть, как некоторые действия определенно не уважают отношения между людьми. Другой способ думать об этом таков: стали бы вы лгать, красть или делать что-то еще, если бы жертвой был ваш друг? Если выполнение действия нанесет ущерб этой гипотетической дружбе, то вам не следует этого делать.

Этика заботы также позволяет делать то, что обычно считается недопустимым в особых ситуациях. Согласно этой теории, если вам нужно солгать другу, чтобы защитить его чувства, это может быть нормально. Отношения сложны, и специалисты по этике ухода говорят, что уместно полагаться на чувства, чтобы сказать вам, что правильно или неправильно, в зависимости от характера отношений, которые поставлены на карту. Кроме того, этика заботы позволяет нам отдавать предпочтение людям, о которых мы заботимся, когда принимаем решения. Если бы вам пришлось выбирать между потребностями вашего лучшего друга и совершенно незнакомого человека, большинство моральных теорий сказали бы, что вы не можете различать, но этика заботы позволяет вам ставить людей, о которых вы заботитесь, выше людей, которые вам небезразличны. т’ иметь какие-либо отношения с.

Чтобы проиллюстрировать эту моральную теорию, рассмотрим следующий сценарий, который использовал психолог Лоуренс Колберг для оценки морального развития детей:

Жена Хайнца была при смерти, и ее единственной надеждой было лекарство, обнаруженное фармацевтом, который продавал его втридорога. Изготовление лекарства стоило 20 000 долларов, а фармацевт продавал его за 200 000 долларов. Хайнц мог собрать только 50 000 долларов, и страховка не компенсировала бы разницу. Он предложил то, что у него было, фармацевту, и когда его предложение было отклонено, Хайнц сказал, что заплатит остальное позже. Но фармацевт отказался. В отчаянии Хайнц задумался о краже лекарства. Было бы неправильно для него сделать это?[1]

В ходе экспериментов Кольберг обнаружил, что девочки часто давали ответы, отличные от ответов мальчиков. В то время как мальчики говорили что-то вроде «воровать всегда плохо» или «фармацевт поступил несправедливо, поэтому красть лекарство можно», девочки говорили что-то вроде «Они должны говорить об этом и идти на компромисс, потому что воровать плохо, но это также и вредно». неправильно позволять своей жене умереть». Кольберг считал, что это означает, что девушки были слабыми и морально неполноценными, но феминистские теоретики считают, что девушки просто по-другому подошли к проблеме.

Американский философ-феминистка и психолог Кэрол Гиллиган описывает, как одна из испытуемых Колберга, Эми, отвечает на дилемму, и как ответ Эми представляет собой принципиально иной подход к решению моральных проблем.

На вопрос, почему он не должен красть наркотик, она считает не собственностью и не законом, а тем, как кража может повлиять на отношения между Хайнцем и его женой:

«Если бы он украл лекарство, он мог бы тогда спасти свою жену, но если бы он это сделал, то, возможно, ему пришлось бы сесть в тюрьму, и тогда его жена могла бы снова заболеть, и он не мог бы получить больше лекарства, и это может быть не хорошо. Так. им действительно следует просто поговорить об этом и найти какой-то другой способ заработать деньги».

Видя в этой дилемме не математическую проблему с людьми, а повествование об отношениях, которые простираются во времени, Эми представляет постоянную потребность жены в муже и постоянную заботу мужа о своей жене и пытается ответить на потребность аптекаря таким образом, чтобы будет поддерживать, а не разрывать связь. Точно так же, как она связывает выживание жены с сохранением отношений, так и ценность жизни жены она рассматривает в контексте отношений, говоря, что было бы неправильно давать ей умереть, потому что, «если бы она умерла, это очень больно». людей, и это причиняет ей боль». Поскольку моральное суждение Эми основано на убеждении, что «если у кого-то есть что-то, что поддерживает жизнь, то неправильно не дать ему это», она считает, что проблема в дилемме возникает не из-за отстаивания прав аптекарем. но из-за того, что он не ответил.[2]

Вместо того, чтобы применять универсальные правила, как это делали мальчики, Эми учитывала отношения между всеми вовлеченными людьми. Они не хотели, чтобы Хайнц просто украл лекарство, потому что это потенциально разрушило бы основные деловые отношения, посредством которых Хайнц требовал лекарство, но они также не хотели, чтобы жена умерла, потому что у Хайнца есть некоторые обязанности перед ней как перед ее мужем. и эти отношения, очевидно, тоже важны. Гиллиган также отмечает, что Эми критикует фармацевта за то, что он отказывается от жизненно важного лечения, а не за то, что он требует денег. Эми заботятся о жизнях и потребностях вовлеченных людей, а не о справедливости или полезности.

Это иллюстрирует большую разницу между этикой заботы и другими теориями. В то время как большинство теорий требуют, чтобы мы применяли универсальные моральные принципы одинаково во всех случаях, этика заботы позволяет нам делать то, что мы считаем правильным, исходя из меняющихся потребностей наших отношений с людьми, о которых мы заботимся. Этика заботы фокусируется на сложном, меняющемся характере человеческих взаимоотношений, а не на холодных, абстрактных правилах.

Проблема с этим подходом заключается в том, что он либо ненадежен, либо противоречив, и его почти невозможно использовать для суждения о действиях других (функция морали, которую мы используем довольно часто). Нет оснований полагать, что этика заботы дважды даст один и тот же ответ на один и тот же моральный вопрос. Специалисты по этике ухода не полагаются на принципы, которые можно применять последовательно, поэтому, если вы спросите двух разных специалистов по этике ухода об одном и том же случае, вы, скорее всего, получите два разных ответа, а если вы зададите один и тот же специалист по этике ухода один раз, а затем еще раз позже, вы, вероятно, получите разные ответы. Это связано с тем, что этика заботы позволяет людям принимать решения, основанные на отношениях и заботе, которые постоянно меняются и радикально различаются у разных людей. Таким образом, этика ухода ненадежна для получения последовательных ответов на моральные вопросы. В качестве альтернативы специалисты по этике ухода могут сказать, что разные люди не должны отвечать на моральные вопросы по-разному, потому что все должны быть сострадательными и заботливыми. Однако, если они говорят так, они признают, что этика заботы работает, апеллируя к универсальным принципам, то самое, за что они критикуют другие теории.

Наконец, этика заботы почти бесполезна для оценки действий других.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts