Способность в психологии это: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

это что такое, виды и задатки

У каждого человека есть определенные таланты, умения, дела, в которых они преуспевают лучше, чем окружающие. Способности в психологии — комплекс человеческих качеств, которые позволяют индивиду заниматься определенным видом деятельности, достигать успехов.

Понятие и значение

Способности — это:

  1. Психические образования, которые продолжают развитие до старости. Нельзя сравнивать способности со знаниями или сопоставлять эти понятия, но они не могут существовать без друг друга.
  2. Система психических свойств, а не только образования работы сознания. Предпосылки для появления способностей — наследственные, физиологические, природные особенности организма. Условия для развития — воспитание, обучение, воздействие социума. Доминирующие факторы, влияющие на скорость развития умения — личные интересы, запросы общества, социальные ценности.
  3. Комплекс свойств, который проявляется больше не в знаниях, навыках или умениях, а в скорости их приобретения, дальнейшего развития.

Благодаря эволюции, развитию общества люди научились компенсировать отсутствие одних способностей высокой развитостью других.

Неспособных людей не бывает, каждый человек обладает рядом талантов и задатков и возможностей, которые выделяют его среди общей толпы, но часто человек и не подозревает о своих скрытых возможностях. Многие педагоги подходят к обучению детей шаблонно, не учитывая, что каждый малыш индивидуален. Из-за этого многие дети чувствуют себя «белыми воронами» и стараются не показывать свою уникальность, боясь осуждения со стороны одноклассников и учителей. Это приводит к позднему выявлению способностей.

Благодаря эволюции, развитию общества люди научились компенсировать отсутствие одни способностей высокой развитостью других.

Происхождение и изучение

Исследователи многие годы спорят относительно природы возникновения способностей. Одни утверждали, что при рождении человек представляет собой чистый лист, который можно направить в любую сторону при правильном воспитании, обучении.

Другие относили способности к Божьему дару, который нельзя портить обучением или воспитанием.

Серьезное изучение начинается с 19 века. Первый ученый, который начал развивать эту тему на научном уровне, — психолог Френсис Гальтон. Он углубленно изучал биографию популярных людей. В ходе проводимых исследований ученый пришел к выводу, что они имели наследственные способности к любимому делу.

После первых успехов в этом направлении вопросом начали заниматься другие исследователи, среди которых был Чарльз Спирмен. Он осуществил эмпирическое изучение человеческих способностей. Психолог интересовался прикладными исследованиями, и разработал ряд тестов, которые могли указать на задатки, таланты человека. По результатам можно было понять, к какому виду деятельности склонен индивид.

Следующий ученый, который сделал большой шаг в развитии этого вопроса — Джой Гилфорд. Он разработал собственную модель, в которой указал, что способность имеет три качества — продукт, операция, содержание.

Другие ученые, которые неоднократно обращались к развитию этого вопроса — Выготский, Шадриков, Ананьев, Холодная.

Виды и структура

У способностей сложная структура. Задатки в психологии — анатомо-физиологические, психофизиологические особенности. Характеристика:

  1. Темперамент может стать преобладающим значение в выборе профессии. Флегматики успешны в одной сфере, сангвиники в другой.
  2. К задаткам относятся врожденные особенности сенсорной системы. Если человек хорошо различает цвета, оттенки он может стать художником.

Задатки не влияют на жизненный путь человека. Особенности:

  1. Только при активной деятельности субъект можно развить потенциал, проявить его. Если человек хочет стать музыкантом, он практикуется играть на музыкальных инструментах, чтобы стать художником индивид старается творить картины.
  2. Освоение деятельности. Если у человека есть задатки к работе с деревом, но он не обучается различным методам обработке, работе с ручными инструментами, он никогда не станет столяром.

Процесс обучения нужно начинать в детстве.

Особенности:

  1. Существуют виды деятельности, к которым человек проявляет сильную склонность. Он хочет заниматься ими как можно больше, не уделяя внимание другим важным делам. Склонности позволяют добиться результатов в определенном направлении, поскольку личность пройдет через препятствия, чтобы добиться необходимого результата.
  2. Помимо настоящих, существуют мнимые склонности. Чаще это желания, вызванные чувством зависти.

В психологии выделяется два вида способностей:

  1. Общие — интеллект, память, внимание. На их развитие влияет упорство, самостоятельность, целеустремленность.
  2. Специальные — связываются с конкретным видом деятельности. Быстро развиваются при наличии практики.

Этапы развития наклонностей:

  1. Репродуктивный — при обучении человек выполняет шаблонные действия. При таком раскладе человек может стать мастером в интересной ему сфере, но его манипуляции будут стандартными.
  2. Творческий — при развитии наклонностей индивид отходит от навязанных стереотипов и стандартов, и придумывает свой сценарий действий. Такие люди достигают больших высот и отличаются неординарным мышлением.

Характерные признаки

Существует ряд характерных признаков способностей, которые помогут отличить их от склонностей, задатков и талантов:

  • готовность преодолевать проблемы, препятствия на пути к намеченному результату;
  • высокая скорость обучения;
  • своеобразный подход к выполнению дел;
  • получение оригинальных результатов;
  • мотивация к выбранной деятельности;
  • большой энергетический запас на выполнение поставленных задач — увлеченная личность не чувствует усталости.

Диагностика

Получить информацию можно с помощью тестов. Они могут быть общими или узкоспециализированными.

Сначала индивид должен пройти общие тесты, чтобы исследователь понял какие свойства у него преобладают. Требования к тестированию:

  • стандартизация — процедура должна быть единообразной, чтобы результаты получились достоверными;
  • надежность — вопросы должны быть проверены на практике;
  • непредвзятое отношение к испытуемому со стороны исследователя.

Полученные результаты озвучиваются, на их базе составляются другие тесты.

При определении творческих наклонностей нужно учитывать характеристики креативности:

  • смысловую гибкость;
  • образное мышление;
  • оригинальность ассоциаций.

Методы развития

Развитие способностей у детей:

  1. Игра. Нужно играть с ребенком, чтобы он примерял на себе роли. В дальнейшем он сам начнет выбирать персонажей, роль которых ему хочется выполнять.
  2. Индивидуальность. Преподаватель помогает ребенку выбрать интересующий его кружок, записаться в спортивную секцию, если есть тяга. Родители должны одобрять его намерения, не препятствовать развитию индивидуальности.
  3. Рост. Ребенок должен принимать участие в соревнованиях, конкурсах, выступлениях, связанных с любимым делом. Так малыш сможет ощутить первые ноты славы, вкус победы, горечь от поражений.
  4. Мастерство. Наступает после тренировок, познания сферы. Если ребенок не остановился перед неудачами, сложностями, он может добиться больших высот.

При выявлении интересующего направления необходимо регулярно практиковаться, стараться овладеть новыми знаниями, умениями, чтобы развитие было активным, приносило плоды.

Проблематика

Изучением проблематики развития способностей занимались многие психологи. Они пытались ответить на вопрос, почему одни люди развиваются быстро, достигают больших высот, а другие не могут найти себя в течение жизни. На фоне проводимых исследований было составлено несколько методик, позволяющих найти хобби, развить таланты.

Нельзя путать способности с задатками или талантами. Задатки — «спящий» потенциал, который может быть не раскрыт до конца жизни. Таланты будут прорываться наружу, независимо от того чем человек занимается. Способности помогают индивидууму развиваться в интересующей его сфере.

Что такое способности?

Существуют различные подходы к рассматриваемому понятию — общепсихологический и дифференциально-психологический. При первом подходе способностями признаются любые проявления возможностей человека (исходная посылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность). В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения. Получается, что все люди способные, все всё могут.

В книге В. Н. Дружинина «Психология общих способностей» (1999) этот традиционный подход нашел свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность. Дело сводится не к тому, какого уровня может достигнуть человек в том или ином виде деятельности, а к тому, сколько он прольет пота, чтобы достичь одинакового со способными людьми результата. Отсюда и предлагается формула способностей:


С. Л. Рубинштейн определял способности следующим образом: «Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей» (1959, с. 125). Из этого определения трудно понять, что такое конкретно «система обобщенных психических деятельностей» и как деятельность можно закрепить в индивиде. Отсюда каждый читающий может трактовать это определение, как ему нравится. Например, К. К. Платонов (1972) решил, что это «психические процессы, ставшие на основе их обобщения свойствами личности» (с. 99-100).

При общепсихологическом подходе утрачивается специфика понятия «способности», оно становится необязательным (вместо него вполне можно говорить о возможности, качестве, даже умении), а сама проблема «размывается», заменяется психолого-педагогическим аспектом обучения и развития человека.

При втором — дифференциально-психологическом подходе, наоборот, подчеркиваются различия между людьми в их способностях. В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического (вернее даже — психофизиологического) феномена целесообразно осуществлять с позиций дифференциальной психологии и психофизиологии.

Здесь можно выделить два похода к пониманию способностей — личностно-деятельностный и функционально-генетический.

При личностно-деятельностном подходе способности определяются как свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности. Например, по мнению Б. М. Теплова, «способностями называются такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей» (1948, с. 408). При этом Б. М. Теплов не включал в понятие способностей знания и умения и по этому пункту полемизировал с С. Ф. Козловым (1940), который отождествлял способности с имеющимися у человека знаниями и навыками.

Это общее определение применяется уже несколько десятков лет, правда, с некоторыми весьма существенными нюансами, касающимися расшифровки первой его половины: того, какие свойства личности или ее особенности следует включать в понятие способностей.

На этот счет существуют два мнения. Одни авторы рассматривают в качестве способности какое-либо отдельное свойство, другие — их совокупность (А. Г. Ковалев, 1965; К. К. Платонов, 1972). В. Н. Мясищевым и А. Г. Ковалевым (1960) такая постановка вопроса выражена весьма отчетливо; авторы считают, что под способностями надо понимать ансамбль свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека.

В ряде случаев исследователи проявляют непоследовательность, переходя с одной позиции на другую, часто даже не замечая этого, что приводит к неадекватности делаемых выводов.

Как справедливо отмечает Т. И. Артемьева (1977), «рассмотрение способностей в широком личностном плане, а также попытка определять способность через личность. переводит саму проблему способностей в область проблем личности. Здесь кроется известная опасность «растворить» способности в психологии личности, потерять собственный предмет исследования. Личность и способности имеют прямую связь, однако это вовсе не означает, что одно может подменяться другим. Каждое из этих понятий имеет свое собственное содержание и специфические особенности» (с. 67).

Однако и в случае принятия определений, согласно которым способности представляют собой отдельные свойства личности, остается много неясного. Главное, что не удается разрешить: все ли личностные свойства можно считать способностями, и если не все, то какие подпадают под это определение, а какие — нет. Так, В. С. Мерлин (1970) причисляет к способностям свойства индивида и личности, в том числе ее отношение к осуществляемой деятельности и индивидуальный стиль таковой (вероятно, потому, что и то и другое влияет на эффективность деятельности). К. К. Платонов за способности принимает, в частности, нравственные и правовые отношения личности и в связи с этим говорит о нравственных и правовых способностях.

Б. М. Теплов, возражая против приписывания к способностям любого свойства личности, установил некоторые границы: способностью можно назвать только такое личностное свойство, которое влияет на эффективность деятельности. Однако вполне резонно замечание К. К. Платонова: а существуют ли какие-либо особенности и свойства личности, которые хотя бы косвенно не влияют на эффективность деятельности?

Итак, в личностно-деятельностном подходе к способностям остается непроясненным, где же следует проводить черту, которая отделит одни личностные свойства, могущие быть способностями, от тех, которые таковыми быть не могут. Например, В. А. Крутецкий (1968) не относит к ним характерологические черты, активное положительное отношение к деятельности, психические состояния, знания и навыки. Но все же и у этого автора трактовка способностей остается весьма расплывчатой, так как к ним он относит эмоционально-волевые процессы, направленность личности на познание окружающего мира, а не только психические процессы.

Очевидно, говоря о связи способностей со свойствами личности, следует различать ряд моментов. Первое: не следует оговариваться и принимать свойства личности за личностные свойства. Свойствами личности, если принимать ее социобиологическую сущность, являются и способности, и личностные свойства. Второе: когда говорят о личностных свойствах, проявляемых как способности, имеют в виду либо бытовое использование слова «способность», либо такие личностные свойства, которые облегчают проявление способности. Но в последнем случае речь идет уже не столько о той или иной способности, сколько о способном (одаренном, талантливом) человеке.

Непременным атрибутом способностей являются задатки. Под задатками чаще всего понимают анатомо-физиологические особенности мозга (Б. М. Теплов). А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1960) поясняют их как физиологические и психологические особенности человека, обусловленные, в частности, индивидуальными особенностями строения мозга. Авторы пишут: «Можно думать, что особенное значение имеют те поля коры головного мозга, которые представляют специфические и характерные для человека новообразования. Можно предположить, что клеточное строение этих полей в затылочной, теменной, височных долях, их относительное развитие, т. е. богатство клеточными элементами, их относительный объем, соотношение в них различных клеточных элементов представляют морфологическую базу как вообще нервно-психических вариаций, так и тех положительных вариантов, которые связаны со способностью и одаренностью» (с. 78).

В своих более поздних работах Б. М. Теплов включил в число определяющих способности характеристик типологические особенности проявления свойств нервной системы (силу — слабость, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность). К. К. Платонов относит к задаткам и психические процессы, а А. А. Бодалев (1984) — психические функции, что, в принципе, одно и то же. Таким образом, набор врожденных компонентов, входящих в число способностей, остается до конца не проясненным.

Неясность заключается и в том, как соотносятся задатки со свойствами личности, являющимися способностями. Задатки при личностно-деятельностном подходе, как листья без дерева: их не к чему прикрепить.27

При функционально-генетическом подходе исследователи исходят из того, что способности связаны не с личностными особенностями, а с функциональными системами, с функциями.

Так, В. Д. Шадриков (1982-1998) считает, что способности — это характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т. д.). Данное определение он распространяет и на двигательные (психомоторные) способности.

Рассмотрение вопроса (Ильин Е. П., 1981, 1987), к чему следует «прикрепить» задатки, чтобы в итоге получить способности (дабы первые могли реализоваться в чем-то конкретном), привело меня к следующему пониманию сущности и состава каждой конкретной способности.

В первом приближении можно сказать, что способности отражают различия между людьми в проявлении когнитивных (перцептивных, аттенционных, мнемических, интеллектуальных) и двигательных функций (сюда, естественно, не входят вегетативные функции, связанные с дыханием, пищеварением и т. п.). Но каждая из них характеризуется определенными свойствами (качественными сторонами). Например, внимание характеризуется интенсивностью, устойчивостью, переключением и прочими свойствами; движение -силой, быстротой, точностью и т. д. Поэтому точнее будет сказать, что способности — это не просто различия в выраженности той или иной функции, а различия в степени проявления качественных сторон функции у разных людей. Уровень проявления каждой качественной стороны определяется, как показали наши исследования, совокупностью определенных задатков, причем чем больше их имеется у данного человека, тем выраженнее оказывается данная способность. В связи с этим структуру способности можно уподобить дереву, где ствол — это функция, качественные особенности функции (свойства) — сучья, а задатки -растущие на сучьях листья. А соотношение между способностями и задатками такое же, как между платьем и фасоном: первого не бывает без второго, но фасон — это еще не платье.

Отсюда следует, что различия между людьми проявляются не в том, есть ли у конкретного человека эта функция или же ее нет (любой здоровый человек обладает полным набором функций), и не в том, есть ли у него та или иная характеристика функции (плохо ли, хорошо ли, но все могут концентрировать внимание, проявлять силу и т. д.), а в различном уровне проявления этих характеристик у разных людей. Поэтому с точки зрения дифференциальной психофизиологии нельзя говорить, что функция сама по себе и есть способность (хотя в общей психологии именно так и считается). Ведь еще Б. М. Теплов писал, что никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Соответственно под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику ее проявления.  

Вообще-то правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой — низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека. Ведь уровни проявления функции и обусловливающих его задатков — это континуум, а не дискретные величины. Например, такие задатки, как типологические особенности проявления свойств нервной системы, есть у каждого человека, но выражены в разной степени.

Строго говоря, нет людей без какой-либо способности, но есть люди со слабо выраженными способностями. Эти люди при их качественной (сравнительной!) оценке называются неспособными, т. е. не обладающими возможностями добиться в чем-то высокого результата.

Способностей | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено 21 мая 2018 г.

Знания или навыки, включая возможность приобретения знаний или навыков, а также уже приобретенные.

Способность к обучению, широко известная как способности, и демонстрация уже полученных навыков и знаний, называемая достижениями, входят в число факторов, используемых для оценки интеллекта . При оценке или сравнении испытуемых учитываются два вида способностей: вербальные способности, включая понимание прочитанного, способность вести беседу, словарный запас и использование языка; и способность решать проблемы, которая включает в себя способность человека принимать правильные решения в определенных обстоятельствах.

Относительно простые тесты способностей часто используются работодателями для определения навыков кандидата. Например, человек, претендующий на работу в качестве текстового процессора, может пройти тест на клавиатуру, а претендент на вождение автобуса может пройти тест на вождение. Тесты для оценки более сложных способностей, таких как лидерство , мотивация и социальные навыки, как правило, менее точны.

Формальные тесты, разработанные на рубеже двадцатого века, используемые психологами и педагогами для измерения способностей и достижений, остаются спорными. Тесты интеллекта, или IQ, обвиняют в игнорировании культурных или социальных предубеждений, особенно в отношении школьников, и критики утверждают, что такие стандартизированные измерения не могут адекватно предсказать будущие результаты человека.

См. также Тесты достижений; Учебный оценочный тест; шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине; Тест на профессиональную пригодность

Аткинсон, Рита Л.; Ричард С. Аткинсон; Эдвард Э. Смит; и Эрнест Р. Хилгард. Введение в психологию. 9-е изд. Сан-Диего: Harcourt Brace Jovanovich, 1987.

Зимбардо, Филип Г. Психология и жизнь. 12-е изд. Гленвью, Иллинойс: Скотт, Форесман, 1988.

Энциклопедия психологии Гейла

Оксфорд

просмотров обновлено 21 мая 2018

a·bil·i·ty / əˈbilitē/ • н. (мн.-связи) 1. способность что-то делать: менеджер потерял способность мотивировать игроков. 2. талант, позволяющий многого добиться: человек исключительных способностей. ∎  (в разрезе образования) уровень умственных способностей: учащийся средних способностей. ∎ особый талант или умение: многое зависит от способностей и склонностей человека.

Оксфордский карманный словарь современного английского языка

oxford

просмотра обновлено 11 июня 2018 г.

способность Способность выполнять умственную или физическую задачу — до или после тренировки. Социальные психологи обычно отличают способность от способностей, естественную способность приобретать или изучать совокупность знаний, иногда измеряемую тестом на способности. Социологи, вероятно, различали бы способности и навыки, причем первые относились бы к относительно специализированным и специфичным задачам, а вторые относились бы к более широкому набору изученных методов, которые можно было бы применять к ряду родственных задач.

Социологический словарь ГОРДОН МАРШАЛЛ

Оксфорд

просмотров обновлено 29 мая 2018

способность †фитнес; достаточная мощность XIV; способность ума XVI. МЕНЯ. способность , способность — OF. ableté , (h)abilité , первая форма:- L. habilitās , -tāt- (ф. habilis ABLE), вторая более поздняя латинизация (modF. habileté ).

Краткий Оксфордский словарь английской этимологии T. F. HOAD

Что такое психомоторные навыки? — Степени организационной психологии

Когда вы думаете о психомоторном развитии, вы можете подумать о детях, которые развиваются от беспомощного младенца с ограниченными когнитивными и крупными двигательными навыками до полноценного молодого человека, который может полностью постоять за себя. Дети развивают крупную моторику, двигая руками, ногами и туловищем. Они развивают мелкую моторику, задействуя небольшие группы мышц.

Тем не менее, психомоторное развитие и приобретение психомоторных навыков не предназначены только для младенцев и детей. Наоборот, эти моторные навыки можно приобрести на протяжении всей жизни.

Что такое психомоторные навыки ? По сути, это двигательные задачи, требующие как когнитивных, так и моторных процессов. Эти процессы, в свою очередь, часто заставляют людей узнавать об окружающей их среде и иметь возможность манипулировать этой средой. Давайте посмотрим на некоторые психомоторные примеры .

Ребенок, который учится отбивать бейсбольный мяч с площадки-ти, развивает зрительно-моторную координацию, которая позволяет ему касаться мяча битой. Практикуясь, ребенок оценивает, как взаимодействуют бита и мяч — если они замахиваются и промахиваются, они оценивают траекторию замаха биты и соответствующим образом регулируют высоту своего замаха, чтобы они могли коснуться мяча. Так происходит психомоторное обучение .

Хотя это упрощенный пример, он иллюстрирует, как познание (оценка пути летучей мыши) и двигательные навыки (пальцы, кисти, запястья, руки и другие движения тела для размахивания битой) используются вместе для достижения определенного результата.

В организационной психологии развитие психомоторных навыков имеет огромное значение.

Например, если вы, как организационный психолог, создадите новый рабочий процесс для фабричного рабочего и измените способ его взаимодействия с оборудованием, этому работнику придется изучить новые движения тела. Хотя ситуация отличается от предыдущего примера, в конечном счете, процесс почти такой же — сотрудник должен будет практиковаться, взаимодействовать с механизмами в рамках нового рабочего процесса, оценивать свои движения и координацию и корректировать эти движения для достижения желаемого. результат.

Но как все это происходит?

Как развиваются психомоторные навыки?

Классическое исследование, проведенное Полом Фиттсом и Майклом Познером, показало, что люди проходят три стадии по мере овладения психомоторными навыками:

  • Когнитивная стадия
  • Ассоциативный этап
  • Вегетативная стадия

Когнитивная стадия характеризуется крайне неуклюжими движениями. На этом этапе люди, изучающие новый навык, полагаются на свои существующие знания, чтобы попытаться составить «общую картину» того, что должно произойти.

Например, фабричный рабочий в нашем предыдущем примере может двигаться с остановками и стартами, изучая новый процесс взаимодействия с оборудованием на заводе. Эти прерывистые и непоследовательные движения являются результатом изучения новой задачи, и для ее выполнения требуется больше практики.

На этом этапе заводской рабочий может:

  • наблюдать за коллегами, освоившими новый рабочий процесс
  • получить инструкции от своих начальников
  • даже получить инструкции от организационного психолога

Вся эта информация собрана в свод знаний, который поможет им работать над выполнением правильных движений в правильной последовательности.

Когнитивную стадию лучше всего рассматривать как период значительного улучшения психомоторных навыков, однако результаты противоречивы. Подумайте о ребенке, который учится писать свое имя — вы можете увидеть буквы, которые приобретают гораздо лучшую форму, но буквы могут быть не в правильном порядке.

Движения, необходимые для выполнения новой психомоторной задачи, не становятся автоматическими до второй стадии развития психомоторных навыков – ассоциативной стадии.

Эта стадия характеризуется осознанным выполнением задания с гораздо меньшим количеством словесных инструкций, но с небольшим приростом производительности. Движения все еще могут быть:

  • неточными
  • разрозненный
  • неуклюжий

Последовательность движений психомоторного навыка может занять много времени. Другими словами, ассоциативная стадия посвящена обучению тому, как выполнять новый психомоторный навык. Думайте о когнитивной стадии как об обучении что делать.

Используя наш пример с почерком, на ассоциативной стадии ребенок может научиться связывать воедино точные движения мелкой и крупной моторики, необходимые для письма плавным курсивом. Результаты, которые видит ребенок, ни в коем случае не будут идеальными. Благодаря длительной практике будут небольшие улучшения, которые сформируют основу для обеспечения необходимого роста когнитивных и моторных навыков на следующем этапе — автономном этапе.

Этот заключительный этап развития психомоторных навыков посвящен совершенствованию. Мало того, что у кого-то на этой стадии развиваются автоматические двигательные процессы, но их когнитивные способности для выполнения психомоторной задачи также минимальны.

В нашем примере с почерком ребенок, находящийся на автономной стадии, со временем обретет способность писать плавно, без необходимости целенаправленно думать о том, какое движение ему нужно сделать дальше или как будет выглядеть буква, написанная курсивом.

Точно так же у ребенка будут красивые, плавные движения, которые позволят ему писать курсивом. Они смогут написать:

  • слов
  • предложений
  • пунктов

Напишут без долгих пауз и исправлений.

Теперь важно отметить, что эти автономные процессы не происходят в начале автономной стадии — вы не входите в эту стадию и автоматически овладеваете навыком.

Вместо этого автономный этап может занять дни, недели, месяцы или даже годы, в зависимости от навыка.

Как отмечалось ранее, эти стадии чаще всего связаны с детьми, поскольку они приобретают психомоторные навыки. Производственно-организационная психология также имеет дело с этими навыками. Они изучают, как люди в компаниях и организациях учатся делать новые вещи.

Давайте ненадолго вернемся к нашему примеру с фабричным рабочим, чтобы проиллюстрировать это.

Учитывая новый рабочий процесс и процедуру взаимодействия с оборудованием в фабричном цеху, рабочий может потратить несколько дней на прохождение когнитивной, ассоциативной и автономной стадий. Им нужно будет узнать:

  • что им нужно делать левой и правой рукой
  • как им нужно нажимать кнопки на машине
  • порядок, в котором они работают с машиной для создания продукта

Для освоения этих примеров психомоторных навыков просто потребуется время.

Вот почему людям приходится учиться, когда они начинают новую работу. Люди проходят этапы, пока не овладеют этими навыками благодаря длительной практике.

Психомоторная таксономия

Таксономия Блума восходит к публикации 1956 года Бенджамина Блума, написанной вместе с его коллегой Дэвидом Кратволем. Во «Втором принципе» Лесли Оуэн Уилсон, Эд Д., отмечает, что теории психомоторных таксономий развились из работ двух авторов по когнитивной и аффективной таксономиям, последняя из которых была разработана в 1919 г.64. В 2001 году работа подверглась серьезной переработке.

Психомоторную область иногда называют кинестетической областью. Он значительно отличается от области чисто когнитивного обучения, где впервые был описан набор психомоторных навыков. Физическая активность, используемая для поддержки когнитивных или аффективных функций, не является навыком, который можно назвать чисто психомоторным. Чтобы назвать навыки психомоторными, они должны иметь четкую образовательную цель, благодаря чему может происходить некоторый тип роста при повторении.

Психомоторная область

Таксономия психомоторной области Блума указывает, что семь основных навыков являются частью психомоторной области. Они перечислены от самых простых до самых сложных:

  • Восприятие или осознание
  • Комплект
  • Управляемый ответ
  • Механизм или базовый навык
  • Сложная открытая реакция
  • Адаптация
  • Происхождение

Хотя все эти психомоторные навыки различаются, их объединяет потребность в развитии как когнитивных, так и моторных навыков. Каждый из них также требует практики или опыта для освоения.

Например, восприятие предполагает использование органов чувств для управления двигательной активностью. Нажав кнопку на новой рабочей консоли в первый раз, работник может обнаружить, что для полного нажатия кнопки требуется больше усилий, чем он первоначально предполагал. Итак, произошли две вещи. Сначала рабочий усваивает новую информацию о том, что «я должен сильнее нажимать на кнопку», а затем в результате проявляет адаптированную двигательную активность, заключающуюся в том, что в следующий раз нажимает на кнопку сильнее.

Более сложные задачи включают получение новой информации и адаптацию двигательной активности.

Например, самый сложный навык — создание — предполагает развитие новых двигательных действий для решения конкретной проблемы. Таким образом, наш фабричный рабочий может использовать свои новообретенные психомоторные навыки, чтобы еще больше улучшить рабочий процесс. Это оригинальное улучшение, основанное на их опыте, и приводит к лучшему результату. Опять же, мы видим динамику когнитивных процессов и двигательной активности.

А как насчет других навыков в области психомоторики? Вот что вы можете ожидать:

  • Набор предполагает готовность действовать. Человек готов действовать, потому что у него развиты умственные и физические предрасположенности, а также эмоциональные предрасположенности, которые позволяют ему реагировать на различные ситуации.
  • Управляемый ответ относится к ранним стадиям обучения сложному навыку. Здесь задействовано много имитации, а также много проб и ошибок. Этот навык также требует много практики.
  • Механизм или базовый навык относится к промежуточным этапам изучения нового сложного навыка. В то время как выученная реакция стала автоматической в ​​этот момент, требуемые движения могут быть не полностью искусными.
  • Сложный явный ответ включает умелое выполнение психомоторного навыка. Навык выполняется не только быстро, но и очень точно. Кроме того, выполнение навыка хорошо скоординировано — кажется, что человек, выполняющий этот навык, является экспертом.
  • Адаптация включает в себя способность изменять психомоторные навыки для решения новых ситуаций.

Если мы что-то вынесем из этого обсуждения психомоторной области, так это то, что процесс приобретения этих навыков может быть очень долгим и трудоемким процессом.

Тем не менее, существует множество различных факторов, влияющих на сроки приобретения нового психомоторного навыка.

Какие факторы влияют на развитие психомоторных навыков?

Хотя мы можем обсуждать эти навыки в целом, конкретное количество времени, необходимое для освоения нового навыка, зависит от очень широкого круга факторов.

Во-первых, мы должны учитывать индивидуальные различия. Там, где один человек может освоить новый навык на рабочем месте, другому человеку с аналогичным опытом и способностями может потребоваться гораздо больше времени, чтобы овладеть тем же навыком.

Во-вторых, нужно учитывать и наш прошлый опыт. Очевидно, что работник, имеющий некоторый опыт выполнения сложных движений для выполнения задачи, с большей вероятностью усвоит новый набор сложных движений в более короткие сроки, чем работник без опыта.

Другим компонентом прошлого опыта является количество выполненной человеком практики. Майкл Джордан мог быть величайшим баскетболистом НБА всех времен, но не обязательно потому, что он был самым талантливым. Вместо этого он много практиковался, и эта практика окупилась.

Другие факторы, которые следует учитывать при изучении нового психомоторного навыка, включают:

  • Психологическую обратную связь, или сенсорную, эмоциональную или когнитивную информацию, которую вы получаете в результате применения нового навыка.
  • Сложность задачи или насколько когнитивно или физиологически она утомительна.
  • Распределение работы или взаимосвязь между практикой и отдыхом, продолжительность тренировочных занятий и т.д.
  • Мотивно-побудительные условия, или сочетание мотивации и научения, заставляющее действовать.
  • Факторы окружающей среды, которые могут включать что угодно, от температуры и влажности до яркости освещения и физического пространства, в котором человек работает над новым навыком.

Как эти навыки используются в промышленно-организационной психологии

Общество промышленной и организационной психологии делает вывод, что психомоторные навыки могут использоваться для влияния на различные сферы бизнеса. Вот некоторые примеров психомоторной активности :

  • При обучении и развитии новых сотрудников, принимая во внимание их способность осваивать новые психомоторные навыки, можно определить конкретные рабочие задачи, для которых они лучше всего подходят.
  • Промышленно-организационные психологи могут использовать принципы психомоторного развития, чтобы помочь улучшить структуру рабочих мест сотрудников и качество их трудовой жизни.

Дополнительно с помощью психомоторных навыков можно улучшить:

  • Подбор, отбор и расстановку кадров
  • Измерение производительности сотрудников на рабочем месте
  • Разработка систем мотивации и вознаграждения сотрудников
  • Организационное развитие сверху вниз

По мере того как мы продолжаем узнавать о том, как наш мозг и тело усваивают и сохраняют информацию, специалисты в области промышленно-организационной психологии будут продолжать исследовать, как психомоторные навыки могут улучшить память и помочь в приобретении новых деловых навыков.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts