структура, виды и уровни развития.
Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности .несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. (Б.М. Теплов).Структура способностей.
Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство. Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.
Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Такого рода «замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.
Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.
Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.
Виды способностей.
По широте и направленности выделяют:
- Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
- Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.
20. Понятие о способностях. Виды способностей. Психология
20. Понятие о способностях. Виды способностей
Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.
Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:
1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;
2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;
3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам
Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.
Классификация способностей.
1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).
Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.
К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.
В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.
Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:
1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;
2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;
3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;
4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;
5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.
2. Общие и специальные способности.
Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.
3. Теоретические и практические способности.
Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.
4. Учебные и творческие способности.
Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.
5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.
Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.
Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ
16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ Занятость – это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).Виды занятости:1) работа по найму в течение полного
48. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТПУСКОВ
48. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТПУСКОВ Ежегодный отпуск – свободное от работы время предоставляемое ежегодно работникам для отдыха или других целей, в течение которого за ним сохраняются место работы или должность, а также средний заработок в установленных законом случаях.Виды
24.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОВЕРОК24. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОВЕРОК Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих
50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Субъект правоотношения – участник правоотношения, носитель субъективных прав и обязанностей Термин «субъект права» иногда используется как характеристика правоспособности лица, т. е. юридической возможности его иметь право. В
55. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
55. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Юридическая ответственность – это правоотношение между гос-вом в лице его уполномоченных органов и иными субъектами права, обязанными точно и добросовестно соблюдать и исполнять нормы права. 1. Ретроспективная юридическая
5. Понятие об ощущении. Виды ощущений
5. Понятие об ощущении. Виды ощущений Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения
9. Понятие о внимании. Виды внимания
9. Понятие о внимании. Виды внимания Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование
49. Понятие и виды общения
49. Понятие и виды общения Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут
1.1. Конкуренция: понятие и виды
1.1. Конкуренция: понятие и виды В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается не обособленно, а с учетом всей совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как
3.1. Понятие и виды конкуренции
3.1. Понятие и виды конкуренции Конкуренция – основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.Основными условиями существования на рынке
3.2. Виды применяемых тестов (тесты на личностные характеристики, интеллект, тесты способностей и пр.
)3.2. Виды применяемых тестов (тесты на личностные характеристики, интеллект, тесты способностей и пр.) Какого рода психологические тесты в большинстве случаев используются при отборе и найме специалистов? Во-первых, возможно использование как бланковых, так и компьютерных
Психология: основы типов интеллекта
Психологи давно пытаются определить понятие интеллекта. Люди различаются по своим способностям решать проблемы, учиться, логически мыслить, хорошо использовать язык, понимать и усваивать концепции, иметь дело с абстракциями, интегрировать идеи, достигать целей и так далее.Разумное действие — вероятно, самый грандиозный познавательный процесс человеческого разума. В конце концов, управление информацией и различными компонентами внимания и запоминания вещей должно приносить пользу, верно? Вы можете рассматривать интеллект как коллективный результат человеческого познания, который приводит к способности достигать целей, адаптироваться и функционировать в мире. это интеллектуальное поведение.
Факторы интеллекта
Конечно, интеллект — это совокупность когнитивных способностей, но должна существовать объединяющая конструкция под названием «интеллект», которую можно измерить и количественно оценить, верно? Так думают психологи, и они уже давно неустанно работают над тестированием и измерением интеллекта. В рамках этой работы психологи разработали тесты интеллекта и работали с вооруженными силами, школами и корпорациями, пытаясь определить индивидуальные различия в интеллекте при выборе работы, академических наград и продвижении по службе. Из всего этого тестирования возникла концепция «g» как общего и измеримого фактора интеллекта. g-фактор состоит из подкомпонентов, известных как s-факторов . Вместе g- и s-факторы составляют то, что называется
- g-фактор: Какой-то психолог придумал тест на умственные способности и дал его большому количеству людей. Когда оценка рассчитывается и усредняется по способностям, устанавливается коэффициент общего интеллекта. Это фактор один из двухфакторной теории, обычно именуемой 9.0003 г-фактор, или общий коэффициент интеллекта. Он предназначен для того, чтобы представить, насколько вы в целом умны, на основе ваших результатов в этом типе теста интеллекта.
- s-фактор: Индивидуальные баллы по каждому конкретному тесту способностей представляют собой s-факторы. Оценка s-фактора представляет способности человека в одной конкретной области. Сложите все s-факторы вместе, и вы получите g-фактор. Обычно измеряемые s-факторы интеллекта включают память, внимание и концентрацию, словесное понимание, словарный запас, пространственные навыки и абстрактное мышление.
Психолог и пионер исследований интеллекта Луи Терстон (1887–1955) выдвинул родственную теорию интеллекта под названием 9.0003 первичные умственные способности . По сути, это та же концепция, что и s-факторная часть двухфакторной теории, но с небольшими подробностями. Для Терстона интеллект представлен различными уровнями личности человека в семи областях: вербальное понимание, беглость слов, числа, память, пространство, скорость восприятия и рассуждения. Однако работа Терстона получила очень небольшую исследовательскую поддержку.
Теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла
Психологи продолжают делить общий интеллект на конкретные факторы. Теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (теория CHC) предполагает, что «g» состоит из нескольких когнитивных способностей, которые в совокупности производят «g». Отдельные участники теории CHC (Раймонд Кеттелл, Джон Хорн и Джон Кэрролл) создали модель общего интеллекта, состоящую из десяти слоев. Они следующие:- Кристаллизованный интеллект (Gc): всестороннее и приобретенное знание
- Подвижный интеллект: разум и способность решать проблемы
- Количественное мышление: количественные и числовые способности
- Способность к чтению и письму: чтение и письмо
- Кратковременная память: оперативная память
- Долговременное хранение и извлечение: долговременная память
- Визуальная обработка: анализ и использование визуальной информации
- Аудиальная обработка: анализ и использование слуховой информации
- Скорость обработки: думать быстро и автоматически
- Скорость принятия решения и реакции: принятие решения и быстрая реакция
Многие исследователи интеллекта и практики приняли КГК как триумф психологической науки и общепринятую модель психометрических концепций интеллекта. Однако это рабочая модель, и многие исследователи и теоретики интеллекта считают теорию CHC сильным началом, но не последним словом в области интеллекта.
Уличный ум
Американский психолог Роберт Штернберг разработал Теорию успешного интеллекта отчасти для решения споров об уличной сообразительности, согласно которой многие умные люди могут быть умными, когда речь идет об учебе или в классе, но им не хватает здравого смысла в реальной жизни или практические вопросы.Культурный миф утверждает, что Альберт Эйнштейн, бесспорно одаренный в математике и физике, не умел завязывать шнурки. Я не знаю, правда это или нет, но Штернберг, кажется, согласен с тем, что важным аспектом ума является наличие хорошего уровня здравого смысла или практического интеллекта. Три компонента интеллекта его теории таковы:
- Аналитический интеллект: Способность анализировать, оценивать, судить, решать, выбирать, сравнивать и сопоставлять.
- Творческий интеллект: Способность создавать уникальные или творческие способы решения новых проблем.
- Практический интеллект : Тип интеллекта, используемый для решения проблем и обдумывания действий в повседневной жизни. Например, Эйнштейн завязывает шнурки на ботинках, открывает банку с маринованными огурцами, как отправить групповое сообщение или выясняет, как превратить свое лицо в инопланетянина с помощью новейшего приложения для фильтрации фотографий.
Множественный интеллект
Вы когда-нибудь задумывались, что сделало Майкла Джордана таким хорошим баскетболистом? А как насчет музыкальных способностей Моцарта? Он писал целые оперы в один присест без редактирования. Это впечатляет! По словам американского психолога Говарда Гарденера, каждый из этих мужчин обладает определенным типом интеллекта.Гарденер создал теорию, известную как множественный интеллект , наблюдая за чрезвычайно талантливыми и одаренными людьми. Он выделил семь типов интеллекта, которые обычно не учитываются в традиционных теориях интеллекта:
- Телесные кинестетические способности: Майкл Джордан, кажется, обладает многими из этих способностей. Люди с высокими телесными кинестетическими способностями обладают превосходной зрительно-моторной координацией, прекрасным чувством равновесия и острым пониманием своего тела и контролем над ним во время физической активности.
- Музыкальные способности: Если вы можете притопывать ногой и хлопать в ладоши в унисон, то у вас есть немного музыкального интеллекта — немного. Люди с высоким музыкальным интеллектом обладают природной способностью исключительно хорошо читать, писать и играть музыку.
- Пространственные способности: Вы когда-нибудь терялись на собственном заднем дворе? Если да, то у вас, вероятно, не очень высокий уровень пространственного интеллекта. Этот интеллект включает в себя способность легко перемещаться в пространстве и представлять в уме трехмерные сцены.
- Лингвистические способности: Это традиционная способность хорошо читать, писать и говорить. Поэты, писатели и красноречивые ораторы обладают этой способностью.
- Логико-математические способности: Этот интеллект включает базовые и сложные математические способности решения задач.
- Способность к межличностному общению: Дар болтливости и умение продавать подержанные автомобили являются хорошими примерами межличностного интеллекта. «Общественный человек», который обладает хорошими разговорными навыками и знает, как взаимодействовать и хорошо ладить с другими людьми, обладает высокими способностями к межличностному общению.
- Внутриличностные способности: Насколько хорошо вы знаете себя? Внутриличностный интеллект включает в себя способность понимать свои мотивы, эмоции и другие аспекты своей личности.
Получение уровня интеллекта — на кривой
Психологи любят измерять вещи, особенно те, которые связаны с человеческим поведением и мыслительными процессами, например, когнитивные способности. Измерение и документирование индивидуальных различий лежит в основе прикладной психологии.Приписываете ли вы CHC, модель Штернберга или концепцию множественного интеллекта, не забывайте о концепции среднего. Считается, что интеллект человека существует в соответствии с так называемым нормальным распределением . Нормальное распределение — это, по сути, статистическая концепция, которая относится к конечному диапазону любой конкретной черты или психологического явления в популяции.
Люди различаются по своему интеллекту. Нормальное распределение (см. следующий рисунок) устанавливается при допущении, что если все население пройдет тест на интеллект, большинство людей сосредоточатся на средних показателях с некоторыми отклонениями — от чуть ниже среднего до чуть выше среднего.
Нормальное распределение также называют колоколообразной кривой , потому что оно выглядит как колокол с громоздким центром и уплощенными правым и левым концами. Большинство людей находятся где-то в диапазоне среднего интеллекта. Все меньше людей имеют уровни интеллекта, близкие к самым высоким и самым низким концам спектра.
Нормальное распределение
На верхнем конце кривой интеллекта находятся люди, которые считаются интеллектуально одаренными ; в нижней части находятся те, кто считается умственно отсталыми.
Яркое сияние
Эйнштейн был гением, верно? Так что же такое гений?Психологи обычно называют суперумных людей интеллектуально одаренными, а не используют термин «гениальность». Но не существует единого порогового значения теста интеллекта для определения одаренности. Средняя стандартная оценка интеллекта составляет 100 баллов, и, вообще говоря, любая оценка выше 120 считается превосходной. Одаренность присуждается людям из 1-3 процентов населения. То есть из 100 человек только один, два или три считаются одаренными.
Многие психологи с осторожностью относятся к определению одаренности в таких числовых и статистических терминах и предупреждают, что необходимо учитывать культурный и социальный контекст. Может ли гений одной культуры быть сумасшедшим другой культуры? Я не уверен, что это так драматично, но важно учитывать, что одаренность многогранна и ее не так легко привязать к пороговому баллу.
Были предприняты многочисленные попытки дать определение интеллектуальной одаренности. Роберт Штернберг предположил, что одаренность — это нечто большее, чем превосходные навыки, связанные с обработкой и анализом информации; это также включает в себя превосходную способность извлекать выгоду из своего опыта и учиться на нем, чтобы быстро решать будущие проблемы и автоматизировать решение проблем. Он предположил, что одаренные люди особенно хорошо умеют адаптироваться и выбирать оптимальные условия таким образом, что это выходит за рамки базовой обработки информации и того, что считается общим интеллектом или «g».Исследователи продолжают изучать концепцию интеллектуальной одаренности, и один из последовательных выводов состоит в том, что одаренные люди обладают более сильными метакогнитивными навыками , или знаниями о своих собственных психических процессах и о том, как их регулировать. Эти три специфические метакогнитивные стратегии часто используются одаренными людьми:
- Избирательное кодирование: Различение релевантной и нерелевантной информации
- Избирательная комбинация: Объединение, казалось бы, разрозненных элементов проблемы для нового решения
- Выборочное сравнение : Обнаружение новых и неочевидных связей между новой и старой информацией
Получение навыков бакалавриата
Ники Хейс, доктор философии
Чтобы получить хорошую работу, необходимо знать, какие навыки вы можете предложить.
В следующей выдержке из журнала European Psychologist представлен список навыков, которые студенты-психологи развивают в ходе обучения, — список, который они могут использовать, чтобы лучше продвигать себя. Общая ориентация студентов-психологов на психологию обычно отражает ориентацию сотрудников их факультета и психологию, практикуемую в их стране. Но, несмотря на различия в том, какую информацию получают студенты, у выпускников психологических факультетов есть много общего. Изучение психологии само по себе дает определенный тип осознания и некоторые основные знания, которые разделяют большинство, если не все, психологи. В приведенном ниже списке я попытался определить часть этого общего понимания, назвав 13 различных типов навыков или знаний, которые студент-психолог, скорее всего, приобретет по окончании учебы. Одним из важных факторов, делающих психологию особенной, являются не сами психологические навыки, которые часто имеют отношение и к другим дисциплинам, и не конкретные элементы знаний. Именно огромное количество навыков и диапазон знаний делают психологию особенной. Отличительной чертой психологии является то, что она предоставляет своим выпускникам чрезвычайно богатый и разнообразный портфель, предоставляя различные формы знаний, которые можно найти в нескольких других дисциплинах, и которые могут вооружить выпускников психологии для выполнения самых разных видов работы.
ГрамотностьВыпускники факультета психологии очень грамотны и, кроме того, обучены писать в более чем одном формате грамотности. Благодаря курсовой работе они привыкают к написанию эссе, что позволяет им подробно исследовать проблемы; но они также знакомятся с методами краткого письма в заранее заданном формате (навык, очень ценимый в коммерческом и деловом мире), когда пишут отчеты о практических исследованиях.
СчетВыпускники факультета психологии также хорошо умеют считать. Их обучают интерпретировать сводки данных и понимать заявления о вероятностях, и они знакомятся с широким спектром статистических процедур и процессов. Столкнувшись с числовой информацией, они с большей вероятностью отреагируют, пытаясь выяснить, что означают цифры, чем вообще избегая их. Напротив, для курсов на получение степени по другим дисциплинам относительно редко выпускаются выпускники, которые одновременно умеют читать и считать, но ожидается, что выпускник психологии будет и тем, и другим.
Компьютерная грамотностьВыпускники факультета психологии также обычно владеют компьютерной грамотностью. Они знакомы с использованием компьютеров и могут выбирать и изучать соответствующие пакеты для задач, которые им необходимо выполнять. В то время как относительно небольшое число выпускников психологических факультетов знакомы с компьютерным программированием, в современном мире требуется использование компьютера, и редко кто из выпускников психологических факультетов не имеет какой-либо подготовки в этой области, по крайней мере, в области обработки текстов и статистического анализа.
Навыки поиска информацииИногда полезнее знать, где можно найти информацию, чем запоминать ее напрямую, особенно в тех областях, которые развиваются и изменяются с течением времени. Получение степени по психологии требует значительных навыков поиска информации. Студенты-психологи обучены поиску в библиотечных коллекциях книг, журналах, базах данных на компакт-дисках и ряду других способов получения информации. Умение искать информацию по определенной теме или общей области не является навыком, необходимым для каждой работы, но его всегда стоит иметь.
Исследовательские навыкиСтуденты-психологи специально обучены методам исследования, и это обучение охватывает целый ряд различных техник. Как правило, к ним относятся экспериментальные методы и методы наблюдения, методы обследования и выборки, а в последнее время и качественный анализ. Вместе они составляют значительный опыт в сборе систематической информации о человеческом опыте или поведенческих знаниях, которые полезны в самых разных областях.
Навыки измеренияНавыки измерения идут рука об руку с исследовательскими навыками, и выпускники факультетов психологии также проходят тщательную подготовку по ним. Через типичный курс по методам исследования студент-психолог узнает, как операционализировать измерение сложного процесса, принципы психометрического измерения, дизайн анкеты и как разрабатывать другие инструменты измерения. Эти навыки знакомы выпускникам факультетов психологии и определенно полезны во многих сферах жизни, но их нелегко приобрести без специальной подготовки.
Экологическая осведомленностьЗнание того, как окружающая среда может влиять на поведение человека, помогает нам понимать людей на работе, дома, в процессе обучения и на отдыхе. Выпускники факультетов психологии знакомы с этим типом знаний во многих формах, от традиционных перспектив стимул-реакция до непосредственного изучения окружающей среды, включая такие явления, как невербальные сигналы, формирование привычек и социальная уместность. Многие непсихологи не особо замечают факторы окружающей среды, но лишь немногие выпускники факультетов психологии не осознают их важности.
Межличностное осознаниеСтуденты факультета психологии также узнают о механизмах социальной коммуникации и потенциальных источниках межличностных конфликтов. Это, конечно, не то же самое, что быть социально квалифицированным, хотя и может этому способствовать. Но такое осознание может иметь большое значение для того, кто имеет дело с повседневными межличностными проблемами. Осознание источников конфликта или непонимания также иногда может привести к способности видеть пути сквозь трудности, которые не были бы очевидны без такого знания.
Навыки решения проблемС самого первого лабораторного занятия выпускники факультетов психологии систематически обучаются навыкам решения проблем. Способность решать целый ряд различных типов проблем, вероятно, является наиболее отличительной чертой выпускника психологического факультета. Выпускники факультета психологии узнают, как применять различные стратегии и подходы к пониманию проблем и как определять практические шаги для реализации решения. Они могут действовать на макроуровне, применяя различные точки зрения или уровни анализа проблемы, или на более базовом уровне с точки зрения выбора подходящих методов и приемов. Это ценный навык, и психологам следует больше знать о нем.
Критическая оценкаСтуденты-психологи также проходят специальную подготовку по критической оценке, которая, по-видимому, особенно распространена в Европе. Этот набор когнитивных навыков можно рассматривать как непосредственную тренировку скептицизма: ожидается, что учащиеся будут оценивать, действительно ли свидетельства того или иного явления таковы, какими они кажутся; критически оценивать качество аргумента; выявить недостатки и подводные камни того или иного направления деятельности; и предвидеть проблемы или трудности. Эти навыки часто обесцениваются выпускниками психологических факультетов, которые иногда жалуются, что все, чему они научились, кажется негативным, однако тот же самый скептицизм может быть чрезвычайно полезен им в дальнейшей трудовой жизни.
ПерспективыНа первый взгляд, способность исследовать проблемы с разных точек зрения или исследовать явления с использованием различных школ мысли кажется относительно эзотерической. Тем не менее, это навык, который может быть удивительно полезен во многих различных контекстах. Способность идентифицировать различные идеологии или парадигмы может прояснить социальные проблемы и дать нам лучшее понимание значения конкретных аргументов или позиций. Выпускников факультетов психологии непосредственно обучают этому навыку, но они часто не осознают, насколько ценным он может быть.
Анализ высшего порядкаВыпускники факультета психологии умеют замечать повторяющиеся закономерности в человеческой деятельности или замечать сходство между ситуациями, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными. Этот тип анализа более высокого порядка предполагает способность извлекать общие принципы, а не увязнуть в деталях непосредственной ситуации. Опыт изучающего психологию просеивания огромного количества экспериментальных данных и их интерпретации с точки зрения школ мысли и других общих принципов обеспечивает полезную тренировку этого навыка.
ПрагматизмСтудентам-психологам не нужно долго знакомиться с психологической методологией, чтобы понять, что им никогда не удастся провести идеальный эксперимент, и что им просто придется делать все, что в их силах, с тем, что практично. Их опыт в этом отношении, как правило, дает выпускнику психологии прагматичный подход к работе и решению проблем: ценный навык, который не особенно распространен.
Заключение
Думаю, будет очевидно, что этот портфель навыков может быть ценным для многих видов работы, помимо самой профессии психолога. Но это еще не все. Как утверждает Джон Рэдфорд, психология дает своим студентам всестороннее образование, обучая их навыкам мышления и рассуждения и побуждая студентов исследовать широкий спектр идей и предположений. В старомодном смысле изучение психологии можно рассматривать как гуманитарное образование, а также как современное обучение. Это гораздо больше, чем просто подготовка к профессиональной работе, основанная на навыках, — это образование само по себе.
К сожалению, сами психологи часто не понимают, какими навыками они действительно обладают, или им очень трудно сформулировать, что это такое. Как давно признали спортивные психологи, опыт не является в первую очередь сознательным процессом: он включает в себя глубоко изученные автоматизированные процедуры, которые вступают в действие в соответствующее время без сознательного принятия решений со стороны заинтересованного лица. Психологическое знание имеет тенденцию очень глубоко усваиваться, и как только это происходит, отдельному психологу трудно распознать это знание и осознать, когда он его применяет.
Получение степени по психологии может привести к появлению различных подходов к социальным и межличностным проблемам, однако многие выпускники факультетов психологии бросают свои курсы, полагая, что они не более проницательны и осведомлены, чем другие люди. Они не чувствуют себя знающими, отчасти потому, что их знания автоматизированы, а не сознательны, а отчасти потому, что они научились не принимать «знание» без вопросов. С другой стороны, выпускник факультета психологии, отважившийся выйти во внешний мир, часто удивляется тому, как другие люди не замечают очевидного. Стиль мышления, который человек приобретает во время учебы на степень по психологии, может казаться интуитивно очевидным, но на самом деле он включает в себя долгий и трудный процесс отказа от предыдущих предположений. И эти автоматизированные навыки являются жизненно важным вкладом в способность психолога решать проблемы.
Осознание того, что мы узнали благодаря степени психолога, становится еще более трудным из-за того, что многие из когнитивных навыков, которые мы приобретаем в результате изучения психологии, являются скорее негативными, чем позитивными, например, умение не сразу переходить к выводов и воздерживаться от суждений об альтернативных возможностях. Студенты-психологи быстро узнают, что одно событие можно с пользой осмыслить несколькими альтернативными способами и что у данной проблемы может быть несколько психологических причин.