Способы поддержки детской инициативы в доу по фгос примеры: Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. | Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему:

Содержание

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. | Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

   В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Чем же по требованиям ФГОС раздел «Поддержка детской инициативы» отличается от привычной  педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.  

В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

·        самостоятельные сюжетно-ролевые,

·        режиссерские и театрализованные игры;

·        развивающие и логические игры;

·        музыкальные игры и импровизации;

·        речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

·        самостоятельная деятельность в книжном уголке;

·        самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

·        самостоятельные опыты и эксперименты и др.

 

 В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

·        развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

·        создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

·        постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

·        тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

·        ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.

·        необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

·        поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

 

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:

• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.

• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.

• Моделирование разных устройств.

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.

• Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.

• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.

• Создание воображаемых миров.

•Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.

• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания

предметов).

• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.

• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.

• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.

•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

 

Рассмотрим некоторые способы поддержки детской инициативы на примерах из образовательной практики педагогов.

 

Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.

Возьмем для примера опыты с участием детей.  Автор пространства для детских исследований «Удивительная вода» отмечает, что о педагогическом мастерстве и образовательной ценности опыта можно судить по тому, как продолжают его дети в свободной самостоятельной деятельности. Педагог наблюдала, как после занятий дети продолжают импровизировать, запуская предложенные педагогом опыты по своим детским маршрутам и находя разнообразные и интересные пути и способы получения результата, часто более простые и оригинальные.

 

Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

Например, проект «Время и его история во времени», включал разнообразные практические действия с временными отрезками и моделями времени, способами его измерения.

 

Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.

Такие макеты позволяют детям разыгрывать своеобразные «квесты» (разновидность игр, в которых герой должен выполнить какое-то задание связанные с обследованием пространства). Например, педагоги использовали макет‐ карту района, где проживают их воспитанники, для вовлечения детей в игровые ситуации типа: «Найди свой дом», «Потерялся котенок» и др. В результате котенка находили то на крыше одного из домов, то под капотом припаркованного автомобиля в одном из переулков. Определяя наиболее удобные и безопасные пути следования, дети решали проблемные ситуации, выполняли практические задания и воссоздавали их на макете. Они вместе с взрослыми учились ориентироваться в городской среде, среди объектов и магистралей района, придумывали различные ситуации и прогнозировали их развитие.

 

Моделирование разных устройств.

И взрослые, и дети сегодня используют множество разных устройств, облегчающих жизнь человека, делающих ее интересной, насыщенной. Это устройства для перемещения в пространстве, улучшения зрения, слуха, передачи информации и общения. Смоделировать инструмент для письма, транспортное средство и даже подводную лодку – невероятно интересные задачи. Если, конечно, речь идет не о создании внешне похожей игрушки‐

самоделки, а об экспериментировании с учетом назначения и принципа действия устройства. Например, можно «поиграть» с инструментами для письма (с резервуарами для красящего вещества и без них) или с яйцом от «киндер‐ сюрприза» (если сделать в нем отверстия, то можно понять, как погружается, плавает и всплывает подводная лодка).

 

Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

Сюда можно отнести различные групповые игры с правилами. Например,

командную игру «Ковер‐ самолет» .Задача – пронести «Аладдина» (один или несколько мячей) на «ковре‐ самолете» по определенному маршруту.

Условие – во время движения члены команды должны договариваться без слов, только при помощи взглядов. Для детей это нелегкая работа. Но педагоги убеждены, что нет смысла делать то, что не на пределе возможностей.

 

Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

Целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в сообществах (выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей). Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для отдельных категорий детей.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной, работой с каждым ребенком. Он облегчает образовательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для отдельной категории детей.

 

Образно‐  смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей всех и каждого.

В процессе подготовки спектакля по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» дети сами придумали многие события и мизансцены – например, что на птичьем дворе может жить червяк, который наблюдает за развитием всех событий и всегда спасается бегством, как только кто‐ то из птиц хочет его съесть. На протяжении театрального действия ребенок, играющий червячка, находился в поисках траектории своего движения в сценическом пространстве. Он был органичен и выразителен, поскольку не воспроизводил заученную роль, а импровизировал.

 

Игрыпредставления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.

Педагоги традиционно разыгрывают с четырехлетними детьми сказки «Теремок», «Заячья избушка», сюжеты которых позволяют вводить без нарушения  художественного замысла многочисленные дополнительные роли для всех желающих (лисичка, ежик, петушок и др.), а также эпизодических персонажей для участия в хороводных играх (снежинки, комарики и др. ). У детей есть возможность попробовать себя в разных образах и часто они сами вызываются играть ту или иную роль.

Наряду с классическими кумулятивными сказками, большой интерес с точки зрения включения всех детей в общее действие представляют поэтические произведения. Сюжеты, в которых много однотипных главных ролей, позволяют принять участие в игре‐ представлении каждому ребенку.

Пример такого сюжета – стихотворение М. Моравской «Новоселье». Очень важно, что в нем есть роль и для взрослого.

Дожди, как из ушата,

Но в прудике веселье:

Лягушка Толстопята

Справляет новоселье,

И пляшут лягушата

Уж целую неделю.

А сколько песен спели!

А сколько мух поели!!!

Все прыгают, все пляшут,

Все лапочками машут,

Головками качают

И звонко подпевают:

«Дан! Дан! Дан!».

И в листики кувшинки

Стучат для них дождинки,

Словно в барабан.

 

Использование алгоритмов при создании разных целостностей.

Пробудить инициативу детей могут ритмические фрагменты (в музыке, движении, изобразительной деятельности), а также тексты, в которых однотипные события нанизываются одно за другим (по типу кумулятивных сказок). Это дает основу для многократных повторений, дополнений, встраивания в более широкий контекст. В результате каждый ребенок (или группа детей) получает продукт своей деятельности. Процесс создания

Этих продуктов, как правило, отличается стихийностью, случайными находками и совпадениями, комическими ситуациями, а главное – насыщен положительными эмоциями.

 

Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.

Создание условий, которые побуждают детей и взрослых к совместному исследованию, ведет к тому, что у каждого по отдельности и у всех вместе появляется больше разных идей. Приведем пример работы педагогов. Они предлагают для экспериментов сухой и мокрый песок, воду и обычные предметы, упакованные в «ларцы»: солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками и т. п.Дети полутора–трех лет вместе со взрослым по очереди закапывают в песок «сокровища» и находят их; увлажняют песок с помощью пульверизатора, делают куличики; рисуют на песке картинки и узоры пальцами или крышками от пластиковых бутылок; по отпечаткам угадывают игрушку ит.д.Старшие дошкольники, со взрослыми или самостоятельно, с помощью разных предметов и складывая по‐ разному руки, стараются оставить на песке как можно больше разнообразных следов и из этих отпечатков создают картины‐ коллажи; рисуют на песке картины, используя разные материалы; создают картины из цветного песка; придумывают свою волшебную страну, проигрывают различные роли.

Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

Традиционным для дошкольного образования является сотрудничество с детскими библиотеками, знакомство с театральными постановками, включение различных аспектов музейной педагогики. Связанные с данным направлением

события рождают у детей ощущение не обыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспоминать о событиях. Приведем пример. Все дети старшего дошкольного возраста знают сказку К.Чуковского «Доктор Айболит», педагоги неоднократно включали данный литературный материал в разные образовательные ситуации. Однако настоящим событием и для детей, и для

взрослых СОШ No1474 стало посещение музыкального спектакля (зоологической оратории) «Доктор Айболит, или Путешествие в страну

обезьян» Театра Российской Армии. Этот поход в театр положил начало и самодеятельной детской игре, и новым задумкам педагогов.

 

Примеры проектирования различных видов детской деятельности, основанной на музейных впечатлениях, широко известны (см.книгуЛ.В.Пантелеевой«Дети в музее» и др.).

Сегодня в больших городах социокультурная среда становится все более разнообразной, и прогулка даже в отдаленном районе может дать толчок для самых разных инициатив в освоении культурного пространства.

Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. В современном мире существует много новых средств приобщения людей к культуре и социальным действиям. Дети с интересом относятся к подобным акциям. Например, воспитанники и их родители участвуют в традиционном флешмобе в Международный день чтения. Традиция заключается в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу – каждый год разную. Эта акция дает всем ее участникам особое ощущение включенности в мировое читательское пространство. После чтения дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных средств.

 

Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.

 

Свое выступление хотелось бы закончить словами:

 «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».

Л.С. Выготский.

 

 

 

 

 

 

Поддержка детской инициативы и самостоятельности Название проекта «Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!»

Целевая группа

Воспитанники детского сада от 3 до 7 лет, воспитатели, сотрудники ДОУ родители воспитанников . Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов ДОУ, воспитанников и их родителей.

Содержание проекта.

 К сожалению, большинство образовательных программ составлены так, что все решения принимаются взрослыми и дети большую часть времени работают над поставленными взрослыми задачами .Многие инновационные технологии позволяют посмотреть на образовательный процесс с точки зрения всех субъектов образовательного процесса: ребенка, воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание, собственные планы занятий. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы и самостоятельности, все это отражено в основных принципах дошкольного образования. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. В данном проекте взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание, собственные планы занятий.

Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей способностей самостоятельно планировать ,инициировать и реализовывать собственные замыслы. Задачи проекта: 1.Повысить уровень мотивированности детей в образовательной деятельности; 2.Познакомить детей с различными способами деятельности в центрах активности; 3.Обогатить опыт применения данных способов в жизненных ситуациях; 4.Способствовать росту познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, 5.Создать условия для поддержки инициативных ситуаций развития ребенка, предоставляя возможность осуществлять успешные и неуспешные пробы. 

6.Создать возможность для проявления самостоятельности, возможности выстраивать деятельность по собственному замыслу, начиная от целеполагания и заканчивая рефлексией. 

7.Повысить профессиональную компетентность педагогов в выборе эффективных технологий, форм и методов в организации работы 

Методические приемы и инструменты повышения мотивации к обучению ребенка:

1.Утренний круг, который может выглядеть по разному и однозначно закрепленной структуры нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

— Ритуал. ПРИВЕТСТВИЕ 

— Обмен новостями

-Элементы психогимнастики

— «Экран настроения»

2.Совместное планирование, которое я осуществляю по трем направлениям:

I. Выбор темы образовательного проекта, события, акции

II.Модель 3-х вопросов (Выявить инициативы и образовательные запросы детей мне помогает понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или о чем-либо).

III. Совместное составление плана работы над проектом

( В своей группе я использую «Паутинку», таким образом мы с детьми совместно планируем нашу образовательную деятельность по любой выбранной теме, в том числе педагогически вбрасываемой.)

3. Презентация центов активности.

При презентации центров активности я направляю ребенка делать выбор тем, что создаем необходимые предметно-пространственные условия;. Предлагаю выбрать любое дело в рамках общей темы.

 Все пространство моей группы условно разделено на , количество и направленность которых зависит от возрастной группы, темы и желаний детей: Например в один из дней открыты :Центр книги, Центр творчества, Центр Математики, Центр науки ,Центр развития речи, Центр конструирования и наполнены различными заданиями, ресурсами и пособиями согласно выбранной теме.

4. Правила

В каждой группе обычно формируется своя субкультура. Она состоит из множества элементов, определяющих стиль жизни всех и каждого в отдельности: какие формы приветствия приняты и какие считаются за гранью возможного; какие проявления детей считаются нужными и какие недопустимыми; как взрослые относятся к шуму и передвижениям детей по помещению.

Правила мы вводили постепенно, когда в них возникала потребность.

Правила и их формулировки обязательно обговаривались с детьми.

Правила оформлялись не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения в каждом центре активности и группы в целом

5.Выбор. Данная смысловая часть заключается в принятии самостоятельных решений. Она имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия, материал, партнеров — помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем. В своей группе мы чаще используем «Доску выбора»

 (Благодаря специально созданным предметно – пространственным условиям, ребенок выбирает любое дело в рамках общей темы.

6.Деятельность в центрах активности (Работа над проектом, акцией, событием идет следующим образом: дети распределяется на подгруппы и, выбрав тот или иной центр активности, самостоятельно работают в нем. Предварительно я предполагаю, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполняю центры необходимыми ресурсами. В то же время, в одном из центров я организую совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому я могу сказать: «Маша, Витя и Рома пойдут сегодня со мной в центр науки».)

7. Итоговый круг. «Итоговый круг» проходит ежедневно, с целью анализа достижений, успехов, трудностей, также наметить перспективы и определения плана работы на следующий день. Существует еще одна задача, скрытая от детей — это вселить в детей чувство уверенности, что они смогут, если захотят.

В разработке проекта был использован опыт российских и зарубежных авторов Л.В.Свирской, А.И.Савенковой, М.Монтессорри,Джона Дьюи .

Работа с детьми осуществлялась в период с 2017 и по настоящее время.

Планируемые или полученные результаты

 

В результате использования педагогами универсальных практик значительно возрос уровень вовлеченности воспитанников в процесс обучения. Дети выступают в Роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослого.

Дети сегодня — настоящие соавторы детско-взрослых проектов.

Инициативы ребят в составлении совместного плана-паутинки проекта, собственных планов дня многочисленны и разнообразны. Благодаря «детскости», проекты стали более оригинальными, живыми.

Продуктами проекта стали различные атласы, ментальные карты, мини-музеи,лэпбуки,

тематические сборники с материалами для проектов :

 «В настоящем космосе побывал однажды», «Вот моя деревня, вот мой край родной», «Русская береза – белоствольная красавица», «Пчелиный улей — один в поле не воин» и др. Воспитанники подготовительной группы большинство атрибутов к проектам создают в центрах активности своими руками.

Родители воспитанников, видя интерес, многочисленные работы детей, стараются чаще приходить в группу, выступают в роли педагогов в центрах, участвуют в пополнении среды по теме проекта. Результативность данного проекта родители осваивают на организованных для них мастер-классах, собраниях.

Оценка результативности и качества организации образовательной деятельности осуществляется по 2 направлениям :

1-ое с позиции взрослого :

Это реализуется через Педагогические наблюдения- как внешний элемент оценки результативности

Наблюдения дают возможность увидеть те достижения

ребенка, которые могут стать образовательным потенциалом

для других детей группы

Наблюдения являются основой

для понимания и принятия ребенка; мы ведем в наших группах дневные хроники

2-ое направление- через оценку и самооценку детьми своей деятельности.

Мы осуществляем это с помощью Дневников достижений-Планшетов-: дети отмечают в дневниках центры, в которых они работали сегодня , вклеивают картинки со значками разных дел, которые они выполнял или участвовали в течении дня.)

Главный результат своей работы я вижу в проявлении каждым ребенком самостоятельности и инициативы, формирование у ребенка активной позиции, воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых, приобретение навыка самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия).

Для эффективной реализации проекта необходимы: регулярность использования предлагаемых практик; содержательное наполнение центров активности, мотивация педагогов

Уровень мастерства педагогов при проведении детского совета и подготовке заданий для центров активности повысился. Сами педагоги стали инициативнее, увереннее

Для организации проектов не требуется специально оснащенного кабинета. Проектная деятельность может осуществляться в любом помещении ДОО: в групповой комнате, музыкальном и спортивном зале, на прогулочном участке и т. д., в домашних условиях. В качестве источников информации используется познавательная и художественная литература по теме проекта. Дополнительно могут использоваться Интернет — источники и компьютерная техника: ноутбуки, интерактивные доски и пр. Объекты для исследования собираются детьми, родителями и педагогами в соответствии с темой проекта (например, в ходе проекта «Меломания» дети собрали разные виды мелков; в ходе проекта «Re-Фома» — образцы тканей для школьной формы и т.д.). Для создания модели продукта могут потребоваться листы бумаги, карандаши или фломастеры, мольберты. Для проведения презентации проекта нужны мольберты, подготовленные в ходе проекта схемы, модели и пр.

kичностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:

  • обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,
  • бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
  • реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения..
  • Технология сотрудничествареализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок».
  • Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.
  • Совместно определяют разнообразную творческую деятельность

В результате использования личностно — ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

  • Построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты:

  • Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка
  • формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка
  • Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений
  • Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

 

  • Инновационная технология «Портфолио педагога» Успешного педагога
  • Владеющего современными инновационными технологиями образования,
  • имеющего высокий уровень образования и профессиональной компетентности
  • способного прогнозировать свой конечный результат

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. 7. Инновационная Игровая технология

Цель: повысить значимость игры в воспитательно- образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия
  • способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками
  • формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
  • совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

5 способов улучшить качество раннего ухода и образования

Инициатива президента Обамы по раннему обучению включает стратегии по расширению доступа к высококачественным дошкольным учреждениям и расширению программы Early Head Start – Child Care Partnership, обслуживающей младенцев и детей ясельного возраста. В то время как Конгресс будет обсуждать финансирование и реализацию плана, исследования дают надежные рекомендации по повышению качества в разнообразных учреждениях и программах раннего ухода и образования. Поскольку в стране наблюдается историческое расширение возможностей раннего ухода и образования для детей младшего возраста, Child Trends предлагает список из пяти способов улучшить их качество: 

1 В первую очередь сосредоточьтесь на безопасности, здоровье и счастье детей

Независимо от условий безопасность, здоровье и счастье детей являются непреложными элементами качественного ухода и образования. Минимизация риска и максимальное увеличение возможностей детей взаимодействовать с учителями, опекунами, другими детьми и окружающим миром являются важными стратегиями для укрепления физического здоровья и социально-эмоционального, языкового и когнитивного развития. Необходимы строгие правила лицензирования и регулярный мониторинг программ. Тем не менее обзор существующих государственных нормативных актов показывает, что нынешние средства защиты детей неадекватны.

2 Поддержите персонал раннего ухода и образования.

Администраторы, учителя и опекуны, работающие с маленькими детьми каждый день, находятся в центре создания высококачественного ухода и образования в раннем возрасте. Нынешняя рабочая сила имеет низкий уровень образования, а среднегодовой доход некоторых работников находится ниже федерального уровня бедности для семьи из четырех человек, несмотря на усилия по повышению квалификации и доступу к профессиональному развитию. Дальнейшие усилия должны быть направлены на улучшение качества и содержания программ подготовки к дошкольному образованию; возможности для контролируемых стажировок и обучения студентов; постоянное профессиональное развитие, строгое и актуальное; компенсационный паритет; и коучинг, консультации и наставничество , которые облегчают применение новых знаний в повседневной практике.

3 Используйте наблюдения и оценки для поддержки потребностей каждого ребенка во всех областях развития.

Высококачественные программы регулярно собирают информацию о физическом, когнитивном, социальном и эмоциональном развитии детей. Национальный исследовательский совет опубликовал руководство по выбору и использованию оценок детей, соответствующих их развитию, культурным и языковым особенностям. Результаты оценок должны направлять общение с родителями, стратегии обучения, учебные планы и мероприятия, чтобы помочь каждому ребенку учиться и развиваться так, как лучше всего подходит для него / нее. В идеале такие оценки также должны соответствовать руководящим принципам штатов в отношении того, что дети должны знать и уметь делать при поступлении в детский сад.

4 Создайте культуру постоянного улучшения качества.

Высококачественные программы раннего ухода и обучения никогда не перестают улучшаться. Непрерывное совершенствование начинается с руководителей программ, которые вовлекают себя и сотрудников в размышления о сильных сторонах и областях роста посредством самооценки, отзывов коллег и родителей и данных, собранных о качестве их программы, класса или детского дома. Профессиональное развитие и техническая помощь могут быть связаны с областями роста, а программы в целом могут ежегодно обновлять цели, задачи и стратегии улучшения услуг. Государственные системы оценки и повышения качества предлагают стандарты качества, поддержку профессионального развития и стимулы для управления процессом повышения качества.

5 Создавайте партнерские отношения для поддержки качества.

Качественные программы ухода за детьми младшего возраста и образования поддерживаются более крупной системой обслуживания детей младшего возраста, которая включает доступ к медицинскому обслуживанию и медицинским домам для детей младшего возраста, социально-эмоциональное развитие и услуги по охране психического здоровья, ориентированные на профилактику и вмешательство, всестороннее участие родителей, которое реагировать на потребности родителей, а также службы поддержки семьи, чтобы помочь семьям получить доступ к ресурсам и наращивать свой потенциал для поддержки развития своих детей. Эффективная система раннего детства зависит от надежных партнерских отношений между учреждениями раннего детства и между системами предоставления услуг; координация ресурсов; и согласование стандартов, которые имеют решающее значение для продвижения качественных программ раннего ухода и образования, которые могут удовлетворить весь спектр потребностей детей и семей.


4/2013, Публикация № 2013-22

Это издание Child Trends 5 стало возможным благодаря финансовой поддержке Фонда Харриса.

© 2013 Детские тенденции. Может быть перепечатано со ссылкой.

8 Стратегии развития языка и грамотности дошкольников ELL

На этой странице

  • Развитие речи для дошкольников ELL
  • Развитие грамотности для дошкольников ELL

Дошкольное образование может сыграть важную роль в подготовке детей, изучающих английский язык (ELL). ) для дальнейших успехов в школе. Дети, у которых есть возможность развить базовые навыки языка и грамотности в дошкольном возрасте, поступают в детский сад готовыми научиться читать и писать (Ballantyne, Sanderman, & McLaughlin, 2008).

Работа с семьями ELL

Узнайте, как дошкольные учреждения могут набирать семьи ELL.

Но как воспитатели дошкольного образования могут узнать, дают ли их программы детям необходимые им навыки? В этой статье будут описаны некоторые из методов и стратегий, которые, как показали исследования, эффективны при подготовке детей ELL к детскому саду.

Развитие речи для дошкольников ELL

Важной частью любой дошкольной программы для ELL является эффективное обучение развитию речи. Дети нуждаются в подробном обучении английской лексике, а также в возможности слышать и говорить на этом языке в течение дня. Ниже приведены примеры стратегий.

5 Стратегии работы в классе: язык

Обеспечьте четкое и систематическое обучение словарному запасу.

Детям необходимо неоднократно повторять слова, чтобы развить глубокое понимание их значения и использования. Учителя должны постоянно вводить интересные новые слова для изучения детьми в каждое занятие в классе (Tabors, 2008).

  • Тематически представленный словарный запас помогает детям проводить ассоциации между словами и шаблонами обучения учащихся (McGee & Richgels, 2003).
  • Чтение вслух, включающее объяснение целевого словарного запаса, может помочь в изучении слов (Brabham & Lynch-Brown, 2002; Coyne, Simmons, Kame’enui, & Stoolmiller, 2004), как и драматическая игра, организованная вокруг тщательно выбранной темы (Barone и Сюй, 2008; Таборс, 2008).
Обеспечьте ELL широкие возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также для постоянной обратной связи и поддержки.

Учащимся, изучающим английский язык, нужно много возможностей для участия в социальном взаимодействии с другими детьми, но им также нужна поддержка со стороны взрослых, поскольку они развивают языковые навыки, необходимые для ведения переговоров (Ballantyne et al., 2008). Вы можете использовать следующие стратегии для стимулирования социального взаимодействия:

  • Для групповых занятий объедините изучающих английский язык с детьми, хорошо владеющими английским языком, и убедитесь, что все дети, говорящие на одном домашнем языке (L1), не объединены в одну группу (Barone & Xu, 2008).
  • Предоставляйте возможности для самостоятельной деятельности, чтобы ELL могли выбирать занятия, соответствующие их интересам и языковым способностям (Bunce & Watkins, 1995).
  • Поощряйте детский разговор, подсказывая, когда детям нужна помощь в самовыражении (например, «Скажите Бобби: «Можно мне сейчас красный мелок?»»).
  • Используйте открытые вопросы или вопросы, на которые можно дать несколько ответов, чтобы помочь ELL расширить свои высказывания (например, «Почему вам больше всего нравится эта кукла?» вместо «Как зовут эту куклу?»).
Предоставьте ELL доступ к богатому языковому вводу.

Воздействие богатого языка, будь то совместное чтение книг или общение с учителем, способствует развитию устной речи у детей (Aukrust, 2007; National Early Literacy Panel, 2008). Одна из эффективных стратегий состоит в том, чтобы учитель постоянно комментировал действия, происходящие в классе, чтобы познакомить детей с языком, связанным с непосредственным контекстом (Bunce & Watkins, 19).95; Таборс, 2008).

Организуйте классную комнату и распорядок дня, чтобы обеспечить основу для изучения языка ELL.

Организуйте классную комнату таким образом, чтобы поддерживать все виды учебной деятельности, которые будут иметь место, а затем сведите к минимуму изменения физической среды. Как только ELL узнают, какие действия происходят в различных частях класса (например, в центрах, кружках), физическая среда будет подсказывать им, что они должны делать и как они должны вести себя в этой области (Barone & Xu, 2008). .

Предсказуемый распорядок в классе также может служить опорой для изучающих английский язык, позволяя им предвидеть, что будет происходить каждый день, включая тип языка, который им понадобится для каждого занятия (Bunce & Watkins, 1995; Tabors, 2008).

Поощрять дальнейшее развитие языка L1.

Сильные навыки владения английским языком поддерживают как язык, так и грамотность на английском языке:

  • Поощряйте родителей говорить и читать своим детям на родном языке, чтобы укрепить языковые навыки детей на уровне 1.
  • По возможности используйте в классе родной язык детей. Для этой цели можно эффективно использовать песни и видеоролики, если учителя не говорят на языке своих учеников (Gillanders, 2007).

Развитие грамотности для дошкольников ELL

Исследования показали, что знание алфавита, фонологическая осведомленность и осведомленность о печатном языке являются навыками ранней грамотности, которые в значительной степени способствуют более поздним достижениям в чтении (Национальная группа по ранней грамотности, 2008 г. ). Учащиеся, изучающие английский язык, могут начать развивать эти основные базовые навыки в дошкольном возрасте, даже до того, как у них разовьются сильные навыки владения английским языком.

Ранние навыки грамотности

Знание алфавита

Навыки, подходящие для дошкольного образования, включают распознавание и называние букв верхнего и нижнего регистра и начало связывать буквы со звуками, которые они издают.

Фонологическая осведомленность

Фонологическая осведомленность относится к способности манипулировать звуками, составляющими язык, независимо от значения. В дошкольном возрасте дети получают следующие преимущества:

  • обучение распознаванию рифмующихся слов
  • прослушивание слогов в словах
  • обучение распознаванию начальных звуков в словах
  • сопоставление этих звуков с буквами
Знание печатного текста

Знание печатного текста — это понимание особенностей книг и печатных изданий. Детей следует:

  • учить распознавать части книги (например, переднюю и заднюю обложки, верх и низ)
  • учить, что печатные буквы и слова идут слева направо и сверху вниз
  • учить, что книга имеет название, написана автором и имеет иллюстрации, нарисованные иллюстратором

3 Стратегии работы в классе: Грамотность

Инструкции по проектированию, в которых основное внимание уделяется всем основным навыкам грамотности.

Мероприятия, способствующие развитию навыков грамотности в дошкольных учреждениях, включают:

  • интерактивное чтение сборника рассказов
  • «притворное» чтение и письмо
  • игры и другие занятия, помогающие детям узнавать буквы алфавита
  • интерактивные занятия с языком и печатью стихи, потешки и песенки

Акцент должен делаться на обучении на основе кода или обучении, которое помогает детям понять взаимосвязь между разговорным языком и печатным текстом (Национальная группа по ранней грамотности, 2008 г. ).

Признайте, что многие навыки грамотности могут передаваться из разных языков.

Ребенку, который развил навыки ранней грамотности на своем родном языке, будет легче развивать те же навыки на английском языке. Родителей, не владеющих английским языком, следует поощрять к тому, чтобы они готовили своих детей к обучению чтению, используя родной язык для:

  • обучать стихам и песням
  • играть в словесные игры
  • делиться сборниками рассказов

Учителя могут поддерживать чтение родителей и детей, отправляя домой книги на родном языке ребенка. Это делает текст L1 доступным для родителей и дает им понять, что учитель считает важным читать детям на родном языке.

Ускорьте развитие грамотности в английском языке, помогая ELL установить связь между тем, что они знают на своем родном языке, и тем, что им нужно знать на английском языке.

Сходство между английским и родным языком ребенка может быть использовано в качестве основы для обучения (Helman, 2004). Например, если в L1 есть некоторые из тех же фонем, что и в английском языке, начните с этих фонем для рифмовки или начальных звуковых действий, потому что это звуки, с которыми ребенок уже знаком.

Дети обычно испытывают наибольшие трудности, когда сталкиваются со звуками, присутствующими в английском языке, но не встречающимися в их родном языке. По этой причине говорящие на испанском языке L1 часто испытывают трудности с «короткими» или слабыми звуками 9.0026 A , E , I и U и с согласными J , R , V и Z (Bear, Templeton, Helman, & Baren, 2003; Helman; Helman; Helman; 2004).

Подготовка к будущему

Большое внимание уделяется постоянному разрыву в успеваемости между изучающими английский язык и их англоговорящими сверстниками. К сожалению, к тому времени, когда дети приходят в детский сад, различия в основных языковых навыках и навыках грамотности часто уже создают основу для этого неравенства в достижениях (Miller & Garcia, 2008).

Хорошей новостью является то, что недавние исследования показали, что высококачественные программы обучения детей младшего возраста могут оказать значительное влияние на более поздние академические успехи детей (Barnett, 2008). Программы, которые обеспечивают основанное на исследованиях и соответствующее возрасту обучение раннему развитию языковых навыков и навыков грамотности, могут гарантировать, что изучающие английский язык поступят в школу с инструментами, необходимыми им для успешного обучения в детском саду и за его пределами (Ballantyne et al., 2008).

Ссылки

Аукруст В.Г. (2007). Маленькие дети приобретают словарный запас второго языка во время дошкольной группы: имеет ли значение объем, разнообразие и сложность речи учителя? Журнал исследований в области детского образования , 22, 17-38.

Баллантайн, К.Г., Сандерман, А.Р., и Маклафлин, Н. (2008). Изучающие два языка в раннем возрасте: подготовка к успеху в школе. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный информационный центр по изучению английского языка.

Барнетт, В. С. (2008). Дошкольное образование и его долгосрочные последствия: исследования и последствия для политики. Проверено 3 июня 2009 г., с http://nieer.org/resources/research/PreschoolLastingEffects.pdf

Barone, D., & Xu, S.H. (2008). Обучение грамоте для изучающих английский язык Pre-K-2 . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Беар, Д. Р., Темплтон, С., Хелман, Л. А., и Барен, Т. (2003). Орфографическое развитие и обучение чтению на двух разных языках. В GG GarcÃa (Ed.), изучающих английский язык: достижение наивысшего уровня английской грамотности (стр. 71–95). Ньюарк, Делавэр: Международная ассоциация чтения.

Брэбэм, Э. Г., и Линч-Браун, К. (2002). Влияние стилей чтения вслух учителями на приобретение словарного запаса и понимание учащихся в начальных классах. Журнал педагогической психологии , 94, 465-473.

Банс, Б. Х., и Уоткинс, Р. В. (1995). Языковое вмешательство в дошкольном классе: реализация учебной программы, ориентированной на язык. В ML Rice & KA Wilcox (Eds.), Создание языковой учебной программы для дошкольного класса: Vol. I. Основа для общения на протяжении всей жизни (стр. 39-71). Балтимор: Paul H. Brookes Publishing Co.

Койн, доктор медицины, Симмонс, округ Колумбия, Камеэнуи, Э.Дж., и Стулмиллер, М. (2004). Обучение лексике во время совместного чтения сборника рассказов: исследование дифференциальных эффектов. Исключительность, 12 (3), 145-162.

Гилландерс, К. (2007). Англоговорящий воспитатель дошкольного учреждения для маленьких латиноамериканских детей: влияние отношений учитель-ребенок на изучение второго языка. Журнал дошкольного образования , 35, 47-54.

Хелман, Лос-Анджелес (2004). Опираясь на звуковую систему испанского языка: выводы из алфавитного правописания изучающих английский язык. Учитель чтения, 57 (5), 452-460.

McGee, LM, & Richgels, DJ (2003). Разработка программ ранней грамотности: стратегии для детей дошкольного и детского сада из групп риска . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Миллер, Л. С., и Гарсия, Э. Э. (2008). Ориентированная на чтение программа исследований в области дошкольного образования и разработки стратегии для афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки на всех уровнях социального класса, которые говорят по-английски или изучают английский язык. Феникс: Государственный университет Аризоны, офис вице-президента по партнерству в сфере образования.

Национальная комиссия по ранней грамотности. (2008). Развитие ранней грамотности: научный синтез раннего развития грамотности и последствий для вмешательства. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт грамотности.

Tabors, PO (2008). Один ребенок, два языка: руководство для воспитателей детей, изучающих английский как второй язык (2-е изд.). Балтимор: Paul H. Brookes Publishing Co.

Переиздания

Вы можете распечатывать копии или переиздавать материалы для некоммерческого использования при условии указания авторства Colorín Colorado и автора(ов). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с [email protected].

Другие материалы этого автора

  • Коммуникационные стратегии для всех классов: в центре внимания изучающие английский язык и учащиеся с ограниченными возможностями обучения
  • Дифференцированное обучение для изучающих английский язык
  • Раннее обучение грамоте в двуязычных дошкольных учреждениях (испанский/английский)
  • Early Обучение грамоте на испанском языке: обучение начинающих читателей
  • ELL и беглое чтение на английском языке
  • Содействие развитию грамотности у изучающих английский язык
  • Изучение языка: обзор
  • Обзор технологий: программное обеспечение для повышения квалификации
  • Десять вещей, которые родители должны знать об общих стандартах штата

Основная поддержка предоставляется нашим партнером-основателем, Американской федерацией учителей, AFL-CIO.

При щедрой поддержке Национальной ассоциации образования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts