Способы постановки звука р для логопедов: » Logopedia.by — Site about logopedics

14 способов постановки звука [Р] | Учебно-методический материал по логопедии:

14 способов постановки звука [Р]

В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т. к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]:    В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды…. адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.   В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13  способ постановки звука [Р]:   Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]:  Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

 

Видео уроки звук Р

Вы можете попробовать первые уроки программы самостоятельно. Если вы хотите стабильного результата, то правильность выполнения упражнений должен контролировать опытный логопед наставник. Дальнейшее прохождение программы возможно после регистрации и оплаты.

Определите вид своего неправильного произношения звука Р. Сравните свою артикуляцию с правильной артикуляцией звука Р.

Артикуляция звука Р

Губы разомкнуты и занимают положение последующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка приподнимается к основанию верхних зубов, он напряжен и вибрирует от проходящего воздуха. Передняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка приподнимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, дыхательная струя воздуха проходит посредине. Мягкое небо приподнято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Артикуляция звука Р

Виды неправильного произношения звука Р

1. Отсутствие звука Р в речи — язык находиться за нижними зубами и не принимает участие в артикуляции.
2. Горловое произношение звука Р — корень языка оттянут назад и вибрирует язычок и мягкое небо.
3. Увулярное произношение Р — вариант горлового произношения, когда вибрирует только язычок.
4. Боковое произношение звука Р — выдыхаемая струя выходит в бок и вибрирует только одна сторона языка.
5. Губное произношение звука Р — при этом произношении вибрируют губы.
6. Носовое произношение Р — корень языка оттягивается назад, а спинка сближается с мягким небом, часть выдыхаемой струи воздуха проходит в нос.
7. Одноударное произношение звука Р — один раскат во всех словах.
8. Звукозамена Р на звук Л — ребенок вместо Р произносит Л. Боковые края не прижаты к верхним коренным зубам и выдыхаемая струя воздуха проходит по бокам, кончик языка острый.
9. Звукозамена Р на Д — кончик языка образует смычку между языком и твердым небом.
10. Звукозамена Р на Г — корень языка оттянут назад и образует смычку с мягким небом, выдыхаемая струя проходит сквозь смычку, а затем сквозь щель.
11. Звукозамена звука Р на звук Й — кончик языка упирается за нижними зубами, а спинка языка приподнимается по направлению к мягкому небу.
12. Звукозамена звука Р на Ы — язык находится в опущенном состоянии и оттянут назад, а его спинка напряжена и немного приподнята.
13. Звукозамена звука Р на В — язык не принимает участие в артикуляции, а звук получается за счет сближения губы и верхних резцов.
14. Звукозамена твердого Р на его мягкую пару — артикуляция похоже на твердый Р, но больше прижата спинка языка.

Виды неправильного произношения звука Р

Тест от логопеда

Подготовительный этап. После того, как вы определили вид своего неправильного произношения нужно отработать правильное положение языка для артикуляции звука Р. Выполняйте упражнения артикуляционной гимнастики, они помогут вам сформировать новый артикуляционный уклад. Ниже представлены две артикуляционные гимнастики: первая для искаженного, вторая для горлового Р.

Артикуляционная гимнастика для быстрой автоматизации звука Р

1. Окошко — медленно открывать и закрывать рот.
2. Широкий язык — удерживать широкий распластанный язык на нижней губе.
3. Широкая улыбка — улыбнуться обнажив верхние и нижние зубы.
4. Чистим зубы — проводить широким языком за верхними зубами.
5. Качели — двигать языком сверху — вниз, вправо — влево.
6. Лопаточка — чашечка — широкий язык приподнимать из нижнего положения за верхние зубы.
7. Пухолет — сдуть вату с носа.
8. Произносить сочетание ЖД чиркая языком за зубами.
9. Произносить звук Д — Т
10. Долго произносить сочетание ТД

Артикуляционная гимнастика звук Р

Артикуляционная гимнастика (головой звук Р)

1. «Норка» — широкий язык положить на нижнюю губу и как можно дальше оттягивать его назад в рот.
2. «Хвостик» — широкий язык протащить сквозь сомкнутые зубы.
3. «Соня» — зевок.
4. «Аквалангист» — удерживаем мяг
5. «Лошадка» — ритмично цокать языком, выполнить упражнение медленно и быстро.
6. «Качели» — кончик языка поднимать к
7. «Широкая улыбка» — широко улыбнуться обнажив верхние и нижние зубы.
8. «Грибок» — прижать язык к твердому небу и удерживать его в таком положении 15-20 с.
9. «Гармошка» — прижать широкий язык к твердому небу и одновременно открывать и закрывать рот.
10. «Индюк» — двигать языком на верхней губе.
11. «Пухолет» — поместить ватку на нос, приподнять широкий язык к носу, сдуть вату с носа.
12. «Молоточек» — стучим языком за верхними зубами.

Артикуляционная гимнастика для горлового Р

Видео урок артикуляционной гимнастики

Постановка звука Р. Выбирайте способ постановки звука Р исходя из вида его искажения.

Постановка звука Р

1 — й способ постановки
Постановка звука Р от звука Д или Т:
Широкий язык прижать за верхними зубами. Быстро быстро звук Д и стараемся дуть на кончик язык. Стараемся произносить звук Д как можно быстрее.
2 — й способ
Прижимаем язык за верхними зубами и произносим ДЫН. После звука Д слышится вибрант Р.
3 — й способ
Прижать боковые края пальцами и подуть на язык.
4- й способ
Быстро произносить сочетание ТД и дуть на язык.
5-й способ
Поднять широкий язык вверх произносит Т или Д и проводить палочкой под языком.

Как быстро научиться говорить Р

Постановка звука Р механическим способом

Для постановки звука Р механическим способом используют логопедический зонд «Шарик» или зондозаменители, так же вы можете использовать ватную палочку.
1-й способ — Приподнять широки язык за верхние зубы и произносить звук Д, во время произношения звука Д провести зондом под языком (где-то по средине между уздечкой и его кончиком.
2-й способ — Приподнять широкий язык за верхние зубы и чиркать языком по альвеолам, получится фрикативный звук Р, в этот момент нужно быстро проводить зондом под языком (справа-налево).
3-й способ — Приподнять широкий язык за верхние зубы и произнося звук З или Д, изогнув ватную палочку в форме дуги, чиркать ей от средины языка к кончику.

Постановка звука Р механическим способом

Как убрать горловое произношение звука Р

Постановка фрикативновного произношения звука Р:
Поднять широкий язык за верхние зубы. На вдохе втягивать язык в глубь рта. . Далее при верхнем положении языка тянуть звук З. При этом произношении воздушная струя должна проходить между языком и верхними зубами. Старайтесь произнести З максимально звонко. Продолжайте чиркать языком от зубов к горлу, когда язык будет двигаться по альвеолам — вы будете слышать фрикативный Р (Р без раската).
Чиркайте языком и произносите слоги и слова:
ЗРА-ЗРО-ЗРУ-ЗРЭ-ЗРЫ
ЗРА-к, ЗРА-чок, ЗРА-зы, И-ЗРА-иль, в-ЗРО-слеть, в-ЗРО-слый, ЗРЕ-лище, бе-ЗРУ-кавка, в-ЗРЫ-в, в-ЗРЫ-вчатка.
Произносим слоги со звуком Р одноударно (просто чиркайте языком за верхними зубами): ра-ро-ру-рэ-ры; ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, рэ-рэ-рэ, ры-ры-ры.

Как убрать горловое произношение звука Р

Как исправить носовое произношение звука Р

Если ребенок или взрослый произносит Р носом. Первое что нужно сделать это научить разделять носовое и ротовое дыхание. Учимся вдыхать носом, а выдыхать ртом. Следите за тем, чтобы выдыхательная струя выходила только в рот, а не в нос или щеки.
Способы постановки:
1 способ — прижать пальцами боковые края языка к твердому небу и с силой подуть на язык.
2 способ — прижмите язык к твердому небу, закройте пальцами нос и в момент отрыва его от неба дуйте на язык.

Носовое произношение звука Р

Правила постановки

Начинаем произносить звук Р. После того, как вы научились произносить звук Р изолированно и освоили его правильную артикуляцию вам нужно научиться четко и красиво произносить его в слогах. Отработав четкое артикулирование Р в слогах вы можете приступать к его автоматизации в словах.

Учимся произносить звук Р

Утрированное произношение звука Р и гласного звука. Утрированное произнесение гласного звука способствует четкой подаче афферентных импульсов в кору головного мозга. Каждый звук артикулируем
максимально четко.
Произносим слоги:
РРР—ААА, РРР-ООО, РРР-УУУ, РРР-ЭЭЭ, РРР-ЫЫЫ
РА, РО, РУ, РЭ, РЫ
Ра-ма, ра-на, ра-кета, ра-дуга, ра-дио, ра-бота, ро-та, ро-за, ро-лики, ро-тик, ру-ки, ру-баха, ры-ба, ры-нок, ры-вок.
рама — Рая — рана,
ракета — работа — радио
робот — рокот — ротик
ракета — раки — работа
Рома — рота — ролики
рукава — рубаха — руки
рынок — рыба — рыбак

Учимся произносить звук Р

в слогах и словах

Тренируем произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных

Если вам сложно произносить слова со звуком Р — потренируйтесь в произнесении Р в слогах и словах со стечением согласных:
БРА — БРО — БРУ — БРЭ — БРЫ
КРО — КРО — КРУ — КРЭ — КРЫ
ФРА — ФРО — ФРУ- ФРЭ — ФРЫ
ДРА — ДРО — ДРУ — ДРЭ — ДРЫ
МРА — МРО — МРУ — МРЭ — МРЫ
СРА — СРО — СРУ — СРЭ — СРЫ
ТРА — ТРО — ТРУ — ТРЭ — ТРЫ
ДРО-зд, ДРА-ка, ПРА-вда, БРА-слет, БРА-т, БРО-дяга, БРЫ-зги, БРЫ-нза, ПРА-здник, ПРА-чка, ПРО-дукты, ПРУ-д, ПРУ-тик, ПРЫ-жок, ВРА-ч, ВРУ-чать, ВРЫ-ваться, КРА-б, КРА-пива, КРО-вать, КРО-кодил, КРО-т, КРУ-г, КРУ-жка, КРЫ-са, КРЫ-ша, ГРА-бли, ГРА-ч, ГРА-ната, ГРО-зный, ГРО-за, ГРУ-зди, ГРУ-ши, ГРУ-зовик, ГРЫ-зун, МРА-к, МРА-чный, ХРА-м, ХРА-нилище, ХРО-мой, ХРУ-стеть.

Произношение звука Р в слогах и словах со стечением согласных

Если сложно произносить звук Р в сложных словах

Автоматизация звука Р в конце слова

Упражнения, которые помогут научиться рычать.
Научиться приподнимать широкой чашечкой язык за верхние зубы и направлять выдыхательную струю воздуха на кончик языка.

Как научиться рычать, произносим звук Р

Упражнения, которые помогут усилить рычание

Автоматизация звука Р в скороговорках в сочетании ДР, ТР

Труба трубит, труба поет, трубач по городу идет.
Трое трубачей трубили в трубы.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.
У Петрушки две ватрушки, у Петра два ведра.

Автоматизация звука Р в скороговорках в сочетании ДР, ТР

Распевка на звук Р

Распевка 2 на звук Р

Чистоговорки на звук Р

Повторяйте чистоговорки четко проговария звук Р
Ра-ра-ра — рама, радуга, гора.
Ры-ры-ры — рынок, рыба, комары.
Ро-ро-ро — роза, родина, ведро.
Ру-ру-ру — руки, ручки, кенгуру.
Ар-ар-ар — повар, сахар, санитар.
Ир-ир-ир — пассажир, зефир, кефир.
Эр-эр-эр — ветер, вечер, офицер.
Ор-ор-ор — помидор, топор, забор.
Ур-ур-ур — шнур, контур, абажур.
Ру-ру-ру — в роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры — Жора прыгает с горы.
Ро-ро-ро — быстро строится метро.
Ар-ар-ар — Роме нравится загар.
Ур-ур-ур — у розетки черный шнур.
Ир-ир-ир — в кружке с сахаром кефир.
Ор-ор-ор — красит Верочка забор.
Эр-эр-эр — марширует офицер.
Ыр-ыр-ыр — у Захара жирный сыр.

Чистоговорки на звук Р

Автоматизация звука Р

Эффективные способы постановки звука РЬ

1. Кончиком языка водим за зубами, произносим
Дь-Дь-Дрь
Произносим Рь
АРь-АРь-АРь, ОРь-ОРь-ОРь, ЭРь-ЭРь-ЭРь, ИРь-ИРь-ИРь, ЫРь-ЫРь-ЫРь
2. Кончиком и спинкой языка нажимаем за зубами — Ть-Ть
Дуем по середине языка ТРИ-ТРИ-ТРИ
ТРЯ-ТРЯ-ТРЯ, ТРЁ-АТЁ-ТРЁ, ТРЮ-АТЮ-ТРЮ,ТРЕ-АТЕ-ТРЕ, ТРИ-ТРРИ-ТРИ
Произносим медленно:
ТРЯ-ТРЁ-ТРЮ-ТРЕ-ТРИ, ТРЁ-ТРЯ-ТРЮ-ТРЕ-ТРИ
Произносим слова:
ТРЯпка, ТРЯсина, ТРЯсогуска, ТРЮмо, ТРЕли, ТРЕль, ТРИо,
Слоги:
Тря-тря-тря, Трё-трё-трё, Трю-трю-трю, Тре-тре-тре
АРь-ОРь-УРь-Эрь-Ырь

Как научится говорить мягкий звук РЬ

Научится говорить Р в мягкой позиции бывает сложнее, чем в твердой. А все потому, что произнесение твердого и мягкого звука Р немного отличается.

Когда мы произносим твердый звук Р то у нас язык приподнимается к твердому небу и немного загибается в форме чашечки. А когда мы произносим мягкий Рь, то кончик языка больше продвигается вперед к передним зубам и спинка языка немного прижимается к твердому небу. При этом для произнесения мягкого Рь нам требуется более мощный и направленный выдох на кончик языка.

Ребенка можно научить произносить мягкий звук Рь по подражанию – прижимая кончик языка плотно к твердому небу и дуть на язык. Взрослому лучше тренироваться от слогов ТР или с механической помощью (зонд шарик или зондозаменители).

Постановка звука РЬ

Упражнения для постановки мягкого звука РЬ

Упражнения для горлового звука .Р

Эти упражнения помогут отключить горло и заговорить чисто:
1. Указательные пальцы находятся возле козелков ушей, большие на нижней челюсти. Медленно открывать и закрывать рот. Упражнение выполняется без напряжения.
2. Рот открыт, широкий язык выдвигается вперед-назад.
3. Зевок с открытым и закрытым ртом.
4. Язык загнуть в сторону мягкого неба, кончиком языка проводить справа-налево по мягкому небу.
5. Проглотить слюну.
6. Широкий язык приподнять за верхние зубы и опустить вниз.
7. Широкая улыбка.
8. Широкий язык к носу и за верхние зубы.
9. Произносить звук Ж за верхними зубами.
10. Отрывисто произносить звук А.
11. Сжать зубы и произнести: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».
12. Кадык опустить — поднять.
Произносить слоги со звуком Р, последующий гласный говорить отрывисто.

Горловой звук Р

Постановочные упражнения

Автоматизация звука Р-РЬ. Упражнение «Вкусное варенье»

Попросите малыша образовывать прилагательные от существительных:
варенье из арбуза — арбузное;
варенье из розы —
варенье из грейпфрута —
варенье из ореха —
варенье из смородины —
варенье из черемухи —
варенье из имбиря
варенье из рябины —
варенье из терна
варенье из черники —
варенье из мандарина —
варенье из груши —
варенье из крыжовника —
варенье боярышника —
варенье из абрикоса —
варенье из черешни —

Автоматизация Р-Рь

Упражнение «Вкусное варенье»

Скороговорки среднего уровня сложности для взрослых

Цель скороговорок — тренировать органы артикуляции быстро переключаться с одного звука на другой, развивать дыхание, научиться легко произносить слова в быстром темпе.
Старый дедушка Евсей очень любит карасей. И не любит он угрей. Потому что от угрей много в пузе пузырей.
Теряя терпение, тетерев в тетеркой тютюшкали тетеревят.
Три еврея триадами третировали трюфальдорских трехсотлетних троллей-трюкачей.
Купила кума куркумы на рынке с рук.
Дрессировщик древовидных, древолазных, древоядных дряволагов, впадал в трансдистальные состояния.
На приеме у вертебролога кардиолог: вертелся, корчился, корячился и кривлялся.
Модератор модерировал, модерировал, да не выдомодерировал.
Тридцать три депутата закон лоббировали, лобировали, да не вылоббировали.
Флюорографист флюорографировал, флюорографировал. Да не выфлюорографировал. Пришлось перефлюорографировать.
Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки. Заработок зарабатывает от работки, а приработок — от переработки.

Веселые скороговорки для взрослых на звук Р

Скороговорки среднего уровня сложности для взрослых.

Вкусная артикуляционная гимнастика звук Р

1. Язык положить на нижнюю губу и проводить длинной конфетой от корня языка к кончику.
2. Намазать губы медом или вареньем и облизать.
3. Широкий язык приподнять к верхней губе и удерживать длинную, тонкую конфетку возле верхней губы.
4. Перекатывать кумват с правой щеки в левую.
5. Широкий язык «чашечкой» приподнимать из нижнего положения за верхние зубы, удерживая на языке сушеную клюкву.
6. Намазать медом или вареньем альвеолы и твердое небо. Слизывать мед, проводя языком от зубов к горлу.
7. Губы находятся в широкой улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Зубами удерживать длинную конфету.
8. Намазать медом или вареньем уголки рта и слизывать его языком.

Вкусная артикуляционная гимнастика для постановки звука

Сенсорные упражнения для звука Р

Упражнения для подъязычной связке

  1. Упражнение лошадка — цокать языком медленно и быстро. Рот открыть на расстоянию 2 пальцев.
  2. Присоска — прижать кончик и спинку языка к твердому небу, старайтесь как можно больше открыть рот.
  3. Вытягивать язык жалом вперед и прятать его в глубь рта.
  4. Гармошка — прижав язык за верхними зубами открывать и закрывать рот.
  5. Тянуть острый язык вверх удерживая ватную палочку, вниз тоже самое и тянуть язык наискосок в право вверх, влево вверх, вправо вниз и влево вниз.

Растянуть уздечку под языком упражнениями

5 способов использовать еду для извлечения звука R в логопедии • Речевые вещи

 

 

Еда может быть забавным, мотивирующим ( и вкусным ) способом вызвать звук R в логопедии. Кто не любит закуски, верно? Сегодня я поделюсь 5 способами, которыми я использую еду, чтобы вызвать звук Р в моей логопедической комнате. Некоторые из них могут вас удивить!

 

 

Липкие вещества

Подумайте о глазури, арахисовом масле или даже нутелле… НЯМ. Нанесите небольшое количество средства на точки соприкосновения со звуком Р, чтобы дать некоторую сенсорную обратную связь. Даже кислый спрей может сработать, если вы будете осторожны при его применении. Для сгруппированного R вы можете положить «липкий материал» на боковые края языка или даже на внутренние края верхних коренных зубов. Для ретрофлекса R вы можете нанести его примерно на полпути назад во рту на твердое небо, где зависает кончик языка. Если вы попробуете это для retroflex R, обязательно объясните, что их кончик языка должен , а не остаются соприкасающимися, когда произносят свой R!

 

Крендельки

Возьмите тонкие палочки кренделя и осторожно поместите их между коренными зубами – не кусайте! Они должны использовать крендельки как «железнодорожные пути», чтобы красиво и широко отвести язык назад для сгруппированного R. Если у вас есть мой бестселлер «Обучение R», то вы видели это раньше. Посмотрите на изображение ниже, если вы более визуальный человек.

 

Леденцы на палочке

Это понятие похоже на «липкий материал». Потрите его в точках соприкосновения для их версии звука R — сгруппированного или ретрофлексного. Не уверены, какое производство R является правильным для вашего ученика? У меня есть запись в блоге для этого!

 

Мороженое

Этот маленький трюк лучше всего подходит для обучения звуку R как ретрофлексному произведению. Пусть ваш ученик притворится, что облизывает рожок мороженого. Скажите им, чтобы они не прекращали лизать, пока их язык не окажется наполовину во рту. Это будет драматический лизун!

 

Twizzlers

Это, наверное, мой любимый трюк, потому что он помогает научить напрягать язык для звука R, а этому может быть непросто научиться. Разрежьте (или откусите) твизлер так, чтобы у вас получился кусок длиной от одного коренного до другого или немного шире. Пусть ваш ученик поместит твизлер на заднюю часть языка и надавит на него так, чтобы у него во рту образовалась «радуга». Концы твизлера должны касаться их коренных зубов, а верхняя часть радуги должна касаться нёба. Заставьте их сильно надавить и посмотреть, смогут ли они заставить его придерживаться! Попробуйте произвести R с твизлером во рту и снова сразу после того, как вытащите его. Не забудьте напомнить им, чтобы их язык чувствовал себя так же, как когда ставили твиззлер. Вы также можете использовать красные лозы или любой другой вид солодки!

 

Вам нужны дополнительные советы и инструменты для звука R?

Я тебя понял! Присоединяйтесь к моим VIP-пользователям, чтобы получить доступ к моей бесплатной библиотеке и эксклюзивным электронным письмам!

 

Надеюсь, хотя бы один из этих приемов сработает для вас на следующем сеансе логопедии! Я знаю, что звук R может быть таким сложным, и моей жизненной миссией стало поддерживать моих товарищей по SLP, чтобы никто не чувствовал себя таким потерянным и, давайте будем честными, отчаявшимися, как я раньше. Если вам нужны дополнительные советы по терапии и БЕСПЛАТНЫЕ подарки, обязательно станьте одним из моих VIP-персон! Я всегда рад поделиться инструментами, которые я приобрел за эти годы.

 

Приятного аппетита

Инструменты и методы для выявления и обучения /R/

Обучение /r/ может быть сложным! Если вы ищете быстрые списки артикуляций /r/, ознакомьтесь с моим систематическим, суперфункциональным высокочастотным пакетом /r/! Этот ресурс поможет вам ориентироваться на слова, которые ваши ученики действительно используют, такие как «на самом деле» и «являются», вместо случайных целей на основе существительных, таких как «петух» или «монстр».

Он включает в себя печатные формы для целевой R в отдельности, слогов, слов, фраз, предложений и при чтении! Существуют цели и рабочие листы, в том числе для всех форм / r /, включая: ar, air, ear, er, ire или, rl, prevocalic / r / и / r / смеси. Рабочие листы невероятно хорошо подходят для коротких занятий по артикуляции на основе упражнений.

Если вам больше по душе игры, смотрите в конце этого поста другие отличные продукты для артикуляции!

 

Одна из вещей, из-за которых я больше всего нервничала, когда начинала работать в средней школе, была работа над ужасным звуком /r/. Честно говоря, до того, как я начал эту работу, я вообще не чувствовал себя комфортно, выявляя и обучая /r/. За последние пару лет мне стало намного удобнее с ним работать, и я хочу поделиться со всеми вами некоторыми из моих любимых техник и инструментов!


МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ /R/

Метод Карлы

Это мой совет номер один по обучению /r/, если вы еще не пробовали его. Это, вероятно, сработало для 75% студентов, с которыми я пробовал. Лучший раздаточный материал, который я смог найти, чтобы объяснить протокол, который я использую, доступен бесплатно на Talking of Speech, нажав здесь. Это видео также очень полезно, чтобы показать, как именно учить этому студентов. Иногда я включаю видео во время терапии и делаю паузу, чтобы попрактиковаться! Очень просто!

Медвежье рычание

У меня маловероятный успех в том, чтобы мои ученики произносили /r/ в слове «гр», вплоть до проведения соревнований по медвежьему рычанию в терапии. Это очень весело, и это действительно сработало! Когда мне удается добиться успеха с помощью этого метода, я почти всегда использую контекст «gr», чтобы сделать другие слова более удачными. Например, произнося слово «жезл», мы можем сказать «грррррр-род», чтобы вызвать его. PS: смеси «Kr» также отлично подходят для выявления и обучения /r/!

Эврика!

Метод Эврика работает со звуком «эр», помещая «у» перед звуком «э». Это может помочь, потому что ваш язык приближается к верхней части рта, готовясь к хорошему звуку «эээ»! Это видео дает дополнительную информацию о проведении терапии методом Эврика. Мне удалось заставить студентов практиковать такие слова, как «твой», произнося их больше похожими на «уррр». Вы можете говорить такие вещи, как «твоя роза», произнося это как «урррр-роза».

Эээ —> R

Мне удавалось получить звук /r/ из приятного длинного «и-э-э», медленно оттягивая язык назад, когда вы это произносите. Попробуй сам! скажите «ееее» и медленно оттяните язык назад! Вы можете обнаружить, что говорите «ухо» 🙂 Этот метод хорошо работает для студентов, которым трудно визуализировать, что им действительно нужно оттянуть язык назад!

L -> R

В крайнем случае этот метод обычно работает. Я предпочитаю работать с «и-и-и-и-и», если это возможно (см. предыдущую технику), но иногда мне нужно использовать звук /л/, чтобы вызвать /р/. Причина, по которой я предпочитаю использовать это в крайнем случае, заключается в том, что он производит ретрофлекс /r/, который, на мой взгляд, сложнее обобщить в слова/предложения/разговор. Может быть, это просто мой рот, но он определенно кажется мне менее естественным! Чтобы использовать этот метод, попросите вашего ученика произнести приятный длинный звук /л/. Затем попросите их медленно провести языком по нёбу, пока они не произнесут /r/. Я практикуюсь делать это некоторое время без звука. Некоторым ученикам я не говорю, что мы производим /r/, чтобы они не нервничали! В конечном итоге это будет звучать как начало слова «учиться» (то есть лерррр).

Сигналы размещения

Я использую это в общих чертах, но иногда вам может понадобиться подкрепить его и провести сеанс (или 2, или 3) для обсуждения размещения во время обучения /r/. Некоторые идеи для этого — сделать язычки из пластилина или нарисовать язык. Мне нравится называть это «языком тако» и использовать изображение тако в твердой оболочке в качестве наглядного изображения. Вы также можете использовать зубные нити (ознакомьтесь с этим постом от Натали Снайдерс об этом) или маленькие присоски (потрите по бокам их языка, чтобы заставить этот язык тако двигаться!), Чтобы помочь с размещением. Обязательно включите зеркало, давая подсказки о размещении, чтобы ваши ученики могли видеть, что они делают! Иногда я забываю об этом, и это может иметь большое значение!

Лучшая книга на свете

Если у вас постоянно возникают трудности с произношением звуков артикуляции, я 1829327% рекомендую эту книгу. В нем есть советы и приемы для выявления. Я поделился им с несколькими SLP в моем районе, и некоторые из них купили его, одолжив! Я знаю, что это дорого, но это потрясающе!


ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПОВТОРНОЙ ПРАКТИКИ

R Made Simple

Я ставлю этот инструмент первым, потому что он почти принадлежит к разделу извлечения информации в этом посте. Недавно я добился успеха с парой учеников средней школы, которые годами работали над /r/ по этой программе. Вы можете проверить это, нажав здесь. Мне это нравится, потому что комплект небольшой (у меня нет комнаты, поэтому я вижу учеников по всей школе!) и его можно использовать для более длительных занятий или занятий по 5 минут. Больше примеров того, что есть в комплекте, вы можете увидеть в моем обзоре этой программы, нажав здесь.

Шаг до R

Это мой второй по популярности коммерческий /r/ ресурс. Он отлично подходит для путешествующих терапевтов и коротких сеансов, основанных на упражнениях. Нажмите сюда, чтобы проверить это. Это супер быстро и просто!

Весь мир R

Эта серия материалов содержит массу полезных зондов и скринингов. Если вы не можете понять, в каких контекстах или версиях /r/ ваш ученик наиболее успешен, эта серия поможет вам. У меня есть книга «Расширенный скрининг», а также книга «Техники выявления». Я использую оба каждый учебный год!


ДРУГИЕ УСЛУГИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ /R/

Улучшите свою игру с помощью этого БЕСПЛАТНОГО раздаточного материала, который позволит вашим ученикам оценивать свои работы. Иногда в суматохе напряженных дней и групп друг за другом я могу забыть о простых вещах, таких как убедиться, что мои ученики могут услышать хорошую постановку от плохой (упс!).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts