Как наследственность влияет на развитие детей
Общество
27 Января 2014, 15:43
Родительский опыт влияет на структуру и функцию нервной системы потомства. Детям могут передаваться страхи и фобии родителей.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
На развитие и формирование человека в основном влияют три фактора: наследственность, социальная среда и воспитание.
Наследственность — это способность живых организмов передавать различные характерные признаки и особенности развития своим потомкам. Иными словами, это передача имеющейся генетической информации от родителя к ребенку. Благодаря наследственности все живые существа сохраняют в потомках характерные черты своего вида.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности (с точки зрения педагогики). Воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В принципе влияние среды и воспитания однотипны. Многие учёные в основе развития личности выделяют лишь два фактора —наследственность и среду. Разница лишь в том, что в отличие от стихийного влияния окружающей среды на человека, воспитание (школьное, семейное, религиозное) является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым. Для развития природных задатков нужны работоспособность и трудолюбие. А последние являются теми качествами, которые возникают в результате воспитания. В этой связи вспоминаются фильмы по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь смог аббат Фариа воспитать из марсельского моряка Эдмона Дантеса настоящего аристократа. А сколько терпения понадобилось герою для освобождения.
Разные учёные по-разному относятся к тому, что в большей или меньшей степени воздействует на развитие личности, но сейчас я остановлюсь на наследственности (не умаляя роли воспитания и среды).
Многие знакомы с теорией Фрейда о том, что почти все психологические расстройства связаны с детством, поведением родителей. Но американские учёные в своих исследованиях пошли дальше. Заметив среди городских поколений циклы наркомании и психоневрологических проблем, группа учёных из университета Эмори (штат Джорджия) связала этот процесс с наследственностью и провела ряд экспериментов. Их исследования на животных показали, что дети нередко испытывают страхи своих родителей, даже в тех случаях, когда они никогда не сталкивались с причиной фобий.
Исследователи научили мышей бояться аромата сакуры, а затем исследовали их сперму. Во время изучения эякулята они обнаружили, что участок ДНК, отвечающий за чувствительность к данному запаху, стал более активным. Затем исследователи изучили поведение потомства участников эксперимента и выяснили, что два поколения грызунов оказались не только очень чувствительны к аромату сакуры, но и старались всячески избегать его, несмотря на то, что никогда не сталкивались с ним в своей жизни. Кроме того, в структуре мозга последующих поколений также произошли изменения.
Доктор Брайан Диас считает: «Родительский опыт заметно влияет на структуру и функцию нервной системы потомства… Полученные нами результаты свидетельствуют о трансгенерационной эпигенетической наследственности — это значит, что окружающая среда может влиять на генетику индивида, а он, в свою очередь, передает изменения следующим поколениям. Это один из механизмов, демонстрирующий отпечатки предков на потомках».
Британский профессор Маркус Пембри заявил, что «полученные выводы имеют важное значение для определения причин фобий, тревог и посттравматических стрессовых расстройств… Я подозреваю, что мы не сможем справиться с ростом нервно-психических расстройств, ожирения и диабета до тех пор, пока не примем во внимание опыт предыдущих поколений».
То есть эти опыты предполагают, что формирование человеческой личности начинается задолго до его рождения. Может, поэтому так важно развивать гармоничные отношения во всём обществе. Пожилые люди помнят, как много доброжелательных людей было в прежние времена. Но дело не в том, что все поголовно были проникнуты идеями социализма. История показала, что это было далеко не так. Но главной заботой общества было социальное развитие детей, и это давало свои плоды. Ну и, конечно, люди были благожелательны оттого, что были уверены в завтрашнем дне. Стабильность жизни — немаловажный фактор для хорошего самочувствия социального общества. А вот самые разнообразные попытки жёлтой прессы выпячивания негативных явлений приводит к суицидам и разного рода фобиям, которые, как видно из экспериментов упомянутых учёных, могут отрицательно отразиться даже на ещё зарождающихся клетках будущей личности.
У детей, воспитанных в доброжелательной атмосфере, больше возможностей для развития активности, творчества, оригинальности, дружеских чувств, в них больше эмоциональности во взаимоотношениях, нежели у их сверстников, живущих в условиях излишней строгости, дефицита теплоты и ласки.
На здоровье детей и развитие их личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание единственного ребенка и др. Получается, как снежный ком в горах может превратиться в лавину, так и наше поведение может отрицательно или положительно отразиться на действиях наших потомков. Надо внимательно относиться и к тому, что выискивает на страницах интернета ваш ребёнок. Ведь интернет, как и остальные СМИ, очень сильно воздействует на ещё неокрепшее сознание. Мы, советское поколение, во время переходного периода тоже были как дети. Ведь мы были воспитаны на «стерильных» материалах. Свято верили в правдивость статей, преподносимых СМИ, вот поэтому многие и попались на крючки разных финансовых пирамид. Надо воспитывать в детях развитие собственного мышления. Этому, кстати, может способствовать и новая учебная литература, которая, как пишут, должна непредвзято подавать факты прошлого нашей страны.
Автор:Радик Мухарямов
Теги:воспитаниедетинаследственность
Читайте нас в
Что важнее: наследственность или среда?
Это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы — связанные с наследственностью или связанные с внешней средой — играют определяющую роль в развитии ребенка. Вопрос этот уже в течение долгого времени занимает умы историков и писателей, психологов и ученых, занимающихся проблемами воспитания и развития ребенка, не говоря уже о родственниках гениев.
Отдавая приоритет природе, мы признаем наследственность основным условием развития. Предпочитая воспитание считать основным условием развития, ученые активно изучают факторы внешней среды (поведение матери, количество детей в семье, теснота жилья и пр.), их влияние на процесс становления личности ребенка. Однако следует отметить, что ученые, имеющие различные взгляды на основное условие развития, наблюдая одну и ту же форму поведения, могут совершенно различно описывать процессы, которые привели к ее развитию.
Например, ученый — сторонник приоритета наследственности и биологических факторов, может объяснить то, что дошкольник придумывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной незрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве соответствующего поведения такие социально-педагогические вещи как изоляцию, недостаток чуткости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.
Таким образом, нет единства по этому вопросу среди ученых. Родители также различным образом отвечают на этот вопрос, демонстрируя диаметральную противоположность мнений:
• Когда я задумываюсь над этим вопросом, у меня сразу встает перед глазами граф Монте-Кристо… Ведь воспитал же из простого моряка аббат Фариа аристократа… Поэтому я считаю, что больше 70-80% личности можно заложить воспитанием.
• Мне кажется, воспитание очень важно!!! Более того, воспитанием занимаются все: начиная с семьи, продолжая детсадом-школой-ВУЗом, заканчивая корпоративной культурой, т.
• Что ставить целью воспитания, в смысле как на него смотреть. Поскольку я верю в Бога, то я верю, что в отношении каждой созданной Господом души у Него есть прекрасный божественный замысел. В задачу родителей не входит разгадать загадку этого замысла, но — создать обстановку любви, «наибольшего благоприятствования» для расцветания каждого уникального цветка, человеческой души. В этом смысле, наилучших результатов добьётся, с моей точки зрения, тот родитель, который не пытается ломать и строить ребёнка, лишать его радости и вести его за руку к неким общественным стандартам.
• Поскольку я сторонник реинкарнации (в смысле череды человеческих воплощений), то воспитание — это не более чем огранка доверенного нам драгоценного камня. Но это всё равно очень важная и ответственная задача — мы не можем создать в ребёнке жизненную энергию, но мы можем помочь выбрать вектор её применения. Иначе говоря, если накопления прошлых жизней не позволяют ребёнку быть яркой личностью, то мы не сможем сделать из него гения. А вот если в ребёнке заложено много, то во многом от нас зависит — будет ли это гений или злодей.
• А я вот смотрю на детей. Они совершенны от природы. Воспитанием как бы не испортить… — говорят мамы детей от двух до пятнадцати лет.
Как можно отметить, разброс мнений велик и разнообразен: от 70-80%, и даже 100%, при некоторых оговорках, значимости воспитания до того, что воспитанием можно испортить заложенное природой.
Интересной возможностью получить ответ на вопрос о приоритете может стать изучение детей с одинаковой наследственностью – близнецов.
История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было особым. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали, однако, с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например:
• Племена индейцев Британской Колумбии верили, что близнецы приносят удачу. Считалось, что после рождения близнецов природа щедро одаривает людей рыбой и дичью.
• Североамериканские индейцы моявы думали, что близнецам подвластны природные стихии. Простые люди приобщались к этим способностям, обрызгивая могилы близнецов водой.
• В Индии представители народности хунду верили, что близнецы оберегают их от непогоды. Чтобы обеспечить лучшую защиту, ягодицы близнецов окрашивали в черный и белый цвета.
• Балинезийцы совершали с близнецами сложные очистительные ритуалы в честь равновесия, существующего в природе.
Близнецы обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже — опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.
Еще одним фактом в пользу приоритета воспитания могут стать дети, выращенные животными. Вспомним пример Маугли, который был ребенком нормальных родителей, но попал в аномальную для себя среду и каким-то образом сумел к ней приспособиться, но человеком сам по себе стать не смог. Значит, воспитание важнее наследственности? Наверное, да. Ситуации, когда детей оставляли в лесу, и они там выживали, действительно наблюдались в истории, хотя и редко, причем важно отметить при анализе таких случаев, что абсолютно нормального ребенка нормальные родители обычно не оставляют в лесу. Противопоставлен «Маугли» может быть «Тарзан», благодаря наследственности английского лорда, например, не слыша человеческой речи, научившийся читать и говорить, увидев текст. И «Маугли», и «Тарзан» — сказка. В какой из них намек? Однако, к сожалению, истории жизни реальных детей-маугли указывают на то, что ребенок, до определенного возраста лишенный человеческого окружения, не может в дальнейшем полноценно адаптироваться к жизни в социуме.
Соотношение воспитания и природных задатков вплотную примыкает к теме детской одаренности.
По данным различных исследователей феномена одаренности были выделены черты, характерные для большинства одаренных детей:
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Полученный список черт потенциальных творцов сложно интерпретировать однозначно как вложенных природой либо взращенных воспитанием. Высокий интеллект и хорошая память — качества врожденные, а что касается умения контролировать себя — можно ли здесь сказать однозначно?
Соотношение наследственных и воспитательных факторов
У меня старшему сыну 10 лет, с его папой не живем 8,5 лет. Никогда с тех пор он с папой не общался. НО основные черты человеческой личности все папины (из-за чего с его папой и рассталась), хотя воспитывался на совершенно других моральных устоях. У меня сейчас родился ребенок от второго брака. С мужем живем уже 5 лет. Т.е. он застал ребенка еще в том возрасте, когда на его формирование можно было повлиять. Моя семья (родители, сестра, ее семья, ее дети) тоже постоянно рядом, все мы как-то на одной волне и пытаемся привить сыну иные человеческие ценности. А в сыне все равно четко прослеживаются черты личности его отца.
Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод — интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный. Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.
Автор: Анна Бердникова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20699
Роль окружающей среды в формировании личности
Марк Лири, доктор философии, Университет Дьюка
(Изображение: Studio Romantic/Shutterstock)Определение гения и харизмы
Прежде чем углубляться в роль окружающей среды в человеческой личности, подумайте о ком-то вроде Моцарта. Откуда взялся такой уровень музыкального гения? Да, в его семье были музыканты, но никто из них даже близко не подходил к его уровню. К тому времени, когда ему исполнилось пять лет, Моцарт умело играл на скрипке и клавишных и уже сочинял музыку. Его сестра тоже была опытным музыкантом в юном возрасте, но никогда не проявляла особого мастерства в композиции.
Чтобы стать музыкальным вундеркиндом, нужно, чтобы многие характеристики соответствовали друг другу. У многих людей может быть часть шаблона, но у Моцарта все совпало. Конечно, его гениальность заключалась не только в генетике. Его отец был второстепенным композитором и учителем музыки, и наличие учителя музыки в доме, безусловно, дало начало Моцарту. Если бы его отец был кузнецом, а у Моцарта никогда не было возможности учиться музыке, его гений, вероятно, не развился бы. У Моцарта, должно быть, была какая-то особая комбинация генов, которой не было у его родителей, братьев и сестер, хотя у них было 50 процентов одинаковых генов.
Это стенограмма из серии видео Понимание тайн человеческого поведения . Смотрите прямо сейчас на The Great Courses. Харизму трудно определить, но мы все можем думать о людях, обладающих определенной долей харизмы — той особой магии или обаяния, которая привлекает к ним людей, которую можно увидеть во многих артистах.
Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, это помогает, если вы физически привлекательны; трудно представить многих харизматичных люди, которые действительно непривлекательны. Вы также должны быть хотя бы умеренно экстравертным и общительным, а также обладать определенными навыками межличностного общения и умение общаться с людьми. Добавьте немного уверенности в себе вместе с некоторыми хорошие вербальные способности.
Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, помогает, если вы физически привлекательны, хотя бы в меру экстравертны, общительны, обладаете определенными навыками межличностного общения, умением общаться с людьми, уверенностью в себе, а также хорошими вербальными способностями.
Харизма требует сочетания высокого уровня всех этих вещей, каждая из которых имеет некоторую генетическую основу. Если у вас нет их всех, вы, вероятно, не очень харизматичны. Тогда возможно, что один ребенок в семье имеет правильную комбинацию генов и излучает харизму, в то время как его брат или сестра относительно замкнуты или менее общительны.
Узнайте больше об интеллекте и гениальности на протяжении всей жизни
Роль окружающей среды
Личность часто зависит от определенных комбинаций генов, которые не обязательно являются общими для братьев и сестер, но как насчет влияния окружающей среды на личность? Рассмотрим влияние родителей и семейного окружения на личность. Можно было бы ожидать, что дети, одинаково воспитанные одними и теми же родителями в одном доме, должны стать похожими, но это не обязательно так.
Верно, что влияние окружающей среды, включая воспитание, влияет на личность. Основываясь на генетических данных, исследователи пришли к выводу, что среда определяет примерно от 50 до 70 процентов личности. Но исследователи также обнаружили, что среда, которую дети из одной семьи разделяют друг с другом, оказывает гораздо более слабое влияние на их личность, чем среда, которую каждый ребенок испытывает индивидуально.
Есть определенные занятия, которыми занимаются дети в семье: в прошлом году они все вместе отправились на семейный отдых, а прошлым вечером все вместе поужинали. Но многие события случаются только с одним ребенком — с двумя разными учителями второго класса или один брат играет в группе, а другой нет.
Общий опыт, общий для всех детей в семье, не делает их личностями похожими друг на друга (Изображение: Павел Винник/Shutterstock)Исследования показывают, что общий опыт, общий для всех детей в семье, сильно влияет на их личность. меньше, чем неразделенное влияние окружающей среды, которое каждый ребенок испытывает отдельно. Общая среда и опыт, которые разделяют дети в семье, не делают их настолько похожими друг на друга, как можно было бы ожидать.
Узнайте больше об интеграции психологического опыта
Усыновленные дети: неразделенные влияния
Одно из самых убедительных доказательств того, что общее семейное окружение не делает детей похожими, проистекает из исследований с усыновленными детьми. Если общее семейное окружение сделало детей похожими друг на друга, то дети от разных биологических родителей, усыновленные в одну семью, должны иметь более схожие личности, чем два неродственных человека, выросших в разных домах. Согласно последним исследованиям, это не так.
Однояйцевые близнецы имеют схожую психологию из-за генетики, а не из-за семейного окружения. (Изображение: JGA/Shutterstock) вырос в одной среде. Тот факт, что совместное проживание в определенной среде во время взросления не делает братьев и сестер похожими, удивляет большинство людей.Общие влияния — это переменные, общие для всех детей в семье: дом и город, в котором они живут, количество телевизоров и книг в доме, отношение и ценности их родителей, посещение семьей церкви, финансовое положение, приезжающие родственники, домашний питомец, семейный отдых и так далее.
Узнайте больше о развитии человеческого мозга
Неразделенное влияние — это то, чего не разделяют дети в одной семье. Например, у детей, вероятно, разные группы друзей и разные учителя в школе. Их родители, вероятно, тоже относятся к ним немного по-разному, потому что каждый ребенок индивидуален, а также потому, что сами родители меняются по мере того, как у них рождается больше детей. Финансовое положение семьи может измениться, когда разные дети разного возраста, а в браке родителей могут быть разные взлеты и падения, так что некоторые дети могут увидеть больше конфликтов между родителями. Братья и сестры в одной семье также имеют разный личный опыт, разные болезни и разные травмы.
Даже дети, растущие в одной семье, имеют много разных, неразделенных переживаний, и эти различия помогают объяснить некоторые различия в характере. Исследования показали, что неразделенные части детского окружения оказывают более сильное влияние на развитие личности, чем общие части. В некоторых исследованиях общая среда практически не оказывает заметного влияния на личность. Например, если мы контролируем генетическое сходство между братьями и сестрами, они едва ли больше похожи друг на друга, чем случайно выбранные люди, даже если они выросли в одной семье.
Общие вопросы об окружающей среде и личности человека
В: Влияет ли окружающая среда человека на его личность?
Окружение действительно влияет на личность , но биология и генетика также играют роль в определении черт личности.
В: Является ли личность генетической или окружающей средой?
Генетика и окружающая среда влияют на личность. Исследования близнецов показали, что генетика играет большую роль, чем влияние родителей, когда дело доходит до поведенческих результатов, но неразделенные факторы окружающей среды играют еще большую роль. Например, если один из близнецов попадет в плохую компанию в школе, это окажет огромное влияние на его или ее поведение.
В: Какие факторы влияют на поведение человека?
Многие факторы влияют на поведение человека , в том числе среда, в которой человек вырос, генетика, культура и сообщество, в которое входят учителя и одноклассники.
В: Каковы два влияния окружающей среды на личность?
Одним из факторов влияния окружающей среды на личность является культура. Например, некоторые культуры диктуют, что дети должны быть сдержанными и говорить только тогда, когда к ним обращаются. Еще одно влияние окружающей среды — школа. Поскольку дети проводят большую часть своего времени в школе, это может иметь огромное влияние на их личность. Если они ходят в школу, где процветает насилие и злоупотребление наркотиками, они, скорее всего, сами будут вести себя подобным образом, поскольку давление сверстников может быть очень сильным.
Эта статья была обновлена 19 декабря 2019 г.
Продолжайте читать
Эволюция и поведение: страх, агрессия и переедание
Как эволюционная психология влияет на поведение
Распаковка поведения человека: взаимосвязь между генами и окружающей средой ? Как экологические и наследственные факторы влияют на личностьЛюди — сложные существа, и их личность и поведенческие модели, возможно, являются их наиболее сложными аспектами. Увлечение этим аспектом человеческого поведения можно увидеть в популярных дебатах, таких как «Природа против природы». Воспитание или в социальных теориях, таких как исследование близнецов Бушара. Ученые-социологи давно изучают человеческое поведение и то, являемся ли мы результатом нашей биологии или нашей среды, стремясь ответить на вопрос «Является ли личность генетической?».
Если наши личности являются результатом генетики, то мы формируем их рано и остаемся неизменными на протяжении всей жизни. Однако если они являются результатом нашего окружения, то наши личности могут развиваться на протяжении всей жизни, и наш опыт будет оказывать на них более существенное влияние. Исследования пришли к выводу, что человеческие личности и темпераменты формируются как генетикой, так и окружающей средой; хотя мы можем родиться с определенными личностными чертами, все же есть возможность развить другие по мере того, как мы получаем жизненный опыт.
Является ли личность генетической?
Часто кажется, что человек наследует вспыльчивость или склонность к перфекционизму своих родителей. Тот же самый ребенок может унаследовать большие голубые глаза и густые вьющиеся волосы своего родителя. Хотя может быть ясно, что физические характеристики являются генетическими корреляциями, трудно понять, являются ли поведенческие черты результатом генетики или они приобретаются благодаря годам воздействия в детстве.
Черты личности, такие как открытость опыту или близость, похоже, формируются воспитанием ребенка. Напротив, более стабильные характеристики, такие как отвлекаемость или покладистость, по-видимому, укоренены в ДНК ребенка. Вы можете пройти тест на личностные качества , чтобы определить свой тип личности и поведенческие характеристики. Специфические характеристики связаны с разными геномами, что делает их зависимыми от генетики, а другие признаки могут развиться позже из-за внешних факторов. Хотя понятно предположить, что личность является результатом генетики, важно учитывать, что личности являются наследственными и являются результатом окружающей среды или других факторов.
Что определяет личность: 2 фактора, основанные на исследованиях
Генетика
Множество переменных формируют наши черты, и генетика является одной из них. Фактически, исследование показало, что от 20% до 60% нашего темперамента определяется генетикой. Они также обнаружили, что специфические первичные гены участвуют в обмене данными между клетками мозга, что напрямую влияет на чью-то личность и поведение. Обладание определенными генами может значительно повлиять на общительность, предрасположенность к тревоге или депрессии, самоконтроль и многое другое.
То же исследование показало, что хотя наши личностные черты могут развиваться по мере взросления благодаря жизненному опыту и событиям, наш основной темперамент в целом остается прежним. Это говорит о том, что в основе нашего темперамента лежат определенные черты, имеющие генетические компоненты.
Темперамент обычно связан с наследственностью и включает в себя общие поведенческие черты, влияющие на то, как мы поступаем, например, настойчивость или застенчивость. Следовательно, личность, как правило, связана с тем, почему мы что-то делаем — например, с открытостью опыту или приятностью — и формируется нашей генетикой и воспитанием.
Окружающая среда
Если генетические варианты составляют только 20-60% нашей личности, откуда берется другая часть? Факторы окружающей среды, такие как воспитание, культура, географическое положение и жизненный опыт, сильно влияют на нашу личность. Например, ребенок, выросший в гармоничной среде, может иметь более позитивный или спокойный взгляд и характер. Напротив, ребенок, выросший в беспокойной семье, может быть более склонен к развитию агрессии или других неблагоприятных черт.
Дальнейшим подтверждением этой теории является знаменитое Миннесотское исследование близнецов. С 1979 по 1999 год исследователи изучали как однояйцевых, так и разнояйцевых близнецов, разлученных при рождении, чтобы определить влияние генов и окружающей среды на их личность по мере их старения. Это исследование показало, что однояйцевые близнецы имеют около 50% одинаковых черт, тогда как разнояйцевые близнецы имеют около 20%. Исследование также показало, что 70 % различий в IQ были связаны с генетическими вариациями, а остальные 30 % были связаны с воздействием окружающей среды.
Изучая разные пары близнецов, их генетические различия и аспекты личности, ученые также обнаружили, что, хотя эти генетические эффекты сильно влияют на личность, другие факторы, такие как ведение здорового образа жизни и участие в интеллектуальной деятельности, сыграли большую роль в их общем благополучии. -Бытие и развитие.
Факторы окружающей среды, влияющие на поведение человека
Вот некоторые из влияний окружающей среды, которые могут повлиять на личностные характеристики и развитие:
Культура
Культура определяется как общие ценности, обычные верования, традиции и социальные нормы группы. Возможно, это один из самых мощных факторов, определяющих индивидуальные различия и личностные характеристики. Например, человек, воспитанный в индивидуалистической культуре, может ценить независимость или личный успех. Напротив, человек, выросший в более коллективистской культуре, может ценить социальную гармонию и потребности группы выше своих собственных.
Географическое положение
Подобно культуре, географическое положение напрямую влияет на поведение человека. В зависимости от вашего местоположения вы сталкиваетесь с разным опытом, трудностями, культурами и многим другим. Например, в увлекательном исследовании 1,5 миллиона человек в Соединенных Штатах оценивались на основе личностных характеристик. Исследование выявило три различных региональных различия личности по всей стране:
Группа 1: Верхний Средний Запад и Глубокий Юг в основном состоят из людей с «дружелюбным и традиционным характером».
Кластер 2: Запад в основном состоит из людей расслабленных, творческих, спокойных и эмоционально устойчивых
Кластер 3: Северо-Восток в основном состоит из людей, которые подвержены большему стрессу и поэтому более вероятно возникновение раздражительности или депрессии
Сообщество
В пределах географического положения и культуры формируются более мелкие группы, называемые сообществами. Эти сообщества, как правило, состоят из людей, живущих в одном месте и имеющих общие черты, цели или интересы. Влияние сообщества может включать образцы для подражания, религию и контекст соседства. Например, теория Р. Дж. Сэмпсона под названием «Теория социальной дезорганизации» предполагает, что, когда люди живут вместе в сообществе, развиваются эмерджентные свойства: характеристики, которые нельзя предсказать на основе индивидуальных характеристик жителей. Это означает, что на развитие личности сообщества в целом фактически влияют его жители. Поэтому связь между сообществом и личностью достаточно сильна.
Образование
Другим фактором окружающей среды, влияющим на характеристики личности, являются школы, в которые ходили люди, и их образование. Исследования показали, что различные школьные переживания связаны с изменениями личности. Например, у ученика, который уделяет первостепенное внимание учебе и выполнению домашних заданий, может повыситься добросовестность. Напротив, учащийся, находящийся в стрессовой или нестабильной школьной среде, может усилить невротизм.
Генетические черты личности (унаследованные от родителей)
Хотя существует бесконечное множество вариантов того, как человек ведет себя и воспринимает мир, часто измеряются пять основных характеристик. Модели личности, такие как «Большая пятерка», измеряют приятность, открытость, экстраверсию, невротизм и добросовестность. По этим основным характеристикам можно определить тип личности. В то время как окружающая среда, безусловно, играет роль в развитии личности, генетическое влияние, как правило, оказывает еще более значительное влияние. Благодаря семейным и генетическим исследованиям было обнаружено, что многие гены и возникающие в результате поведенческие черты напрямую связаны с наследственностью. Вот некоторые другие унаследованные черты личности:
Отвлекаемость
Обнаружено, что определенные трудности в обучении, возникающие из-за высокого уровня отвлекаемости, такие как СДВГ, связаны с многочисленными унаследованными генами. К сожалению, нет генетических тестов, чтобы определить, есть ли у кого-то СДВГ; однако после почти 2000 исследований было обнаружено, что гены, обычно связанные с СДВГ, часто передаются в семьях. Обычно, если человек легко отвлекается и у него диагностировано такое состояние, как СДВГ, очень вероятно, что у другого кровного родственника или родителя также есть это.
Лидерство
В новом исследовании было обнаружено, что определенные унаследованные последовательности ДНК коррелируют со способностями к лидерству. В этом исследовании был обнаружен определенный генотип, связанный с передачей лидерских качеств из поколения в поколение. Хотя лидерство все еще можно рассматривать как навык, который нужно иметь или развивать, важно отметить роль, которую играет поведенческая генетика.
Невротизм
Во время исследований близнецов в Миннесоте ученые обнаружили, что некоторые черты, включая невротизм, передаются по наследству. Люди с этой чертой более уязвимы к стрессу и часто считаются более нервными и чувствительными к раздражителям, в то время как люди без этой черты могут иметь более позитивное и спокойное поведение. Врачи предположили, что людям с более высоким уровнем этой черты потенциально может быть полезна терапия, хотя жизнь с низким уровнем стресса была бы наиболее полезной.
Влияние окружающей среды на черты личности
Терпение
Окружающая среда, в которой растет ребенок, может влиять на уровень его терпения и реакцию на стрессоры. Исследование, измеряющее терпение детей за границей, показало, что те, кто проживает в более отдаленных и сельских районах, как правило, более терпеливы, чем те, кто живет в более промышленно развитых городских районах. Способность быть терпеливым и терпимым к неопределенности значительно различалась в зависимости от местоположения, что позволяет предположить, что окружающая среда сильно повлияла на эту черту.
Близость
Еще одна черта, измеренная в ходе исследований близнецов в Миннесоте, — это потребность в близости, которая, по-видимому, больше основана на окружающей среде, чем на генетике. Исследователи обнаружили, что две трети этой черты личности зависят от прошлого опыта. Кто-то, выросший в нелюбящей или индивидуалистической среде, может иметь небольшое количество этой черты, что означает, что они склонны держаться особняком и не имеют сильного желания быть в эмоционально напряженных отношениях или ситуациях. Врачи также заявили, что этот ген, в частности, можно значительно усилить за счет качественного взаимодействия с семьей; эта черта будет больше развиваться у детей, подвергшихся эмоциональной и физической близости в подростковом возрасте.
Этикет
У людей из разных сообществ или культур могут быть разные обычаи, когда речь идет о манерах и этикете. Вежливый человек, который придерживается хороших манер, обычно имеет другое воспитание, чем человек, который ведет себя противоположным образом. Определенные стандарты приличия, приемлемого поведения и морали приводят к усвоенному выражению того, как человек ведет себя в различных условиях. Например, в американской культуре вежливо говорить «пожалуйста» и «спасибо» и отправлять письма с благодарностью после получения подарка. В Испании вежливо приветствовать других поцелуем. Этикет варьируется в зависимости от культуры и, следовательно, по-разному влияет на развитие личности.
Генетика и личность: основные выводы
Распространенный спор о природе и воспитании ставит вопрос о том, являются ли люди результатом своей генетики или окружающей среды.