Стадии когнитивного развития по пиаже: Как развивается интеллект ребёнка, теория Пиаже

Содержание

Как развивается интеллект ребёнка, теория Пиаже

Теорию когнитивного развития человека разработал швейцарский учёный, философ и психолог Жан Пиаже. Согласно этой теории, дети проходят четыре разные стадии умственного развития. Давайте познакомимся поближе с теорией Пиаже, чтобы понимать, как дети приобретают знания и природу интеллекта.

Наталья Ожогина

https://unsplash.com/photos/6cQHvjzmZOU

Для начала определимся с самим термином. Когнитивное развитие — это развитие всех мыслительных процессов человека. Сюда входят восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Как формируется интеллект ребёнка?

Содержание статьи

Дети — маленькие учёные

Жан Пиаже называл детей маленькими учёными. Он обращал внимание на то, как дети активно осваивают окружающий мир, наблюдая за ним, изучая, устраивая эксперименты. Дети, как губки, моментально впитывают новые знания, действуют, опираясь на существующие знания, и адаптируют идеи к новой информации.

Стадии развития согласно теории Пиаже

Всё развитие интеллекта человека, согласно теории Жана Пиаже, делится на четыре стадии. От рождения до 2 лет идёт этап сенсомоторного интеллекта. С 2 до 7 лет — предоперационная стадия. От 7 до 12 лет — этап организации конкретных операций и с 12 лет — период формальных операций.

Почему Пиаже разработал свою теорию

Жан Пиаже родился в Швейцарии в 1896 году в городе Невшатель, в семье профессора средневековой литературы. Свою первую научную статью Жан опубликовал, когда ему было всего 11 лет. За свою жизнь учёный написал 60 книг и несколько сотен статей.

Интерес к интеллектуальному развитию детей у Жана появился, когда он получил учёную степень и переехал в Париж, чтобы преподавать в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бин, создатель знаменитого теста IQ. Там Пиаже обратил внимание, что мыслительные процессы у детей разного возраста значительно отличаются.

Детский разум — не уменьшенная копия взрослого

Наблюдая за детьми (за собственными племянником и дочерью), учёный обнаружил, что детский разум — это не просто уменьшенная копия взрослого. Хотя до этого с детьми именно так и обращались — как с маленькими версиями взрослых. Учёный стал одним из первых, кто пришёл к выводу, что способ мышления детей существенно отличается от интеллекта взрослых.

Дети мыслят иначе

Пиаже предположил, что способ мышления детей также имеет отличия в зависимости от их возраста. Дети старшего возраста не просто думают быстрее, чем младшие. Они думают по-другому.

Тогда же он сделал вывод, что дети не менее умны, чем взрослые, всё дело лишь в том, что они мыслят иначе. Альберт Эйнштейн прокомментировал открытие Пиаже как «настолько простое, что до него мог додуматься только гений».

Этапы развития ребёнка

Сенсомоторная стадия: от 0 до 2 лет

Младенцы познают мир с помощью движений и ощущений: они хватаются за родителей, предметы, игрушки, сосут грудь, смотрят и слушают. Постепенно они начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже когда на них не смотришь. Затем малыши осознают, что их действия могут что-то изменить в этом мире.

Весь детский опыт в этот период «нарабатывается» через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции. Дети учатся не только делать много новых вещей (например, ползать или ходить), но и начинают «учить» язык, от людей, с которыми они общаются.

Сенсомоторная стадия развития ребёнка характеризуется, буквально взрывным ростом и обучением. Дети каждый день делают открытия, взаимодействуя с окружающим миром, постигая его и понимая, как он устроен.

Жан Пиаже разбил эту стадию на несколько подстадий, потому что в заключительной части сенсомоторной стадии у детей появляется раннее репрезентативное мышление.

По мнению учёного, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть — важнейшее открытие, которое делает ребёнок на этом этапе развития. Именно понимание того, что объекты — это отдельные и отличные друг от друга сущности, помогает детям начинать связывать имена и слова с объектами.

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

У малышей улучшается речь и мышление, но они по-прежнему думают в очень конкретных терминах. Проходя эту стадию развития, дети начинают учиться мыслить символически, использовать слова и изображения для обозначения предметов.

И хотя основы языкового развития закладываются, в основном, на предыдущей стадии, предоперационная стадия по определению считается «языковой». Это одна из главных отличительных черт этого этапа развития интеллекта.

Малыши на этой стадии развития приобретают большой опыт в ролевой игре. Они учатся играя. Самое интересное, что дети в этом возрасте пока ещё очень эгоцентричны, однако они стараются смотреть на мир, на людей и на вещи с точки зрения других. Им приходится буквально бороться с логикой и принятием чужих точек зрения. Также некоторые дети могут ещё бороться с пониманием идеи постоянства.

О сложностях восприятия говорит такой эксперимент. Берём глину, делим её на два абсолютно равных куска. При этом, один из них нужно скатать в компактный шар, а другой — превратить по форме в большой плоский блин.

Когда ребёнку, находящемуся в предоперационном периоде, предлагают выбрать для игры один из этих кусков глины, он, как правило, выбирает плоский. Потому что плоская фигура выглядит больше.

Стадия организации конкретных операций: от 7 до 12 лет

На этой стадии у детей появляется логическое мышление, поэтому они и учатся в школе с этого возраста. Они начинают использовать индуктивную логику, могут рассуждать, начиная от конкретной информации и переходя к общим принципам.

Дети начинают осмыслять конкретные события, а также понимать концепцию сохранения. Например, им уже понятно, что в короткой широкой чашке может находиться такое же количество сока, как и в высоком узком стакане.

Детское мышление становится более структурированным. На этой стадии развития ребёнок становится гораздо более искусными в использовании логики. Но его мышление пока ещё сохраняет конкретность и буквальность. Оно также может быть ригидным (негибким). Дети на этой стадии развития склонны бороться с абстрактными понятиями.

Зато уже можно говорить о меньшей эгоцентричности. Дети начинают задумываться о том, что чувствуют и как мыслят другие люди. А также —начинают понимать, что их мысли уникальны. И что далеко не все другие люди обязательно должны разделять их точку зрения и чувства.

Стадия формальных операций: 12 лет и старше

На этой стадии развития подросток начинает мыслить абстрактно, а также рассуждать о гипотетических проблемах. Детей начинают интересовать вопросы морали, философии, этики, социальные и политические проблемы. Они берутся обсуждать эти темы, используя абстрактное мышление и идеи.

Используют дедукцию и рассуждают, следуя от общих принципов к конкретной информации, мыслят об окружающем мире научно.

Вот эта способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях — самый главный признак интеллекта в формально-операционной стадии когнитивного развития. Дети уже берутся планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях — это тоже важнейшие особенности интеллекта, которые появляются на этом этапе.

Это не количественный, а качественный процесс

Один из важных постулатов теории Пиаже: интеллектуальное развитие детей — это не количественный процесс. То есть интеллект ребёнка формируется не просто как добавление новой информации и знаний к уже имеющимся.

Нет, у детей происходит именно качественное изменение мышления по мере их развития и по мере того, как они проходят через четыре стадии. Так, семилетний ребёнок не просто знает о мире больше, чем двухлетний. В его мозгу к этому возрасту происходят фундаментальные изменения.

Важные понятия теории Пиаже

Каким образом происходит когнитивное развитие ребёнка, как его интеллект преодолевает каждую из вышеперечисленных стадий? Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на то, как дети учатся и растут.

Схемы

Схемы в сознании детей — это категории знаний, которые помогают им осознавать и понимать этот мир. Они напрямую связаны с пониманием и знанием.

Согласно теории Жана Пиаже, схемы включают в себя, как категории знаний, так и процесс их получения. По мере накопления жизненного опыта, новая информация встраивается в уже существующие схемы. Как это происходит?

Ассимиляция

Возьмём простой пример. Допустим, у ребёнка существует схематическое знание о каком-либо животном. О собаке, к примеру. Если единственный опыт общения ребёнка связан с только с маленькими собаками, то малыш может считать, что они все такие. Маленькие, звонкие и пушистые. Что будет, когда ребёнок впервые повстречает огромную собаку? Конечно, удивится. Но воспримет эту новую информацию, модифицируя ранее существовавшую схему, чтобы включить в неё свои новые наблюдения.

Итак, процесс включения новой информации в уже существующие когнитивные схемы известен, как ассимиляция. Это субъективный процесс. Потому что каждый из нас склонен модифицировать новый опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведённом нами примере с собакой как раз и описывается случай ассимиляции животного в схему собаки в представлении, существующем у ребёнка.

Аккомодация

Аккомодация (происходит от латинского слова «accomodatio» — приспособление к чему либо), в концепции Пиаже, является свойством процесса адаптации. Аккомодация применяется нами в процессе адаптации, когда требуются изменения наших существующих схем в результате получения новой информации или нового опыта. Также, в ходе этого процесса, могут быть разработаны новые схемы.

Уравновешивание

Согласно теории Пиаже, все дети стараются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией. И этот баланс достигается с помощью механизма, названного Пиаже уравновешиванием.

По мере прохождения ребёнком стадий когнитивного развития, уравновешивание и удерживает баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляцией) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодацией). Благодаря уравновешиванию дети и переходят от одной стадии интеллектуального развития к другой.

Создание интеллекта — активный процесс

Один из важнейших постулатов теории Пиаже заключается в том, что создание знаний и интеллекта является, по сути своей, активным процессом. Вот что говорил о этом сам создатель теории: «Я считаю себя противником взгляда на знание как на пассивную копию реальности. Я считаю, что знать объект — значит воздействовать на него, конструировать системы преобразований, которые можно осуществить над этим объектом или с ним. Знать реальность — значит строить системы преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».

Благодаря теории когнитивного развития Пиаже мир гораздо лучше узнал, как развивается интеллект человека. Теперь мы понимаем, что дети не только впитывают знания и являются их пассивными получателями. Они постоянно исследуют этот мир и ставят эксперименты.

Вы узнали что-то новое для себя из этой статьи?

Особенности и этапы когнитивного развития по теории Жана Пиаже

Когнитивным развитием личности называют процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. По мере взросления человек приобретает знания и навыки, развивает память, восприятие, воображение, логическое мышление. Он учится ставить цели и достигать их. То, как происходит развитие когнитивных способностей, изучают до сих пор. А за основу для изучения в большинстве случаев берут теорию Жана Пиаже. Давайте посмотрим, как рассуждал этот знаменитый швейцарский психолог и философ.

Основы когнитивной психологии

Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше. Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы  увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни.

Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов. Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их. Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:

  • дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
  • дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
  • у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).

Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.

Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

  • сенсомоторная;
  • предоперационная;
  • операционная;
  • стадия конкретных операций.

Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.

Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.

Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.

Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.

Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:

  • игры, развивающие мелкую моторику;
  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • рисование, аппликации и другие виды творчества;
  • речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.

Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:

  • произношение услышанных слов наоборот;
  • устный счет;
  • воспроизведение событий, например, произошедших за день;
  • поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
  • визуализация информации, которую нужно запомнить;
  • выполнение действий двумя руками одновременно.

Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.

Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.

стадий когнитивного развития по Пиаже

стадий когнитивного развития по Пиаже

Фото: Shutterstock.

К Чарли Льюис и , Джереми И. М. Карпендейл и , | Октябрь 2018

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:

Этапы когнитивного развития Пиаже как часть его теории оказали огромное влияние на современную психологию развития ребенка.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала огромное влияние на современную психологию развития. Несмотря на вызовы его теории, его работа остается основой для современного понимания развития ребенка.

Однако теория Пиаже и его этапы когнитивного развития часто понимаются неправильно. Лучше не думать о том, что ребенок находится «на» стадии в определенный момент времени, когда родители с тревогой проверяют своих детей, чтобы увидеть, опережают они или отстают от «правильной» стадии. Дело в том, что существует непрерывный процесс формирования когнитивных способностей, при котором более поздние навыки строятся на более ранних навыках. Пиаже впервые описал различные формы мышления, используемые детьми в детстве, но еще больше его интересовал процесс развития через эту последовательность стадий или форм мышления. В качестве руководства к тому, что и как развивается, его четыре стадии когнитивного развития описывают одну часть его великого наследия.

Часть восхищения от творчества Пиаже заключается в его чрезвычайно проницательных наблюдениях за детьми и его бесконечных игривых экспериментах с ними, включая наблюдение за его собственными тремя детьми, о которых он написал три новаторские книги.

Процесс, лежащий в основе стадий когнитивного развития Пиаже

Пиаже поддерживал точку зрения на развитие знания, известную как «конструктивизм», согласно которой дети приходят к пониманию мира, узнавая, что они могут с ним делать. Он писал, что для того, чтобы дети узнали об объектах, они «должны воздействовать на них и, следовательно, преобразовывать их». Они познают мир, учась предвидеть возможность взаимодействия с объектами и другими людьми. Таким образом, восприятие, по Пиаже, представляет собой не просто пассивный процесс. Увидеть дом — значит не просто представить себе образ, но скорее понять его с точки зрения возможности взаимодействия с ним, то есть этот объект — убежище, в которое можно войти.

Прохождение четырех стадий когнитивного развития, описанных Пиаже, стало возможным благодаря постоянному повторяющемуся процессу, который приводит к движению к более полному познанию мира.

По мере того, как дети приобретают знания, они усваивают модели деятельности, состоящие из эмоций, ощущений, двигательных движений и восприятия, усвоенные в ответ на определенное взаимодействие с миром (т. е. схемы). Разработав схему в определенных формах взаимодействия, дети распространяют ее на несколько иные ситуации: «Они забрасывают сеть своих схем в мир, и то, что они ловят, зависит от структуры сети». То есть то, что они воспринимают и понимают о мире, зависит от их ранее усвоенных моделей взаимодействия, то есть с точки зрения потенциала взаимодействия.

Пиаже описывает два взаимосвязанных процесса, посредством которых развивается знание:

Ассимиляция: Ребенок понимает новый опыт с точки зрения прошлого опыта (т. е. схем). Например, когда ребенок видит погремушку, он может уподобить ее своей схеме хватания, основываясь на своем прошлом опыте обращения с объектами, имеющими сходный вид, такими как палки. То есть он будет понимать этот объект с точки зрения своего прошлого опыта, и поэтому у него будут ожидания, основанные на таких предыдущих встречах с палками.

Приспособление: Но поскольку каждый новый опыт несколько отличается, ребенок приспособится к этим различиям и таким образом расширит свои знания новыми способами. В этом примере, если ребенок возьмет погремушку, она может издать звук, в отличие от палочек, которыми он раньше играл. Таким образом, новый опыт коренным образом меняет мышление ребенка. Она начинает мыслить по-новому – что схватывание этого предмета может совпадать с дребезжащим звуком.

Четыре стадии когнитивного развития по Пиаже

1. Сенсомоторная (в течение первых двух лет)

Эта стадия основывается на действиях в развитии мышления в течение первых 18 месяцев. Младенцы используют схемы действий, такие как сосание, толкание, удары и хватание, чтобы исследовать мир и манипулировать им. Вначале у новорожденного нет самосознания и нет четкого осознания того, какие эффекты он производит. Координируя свои действия с объектами в контексте других людей, она развивает ощущение себя и своего отношения к людям и вещам. Пиаже описал серию из 6 подстадий внутри сенсомоторной стадии.

Подстадия 1: Рефлекторная деятельность
В течение первого месяца ребенок сосет, роется, хватает, трогает, плачет, двигает ручками и ножками и совершенствуется во всех этих действиях. Пиаже описал эти действия как рефлексы, но не в смысле непроизвольных телесных движений. Это действия, которыми занимаются новорожденные, и они также улучшают эти навыки, например, сосание.

Подстадия 2: первичные круговые реакции
На этой стадии активность ребенка сосредоточена на его или ее теле (отсюда «первичная») и повторяется (отсюда «круговая»), поскольку ребенок пытается воссоздать переживания например, сосать палец. Малыш активно исследует.

Фото: Shutterstock.

Подстадия 3: Вторичные циркулярные реакции
Ребенок начинает взаимодействовать с объектами и событиями (отсюда «вторичные»). В случае с собственной дочерью Пиаже постоянные удары ногами по кроватке приводили к тому, что куклы, которые висели на кроватке, раскачивались. Ребенок не собирался раскачивать куклу, он просто наслаждался этим и узнавал о связи между ее пинками и движением куклы. На этой стадии развития дети учатся путем случайного открытия. Но он сосредоточен на событиях в мире, таких как движение кукол, а не на ее опыте, основанном на ее собственном теле, таком как сосание.

Подстадия 4: Координация вторичных схем
На этом этапе ребенок начинает комбинировать схемы для достижения желаемого результата – в случае с собственным ребенком Пиаже, например, он дергал за веревочку, чтобы схватить прикрепленный к нему лист бумаги. Это свидетельствует о появлении преднамеренной активности, потому что ребенок совершает одно действие, чтобы добиться чего-то другого.

Подэтап 5: Третичные круговые реакции
На этом этапе ребенок приступает к активному экспериментированию. Он или она может применить схему для достижения результата; если это не сработает, ребенок попробует другую схему из своего репертуара моделей действий.

Подэтап 6: Изобретение новых средств
Малыши начинают находить новые способы выполнения действий по собственной инициативе. В случае с собственной дочерью Пиаже, вместо того, чтобы неловко попятиться после того, как врезалась игрушечной коляской в ​​стену, она остановилась на мгновение, а затем обошла коляску, чтобы толкнуть ее с другой стороны. Оказалось, что она смогла решить эту проблему, координируя свои действия неявно или мысленно, не выполняя их на самом деле.

Этот первый этап подходит к концу, когда ребенок развивает способность обдумывать проблемы, фактически не проверяя решение физически.

2. Предоперационный (от 2 до 7 лет)

Этот этап начинается с «предконцептуального мышления», которое включает воображаемую игру, рисование, использование простого языка и имитацию действий, даже если они не присутствуют и не видны. Ребенок на этом этапе не различает отдельные предметы и категорию, к которой они принадлежат. В случае с собственной дочерью Пиаже она называла каждого слизняка «слизняком», то есть тем самым, которого они видели дальше по дорожке.

Фото: Shutterstock.

Затем наступает подстадия «интуиция». Ребенок начинает комбинировать схемы, чтобы делать выводы. Классический эксперимент состоит в том, чтобы иметь два одинаковых стакана воды с одинаковым количеством воды в каждом, а затем наливать один стакан в более узкий стакан, чтобы вода была выше. Ребенок, фокусируясь только на одном измерении, делает вывод на основе существующих схем, что чем выше уровень воды, тем больше воды в высоком тонком стакане, или что в низком стакане воды больше, потому что он шире.

3. Конкретно-эксплуатационный (7-11 лет)

На этом этапе ребенок понимает принцип сохранения, то есть, даже если внешний вид может измениться, некоторые основные свойства могут остаться прежними. Например, в описанном выше эксперименте в каждом стакане должно быть одинаковое количество воды, потому что ее никто не добавлял и не убавлял, или потому что, хотя стакан был выше, он был уже, и, таким образом, изменения в двух измерениях компенсировались. друг для друга. На этом этапе ребенок будет группировать, считать и измерять предметы.

4. Формальный рабочий (12-15 лет)

На этом этапе дети и подростки теперь могут экспериментировать, формируя гипотезы и систематически проверяя их, опробовав ряд альтернатив, как ученые. Пиаже признал, что не все на этом этапе проявляют навыки, как если бы они были учеными в лаборатории. Однако он считал, что каждый взрослый может достичь этой стадии в своей области знаний, в которой он может систематически решать проблему с точки зрения возможных задействованных переменных — фермеров, пекарей, механиков и так далее.

Критика стадий когнитивного развития Пиаже

Критика четырех стадий когнитивного развития Пиаже, как правило, сосредоточена на недоразумениях или несущественных особенностях, которые не подрывают центральные принципы его теории. Некоторые утверждали, что его эксперименты были слишком сложными для детей. Но изменение процедуры, чтобы младшие дети могли выполнять задания, может привести к проверке разных способностей. Другие критиковали возраст, связанный со стадиями, и указывали на разнообразие детей. Опять же, для Пиаже важна была последовательность, а не точный возраст, в котором ребенок достигает определенной точки.

Другая критика заключается в том, что дети непоследовательны на каждом этапе и используют определенные формы мышления при работе над конкретными задачами. То есть ребенок не всегда может использовать конкретно-оперативное мышление на всех таких задачах (так называемая «горизонтальная декаляжность»). Считалось, что это противоречит теории Пиаже, но это происходит только в том случае, если предполагается, что дети находятся на стадии. Фактически, Пиаже наблюдал и предсказал этот результат. Ожидается на основе полного понимания его теории, согласно которой у детей формируются формы мышления на основе их опыта. Следовательно, будет ли ребенок использовать конкретное операциональное мышление, будет зависеть от того, имеет ли он достаточный опыт работы с конкретными материалами в конкретной задаче.

Теория когнитивного развития Пиаже также подвергалась критике за недооценку важности социальных факторов в развитии. Его иногда противопоставляют Выготскому, который так сильно подчеркивал роль социального взаимодействия в развитии. Но по иронии судьбы Выготский фактически критиковал ранние работы Пиаже за то, что они слишком фокусировались на социальных факторах! Пиаже признавал, что социальные факторы явно важны и необходимы для развития, но они сами по себе не могут полностью объяснить развитие. Он утверждал, что также необходим постепенный процесс взад и вперед, который он назвал уравновешиванием.

Суть в том, что теория когнитивного развития Пиаже остается важной основой современной психологии развития. Дальнейшие открытия служат скорее для подтверждения основной направленности его аргументов, чем для оспаривания их.

Ссылки
  • стр. 704, Piaget J (1970), теория Пиаже. В PH Mussen (редактор), Руководство Кармайкла по детской психологии (3-е изд., том 1), Wiley
  • стр. 40, Карпендейл Дж., Льюис С. и Мюллер У. (2018), см. ниже
  • Карпендейл Дж., Льюис С. и Мюллер У. (2018), Развитие детского мышления: его социальные и коммуникативные основы, Sage

Авторы статей

Чарли Льюис

Джереми И. М. Карпендейл

Подробнее

Рекомендуется для вас

Четыре стадии когнитивного развития Жана Пиаже простыми словами

Обзор четырех стадий когнитивного развития Жана Пиаже

Жан Пиаже был швейцарским психологом, который специализировался на изучении когнитивного развития у детей. За время своей карьеры он разработал теорию, которая помогает объяснить, как дети развиваются и познают окружающий мир на разных этапах. Пиаже считал, что дети усваивают уроки, повторяя опыт, опираясь на имеющиеся у них знания.

Одним из ключевых элементов его теории является то, что дети имеют доступ к одному и тому же объему информации на протяжении всей своей жизни. Единственное, что меняется, — это их способность обрабатывать, понимать и взаимодействовать с этой информацией.

 

Каковы основные теории четырех стадий когнитивного развития Пиаже?

Пиаже предположил, что существует четыре стадии когнитивного развития у детей:

 

От рождения до 2 лет – Сенсомоторная стадия

Возраст от 2 до 7 лет — предоперационная стадия

Возраст от 7 до 11 лет — конкретная стадия эксплуатации

Возраст от 12 лет и старше — формальная стадия эксплуатации развивается с разной скоростью.

 

 

От рождения до 2 лет – сенсомоторная стадия

Когда дети рождаются, большинство их действий управляется инстинктами. Эти инстинкты ограничены всего несколькими действиями, включая плач при чувстве дискомфорта или боли, сосание предметов ртом и слежение глазами за движущимися объектами.

 

На этом первом этапе ребенок проходит огромный путь роста и развития. Они осознают свои чувства и начинают экспериментировать. Благодаря взаимодействию со своим окружением они начинают формировать свое видение окружающего мира и то, как некоторые действия создают реакции. Это время, когда они начинают осознавать, что являются существом, отдельным от других людей и объектов вокруг них.

 

У ребенка также начинают развиваться моторные навыки. Они начинают с захвата и достижения объектов. В конце концов, они развивают способность ползать и ходить.

 

На этом этапе также важна основа языковых навыков. Ребенок учится имитировать основные звуки, которые он слышит вокруг себя. Вскоре они начинают ассоциировать эти звуки с людьми и предметами. Наконец, они узнают, что использование определенных звуков и слов может вызывать реакцию у других людей.

 

СВЯЗАННЫЕ: ПРОЧИТАЙТЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИГРЫ МИЛДРЕД ПАРТЕН0005

Возраст от 2 до 7 лет — предоперационная стадия

На предоперационной стадии продолжается развитие речи. Ребенок может составлять более сложные предложения и может выражать себя. Например, дети на этом этапе смогут выразить, что у них болит живот, а не просто плакать из-за боли, которую они не могли описать раньше.

 

Хотя на этом этапе их языковые навыки значительно улучшаются, ребенок не может думать о вещах абстрактно. Все будет буквально. Если вы скажете ребенку в этом возрасте, что «идет дождь из кошек и собак», вы, скорее всего, получите озадаченный взгляд.

 

Дети на этом этапе могут быть эгоцентричными, и им трудно смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Одним из самых распространенных примеров является обмен. Ребенок на этом этапе может не осознавать, что он заставляет других детей чувствовать, когда забирает все игрушки.

 

 

Возраст от 7 до 11 лет – конкретная рабочая стадия

На этом этапе дети все еще думают буквально, но начинают применять логику к своему мыслительному процессу. Например, узнав, что высокий тонкий стакан вмещает такое же количество воды, как и короткий широкий стакан. Их навыки решения проблем развиваются по мере того, как они учатся проверять идеи методом проб и ошибок.

 

Эгоцентризм начинает исчезать, и дети начинают лучше понимать точку зрения и чувства других людей. Это время, когда они начинают заводить тесные дружеские отношения с детьми своего возраста.

 

 

Возраст от 12 лет и старше – формальная операционная стадия

На последней стадии развития, формальной операциональной стадии, мыслительный процесс ребенка становится более продвинутым. Дети начинают развивать способность думать о вещах в абстрактных терминах или гипотетических ситуациях. Они развивают понимание и думают о моральных, философских и этических концепциях.

 

ТАКЖЕ ПРОЧИТАЙТЕ: КАК ВОСПИТАТЬ УСТОЙЧИВЫМИ ДЕТЯМИ

 

Дети в этом возрасте не только способны понимать сложные предметы, но и могут выражать эти понятия другим.

 

Как работа Piaget повлияла на учебную программу HighScope для дошкольников?

«Этапы когнитивного развития» Пиаже, наряду с прогрессивной образовательной философией Джона Дьюи, помогли сформировать основу дошкольной учебной программы HighScope. С момента своего создания он развивался, чтобы включать компоненты из других конструктивистских моделей, опираясь на работы Льва Выготского и других, и, согласно HighScope.org, утверждает, «что дети активно «конструируют» свое понимание мира на основе своего опыта и социальных условий. взаимодействия, а не просто пассивно получать знания и навыки от взрослых».

 

Каковы пять принципов учебной программы HighScope?

Пять принципов учебного плана HighScope представлены в виде колеса обучения. Это:

  • Активное обучение-в центре колеса
    • Инициатива
    • Ключевые переживания
  • Взаимодействие взрослого ребенка
    • Стратегии.0124
    • Learning Environment
      • Areas
      • Materials
      • Storage
    • Daily Routine
      • Plan-Do-Review
      • Small group time
      • Large Group time
    • Team-Based Assessment
      • Teamwork
      • Daily анекдотические заметки
      • Ежедневное планирование
      • Оценка состояния ребенка

     

     

    Поддержка детей в процессе их развития

    Дети не обрабатывают информацию так, как взрослые.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts