Стадии развития личности: 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

4 Стадии развития личности

  • Оральная – 0 – 18 месяцев. Рот связан с удовлетворение биологич потребностей

  • Анальная – 0 – 3 года. Пик от 1 до 3х. Разрядка напряжения и удовлетворение от акта дефекации. Приучение к горшку немедленно идти на горшок но без наказания– формируется фиксированное анальный тип личности – жадность скупость пунктуальность (невроз навязчивых состояний). С наказанием приучение – анально выталкивающий тип личности – склонность к разрушению, импульсивности, садизм. Гибкая тактика и родители поощряют детей – позитивная самооценка в будущем и развитие творческих способностей.

  • Фалическая – 3 – 6 лет. Принадлежность к полу. Влечение к родителям противоположного пола (ком-с электры, эдипа)

  • Генитальная – всем управляет бессознательное в часности 2 инстинкта эрос и танатос.

Невротический конфликт по Ф

Причина невроза конфликт между ид и эго. Бессознательный конфликт между побуждением, инстинктом, влечением кот стремятся к разрядке и защитой эго, препятствующими разрядке или не допускающим его к осознанию. Конфликт может привести к нарастанию напряжений (тревоги) в результате чего могут происходить непроизвольные разрядки, кот проявляются симптомами невроза. Внешние проблемы усиливают нарастание напряжения. Должен // могу — невростения. Симптомы: утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности. Ид // эго — истирич невроз. Физич симптомы, соматич забол без органич изменений. Боли в мышцах. Пояснице, гол боли, наруш со стороны желудочно кишечного тракта. Ид//супер эго прислабом эго. Должен и хочу невроз навяшивых сост. Невростения могу/хочу

Для понижения тревоги начинается формироваться механизм пс защиты

Вытеснение — удаление из сознания чувств и мыслей причиняющий страдание. Вытесненный материал может получить свое открытое выражение и удовлетворение в сновидениях, шутках и оговорках.

В ситуациях тяжелых пс травм на протяжении длит времени открытое выражение отни приобретают в социопатиях (агрессивном поведении, наруш межличностных отношений и патологиях влечения).

Проекция – процесс по средствам кот человек собственные неприемлемые мысли, чувства, поведение приписывает другим людям. Это позволяет снизить тревогу, ослабить вину путем возлежания вины на др.

Замещение – проявление инстинктивного импульса (чаще агрессия) перемещаемого с более опасного объекта на менее опасный.

Рационализация – что бы избежать сложной ситуации прибегают к ложной аргументации, благодаря которой нерационально поведение выглядит разумно.

Реактивное образование – обратное действие. Подавляется неприемлемый импульс и на уровне сознания формируется совершенно противоположный.

Регрессия – способ смягчения тревоги путем возвращения к более ранним формам поведения

Сублимация – трансформация импульсов неодобряемых в соц среде на социально одобряемые

Метод психоанализа

Психодинамическая психотерапия.

Этапы:

  • Продуцирование материала – основано на методе свободных ассоциаций. Пац-та просят говорить все что он думает и чувствует ничего не выбирая и не опуская из того что приходит в голову даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, неловко, смешно или неуместно. Его просят слушать самого себя и придать сказанному смысл. Соблюдается правило сетинга – это означает что в одно и тоже время в одном и том же месте пациент ложится на кушетку, а психотер-т ложится сзади него оставаясь в не поле его зрения и вмешивается в процесс вербализации св асс минимально.

Современный психоанализ считает что асс не св и из направляют 3 сил: 1.патогенный невотич конфликт, 2.желание выздороветь, 3.желание выглядеть пристойно в глазах терапевта.

Особый способ слушанья – равномерно распределенное внимание. Терапевт внимательно слушает пац-та и одновременно следит за своими асс-ми.

Конфронтация – привлечение внимания пац-та к конкретному явлению с целью его прояснения и понуждения пац-та к признанию того чего он избегает и что ему в дальнейшем придется признать и осознать еще более четко.

Разъяснение – процесс пс явлений с кот сталкивается пациент и кот он готов немедленно рассмотреть.

Инсайд – осознание чего либо что было в бессознательном.

Проработка — Процесс вызывания в памяти больного патогенного травматического события послужившего причиной возникновения невроза.

  • Рабочий альянс

Роли – жертвы, спасателя, преследователя (переносы контрпереносы)

Реальная жертва готова принимать помощь, псевдо жертва не готова. Жертва может перейти в агрессора (вы мне не помогали поэтому я).

Спасатель может перейти в агрессора или жертву (я столько времени потратил а где благодарность или я столько времени потратил а вы мне на благодарны)

8 стадий развития личности по Э.

Эриксону

Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс «неудачника». Далее приводятся характеристики каждой стадии развития личности по Э.Эриксону.

Стадия 1. Базовое чувство доверия — недоверия. От рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия — недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.

Первое социальное достижение — это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.

Здесь я вижу сразу несколько практических следствий:

  • Первое — почему так важно присутствие матери в этот период — это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо — это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
  • Второе — Тем не менее, не следует впадать в другую крайность — не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности — так формируется доверие к людям.
  • Третье — Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода — тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки. Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.
  • Ну, и четвертое — в описании первого этапа я вижу полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму. Помните, у Спока описан метод отучения ребенка от плача при укладывании спать — пару раз потерпеть 1-2 часа, пусть поплачет-поорет, а там устанет и сам заснет. Да, наверное, заснет. Но если бы Вы видели, какой ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании, и всплывает позже и в 30, и в 40, и в 70 лет, сколько неуверенности в себе, неудач, испорченных отношений с родителями и детьми вытекает из одного-двух таких случаев — Вы бы никогда так не поступили. Причем, вспоминая свои ощущения в тот момент, взрослые люди часто отмечают, что они каким-то образом могли отличить ситуацию, когда матери действительно не было поблизости и тогда их самым сильным чувством был страх, от случаев, когда мать была рядом, но из каких-либо «воспитательных» соображений не подходила к ребенку. Здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что ощущалось как гораздо более травмирующее состояние, и часто приводило к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.
  • То же самое относится и к кормлению по часам — зачем мучить и себя и ребенка, опыт показывает обратное — если в течение первых недель ребенок получает пищу тогда, когда ему хочется, уже через 2-3 недели он сам переходит в комфортный режим, с более длинным ночным сном. Причем быстрее это происходит у детей, которые ночью спят рядом с матерью, так как существующая между ними связь успокаивающе действует на ребенка и стимулирует выработку полноценного количества молока у матери

Терапевтическое замечание: «Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, «что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать менй в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль» (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это те, кто обычно приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто предъявляет страх как главный фактор изоляции и погруженности в себя, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

Вопрос, на который отвечают: Надежен ли мир?

Cтадия 2. Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцеву

Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги». Это сопровождается заявлениями «нет» ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности.

Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его «промахи», у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

Терапевтическое замечание: Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться «буквой, а не духом». Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.

(По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже «привкус» стыда и неуверенности.

Из положительных моментов — некоторые родители отмечают, что дети в этом возрасте становятся намного спокойнее после посещения групп Монтессори. Действительно, согласно этой методике, детям предоставляются постоянно обновляющиеся специально подобранные для их возраста материалы для развития моторных и психических способностей, обеспечивается необходимая помощь, но при этом приветствуется самостоятельность и отсутствует сверхконтроль и излишние ограничения.

В отсутствие такого постоянного освоения навыков ребенку становится скучно, и это может привести к капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному, что также часто отмечается в письмах родителей детей чуть старше года.

Кстати, хочу сказать об условности указанных сроков — Эрик Эриксон сам всегда подчеркивал, что возможны вариации в темпах и интенсивности возникновения тех или иных возрастных проблем, но последовательность при этом сохраняется. Известно, что дети, с которыми занимались ранним плаванием, динамической гимнастикой, или просто занимались больше среднего (тем более американского уровня) развиваются быстрее, соответственно, и потребность в самостоятельности у них возникает раньше. Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа — при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.)

Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

Вопрос, на который отвечают: Я — о’kей?

Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет

После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.

На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может «иметь» выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.

Терапевтическое замечание: «В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины… Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей» (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.

(Приведу несколько часто встречающихся реплик родителей, «отпечатавшиеся» в подсознании в этом возрасте: «Тебе нельзя, ты еще маленький!», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится…», «Давай лучше я сделаю», «Опять ты напакостил!», «Ай-яй-яй, опять ты …(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл — сделал что-то не так, ты не справился», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!» и т.д.).

Задача данной стадии:

Вопрос, на который отвечают: Как много я могу сделать?

Замечания: В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

  1. Могу ли я любить и любим ли я?
  2. Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
  3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Стадия 4. Трудолюбие — неполноценность. От 6 до 11лет

В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях «ego» чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести — это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало.

У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство «Я» и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.

В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, которые нетерпимы или боятся сделать ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют чувство неполноценности, слишком критичны к другим и постоянно сравнивают себя с другими.

Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?

Стадия 5. Идентичность — ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Родители или другие значимые люди. становятся «врагами» или «идолами».

Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.

Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.

Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.

Терапевтическое замечание: Посмотрите на людей. которые демонстрируют чрезмерное согласие или ригидность, конформность по отношению к семье, этническим, культурным и социальным нормам, кто демонстрирует «беспорядок в тождественности» — «Я не знаю, кто я есть!», кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи, кто постоянно бросает вызов людям с авторитетом, кому необходимо протестовать или подчиняться и кто выделяется среди других, потому, что его жизненный стиль уникальный и/иди нонконформистский.

Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?

Cтадия 6. Интимность — изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе «Я», самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях — все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

Опасность данной стадии — избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

Терапевтическое замечание: Посмотрите за теми, кто боится или не хочет вступать в интимные отношения и кто повторяет свои ошибки при построении отношений.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Стадия 7. Производительность — застой. Взрослость

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность.

Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, у которых есть вопросы, связанные с успехом, идентичностью, ценностями, смертью и кто может находиться в кризисе супружества.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Стадия 8. Целостность — отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость

В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота).

Терапевтическое замечание: понаблюдайте за людьми, которые боятся смерти, теми, кто говорит о безысходности собственной жизни и кто не желает быть забытым.

Вопрос, на который отвечают: Имела ли моя жизнь смысл?

И закончу я эту тему словами Эрика Эриксона: «…здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти…»

Стадии психологического развития

Развитие эго

Между моментом нашего рождения и временем достижения физической и умственной зрелости, около 20–25 лет, мы проходим через три стадии психологического развития: выживание, приспособление и дифференцирование. Чему мы учимся на этих стадиях психологического развития, так это тому, как удовлетворять наши потребности в дефиците — наши потребности в выживании, безопасности и защищенности — в физической, социальной и культурной рамках нашего существования. Если по какой-либо причине вы не можете удовлетворить свои дефицитные потребности, вы будете чувствовать тревогу и страх.

То, насколько хорошо вы смогли совладать со своими дефицитными потребностями, в значительной степени зависит от родительского программирования и культурных условий, с которыми вы сталкивались в младенчестве, детстве и подростковом возрасте. Если вы выросли в безопасной физической среде, в любящей и уважительной социальной и культурной среде, не переживая никаких травмирующих переживаний, вам будет относительно легко совладать со своими дефицитарными потребностями. Если вы выросли в сложной физической, социальной и культурной среде, где вам приходилось бороться и часто терпели неудачу, чтобы удовлетворить свои дефицитные потребности, вам будет трудно справиться со своими дефицитными потребностями.

Выравнивание эго-души

Процесс выравнивания эго-души начинается на индивидуализирующей стадии психологического развития. В отличие от эго-стадий психологического развития, индивидуализирующая стадия развития не навязана вам биологическими и социальными потребностями взросления: она движима эволюционным импульсом вашей души, желающей полностью присутствовать в материальном сознании.

Стадия индивидуации может быть довольно сложной по ряду причин. Во-первых, это включает в себя столкновение со своими страхами и их преодоление. Во-вторых, это включает в себя ответственность за каждый аспект вашей жизни. В-третьих, это включает в себя принятие вашей душевной природы, ценностей, поддерживающих сознание души. Это может означать дистанцирование от своей семьи, своего культурного наследия и своей религиозной принадлежности.

По разным причинам, некоторые из которых находятся вне нашего контроля, большинству людей трудно индивидуализироваться. Они остаются «застрявшими» на уровнях самоуважения, отношений и выживания сознания (не на стадиях развития, а на уровнях сознания), потому что физические, социальные или культурные условия, в которых они живут, активно препятствуют им принять свою истинную природу, найти свой голос и выразить себя.

Активация души

Последние три стадии психологического развития представляют собой различные стадии активации души. Если вы относительно успешно освоили индивидуализирующую стадию развития, вы почувствуете притяжение самоактуализирующей стадии развития в свои ранние 40 лет. Это стадия развития, когда вы начинаете принимать свою истинную природу и свои врожденные, данные душой дары и таланты. Это также обычно этап, когда вы начинаете раскрывать цель своей души, деятельность, которая придает смысл вашей жизни.

Следующий этап активации души — интегрирующий этап развития, который обычно происходит в возрасте 50 лет — включает в себя соединение с другими людьми в отношениях безусловной любви, чтобы вы могли использовать свои дары и таланты, чтобы изменить мир к лучшему. Тяжелая работа по пониманию того, кто вы есть, и принятию цели вашей души уже позади. Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы развить свои навыки эмпатии, чтобы вы могли общаться и сотрудничать с другими и, таким образом, использовать свои коллективные дары и таланты, чтобы изменить жизнь людей к лучшему. Если вы не можете протянуть руку и соединиться с другими, вы не сможете выполнить свою цель.

Последний этап активации души — этап развития служения, который обычно наступает в возрасте 60 лет — включает жизнь бескорыстного служения, сосредоточенного на будущих поколениях и благе человечества. Научившись налаживать связи, вы теперь должны внести свой вклад в общее благо. Чтобы выполнить это требование, вам нужно будет развить свое сострадание, охватить самые глубокие аспекты разума и мудрости вашей души, чтобы помочь тем, кто страдает, находится в неблагоприятном положении или менее обеспечен, чем вы сами. На этапе интеграции вы используете свои навыки эмпатии для установления связи; на этапе служения вы используете свои навыки сострадания, чтобы внести свой вклад.

Первые три стадии развития происходят в период, когда наш физический мозг и наш разум растут и развиваются; в период быстрого появления знаний о том, как утвердиться в физических, родительских и культурных рамках нашего существования. Кроме того, первые три стадии развития навязаны нам обстоятельствами взросления: от младенчества через детство и отрочество до становления молодым взрослым. У нас не только нет выбора в этом вопросе, мы совершенно не осознаем того факта, что проходим через первые три стадии психологического развития.

Что касается развития взрослого человека, мы можем выбирать, индивидуализироваться или нет, и мы можем выбирать, реализовывать себя или нет. Если мы сделаем оба этих выбора, то оставшиеся этапы психологического развития пройдут естественным образом, когда нам исполнится 50–60 лет. Наша способность овладеть стадиями активации души в нашем развитии фундаментально зависит от нашей способности овладеть стадиями развития эго. Мы должны научиться удовлетворять дефицитные потребности нашего эго, прежде чем мы сможем научиться удовлетворять желания роста нашей души.

Выживание (0–2 года)

Стремление к выживанию начинается еще до рождения человеческого ребенка; это начинается в утробе матери. С того момента, как рептильный разум/мозг начинает функционировать, примерно в конце первого триместра беременности, основной задачей разума плода является выживание.

Благодаря своему видовому программированию плод, а позже и ребенок инстинктивно знают, как регулировать внутреннее функционирование своего тела, как сосать грудь после рождения и как сигнализировать матери о неудовлетворенных физиологических потребностях. На этом этапе развития выживание ребенка полностью зависит от матери или других основных опекунов.

Первое, чему должен научиться младенец сразу после рождения, — это взаимодействовать с окружающим миром, чтобы удовлетворять свои потребности в выживании. Если младенец находит эту задачу трудной или сложной из-за того, что его родители или опекуны не проявляют бдительности, или если его оскорбляют, оставляют одного или бросают на длительное время, у младенца могут сформироваться подсознательные убеждения, что мир — небезопасное место и что он не любим. После этого на протяжении всей своей жизни этот человек будет стремиться контролировать свое окружение, чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей. Такой человек будет осторожен и бдителен, и у него будет склонность к микроуправлению всем, что происходит в его мире.

Если родители или опекуны младенца будут внимательны к его потребностям, бдительны и реагируют на признаки бедствия, тогда ребенок вырастет с чувством, что мир — безопасное место и людям можно доверять.

Чувство компетентности и уверенности в том, что нужно заботиться о себе, является необходимым условием для освоения стадии самореализации в более позднем возрасте.

Конформный (2–7 лет)

К концу выжившего этапа развития ребенок становится подвижным и учится общаться. Это время, когда лимбический разум/мозг, также известный как эмоциональный ум, становится доминирующим. В центре внимания лимбического ума/мозга находится физическая и эмоциональная безопасность — защита тела от вреда и удовлетворение его потребности в любви и принадлежности. Так начинается конформная стадия развития.

Сначала ребенок бунтует: он хочет то, что хочет, когда хочет. Он еще не понял, что у людей, от которых зависит его выживание и безопасность, тоже есть потребности. Чтобы удовлетворить свои потребности, ребенок учится следовать правилам, установленным его родителями. Он узнает, что жизнь становится более приятной и приятной, менее опасной и менее трудной, если он может жить в состоянии гармонии со своими опекунами и братьями и сестрами.

Конформизм — соблюдение правил — имеет свои преимущества: он позволяет ребенку удовлетворять свои потребности в физической и эмоциональной безопасности. Участие в семейных ритуалах также важно на этом этапе развития, потому что они способствуют ощущению ребенком принадлежности и безопасности. Если родители обусловливают соблюдение ребенком правил выполнением ребенком своих желаний или ребенка принуждают вести себя определенным образом, ребенок узнает, что любовь обусловлена.

Если из-за плохого воспитания или отсутствия внимания ребенок чувствует себя нелюбимым, неважным, непринятым и незащищенным или не чувствует себя принадлежащим, у ребенка может развиться подсознательное убеждение, что он непривлекателен. Если вы не удовлетворяете свои потребности в безопасности в молодом возрасте, они не исчезают; они отпечатываются в подсознательной памяти вашего эмоционального разума. Вы становитесь нуждающимся, всегда ищете любовь.

Если родители или опекуны ребенка внимательны к потребностям ребенка; если он растет в заботливой, любящей среде, где он чувствует себя в безопасности и под защитой, тогда ребенок вырастет с желанием и готовностью формировать преданные отношения, когда достигнет совершеннолетия.

Умение чувствовать себя в безопасности, комфортно и любяще в присутствии незнакомцев является важной предпосылкой для преодоления интеграционного этапа развития в более позднем возрасте. Если вы не чувствуете себя в безопасности с другими, вам будет трудно протянуть руку и установить контакт.

Дифференциация (8–24 года)

Примерно в возрасте 7 или 8 лет мозг/неокортекс начинает функционировать. В центре внимания неокортекса/мозга, также известного как рациональный разум, находится физическая и эмоциональная безопасность. Так начинается дифференцирующая стадия психологического развития.

На этом этапе развития ребенок начинает познавать мир за пределами дома. В то время как отношения между родителями и братьями и сестрами имели большое значение для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, когда местом его жизни был родительский дом, отношения со сверстниками и авторитетными фигурами, такими как учителя, теперь приобретают дополнительное значение.

Как только ребенок попадает в сообщество за пределами дома, он больше не может полагаться на родителей в вопросах личной безопасности. Он должен взять на себя ответственность за свою самозащиту, принадлежа к группе, сообществу или банде. Это означает налаживание дружеских отношений, приспособление и уважение со стороны членов группы. Принятие вызовов может стать обрядом вступления в некоторые группы в мире подростков или молодых людей. Это может сбить молодых людей «с прямого пути». Они могут делать вещи, которые, как они знают, являются неправильными, просто для того, чтобы принадлежать к группе, где они могут чувствовать себя признанными и защищенными.

Чувство уважения и признания со стороны родителей или членов группы позволяет нам развить чувство собственного достоинства; чувство принятия и признания дает нам чувство принадлежности и безопасности. Дары, навыки и таланты, которые позволяют нам чувствовать себя признанными, становятся важными для нас. Мы концентрируемся на них, потому что они являются нашим пропуском к безопасности.

Типы даров или талантов, которые мы развиваем, в значительной степени зависят от типа сообщества, к которому мы принадлежим. Это может быть красота, ум, сила, спортивные способности, музыкальные способности, бесстрашие и т. д. Развитие наших сильных сторон — вещей, которые приносят нам признание — позволяет нам утвердиться в сообществе. Однако если мы хотим стать лидером группы, нам нужно выделиться из толпы. Нам может понадобиться доказать свое превосходство или защититься от тех, кто тоже хочет возглавить группу.

На этом этапе развития важно исследовать свои таланты и получать положительные отзывы и признательность за свои усилия. Если ваши усилия не будут оценены теми, кто важен для вас, особенно вашими родителями и учителями, вы перестанете пытаться и можете начать развивать низкое чувство собственного достоинства. Если вместо того, чтобы ценить ваши усилия, вам будут постоянно напоминать о ваших неудачах, вы вырастете неуверенным в себе, с низким чувством собственного достоинства и верой в то, что вы недостаточно хороши.

Если в детстве или подростковом возрасте ваши потребности в безопасности не были удовлетворены, они не исчезнут; они остаются в вашем подсознании. В более позднем возрасте вы можете стать очень конкурентоспособными или стремиться к статусу или власти, чтобы вас могли признать кем-то важным или кем-то, кого нужно бояться.

Если вы не получаете одобрения и отзывов, в которых вы нуждаетесь, от своих родителей, вы можете искать группы, банды или сообщества, где вы чувствуете себя принятыми и ценными; где признаются ваши дары, навыки или таланты. Это может создать конфликт в вашей жизни дома, потому что вы можете застрять между двумя системами ценностей: ценностями ваших родителей и ценностями группы, с которой вы себя идентифицируете. Если ваши родители не отреагируют на эту ситуацию чутко, ваша домашняя жизнь станет трудной и может стать невыносимой. Вы будете бунтовать.

С родительской точки зрения, направляя, а не контролируя, позволяя, а не препятствуя, поощряя, а не принижая, и доверяя, а не сомневаясь, дает подросткам пространство для безопасного исследования того, кто они есть, и обретения чувства идентичности в большом мире за пределами семьи. дом.

Ощущение физической и эмоциональной защищенности в своем сообществе — уважение и признание со стороны других — является необходимым условием для освоения стадии развития служения в более позднем возрасте. Если вы не чувствуете себя в безопасности в своем сообществе, вы не сможете внести свой вклад.

Индивидуация (25–39 лет)

Примерно в 25 лет вы начинаете чувствовать новый импульс: вы хотите исследовать, кто вы есть на самом деле. Вы хотите свободы и чувства независимости. Для этого вы должны отпустить родительское программирование и культурную обусловленность и найти свой собственный путь в жизни.

Если вы сможете пройти первые три стадии развития, не испытав какой-либо серьезной травмы или не развив слишком много подсознательных страхов, вам будет относительно легко утвердиться в качестве жизнеспособного независимого взрослого в социальных и культурных рамках вашего существования.

Пока вы можете найти возможности зарабатывать на жизнь, которые позволяют вам исследовать свою свободу, и работу, которая дает вам автономию, все будет хорошо. Если вы не можете найти работу, позволяющую вам быть независимыми от родителей, вы будете чувствовать себя деморализованным или подавленным.

Задача на индивидуализирующей стадии развития — найти свое подлинное «я». Вы покончили с зависимостью; вы стремитесь к независимости. Вы больше не ищете одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо. Вы хотите быть ответственным и подотчетным за каждый аспект своей жизни; вы хотите принять и выразить свои ценности. Не осознавая этого, вы отделяете себя от своего родительского и культурного фона и начинаете согласовывать мотивы своего эго с мотивами своей души.

Индивидуационная стадия развития обычно начинается всерьез в середине 20-летнего возраста и продолжается до 30-летнего возраста — после того, как вы покинули родительский дом и утвердились во внешнем мире.

Этот переход от зависимости к независимости может быть одним из самых сложных этапов человеческого развития, потому что он ставит нас лицом к лицу с нашими страхами выживания, безопасности и безопасности. Многим трудно вырваться из-под влияния родителей; другие, например те, кто живет при авторитарных или репрессивных режимах, могут бояться выражать свое мнение, потому что знают, что могут быть заперты или лишиться жизни за высказывание своей правды или гомосексуализм.

Если вам посчастливилось вырасти у самореализовавшихся родителей; жить в сообществе или культуре, где прославляются свобода и независимость, где высшее образование было легкодоступно, где к мужчинам и женщинам относятся одинаково и где вас с юных лет поощряют выражать свои потребности и думать самостоятельно, вы относительно легко пройти индивидуализирующую стадию психологического развития.

В противном случае, если вас воспитывали авторитарные родители, если вы живете не в демократическом режиме, если вы подвергаетесь дискриминации из-за пола, сексуальных предпочтений, религии или расы, и у вас возникли опасения по поводу будучи в состоянии удовлетворить свои дефицитные потребности, вы, вероятно, столкнетесь с трудностями при переходе через индивидуализирующую стадию развития. Борьба за выживание и стремление к безопасности и защищенности, которых вы не получали в молодости, могут удерживать вас на низших уровнях сознания на протяжении всей жизни.

Самореализация (40–49 лет)

Когда вам исполняется 40 лет, иногда немного раньше, иногда немного позже, ваша душа начинает ощущать свое присутствие в вашей жизни. Если вы справились со своими дефицитарными потребностями и успешно прошли индивидуализирующую стадию развития, вы начнете искать смысл и цель в своей жизни; вы будете искать призвание или призвание, которое позволит вам полностью выразить свое подлинное «я». Добро пожаловать на самоактуализирующуюся стадию развития.

Для большинства людей поиск своего призвания или призвания обычно начинается с чувства беспокойства или скуки по поводу своей работы, профессии или выбранной карьеры — с работы, которая, по их мнению, позволит им чувствовать себя в безопасности, обеспечивая им хороший доход и перспективы для карьеры. продвижение, ведущее к увеличению богатства, статуса или власти. Раскрытие предназначения вашей души не только придает жизненной силы вашей жизни, но и пробуждает ваш творческий потенциал. Вы станете более интуитивным и будете проводить больше времени в состоянии потока; быть полностью вовлеченным в то, что вы делаете, и чувствовать себя преданным и увлеченным своей работой.

Овладение стадией самореализации может быть сложной задачей, особенно если ваша профессия или призвание менее безопасны, чем работа, профессия или карьера, к которым вы готовились ранее в своей жизни. Вы можете испытывать страх или дискомфорт, идя в новом направлении, которое не оплачивает аренду и не финансирует образование ваших детей, но приносит смысл и цель в вашу жизнь.

Кто-то рано находит свое призвание, кто-то гораздо позже; некоторые проводят всю свою жизнь в поисках. Раскрытие и принятие цели вашей души жизненно важно, потому что это ключ к полноценной жизни.

Ваша способность управлять своими потребностями выживания значительно повлияет на вашу способность добиваться прогресса на стадии самореализации. Знание того, что вы можете позаботиться о себе, дает вам уверенность, необходимую для самовыражения. Если вы боитесь, что не сможете выжить, занимаясь любимым делом, вы можете отрицать выражение своей души. Это приведет к страданиям в дальнейшей жизни.

Интеграция (50–59 лет)

Если вы научились справляться со своими дефицитарными потребностями и преуспели в прохождении стадий индивидуализации и самоактуализации, когда вам исполнится 50 лет, вы захотите принять цель своей души, изменить мир. Для этого вам нужно будет связаться с другими; сформировать заботливые отношения с теми, кому вы хотите помочь, и с теми, с кем вы хотите сотрудничать, чтобы усилить свое влияние в мире. Добро пожаловать на интеграционную стадию психологического развития.

Общение с теми, кто разделяет ваши увлечения и цели, и общение с теми, кто получит выгоду от ваших даров и талантов, являются важными компонентами этой стадии развития. Навыки построения безопасных отношений, которым вы научились на конформном этапе развития, станут чрезвычайно важными на этом этапе развития. Чтобы общаться с другими и поддерживать их, вам нужно будет использовать свои навыки эмпатии. Вам нужно будет чувствовать то, что чувствуют другие, если вы действительно собираетесь им помочь.

На этом этапе развития вы должны уметь осознавать свои ограничения, сотрудничать с другими, обретать большее чувство индивидуальности и переходить от независимости к взаимозависимости.

Некоторые люди настолько поглощены собой и своим призванием на стадии самоактуализации, что не могут совершить этот сдвиг. Они теряются в собственном творчестве, сосредотачиваясь только на своем вкладе, а не на том большем вкладе, который они могли бы внести, если бы связались с другими. В этом подходе нет ничего плохого; однако в нормальных обстоятельствах обучение работе с другими на благо общего дела с большей вероятностью принесет в вашу жизнь чувство удовлетворения, чем работа в одиночку.

То, насколько хорошо вы освоили конформный этап развития, существенно повлияет на ваш прогресс на интеграционном этапе развития. Знание того, что вы можете справиться со своими потребностями в отношениях — знание того, что вы достойны любви, — дает вам уверенность в том, что вы можете создавать безусловные любовные отношения с другими.

Служение (60+ лет)

Последняя стадия развития естественным образом вытекает из стадии интеграции. Я называю это служебной стадией развития. Эта стадия развития обычно начинается в начале 60-х годов, иногда немного раньше, иногда немного позже. Основное внимание на этом этапе развития уделяется бескорыстному служению сообществу, с которым вы себя отождествляете. Речь идет о внесении вклада. Неважно, насколько велик или мал ваш вклад, важно знать, что у вашей жизни есть цель. Облегчение страданий, забота об обездоленных и построение лучшего общества — вот некоторые из видов деятельности, которые вы, возможно, захотите изучить на этом этапе своей жизни.

Когда вы вступите в стадию развития служения, вы обнаружите, что становитесь более интроспективными и рефлексивными, ища способы углубить чувство связи со своей душой и более глубокими уровнями своего существа, соединяясь со всем, что вы считаете божественным. Вы можете стать хранителем мудрости, старейшиной общины или человеком, к которому молодые люди обращаются за советом или наставничеством.

По мере продвижения на этом этапе развития вы откроете для себя новые уровни сострадания в своей жизни. Вы испытаете глубокое чувство смысла и чувства удовлетворения и благополучия, которых никогда раньше не испытывали. Вы начнете видеть, насколько мы все связаны; как, служа другим, вы служите самому себе. На этом уровне сознания отдавать становится так же, как получать.

То, насколько хорошо вы освоили дифференцирующую стадию развития, существенно повлияет на ваш прогресс на служебной стадии развития. Здоровое чувство собственного достоинства придаст вам уверенности, чтобы выйти в общество и сделать свои дары, навыки и таланты доступными для тех, кто в них нуждается.

Степень, в которой вы способны овладеть каждым этапом развития, определяет ваше самочувствие. Вы испытываете чувство расцвета, когда способны освоить все этапы развития.

Некоторые люди, особенно те, кто вырос у самореализовавшихся родителей — те, кто вырос, получая удовлетворение своих потребностей и чувствуя себя любимым и желанным (без развития каких-либо существенных ограничивающих убеждений), — могут испытывать импульс своей души изменить ситуацию во время индивидуации. стадия развития. Это не означает, что они достигли интегрирующей стадии развития. Обычно стремление изменить ситуацию в возрасте от 20 до 30 лет обусловлено нашим чувством честности и справедливости — исправлением ошибок мира, тогда как на этапе интеграции наша потребность изменить ситуацию обусловлена ​​нашим сочувствием и состраданием. — глубоко заботиться о страданиях других.

Видео: Новая психология благополучия человека

Глава 17, часть 3: Стадии развития – PSY321 Текст курса: Теории личности

Кеттел описал шесть основных жизненных стадий:

младенчество , детство , юность , зрелость , средний возраст и старость . Младенчество, от рождения до 6 лет, является «великим периодом формирования личности» (стр. 211; Кеттелл, 1950а). По отношению к членам своей семьи у младенца развиваются основные социальные установки, чувство безопасности или незащищенности, сила различных защитных механизмов (от которых зависит, будет ли индивидуум склонен к неврозам), общая сила Эго и Супер-Эго.

Детство, период от шести до четырнадцати лет, согласно Кеттеллу, является относительно легким периодом консолидации. Ребенок растет к самостоятельности, переходя от семьи к отношениям со сверстниками. Дети в первую очередь реалисты, но у них может быть активная мечтательная жизнь, поскольку они жаждут статуса и привилегий взрослой жизни (Cattell, 1950a,b).

Подростковый возраст, безусловно, период психологической бури и стресса, требующий многих приспособлений и перенастроек в жизни. Охватывая возраст примерно от 14 до 23 лет, Кеттелл считал, что стресс, испытываемый нормальными людьми, лучше всего можно проиллюстрировать его последствиями для экстремальных личностей. Подростковый возраст — это время, когда одни люди становятся правонарушителями, тогда как у других проявляются начальные признаки психического заболевания и невротического поведения. Хотя многие изменения, происходящие в подростковом возрасте, обусловлены физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием, внешние факторы также имеют решающее значение. Похоже, что во всех культурах существует некий ритуал, связанный с разрывом между детством и взрослой жизнью, и многие устраивают инициацию или формальный ритуал. Конечно, есть и положительные изменения, связанные с подростковым возрастом, такие как повышенный интерес к искусствам эмоциональности и любви: поэзии, религии и драме (Кеттелл, 19 лет).50а,б).

Источник изображения: Алехандро Линарес Гарсия. (2010, 26 июня). QuinceañeraSanFranValleBravo. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Quincea%C3%B1eraSanFranValleBravo.JPG.

Взросление приносит с собой зрелость и стремление к карьере, партнеру, семье и дому. В возрасте от 23 до 46 лет формируется личность, закрепляются избранные привычки подросткового возраста. Кеттелл считал, что это было занятое и счастливое время для большинства людей, но не для тех немногих, кто не смог разрешить свой подростковый возраст. По словам Кеттелла, они потерпели кораблекрушение из-за физических и психических заболеваний и постоянной неспособности решить вопросы о работе и жене (или муже, в зависимости от обстоятельств; Кеттелл, 19 лет).50а).

Средний возраст характеризуется началом определенных физических и психических изменений, которые начинают неизбежное снижение к старости и смерти. Таким образом, средний возраст требует переоценки своих жизненных ценностей и часто приводит к поиску какой-то философии, чтобы осмыслить жизнь. К положительным изменениям можно отнести увеличение досуга. Во-первых, обязанности по воспитанию детей уменьшаются по мере того, как дети уезжают самостоятельно, а затем человек приближается к пенсионному возрасту.

Старость требует дальнейшей адаптации, поскольку человек начинает сомневаться в своем месте и ценности в обществе. Это может вызвать фрустрацию потребностей эго и чувство незащищенности, что может привести к ограниченному кругу интересов, «раздражительности» и постоянному беспокойству о своем финансовом положении и физическом здоровье. Однако многие люди сохраняют свои общие интеллектуальные способности и позитивное отношение к жизни неповрежденными до самой смерти. Еще в 1950 году Кеттелл обратил внимание на растущее число людей, которые живут дольше и при этом имеют лучшее здоровье, что делает наше понимание психологии старости все более важным вопросом (Кеттелл, 19).50а,б). Эта тенденция не только сохраняется сегодня, но и может усиливаться по мере того, как наши знания в области медицины и интерес к психологии здоровья продолжают расти.

Источник изображения: PICNIC_Fotografie. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/pair-seniors-pensioners-age-2914879/. Лицензия CCO.

Национальный характер и интеллект

Кеттелл интересовался измерением интеллекта на протяжении всей своей карьеры.

Незадолго до приезда в Соединенные Штаты он опубликовал «Руководство по умственному тестированию» 9.0164 (Cattell, 1936), который охватывал такие разнообразные темы, как измерение интеллекта, способностей (механических, музыкальных, художественных и т. д.), успеваемости, темперамента, интересов и характера. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе.

Источник изображения: nastya_gepp. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/girl-young-student-sitting-table-3718523/. Лицензия CCO.

Гибкий интеллект включает в себя способность видеть сложные взаимосвязи и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63; Введение в психологию, nd).

Источник изображения: sranson. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/road-closed-construction-detour-2698182/. Лицензия CCO.

Значительно позже в своей карьере Кеттелл подтвердил свой противоречивый интерес к взаимосвязи между интеллектом и национальными достижениями (см. Cattell, 1983). Что сделало это исследование спорным, так это очевидный расистский подтекст исследования. Как отмечалось выше, Кеттелл утверждал, что его взгляды были вырваны из контекста и что самые противоречивые утверждения были сделаны в XIX веке. 30-х годов, прежде чем он даже приехал в Соединенные Штаты. Однако рассмотрим некоторые из следующих утверждений, написанных Кеттеллом в 1983 году.

В штате Гавайи, где мне довелось писать, есть по крайней мере дюжина этнических групп хорошего размера выборки, различающихся по расовому составу и образу жизни. Недостаток серьезности в отношении образования и отсутствие интереса к разговорам о душевных вещах можно хорошо прояснить, сравнив некоторые низшие группы (которые будут безымянными) с, скажем, высокими группами, такими как японцы, китайцы и другие. евреи, чья грамотность, успеваемость в школе и уровень занятости высоки. (стр. 12; Кеттелл, 19 лет)83)

… разница в 15 баллов в среднем ничего не говорит нам непосредственно об индивидууме, белом или черном. Это говорит нам о том, что эти две группы будут в значительной степени пересекаться… Однако оно также говорит нам, что если мы будем искать людей с коэффициентом интеллекта выше, скажем, 130… шансы найти чернокожего среди 1000 или белого среди От 1000 до более чем 130 гораздо выше во второй группе. (стр. 41; Кеттелл, 1983)

…в отношении расходов на специальное образование. Должна ли она быть на вершине, скажем, 10 % высокоодаренных детей или на отстающих 10 % тупых и отсталых детей?… Евгенист вынужден утверждать, что общественное сознание должно было с точки зрения планирования семьи сместить более высокое рождение оценка в первую очередь от I.Q. Диапазон 70-80 до I.Q. Диапазон 120-130. (стр. 59; Кеттелл, 1983)

В совокупности эти предположения приводят к очень ясному пониманию взглядов и целей Кеттелла: есть «низкие» и «высокие» группы людей, чернокожие в Америке — это «низкая» группа, расходы на специальное образование не должны тратиться на людей. с низким интеллектом семьи, в которых родились эти дети, не должны больше иметь детей, и следует использовать «изобретательное управление», чтобы гарантировать, что «высокие» группы будут иметь больше детей, а «низкие» группы — нет. Что делает эти взгляды наиболее тревожными, так это не то, что они есть у одного человека, а то, что у Кеттелла есть коллеги, которые с ним согласны. Наиболее известной в последнее время была публикация Кривая распределения Herrnstein & Murray (1994; обсуждение некоторых проблем, связанных с кривой распределения, см. в Belgrave & Allison, 2006).

Предложение таких людей, как Кеттелл, Херрнштайн и Мюррей, о том, что общество должно отказаться от целых групп людей, является бессовестным для многих людей и не должно иметь места в психологии, которая делает упор на улучшение условий жизни человека. Другая несколько противоречивая фигура, Артур Дженсен, также утверждает, что общий интеллект, или g, как он был впервые описан Спирменом, в значительной степени передается по наследству, но в то же время он признает, что даже в этом самом базовом аспекте интеллекта присутствует компонент окружающей среды. (Дженсен, 19 лет98). Принимая во внимание какую-либо роль факторов окружающей среды в интеллекте, мы должны серьезно учитывать дискриминационную практику, которая на протяжении всей истории отказывала меньшинствам в адекватном образовании, как в Америке, так и в других местах. Получив хорошее образование, чернокожие продемонстрировали такую ​​же способность к обучению, как и белые (см. Belgrave & Allison, 2006; Miller & Garran, 2008). Таким образом, вместо того, чтобы лишать людей возможности развиваться в нашем обществе, мы должны поощрять, насколько это возможно, равный доступ к системам поддержки образования.

В несколько связанной статье Роберт МакКрей и Антонио Терраччано исследовали, существует ли веская основа для определения национального характера на основе личностных черт. Люди во всех культурах имеют общие представления о том, каковы люди как в их собственной культуре, так и в других культурах, представления, которые составляют основу стереотипов. Изучив данные почти из пятидесяти разных стран, Маккрей и Терраччано пришли к выводу, что стереотипы о национальном характере необоснованны, даже при изучении впечатлений людей о своей собственной стране (McCrae & Terracciano, 2006). Ясно, что если стереотипы, основанные на личности, не являются точным отражением личности, то как стереотипы, основанные на показателях интеллекта, могут иметь значимое влияние на наши решения, касающиеся социальных программ?

Кеттелл вызвал много споров своими взглядами на национальность, расу, интеллект и достижения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts