Статьи о психологии, психотерапии, психотерапевтах и личном опыте. – Ясно
Автор: Катерина Герман, 17 мая
В мире несколько сотен направлений психотерапии, мы решили выделить основные — общепризнанные и проверенные временем — и составить по ним краткий гид. Мы попытались объять необъятное: уложить каждое направление в 500 знаков было непросто, но надеемся, нам удалось передать суть метода.
Автор: Павел Рыбаков, 28 марта
Мы реагируем на стресс мгновенно — и прежде всего с помощью тела. Почему в сложных ситуациях кто-то «бьет» или «бежит», а кто-то «замирает»? Как связаны наши телесные реакции и детский опыт? Разбираемся в тексте.
Автор: Мария Чершинцева, 27 марта
Мы склонны вычеркивать из памяти неприятные события, где столкнулись с отвержением, разочарованием, утратой или насилием — и когда нас просят о них рассказать, мы можем обнаружить, что едва ли помним, что было. Почему это происходит? Так работает вытеснение — одна из психологических защит, которая запускается в кризисных ситуациях. Разбираемся, как оно устроено.
Автор: Антон Ольховик (под редакцией Тины Вахрамянц), 13 марта
Почему проблема одного члена семьи — это проблема всей семьи? Может ли ребенок заболеть из-за того, что родители плохо ладят? Почему семейная система может «сопротивляться» изменениям в вашей жизни? Отвечаем на эти вопросы с позиций системной семейной психотерапии.Автор: Марина Волкова, 13 марта
Автор: Марина Волкова, 2 февраля
Измену принято осуждать и трудно принять — но можно понять, что заставляет человека искать отношения на стороне. Изменяя, мы бессознательно пытаемся сформировать треугольник отношений, который будет более устойчив, чем отношения в диаде. И в этом смысле измена — способ сохранять отношения с партнером, ничего в них не меняя, избегая открытой конфронтации и признания того, что отношения проходят через кризис. Разбираемся, как именно происходят эти процессы.
Автор: Марина Волкова, 31 января
Секс показывает потребность людей друг в друге, отражает и обеспечивает динамику отношений в паре. Через секс происходит сонастройка партнеров друг на друга. Через секс мы что-то делаем с другим и с самими собой.
Есть понятная, физиологическая сторона секса, а есть символическая. Сложности в сексе или его отсутствие — своего рода симптом, феномен, часть психической реальности человека. Чем может быть секс для нас? Витальной силой, с помощью которой мы переживаем глубину и подлинность жизни, или способом избежать эмоционального контакта? Возможностью разместить агрессию или направить ее на себя?
Далее →
Самое популярное 🔥
- Как понять, что пора идти к психотерапевту? 274 209 просмотров
- 10 лучших фильмов (и сериалов) о психотерапии 171 320 просмотров
- 9 главных запросов, с которыми обращаются к психотерапевту 88 957 просмотров
- Как устроены абьюзивные отношения? И почему из них так сложно выбраться? 75 211 просмотров
- Поговорим об отношениях 73 833 просмотра
- 10 лучших youtube-лекций по психотерапии 60 146 просмотров
- В чем разница между психологом, психиатром и психотерапевтом? 56 776 просмотров
- 10 главных психологических защит 55 364 просмотра
- Пять частых проблем в отношениях (и способы их решения) 39 082 просмотра
- Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический 38 663 просмотра
Восемь стадий развития личности: через что мы проходим
49 381
Познать себяЧеловек среди людей
1.
От рождения до 1 годаИменно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям.
В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками на следующих этапах развития. Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.
Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы сделать сам
Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.
2. От года до 3 лет
Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились самостоятельными.
Однако многим взрослым иногда не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы сделать сам. В результате у малыша развиваются стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение между самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может измениться.
3. От 3 до 6 лет
В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.
Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.
Чувство вины может впоследствии стать причиной развития сексуальной дисфункции
Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя, становятся ведомыми и зависимыми от других. Кроме того, им будет недоставать решимости и целеустремленности.
Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, сексуальной дисфункции, а также психопатического поведения.
4. От 6 до 12 лет
В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировали о разных профессиях.
Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я — то, чему я научился».
5. От 12 до 19 лет
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».
Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.
Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.
6. От 20 до 25 лет
Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, — символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда — вступаем в брак.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы
Положительный полюс этой стадии — близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.
На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.
7. От 26 до 64 лет
В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность).
В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.
В результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности
Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.
8. От 65 лет до смерти
В 65 лет, по Эриксону, наступает старость — время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.
Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности — оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла.
Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.
Об эксперте
Алексей Аверьянов — психолог-консультант, логотерапевт, доцент Московского института психоанализа, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии и Профессиональной гильдии психологов.
Текст:Юлия ТарасенкоИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Я сам ходил налево, но измену жены забыть не могу». Часть 2. Встреча с соперником
«Как ответить директору, который ко мне пристает?»
Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей
Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их
5 ошибок, которые вы наверняка совершаете в отношениях
Как определить тип привязанности — просто прочитайте слова любимых песен
«Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»
Худший день недели: социологи выяснили, когда россияне чувствуют себя несчастными
Объяснение стадий психосоциального развития Эрика Эриксона
В 1623 году Уильям Шекспир писал: « один человек в свое время играет много ролей, его действия составляют семь возрастов », от крика младенца до окончательного забвения.
Триста лет спустя психолог Эрик Эриксон предложил более современный и менее предвзятый по отношению к половому признаку (равноправие был большой проблемой в Тюдоровской Англии) подход к психологической трансформации.
В Детство и общество г. Эриксон (1950) исследовал и нанес на карту личностное развитие людей на протяжении всей их жизни.
Эриксон, психоаналитик и профессор Гарварда, создал то, что впоследствии стало самой популярной и влиятельной теорией человеческого развития в психологии. Его модель, включающая восемь стадий психосоциального роста, заменила противоречивую теорию Фрейда, сосредоточенную на психосексуальном развитии.
Возможно, наиболее важно то, что каждая стадия — под влиянием биологических, психологических и социальных факторов — была последовательной: от рождения к младенчеству, от детства к взрослой жизни, от среднего возраста к, наконец, к старости.
И, в отличие от других теорий, трансформация личности не заканчивалась в подростковом возрасте, а, возникая в результате конфликта, продолжалась до конца.
В этой статье исследуются восемь стадий, составляющих теорию развития Эриксона, после чего обсуждаются последующие критические замечания и наши собственные ресурсы для поддержки роста и развития сильных сторон.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Стадии психосоциального развития
- Этап 1: Доверие Против Недоверие
- Стадия 2: Автономия Против Стыд и Сомнение
- Этап 3: Инициатива Против Чувство вины
- Стадия 4: Промышленность Против Неполноценность
- Стадия 5: Личность Против Ролевая путаница
- Стадия 6: Близость Против Изоляция
- Стадия 7: Генерация Против Застой
- Стадия 8: Целостность Против Отчаяние
- Критика теории Эриксона
- 5 книг по теме
- Релевантные ресурсы PositivePsychology.
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Стадии психосоциального развития
Эрик Эриксон (19 лет)58, 1963) Теория психосоциального развития предполагает, что наша личность проходит восемь стадий развития от младенчества до старости.
Он утверждал, что социальный опыт ценен на протяжении всей жизни, причем каждый этап можно узнать по конкретному конфликту, с которым мы сталкиваемся между нашими психологическими потребностями и окружающей социальной средой.
Чтобы стать полноценными, уверенными в себе членами общества, мы должны успешно пройти каждый этап и разрешить два конфликтующих состояния; например, доверие против недоверие и автономия против стыд .
В случае успеха мы обретаем основные человеческие добродетели и здоровую личность; мы хорошо адаптируемся и лучше подготовлены к трудностям в дальнейшей жизни.
Неудача, с другой стороны, приводит к трудностям в навигации по нашему будущему и глубокому влиянию на наше самоощущение, нашу личность. Остается чувствовать себя неадекватно.
На приведенной ниже диаграмме представлены восемь психологических стадий Эриксона и напряженность, наиболее актуальная на определенных этапах жизни (изменено из Syed & McLean, 2018).
Обратите внимание, что приведенные ниже возрастные диапазоны указывают на стадии, описанные Эриксоном, и различаются в литературе.
Этап 1:
Доверие Против НедовериеНа первом этапе психосоциальной модели Эриксона младенчество имеет решающее значение для нашего психосоциального развития.
В течение наших первых 18 месяцев мы не уверены в мире, в котором находимся, и должны развить базовое доверие.
В конце концов, мы полностью полагаемся на наших опекунов в плане тепла, любви, стабильности и заботы. Если мы надежны и предсказуемы, мы обретаем уверенность, чувство защищенности и ощущение безопасности в мире (Syed & McLean, 2018).
Если помощь непоследовательна и ненадежна, то доверие рухнет. Например, когда опекуны отвергают нас, не удовлетворяют наши потребности или эмоционально отстранены, мы можем прийти к выводу, что не можем полагаться на взрослых.
Неудача на первом этапе приводит к развитию страха, недоверия, подозрительности, беспокойства и, в конечном счете, веры в непредсказуемость мира. Мы можем начать беспокоиться, полагая, что не можем контролировать или влиять на окружающую среду.
Хороший баланс между доверием и недоверием означает, что мы остаемся открытыми для опыта и в то же время осознаем потенциальную опасность. В конце концов, маловероятно и неразумно, чтобы ребенок стал полностью доверять или полностью не доверять.
Успех на первом этапе ведет к добродетели надежды – чувству, что в какой бы кризис мы ни попали, рядом будет кто-то, кто поддержит и поможет.
Стадия 2:
Автономия Против Стыд и СомнениеВторая стадия фокусируется на раннем детстве – от 18 месяцев до трех лет – когда мы обретаем независимость и повышенное восприятие контроля над своими физическими навыками (Эриксон , 1958, 1963).
Несмотря на то, что мы находимся на ранней стадии развития, мы начинаем развивать повышенное чувство личного контроля и приобретаем чувство независимости.
Обычно примерно в это время родители, учителя и опекуны начинают предоставлять детям некоторую степень выбора, позволяя им выполнять действия самостоятельно. Поэтому мы становимся все более подвижными и развиваемся физически, утверждая свою самостоятельность, одеваясь, играя с другими детьми и игрушками.
По словам Эриксона, приучение к горшку имеет решающее значение для обучения физическому контролю и, в конечном счете, для развития самостоятельности.
Успех в телесных функциях и контроль над простым выбором приводит к ощущению личной силы, чувства автономии, большей независимости и большему ощущению способности выжить в этом мире.
На втором этапе родители должны ожидать и поощрять своего ребенка исследовать границы, осторожно расширяя их, избегая при этом критики, когда они терпят неудачу. Возникающее в результате чувство безопасности и уверенности имеет решающее значение для нашего продвижения на последующих этапах и ведет к добродетели воли.
Однако, если нас чрезмерно критикуют и контролируют или мешают заявить о себе, мы можем чувствовать себя неспособными выжить, испытывать недостаток самоуважения и чрезмерно зависеть от других. Действительно, чувствуя чувство стыд из-за несчастных случаев в туалете может повлиять на наше чувство личного контроля и повысить уровень сомнений.
Соответствующий баланс между стыдом, сомнением и автономией необходим для добродетели воли – ребенка, верящего, что он может действовать намеренно, а не испытывать чувство неадекватности и сомнения.
Этап 3:
Инициатива Против ВинаТретий этап психосоциального развития Эриксона происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет.
На этом этапе нашего психосоциального развития — когда возникает конфликт между
Нашим родителям наше поведение может показаться энергичным, чрезмерно напористым или даже агрессивным, и тем не менее мы изучаем наши навыки межличностного общения.
Если нас слишком ограничивают от такого исследования — либо из-за родительского контроля, либо из-за усиленной критики — у нас может развиться чувство вины. Точно так же, хотя постоянные вопросы на этом этапе могут иногда утомлять, если опекуны ограничивают их, мы можем считать себя помехой, препятствующей нашему взаимодействию с другими.
И все же, если мы добьемся успеха на третьем этапе, мы научимся чувствовать себя способными, защищенными и способными проявить инициативу.
Если мы потерпим неудачу, мы можем страдать от чувства вины и неуверенности в себе и станем менее склонными к лидерству.
Успех на третьем этапе жизненно важен для развития целеустремленности, а не чувства вины. Однако баланс между инициативой и чувством вины остается ключом к развитию здорового мышления.
Стадия 4:
Промышленность Против НеполноценностьНа четвертом этапе психосоциальной теории Эриксона — в возрасте от 5 до 12 лет — мы погружаемся в мир образования, учимся читать, писать и решать математические задачи (Erikson, 1958, 1963).
Учителя играют важную роль в нашем постоянном росте на этом этапе. В то же время группы сверстников и социальные взаимодействия приобретают все большее значение для развития нашей самооценки, и чувство гордости возникает по мере того, как мы успешно выполняем или завершаем задачи.
Действительно, получение одобрения является мотивирующим фактором, и вскоре мы учимся связывать его с демонстрацией определенных компетенций, которые ценятся нашими сверстниками и взрослыми.
За эти годы требования к нам значительно возросли; для нас становится важным научиться справляться со многими социальными и академическими ожиданиями (Syed & McLean, 2018).
В случае успеха развитие приводит к достоинству компетентности, в то время как неудача может привести к чувству неполноценности, когда мы чувствуем себя неспособными использовать определенные навыки.
Равновесие на четвертом этапе приводит к чувству выполненного долга и компетентности, и мы начинаем верить в свою способность справляться с существующими и новыми ситуациями.
Действительно, умение терпеть неудачи может быть важным элементом нашего взросления, что ведет к развитию скромности, а успех удовлетворяет нашу базовую психологическую потребность в чувстве компетентности (Ryan & Deci, 2018).
Стадия 5:
Личность Против Ролевая путаницаПодростковый возраст может быть пугающим как для подростков, так и для родителей.
Новые возможности, опыт и изменения тела и разума на пятой стадии имеют решающее значение для нашего понимания того, кто мы есть, и оказывают значительное влияние на наши взрослые годы.
Эти годы становления – в возрасте от 12 до 18 лет – обеспечивают ценное и глубокое исследование убеждений, целей и ценностей при поиске личной идентичности и самоощущения.
Переход между детством и взрослой жизнью имеет решающее значение. Мы становимся все более независимыми и начинаем задумываться о карьере, семье, друзьях и своем месте в обществе.
Согласно Эриксону (1963), пятая стадия психосоциального развития существует « между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый. »
Таким образом, для молодых людей жизненно важно изучить роли, которые мы можем принять, когда станем взрослыми, в том числе в сексуальном плане, по мере того, как меняется образ нашего тела.
Успех приводит к убеждению, что мы остаемся верными тому, кто мы есть, что выражается в верности . Эриксон утверждает, что мы врастаем в наши тела и начинаем формировать свою личность в результате наших постоянных исследований. И при соответствующем поощрении и подкреплении мы движемся к большей независимости и более сильному чувству контроля и собственного «я» (Marcia, 2010).
В противном случае наша неспособность создать чувство идентичности в обществе (« Кто я? Я не знаю, что я хочу делать, когда стану старше
») приводит к замешательству и плохому чувству себя. Эта неудача может привести только к неуверенности и неуверенности в себе, в своем будущем и в том, где мы находимся.Успех на пятом этапе, по Эриксону, ведет к верности – соответствию стандартам и ожиданиям социальной группы, к которой мы принадлежим. В конце концов, наше сознательное ощущение себя является результатом этого социального взаимодействия и имеет решающее значение для нашего баланса между идентичностью и путаницей.
В конечном счете, идентичность обеспечивает наше целостное ощущение себя — избегая кризиса идентичности — которое будет длиться всю нашу жизнь, определяя, как мы себя ведем и во что верим.
Стадия 6:
Близость Против ИзоляцияБудучи молодыми взрослыми, мы стремимся исследовать личные отношения и наше желание формировать близкие отношения.
На шестом этапе теории психосоциального развития Эриксона взрослость 9Действие 0004 происходит в возрасте от 18 до 40 лет. В это время может возникнуть серьезный конфликт, когда мы пытаемся сформировать долгосрочные обязательства вне нашей семьи с разной степенью успеха.
И тем не менее, положительные результаты приводят к здоровым, счастливым отношениям, которые являются надежными и прочными, развивая добродетель любви . Эриксон (1963) считает, что способность любить знаменует окончательный успех шестой стадии, когда отношения значимы и продолжительны.
Неспособность – будь то вне нашего контроля или под нашим контролем – сформировать соответствующие связи или избегать близости может привести к одиночеству, чувству изоляции и депрессии.
Те, у кого плохое чувство собственного достоинства, обычно эмоционально изолированы и менее привержены отношениям.
близость против изоляция стадия основывается на успехе или неудаче пятой стадии. В конце концов, сильное чувство личной идентичности имеет решающее значение для развития близких и крепких отношений.
Стадия 7:
Генерация Versus ЗастойСедьмая стадия психосоциального развития приходится на возраст от 40 до 65 лет.
Во время среднего возраста мы проявляем нашу потребность в долголетии, не обязательно в физическом смысле, но как продолжение жизни в наших детях или долгосрочное влияние, которое мы оказываем на других.
Мы стремимся оставить след в мире, взрастить то, что переживет нас. Мы можем искать способы быть более продуктивными и ценными для нашего общества, глядя на более широкую картину.
Примером успеха является забота – чувство полезности в жизни, достижения чего-то и вклада в общество. Мы гордимся тем, кто мы есть, чего мы достигли, нашими детьми и кем они стали, а также крепкими отношениями с нашим партнером.
Сбой выглядит совсем иначе. Мы чувствуем, что оказали незначительное влияние на мир, не сумев оставить во Вселенной ту брешь, которую описал покойный Стив Джобс. Если это так, то мы чувствуем себя непродуктивными, незаинтересованными, разочарованными и оторванными от мира, в котором живем.
Стадия 8:
Целостность Против ОтчаяниеВ отличие от предыдущих теорий, модель Эриксона охватывала всю жизнь в целом « от колыбели до могилы ». возраст до смерти — известный как срок погашения .
Это стадия размышления. Мы замедляемся, менее продуктивны и тратим время на анализ наших достижений на протяжении всей жизни.
Успех заключается в вере в то, что мы достигли своих целей и обрели счастье, что приводит к ощущению целостности , «чувству согласованности и цельности» (Эриксон, 1982). Мы чувствуем, что достигли многого и готовы встретить свой конец с чувством мира. Успех ведет к добродетели мудрости – чувству завершенности.
С другой стороны, неудача может быть воспринята как отчаяние и сожаление о том, что не сделано, не завершено или допущено. Мы горько относимся к прошлому и настоящему, боимся, что доживем до конца, не чувствуя, что прожили хорошо.
Критика теории Эриксона
Хотя теория психосоциального развития Эриксона оказала невероятное влияние, она столкнулась с рядом проблем, в том числе (Marcia, 2010; McCrae & Costa, 1997; Браун и Лоуис, 2003 г. ; Orenstein, 2020):
- Этапы могут идти не по порядку и не в указанном порядке.
- Возрастной диапазон для каждой стадии может быть неправильным.
- Восьмая стадия предполагает переход от активности к пассивности, но многие люди являются высокопродуктивными и активными членами сообщества в более зрелом возрасте.
- Поиск идентичности может происходить много раз на протяжении всей нашей жизни, а не только в подростковом возрасте.
- Процессы разработки на каждом этапе неясны.
- Как человек разрешает конфликты и переходит к следующему этапу? Единый универсальный механизм кажется маловероятным.
- Как мы на самом деле определяем успех? В конце концов, идея баланса будет различаться между людьми, культурами и, со временем, внутри нас самих.
- Как мы разрешаем такие конфликты в дальнейшей жизни?
В Insight and Responsibility Эриксон (1964) сам признает некоторые из вышеперечисленных моментов. Он предполагает, что теория предлагает описательный обзор психосоциального развития и не пытается определить подробные механизмы или вовлеченные этапы.
5 Книги по теме
Эрик Эриксон имел долгую карьеру и оставил обширное наследие. Ниже приведен сокращенный список его ключевых работ, а также другие руководства по его теории.
- Детство и общество – Эрик Эриксон (Amazon)
- Проницательность и ответственность – Эрик Эриксон (Amazon)
- Идентичность: Молодежь и кризис – Эрик Эриксон (Amazon)
- Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона – Лоуренс Фридман (Амазонка)
- Оксфордский справочник по развитию идентичности – Кейт Маклин и Мойн Сайед (Amazon)
- Энциклопедия интеллектуальных расстройств и нарушений развития SAGE – Эллен Браатен (редактор) (Amazon)
Релевантные ресурсы PositivePsychology.com
На сайте PositivePsychology. com есть множество ресурсов, которые помогут вам изучить вопросы личного развития:
- Научитесь концентрироваться на своих сильных сторонах, а не на слабостях, используя модель «Осознай, исследуй, применяй».
- Используйте руководство «Изучение сильных сторон характера», чтобы определить и поразмышлять над своими сильными сторонами.
- «Принятие установки на рост» представляет собой отличное руководство по замене фиксированного мышления на заявления о росте.
Мастер-класс «Максимизация сильных сторон»© — это лучший инструмент, который поможет вам и другим определить и развить свои сильные стороны. Этот пакет коучинга — именно то, что вам нужно, чтобы стать практиком, основанным на сильных сторонах, и помочь клиентам раскрыть свой потенциал.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Послание на вынос
Психосоциальная модель Эриксона распространяет идею личностного развития на всю нашу жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая старостью.
Его работа была новаторской. Поэтапная психосоциальная теория привела к переосмыслению того, как мы развиваемся как люди, и к осознанию того, что мы продолжаем расти на протяжении всей жизни, а не только в наши ранние годы.
Тем не менее, мы должны понимать, что модель является скорее полезным инструментом, чем поддающейся проверке теорией; это дает призму, через которую мы можем рассмотреть нашу пожизненную трансформацию, а не предписанный набор шагов.
И все же самая сильная сторона модели — ее способность связывать нашу психологическую трансформацию от физического рождения до смерти, преодолевая по пути конфликты.
Хотя мы можем задаться вопросом, подходят ли эти этапы лично нам, мы признаем этапы, последовательность нашего развития и то, как мы переносим полученные знания в более позднюю жизнь.
Используйте модель Эриксона вместе с предоставленными инструментами личного развития, чтобы взглянуть на человеческий рост с течением времени, предлагая глубокий анализ и фокус на диалоге и самопознании.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три упражнения по позитивной психологии.
- Браатен, Э. (2018). Энциклопедия SAGE по нарушениям интеллекта и развития. ШАЛФЕЙ.
- Браун, К., и Лоуис, М.Дж. (2003). Психосоциальное развитие пожилых людей: исследование девятой стадии Эриксона. Журнал исследований старения, 17 (4), 415–426.
- Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нортон.
- Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории. Нортон.
- Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов. Основные книги.
- Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность. Нортон.
- Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис. Нортон.
- Эриксон, Э. Х. (1982). Жизненный цикл завершен. Нортон.
- Фрейдман, LJ (1999). Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона. Издательство Гарвардского университета.
- Марсия, Дж. Э. (2010). Жизненные переходы и стресс в контексте психосоциального развития. В TW Miller (Ed.), Справочник по стрессовым переходам на протяжении всей жизни (стр. 19–34). Springer Science + Business Media.
- Маклин, К. К., и Сайед, М. У. (2015). Оксфордский справочник по развитию личности . Издательство Оксфордского университета.
- Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52 (5), 509.
- Оренштейн, Г. (2020, 9 марта). Эриксоновские стадии психосоциального развития. Получено 28 июля 2020 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK556096/ .
- Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2018). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Гилфорд Пресс.
- Сайед, М., и Маклин, К. К. (2018). Эриксоновская теория психосоциального развития. В E. Braaten, SAGE энциклопедия интеллектуальных нарушений и нарушений развития. ШАЛФЕЙ.
Эриксон Стадии психосоциального развития простым языком
Эрик Эриксон — это имя, которое вы можете заметить снова и снова в журналах для родителей, которые вы просматриваете. Эриксон был психологом развития, специализирующимся на детском психоанализе, и был наиболее известен своей теорией психосоциального развития.
Психосоциальное развитие — это просто причудливая фраза, которая относится к тому, как индивидуальные потребности человека (психологические) сочетаются с потребностями или требованиями общества (социальными).
Согласно Эриксону, человек проходит через восемь стадий развития, которые дополняют друг друга. На каждом этапе мы сталкиваемся с кризисом. Разрешая кризис, мы развиваем психологические силы или черты характера, которые помогают нам стать уверенными и здоровыми людьми.
Теория психосоциального развития Эриксона дает нам возможность рассматривать развитие человека на протяжении всей жизни. Но, как и у всех теорий, у нее есть свои ограничения: Эриксон не описывает точно, как разрешаются конфликты. Он также не подробно описывает, как вы переходите от одного этапа к другому.
Несмотря на это, читая этапы ниже, вы можете кивать в знак согласия, когда узнаете себя или своего ребенка.
От рождения до 12–18 месяцев
Первый этап теории Эриксона начинается с рождения и продолжается до достижения ребенком первого дня рождения и немного дольше.
Вы, наверное, замечали, что ваш малыш полностью зависит от вас во всем: в еде, тепле, комфорте. Будьте рядом со своим малышом, даря ему не только физическую заботу, но и много любви — не нужно сдерживать объятия.
Удовлетворяя эти основные потребности, вы учите их тому, что они могут на вас положиться. Это создает в них психологическую силу доверия. Чувствуя себя в безопасности, ваш ребенок будет готов познавать мир.
Что происходит, когда вы ошибаетесь? Может быть, вы кричите время от времени. Или вы не хотите читать очередную сказку на ночь. Не волнуйтесь: Эриксон признает, что мы всего лишь люди.
Ни один младенец не растет в идеальном мире. Периодическая турбулентность вызывает у вашего ребенка легкую настороженность. При этом, когда они будут готовы познать мир, они будут следить за препятствиями.
Но что происходит, когда родители постоянно непредсказуемы и ненадежны? Дети, чьи потребности не удовлетворены, будут смотреть на мир с тревогой, страхом и недоверием.
От 18 месяцев до 3 лет
Вы понимаете, что достигли этого рубежа, когда ваш малыш начинает отстаивать свою независимость. Они осознают, что могут делать некоторые вещи сами — и настаивают на этих вещах.
Совет от профессионала: вместо того, чтобы беспокоиться о том, что детский сад поставит под сомнение вашу способность быть родителем из-за того, что ваш малыш носит обувь не на той ноге — после того, как наденет ее на себя, — будьте мудры и отпустите его вот так.
На этом этапе у вашего малыша уже есть предпочтения в еде. Так что пусть сами выбирают закуски. Или пусть сами выбирают, какую рубашку надеть. (Совет по выживанию: дайте им две рубашки на выбор.) Конечно, бывают случаи, когда их одежда просто не подходит друг другу. Улыбайтесь и терпите, потому что предоставление им свободы выбора означает помощь в повышении их самооценки.
Еще одна важная новость: ваш малыш готов к приучению к туалету. Умение контролировать свои телесные функции дает им чувство независимости или автономии.
Дети, успешно прошедшие этот этап, будут верить в себя и чувствовать себя уверенно в своих способностях. По словам Эриксона, дети, которым не дают возможности самоутвердиться (в установленных вами пределах), будут бороться с чувством неадекватности и неуверенностью в себе.
От 3 до 5 лет
Это дошкольный возраст. Когда ваш ребенок общается и играет с другими людьми, он узнает, что может проявлять инициативу и контролировать происходящее.
Вы можете поощрять ребенка планировать, достигать целей и брать на себя ответственность, обеспечив ему множество возможностей для взаимодействия с другими людьми. Позвольте им исследовать мир в установленных вами пределах. Отведите их в гости к пожилым людям и раздайте шоколадки. Устройте для них встречи со сверстниками.
И не забывайте, что вы тоже можете быть товарищем по играм. Дайте ребенку возможность руководить шоу, позволив ему быть учителем, врачом или продавцом, а вы будете играть роль студента, пациента или покупателя.
Вот когда ваш ребенок начинает задавать бесконечные вопросы. Иногда ваш миниатюрный философ будет задаваться вопросом, куда деваются собаки после того, как они умерли, когда вы только что устроились, чтобы посмотреть шоу, которое вы пропустили, потому что вы взяли их на второе игровое свидание. Вдохните. Отвечая на эти вопросы с неподдельным интересом, вы вкладываете деньги в позитивную самооценку вашего ребенка.
Этот этап — это нечто большее, чем просто командование. Благодаря как социальному взаимодействию с другими людьми, так и игре, ваш ребенок развивает уверенность в себе и учится получать удовольствие от целеустремленности.
Однако, если родители контролируют или не поддерживают своего ребенка при принятии решений, ребенок может быть не в состоянии проявить инициативу, ему может не хватать амбиций, и он может испытывать чувство вины. Непреодолимое чувство вины может помешать ребенку взаимодействовать с другими и сдерживать его творчество.
От 5 до 12 лет
Ваш ребенок пошел в начальную школу. Здесь они приобретают новые навыки. Здесь также расширяется их круг влияния.
У вашего ребенка много учителей и сверстников. Они могут начать сравнивать себя с другими. Если они решат, что преуспевают в учебе, в спорте, в искусстве или в обществе, у вашего ребенка разовьется чувство гордости и достижений. (Осторожно: они также будут сравнивать свою семью с другими семьями.)
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в одной области, поищите другую область, в которой он может проявить себя. Помогите своему ребенку развить свои сильные стороны в областях, в которых у него есть природный талант.
Возможно, они не одарены математикой, но, возможно, умеют рисовать или петь. Они естественно терпеливы с младшими детьми? Позвольте им помочь с заботой о своих братьях и сестрах.
Когда ваш ребенок добьется успеха, он почувствует себя трудолюбивым и поверит, что может ставить цели и достигать их. Однако, если у детей повторяется негативный опыт дома или они чувствуют, что общество слишком требовательно, у них может развиться чувство неполноценности.
От 12 до 18 лет
Подростковый возраст. Это ваш шанс обновить навыки глубокого дыхания, которые вы развили, когда ваш ребенок был еще маленьким.
На этом этапе психосоциального развития ваш ребенок сталкивается с проблемой развития чувства собственного достоинства. Они формируют свою идентичность, исследуя свои убеждения, цели и ценности.
На вопросы, с которыми они сталкиваются, нелегко ответить: «Кто я?», «Кем я хочу работать?», «Как я вписываюсь в общество?» Добавьте ко всей этой неразберихе вопрос «Что происходит с моим телом?» и вы, вероятно, помните смятение, которое вы чувствовали в подростковом возрасте. На пути к себе большинство подростков исследуют разные роли и идеи.
Как вы можете помочь своему подростку успешно разрешить этот психосоциальный конфликт?
Хотя Эриксон не совсем ясен, знайте, что поддержка и подкрепление, которые вы даете своему ребенку, жизненно важны для формирования его личности. Кроме того, опыт и социальные взаимодействия вашего ребенка формируют его поведение и идеалы.
Подростки, успешно пережившие этот кризис, уйдут с сильным чувством идентичности. Они смогут отстаивать эти ценности, несмотря на проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущем.
Но когда подростки не ищут себя, у них может не развиться сильное чувство собственного достоинства и не будет ясного представления о своем будущем. Такое же замешательство может возникнуть, если вы, как их родитель, попытаетесь заставить их соответствовать вашим собственным ценностям и убеждениям.
От 18 до 40 лет
Здесь вы, вероятно, начинаете кивать, узнавая себя. Помните, мы говорили, что каждый этап строится на следующем? Люди с сильным чувством идентичности теперь готовы делиться своей жизнью с другими.
Сейчас самое время вложиться в обязательства перед другими. Психосоциальная проблема сейчас, по словам Эриксона, состоит в том, чтобы построить долгосрочные любовные отношения, в которых чувствуешь себя в безопасности.
Когда люди успешно завершают этот этап, они уходят с безопасными отношениями, наполненными преданностью и любовью.
Согласно этой теории, люди, которым не удалось успешно пройти предыдущий этап и у которых нет сильного чувства идентичности, как правило, не могут строить серьезные отношения.
Им не хватает безопасности и теплоты любовных отношений, они чаще испытывают одиночество и депрессию.
Связанный: Как распознать и преодолеть проблемы с обязательствами
От 40 до 65 лет
Эта седьмая стадия характеризуется потребностью давать другим. На домашнем фронте это означает воспитание детей. Это также может означать участие в общественных благотворительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на улучшение общества.
На рабочем месте люди стремятся преуспевать и быть продуктивными. Не расстраивайтесь, если вы не можете найти время, чтобы все это уместить — возможно, вам просто придется немного подождать, пока маленькие люди в вашем доме перестанут быть такими требовательными.
Люди, успешно завершившие этот этап, получают удовлетворение от осознания того, что вы нужны. Они чувствуют, что приносят пользу своим семьям, обществу и месту работы.
Однако без положительной обратной связи в этих областях люди могут столкнуться с застоем. Разочарованные тем, что они не могут создать семью, добиться успеха на работе или внести свой вклад в общество, они могут чувствовать себя оторванными от жизни. Они могут не чувствовать мотивации вкладывать средства в личный рост или в производительность.
Связано: Ваша продуктивность не определяет вашу ценность
Старше 65 лет
Это стадия размышлений. В позднем взрослом возрасте, когда темп жизни замедляется, люди оглядываются на свою жизнь, чтобы оценить, чего они достигли. Люди, которые гордятся тем, что они сделали, испытывают искреннее удовлетворение.
Однако люди, не завершившие предыдущие этапы, могут испытывать чувство потери и сожаления. Если они считают свою жизнь непродуктивной, они становятся неудовлетворенными и впадают в депрессию.
Интересно, что эта последняя стадия, по словам Эриксона, является одной из фаз. Люди часто чередуют чувства удовлетворения и сожаления. Оглядываясь назад на жизнь, чтобы получить ощущение завершения, это может помочь встретить смерть без страха.
Stage | Conflict | Age | Desired outcome |
---|---|---|---|
1 | Trust vs. mistrust | Birth to 12–18 months | A sense of trust and security |
2 | Автономия против стыда и сомнения | 18 месяцев до 3 лет | Чувства независимости приводят к убеждению в себе и своих способностях |
3 | |||
3 | 3 | ||
3 | |||
3 | |||
3 | |||
3 | |||
3 | |||
Уверенность в себе; способность проявлять инициативу и принимать решения | |||
4 | трудолюбие или неполноценность | от 5 до 12 лет | чувство гордости и достижения |
5 | Идентичность или путаница | 12–18 лет | Сильное чувство идентичности; a clear picture of your future |
6 | Intimacy vs. isolation | 18 to 40 years | Safe relationships filled with commitment and love |
7 | Generativity vs.Related Posts |