Стадии развития по эриксону таблица: Возрастная периодизация Эриксона — Мамсила

Восемь стадий развития по Эриксону

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание.

Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла.

На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Таблица психосоциальных стадий развития, свойственных им конфликтов, социальных условий и обусловленного ими исхода
Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года): Орально-сенсорная
Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?
Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Доверие
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность Недоверие
Стадия 2 (от 2 до 3 лет): Мышечно-анальная
Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять собственным поведением?
Разумная дозволенность, поддержка. Автономия
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Стыд и сомнение
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет): Локомоторно-генитальная
Предмет конфликта развития:
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Поощрение активности, наличие возможностей. Инициатива
Отсутствие возможностей, неодобрение активности Вина
Стадия 4 (от 6 до 11 лет):Латентная
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки. Трудолюбие
Плохое обучение, отсутствие руководства Чувство неполноценности
Стадия 5 (от 12 до 18 лет): Отрочество и юность
Предмет конфликта развития: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Идентичность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость): Молодость
Предмет конфликта развития: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
Душевная теплота, понимание, доверие. Близость
Одиночество, остракизм Изоляция
Стадия 7 (взрослость): Взрослость
Предмет конфликта развития: Что я могу предложить будущим поколениям?
Целеустремленность, продуктивность. Генеративность
Обеднение личной жизни, регрессия Стагнация
Стадия 8 (зрелость): Зрелость
Предмет конфликта развития: Доволен ли я прожитой жизнью?
Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Целостность эго
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью Отчаяние

Стадия 1. Доверие или недоверие.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

Стадия 2.Автономия или стыд и сомнение.
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

Стадия 3.Инициатива или чувство вины.
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

Стадия 4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Стадия 5.Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли.

Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Стадия 6.Близость или изоляция.
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

Стадия 7. Генеративность или стагнация.
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

Стадия 8. Целостность эго или отчаяние.
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

Тэги : Эриксон стадии развития восемь кризисов психосоциальная адаптация психология

#

Тэги : #

Возрастная Периодизация Э. Эриксона


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Пользуясь файлом «Приложение 1»; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, заполните таблицу по периодизации стадий Э.Эриксона.

Возрастная Периодизация Э. Эриксона

Стадии развития

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Стадия 1 (от рождения до года)

Орально — сенсорная

Могу ли я доверять миру?

  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.

  • Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность

Доверия

Недоверие



Стадия 2 (от 2 до 3 лет)

Мышечно- анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

  • Разумная дозволенность, поддержка

  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия

Автономия

Сомнение


Стадия 3 (от 4 до 5 лет)

Локомоторно — генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

  • Поощрение активности, наличие возможностей

  • Отсутствие возможностей, неодобрение активности

Инициатива

Вина


Стадия 4 (от 6 до 11 лет)

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки

  • Плохое обучение, отсутствие руководства

Трудолюбие

Чувство неполноценности



Стадия 5 (от 12 до 15 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

  • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь

  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Идентичность

Смешение ролей



Стадия 6 (Молодость)

Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

  • Душевная теплота, понимание, доверие

  • Одиночество, остракизм

Близость

Изоляция


Стадия 7 (взрослость)

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

  • Целеустремленность, продуктивность

  • Обеднение личной жизни, регрессия

Генеративность

Стагнация


Стадия 8 (зрелость)

Зрелость

Доволен ли я прожитой жизнью?

  • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности

  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

Целостность Эго

Отчаяние

Задание 2.

Цель: закрепить представления о развитии возрастной психологии, основываясь на теориях психического развития.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Пользуясь файлом во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти», главу 8; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, заполните таблицу (кратко и конкретно).


Различные подходы к изучению психического развития

Теории психического развития

Характеристика (суть подхода)

Биогенетический подход

Основная детерминанта развития — наследственность. Развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков.

Делается акцент на внутренних причинах психического развития.


Теории рекапитуляции

Человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Психоаналитический подход к развитию ребенка

3. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.


Социогенетический подход

Концепция э. Эриксона

В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

Когнитивные теории

развитие «состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума»

Концепция ж. Пиаже

В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие.

Персоногенетический подход

Ученые отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К.-Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Экологическая модель развития

Согласно этой модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец.

Задание 3.

Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание: Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»; или В.С. Мухина «Возрастная психология», III раздел, либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.


Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

Происходит решение задач личностного выбора, обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.

Противоречива. На основе суждений взрослых

Противоречива. На основе саморефлексии

На основе отдельных поступков

На основе всех своих поступков

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

Способны оценивать сложное поведение (особенности взаимоотношений, поступки других людей…)

Задание 4.

Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание: Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Реан А. А. «Психология человека от рождения до смерти»; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования.  Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».


Возрастной период

Хронологические рамки

Ведущая потребность

Социальная

ситуация

развития


Ведущий

вид

деятельности


Психологические

новообразования


Кризисы возрастов

Юношеский возраст

12-20 лет

Общение

Сверстник как субъект и объект отношений;

Взрослый как старший соратник

Учебно- профессиональная деятельность


-Рефлексия

— Система ценностей

— Формирование логического интеллекта

-гипотеко- дедуктивное мышление


15 лет

17 лет


Период зрелости

20-64 лет

Создание семьи и воспитание детей

Активное включение человека в сферу общественного производства

Труд

-Семейные отношения

— Профессиональная компетентность


30 лет

40 лет


Период старения

65- смерть

Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций

Отход от активного участия в производительной жизни общества

Сохранение личности человека, передача собственного опыта

Отношение человека к своей жизни, возникновение мудрости, отношение к смерти

55-65 лет

Задание 5.

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание: Пользуясь учебником во вкладке «библиотека» Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти, либо любым другим источником в интернете, прочитайте текст, определите:

1) О каком возрастном этапе идет речь?

2) Какой кризисный период описан?

3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?

4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.

«Фаррелл и Розенберг исследовали муж¬чин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отра¬жающих его мотивационную направленность.

Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для тако¬го человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.

Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами. »

ОТВЕТ:


  1. Речь идет о периоде зрелости.

  2. В данном тексте описан кризис 40 лет.

  3. Кризис 40 лет у женщин:

1. Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования.

2. Убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста.

3. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости.

4. Каждый человек – через свою реакцию на окружающий мир – играет активную роль в том, как складывается его существование.

5. Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности. Из-за того, что мужчинам приходится свыкнуться с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему, возникает ряд проблем.

6. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение.

7. Общими для женщин среднего возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы.

8. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста – их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.


  1. Рекомендации по преодолению кризиса:

  • Прекратите искать у себя симптомы различных заболеваний. Не каждая простуда – это начинающийся рак легких;

  • Не заводите интрижку на стороне. Даже если партнер позволил себе это сделать. Молодая выпускница не вернет вам былую молодость, зато может разрушить ваш брак. Подумайте о том, как глупо вы выглядите в глазах окружающих;

  • Выходите почаще на люди. Заставляйте себя хотя бы раз в неделю выходить с супругой в ресторан, или посмотреть футбол с друзьями;

  • Не проецируйте свои проблемы и нереализованные мечты на детей. Хватит заставлять сына ходить в музыкальную школу, а дочь дополнительно заниматься математикой по выходным. В вашей жизни это уже ничего не изменит, а вот у детей вы действительно забираете детство и их собственные интересы;

  • Не покупайте себе игрушки «среднего возраста». Вы уже серьезный и взрослый человек. Подумайте о том, как глупо вы будете выглядеть на красной иномарке, или на зеленом кавасаки, после которого придется собирать ваш по частям;

  • Выключайте свои телефоны на все выходные;

  • Обратитесь за поддержкой к близкому человеку, с кем вы можете чувствовать себя безопасно, и поделитесь своими переживаниями. Обратитесь к специалисту, если ваше состояние ощущается вами, как критическое.

Скачать 39,75 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Этапы психосоциального развития Эриксона

Назад

Дополнительная помощь

Этапы психосоциального развития Эриксона были представлены в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Восемь стадий человеческого развития начинаются с рождения и продолжаются до старости. Они основаны на биологических, психологических и социальных факторах, с которыми каждый человек может столкнуться в своей жизни.

Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями – положительной/синтонической и отрицательной/дистонической.

Каковы стадии Эриксона?

Stage Psychosocial Crisis Basic Virtue Age
1. Trust vs. Mistrust Hope Birth to 18 months
2. Autonomy vs Стыд и сомнение Воля От 18 месяцев до 3 лет
3. Инициатива против вины Цель 3-6 лет
4. Промышленность против неполноценности Компетентность 6-12 лет
5. Идентификация против ролей FIDELTION
6. Intimacy vs. Isolation Love 12-20 years
7. Generativity vs. Stagnation Care 35-65 years
8. Целостность против отчаяния Мудрость 65 лет смерти

Сцена:

  1. Доверите , они чувствуют себя в безопасности. У них появится уверенность в том, что все в порядке.
  2. Самостоятельность против стыда и сомнений (от 18 месяцев до 3 лет) Малыши учатся самоконтролю, видят себя личностями и отстаивают свою волю.
  3. Инициатива против чувства вины (3–6 лет) У дошкольников начинает развиваться целеустремленность, они исследуют и делают что-то самостоятельно, а также сотрудничают с другими для достижения целей. Они понимают социальное одобрение.
  4. Трудолюбие против неполноценности (6-12 лет) Дети младшего возраста начинают соревноваться и делать то же, что и их сверстники. Они сравнивают себя с другими и сосредотачиваются на приобретении навыков, достижении результатов и ощущении своих способностей.
  5. Идентичность и смешение ролей (12–20 лет) Подростки переживают изменения в своем теле и в том, как они видят себя будущими взрослыми. Они начинают придерживаться своих принципов и убеждений, развивая чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
  6. Близость или изоляция (20–35 лет) Молодые люди должны иметь сильное чувство идентичности и сосредоточиться на поиске компании и близости. Они развивают способность предлагать и принимать как физическую, так и эмоциональную любовь.
  7. Генерация против стагнации (35-65 лет) Средний возраст — это время подумать о том, чтобы оставить наследие, быть продуктивным и вносить свой вклад в общество. Изменений может быть много: дети уходят из дома, карьеры могут меняться, тела стареют.
  8. Целостность против отчаяния (65 лет — смерть) Поздняя взрослость — это обычно время выхода на пенсию, а также важность чувства удовлетворения и гордости за свои действия в начале жизни.

Вопросы по теме

Сдать экзамен NCLEX, гарантировано

На карту может быть поставлена ​​вся ваша карьера. Не рискуйте тратить время и деньги на повторный экзамен в случае неудачи. С NCLEX Premium вы выйдете из центра тестирования, чувствуя себя так, как будто вы только что прошли тест на орфографию в первом классе.

Узнать больше

8 стадий развития Эриксона

Все маленькие дети задают себе ключевой вопрос: могут ли они доверять миру и безопасно ли это место. Это означает, что если маленький ребенок научится доверять своей матери и другим опекунам сейчас, он, вероятно, сможет доверять и другим в будущем. Если дети, напротив, испытывают страх или постоянное разочарование, у них развиваются сомнения и недоверие. Эрик Эриксон, известный психолог, разработавший знаменитую Теорию восьми стадий развития, поставил вопрос о базовом доверии и недоверии в самом начале всего будущего развития.

 

Эриксоновская теория развития

Эриксоновская теория психосоциального развития выделяет восемь стадий, через которые здоровый человек должен пройти от рождения до смерти. На каждом этапе мы сталкиваемся с разными потребностями, задаем новые вопросы и встречаемся с людьми, которые влияют на наше поведение и обучение.

 

1) Базовое доверие или недоверие, младенчество (1–2 года)

Будучи младенцами, мы спрашиваем себя, можем ли мы доверять миру, и задаемся вопросом, безопасно ли это. Мы узнаем, что если мы можем доверять кому-то сейчас, мы также можем доверять другим в будущем. Если мы испытываем страх, у нас появляются сомнения и недоверие. Ключом к нашему развитию является наша мать.

 

2) Автономия против Стыда и Сомнения, Раннее детство (2-4 года)

В раннем детстве мы ощущаем себя и открываем для себя свое тело. Мы спрашиваем: нормально ли быть мной? Если нам позволено открывать себя, то мы развиваем уверенность в себе. Если это не так, у нас может развиться стыд и неуверенность в себе. Оба родителя теперь играют главную роль.

 

3) Инициатива vs. вина, дошкольный возраст (4-5 лет)

В дошкольном возрасте мы проявляем инициативу, пробуем новые вещи и изучаем основные принципы, например, как вращаются вещи. Мы спрашиваем: нормально ли мне делать то, что я делаю? Если нас поощряют, мы можем следовать своим интересам. Если нас сдерживают или говорят, что то, что мы делаем, глупо, у нас может развиться чувство вины. Сейчас учимся всей семьей.

 

4) Трудолюбие или неполноценность, школьный возраст (5-12 лет)

Теперь мы открываем для себя собственные интересы и понимаем, что отличаемся от других. Мы хотим показать, что можем делать все правильно. Мы спрашиваем, можем ли мы сделать это в этом мире? Если мы получаем признание от наших учителей или сверстников, мы становимся трудолюбивыми, что по-другому означает трудолюбие. Если мы получаем слишком много негативных отзывов, мы начинаем чувствовать себя неполноценными и теряем мотивацию. Наши соседи и школы теперь влияют на нас больше всего.

 

5) Идентичность и смешение ролей, подростковый возраст (13–19 лет)

В подростковом возрасте мы узнаем, что у нас разные социальные роли. Мы друзья, студенты, дети и граждане. Затем многие подростки переживают кризис идентичности. Если теперь наши родители позволят нам выйти на улицу и исследовать, мы сможем найти личность. Если они заставят нас соответствовать их взглядам, мы можем столкнуться с путаницей ролей и почувствовать себя потерянными. Ключом к нашему обучению являются наши сверстники и образцы для подражания.

 

6) Близость или изоляция, ранняя взрослость (20-40 лет)

В молодости мы постепенно понимаем, кто мы, и начинаем отказываться от отношений, которые построили ранее, чтобы чтобы вписаться. Мы спрашиваем себя, можем ли мы любить? Если мы можем взять на себя долгосрочные обязательства, мы уверены и счастливы. Если мы не сможем установить близкие отношения, мы можем в конечном итоге почувствовать себя изолированными и одинокими. Наши друзья и партнеры сейчас играют центральную роль в нашем развитии.

 

7) Генерация против стагнации – взрослость (40-65 лет)

Когда нам исполняется сорок, мы чувствуем себя комфортно, творчески используем свободное время и, возможно, начинаем приносить пользу обществу. Наша забота — генеративность. Если мы думаем, что способны привести следующее поколение в этот мир, мы счастливы. Если мы не разрешили некоторые конфликты раньше, мы можем стать пессимистичными и испытать стагнацию. Сейчас больше всего на нас влияют люди дома и на работе.

 

8) Целостность эго против отчаяния,  Зрелость (65-смерть)

По мере взросления мы склонны замедляться и начинаем оглядываться на свою жизнь. Мы спрашиваем: как я поступил? Если мы думаем, что у нас все хорошо, мы развиваем чувство удовлетворенности и честности. Если нет, мы можем испытать отчаяние и стать сварливыми и озлобленными. Время сравнить нас с человечеством.

 

Об Эрике Эриксоне

Эрик Эриксон был немецко-американским психологом, который вместе со своей женой Джоан прославился своей работой в области психосоциального развития. Он находился под влиянием Зигмунда и Анны Фрейд и прославился тем, что придумал фразу «кризис идентичности». Хотя у Эриксона не было даже степени бакалавра, он работал профессором в Гарварде и Йеле.

Источники:

Эриксон.

https://en.wikipedia.org/wiki/Erikson%27s_stages_of_psychosocial_development

 

Диаграмма стадий развития Эриксона

http://www.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts